305-мм орудие обуховского завода образца 1907 года

Алан-э-Дейл       10.09.2023 г.

Оглавление

122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19)

В сражениях на сухопутных фронтах Первой Мировой очень эффективно применялась 120-мм береговая пушка. Эта эффективность была настолько высокой, что у командования возникло непреодолимое желание получить такое же орудие наземного варианта.

В 1927 году была начата разработка проекта такой пушки, получившей, впоследствии, индекс А-19. В 1928 году тот был утвержден, и в июне 1929 года на пермский оружейный завод поступил заказ на сборку одной двухствольной пушки, рабочие которого успешно его выполнили.

В 1931 году на одном из местных полигонов были произведены ее первые испытания, однако результаты были неутешительными, так что орудие было отправлено на доработку.

Первая опытная партия была изготовлена в 1933 году .

И наконец, на Лужском полигоне, в ноябре 1935 года были произведены окончательные испытания новоявленного орудия большой разрушительной силы – А-19.

Из-за длины ствола проявилась проблема при транспортировке, так как были большие нагрузки на ответственные детали. Для этого приходилось отделять ствол и перемещать его назад на лафет. Дальнобойность 122-мм орудия составляла 20,5 км, что превосходило все зарубежные аналоги данного класса.

В 1936 году 122-мм корпусную пушку приняли на вооружение РККА.

Орудия данного типа эффективно использовались в боях с финнами в 1939-40 годах.

В июне 1941 года на вооружении было около 1300 пушек А-19. Из них 583 — в западных округах. На фронте пушка успешно подавляла батареи противника, обстреливая тылы, не давала возможность неприятелю подтягивать резервы и подвозить боеприпасы и продовольствие. Так же целями ее были штабы, узлы связи, оборонительные сооружения и колонны вражеских войск.

При такой большой дальности стрельбы невозможно было произвести корректировку огня, т.к. не было видно места разрыва снаряда. Но при всем этом 122-мм снаряды доставляли большие неприятности вражеским танкистам и экипажам самоходок. Снаряд пушки с легкостью пробивал 80-мм броню танка на расстоянии 2,5 километров.

20 апреля 1945 года именно из пушки А-19 был совершен первый выстрел по Берлину.

Боеприпасы 12″/35 морской пушки[ | ]

Боекомплект 12″/35 морских пушек состоял из лёгких и тяжёлых снарядов. Лёгкие снаряды весили по 331,7 кг и имели длину 2,6—2,8 калибра. Тяжёлые снаряды весили по 455 кг и имели длину 4,2 калибра. При этом бронебойные снаряды обоих типов изготавливались из стали, фугасные из обыкновенного чугуна. Снаряды первоначально снаряжали чёрным порохом, к концу XIX века перешли на пироксилин. Тяжёлый фугасный снаряд содержал 24,5 кг .

Для тяжёлых снарядов был принят заряд из 147,4 кг бурого пороха. Он обеспечивал снаряду начальную скорость 610 м/с. Для лёгких снарядов применялся заряд бурого пороха массой 153—155 кг и обеспечивал начальную скорость 637 м/с. Дальность стрельбы при угле возвышения +6° — 6039 м, при угле +15° — 10614 м. Поскольку сражаться в то время предполагали на ближних и средних дистанциях, таблицы стрельбы были составлены лишь до 7320 м. В начале XX века к орудиям был принят заряд бездымного пороха массой 68,8 кг, баллистические характеристики остались прежними. На дистанции 1852 м лёгкий бронебойный снаряд мог пробить железную броню толщиной 280 мм.

А что в России?

В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят нанонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашиныВолк III».

Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием —Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУМста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналогаКоалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексеБерег».

Даже на базеТигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.

Связкагаубица плюс гусеничный(а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.

Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.

Ведь, как говорят опытные артиллеристы,в нашем деле главное — вовремя смыться».

305-мм гаубица Бр-18. Артиллерия и минометы XX века

305-мм гаубица Бр-18

В 1937 году советская военная делегация посетила завод фирмы «Шкода» в Чехословакии. Целью визита было приобретение документации и опытных образцов артиллерийских систем большой мощности для их последующего производства на советских заводах

Внимание военных привлекли проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы — оба орудия имели раздельно-гильзовое заряжание и клиновой горизонтальный затвор. Лафеты также были одинаковыми

В принципе, системы отличались только стволами: у пушки он был лейнированный, а у гаубицы — скрепленный.

