М-261. подводная лодка в кубанских полях

Алан-э-Дейл       24.06.2022 г.

На страх Камимуре

Наличие в русском флоте подводных лодок послужило хорошим сдерживающим фактором для японского флота. При планировании набеговых операций к берегам Приморья этот факт не мог не учитываться, так как боевые возможности субмарин в то время были мало исследованы ввиду отсутствия опыта их применения в военных целях.

К слову, о формировании во Владивостоке подводной флотилии в Японии хорошо знали задолго до столкновения миноносцев Микадо с субмаринами близ бухты Преображения.

Так, еще в конце марта 1905 года корреспондент газеты «Русское слово» телеграфировал своему изданию из Токио следующее:

«Сообщают, что русские во Владивостоке производят теперь опыты с шестью подводными лодками. Все лодки иностранного происхождения — французского, английского и американского типа»,

— писал он.

Стоит сказать, что военные историки считают, что командующий японским флотом в Русско-японской войне адмирал Того знал о появлении на вооружении у русского флота в дальневосточных водах столь грозного по тем временам оружия от агентуры во Владивостоке.

Можно предположить, что именно сам факт наличия почти десятка русских субмарин во Владивостоке сдерживал и намерения командующего японским отрядом крейсеров адмирала Камимуры нанести еще один удар по Владивостоку, подобный тому, что случился 6 марта 1904 года.

Специалисты сходятся во мнении, что подводная флотилия сыграла одну из определяющих ролей в предупреждении японского нападения на крепость Владивостока.

В документе тех лет — акте «Комиссии по исследованию состояния и боеспособности подводных лодок, находящихся во Владивостоке, за 1905 год», есть слова подтверждающие их роль и значения в жизнедеятельности русского флота:

Комиссия полагает, что, несмотря на недавнее существование в России подводных лодок, уже вполне выяснилось, что необходимо всеми силами стремиться к развитию и усовершенствованию этого дела. Опыты и минные атаки показали, что подводные лодки в настоящее время представляют собой серьезное боевое средство…

Командир «Сома» князь Владимир Трубецкой писал:

С приходом лодок во Владивосток неприятельская эскадра ни разу к нему не подошла. Между тем, лодки есть одно из самых сильных средств береговой обороны. При умении ими пользоваться, подводными лодками можно наносить ужасный вред неприятелю в его же портах и своим там появлением наводить нравственный страх и переполох.

Подводная лодка «Касатка». 1905 год, Владивосток. Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Что случилось с подводной лодкой Курск

10 августа 2000 года подлодка отправилась в свой последний поход, а два дня спустя – 12 августа 2000 года – «Курск» прекратил выходить на связь. В 23:44 в районе, где находилась подлодка, прогремел взрыв. Уже на следующий день корабли Северного флота были направлены к месту трагедии. В 04:51 «Курск» обнаружили на глубине 108 метров. Первое публичное заявление о произошедшем было озвучено 14 августа. Согласно заявлению с экипажем была налажена радиосвязь. Как следовало из вскоре последовавшего заявления, связь с экипажем осуществлялась через перестукивание, опасности для жизни офицеров не было, а подача кислорода, топлива и продув систем атомной подлодки осуществлялись спасательным аппаратом Колокол.

15 августа Главный штаб ВМФ России сообщил о начале спасательной операции, которая была завершена 21 августа, когда норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека. Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Из отсеков «Курска» за осень 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Немаловажным фактом также является то, что военно-морские учения с участием «Курска» были самыми масштабными с момента развала Советского Союза.

Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря

Строительство и развитие

Строительство сом .

В XX — го  века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .

Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно — морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно — морского флота  : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно — морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.

В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное  113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин  »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».

Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .

26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс  (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша  (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.

С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина

Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .

  • Первый Севмаш (ранее верфи п о  402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
  • Сайт Амурского (верфь ранее п о  199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
  • Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о  112) Нижнем Новгороде
  • и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о  194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.

Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 — го и 2 е  поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.

До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.

Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО  : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027  м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000  т .

Апкррк «Орел»

Корабль заложен 19 января 1989 года на Севмаше под заводским номером 650. При закладке оба вала, которые вращали гребные винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. На остальных кораблях эти детали были цельнолитыми, но на «Орле» их выполнили полыми и засыпали внутрь кварцевый песок. По расчётам конструкторов, такие валы не должны были уступать по прочности литым, но при этом меньше шуметь, а также быть легче, дешевле и проще в изготовлении.

