Оглавление
Корабли проекта
Корабли постройки АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
№ | Название | Бортовой № | Заводской № | Закладка | Спуск на воду | Передача заказчику | Место службы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | «Град Свияжск» | 652 | 631 | 27.08.2010 | 09.03.2013 | 27.07.2014 | КФл | В строю |
2 | «Углич» | 653 | 632 | 22.07.2011 | 10.04.2013 | 27.07.2014 | КФл | В строю |
3 | «Великий Устюг» | 651 | 633 | 27.08.2011 | 21.05.2014 | 19.12.2014 | КФл | В строю |
4 | «Зелёный Дол» | 562 | 634 | 29.08.2012 | 02.04.2015 | 12.12.2015 | БФ | В строю |
5 | «Серпухов» | 563 | 635 | 25.01.2013 | 03.04.2015 | 12.12.2015 | БФ | В строю |
6 | «Вышний Волочёк» | 609 | 636 | 29.08.2013 | 18.05.2016 | 01.06.2018 | ЧФ | В строю |
7 | «Орехово-Зуево» | 626 | 637 | 29.05.2014 | 17.06.2018 | 10.12.2018 | ЧФ | В строю |
8 | «Ингушетия» | 630 | 638 | 29.08.2014 | 11.06.2019 | 28.12.2019 | ЧФ | В строю |
9 | «Грайворон» | 600 | 639 | 10.04.2015 | 14.04.2020 | 30.01.2021 | ЧФ | В строю |
10 | «Град» | 640 | 24.04.2017 | 17.09.2021 | 07.2022 | БФ | Достраивается на плаву, готовится к швартовным испытаниям | |
11 | «Наро-Фоминск» | 641 | 23.02.2018 | 2022 | 12.2022 | БФ | Готовится к спуску на воду | |
12 | «Ставрополь» | 642 | 12.07.2018 | 2023 | 12.2023 | КФл | Строится. Сформирован корпус |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован без спуска на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
С другой стороны
Одновременно с учениями российского флота в 200 км от Кольского полуострова собственные маневры проводила группа боевых кораблей НАТО. Британский и норвежский фрегаты сопровождали американский эсминец USS Ross (DDG 71). Он оснащен противоракетами SM-3, предназначенными для уничтожения баллистических боеприпасов.
В текущем году США заметно нарастили активность флота и авиации в Арктике. В мае нынешнего года атомная подводная лодка, три ракетных эсминца Шестого флота и британский фрегат впервые за 30 лет провели учения в Баренцевом море, неподалеку от российских берегов
В распространенном после маневров пресс-релизе командование американских ВМС отметило важность поддержки со стороны Норвегии при ведении операций в данном районе
Начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Сергей Рудской заявил, что корабельная группа НАТО отрабатывала удары по объектам на территории нашей страны и перехват российских баллистических ракет.
Испытания МРК показали, что при необходимости группировка Северного флота может быть оперативно усилена носителями крылатых ракет. Это может быть необходимым при развертывании противоракетной обороны НАТО в Норвегии или прилегающей акватории, полагает редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев.
— Они могут разместить в том районе корабли с системой ПРО Aegis. Теоретически эта система способна поражать даже российские межконтинентальные ракеты, трассы которых проходят над Норвегией и возле нее, — пояснил эксперт «Известиям». — Для прорыва этой обороны и могут понадобиться МРК с крылатыми ракетами. Комплекс «Калибр» корабельного базирования может стрелять двумя типами боеприпасов — противокорабельными и против наземных целей. И те и другие нужны для прорыва ПРО: одни поражают корабли — носители систем Aegis, а другие — наземную информационную и обеспечивающую инфраструктуру.
В октябре 2019 года правительство Норвегии объявило об отказе от планов приобретения радаров и ракет-перехватчиков для развертывания наземного компонента противоракетной обороны НАТО на своей территории. Не собираются они и размещать у себя иностранные базы ПРО. Однако страна предоставляет свои порты для базирования иностранных кораблей, входящих в систему противоракетной обороны.
