Яркая история арабского халифата

Алан-э-Дейл       15.09.2023 г.

Оглавление

Искусство халифата

Одним из видов искусства, прославившим культуру Арабского халифата, стала литература. Особенно известны поэзия и сказки этого народа. Самый известный поэт периода расцвета Арабского халифата — Фирдоуси. Перс по национальности, Фирдоуси создал бессмертный эпос «Шахнамэ» или «Книга царей», в котором он поведал миру историю царствования персидских правителей. Не менее известна и арабская сказка «Тысяча и одна ночь», переведенная на множество языков и до сих пор читаемая во всех странах мира. А перенятый у китайцев секрет изготовления бумаги дал возможность арабам сохранять и передавать знания и произведения национального искусства потомкам. Да и сами арабы много читали и были большими любителями книгособирательства — многие знатные и богатые жители имели свои библиотеки.

Быт и досуг арабов был окружен роскошью: тончайшие ткани, удивительная керамика, выдувные стеклянные сосуды различного назначения, ковры, резьба по кости… Не менее знаменитым искусством халифата стало и искусство разведения садов. Вокруг царила музыка: именно арабы придумали и дали названия таким струнным музыкальным инструментам, как лютня и гитара.

использованная литература

  1. Дневник новостей. Инженер-строитель, она первая женщина-мэр Багдада . 8 марта 2015 г. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
  2. Испанская королевская академия , Паниспанский словарь сомнений , Багдади
  3. Королевская испанская академия (2005). «БагдадПаниспанский словарь сомнений . Мадрид: Сантильяна . Проверено 15 августа 2010 года .
  4. «Крупнейшие города в истории» . Geography.about.com. 6 апреля 2011 г. Проверено 19 июня 2011 года .
  5. Иносенсио, Рами (4 декабря 2012 г.). «В каком городе лучшее в мире качество жизни?» . CNN .
  6. Центральноафриканская Республика: На грани
  7. (2012). «Баг̲х̲дад». У П. Бирмана; Чт. Бианкис; CE Bosworth; Э. ван Донзель; WP Heinrichs, eds. Энциклопедия ислама (2-е издание). Брилл. DOI : 10.1163 / 1573-3912_islam_COM_0084 .
  8. Le Strange, Guy (sf) Багдад во время Аббасидского халифата из современного арабского и персидского языков с. 9: «Персидская деревня Багдад, на западном берегу Тигра, чуть выше того места, где выходил канал Сарат, была окончательно основана во время халифата Аббасидов».
  9. Маккензи Д. (1971). Краткий словарь пехлеви (с. 23, 16).
  10. БАГДАД. I. « До монгольского нашествия » — Encyclopdia Iranica ». Iranicaonline.org.
  11. Джонейди, Ф. (2007). Пехлевийские тексты. В письме и языке пехлеви (Аршасид и Сасанид) Письмо пехлевани: Обучение парфянскому и сасанидскому письму и языку пехлеви (второе изд., С. 109). Тегеран: Балх (издается Балхом).
  12. «Хурма, пережившая зиму в Багдати, Грузия» . Грузинский журнал. 22 февраля 2016 года. Архивировано 23 сентября 2016 года.
  13. Бринкманн Дж . А. Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158-722 гг. До н.э. (Григорианский библейский книжный магазин, 1968)
  14. Джон Б. Фридман, Кристен М. Фигг Торговля, путешествия и исследования в средние века (Тейлор и Фрэнсис, 2013)
  15. «Якут: Багдад при Аббасидах, ок. 1000CE ». Дэвис Пресс. Эд. Пол Халсолл, июль 1998 г.
  16. https://web.archive.org/web/20040902224710/http://islamicceramics.ashmol.ox.ac.uk/Abbasid/baghdad.htm
  17. Хейвуд, Джон (2016). «Киев, Константинополь и Болгар». Мужчины севера . Ариэль. п. 263.
  18. Крупнейшие города за всю историю на английском языке .
  19. Кеннеди , Хью (2004): Суд халифов . — Критика, Барселона, 2008, стр. 80 и 82. ISBN 978-84-8432-974-9
  20. BBC Mundo — 2600-летняя история подходит к концу , 5 декабря 2011 года.
  21. https://web.archive.org/web/20100622033539/http://wwis.aemet.es/154/c01464.htm
  22. «40650: Международный аэропорт Багдада (Ирак)» . ogimet.com . 29 июля 2020 . Проверено 11 ноября 2020 года .
  23. Afp.google.com, Первый снег за 100 лет выпал на Багдад
  24. «Всемирная служба метеорологической информации — Багдад» . Всемирная метеорологическая организация . Проверено 20 июня 2013 года .
  25. «Багдадский климатический справочник по средней погоде и температурам, с графиками, поясняющими данные о солнечном свете и осадках, а также информацию о скорости ветра и влажности:» . Климат и температура. Archivado desde el original el 6 de enero de 2012 . Consultado el 25 de diciembre de 2011 .
  26. Капрал Пруден, Тодд. Солдат помогает формировать демократию в Багдаде », пресс-служба американских вооруженных сил , Министерство обороны США , 12-12-2003 .
  27. Жители Зафарании получают воду из проекта », DefendAmerica, Министерство обороны США , 1-7 .
  28. Фрэнк, Томас. Основы демократии в Ираке включают разочарование, USA Today , 26-3-2006 .
  29. Армейский инженерный батальон помогает сообществу помочь самому себе , DefendAmerica, Министерство обороны США , 18-3-2004 .
  30. ЛаФранчи, Ховард. » Демократия с нуля «, The Christian Science Monitor , 5-12-2003 .
  31. Специалист Дангел, Джейсон. Лидеры подчеркивают успехи операции в Багдаде » , DefendAmerica, Министерство обороны США , 19–12–2006 .
  32. Специалист Дель Росарио, Дерек; Армия Ирака захватывает четыре округа Ирака»  —  PDF  (3,36  МиБ ) , The Frontline , Пресс служба американских вооруженных сил , 13-10-2005 . Major Goemaere, Russ. « Полиция Ирака препятствует террористам-убийцам»  —  PDF  (3,36  МиБ ) , The Frontline , Пресс служба американских вооруженных сил , 13-10-2005 .
  33. Специалист Миллер, Энди. Бригада железного коня помогает иракскому мальчику выздороветь », NBC 6 , 30-7 .
  34. Пять женщин противостоят новому Ираку csmonitor.com
  35. В Багдаде искусство процветает, пока витает война ( en inglés )
  36. Боевики штурмуют независимую радиостанцию ​​в ходе последней атаки на СМИ в Ираке — International Herald Tribune ( en inglés )
  37. 4 (4 сентября 2007 г.) Выбор с участием Лоуренса Энтони . Проверено 4 сентября 2007 года .
  38. Крошечная еврейская община Багдада . Radio Jai — 24 апреля 2003 г. Архивировано 23 декабря 2014 г., в Wayback Machine . Проверено 23 декабря 2014 года.
  39. www.nacion.com — Шесть членов иракской еврейской общины приземляются в Израиле . июля г. Проверено 23 декабря 2014 года.