Для полых валов требовались облегчённые винты, однако их разработку не успели закончить до распада СССР. В итоге в 1992 году подлодку «Орёл» спустили на воду с новыми линиями валов и старыми винтами. После передачи субмарины в ВМФ валы в местах крепления сильно искривились и начали тереться о стенки с характерным звуком. Это, в свою очередь, демаскировало подлодку.

По словам источника в Министерстве обороны, согласно проекту, подводные лодки этого типа должны были действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а АПЛ «Орёл» гремела своими валами на все Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до такой степени, что заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря».

В июне 2001 года на АПЛ «Орел водолазы отработали детали операции по подъему затонувшей подводной лодки «Курск», построенной по тому же проекту, что и «Орел».

Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Атомная подводная лодка «Орел» Пресс-служба «Звездочки» Впоследствии, в августе-декабре 2001 года лодка обеспечивала следственные мероприятия генеральной прокуратуры России по расследованию причин гибели ПЛ «Курск».

В 2009 году подлодка принимала участие в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009». Подводный крейсер был признан одним из лучших в соединении атомных подводных лодок Северного флота.

В День ВМФ 2011 года «Орел» стоял в парадном строю кораблей в Североморске.

В 2014 году поставлена в док центра судоремонта «Звездочка» для проведения работ по восстановлению технической готовности. По сообщению пресс-службы завода в начале 2015 года с корабля были демонтированы гребные и дейдвудные валы, полумуфты, разобраны дейдвудные сальники валопроводов правого и левого борта. 07 апреля произошел пожар в районе 9-го отсека. Площадь возгорания превысила 40 кв. метров.

После проведения пожарными расчетами второй пенной атаки, в результате которой не удалось локализовать возгорание, было принято решение о затоплении док-камеры. К полуночи пожар был потушен, пострадавших не было. На заводе заявили, что происшествие не повлияет на срок ремонта, который должен завершиться в 2016 году.

До конца апреля 2017 года возвратится в состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности. 06 апреля 2017 года покинула акваторию ЦС «Звёздочка» и начала переход к месту постоянного базирования, после завершения ремонта. По сообщению от 11 апреля прибыл в пункт постоянного базирования на Кольском полуострове после завершения планового ремонта.

По сообщению от 28 июля 2020 года покинул Кронштадтский рейд и взял курс к месту постоянного базирования. 13 августа завершил свой двухнедельный переход из Балтийского моря через Северное, Норвежское и Баренцево моря и прибыл на Северный флот.

Основные характеристики:

Водоизмещение (т): 15000;

Длина (м): 150;

Ширина (м): 20;

Осадка (м): 11;

Скорость полного хода (узлов): 28;

Автономность (сут.): 100;

Экипаж (чел.): 125;

Силовая установка: два ядерных реактора и две паровые турбины.

Служба

По состоянию на 8 января 2020 года подводная лодка готовилась к межфлотскому переходу на Северный флот, где планировалось проведение глубоководных испытаний оборудования и систем вооружения.

22 мая 2020 года прибыла в Полярный для прохождения глубоководных испытаний.

В октябре 2020 года выполнила ракетную стрельбу в Баренцевом море на полигонах Северного флота.

В октябре 2020 года после цикла испытаний на Северном флоте начала межфлотский переход к месту постоянного базирования на Черноморский флот. Прибытие на Черноморский флот ВМФ России ожидалось на первую декаду декабря 2020 года, но вместо этого была направлена к берегам Сирии для участия в военной операции России против террористических организаций.

14 декабря 2020 года подводная лодка вошла в Чёрное море.

16 декабря 2020 года подлодка прибыла к постоянному месту базирования на Черноморский флот на Новороссийскую военно-морскую базу.

С 24 по 27 августа 2020 года принимает участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки в роли субмарины условного противника против фрегата проекта 11356 «Адмирал Григорович». По результатам 2016 года экипаж подводной лодки стал победителем соревнований на приз главкома ВМФ среди многоцелевых неатомных и атомных подводных лодок.

В начале октября 2020 года совместно с однотипной подлодкой Б-261 «Новороссийск» принимает участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях в ходе которых из подводного положения по наземной и надводной целям были выполнены пуски двух практических ракет «Калибр-ПЛ».

В 2020 году по итогам состязаний на приз Главкома ВМФ в различных видах подготовки победителем стал экипаж подводной лодки «Ростов-на-Дону». По итогам 2020 года экипажу подлодки присвоено почётное наименование «ударный».

