Оглавление
Строительство и развитие
Строительство сом .
В XX — го века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .
Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно — морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно — морского флота : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно — морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.
В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное 113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».
Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .
26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.
С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина
Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .
- Первый Севмаш (ранее верфи п о 402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
- Сайт Амурского (верфь ранее п о 199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
- Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о 112) Нижнем Новгороде
- и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о 194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.
Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 — го и 2 е поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.
До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.
Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027 м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000 т .
Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»
Водоизмещение, т: — надводное ……………………………………………………………….8 140 — подводное ……………………………………………………………… 10 500 Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3 Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6 Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68 Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный Глубина погружения, м: — рабочая……………………………………………………………………. 480 — предельная…………………………………………………………………. 600 Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100 Экипаж, чел…………………………………………………………………….73 Энергетическая установка: Главные механизмы. — тип………………………………………………………………………….АЭУ — ППУ: — марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01 — количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР — тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190 — ПТУ: — тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000 — количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200 — количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ Резервные источники энергии и средства движения — количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800 — аккумуляторная установка: — тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная — количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК — привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300 Скорость хода наибольшая, уз: — надводная………………………………………………………………..10 — подводная………………………………………………………………..33 Вооружение: Ракетное: — тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат» — тип КРСН………………………………………………………………РК-55 — вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА — тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ» — количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3 — боекомплект ЗР……………………………………………………………….18 Торпедное. — количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650 — боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР …………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер») — количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533 — боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал») — система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда» Радиоэлектронное: — БИУС ………………………………………………………..«Омнибус» — НК……………………………………………………………..«Симфония» — КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ» — система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ» — ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540) — РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) — тк…………………………………МТК-110 — перископ ТК…………………«Сигнал-3» — командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»
Этапы строительства новых АПЛ «Щука»
Положение, которое сложилось в середине 80-х годов на море, заставляло Высшее военно-морское руководство страны прилагать все силы для увеличения боеспособности океанского подводного флота. Задачи, направленные на понижение уровня шумности хода и увеличения огневой мощи подводных кораблей легли в основу нового проекта. Первая субмарина получила заводской номер №501 и была заложена на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск на Амуре. Летом 1984 года корабль был спущен на воду и под новый, 1985 год вошел в строй.
Все последующие корабли новой серии, многоцелевые подводные лодки «Щука-Б» проекта 971 одновременно строились на двух судостроительных верфей страны, в Комсомольске на Амуре и на «Севмаше» в г. Северодвинск. Всего было спущено на воду 15 кораблей, из которых 8 вошли в состав Тихоокеанского флота, а другие 7 составили ударное ядро Северного Флота.
Первый корабль серии, подлодка «Акула» уже в первом плавании показала уникальные результаты. По шумности подводного хода советская субмарина превзошла своего прямого конкурента, американскую атомную подлодку типа «Лос-Анджелес».
Проект 971, по западной классификации «Аkula –II», стал для американских военно-морских сил неприятным сюрпризом. Отныне американские ударные подлодки и ракетоносцы не могли свободно плавать вблизи советских берегов. Каждое перемещение подводного корабля вероятного противника контролировалось советскими новыми «щуками».
На правительственном уровне было принято решением давать новым кораблям имена, созвучные названиям советских городов. Например, шестая по счету атомная подводная лодка типа «Щука-Б» получила после спуска на воду название «Магадан». Однако уже через три года подлодка получила новое название, К-331 «Нарвал». С таким именем корабль проплавал до января 2001 года.
Все атомные подлодки типа «Щука-Б», вводимые в строй на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота получали имена по названиям российских городов. Так следом за лодкой «Акула» головным кораблем проекта 971 дальневосточные корабелы последовали АПЛ «Барнаул» и в 1989 году подводная атомная лодка «Братск». Затем настал черед атомохода «Магадан», который спустили на воду в декабре 1990 года. После развала Советского Союза уже в 1992 году на вооружение ТОФ поступила подводная многоцелевая лодка «Кузбасс». Заложенная в 1993 году на стапеле в Комсомольске на Амуре подводная лодка К-419 «Самара» уже достраивалась на смену советской эпохе. Субмарина вошла в строй в июле 1995 года.
