Гиперзвуковое оружие

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Что в этом направлении смогли достичь США?

В США в области создания гиперзвуковых ракет лидирует Boeing. В 2004 году разработанный этой компанией аппарат X-43 достиг скорости в 9,6 Маха на высоте в 30 км, а в 2013 аппарат X-51 достиг скорости в 5 Маха, но уже на высоте менее 20 км.

Согласно заявлению руководителя научных разработок ВВС США Грега Закариуса гиперзвуковые ракеты могут быть приняты на вооружение в начале 2020-х годов, а к началу 2030-х в США смогут создать гиперзвуковые беспилотные летательные аппараты.

Вероятнее всего, новая ракета будет основываться на технологиях отработанных в ходе запусков наиболее современного с точки зрения хронологии испытаний гиперзвукового аппарата X-51A Waverider. В мае 2013 года этот аппарат после запуска с бомбардировщика B-52 на высоте немногим более 18 км набрал гиперзвуковую скорость в 5,1 Маха и поддерживал ее на протяжении 210 секунд. На данный момент это является рекордом продолжительности «моторного» гиперзвукового полета в атмосфере (о российских опытах в этой области никаких подробностей не приводится). В ходе этого полета американские разработчики ракеты собрали большой объем данных с датчиков, установленных на ее борту.

А как же ракета «Циркон»?

В отличии от американских разработок, достоверной информации об этом изделии включая даже ее внешний вид в открытых источниках нет. На данный момент со слов российских военных и различных близким к ним экспертов о ней известно следующее:

 — Дальность полета ракеты составляет от 400 до 1000 км (по всей видимости отличается у экспериментального образца и ракеты, которая поступит на вооружения. Собственно гиперзвук, вероятно, достигается на конечном этапе полета и испытывать «большую» ракету на данном этапе не имеет смысла, к тому же запуск ракет наземного базирования с дальностью более 500 км запрещен договором РСМД).

 — Скорость ракеты «Циркон» достигла 8 Махов — на какой высоте и на каком участке траектории, а также на какой промежуток времени неизвестно. Никакой информации российские разработчики и военные, в отличии от американских коллег, решили не публиковать.

 — «Циркон» должен заменить на вооружении ВМС России тяжелую противокорабельную ракету «Гранит».

 — Запускается перспективная ракета с помощью универсальных пусковых установок 3С14, то есть на нее могут быть в короткие сроки заменены противокорабельные ракеты «Оникс» и крылатые ракеты «Калибр».

 — «Циркон» поступит на вручение советских тяжелых атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» (в ходе модернизации), а также пока не существующих атомных эсминцев проекта 23560 «Лидер», атомных подводных лодок проекта 885 М «Ясень-М» (заложена пока только одна). Кроме того «Цирконами» планируется вооружить пока находящиеся в разработке субмарины пятого поколения «Хаски».

 — Первым носителем «Цирконов» станет ТАРК «Адмирал Нахимов», который по планам военного ведомства РФ должен встать в строй к 2020 году.

Правда ли, что «Циркон» нельзя сбить существующими средствами ПВО?

Ответить на этот вопрос располагая только имеющимися в открытых источниках данными невозможно. Неизвестно — по какой траектории движется ракета, в главное на каком ее участке и как долго может поддерживать гиперзвуковую скорость.

Гиперзвук дает два преимущества — быстрое время подлета — то есть у ПРО противника остается меньше времени на реакцию, а также — высокая скорость ракеты (в идеале маневрирование на этой скорости), что затрудняет её перехват.

Существующие зенитные ракеты, могут достигать скорости, превышающие 8 Маха, но это относится к заатмосферным перехватчикам — к примеру, американская ракета SM-3 Block IIA может достигать скорости более 15 Маха, но, учитывая назначение ракет, эти скорости, судя по всему, достигаются в безвоздушном пространстве.

Проблема вероятности поражения цели ракетой, даже не смотря на гиперзвук остается комплексной задачей. Очень хорошо ее описал в интервью газете «Известия» почетный генеральный конструктор компании-разработчика «Циркона», ОАО «ВПК НПО машиностроения», профессор МГТУ имени Баумана Герберт Ефремов: «Грубо говоря, гиперзвуковая скорость — это 2 км/с. Чтобы преодолеть 30 км, надо лететь 15 секунд. На конечном же участке траектории, когда гиперзвуковой летательный аппарат приближается к объекту поражения, обязательно будут развернуты средства противоракетной и противовоздушной обороны противника, которые гиперзвуковой летательный аппарат обнаружат. А чтобы изготовиться современным системам ПВО и ПРО, если они развернуты на позициях, требуются считанные секунды. Поэтому для эффективного боевого применения одной скоростью не обойдешься никак, если ты не обеспечил радиоэлектронную незаметность и непоражаемость для систем ПВО/ПРО на конечном участке полета. Здесь будет играть роль и скорость, и возможности радиотехнической защиты аппарата собственными станциями радиотехнических помех. Всё в комплексе».

«Моторный» и «безмоторный» гиперзвук — в чем разница?

Гиперзвуковая скорость полета может быть достигнута двумя путями. Первый — так называемый «безмоторный» гиперзвук — он достигается за счет земного притяжения. Хороший пример — пуск межконтинентальной баллистической ракеты — она выходит за пределы атмосферы, набирает высокую скорость и преодолевает огромное расстояние в безвоздушном пространстве, где нет сопротивления воздуха, после чего от нее отделяется боеголовка или боевые блоки, скорость которых увеличивается до очень высоких значений при входе в атмосферу за счет притяжения Земли. В России и США ведутся работы по созданию управляемых гиперзвуковых ударных блоков для стратегических ядерных ракет. Реализация этих проектов существенно усложняет перехват блоков при помощи систем противоракетной обороны.

Но к нашей теме относится второй, так называемый «моторный» способ достижения гиперзвука. Когда Скорость более 5 Маха достигается в атмосфере (пусть на коротком участке полета и на большой высоте) только за счет установленного на летательном аппарате реактивного двигателя. Именно к такого рода объектам относятся российская ракета «Циркон» и американские экспериментальные гиперзвуковые аппараты X-43 и X-51A.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.