Подводные лодки проекта 671

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Советские подводные лодки проекта 671 РТМ «Щука»

Только одна подводная лодка класса «Огайо» обладала вооружением равным по мощности всем бомбам, сброшенным во время второй мировой войны. Одновременно в США строились убийцы кораблей знаменитые атомные подводные лодки класса «Лос-Анджелес». Кроме противолодочного и противокорабельного оружия они несли высокоточные крылатые ракеты «Томагавк» для поражения важных объектов Советского Союза: ракетные шахты и командные пункты системы ПВО. Для борьбы с подобными кораблями нужны были субмарины нового качества. Но советские подводные лодки третьего поколения еще только создавались и могли войти в строй не раньше середины 80-х. Конструкторы КБ «Малахит» предложили неожиданный выход. Использовать удачную конструкцию атомной подводной лодки «Семга» для размещения нового комплекса оборудования и вооружений.

Немедленно был вызван главный конструктор, и в один день было принято решение создавать эту подлодку. Новая субмарина кроме акустики получила новый навигационный комплекс и еще ряд новинок. Она явилась переходной моделью между подводными лодками второго поколения, но с вооружением третьего поколения. В этом и заключалась ее особенность. Многоцелевая атомная подводная лодка стала самой массовой и самой любимой, как конструкторами, так и подводниками.

Подводная лодка проекта 671 РТМ получила шифр «Щука». Даже по сегодняшним меркам это первоклассный боевой корабль. В нем сосредоточились все достижения, накопившиеся за годы строительства этого проекта подводных лодок. На строительство головного корабля понадобилось менее года. Первая подводная лодка была заложена 7 мая 1977 года, а уже 28 декабря 1977 вошла в состав ВМФ СССР. На атомной подводной лодке «Щука» был установлен гидроакустический комплекс «Скат», который в три раза превышал параметры предыдущего. В его состав входила буксируемая антенна, которая позволила увеличить дальность обнаружения кораблей противника в несколько раз. Она размещалась в специально обтекаемой «гондоле» на вертикальном оперении, что надолго поставило в тупик специалистов «натовского» флота. Подводные лодки класса «Щука» получили различные типы вооружений. Кроме различных торпед и ракето-торпед она могла брать на борт мины, а также спецсредства, которые до сих пор являются военной тайной.

Атомная подводная лодка проекта 671 РТМ Щука

Советская подлодка проект 671 РТМ и эсминец ВМС США USS Peterson (DD-969)

Одним из главных секретов атомной подводной лодки «Щука» является высокоскоростная ракета «Шквал». Ее скорость более 200 км/час и ей нет равных в мире. С 1984 года на подводной лодке проекта 671 РТМ были размещены стратегические ракеты «Гранат» превосходящие ракеты «Томагавк».

Американцы продолжали наращивать свое присутствие в мировом океане. На каждую советскую подводную лодку приходилось четыре корабля противника, и этот разрыв продолжал увеличиваться. Но еще больше советских руководителей беспокоил качественный рост ВМС США. Из-за недостаточного финансирования строительство советских подводных кораблей шло медленно. В середине 90-х годов подводные лодки проекта 671 РТМ «Щука» стали постепенно покидать строй. За более чем тридцатилетнюю историю эксплуатации на подводных лодках 671 проекта не было ни одной аварии, и они до сих пор находятся в боевом строю ВМФ РФ.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 РТМ «Щука» («Victor III»):

  • Водоизмещение — 7 250 тонн
  • Длина — 107 м
  • Ширина — 10,8 м
  • Осадка — 8,0 м
  • Глубина погружения — 400 тонн
  • Судовая силовая установка — атомная, мощность турбин 30 000 л.с.
  • Скорость — 30,5 узла
  • Экипаж — 100 человек
  • Автономность — 90 суток.

Вооружение подводной лодки проекта 671 РТМ:

  • Торпедные аппараты 650 мм — 4
  • Торпедные аппараты 533 мм — 2
  • Ракета «Шквал» BA-111 — 2
  • Мины — 36
  • Ракеты SS-N-15 — 4
  • Ракеты SS-N-16 — 6
  • Ракеты SS-N-22 — 6.

«По-прежнему представляет загадку»

В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705.

«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.

Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.

«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.

Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.

Реализация столь революционных проектов, по мнению эксперта, создаёт фундамент для дальнейшего научно-технического прогресса.

«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.