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Сигналы SOS

Об аварии с субмарины подавали условные сигналы, которые первыми были услышаны в Главном штабе ВМФ. Искажения не давали определить, с какой точно лодки поступают сигналы. Наконец, через час с лишним их приняли, как аварийные, и стали делать все возможное по быстрому спасению команды и корабля. В период времени с 12.34 до 13.10 из Северодвинска вышел спасательный отряд кораблей: буксир и подлодки. Около 13.00 дня на место аварии двинулись следующие суда:

  • Гидрографический корабль «Колгуев»;
  • Рыболовецкая плавательная база «Алексей Хлобыстов»;
  • Рыболовецкий траулер СРТ-6121;
  • Атомный крейсер «Киров».

С неба тоже была предпринята помощь в качестве многомоторного Ил-38, способного летать в течение длительного времени над океаном. Перед экипажем самолета стояла задача: обнаружить лодку и поддерживать связь с береговыми пунктами командования, регулярно рапортуя о складывающейся обстановке. А также обследовать район аварии на предмет находившихся там кораблей и судов, чтобы наводить их на зону катастрофы. Буквально за 50 минут самолет снял вооружение и установил на его месте необходимые для спасения аварийные контейнеры.

К сожалению, посадка гидросамолетов на воду была невозможна из-за больших волн в этом районе. Патрульный норвежский самолет «Орион» первым обнаружил белый дым, исходящий от «Комсомольца». Через несколько минут подоспела помощь: «Алексей Хлобыстов», поднявший на борт 25 оставшихся в живых моряков и 5 погибших. Как только людей подняли на плавбазу, судовые врачи и медики, доставленные с крейсера «Кирова», стали делать все возможное, чтобы помочь выжившим. Все моряки прошли медикаментозное лечение, в результате чего у большинства состояние было признано удовлетворительным. Это тем более удивительно, если вдуматься, что мужчины провели в ледяной морской воде практически 1,5 часа.

Представители проекта

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ , утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ , утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В строю В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2020 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2020 СФ Швартовные испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У

История создания атомной подводной лодки

Работы по проектированию подводной лодки класса «Борей», которые должны прийти на смену знаменитым «Тайфунам», начались в начале восьмидесятых годов прошлого века.

Тогда гигантские двухкорпусные ракетоносцы проекта 941 и «убийцы городов» — лодки класса Дельта-IV (667 БРДМ «Дельфин») в силу сложившихся обстоятельств перестали быть для всего мира тайной за семью печатями. Поэтому необходимо было браться за дело — начинать проектирование новых, более современных подводных кораблей.

1987 — Ленинградское ЦКБ «Рубин» получило задание на разработку проекта атомного подводного ракетного крейсера 4-го поколения, вооружённого баллистическими ракетами. За основу приняты заделы корпусов недостроенных лодок проектов 971 «Щука Б» и 949А «Антей».

1996 — закладка первой лодки проекта 955 (заводской номер 201).

1998 — после неудачных пусков ракет «Барк» принято решение сменить состав ракетного комплекса на твёрдотопливные ракеты РСМ-56 – будущие Р-30 «Булава». Началась доработка проекта 09551.

1999-2008 — доводка проекта и строительство первой лодки на верфи завода «Севмаш».

Подводный крейсер «Юрий Долгорукий в плавучем доке завода «Севмаш»

2004 — закладка второй лодки проекта 955.

2006 —  закладка третьего ракетоносца.

2008 — спуск на воду и начало ходовых и швартовых испытаний головного РПКСН проекта 955 «Борей». Продолжение работ по созданию и доводке баллистической ракеты.

2009 — закладка четвертой подлодки типа Борей.

2012 — подписан контракт между ОСК и Минобороны РФ на постройку серии лодок проекта 955А «Борей-А».

2014 — закладка пятой и шестой АПЛ «Борей».

2015 — закладка седьмой лодки.

2016 — закладка восьмого ракетоносца.

2017 — начало работ по созданию следующей модификации проекта 955Б — «Борей Б».

В девяностые годы, когда проект был практически готов к реализации, строительство головной подлодки Борей не началось по вполне понятным причинам. Страна стояла на грани финансовой катастрофы. Только после того, как были преодолены последствия дефолта 1998 года, работы в уникальном цехе №55 завода «Севмаш».

С 2003 года начались трудовые будни для военных моряков из состава двух сменных экипажей головной лодки проекта. Работы по постройке, оснащению, вооружению и подготовке экипажей подводных лодок класса «Борей» проекта 955 не прекращаются ни на день.