В порту Тромсё завершается обновление инфраструктуры для принятия американских боевых кораблей с системой ПРО Aegis и крылатыми ракетами. Сообщалось, что они смогут теперь чаще использовать эту базу для действий в регионе. В августе там уже побывали эсминец USS Roosevelt (DDG-80) и многоцелевая атомная подводная лодка USS Seawolf.
Вооружение боевого корабля проекта 21631 Буян-М
Корабельная турельная пусковая установка 3М47
Система обнаружения корабельной турельной установки 3М47 воздушных целей оптико-электронная. Разработка 2005 г. для МРК проектов 21630 (21631, 21632). Оснащается 6 ракетами 9К338 «Игла». Высота поражения до 3,5 км, дальность 6 км. Высокая эффективность поражения БПЛА является причиной установки именно этого вида оружия. Первенцы Буянов находятся под защитой комплексов дальней обороны береговых С-400, которые закрывают небо в высоту на 100 км, стелс-самолёты 5-го поколения видимы с ЭПР 0,4 м2 на 230 км, истребители 4-го поколения узнаваемы за 390 км, стратегические бомбардировщики отображаются на радарах ДРЛС за 570 км.
Артиллерийская установка АУ А-190
Установка АУ А-190 калибра 100 мм грозит наземным и надводным объектам высокой точностью попадания на расстоянии 21,3 км осколочно-фугасными снарядами. Воздушным целям опасно входить в зону поражения на высоте 15 км, они будут атакованы снарядами с дистанционным взрывателем или радиолокационными снарядами. Система наведения и управления огнём полностью автоматизирована. Боекомплект 320 снарядов, скорострельность 80 выс/мин.
Ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ морского базирования
Ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ морского базирования может применяться в перспективе, пока его нет на МРК проекта 21631. В случае угрозы для МРК Буян-М «Томагавками» или «Гарпунами» корабль оснащается комплексом Панцирь-СМ с противоракетами 57Э6Е выпуска 2021 г., видящий на дальности до 40 км цели ЭПР даже 2 см2, поражающий крылатые ракеты на дистанции 18 км, самолёты на высоте 15 м – 15 км. С этим оружием вообще не страшно идти навстречу нашпигованным оружием и электроникой эсминцам.
Эх, турбинушка…
Если боевые корабли, действующие в дальней морской зоне (ДМЗ), как правило, оснащаются газотурбинными ГЭУ или ГЭУ, в составе которых есть дизельные двигатели для экономхода (маршевые) и форсажные газовые турбины для движения с большой скоростью (например, в бою), то для ближней морской зоны (БМЗ) эти варианты нерациональны. Это связано с тем, что основные задачи флота в БМЗ сводятся к различным видам обеспечения боевых служб и походов АПЛ и больших надводных кораблей. Уже в силу этого эксплуатация кораблей в БМЗ носит весьма интенсивный характер.
Это относится и к малым противолодочным кораблям (МПК), малым ракетным кораблям (МРК), тральщикам, поступающим на вооружение ВМФ корветам. Применение газотурбинных ГЭУ на таких кораблях просто-напросто дорого. Турбины требуют большого количества топлива, стоимость жизненного цикла оказывается выше. А так как кораблей нужно много, выгоды более дешевых и экономичных дизельных ГЭУ очевидны.
Сегодня только у старых МПК проекта 1124, пары ракетных кораблей проекта 11661 на Каспии и ракетных катеров проекта 1241 применяются газовые турбины форсажного хода, но для экономхода и у этих кораблей используются дизели. С новыми же кораблями налицо тренд на «дизелизацию». Ни на новых корветах проектов 20380 и 20385, ни на одном строящемся типе МРК турбин нет.
