Оглавление
- Текущее состояние и перспективы
- Варианты[ | ]
- Расстояние [ править ]
- Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460
- На 2.000 миль дальше
- Основные данные современных патрульных кораблей
- Назначение
- Факт № 7. Полярная звезда — самая яркая и одна из самых необычных цефеид на небе
- Факт № 10. Расстояние до Полярной звезды
- МПЧВ России — части пограничных войск или попросту, береговая охрана
- Корабли проекта 22120
- Представители
- Береговая охрана России
Текущее состояние и перспективы
Торжественные мероприятия, посвященные церемонии спуска на воду первого корабля «Рубин» (заводской номер 501), состоялись в ОАО «СФ «Алмаз» 26 июня 2009 года, а ранее, в 2008-м генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло отмечал, что сторожевик этого проекта отличается от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами.
Корабль, например, сможет нести службу при волнении моря в шесть баллов и при этом свободно маневрировать. У сторожевика новая форма корпуса, повышенная мореходность. Скорость на спокойной воде – 30 узлов.
Варианты[ | ]
1400-Э
С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный технический проект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной спаренной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1. Кроме того, главные двигатели и резинотехнические изделия поставлялись в экспортном варианте.
1400-М
Катера пр. 1400М в Одессе Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В штурманское вооружение вошли навигационная система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли РЛС «Лоция» (навигационная и обнаружения надводных целей), бинокулярная морская труба БМТ-110 и система госопознавания «Хром-К».
Основным вооружением являлась турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно ставить прожектор МСП-45К).
Другие проекты
На базе «Грифа» был создан разъездной катер проекта 14670 «Гурзуф» (всего 10 единиц) и правительственный катер проекта 1400-А, который не имел вооружения, но за счёт более объёмной надстройки имел помещения повышенной комфортности.
Расстояние [ править ]
Звездный параллакс является основой для парсека , который представляет собой расстояние от Солнца до астрономического объекта, имеющего угол параллакса в одну угловую секунду . (1 AU и 1 шт. Не в масштабе, 1 шт. = Около 206265 AU)
Во многих недавних работах вычисляется расстояние до Полярной звезды примерно в 433 световых года (133 парсека) на основе измерений параллакса с астрометрического спутника Hipparcos . Более старые оценки расстояния часто были немного меньше, а исследования, основанные на спектральном анализе с высоким разрешением, показывают, что расстояние до него может быть до 110 световых лет ближе (323 св. Лет / 99 пк). Полярная звезда — ближайшая к Земле цефеида, поэтому ее физические параметры имеют решающее значение для всей астрономической шкалы расстояний . Это также единственный прибор с динамически измеряемой массой.
Год | Составная часть | Расстояние, ly ( пк ) | Заметки |
---|---|---|---|
2006 г. | А | 330 св. Лет (101 шт.) | Тернер |
2007 | А | 433 св. Лет (133 шт.) | Hipparcos |
2008 г. | B | 359 св. Лет (110 шт.) | Усенко и Клочкова |
2013 | B | 323 св. Лет (99 шт.) | Тернер и др. |
2014 г. | А | ≥ 385 св. Лет (≥ 118 шт.) | Нейлсон |
2018 г. | B | 521 св. Лет (160 шт.) | Бонд и др. |
2018 г. | B | 445,3 св. Лет (136,6 шт.) | Гайя DR2 |
2020 г. | B | 447,6 св. Лет (137,2 шт.) | Gaia EDR3 |
Новая редакция наблюдений от 1989-1993, впервые опубликованной в 1997 году |
B Статистическое расстояние, рассчитанное с использованием слабого расстояния до |
Космический аппарат Hipparcos использовал звездный параллакс для измерений в 1989 и 1993 годах с точностью до 0,97 миллисекунд (970 микросекунд), и он получил точные измерения для звездных расстояний на расстоянии до 1000 пк. Данные Hipparcos были снова исследованы с использованием более совершенных методов исправления ошибок и статистических методов. Несмотря на преимущества астрометрии Hipparcos , была отмечена неопределенность в его данных Polaris, и некоторые исследователи подвергли сомнению точность Hipparcos при измерении двойных цефеид, таких как Polaris. Уменьшение Hipparcos специально для Полярной звезды было пересмотрено и подтверждено, но до сих пор нет широкого согласия относительно расстояния.