Заключенный договор предусматривал некоторые изменения в проектах. В частности, по требованию советских представителей было введено картузное заряжание, а затворы стали поршневыми. Вместо скрепленного ствола гаубицы применили лейнированный. Два опытных образца орудий чехословацкая фирма обязывалась предоставить СССР в декабре 1939 года, однако чертежи поступили гораздо раньше. Поэтому, чтобы не терять времени, было решено начать производство артсистем, не дожидаясь поставки опытных экземпляров. Для упрощения технологии производства инженеры завода «Баррикады» существенно переработали чертежи. 305-мм гаубица отечественного изготовления, обозначенная Бр-18, поступила на полигонные испытания осенью 1940 года и показала в целом удовлетворительные результаты. Отмечалось, что орудие способно вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность 16500 м, а бетонобойные снаряды весом 465 кг летели на расстояние 13100 м. Серийное производство гаубиц было прервано с началом Великой Отечественной войны, и точное их количество, поступившее в подразделения РККА, неизвестно. Но, по крайней мере, три 305-мм орудия приняли участие в боевых действиях в составе отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Как и все тяжелые артсистемы, они использовались во втором периоде войны. Одна из гаубиц Бр-18 в настоящее время находится в артиллерийском музее города на Неве.

Тактико-технические данные

Обозначение: Бр-18

Тип: гаубица РГК

Калибр, мм: 305

Вес в боевом положении, кг: 43000

Длина ствола, калибров: 22

Угол ГН, град: 90

Угол ВН, град: -4; +70

Начальная скорость снаряда, м/с: 530 (фугасный)

Скорострельность: 1 выстрел за 2,5 минуты

Макс. дальность стрельбы, м: 16500

Следующая глава >

122-мм пушка образца 1931/1937 года (А-19)

122-мм пушка образца 1931/37 года (А-19)Общая информацияМассогабаритные характеристикиУглы обстрелаОгневые возможности

Страна СССР
Годы выпуска 1936-?
Выпущено, шт. 2,926
Калибр, мм 121,92
Длина ствола, клб 48
Масса в боевом положении, кг 7250
Масса в походном положении, кг 7905
Возвышения (макс.), ° 65
Снижения (мин.), ° -2
Горизонтальный, ° 58
Макс. дальность стрельбы, км 20,4
Скорострельность, выстр./мин. 3-4

А-19

— советская пушка калибра 121.92 мм (4.8 дюйма). Полное официальное название орудия —122-мм пушка образца 1931/37 года (А-19) .

Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне. После её окончания оно долго состояло на вооружении Советской Армии, послужило базой для создания семейства мощных танковых пушек.

История создания

Пушка А-19 была разработана в 1928-31 гг. Всесоюзным Орудийно-Арсенальным Трестом под руководством конструктора С. П. Шукалова. Орудие было принято на вооружение Красной Армии 13 марта 1936 года.

Дальнейшая модернизация проводилась на артиллерийском заводе в Мотовилихе под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова.

В её ходе ствол пушки А-19 был наложен на лафет 52-Л-504А от гаубицы-пушки МЛ-20, что улучшило мобильность и угол возвышения орудия (и как следствие разнообразие выбора траектории снарядов). Так как угол возвышения превысил 45°, в документах того времени А-19 иногда называется пушкой-гаубицей.

Организационно-штатная структура

Изначально А-19 предназначась для корпусной артиллерии. Вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 она составляла так называемый «корпусной дуплекс».

Однако в ходе Великой Отечественной войны А-19 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии.

Поэтому более правильно относить её к армейской артиллерии, хотя из ряда источников мемуарного характера следует, что А-19 применялась и в роли корпусного орудия.

Предыстория разработки орудия

Пушечная мастерская ОСЗ

Конец XIX века стал временем быстрого развития как корабельных артиллерийских систем, так и новых видов брони. Это был период классического «соревнования брони и снаряда». Наиболее острым было соперничество ведущих стран в разработке и производстве орудий главных калибров. Ведущим российским предприятием по изготовлению крупнокалиберных пушек был в это время Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ). С 1867 по 1895 год на заводе были спроектированы и запущены в производство четыре типа 12-дюймовых орудий, самым совершенным из которых стала 40-калиберная пушка образца 1895 года.