Окраска

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная. Следы эксплуатации – пудреницы Tamiya, жидкости АК.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но в данном наборе есть пару обидных косяков.
1-ый: линеек марок углубления только 2 пары, а нужно 3, т.к. они располагаюся не только в носу лодки и на кормовом оперении, но и в средней части корпуса, сразу за ограждением рубки. Поскольку у меня есть еще одна РТМ-ка, то взял декали оттуда.
2-ой: Декали марок углубления сделаны все на один борт и если для декалей № 2 это не проблема (они симметричны по высоте и их можно перевернуть вверх ногами) то для дек № 1, которые размещаются на кормовом оперении это заметно.    
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Сборка

Сборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру.
Сборку начал с доработок корпуса и рубки. В носовой и кормовой части верхней половине корпуса, а также в верхней части рубки пришлось изрядно поработать шкуркой удаляя стык пресс-форм. На корпусе высверлил посадочные места АСБ и из пластика изнутри подклеил пластины, сформировав посадочные места. Из фольги самоклейки сделал створки люка на палубе лодке за рубкой. Из этого люка в подводном положении выпускалось устройство связи по внешнему виду похожее на самолет. Китайцы изобразили люк в виде оконной рамы с перемычкой посередине, я это дело изменил, приведя в соответствие с прототипом. Поскольку шпаклевать и шлифовать расшивку не хотелось, использовал фольгу. Сборка корпуса прошла нормально, не идеально, но терпимо, шпаклевка потребовалась в небольших количествах. Затем восстановление утраченной расшивки и монтаж кормового оперения и водозаборников. Водозаборники рассверлил, сделав отверстие и закруглил у них переднюю кромку, таким образом они стали больше похожи на те, которые были на прототипе.
Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим, стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент. Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления.
Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм – так более масштабно.
На рубке сточил имитацию поручней и сделал их из проволоки 0,2 мм, попутно добавив отсутствующие поручни в носовой части. Также удалил наплывы с крыши рубки под т.н. «рога», поскольку у меня будет РТМ, а не РТМ(К).
Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм.
Некоторые ВУ изготовил заново, у некоторых заменил штоки, некоторые просто покрасил. В качестве материалов использовал медицинские иглы различных диаметров, а также что-то из запасов.  

Набор

Обзоры лодки уже подготовил наш уважаемый коллега Данила ака Danila77. Посмотреть можно здесь:СМОТРИМ ОБЗОР
Длина модели составляет 306 мм, ширина (корпуса) – 30,8 мм.
К основным недостаткам набора можно отнести:

  • более сглаженный, чем на прототипе, переход обтекателя ГАС в надстройку;
  • излишняя толщина торцевых гребней на ступице винта;
  • неправильная форма лопастей гребного винта «тандем», лопасти должны быть более узкими;
  • отсутствие имитации на КГР разделения на «малые» и «большие» рули.
  • более короткий, по сравнению с прототипом, ТПЛ;
  • более тонкий, как мне показалось, профиль кормовых горизонтальных стабилизаторов;
  • отсутствие имитации на рубке бортовых навигационных огней, окошек устройства звукоподводной связи;
  • слишком широкие шпигатные отверстия в легком корпусе на корме лодки, а также несколько неверное их расположение.

Критических как видим нет, что-то можно легко поправить, что-то нет – тут уж зависит от личных пожеланий самого моделиста.

ТТХ АПЛ

Водоизмещение:
надводное: 3 500 (4 250?) т
подводное: 4 700 (6 085?) т
Длина: 92,5 м
Ширина (корпуса): 10,6 м
Осадка (средняя): 7,2 м
Скорость:
надводная: 11,5 уз.
подводная: 33,5 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 320 м
предельная: 400 м
Экипаж: 76 (68?) человек
Автономность: 60 (50) суток
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 18 торпед или до 36 мин)
Информацию взял отсюда: РАЗ и ДВА
Прототипом выбрал шестую лодку серии – К-323.
Заложена 05 июля 1968 г., спущена на воду 14 марта 1970 г., вступила в строй 23 сентября 1970 г.
8 декабря 1972 г. лодке присвоено наименование «50 лет СССР» (снято в 1992 году) присужден юбилейный почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
С 10 февраля 1984 года по 1986 год модернизирована по проекту 671К (установлен новый ракетный комплекс с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 «Гранат» (SS-N-21).
3 июня 1992 года переименована в «Б-323».
30 июля 1993 года исключена из боевого состава флота.
Осенью 2006 г. утилизирована.
Более подробно о службе корабля здесь: СМОТРИМ ИСТОРИЮ СЛУЖБЫ КОРАБЛЯ

Применение военного опыта

Послевоенное
строительство Военно-Морского флота
СССР осуществлялось с учетом боевого
опыта, полученного в Великой Отечественной
войне.