Следующим важным шагом в области высокоточных измерений параллакса является космическая астрометрическая миссия Gaia , запущенная в 2013 году и предназначенная для измерения параллакса звезд с точностью до 25 микросекунд (μas). Хотя изначально планировалось ограничить наблюдения Гайи звездами слабее 5,7 звездной величины, тесты, проведенные на этапе ввода в эксплуатацию, показали, что Гайя может автономно определять звезды яркости до 3. Когда в июле 2014 года Гайя приступила к регулярным научным исследованиям, она был настроен на регулярную обработку звезд в диапазоне величин 3 — 20. За пределами этого предела используются специальные процедуры для загрузки необработанных данных сканирования оставшихся 230 звезд ярче 3-й величины; разрабатываются методы сокращения и анализа этих данных; и ожидается, что будет «полное покрытие неба на ярком конце» со стандартными ошибками в «несколько десятков мксек». Gaia Data Release 2 не включает параллакс для Полярной звезды, но расстояние, выведенное из него, является136,6 ± 0,5 пк (445,5 св. Лет) для Polaris B , что несколько дальше, чем большинство предыдущих оценок, и в несколько раз точнее. Это было дополнительно улучшено до137,2 ± 0,3 пк (447,6 св. Лет), после публикации каталога Gaia Early Data Release 3 3 декабря 2020 года, который заменил Gaia Data Release 2
Полярная звезда долгое время была важна для лестницы космических расстояний, потому что до Гайи это была единственная цефеидная переменная, для которой существовали прямые данные о расстоянии, которые имели волновой эффект на измерения расстояний, в которых использовалась эта «линейка».
Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460
ПСКр «Аметист» проекта 22460 | ПСКр «Аметист» проекта 22460 перед спуском на воду | ПСКр «Аметист» проекта 22460 выкатка из эллинга |
Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460, заводской номер 505, является пятым кораблем, который строится на ОАО «Судостроительная для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКр «Рубин», вторым «Бриллиант» (июль 2012 год), третьим «Жемчуг» (сентябрь 2012 года), четвертым «Изумруд» (июнь 2014 года).
ПСКр проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.
Одной из основных особенностей кораблей данного проекта является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, а также наличие в кормовой части корабля наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.
Корабли проекта 22460 могут работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.
Основные характеристики корабля проекта 22460: Водоизмещение стандартное 630 тонн. Длина наибольшая 62,5 метра, ширина наибольшая 12 метров. Максимальная скорость хода до 30 узлов, крейсерская 21 узел, экономическая 12 узлов. Дальность плавания 3500 миль при 12 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж составляет 24 человека.
Двигатели: Дизельные двигатели.
Вооружение:
Артиллерия: 1 × 30-мм АУ АК-630, 2 × 12,7-мм пулемёт Корд.
Ракетное вооружение: Возможность установки ПКР Уран-У, с ракетой Х-35У (до 260 км).
Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-226 или БПЛА Gorizont G-Air S-100, складной палубный ангар-убежище.
24 марта 2014 года был спущен на воду и поставлен у причальной стенки завода, где проходил дальнейшие этапы достройки.
03 октября 2014 года передан Пограничной службе ФСБ России на год раньше установленного контрактом срока. В этот же день на судне состоялась церемония поднятия флага. Принят в состав Черноморско — Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ и будет служить по охране морских рубежей в районе Крыма.
Российский институт радионавигации и времени (ОАО «РИРВ») произвел пуско-наладочные работы приемоиндикационного радионавигатора «ИНТЕГРАЦИЯ» на борту корабля.
По сообщению от 28 мая 2020 года в ближайшее время будет передан крымским пограничникам. По сообщению от 30 июня прибыл на вооружение крымских пограничников. База службы корабля располагается в Балаклаве под Севастополем. После приемочных испытаний через месяц он выйдет на охрану государственной границы. 15 декабря был направлен для защиты буровых установок «Черноморнефтегаза» на шельфе Черного моря от кораблей пограничной службы Украины.
