Тяжелый авианесущий крейсер «адмирал кузнецов»

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия — в порядке присвоения:

-«Советский Союз» (проект),
-«Рига» (закладка),
-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

-Длина — 305,0 м
-Длина по ватерлинии — 270 метров
-Ширина наибольшая — 72 метра
-Ширина по ватерлинии — 35,0 м
-Осадка — 10,0 м
-Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

-Паровые турбины — 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов — 8
-Количество винтов — 4
-Мощность турбогенераторов — 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость — 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость — 18 узлов
-Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов:

-14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
-10 палубных истребителя МиГ-29К
-2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
-15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
-2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен:

-12 х ПКРК 4К80 «Гранит»
-24 х ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-8 х ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
-2 х РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
-6 х АК-630

Экипаж

-Экипаж — 1960 человек
-Авиаперсонал — 626 человек
-Командный состав — 55 человек

Россия
Скорость хода 29 (54 км/ч) узлов
Дальность плавания 8000 миль
Водоизмещение 58,6 т
Осадка 10,0 м

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме


Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Происшествия

19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.

20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу “Адмирала Кузнецова” истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.

В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК “Кортик”.

В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.

В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды – мичмана Николая Смирнова.

18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер “07 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.

14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер “67 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Порт приписки…………………………Мурманск-35
Введён в эксплуатацию…………………………20 января 1991 года

Основные характеристики
Водоизмещение…………………………61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Длина…………………………270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая
Ширина…………………………33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая
Высота…………………………64,49 м габаритная
Высота борта (от КВЛ)…………………………31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):…………………………при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м
Наибольшая…………………………10,4 м
Бронирование…………………………Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели…………………………Котлотурбинная, четырёхвальная
Паровые турбины…………………………4 ГТЗА ТВ-12-4
Количество котлов…………………………8 котлов КВГ-4

Мощность
Паротурбины…………………………4 × 50 000 л.с.
Турбогенераторы…………………………9 × 1500 кВт
Дизель-генераторы…………………………6 × 1500 кВт
Движитель…………………………4 пятилопастных винта
Скорость хода…………………………29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания
При скорости…………………………29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль
Автономность плавания…………………………45 суток

Экипаж
1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов

Дизайн классной комнаты

Кузнецы и ее единственная сестра корабль ( Варяг ) были разработаны на заводе Носенко в Николаеве в Украине .

« Варяг» , строительство которого было завершено лишь на 70% в 1993 г., когда строительство было приостановлено, был продан китайской фирме в Макао в г.Июнь 2000 г.(официально будет преобразовано в плавучее казино); Турции в настоящее время против, долгое время, в его прохождении через Босфор и Дарданеллы по соображениям безопасности гребли и собравшаяся многие другие перипетии, он , наконец , прибыл в Китай в Даляне , что3 марта 2002 г.после 627 дней в пути. В 2012 году он был наконец завершен, чтобы стать первым авианосцем для китайского военно-морского флота , сначала (по предположениям Запада) под названием Shi Lang (83), а затем официально Liaoning (16), когда он был принят на вооружение.

Остров корпуса и трапа

Конфигурация кабины экипажа и 3 взлетно-посадочных полос на Адмирале Кузнецове.

Десантная палуба площадью 14 800  м 2 — надстройка острова — расположена по правому борту , за линиями корпуса.

Два боковых подъемника, каждый из которых рассчитан на нагрузку 40 тонн, расположены в передней и задней части надстройки.

Угловая палуба (посадочная часть полетной палубы размерами 205 × 26  м ) расположена под углом 7 ° к носовой части корабля.

Он имеет гусеницу длиной 105  м без катапульты, но заканчивается трамплином, наклоненным под углом 14,3 ° . Когда самолет покидает трамплин, он падает на 15 метров и набирает высоту только через 8–10 секунд полета.

Самолет

В 1993-94 гг. Было поставлено 24 одноместных Су-33 и 1 двухместный Су-33УБ, в этом парке начали заменяться 24 МиГ-29К, из которых 4 самолета поступили в эксплуатацию в 2016 г., один из них повредил самолет. 13 ноября 2016 г..