В начале 50-х годов заводу было
поручено строительство дизельных
подводных лодок проекта 613. Полный
комплект конструкторской документации
завод получил в июне 1953 года. Стапельный
период строительства первой подводной
лодки составил около шести месяцев.
Спуск на воду состоялся 19 сентября 1954
года, а приемный акт был подписан 31
декабря 1954 года. Всего было построено
11 подводных лодок проекта 613. В 1955 году
в состав ТОФ было передано 4 ПЛ, в 1956 году
— четыре ПЛ и в 1957 году — две ПЛ.

Испытания
подводных лодок проходили в трудных
условиях. Сдаточная база не была
подготовлена к обслуживанию подводных
лодок, не располагала оборудованными
причалами, отсутствовали плавкран,
компрессора ВВД, средства для зарядки
аккумуляторной батареи. Задержки
испытаний проходили и по вине флота,
который также не имел нужных технических
средств для обеспечения испытаний ПЛ.
Район глубоководного погружения
выделялся в 120 милях от базы.

Строительство
и испытания подводных лодок проекта
613 дали заводу возможность подготовить
необходимых специалистов, которым
предстояло в будущем осуществлять
постройку подводных лодок нового
поколения.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

Алексей Захарцев,корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет

С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Новый боевой потенциал

14 июля 1984 года
из цеха предприятия был осуществлен
вывод головной атомной подводной лодки
третьего поколения проекта 971 заводской
№ 501, отличительными особенностями
которой являются мощный боевой потенциал,
большая глубина погружения, высокие
маневренные и скоростные характеристики.

Эти подводные лодки воплотили в себе
самые современные достижения отечественной
науки и технологии, явились новым
качественным этапом в развитии
отечественных атомных подводных лодок
многоцелевого назначения. Приемный акт
первого атомного корабля был подписан
30 декабря 1984 года.

Параллельно с освоением
новой серии атомных подводных лодок
третьего поколения проекта 971 на заводе
шло строительство дизель-электрических
ПЛ проекта 877, что никак не отразилось
на темпах постройки первых. Отработанная
конструкторская документация, наличие
квалифицированных рабочих кадров и
специалистов на заводе, большая серия
ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь
со стороны проектанта и министерства
позволили заводу осуществить строительство
15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка
проекта 877, заводской № 451, была заложена
на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из
цеха осуществлен 15 сентября 1980 года,
передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.

02 июня 1961г. была издана Директива Главного штаба ВМФ и приказ командующего КСФ о создании 3-й дивизии и в июле 1961г. была сформирована 3-я дивизия.

Корабли
и экипажи 1 поколения
К-3
«Ленинский комсомол»
К-5
К-8
К-14
К-52
К-21
К-11
К-133
К-181
184 эк
К-115
К-159
К-42 «Ростовский комсомолец»
К-50
К-27
(645 пр.)
Корабли
и экипажи 2 поколения
К-38
К-69
(К-369)
К-147
К-53
К-306
К-323
«50 лет СССР»
К-370
К-
К-367
К-314
К-
К-454
К-462
К-469
К-481
91
эк
166
эк
173
эк
289
эк
343
эк
426
эк

Проекты 627, 627А

  • Первые отечественные атомные подводные лодки, ставшие одновременно первыми в мире крупносерийными кораблями своего класса. Спроектированы по постановлению Совета министров СССР от 25.11.1952 г в СКБ-143 (позже СПМБМ «Малахит»), главные конструкторы В.Н.Перегудов и с 1956 г — Р.А.Шмаков. Серийные лодки, начиная с К-5, строились по проекту 627А и незначительно отличались от головной (повышена надежность систем, усовершенствовано навигационное оборудование и т. п.). В ходе постройки антенну ГАС «Арктика» перенесли из ограждения рубки в обтекатель под носовой оконечностью; позже, в ходе модернизации, аналогично поступили и с уже вступившими в строй лодками.

    Водоизмещение нормальное надводное — 3.065 т, подводное — 4.750 т; длина — 107,4 м, ширина — 7,9 м, ширина по стабилизаторам — 11,5 м, осадка — 6,48 м. Мощность ГЭУ 2х17.500 л.с.; скорость хода надводная — 15,2 уз., подводная — 30,1 уз., дальность плавания неограниченная; глубина погружения — до 300 м; автономность — 50 сут. Вооружение: 8 носовых 533-мм ТА (20 торпед); ГАС «Арктика-М», РЛС «Призма», ПУТС «Торий», навигационный комплекс «Плутон», ГАС обнаружения подводных препятствий «Луч». Экипаж — 104 человека, в том числе — 30 офицеров.