Бортовой номер: 50 5(с 2014 года), 055 (с 2020 года), 355 (с 2016 года).
04 апреля 2020 года на траверзе мыса Тарханкут полуострова Крым было обнаружено украинское рыболовецкое судно «Рыбак Херсона», которое углубилось в территориальные воды Российской Федерации на 0,5 мили в ходе промысла водных биологических ресурсов.
03 мая 2020 года задержал украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041» (порт приписки – город Очаков, Украина) за незаконный промысел западнее мыса Тарханкут в акватории Черного моря.
На 2.000 миль дальше
По планам, Совершение дальних походов для этой военно-морской платформы обусловлено необходимостью погранконтроля арктического шельфа на всей его протяжённости. В задачи «Пурги» также будет входить содействие досмотру грузов, перемещаемых по Северному морскому пути. Именно поэтому и отличается дальность плавания кораблей предназначенных для двух силовых ведомств.
Исходя из основной задачи — защиты государственных границ РФ в Арктике и охраны экономических ресурсов региона, патрульный ледокол, как ожидается, существенно укрепит безопасность Заполярья. Помимо современного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования, корабль будет оснащён специальными средствами, например, буксирной лебёдкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъёмностью 28 тонн каждая. Это означает, что предусмотрена возможность буксировки, то есть корабль способен выполнять ещё и поисково-спасательные функции.
Повышенное внимание ряда иностранных государств, обладающих ледокольным флотом (в первую очередь речь о США и Норвегии) к арктической зоне России, а также новая стратегия ВМС США, в которой особое место уделяется береговой охране, требует наращивания корабельной группировки для гарантированного обеспечения пограничной безопасности. Как было заявлено российской стороной, любые несанкционированные заходы в национальные терводы, в том числе под предлогом якобы «свободы судоходства» будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ
Такими, как «Пурга».
mil.ru
Любые несанкционированные заходы в национальные терводы будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ. Такими, как «Пурга».
Основные данные современных патрульных кораблей
Характеристики | Типа «Мангуст» проекта 12150 | Типа «Соболь» проекта 12200 | Типа «Мираж» проекта 14310 | Типа «Спрут» проекта 6457С | Типа «Пурга» проекта 22120 | Проект 22160 |
Состояние | Ведется строительство серии | Серия с 2006 года | Серия с 1999 года | Передан в 2009 году | Первый сдан в 2011 году | Проект 2010 года |
Водоизмещение (т) | 27,2 | 57–60 | 120–121,1 | 835–900 | 1023–1066 | 1300 |
Длина (м) | 18,7 | 27,96–30 | 34,95–35,45 | 65,5–65,9 | 71 | 94 |
Ширина (м) | 4,4 | 5,8–5,82 | 6,6–6,79 | 10,6 | 10,5 | 14 |
Осадка (м) | 1,2 | 1,34 | 2,7 | 3,48 | 3,37 | Нет данных |
Главная энергетическая установка | Дизельная | Дизельная | Дизельная | Дизель-электрическая | Дизельная | ДГТУ типа CODAG |
Скорость полного хода (узлы) | 48 | до 47 | до 50 | 22 | 24 | 30 |
Дальность плавания (мили) | 410 | 700 | 800 | 5000 | 6000 | 6000 |
Автономность (сутки) | 2 | 3 | 5-8 | 30 | 20 | Нет данных |
Экипаж (чел.) | 6 | 6 | 12 | 24 | 18-14 | 80 |
Вооружение | ||||||
Артиллерийское | — | — | 1х30-мм АК-306 | При необходимости на судне может быть установлено вооружение | При необходимости на судне может быть установлено вооружение: 1х30-мм АК-306М | 1х57-мм А-220М |
ЗРК | «Игла» | «Игла» | «Игла» | 2х«Гибка» | ||
Пулеметы | 1х14,5 мм МТПУ | 2х14,5 мм МТПУ | 2х14,5 мм МТПУ | 2х14,5-мм пулемета | ||
Авиационное | — | — | — | 1 вертолет | Ка-27ПС |
25 ноября этого года был спущен на воду ПСКР «Бриллиант» – второй корабль в серии или первый серийный. На достройке в стапеле завода находится третий «систершип» – «Жемчуг» (заводской номер 503).