Предыстория

Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.

Рис. 1. Арабский халифат.

Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.

В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.

Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.

Рис. 2. Арабский халифат распад.

Конец халифата Аббасидов

Гражданская война между потомками аль-Мансура и 809 -813 гг. показала, что главной проблемой халифата было отсутствие надежной армии. Часть личной армии халифа составляли наемники-немусульмане — берберы и славяне, но особенно много было тюрков из различных центрально-азиатских племен, и это само по себе было проблемой. Не исключено, что эти солдаты, набираемые в пограничных районах халифата, могли обратиться в ислам, однако само их наличие подрывало имперскую доктрину о правлении посредством мусульманского права и заповедей пророка. Военачальники наемников были готовы сокрушить любого халифа, не соглашавшегося с их требованиями, а тюрки не проявляли ни малейшего желания к культурной ассимиляции.

Иранская династия Буйидов стала властвовать в Западном Иране в 930-е гг., а в 945 г. вторглась в Багдад и низвела Аббасидов до положения марионеток. В 1055 г. Буйиды потерпели поражение в войне с турками-сельджуками, лишившими Аббасидский халифат светской власти, но восстановившими его роль как религиозной институции и средоточия исламского единства. История халифата закончилась в 1258 г., когда монголы захватили Багдад, покончили с Аббасидами и разрушили жизненно важную для процветания города ирригационную систему. От мечты, превращенной в реальность по велению халифа аль-Мансура 500 лет назад, не осталось и следа.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Культура

Интерьер Багдадского конференц-центра

Багдад всегда играл важную роль в арабской культурной жизни и был домом для выдающихся писателей, музыкантов и художников. Диалект арабского языка , на котором сегодня говорят в Багдаде, отличается от диалекта других крупных городских центров Ирака. Не исключено, что это было вызвано заселением города жителями сельской местности в позднем средневековье.