В 2017 году авиагруппа насчитывала четырнадцать самолетов и десять вертолетов:

Самолеты:

  • 10 Су-33 КУБ Flanker D для обеспечения превосходства в воздухе, наземной атаки и противокорабельной борьбы, восемь из которых оснащены системой целеуказания Gefest SVP-24 «Гефест», которая повышает точность управления управляемыми и неуправляемыми бомбами.
  • 3 МиГ-29 КР Fulcrum одноместный
  • 1 МиГ-29 КУБР Fulcrum двухместный

Вертолеты:

  • 4 Камов Ка-27 ПЛ для поисково-спасательных операций
  • 4 Камов Ка-29 Helix-B для воздушного наблюдения и управления воздушным  движением ДРЛО .
  • 4 Камов Ка-52 К Катран (военно-морской вариант Ка-52 Аллигатор) атакующего вооружения противотанковыми ракетами Гермес-А

Вооружение

  • Пушки:
    • 8 зенитных орудий К-630 (6х30  мм , 6000  выстр / мин / единица стрельбы , 24000 выстрелов);
    • 8 САПР-1 Система ближней защиты (ЗРК) — (2 × 30-  мм зенитно-ракетных комплексов Gatling плюс 16 СА-19 «Грисом» | ЗРК 3К87 «Кортик»);
  • Каштан CIWS пушка и ракетная система (256 ракет, 48000 патронов; диапазон: от 0,5 до 1,5  км )
  • ракеты  :
    • 12 противокорабельных ракет П-700 Гранит с обычным пробивным зарядом ВВ массой от 580 до 750  кг с дальностью 200  км по малой траектории на скорости 1,5 Маха, использование которых остается исключительным и позволяет вести боевые действия без поддержка военно-морского эскорта;
    • 18 × 8-элементный ЗРК 3К95 «Кинжал» ЗРК ВЛС (192 ракеты вертикального пуска; 1 ракета каждые 3 секунды);
  • противолодочная война

    2 противолодочные реактивные установки РБУ-12000 УДАВ-1 (60 ракет ).

     :

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390

Основные размерения, м:

длина наибольшая (по КВЛ) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах

Мощность, л.с. (кВт):

суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные

Скорость хода, уз:

наибольшая 29
экономичная 14
боевая экономичная 18

Дальность плавания, миль:

при скорости 14 узлов 8417
при скорости 18 узлов 7680
при скорости 29 узлов 3850
Автономность, суток 45

Экипаж по проекту, чел:

офицеры 520
мичманы 322
матросы 1138

Экипаж фактический, чел:

офицеры 196
мичманы 210
матросы 1127

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Он классифицируется как тяжелые крейсеры-авианосцы (ТАВКР) в российской классификации, используемой для обхода ограничений конвенции Монтрё .

Рекомендации

  1. (in) Владимир Карнозов , на Aviation International News (по состоянию на 14 июня 2021 г. )
  2. также известный как проект 1143.5, класс «Рига» или «класс Брежнева»
  3. стр.  41 год
  4. стр.  6
  5. Жан-Марк ТАНГЕЙ, «  Россия. Потеря МиГ-29К  », Авиационные рейды ,Февраль-март 2017 г., стр.  53
  6. »  P-700 Granit-советской ракетной Авианосец киллер  » Sub-Marine , п о  9,Январь-февраль-март 2016 г., стр.  45
  7. ↑ и Арно Прюдом, «  Кузнецов поднялся на борт авиагруппы в Средиземном море  », Боевые самолеты ,Март-май 2017 г., стр.  54
  8. (в) , Янс ,26 апреля 2018 г.
  9. .
  10. (in) Атле Стаалесен, , на thebarentsobserver.com ,30 октября 2018 г.
  11. .
  12. (in) , на Sputnik ,22 ноября 2018 г.(по состоянию на 18 февраля 2020 г. )
  13. Тайны Черного моря , т.  45, Париж, Дюпюи ,Март 1994 г., 64  с. ( ISBN  2-8001-2095-9 )

Встать, суд идет

То есть это была плановая, заранее подготовленная операция по погружению корабля. Из этого сразу же следует, что к информации о поступлении на борт авианосца воды и ведению экипажем борьбы за живучесть для недопущения его затопления нужно отнестись с недоверием – не могло на «Кузнецове» быть никакой открытой забортной арматуры, если его планировали в тот день спускать на воду. На авианосце из-за крена при затоплении ПД-50 могли возникнуть технические проблемы, с которыми экипажу пришлось справляться, но это другое дело.

Правда, можно и другую версию рассмотреть – то, что на самом деле погружение плановым не было, забортная арматура была открыта и так далее, а суд был просто введен в заблуждение, но это было бы легко проверить, отталкиваясь от материалов уголовного дела по аварии ПД-50, чего, как мы видим, не произошло.

Не выдерживают проверки фактами и утверждения о том, что аварийное энергоснабжение не работало – как минимум один дизель-генератор запустился, но скорость протекания аварии была такова, что наличие электроэнергии на борту дока ничего бы не дало. То есть информацию про экономию на топливе для аварийных дизель-генераторов тоже можно считать недостоверной. Хватило бы этого дизель-генератора насосам? Вопрос открытый, авария произошла очень быстро.