«Пограничникам России потребуется 30 кораблей «Рубин», – сообщил руководитель Пограничной службы генерал Владимир Проничев.
Есть большая доля вероятности, что в приобретении корабля постараются заинтересовать потенциальных зарубежных заказчиков. Для этого в Северном ПКБ подготовлен специальный проект 22460Э. Известно, что еще в октябре 2006 года компания «Рособоронэкспорт» предлагала такой корабль на тендер в Греции. Кроме того, рекламируется патрульно-спасательное судно ПС-600 на базе основного проекта без вооружения, но с легким вертолетом типа Ка-226. Модель данного варианта не раз демонстрировалась на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, прочих выставках вооружения.
Назначение
Корабль изначально предназначен для решения задач береговой охраны (БОХР), а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР — океанский, то есть неограниченный. Его автономность — 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 000 миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов.
Факт № 7. Полярная звезда — самая яркая и одна из самых необычных цефеид на небе
После того, как в ядре звезды практически весь водород преобразован в
гелий, светило вступает в фазу нестабильности. Давление излучения в
ядре ослабевает, и оно начинает сжиматься, внешние же слои звезды,
наоборот, увеличиваются в размерах — звезда становится гигантом или даже сверхгигантом. Кроме того, такое светило начинает пульсировать — испытывать колебания в размерах, температуре и блеске. Полярная звезда также пульсирует,
то увеличиваясь, то уменьшаясь в объеме. Вместе с этим немного меняется
и ее блеск, правда, совершенно незаметно для глаз. Колебания Полярной
очень ритмичны и имеют период 3,97 суток — звезда работает точно, как
часы.
Астрономы нашли множество подобных звезд и выделили их в целый класс звезд-цефеид
(названных в честь звезды-прототипа δ Цефея). Цефеиды хотя и имеют
схожие пульсации, не являются похожими друг на друга, как две капли
воды. Они имеют разные массы, размеры, несколько различаются по
температуре и, как следствие, имеют разные амплитуды и периоды
пульсаций. Однако все цефеиды объединяет интересная зависимость:
оказывается, периоды их пульсаций напрямую зависят от их светимости (количества испускаемого ими света): чем больше период, тем больше светимость таких звезд.
Открытие этой зависимости сыграло очень важную роль в астрономии, так
как позволило определить расстояние до других галактик. Всего на небе
существует около 40 классических цефеид, которые видны невооруженным
глазом, и Полярная звезда — самая яркая и близкая из них. В связи с этим
на протяжении последнего столетия астрономы очень тщательно исследовали
ее переменность. И обнаружили, что звезда весьма «своенравна».
Еще в начале 1970-х годов амплитуда блеска Полярной изменялась в пределах 0,27m.
Такое изменение блеска находится на грани обнаружения невооруженным
глазом. После этого амплитуда Полярной, и без того небольшая, начала
резко уменьшаться. Предполагалось даже, что к началу XXI века звезда
вовсе перестанет быть цефеидой. Некоторые астрономы высказывали
соображения, что Полярная звезда — первый зафиксированный случай
прекращения пульсаций цефеиды из-за ее выхода за пределы полосы
нестабильности вследствие эволюции. Однако в районе 1993 года уменьшение
амплитуды пульсаций Полярной резко остановилось, и с тех пор составляет
0,032m. При этом яркость звезды увеличилась на 15%.
Амплитуда
изменения блеска Полярной звезды (слева — в видимых лучах, справа — в
красных) систематически уменьшалась в течение ΧΧ века, особенно в период
1970-1990 гг. Но в 1993 году внезапно остановилась в районе 0,03 зв.
вел. Рисунок: D. Turner et al., 2009
Интересно, что в отличие от классических цефеид, внешние и внутренние
слои атмосферы Полярной звезды колеблются в противофазе — режиме
первого обертона. Некоторым астрономам это дало повод считать, что
звезда не прекращает свои пульсации, а наоборот, находится в процессе
развития к основному периоду в 5,7 дней, становясь обычной цефеидой с
большим колебанием блеска.