Но дело не только в двигателях. В пополнении боевого состава ВМФ кораблями БМЗ огромные проблемы и «перекосы». Так, общее количество законтрактованных и строящихся МРК проектов 22800 «Каракурт» и 21631 «Буян-М» – 30 единиц. Но при этом корветов вышеупомянутых проектов (20380 и 20385), способных хоть как-то бороться с подводными лодками, за последнее время построено и строится 12. Кроме них можно упомянуть откровенно странный корабль проекта 20386, который пока классифицируется как корвет, но в каком виде и когда будет достроен – неясно. По всей видимости, он останется в единственном экземпляре.
В итоге ВМФ уже почти утратил возможности по борьбе с подлодками противника в БМЗ. Те МПК, что остаются на плаву, уже старые и нуждаются в замене. Корветов построено мало, новые не закладываются с 2016 года. А ведь, как сказано выше, обеспечение боевых служб АПЛ – одна из основных задач флота. Кроме того, именно ВМФ несет ответственность за охрану государственной границы под водой.
Налицо острая необходимость в ближайшие годы начать строительство некой несуществующей пока серии кораблей, способных решать задачи ПЛО, неважно, будет ли это «реинкарнация» МПК или же упрощенные многоцелевые корветы. Также, видимо, потребуют замены ракетные катера
Проблема перезрела, стоит в острейшей форме и уже не решается методом информирования высшего военно-политического руководства о реальном положении дел в БМЗ.
В настоящий момент дизели, которые могут быть установлены и устанавливаются на боевые корабли ВМФ, производят два основных поставщика – ОАО «Коломенский завод» и упомянутая «Звезда». Коломенские дизели тяжелы и работают на средних оборотах, они устанавливаются на корветы проектов 20380 и 20385, десантные корабли и фрегаты, тогда как моторы от «Звезды» компактные и высокооборотистые, но не очень надежные. Они идут на МРК, будут ставиться и на другие боевые корабли малого водоизмещения. Отдельная линейка с размагниченными деталями производится «Звездой» для тральщиков.
Но для того чтобы двигатели работали, нужны редукторные передачи. Для коломенских дизелей их делает ООО «Звезда-редуктор» – предприятие, выделившееся из некогда единого с ПАО «Звезда» завода, которое на сегодня является монополистом. Так, для корветов проектов 20380 и 20385 в качестве ГЭУ применяются по два агрегата ДДА-12000 на корабль. Каждый агрегат состоит из двух коломенских дизелей 16Д49 максимальной мощностью шесть тысяч лошадиных сил, работающих на редукторную передачу РРП12000 по одному из бортов. Корвет таким образом имеет четыре двигателя и два редуктора.
Аналогичными двигателями оснащаются патрульные корабли проекта 22160. На них установлено два агрегата, каждый в составе одного дизеля и редукторной передачи РРП6000, работающей по «своему» борту. Надо сказать, что РРП6000 тяжела и слишком велика для такого дизеля, но выбора нет, ничего другого «Звезда-редуктор» поставить не может, а импорт, повторим, под санкциями.
Конструкция[ | код]
В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — МРК проекта 21631 имеет почти в два раза большее полное водоизмещение (949 тонн против 560 тонн), а также большую длину и ширину.
Изначально предусматривалась установка четырёх V-16-цилиндровых дизельных двигателей 16V4000M90 немецкой компании «MTU» и редукторов «ZF», но после введения запретных антироссийских санкций, начиная с 6-го корабля серии «Вышний Волочёк», они заменены на четыре 20-цилиндровых V-20 четырёхтактных с системой «Common Rail» и турбонаддувом дизельных двигателя «HND» CHD622V20 китайской компании «Henan Diesel Engine Industry Company» («HND»), поставленных ООО «Морские пропульсивные системы».
Начиная с 10-го корабля серии «Град», в рамках программы импортозамещения, планируется устанавливать российскую энергоустановку, состоящую из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-6000 на базе двух V-16-цилиндровых дизелей 10Д49 «Коломенский завод» и двух редукторов ПАО «Звезда» из Санкт-Петербурга, а также локальную систему управления НПО «Аврора». Имеет программное обеспечение на базе ОС «Linux».