Это стало возможным благодаря двум основным решениям, которые были реализованы в 80-х годах XIX века. Во-первых, было проведено капитальное переустройство завода и увеличена его мощность. В числе прочего был установлен 50-тонный молот, оборудован гидравлический пресс для обжима орудийных болванок, появилась мастерская для отжига орудий, установлены первые мартеновские печи и многое другое.

Во-вторых, Обуховский завод полностью переходит в ведение Морского министерства (Указом императора Александра III завод с 1 февраля 1885 года был передан в казну), все более сосредотачиваясь на военных заказах, но в тоже время, сохраняя коммерческую основу своей деятельности. Для руководства этой работой создается специальная комиссия из представителей морского и военного ведомств.

305-мм гаубица образца 1939 года (Бр-18)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

305-мм гаубица образца 1939 года (Бр-18)
Калибр, мм 305
Экземпляры 3
Скорострельность, выстр/мин 0,3
Ствол
Масса
Масса в боевом положении, кг 45700
Габариты в походном положении
Углы обстрела

305-мм гаубица образца 1939 года (Бр-18, Индекс ГАУ — 52-Г-725) — советская гаубица . Главный конструктор — И. И. Иванов. Имеет одинаковый с Бр-17 лафет.

Боевое применение

Применялись при обороне Ленинграда в 1941-1944 годах. По свидетельствам очевидцев, эффект от разрыва их снарядов был столь значительным, что при этом переворачивались вверх днищем немецкие танки.

Ирак и Сирия: земля войны

Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.

Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю

Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.

Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?

Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.

Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийскогоБоко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3,7–cm Gebirgsgeschutz М.13

Орудийный ствол калибра 37,2 мм и длиной 26 калибров (96 см). Замок клиновый. Спуск револь­верный. От своего «морского предка» горному орудию достался и приклад, который позволил отказаться от сложных приборов наведения. Никаких механизмов отката предусмотрено не было – небольшая энергия отдачи при выстреле поглощалась металлическим лафетом и откатом всего орудия. Небольшой бронещит прикрывал заряжающего и наводящего. На хоботе лафета для наводящего монтировалось седло. Ствол можно было наводить от –10° до +15° в вертикальной плоскости и до 6° в горизонтальной. Вес системы без лафета достигал 80 кг.

Дальность выстрела фугасом составляла 2000–3000 м. Фугас весил 0,8 кг и снабжался ударным взрывателем. Снаряд унитарный. Снаряды упаковывались в ящики по 12 или 50 штук. Фугасы изготавливались на (маркировались литерами «SI/IA»), а гильзы – в Венгрии на предприятиях «Weiss».

Дальность выстрела шрапнелью достигала 400 м. Заряд унитарный. Шрапнельный снаряд весом 0,75 кг снаряжался 100 пуль из оловянно-сурьмяного сплава. Гильза бронзовая с характерным для шрапнелей округлением верхней части. Шрапнели упаковывались в деревянные ящики по 12 штук.

Скорострельность этой модели горного орудия достигала 10 выстрелов в минуту.

Транспортироваться артсистема могла на вьюках или людьми на расстояние 6–10 км. Расчёт состоял из наводчика, заряжающего и подносящего.

История создания


В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 122-мм гаубицу образца 1910 года. Проведённая в 1930 году на Пермском заводе модернизация заключалась в следующем:

  • Расточена (удлинена) на один калибр камора;
  • Установлен нормализованный прицел;
  • Упрочнён лафет;
  • Упрочнён подъёмный механизм;
  • Произведён ряд небольших изменений в противооткатных устройствах.

Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.»

Служба М30 за рубежом

О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.

По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.

41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии. В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.

Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства. В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.

Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.

Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом). В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.

После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Описание и характеристики орудия

Ствол орудия состоял из трех скрепленных рядов цилиндров и колец. Сверху на ствол надевался кожух, в который ввин­чивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Пушка не имела цапф, вместо них на кожухе делались выступы, обеспечивающие ее крепление с салазками. Канал включал двойную зарядную камору и смешанную систему нарезов (в начале на длине 0,5 калибров нарезы постоянной крутизны, затем — прогрессивной крутиз­ны и в конце на длине 4 калибров — постоянной крутизны). Общее число нарезов составляло 68.