Факт № 10. Расстояние до Полярной звезды
Выше мы уже писали о том, что цефеиды играют важнейшую роль в
астрономии. Благодаря жесткой зависимости между периодами пульсаций и
светимостью, они являются своеобразными маяками Вселенной, позволяя определять расстояния до других галактик.
Работает это следующим образом. Вначале астрономы определяют
расстояние до близких и ярких цефеид напрямую, методом
тригонометрического параллакса. Также тщательно измеряются светимости
звезд (по известному блеску и расстоянию до них) и периоды их пульсаций.
Накопив данные по всем цефеидам, для которых известны расстояния,
астрономы выводят формулу зависимости периода пульсации таких звезд от
их светимости. Эта формула в дальнейшем позволяет узнать расстояние даже
для очень далекой цефеиды, параллакс которой измерить невозможно.
Именно так, наблюдая за цефеидами в Туманности Андромеды, американский астроном Эдвин Хаббл
в конце 20-х годов прошлого века вначале определил расстояние до нее (и
тем самым доказал существование других галактик), а затем построил
первую шкалу расстояний во Вселенной. Метод цефеид широко применяется и
сегодня. Фактически, все наше знание о масштабах Вселенной, размерах других галактик и расстояниях до них базируется на цефеидах.
Но есть маленькая проблема. Цефеиды, как мы уже писали выше, довольно
редкие «звери». Поэтому нет ничего удивительного, что в
непосредственной близости от Солнца не оказалось ни одной такой звезды.
Ближайшая цефеида — как раз Полярная звезда, но и она далека —
расстояние до нее оценивается примерно в 400 световых лет.
На таком расстоянии параллаксы дают большую погрешность. Самый точный
на сегодняшний день параллакс Полярной, определенный спутником
Гиппаркос (HIPPARCOS), имеет погрешность в 8 световых лет или около 2%.
Что же говорить о более далеких цефеидах?!
На фоне этого астроном Дэвид Тернер (David Turner)
выпустил статью, в которой показал, что современное расстояние до
Полярной звезды… на целых 111 световых лет меньше, чем измерил
Гиппаркос! Для своих исследований астроном воспользовался крупнейшим
российским телескопом с диаметром зеркала 6 метров (телескоп БТА).
Команда Тернера, в состав которой входили и российские астрономы,
детально исследовала спектр Полярной и выяснила, что звезда светит
гораздо слабее, чем думали астрономы, основываясь на измерениях
параллакса. Так что же, выходит спутник HIPPARCOS неверно измерил
расстояние до Полярной? А заодно — как знать? — и до других ~120000
звезд, для которых производились измерения?
Голландский астроном Флоор Ван Лейвен (Floor van Leeuwen), «отвечающий» в настоящее время за данные Гиппаркоса, тут же написал ответную статью,
в которой доказал, что данные спутника верны, — в отличие от данных
Тернера! Диспут тут же вылился на широкие просторы сети Интернет,
внимание ему уделили многие СМИ, показывая тем самым, что дебаты носят
не только академический, но еще и мировоззренческий характер. Еще бы, ведь если мы примем новое расстояние до Полярной звезды, то
должны будем одновременно признать, что истинный масштаб Вселенной
сильно переоценивался
Можно пойти дальше и подвергнуть сомнению тезис о
темпах расширения Вселенной, а ведь за открытия в этой области уже дали
Нобелевскую премию в 2011 году!
Еще бы, ведь если мы примем новое расстояние до Полярной звезды, то
должны будем одновременно признать, что истинный масштаб Вселенной
сильно переоценивался. Можно пойти дальше и подвергнуть сомнению тезис о
темпах расширения Вселенной, а ведь за открытия в этой области уже дали
Нобелевскую премию в 2011 году!
Кто же прав? Астрономы пока не спешат подвергать сомнению данные
Гиппаркоса. Но и отбросить просто так аргументы Тернера тоже нельзя.
Барбара МакАртур (Barbara McArthur), астроном-исследователь из
Техасского университета, планирует собрать новые данные и определить
параллакс до звезды-компаньона Полярной, Полярной B, которая находится
от Земли практически на том же расстоянии, что и главная звезда.