Вооружение | код
Корабль оборудован установкой вертикального пуска (УВП) 3С14 на 8 крылатых ракет «Оникс», в перспективе 3M22 «Циркон», а также «Калибр», позволяющей наносить удары этими ракетами по наземным целям на расстояние до 1500 км (с неядерной боевой частью), по другим данным до 2000 км; Противокорабельные ракеты из состава комплекса «Калибр» могут поражать морские цели на расстоянии до 500 км.
Артиллерийское вооружение корабля представлено одной 100 мм АУ А-190 «Универсал» и одной 30 мм автоматической АУ АК-630М-2 «Дуэт» с двумя шестиствольными вращающимися орудиями. МРК также вооружён двумя пусковыми установками ЗУР 3М-47 «Гибка Р», двумя 14,5 мм и тремя 7,62 мм пулемётами.
Конструкция
Стелс-корпус МРК Буян-М стальной электросварной длиной 74 м. Покрыт он композитным материалом из многослойного стекловолокна и смолы общей толщиной около 3 см. Вакуумным мешком откачивается воздух при укладке каждого из 20 слоёв. В результате получается лёгкий и сверхпрочный немагнитный корпус, что облегчает ход движителям, заметно снижает ЭПР корабля для РЛС противника и самонаводимых ракет, снижает уровень физических полей, на которые реагируют современные бесконтактные мины. Срок службы судна увеличивается втрое. Для той же скрытности конструкция гладкопалубная, архитектуре корпуса придаются углы наклона, есть фальшборты.
Надстройка трёхъярусная по ширине борта 11 м. Осадка 2,6 м, высота корабля 6,57 м. Носовая часть седловатая. Есть второе дно. Рангоут состоит из малой грот-мачты и большой фок-мачты из специального лёгкого сплава. Система коридорных сообщений между всеми помещениями такова, что личный состав из 52 человек может не выходить на верхнюю палубу, работают все системы жизнеобеспечения: круглогодичная система кондиционирования воздуха, система вентиляции, система отопления, система опреснения воды. МРК Буян-М сложно потопить, он остаётся наплаву благодаря смежным отсекам. Экипажу предоставлено много спасательных средств: 5 плотов ПСН-10 М, каждый на 10 чел. (больше от количества членов экипажа); Спасательные круги; Спасательные жилеты.
Испытания
ЗРК «Штиль-1» и его наземный аналог на тестовых испытаниях показали такие результаты:
- Возможность осуществления пусков с одного комплекта – не менее 10 раз в год.
- Проведение запуска космических аппаратов с минимальным перерывом 15 дней.
- Гарантированную связь в дежурном режиме с высокой готовностью к старту.
Полет с наземного варианта обеспечивает формирование орбит в ограниченном пространстве, порядка 60-77 градусов. При запуске из субмарины диапазон широт варьируется от 0 до 77 гр. Наклон ракеты зависит от координат точки запуска, при этом сохраняется возможность использования подлодки по целевому предназначению.
Тестирование
Летом 2014 года залпом из ЗРК «Редут» была поражена имитация крылатой ракеты. Запуск производился с борта корвета «Сообразительный». Это было первое успешное испытание, проведенное в Балтийском море. Затем удачно были поражены цели, имитирующие флот условного врага.
Осенью того же года проводилось тестирование комплекса на предмет поражения воздушных и надводных целей предполагаемого противника. Все мишени были ликвидированы. В 2020 году экипаж корвета «Сообразительный» успешно отобразил задание по уничтожению вражеских крылатых ракет. При этом залп осуществлялся в условиях трудной радиолокационной обстановки.