Некоторые из важных культурных заведений города включают:

Иракский национальный симфонический оркестр . Репетиции и выступления были ненадолго прерваны во время второй войны в Персидском заливе, но с тех пор вернулись в норму.

Два танцора из Иракского национального балета (Багдад) выступают с шоу в 2007 году.

Национальный театр Ирака . Театр был разграблен во время вторжения в Ирак в 2003 году, но сейчас восстанавливается. Театр получил импульс в 1990-х, когда санкции ООН ограничили импорт иностранных фильмов. По крайней мере, тридцать кинотеатров были переоборудованы в театральные декорации, где ставили широкий спектр комедий и драматических постановок.

Некоторые учреждения, предлагающие культурное образование в Багдаде, — это Музыкальная академия, Институт изящных искусств и Багдадская школа музыки и балета . Багдад также является домом для ряда музеев, в которых хранятся артефакты и реликвии древних цивилизаций, некоторые из которых были украдены во время разграбления музеев, вызванного повсеместным хаосом после того, как войска США вошли в город.

Во время оккупации Ирака в 2003 году радиостанция Американской сети вооруженных сил (называемая «Радио свободы», что означает «Радио свободы») начала транслировать новости и развлекательные программы на весь Багдад и близлежащие города. Существует также радиостанция «Диджлах» (арабское название реки Тигр ), созданная в 2004 году как первая независимая радиостанция в Ираке. Офисы Radio Dijlah в багдадском районе Джамия неоднократно подвергались нападениям.

Упадок

Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:

  • Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
  • Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
  • Восстания покоренных народов;
  • Стремление эмиров к независимости;
  • Наемная армия.

Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.

В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.

С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.

Список аббасидских халифов Багдада

Генеалогическое древо рода Аббасидов. Зеленым цветом обозначены аббасидские халифы Багдада. Желтым цветом обозначены аббасидские халифы Каира. Включены отношения Аббасидов с Пророком Мухаммедом, обозначенные заглавными буквами. (Нажмите, чтобы увеличить)

Аббасидский халиф
Царствовать
Период
Абуль-Аббас ас-Саффах (721–754) 750-754
Аббасидская революция
Аль-Мансур (712–775) Аль-Махди (744–785) Аль-Хади (764–786) Харун ар-Рашид (763–809) Аль-Амин (787–813) Аль-Мамун (786–833) Аль -Мутасим (796-842) Аль-Ватик (812-847) Аль-Мутаваккиль (821-861) 754-775 775-785 785-786 786-809 809-813 813-833 833-842 842-847 847-861
Аббасидское великолепие
Аль-Мунтазир (837-862) Аль-Мустаин (836-866) Аль-Мутазз (847-869) Аль-Мухтади (¿-870) 861-862 862-866 866-869 869-870
Самаррская анархия
Аль-Мутамид (¿-892) Аль-Мутадид (857-902) Аль-Муктафи (878-908) 870-892 892-902 902-908
Аббасидский ренессанс
Аль-Муктадир (895–932) Аль-Кахир (899–950) Аль-Муктадир (895–932) Аль-Кахир (899–950) Ар-Ради (909–940) Аль-Муттаки (908–968) 908-929 929 929-932 932-934 934-940 940-944
Период фрагментации
Аль-Мустакфи (905–946) Аль-Мути (913–974) Ат-Таи (932–1003) Аль-Кадир (947–1031) Аль-Каим (1001–1075) 944-946 946-974 974-991 991-1031 1031-1075
Под влиянием династии Буджидов
Аль-Могадади (1056-1094) Аль- Мустажир (1078-1118) Аль-Мустаршид (1092-1135) Ар-Рашид (1109-1138) 1075-1094 1094-1118 1118-1135 1135-1136
Под влиянием династии Сельджуков
Аль-Муктафи II (1096–1160) Аль-Мустанид (1124–1170) Аль-Мустади (1142–1180) Ан-Насир (1158–1225) 1138-1160 1160-1170 1170-1180 1180-1225
Аббасидское военное возрождение
Аз-Захир (1175–1226) Аль-Мустансир (1192–1242) Аль-Мустасим (1213–1258) 1225-1226 1226-1242 1242-1258
Монгольское нашествие и конец Багдадского халифата
Аль-Мустансир II (ок. 1210-1261) Аль-Хаким I (ок. 1247-1302) Аль-Мустакфи I (1285-1340) Аль-Ватик I (-1341) Аль-Хаким II (-1352) Аль-Му Тадид I (-1362) Аль-Мутавакил I (-1406) Аль-Мустасим (-1389) Аль-Мутаваккил I (-1406) Аль-Ватик II (-1386) Аль-Му Тасим (-1389) Аль -Мутаваккиль I (-1406) Аль-Мустаин (1390-1430) Аль-Мутадид II (-1441) Аль-Мустакфи II (1388-1451) Аль- Каим (-1458) Аль-Мустанид (- 1479) Аль-Мутаваккиль II (1416-1497) Аль-Мустамсик (А -1521) Аль-Мутаваккил III (А -1543) Аль-Мустамсик (А -1521) Аль-Мутаваккил III (А-1543) 1261 1262-1302 1302-1340 1340-1341 1341-1352 1352-1362 1362-1377 1 377 1377-1383 1383-1386 1386-1389 1389-1406 1406-1414 1414-1441 1441-1451 1451-1455 1455-1479 1479-1497 1497-1508 1508-1516 1516-1517 1517
Каирский халифат Аббасидов под защитой Мамлюкского султаната Египта