Результаты станут известны через пару лет.
Система Полярной звезды в цифрах
Малая Медведица1,97 перем.0,00754±0,00011133 пк02h 31min 49.1s+89° 15′ 51″0,044″/год-0,011″/год+16,4 км/с70 миллионов лет
Ниже светимость, масса и радиус звезд выражены в солнечных.
МПЧВ России — части пограничных войск или попросту, береговая охрана
История создания береговой охраны.
Непосвященные могут и не расшифровать аббревиатуру «МЧПВ», но мы, то знаем, что это не что иное, как морские части пограничных войск или попросту, береговая охрана. А предпосылкой к ее появлению послужил указ Петра Великого о создании таможенного флота, вызванный необходимостью защиты российских торговых путей, пролегающих через Балтийское и Черное моря. Итак, решение принято, снаряжена первая таможенная яхта и спущена на воду с экипажем в составе нескольких моряков и десятком солдат и офицера из Крондштатского гарнизона. Эта команда стала основоположником российской береговой охраны. Поначалу яхта патрулировала лишь совсем небольшой район прибрежных вод Санкт-Петербурга. Для увеличения охвата прибрежной зоны требовались более надежные суда, позднее в качестве патрульного плавсредства использовались парусные и гребные лодки.
Но время не стоит на месте история и перемены приходят во все сферы человеческой жизни. Так в 1810 году петербургская береговая охрана подала прошение о постройке нескольких новых шлюпок, старые лодки уже не справлялись с поставленной задачей. Спустя полвека в 1868 году была образована Балтийская таможенная флотилия, а в 1872 году на ее вооружение поступил полноценный военный сторожевой корабль – легендарный «Варяг». Вскоре береговая флотилия получила еще несколько судов
А официально утвержденный флаг морской пограничной охраны добавил ей важности. Это был традиционный синий Андреевский крест на полотнище зеленого цвета, аналог современного флага МЧПВ
Спустя некоторое время был установлен контроль в Каспийском и Черном морях. Задачей береговой охраны России того времени был досмотр судов и лодок, входящих в территориальные воды страны на предмет контрабанды и охрана кораблей. Но, помимо основных важных задач, береговой охране вменялось в обязанности контроль за установкой и эксплуатацией маяков и другие заботы о прибрежной зоне.
Береговая охрана в годы ВОВ.
После Октябрьской революции береговую охрану захлестнула реорганизация. В 20-е году XX века сформировались речные и морские флотилии из сторожевых кораблей. А в 1935-м году появились, первые в составе пограничных округов, морские части пограничных войск. К началу Великой Отечественной войны морские части пограничных войск вошли в состав Военно-Морского Флота СССР. В годы войны в задачи морских пограничников входили: охрана военно-морских баз и водных территориальных путей сообщения. Выслеживание и уничтожение судов противника, перевозящих стратегический груз. В годы войны многие рыболовецкие траулеры были мобилизованы для несения морской пограничной службы. Так рыболовецкий траулер «Туман» переоборудованный в сторожевой корабль в августе 1941 года патрулировал прибрежные воды Мурманска и был уничтожен немецкими эсминцами, превосходящими «Туман» по скоростным и боевым параметрам. Экипаж до последнего вел смертельный бой с вражескими кораблями, с большими потерями отступая к берегу под прикрытие береговых орудий, тем самым, не позволив эсминцам подойти к берегам Мурманска, защитив город от серьезной атаки с моря.
Корабли проекта 22120
Данный проект 22120 (шифр «Пурга») был разработан ООО «ПКБ «Петробалт» в качестве большого таможенного судна по заказу Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ) по заданию 2005 года. После отказа ФТС РФ в 2009 году от данного проекта, финансирование проекта продолжилось со стороны Пограничной службы ФСБ России, причем первоначально единицы проекта 22120 классифицировались в Пограничной службе как пограничные патрульные суда (ППС), а с 2018 года классифицруются как пограничные патрульные корабли (ППК) 2-го ранга. Всего, таким образом, к настоящему времени для Пограничной службы ФСБ России построено шесть кораблей этого типа.