Получив первые реальные подтверждения правильности выбранных технических решений в результате реализации проекта 971, активно развернулось строительство подлодок типа «Щука-Б» на Северодвинском машиностроительном предприятии. «Севмаш» стал родным домом для большинства советских атомоходов. Не стала исключением и судьба второй серии лодок проекта 971, собираемых на верфях «Севмаша» и вводимх в строй Северного флота.
История создания
Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов.] Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку
Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль
В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.]
Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»
), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III» .
Современное состояние
К-157 «Вепрь», май 2003 года
К-335 «Гепард», октябрь 2009 года
Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.
Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.
Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.
В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.
История создания
В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.
Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.
Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.
Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.
В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.
Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.
Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».
На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.
К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у . Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.
Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.
Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».
След в истории
Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу АПЛ проекта 885 «Ясень». Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».
Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии проект 949А «Антей». В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.
Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного атомного крейсера проекта 955 «Борей». Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».
Кораблю присвоили имя «Чакра».
Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.
Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.
На море и на суше
После завершения всех работ «Тигр» прослужит на флоте не менее пяти лет, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Для своего времени такие многоцелевые лодки были, наверное, лучшими — они превосходили аналогичные американские класса «Лос-Анджелес», — рассказал специалист «Известиям». — Они до сих пор остаются одними из самых бесшумных. Их разрабатывали для противолодочных операций по защите прибрежных вод и действий против коммуникаций противника. По этой причине субмарины оснастили эффективным противолодочным вооружением и противокорабельными ракетами «Гранат». Они имеют по четыре 650-мм и 533-мм торпедных аппарата, с помощью которых ведут стрельбу.
В ходе эксплуатации «Щуки-Б» зарекомендовали себя как надежные корабли, способные решать широкий круг боевых задач, резюмировал эксперт.
Новое вооружение — ракеты «Калибр» — серьезно расширит возможности лодок этого проекта, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Обновленные субмарины станут смертельно опасны для эскадр и авианесущих группировок противника, — заявил эксперт «Известиям». — Один их залп может поразить сразу несколько целей. Причем сделать это можно на расстоянии предельной дальности действия ракет. Для атаки необходимо получить координаты вражеских объектов от разведывательных спутников, беспилотников, самолетов или кораблей.
Обновлять данные надо раз в полчаса или час, чтобы не потерять эскадру противника из виду, отметил адмирал. Попав в район, указанный разведчиками, «Калибры» с помощью головок целенаведения сами найдут и уничтожат врага.
«Калибры» в исполнении для подлодок могут вооружать проникающей фугасной боевой частью массой до 450 кг, дальность стрельбы — около 1500 км.
Морская версия «Калибра» прошла боевое крещение, зарекомендовав себя как сверхточное и безотказное оружие
Важно и то, что с их помощью можно наносить разящие удары по наземным объектам, что было продемонстрировано в Сирии. Теперь «Щуки» смогут эффективно поддерживать действия наших Сухопутных войск или десантных сил
Средства обнаружения кораблей противника
Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.
Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.
ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года
Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.
Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.
Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»
Похожее
Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире
Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны
Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Джеральд Р. Форд – авианосец США
Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки
Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая
Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск
Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Затонувшие корабли
Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота
ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Фото американских авианосцев. Подборка
Акаги – японский авианосец Второй мировой войны
Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”
Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли
БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль
«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке
«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны
Россия – броненосный крейсер российского императорского флота
Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)
«Дельфин» – первая российская подводная лодка
Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли
Рональд Рейган – авианосец США
Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы
«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны
Джордж Буш – авианосец США
АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер
Пересвет – броненосец российского императорского флота
КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год
Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 – корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков – русский броненосец
Кета – подводная лодка
Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов
Форель – подводная лодка
Тип «Осётр» – подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»

Эта тема закрыта для публикации ответов.