2003
с этого года работа над проектом «Борей» не прекращалась ни на один день

По состоянию на начало 2018 года в составе ВМФ РФ несут боевую службу три подлодки типа Борей проекта 955:

  • К535 «Юрий Долгорукий» — с 10.01.2013 г., Северный флот.
  • К550 «Александр Невский» — с 23.12.2013 г., Тихоокеанский флот.
  • К551 «Юрий Долгорукий» — с 10.12.2014 г., Тихоокеанский флот.

Особенность строящихся ракетоносцев в том, что они относятся уже к классу 955А. Три из них планируется ввести в состав Северного флота («Князь Владимир», «Князь Олег», «Князь Пожарский»), две — в состав Тихоокеанского флота («Генералиссимус Суворов», «Император Александр III»).

В государственную программу РФ по созданию новых типов вооружений внесены четыре ракетоносца проекта 955Б. Закладку первой подводной лодки типа Борей планируется осуществить в 2023 году.

Этапы создания серии подлодок проекта 955 «Борей»

Пожар 07 апреля

07.04.1989 года атомная субмарина держала вахту в Норвежском море и со скоростью 6-8 узлов шла на глубине около 400 метров. Примерно в одиннадцать утра в электрооборудовании 7 отсека начался пожар, который быстро распространился на остальные отсеки. Огонь привел к нарушению герметичности 6-го и 7-го отсеков, что привело к поступлению в кормовые цистерны и корпус судна внешних вод. За каких-то полчаса аварийной ситуации, пожар развился и стал причиной возгорания в других отсеках: 5-ом, 4-ом, 3-ем. Стало невозможным и дистанционное управление системами корабля. Так как, в аварийном отсеке пожар не был ликвидирован в срочном порядке (что требовал устав), встала необходимость нейтрализовать огонь с помощью объемной химической системы пожаротушения. Однако, система оказалась бессильной перед пожаром высокой интенсивности. Комиссия, расследовавшая причины гибели подлодки, установила, что в концевом 7 отсеке судна пожар возник, так как электрооборудование привода рулевой системы загорелось и перекинулось на горючие отделочные материалы. Температура в считанные минуты повысилась до 1000⁰С и привела к тому, что система воздуха высокого давления была разгерметезирована и пожар еще больше усилился. В акте комиссии был отмечен факт пожара, как наложение двух противоположных для действий экипажа обстоятельств: пламя огня, которое требует герметизации отсеков, и быстрое нарушение прочности магистрали воздуха, требующее раскрытие отсеков. Эти факторы осложнили действия экипажа.

Когда К-278 всплыл, экипажу удалось локализовать огонь в 7-ом отсеке, загерметизирована оставшиеся. Одного за другим моряков, пострадавших от сильных ожогов и отравления, аварийные службы отправляли на свежий воздух, в результате чего большая часть команды была спасена. Но ослабевшим людям придется через несколько часов пройти еще одно нечеловеческое испытание после огня — ледяные воды Норвежского моря. Моряки не ожидали, что прочный титановый атомоход пойдет ко дну, и сделали роковую ошибку, поднимая людей наверх без специальных гидрокомбинезонов. Счет шел на минуты, а крепления плотов, на которые скомандовано быстро перебраться экипажу, не поддавались и не отсоединялись от корпуса судна. Корабль на глазах тонул и морякам пришлось броситься в ледяную пучину. Некоторым повезло больше и они успели забраться на спасательный плот, который наконец отсоединился, но уплыл в сторону от накатывающихся волн. Тем, кто оставался в студеной воде, оставалось только держаться на плаву и надеяться на помощь.

Дизайн

Дизайн судна заявлен как современный. Предполагается, что на вооружении атомных подводных лодок типа «Ясень» крылатые ракеты наземного нападения, противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты в том числе П-800 Оникс SLCM, Калибр семейный SLCM или 3М51 SLCM. Калибр-ПЛ имеет несколько вариантов, в том числе противокорабельные 3М54К (сверхзвуковые) и 3М54К1 (дозвуковые), противолодочные противолодочные 91Р1 и вариант наземной атаки 3М14К. В будущем также будет возможность установить гиперзвуковой 3М22 Циркон крылатые ракеты на модернизированных катерах 855М. Каждая подводная лодка может нести 32 Калибра или 24 Оника (по другим источникам 40 Калибров и 32 Оника). крылатых ракет, которые хранятся в восьми (десять для 855М) вертикальные пусковые установки (дополнительные ракеты можно нести в торпедном отделении за счет торпед). У него также будет десять 533-мм орудий, а также мины и противолодочные ракеты, такие как РПК-7.