Осенью 2011 года Северным морским путем судно перешло к месту постоянно базирования в Невельск на Сахалине, затем оно переименовывалось в ППС-824, затем в ПС-824, а в июле 2017 года получило название «Контр-адмирал Колчин Е.С.».
Второе патрульное судно ПС-825 модифицированного проекта 22120 с заводским номером 051 было начато постройкой на СФ «Алмаз» в апреле 2011 года, церемония закладки состоялась 25 ноября 2011 года.
Судно вошло в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России 5 июля 2013 года, в сентябре того же года также перейдя в Невельск на Сахалине. Судно некоторое время обозначалось как ППС-825, затем снова как ПС-825, а с сентября 2018 года носит название «Контр-адмирал Дианов».
В конце 2016 года СФ «Алмаз» был заключен с ФСБ России контракт на постройку еще одного патрульного судна (корабля) проекта 22120 с заводским номером 052, начальная (максимальная) цена контракта составляла 1,76364437 млрд рублей 44 копейки. Закладка патрульного судна «Камчатка» (заводской номер 052) по данному контракту была произведена на СФ «Алмаз» 24 мая 2017 года, корабль «Камчатка» был спущен на воду 17 мая 2018 года и вошел в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России 23 ноября 2018 года.
В феврале 2018 года СФ «Алмаз» был заключен новый контракт с ФСБ России на строительство еще двух пограничных патрульных кораблей проекта 22120 с заводскими номерами 053 и 054, со сроком сдачи обеих в 2019 году. Церемония закладки обеих кораблей «Забайкалье» (заводской номер 053) и «Таймыр» (заводской номер 054) по данному контракту была произведена на заводе 30 мая 2018 года.
Спуск на воду корабля «Забайкалье» был произведен в конце апреля 2019 года, а в июле 2019 года корабль вошел в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, хотя официальных сообщений об этом не было. В августе-сентябре 2019 года ППК «Камчатка» и «Забайкалье» осуществили совместный переход с Балтики на Север и оттуда Северным морским путем к месту постоянного базирования на Камчатку, куда прибыли 1 октября 2019 года. «Таймыр» (заводской номер 054) был спущен на воду на СФ «Алмаз» в начале июля 2019 года, однако в строй он был введен только год спустя, 10 июля 2020 года. 25 сентября 2020 года «Таймыр» прибыл к месту постоянного базирования на Камчатку.
Пограничная служба ФСБ России в скором времени получит очередной патрульный корабль. В Санкт-Петербурге спустили на воду пограничный патрульный корабль 2-го ранга проекта 22120 (шифр «Пурга»).
Церемония спуска прошла на верфи судостроительной фирмы «Алмаз» без лишней огласки, что уже является традицией. Как пишет блог bmpd, это уже шестой корабль проекта 22120, построенный фирмой для пограничников.
Отмечается, что ни о заказе, ни о закладке данного корабля, получившего название «Адмирал Угрюмов» официально не сообщалось. В июле прошлого года, когда пограничникам передавали пятый патрульный корабль проекта 22120, так и говорилось, что «Таймыр» является последним кораблем серии.
Таким образом, с учетом спущенного на воду «Адмирала Угрюмова», «Алмаз» построил для Пограничной службы ФСБ РФ шесть пограничных патрульных кораблей проекта 22120 (шифр «Пурга»). Головной корабль и первый серийный отправились служить на Сахалин, остальные пополнили состав пограничной службы на Камчатке. С большой вероятностью можно говорить, что и шестой корабль отправится на Дальний Восток.
Представители
Название | Изготовитель | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Полярная звезда» | Зеленодольский судостроительный завод им. Горького | 111 | 30 мая 2012 | 21.5.2014 | 2016 (план) | Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России | [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска]. |
112 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
113 | 15 июня 2015 | 1 декабря 2020 (план) | Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке. | ||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 | |||||||
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018 |
Береговая охрана России
В современное время береговую охрану в России разделяют на береговые войска ВМФ и пограничную службу.