Основные характеристики корабельной пушки 12″/40 образца 1895 года.

Калибр, мм 304,8
Длина ствола, мм/клб 12192/40
Длина нарезной части, мм/клб 9611/31,5
Длина каморы до дна снаряда, мм 1965,9
Вес затвора, кг 800
Вес орудия по проекту, кг 42834
Вес орудия выпуска 1914-17 гг, кг 44250

Одним из недостатков 12″/40 орудия было длительное время открытия затвора. Причина заключалась в открывании замка, для чего приходилось вручную крутить его рукоять в течении 20-25 секунд. Этот недостаток устранили уже после русско-японской войны, установив электропривод и сократив время открытия замка затвора до 6 сек.

Парадоксы требуют объяснения

На мой взгляд, если бы финские историки были объективны в оценке Зимней войны 1939–1940 годов, то уже давно в центре Хельсинки возвышался бы памятник Тухачевскому с надписью: «Спасителю Финляндии». Но в Суоми до сих пор уверены, что «империя Сталина» не смогла одолеть своего северо-западного соседа благодаря гению великого полководца маршала Карла-Густава Маннергейма и исключительному мужеству финских солдат.

Но как тогда объяснить два феномена? Во-первых, за три месяца до начала Зимней войны Красная армия разгромила японские войска на реке Халхин-Гол. Потери наших и японских войск составили 6515 и 25 000 человек соответственно. Зато в Зимнюю войну РККА только убитыми потеряла 71 214 человек, а финны – 48 243 человека. Замечу, что в боях на Халхин-Голе участвовало японских самолетов и танков раза в полтора больше, чем их имелось во всей финской армии в 1939–1940 годах.

Причем выучка и вооружение финской пехоты были куда хуже, чем японской. О готовности к самопожертвованию и умении вести рукопашный бой и говорить не приходится. Наконец, финны ни с кем не воевали уже 20 лет да и большинство солдат призвали из резерва, а на Халхин-Голе дрались части, в течение многих лет сражавшиеся в Китае.

Еще более парадоксальны другие цифры: в 1939–1940 годах советским дивизиям удалось продвинуться от границы до Выборга за 2,5 месяца, а в июне 1944-го – за 11 дней! То есть наши войска в 44-м передвигались в семь раз быстрее. При этом в ходе Зимней войны Финляндия и СССР бились один на один, а в июне 1944-го Красная армия дралась на 3000-километровом фронте от Баренцева до Черного моря. И почти одновременно с наступлением на Карельском перешейке началась грандиозная операция «Багратион» в Белоруссии.

Фото из архива автора

Чем объяснить подобные парадоксы? Спору нет, командование РККА в Зимней войне допустило массу ошибок. Но, безусловно, главной причиной неудач Красной армии было отсутствие артсистем, способных справиться с финскими дотами-«миллионерами» (на строительство одного уходил миллион финских марок) на линии Маннергейма.

203-мм гаубица Б-4 – самая мощная советская артсистема, принятая на вооружение к началу войны между СССР и Финляндией, могла пробить стену такого форта, только если два ее снаряда попадали в одну и ту же точку. Правда, у РККА имелась и 305-мм пушка образца 1915 года. Вес ее снаряда составлял 377 кг против 100 кг у Б-4. Однако по совершенно непонятным причинам 30 вполне боеспособных 305-мм гаубиц всю войну простояли без дела в Белорусском военном округе.

Почему же в СССР в 20–30-х годах не удалось создать ни одного орудия особой мощности (ОМ)? Начну с того, что к 1 января 1918 года на Обуховском заводе изготовили первую партию из четырех 406-мм гаубиц с весом снаряда 883 кг. Их готовность составляла от 75 до 35 процентов.

В Архиве народного хозяйства я изучал пухлый том переписки начала 20-х годов, посвященной одному вопросу: доделывать гаубицы или нет. В конце концов кто-то приказал пустить их на лом…

В 1931 году Артуправление выдало два задания: КБ-2, где работали немецкие инженеры фирмы «Рейнметалл», – на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» – триплекса (400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимые на повозках на гусеничном ходу). Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке подготовил проект триплекса (400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете). В 1932 году Артуправление рассмотрело все проекты и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить».