Это первая российская подводная лодка, оснащенная сферической гидроакустической станцией, получившая обозначение МГК-600 Иртыш-Амфора. Аппарат (предположительно гидроакустическая система Иртыш / Амфора) испытывался на модифицированном Подводная лодка типа «Янки». Гидролокационная система состоит из сферической носовой группы, фланговых решеток и буксируемой группы. Из-за большого размера этой сферической решетки торпедные аппараты имеют наклон. Другими словами, наружные двери торпедного аппарата не расположены в непосредственной носовой части, как в предыдущем классе Akula. но переехал на корму. Корпус изготовлен из маломагнитной стали. В отличие от предыдущих российских подводных лодок с двойным корпусом, у подводных лодок типа «Ясень» в основном однокорпусный. Экипаж класса «Ясень» — 85 человек на проекте 885 и 64 человека на проекте 885М. что свидетельствует о высокой степени автоматизации различных систем подводной лодки. Новейшие США Вирджиния-учебный класс подводные лодкидля сравнения: экипаж — 134 человека.

Подводные лодки класса «Ясень» первыми будут оснащены ядерным реактором четвертого поколения. Реактор, построенный ОКБМ Африкантова, предположительно будет иметь активный срок службы 25-30 лет и не требует дозаправки. Паровые турбины поставляются Калужский турбинный завод. Включение нового поколения КТП-6 реактор на лодках «Ясень-М» значительно снизит их уровень шума: первый контур охлаждения реактора способствует воды и, следовательно, не требует непрерывной работы главных циркуляционных насосов, которые являются основным шумовым фактором на атомной подводной лодке. Единственные другие классы подводных лодок на вооружении с такой конструкцией реактора — это USN’ Огайо и Вирджиния, где используются реакторы S8G и S9G соответственно.

А ВСК спасательная капсула осуществляется в плыть.

В соответствии с Адмирал Foggo, командующий Военно-морские силы США в Европеподводные лодки класса «Ясень» «очень тихие, а это самое главное в подводной войне». Утверждается, что Северодвинск намного тише, чем предыдущие российские АПЛ, и способен развивать скорость до 20 узлов при бесшумном движении, что соответствует классу Seawolf. и уступает только Вирджинии (25 узлов). Другие источники утверждают, что «Северодвинск» способен развивать в бесшумном режиме даже 28 узлов.

Стремительные «Ясени»

В конце декабря 2019 года в Северодвинске состоялся спуск на воду новейшего атомного подводного крейсера «Новосибирск» — первой в ВМФ России субмарины серии «Ясень-М» проекта 885, представляющей четвертое поколение российских атомных подводных лодок.

Всего на верфях «Севмаша», на котором трудятся около 29 тысяч человек, будет построено восемь «Ясеней-М» разработки Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Эти первые в России многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных, подводных и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций.«Ясень», прежде всего, — истребитель и перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел (до 60 км/час), способен настичь даже самые быстрые авианосцы. Он имеет на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и глубоководные самонаводящиеся торпеды.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих.

Их длина составляет 130 метров, наибольшая ширина – 13 метров, высота – более 9 метров. Надводное водоизмещение судна – свыше 8 тыс. тонн, подводное – 13,8 тыс. тонн. Мощность водяного атомного реактора – 190 МВт. Субмарина способна ходить на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

Подводные лодки проекта «Ясень» — полуторакорпусные: легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично.

Для отечественных атомных подводных лодок это — абсолютное новаторство, которое позволило конструкторам сделать подлодку как можно менее шумной, а следовательно — более незаметной.

Корпус новой субмарины изготовлен из маломагнитной стали и обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить судно. На небольших скоростях в «Ясенях» работает только гребной электродвигатель, а основная мощность запускается лишь на высокоскоростных режимах, что устраняет шум винта на малом и среднем ходу.

Атомный реактор нового поколения, срок службы которого без перезарядки достигает 25-30 лет, сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки.

Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя расположена в корпусе реактора. Это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Специально созданная система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

В штатное вооружение модернизированного варианта подлодки входят восемь торпедных аппаратов 553-мм калибра, 50 новейших сверхзвуковых крылатых ракет «Калибр» и «Оникс» (40 единиц). В дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – ракетами «Циркон».

Традиционно «Ясень-М» вооружен тридцатью глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами, вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Новые «Ясени» начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года.

Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 — двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м;
  • надводное водоизмещение — 2 тыс. 350 т, подводное — 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения — до 300 м;
  • надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания — 45 суток;
  • экипаж — 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.