Отряды ВМФ России в нынешнем виде сформированы в 1989 году и включают в себя морскую пехоту и ракетно-артиллерийские войска. Их основными задачами выступают охрана военных баз, расположенных на берегу, переправа и десантирование экипажа, защита огневых сил флота и прибрежной территории страны от нападения со стороны судов неприятеля, ликвидация вражеских надводных огневых и десантных катеров. Войска подчиняются командованию ВМФ. Главным орудием выступают наземные противо-корабельные артиллерийские и ракетные системы и общевойсковое вооружение для морской пехоты.
Береговая Охрана Пограничной Службы ФСБ России не подчиняется военно-морским силам, а является отдельным подразделением, которое контролирует морские границы страны, а также следит за охраной природных ресурсов прилегающей территории и борется с браконьерами и контрабандистами. Так, город Астрахань богат на редкие виды рыб, охота на которых запрещена. Астраханская береговая служба чаще всего встречается с незаконным рыболовством.
На время проведения Олимпиады в Сочи в начале 2014 года Черноморско-азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ России увеличило число караульных кораблей и катеров с целью обеспечения безопасности на морских просторах.
Корабельный состав
БОХР разделена на следующие звенья и имеют такой корабельный штат:
Балтика – руководство уделяет этому участку особое внимание ввиду увеличения потока людей и грузов через Балтийское море. На этой территории наша страна плотно сотрудничает с пограничными службами Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и других европейских стран
Общее количество крупных приграничных кораблей составляет 8 единиц, караульных катеров – 25, также 1 дозорное судно и 2 катера обеспечения.
Черноморская зона – учитывая напряженные отношения с соседствующей страной – Украиной и с большим потоком агрессивно настроенных ее жителей, береговая охрана постоянно находится в состоянии боеготовности. Общее количество судов в этой зоне составляет 60 штук. Из них: 52 караульных судна, 3 катера специальной службы, 1 корабль обеспечения и 4 дозорных корабля. Северная зона ответственности – это структура береговой охраны пограничной службы ФСБ России, которая охватывает 200 миль экономической зоны, пограничное управление размещено в Мурманске. В штат входит 10 караульных кораблей, 14 катеров, также 3 корабля, осуществляющих дозор и 6 катеров обеспечения.
Тихий океан – дальневосточная береговая охрана работает в тесном контакте с аналогичными подразделениями других стран (США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея) и выполняют функции, связанные с контролем проходящих судов, оказанием помощи необходимым плавательным средствам и охране своих границ. На службе состоит 85 пограничных судов: 32 караульных корабля и 22 катера, 8 кораблей обеспечения, 4 дозорных корабля, 13 судов и 6 катеров.
Каспийское море – нестабильная территория, в которой до сих пор не утихают поры о принадлежности морских территорий на постсоветском пространстве. В последние годы особое внимание уделяется ситуации в Иране. Однако, на данный момент у России на Каспии не самая мощная береговая охрана. Она представлена 24 сторожевыми кораблями и катерами, а также 6 патрульными судами.
Амур – в этой зоне проходит водная граница России с Китаем. Присутствует 26 пограничных кораблей и катеров, 8 кораблей управления, 12 катеров обеспечения, 1 патрульный катер и 3 рейдовых судна.
Псков – береговая охрана этого региона охраняет северо-западные границы страны. В состав входит 2 пограничных сторожевых катера и 4 катера обеспечения.
БОХР – молодое подразделение, которое не всегда требует наличия офицерского состава для выполнения задач. С целью получения специалистов в этой сфере в 2007 году Анапа открыла свои двери для абитуриентов на базе института береговой охраны ФСБ РФ.
Сотрудники и весь военный потенциал береговой охраны стоят на страже защиты военных, политических и экономических интересов Российской Федерации. Учитывая небольшой срок существования этого подразделения, руководство успешно перенимает опыт береговой охраны у других стран, имеющих морские границы. Так, в 2020 году в Санкт-Петербурге на судостроительном началось строительство двух новых пограничных сторожевых кораблей, а также патрульного судна для выполнения задач в суровых условиях севера. На данный момент патрулирование в Северном Ледовитом океане осуществляют атомный ракетный крейсер и большие десантные корабли.

Эта тема закрыта для публикации ответов.