Высокие боевые возможности ЗРК «Редут» и ЗРК «Штиль» – во многом заслуга конструкторов . Они выполнили заказа Министерства обороны, невзирая на все трудности. В июле 2020 года руководство концерна официально заявило, что испытания рассматриваемых зенитных комплексов завершились успешно.
Модификации и ТТХ
В серии «Полимент-Редут» предусмотрено два варианта комплексов. Первый из них ориентирован на фрегаты проекта 22350 (К96-2), а вторая версия предположительно будет монтироваться на корветах типа 20380 (оснащается системой «Фуркэ-2»).
Ниже приведены параметры тактико-технического плана:
- Дальность поражения аэродинамической цели – от 1,5 до 60 км.
- Высота выстрела – 0,01-30 км.
- Зона ликвидации баллистических мишеней – от 1,5 до 30 км по дальности, 2-25 км по высоте.
- Используемый боеприпас – зенитная управляемая ракета 9-М-96Е2.
Заряд имеет стартовый вес порядка 420 килограмм, средняя скорость полета составляет 950 метров в секунду. Тип наведения ракеты – инерциальный с системой радиокоррекции. Используемая боевая головка – радиолокационная, активная. Поражение – осколочно-фугасного типа с массой основной части 24 кг.
Оценка проекта
Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.
Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.
Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля: такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.
Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.
Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.
Ссылки и источники информации
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
- https://ria.ru/20160314/1389589685.html
- https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
- https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
- https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
- https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
- https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
- https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
- Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
- https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
- https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
- https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
- https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
- https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
- https://www.kommersant.ru/doc/2826759
- https://www.burevestnik.com/products/a190.html
- https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
- https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
- https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
- https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml
Основная ставка на «Калибр»
В результате создания проекта 21630 и его последующей модернизации за основу была принята концепция создания мореходной пусковой платформы для крылатых ракет «Калибр». Увеличенные мореходные качества новых судов позволяли им выполнять боевые задачи на удаленных морских театрах. Соответственно качественно должно было улучшиться вооружение кораблей. Все пять судов, находящихся на сегодняшний день в строю, имеют на вооружении дальнобойный ракетный комплекс «Калибр», оснащенный крылатыми ракетами ЗМ-14. Ракета может быть использована в качестве морского и сухопутного ударного комплекса.
Радиус действия крылатых ракет «Калибр», установленных на новых судах превращает их эффективный стратегический инструмент сдерживания. Корабль способен поразить цели на расстоянии до 2500 км, находясь в акватории Каспийского и Черного моря. Новые суда, корабли типа «Буян-М» «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон», которые планируется ввести в строй в 2020 -2020 году должны поступить на оснащение Черноморского флота и Каспийской военной флотилии. В конструкции оставшихся трех судов будут внесены изменения, корпусам придадут формы и обводы, рассчитанные на сложную ледовую обстановку.
Корабли проекта
Наименование | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Град Свияжск | 021652 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 631 | 27.08.2010 | 09.03.2013 | 27.07.2014 | ККФл | В строю | |
Углич | 022
653 |
Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 632 | 22.07.2011 | 10.04.2013 | 27.07.2014 | ККФл | В строю | |
Великий Устюг | 023651 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 633 | 27.08.2011 | 21.05.2014 | 19.12.2014 | ККФл | В строю | |