Административная система Аббасидов

Доступ к халифу контролировался высокопоставленными придворными, а присутствие рядом с халифом палача постоянно напоминало о решимости правителя вершить правосудие, как ему заблагорассудится. Во главе гражданской администрации, разделенной на диваны, стояли визири. Казначейство ведало государственными доходами и расходами; канцелярия занималась официальными докладами и документами; у армии также был собственный диван. Вся структура была пронизана осведомителями, снабжавшими халифа информацией о том, что происходит на местах. Особенно важны были сведения о местных властителях, которые могли прибрать власть к рукам и стать опасными, поскольку они правили слишком далеко от Багдада. Поэтому и халиф, и правители провинций устраивали встречи с народом, на которых любой мог открыто выдвинуть обвинения против местных чиновников и получить компенсацию.

Династия Аббасидов упорядочила систему налогообложения, что дало возможность регулярно выплачивать жалованье чиновникам и военным. Налог на землю и сельскохозяйственную продукцию, называемый харадж, первоначально давал привилегии мусульманам: они платили меньше, чем приверженцы других официально признанных религий — иудаизма, зороастризма и христианства. Теперь различие становилось все более символическим, однако оставался подушный налог, уплачиваемый не мусульманами и зависящий от благосостояния налогоплательщика. К тому же были введены пошлины на экспорт и импорт товаров.

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие,
  • одеваться так же, как и арабы,
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде,
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.

Падение

В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Типы мечетей

Немало этих удивительных строений имел на своей территории Арабский халифат. Что это такое — мечеть? Мечеть или масджид — это место, где совершаются земные поклоны. Существует три типа мечетей: дворовые, соборная или пятничная (в этой мечети по пятницам собираются все верующие на общую молитву) и колонная мечеть. И если дворовая мечеть построена по принципу дома Мухаммада, то колонная имеет ряд особенностей: она внешне напоминала крепость и имела внутренний двор, по всему периметру окруженный колоннами. С восточной стороны таких колонн было несколько рядов, и они образовывали открытый зал для молитв. Там же располагался михраб. Медресе также является отдельным типом мечети.