Второе поколение атомных подводных лодок

Проекты 671, 671В

  • ПЛ проекта 671, 671В — первые противолодочные АПЛ Советского ВМФ. Спроектированы по постановлению Совета министров СССР от 3 ноября 1959 года в СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»), главный конструктор Г.Н.Чернышев. Принадлежат ко второму поколению атомных субмарин; впервые в отечественном флоте имели одновальную ГЭУ и новые обводы. По конструкции и боевым качествам считались одними из лучших кораблей своего времени и послужили прототипом нескольких серий АПЛ нашего флота.

    ПЛ проектов 705, 705К «Лира», по классификации НАТО — «Alfa» — серия советских атомных подводных лодок. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей. Проект разработан в СКБ-143. Идея проекта предложена начальником сектора перспективного планирования А. Б. Петровым. Главный конструктор М. Г. Русанов, с 1977 года — В. В. Ромин.

Проект 705

  • Водоизмещение нормальное надводное — 2300 т, подводное — 3180 т; длина – 81,4 м, ширина — 10,0 м, ширина по стабилизаторам — 13,5 м, осадка — 7,6 м.

    Мощность ГЭУ 40.000 л.с., 1 РЖМТ ОК-550 (БМ-40А) 155 МВт,АТГ 2 × 1500 кВт ; скорость полного хода надводная — 14,0 уз., подводная — 41,0 уз., дальность плавания неограниченная; глубина погружения рабочая — до 320 м; автономность — 50 сут.

    Вооружение: 6 533-мм ТА (Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2). Экипаж — 32 человека.

Версии

Проект 671 Ёрш (Виктор I)

Пр.671

Советское обозначение пр. 671 Ёрш ( ерш ) — первоначальный образец, принятый на вооружение в 1967 году; 16 были произведены. Каждый имел по шесть торпедных аппаратов для пуска торпед Тип 53 и противолодочных ракет СС-Н-15 и мин . Подводные лодки имели мощность 24 ствола или 48 мин (или их комбинацию). Их длина составляла 92,5 м (303 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТ Сёмга (Виктор II)

Проект 671РТ

Советское обозначение пр. 671РТ » Сёмга» ( атлантический лосось ) — принят на вооружение в 1972 г .; семь были произведены в 1970-х годах. Первоначально они были обозначены НАТО как «Единый класс». Они имели такое же вооружение, что и «Виктор I», и были первыми советскими подводными лодками, которые внедрили сплав для акустической тишины. Производство было свернуто из-за решения о разработке улучшенного класса Виктор III. Их длина составляла 101,8 м (334 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТМ / РТМК Щука (Виктор III)

Проект 671РТМ

Советское обозначение проекта 671РТМ / RTMK Щука ( щука ) -entered службы в 1979 году; 25 выпускались до 1991 года. Более тихие, чем предыдущие советские подводные лодки, эти корабли имели четыре ствола для запуска ракет СС-Н-21 или СС-Н-15 и торпед Типа 53, а также еще два ствола для запуска ракет СС-Н-16 и Типа. 65 торпед . На борту могло находиться 24 ствола ТПУ или 36 мин. Класс Victor III вызвал небольшой фурор в спецслужбах НАТО при его представлении из-за характерной капсулы на вертикальной кормовой плоскости. Сразу же возникло предположение, что капсула была корпусом для какой-то экзотической бесшумной двигательной установки, возможно, магнитогидродинамического привода . Другая теория предполагала, что это была какая-то система оружия. В конце концов, капсула была идентифицирована как гидродинамический корпус для буксируемой пассивной гидролокаторной группы ; впоследствии эта система была включена в ПЛА класса Sierra и Akula . В октябре 1983 года буксируемая группа К-324 , Виктора III, действующего к западу от Бермудских островов, столкнулась с буксируемой группой американского фрегата USS  McCloy . К-324 был вынужден всплыть, что позволило силам НАТО сфотографировать капсулу в развернутом состоянии. Класс Victor-III постоянно совершенствовался во время строительства, и модели позднего выпуска обладают превосходными акустическими характеристиками. Их длина составляла 106 м (348 футов). 21 ликвидировано.

Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники

Принципиально новый
этап в советском военном кораблестроении
связан с внедрением на кораблях ракетного
оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной
техники. Они изменили боевые свойства
кораблей, увеличили их ударные возможности,
дальность и точность поражения наземных,
морских и воздушных целей, сделали
возможной сферой боевых действий
кораблей практически весь мировой
океан.

Атомные подводные лодки получили
возможность длительного, практически
неограниченного плавания под водой.
Приобретенный опыт, высокое качество
и надежность построенных ранее подводных
лодок позволили амурским корабелам
получить оборонный заказ по строительству
атомных ПЛ.

Рабочие чертежи АПЛ проекта
659 начали поступать на завод в сентябре
1957 года. Но уже в ноябре пришло решение
о приостановке строительства ПЛ проекта
659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не
получил ни одного чертежа. Решение
отменили, но завод потерял набранный
темп и не менее двух месяцев из общего
цикла постройки головной лодки. 28 июня
1961 года был подписан приемный акт
головной атомной подводной лодки,
заводской № 140, проекта 659. Было построено
и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две
— в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963
году.

За создание новой техники
Правительство СССР высоко оценило
самоотверженный труд амурских
кораблестроителей. 28 апреля 1963 года
завод был награжден орденом Ленина.

С
III квартала 1959 года на завод начали
поступать рабочие чертежи нового проекта
АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей
от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их
проработки разрабатывались новые
технологические процессы, технологическая
и плановая документация, необходимая
для организации работ в цехах. Первая
атомная подводная лодка проекта 675,
заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому
флоту 30 декабря 1963 года. За период
1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ
проекта 675.

В 1965 году завод получил
задание на строительство серии из десяти
АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ,
заводской № 151, в 1969 году.

При строительстве
на заводе АПЛ второго поколения была
изменена технология постройки. Учитывая,
что АПЛ проекта 667А не может всплыть с
помощью понтонов в построечном доке
эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения
и спусковой осадки, пришлось отказаться
от «мокрого» вывода и перейти к «сухому»
выводу ПЛ из построечного дока. Этой
технологией предусматривалось
использование системы судопоезда для
выкатывания АПЛ из построечного дока
на судовозных тележках по железнодорожным
путям в плавучий транспортно-спусковой
док, стоящий на двух опорах в наливном
бассейне и соединенный с построечным
доком наружной железнодорожной эстакадой.

24 декабря 1969 года был подписан приемный
акт атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667А, заводской №
151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта
667А была сдана ТОФ в 1974 году.

18 января
1971 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР «За успешное выполнение
заданий 8-й пятилетки и освоение новой
техники» завод был награжден орденом
Октябрьской Революции.

На базе АПЛ
проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало
новую атомную подводную лодку с ракетным
комплексом «Д-9» проекта 667Б.

Создание
такой АПЛ приблизила зону боевого
патрулирования наших ракетоносцев в
районы, находящиеся на относительно
небольшом удалении от наших берегов и
прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая
эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным
комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А
повысилась в 2,5 раза.

Первая АПЛ проекта
667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта
1973 года.

Строительство атомных подводных
лодок проекта 667Б шло с опережением
плановых показателей. 11 июня 1974 года
при технической готовности 91,7% первая
АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня
начались швартовные испытания, а
комплексные испытания главной
энергетической установки с работающим
атомным реактором начались 20 июля.

После
расхолаживания реактора в начале
сентября АПЛ покинула акваторию завода,
и буксиры повели плавучий док «Амур» с
лодкой на борту на сдаточную базу в
городе Большой Камень (Приморский край),
где были продолжены оставшиеся швартовные
испытания, затем были проведены заводские
ходовые испытания.

Приемный акт первой
атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667Б, заводской №
221, подписан 30 декабря 1974 года, на год
раньше назначенного срока. Завод построил
и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну —
в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976
году и три — в 1977 году.

Строили по-новому

В частности, было
предложено осуществлять постройку
кораблей на горизонтальных стапелях в
сухих доках с шатровыми покрытиями, т.
е. в эллингах. После постройки корабли
всплывают путем наполнения доков водой,
выводятся в наливной бассейн, а затем,
после спуска воды в наливном бассейне
до уровня реки Амур, через полушлюз
переводятся к достроечной набережной
в Большое Силинское озеро.

Уже через
два года после ввода в промышленную
эксплуатацию, в 1938 году, Амурский
судостроительный завод построил и
передал ВМФ две подводные лодки XI серии,
а в период Великой Отечественной войны
выполнил капитальный ремонт 17-ти и
текущий ремонт 13 подводных лодок
Тихоокеанского флота.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.