Надо ли говорить, что если бы в 1931–1932 годах начались полномасштабные работы по проекту Артуправления или Чернявского, то уже к 1939 году РККА получила бы несколько десятков орудий особой мощности. Новые 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры за неделю вдребезги разнесли бы финские доты-«миллионеры», исход Зимней войны был бы совсем иным и в военном, и в политическом отношении.

380-мм гаубица BL, Великобритания

Британцы ответили Тройственному союзу созданием целой серии сверхтяжелых орудий. Самым большим из них стала 380-мм осадная гаубица BL. Орудие было создано на базе уже имеющихся 234-мм пушек МК. Впервые гаубицы BL использовались морской пехотой Британского Адмиралтейства. По информации Novate.ru, орудие весило 91 тонну (и это без учета 20 тонн балласта). Несмотря на то, что подобные пушки обладали ошеломляющей убойной силой, они также имели целый ряд недостатков, из-за которых англичане в дальнейшем отказались от их разработки.

380-мм гаубица BL| Фото: zonwar.ru.

Перевозка орудия могла длиться несколько месяцев, а на обслуживание гаубицы необходимо было двенадцать солдат. Более того, 630 килограммовые снаряды летели с низкой точностью и на небольшое расстояние. Это привело к тому, что в начале войны было создано всего 12 экземпляров BL. Позже морская пехота передала 380-мм гаубицы береговой артиллерии, но и там им не сумели найти должное применение.

Рождение 76-мм полковой пушки обр. 1927 г.

Анализ боевого применения артиллерии в ходе мировой и гражданской войн показывал необходимость в обеспечении непрерывной артиллерийской поддержки пехоты на всем протяжении боя. Для непосредственней поддержки и сопровождения пехоты огнем и колесами армия нуждалась в новом орудии. Орудие такого типа должно было удовлетворять следующим требованиям:

  • обладать достаточным могуществом для борьбы с живой силой противника, расположенной как в укрытиях легкого полевого типа, так и открыто;
  • иметь возможность подавлять огонь всех видов долговременных фортификационных сооружений, ведя огонь прямой наводкой по их амбразурам;
  • разрушать надолбы и проделывать проходы в проволочных заграждениях;
  • при необходимости вести борьбу с бронированной техникой противника;
  • основным способом ведения огня должен был быть огонь прямой наводкой с открытых огневых позиций, хотя при необходимости иметь возможность  вести огонь с закрытых огневых позиций;
  • орудие должно быть достаточно легким, чтобы не отставать от пехоты;

Самое распространенное орудие легкой полевой артиллерии бывшей царской армии – 7,62-мм пушка 1902 года не удовлетворяло последнему условию, так как перекатывание силами расчета на дистанцию дальше пятидесяти метров, было затруднительным. Помимо этого пушка имела малую гаубичность, т.е траектория полета снаряда была довольно очень пологой. Что положительно сказывалось на стрельбе по амбразурам, но было недостатком при борьбе с укрывшейся пехотой. Горные пушки   можно было разобрать на части и транспортировать во вьюках, однако при внезапном нападении противника требовалось время для ее сборки. Противоштурмовая пушка обр. 1910 была самой легкой, но обладала недостаточной механической прочностью.

Наиболее перспективной пушкой казалась 76-мм короткая пушка 1913 года. С целью ее модернизации и доведения ее ТТХ до современных требований, в двадцатых годах силами Орудийно-арсенального треста были проведены работы, результатом которых стало появление 76-мм короткой пушки обр. 1913/25 года. Пушка была изготовлено в 1926 году Брянским заводом и прошло испытания на полигоне с вполне удовлетворительным результатом.

Основным отличием от пушки 76-мм пушки 1913 года было то, что пушка проектировалась под патрон «трехдюймовки»- 76-мм пушки 1902 года. Причем орудие должно иметь раздельное заряжание и переменный уменьшенный заряд, чем доселе в русской и советской артиллерии могли похвастается в основном гаубицы. 