Библиография

  • Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416567622.
  • Houtsma, M. Th .; Вензинк, AJ (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913–1936 . IX . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09796-4.
  • Ат-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . 40 томов. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Зеттерстейн, К.В. и Босуорт, CE (1993). . В Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, гл. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Mif – Naz . Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 476–477. ISBN 978-90-04-09419-2.
  • Кобб, PM (2000). . В Bearman, PJ ; Bianquis, Th. ; Босуорт, CE ; ван Донзель, Э. и Хайнрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, New Edition, Volume X: T-U . Лейден: Э. Дж. Брилл. С. 821–822. ISBN 978-90-04-11211-7.
  • Беннисон, Амира К. (2009) Великие халифы: Золотой век империи Аббасидов. Принстон: Издательство Йельского университета, стр. 47. ISBN 0300167989

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Строение мечети

Считается, что место под дом было указано свыше на ровной площадке. Само жилище представляло собой небольшую прямоугольную конструкцию с плоской земляной крышей, опирающейся на пальмовые столбы. Оно находилось в южной части площадки квадратной формы, по периметру огороженной глухой оградой. Рядом с портиком позже была пристроена мечеть, в которую Мухаммад мог заходить прямо из дома.

Основные элементы любой мечети — купол и высокая башня-минарет. Минарет может быть круглым в плане, четырехгранным или, в виде исключения, спиралевидным. Он венчается куполом, фонарем или шатром, под которыми располагается площадка для муэдзинов — служителей, оповещающих о начале намаза — молитвы. И купол, и минарет часто украшаются звездой в полумесяце, а стены оформляются орнаментами, резьбой или ажурными балконами. Для направления молитвы в мечети имеется алтарная ниша — михраб. Она имеет полусферическую форму на резных колоннах и украшена драгоценными камнями и традиционными орнаментами. Имам совершает намаз со своей кафедры — минбара, который выглядит как произведение искусства и представляет собой помост на нескольких ступенях под портиком с сидением для имама. Первый минбар был установлен в мединской мечети еще пророком Мухаммадом.

Три самые известные мечети были построены в Мекке, Медине и на Храмовой горе в Иерусалиме (Кубат ас-Сахра или «Мечеть Скалы»).

Центр арабского права и учености

Легитимность аль-Мансура, как и его потомков, основывалась на непрерывности родословной линии, связывавшей их с семьей пророка, и багдадский халифат опирался на суннитскую традицию, родоначальником которой принято считать Мухаммеда. Частью этой традиции было поощрение изучения исламского права, которое теперь складывалось в стройную систему. Во времена Аббасидов судья, или кади, стал значительной фигурой, уполномоченной принимать авторитетные правовые решения. К тому же Багдад в IX веке стал главным центром арабской учености. Греческие научные и философские трактаты были переведены на арабский язык учеными, которые трудились в «Байт аль-Хикма» («Доме мудрости»), бывшем одновременно библиотекой и научно-исследовательским центром, основанным халифом аль-Мамуном. Исламская цивилизация быстро эволюционировала в области книгопечатания, поэтому бумажная мастерская в Багдаде усиленно производила материал, заменивший пергамент и папирус.

Аравийский полуостров и его население

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало. Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

Багдад — воплощение роскоши и богатства

В центре Багдада, этого «города-круга»1, располагался дворец, правительственные здания и армейские казармы; жилые районы и городские базары были предусмотрительно расположены поодаль. Исламское царство теперь обладало всеми атрибутами дворцовой роскоши: гофмейстерами, пажами и евнухами, толпившимися при дворе, широкими улицами и парками. Со временем в багдадском дворце появилась Комната дерева, в которой стояло искусственное дерево из золота и серебра. На ветвях сидели механические птицы, поражавшие гостей своим оперением и трелями. Дворец и город аль-Мансура стали материальными символами абсолютистского правления, воплощением которого было это бросающееся в глаза богатство.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Причины распространения ислама

Что же обусловило столь быстрое распространение арабской культуры на другие территории? Ислам на начальных этапах своего существования не был обязательной религией. В первые века существования Арабского халифата там проводилась политика веротерпимости. Арабы, приходя на новые территории, не меняли существовавших там ранее порядков. Они поощряли любые религии, а не только ислам.

Но в VIII–IX вв. эта политика постепенно начинает меняться. Для немусульман стали создаваться неблагоприятные условия. Например, они должны были выплачивать поземельный налог харадж, размеры которого постоянно увеличивались. Если человек принимал ислам, то харадж он все равно продолжал платить. Также в Арабском халифате существовала джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII в.) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Таким образом, обращение людей в ислам было связано не только с идеологической обработкой сознания, но и с тем, что здесь были вполне явные экономические рычаги.

Причины распада

Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.

После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.

Рис. 3. Аббасидский халифат.

Что мы узнали?

Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.