Что также настораживает – такое огромное сооружение, как плавдок, могло быстро дать крен, только если бы началось внезапное и огромное по масштабам поступление больших масс забортной воды в балластные цистерны, причем очень быстрое, никак не протечка через сгнившие стенки цистерн.

И тут мы подходим к последнему пункту – загадочному толчку, который почувствовали находящиеся на доке люди.

Водоизмещение плавдока ПД-50 со стоящим в нем авианосцем – примерно 280 тысяч тонн. Чтобы его сотрясти так, чтобы это почувствовал экипаж, к доку должно было бы быть приложено по-настоящему большое усилие, быстро и резко. Что это?

Теоретически внезапное разрушение конструкций погруженной в воду части плавдока, повлекшее поступление больших масс воды в балластные цистерны с эффектом гидроудара, может вызвать что-то похожее на содрогание корпуса плавдока. Но сама возможность настолько быстрого, почти одномоментного и одновременно масштабного разрушения конструкций дока без внешних воздействий вызывает сомнения.

Но можно сделать предположение, что кто-то помог произойти этому. Вот тогда все сходится. Толчок в доке как раз бы и почувствовали, когда «море бы ворвалось в пролом». Не будем делать однозначных утверждений о диверсии. Для такого рода заявлений надо как минимум обследовать док, и сделано ли это – по какой-то странной причине не сообщается.

Но то, что все это похоже именно на диверсию, призванную оставить страну без последнего авианесущего корабля, не заметить невозможно – основания для такого мнения весьма веские. С учетом того, что сделанные в СМИ утверждения, например, в тех же «Известиях», мягко говоря, не подтвердились. Стоит скептически относиться к любым утверждениям по поводу этой аварии как от СМИ, так и от официальных лиц до тех пор, пока док не будет детально обследован. И до этого же момента версия диверсии должна быть в числе основных.

Интересно, что тема подъема плавдока со дна быстро затихла. Правда, периодически СМИ ее поднимают, но какой-то реально оформленной программы того, что делать с доком на морском дне, никто в нашей стране не видел. Да что там подъем, профессионально выполненный осмотр корпуса сможет сказать про толчок немало – но его так и не было. Пока причины загадочного толчка скрыты толщей воды.

Сразу после аварии ПД-50 встала потребность как-то выкручиваться в условиях, когда дока для корабля нет, а докование необходимо. Тогда-то и начался второй акт драмы, который также имел самое непосредственное отношение к увеличению сроков сдачи корабля.

Сирийский поход

Выполняя полёты с корабля и аэродрома «Хмеймим», палубные истребители использовались для уничтожения террористов и их баз в Сирии. В общей сложности их экипажи поразили 1.252 объекта незаконных вооружённых формирований. В период ноября-декабря 2016 года лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Пройдя 18 тысяч морских миль, «Кузнецов» вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. Сирийский поход продемонстрировал способность экипажа ТАВКР выполнять задачи, поставленные высшим военно-политическим руководством России по использованию морской мощи в интересах государства вдали от родных берегов.

Само наличие у нас двух типов палубных истребителей, двух авиаполков и двух специализированных наземных комплексов для обучения корабельных лётчиков говорит о большом значении этой составляющей морской авиации ВМФ России. Ежегодно 859-й Центр планирует и осуществляет подготовку более 20 экипажей лётно-инструкторского состава палубной авиации.

Фото автора
Авианосец проекта 11430 — сегодня индийский «Викрамадитья».

Сегодня эта задача под силу лишь считанным государствам мира. Если наша страна откажется от восстановления «Кузнецова» и строительства нового авианосца ему на смену, она лишится членства в «элитном клубе». А вместе с этим уменьшатся и наши возможности по продвижению интересов государства в мировом масштабе и, как следствие, — утрата статуса «сверхдержавы».

Представив широкой общественности масштабные модели перспективных авианосцев, Крыловский центр и Невское ПКБ хотели прежде всего показать, что российская наука и промышленность обладают всеми необходимыми компетенциями по созданию подобных кораблей. Благодаря ряду ранее выполненных внутренних и экспортных программ, в стране накоплен соответствующий опыт и навыки. Сегодня российские комплектаторы в состоянии произвести полностью всю номенклатуру современных систем и блоков для «начинки» авианосца. Учитывая всё вышесказанное, будем надеяться, что внутренние и внешние заказчики рано или поздно осознают необходимость заказа новых авианесущих кораблей у отечественных судостроителей.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.