В апреле 1926 г. на заседании Артиллерийского комитета было решено продолжить работы по улучшению 76-мм пушки 1913 года. Среди проектов новой модернизации один проект был проект инженера Соколова, два других принадлежали Орудийно-арсенальному тресту. Наиболее удачным был признан проект ОАТ особенностью, которого являлось подрессоривание орудийного лафета. Ствол орудия представлял собой ствол короткой пушки 1913 года, но с каморой расточенной под укороченную на 51 мм гильзу трехдюймовки.

В ходе испытаний прошедших на НИАПе в конце января 1927 года, было уставлено, что при увеличении начальной скорости снаряда до 430 м/с представленные пушки теряют устойчивость и имеют большой наброс при ведении огня под малыми углами возвышения. Поэтому было принято решение оставаться на исходной баллистике, соответствующей баллистике 76-мм горной пушки обр. 1909 года. В целом испытания пушек прошли удачно, и новое пушка была принята на вооружение как 76-мм полковая пушка обр. 1927 года. Помимо изменений коснувшихся лафета, данная пушка имела удлиненную с 203 до 334 мм камору. Все дальнейшие работы были перенесены на «Красный Путиловец», Артиллерийский отдел которого и должен был заниматься серийным производством орудия.

Правительственный заказ на полковые пушки в 1928 году составил 400 орудий. В 1929 году Артиллерийский комитет своим решением обязал принять в качестве штатного патрона – унитарный патрон 7,62-мм пушки 1902 года, со штатным уменьшенным зарядом. Чтобы не допустить заряжание полковой пушки выстрелом с полным зарядом дивизионной пушки, фланец гильзы содержавшей уменьшенный заряд уменьшили. Таким образом, гильза выстрела предназначенного для дивизионной пушки не могла войти в выточку в захватных гнездах полковой пушки. Помимо этого полковая пушка могла вести огонь патронами раздельного заряжания, снаряженными штатным зарядом, собранными из укороченных гильз, предназначавшихся для холостой стрельбы.

130-мм пушка М-46 — видео

М-46 — громоздкое и тяжелое орудие, но это компенсируется высокой максимальной дальностью стрельбы (до 27 150 метров), что обеспечивается длинным стволом (длиной приблизительно 58 калибров)

Именно большая дальность стрельбы обуславливает то, что М-46 занимает важное место в артиллерийских парках армий многих стран, хотя в настоящее время она постепенно снимается с вооружения вследствие своей чрезмерной тяжести — в походном положении М-46 весит 8550 кг. Большая часть веса приходится на громоздкий лафет с раздвижными станинами, что приводит к необходимости использовать при буксировании двухколесный передок, особенно в том случае, если буксировка осуществляется гусеничными тягачами, и ствол укладывается на станины

Дополнительный вес создают массивные противооткатные механизмы, большие сошники и противоосколочный щит.

Китайские военные, высоко оценившие М-46, создали собственную версию, получившую обозначение 130-мм Тип 59-1, а также широкий спектр различных боеприпасов к ней, в том числе 130-мм снаряд ERFB-BB, позволяющий увеличить максимальную дальность выстрела до 38 000 метров. Такие страны, как Израиль (где М-46 состоят на вооружении) и Южная Африка, сочли возможным производить боеприпасы к М-46 на экспорт. Хотя М-46 имеет официальное обозначение «пушка», она позволяет использовать различные типы метательных зарядов.

Несмотря на большую массу М-46, только одно государство создало для нее самоходное шасси, а именно Индия. На вооружении индийской армии стоит некоторое количество пушек М-46 на модифицированном шасси танка «Виджаянта», имеющих обозначение «Катапульта». В связи с постепенным снятием пушек М-46 с вооружения возникло предложение использовать лафет для установки 155-мм ствола длиной 45 калибров, позволяющего использовать боеприпасы, удовлетворяющие стандарту НАТО, а также ERFB-снаряды. Модернизационные комплекты предлагались Израилем, Китаем и одно время бывшей Югославией.

Примечания

  1. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  2. Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. — М.: АСТ, 2002.
  3. П. Чемберлен, Х. Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: АСТ, Астрель, 2004. ISBN 5-271-06470-0.
  4. Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.: ил. ISBN 5-699-18754-5.
  5. Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
  6. Военно-исторический журнал, № 5, 2005.
  7. М. Коломиец, М. Свирин. Курская дуга. М.: Экспринт НВ, 1998. ISBN 5-85729-011-2.
  8. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.