Зелёный Дол | 602562 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 634 | 29.08.2012 | 02.04.2015 | 12.12.2015 | ДКБФ | В строю | до 2016 годав составе ЧФ |
Серпухов | 603563 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 635 | 25.01.2013 | 03.04.2015 | 12.12.2015 | ДКБФ | В строю | |
Вышний Волочёк | 609 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 636 | 29.08.2013 | 18.05.2016 | 01.06.2018 | КЧФ | В строю | |
Орехово-Зуево | 626 | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 637 | 29.05.2014 | 18.07.2018 | 2019 | КЧФ | Строится | |
Ингушетия | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 638 | 29.08.2014 | 2018 | 2019 | КЧФ | Строится | ||
Грайворон | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 639 | 10.04.2015 | 2019 | 2020 | Строится | |||
Град | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 640 | 24.04.2017 | 2020 | 2021 | Строится | |||
Наро-Фоминск | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 641 | 23.02.2018 | 2022 | Строится | ||||
Ставрополь | Зеленодольский завод имени A.M. Горького | 642 | 12.07.2018 | 2023 | Строится |
Строительство кораблей МРК Буян М проекта 21631
Малые военные корабли для нужд отечественного военно-морского флота, сначала в Советском Союзе, а позже и в России, строили на двух предприятиях, питерском «Алмазе» и Зеленодольском Судостроительном заводе. Эти два предприятия обладают огромным опытом строительства малых военных судов, которые и сегодня стоят на оснащении военных флотов и флотилий. В настоящее время заводские мощности Зеленодольской верфи работают на полную мощность. К пяти имеющимся в составе флота военных кораблей в течение последующих трех лет планируется добавить сразу четыре новых судна. Девятый корабль проекта 21631 «Грайворон» заложен совсем недавно, в апреле 2020 года. Имеется информация о том, что еще один десятый МРК «Град» заложен весной 2020 году. Ввод обоих кораблей планируется в 2020 году.
Новый проект 21631 представляет собой концептуально новое техническое решение. Ракетный корабль «Град Свияжск», положивший начало новой успешной серии военных кораблей, имеет водоизмещение под 1000 тонн. Конструкция корабля выполнена с применением технологии «стелс», а комплекс бортового вооружения существенно увеличен. Судно спроектировано с учетом климатических и гидрографических особенностей Каспийского моря и системы реки Волга. При этом особый акцент в создании судов уделяется мореходным качествам кораблей. У МРК типа «Буян-М» увеличена дальность плавания. Экипаж корабля остался на прежнем уровне — 30-36 человек. Сохранилась и автономность судна — 10 суток.
Река-море
Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, — фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.
Технические характеристики
Есть чему позавидовать России, качественный потенциал этого БК превосходит аналоги западных стран благодаря уникальному ракетному вооружению, системам обнаружения, средствам РЭБ, скорости обработки данных и главное – из-за быстрых и точных действий до зубов вооружённого боевого корабля, поражающего на любом расстоянии самого опасного противника. Использование композитных материалов и архитектура МРК Буян-М, конечно же, не удивит «партнёров» из НАТО, тоже создавших нечто подобное.
- Длина — 74 м
- Ширина — 11м
- Водоизмещение — 949 т
- Надстройка — трёхъярусная
- Осадка 2,6 м
- Высота 6,57 м.
- Экипаж — 52 человека
- Максимальная дальность плавания — 3800 км
- Автономность плавания — 10 суток
- Максимальная скорость — 25 узлов
Силовая установка для проектов 21631 Буян-М
Уникальный по мировым масштабам ОАО «Коломенский завод» производит главные энергетические установки (ГЭУ) для самых современных типов кораблей и подводных лодок. Помимо проектов 21631 «Буян-М», новейшими ГЭУ оснащены подводные лодки проекта 677 «Лада» и проекты 20380 корветов типа «Стерегущий». Главная силовая установка состоит из 2-х дизель-газотурбинных агрегатов (ДГТА) 10Д49 с передачей на винт фиксированного шага вращения при помощи двухскоростного реверсивного редуктора. Частота вращения коленчатого вала 1000 об/мин, диапазон каждого двигателя Ne 3825 кВт (5200 л.с.). Два водомётных винта движимые этими двумя силами по 10 400 л.с. легко создают водоизмещение 950 т. Скоростью высокоманевренного БК 12 или 25 узлов. На малой скорости судно может преодолевать 2500 морских миль. Автономность зависит от запасов провизии, стандартные 10 суток можно увеличить до 30-ти.
Читайте Новейшие патрульные корабли проекта 22160

Эта тема закрыта для публикации ответов.