Халифат: история создания

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Конец халифатов и период султанатов (1261-1517)

Мамлюкский султанат (1261-1517)

Аль-Мустансир, член семьи Аббасидов, укрылся в Египте, где Саладин разрушил династию Фатимидов в 1171 году и которой мамлюки правили с 1250 года . Мамлюкский султан Байбарс признал Аль-Мустансира халифом, чтобы узаконить его политическую власть. Но на самом деле линия халифов, уцелевшая при мамлюкском султанате, уже не имела ни малейшей силы и носила чисто почетный титул. В году султан Османской империи Селим I впервые завоевал Египет , положив конец султанату Мамлюк .

Западные султанаты и халифаты

  • В Marinids (1269-1465)
  • В Zianides ( — )
  • В Хафсидах (1228-1574)
  • Zaydânides (1510-1659)
  • Alaouites (1668-настоящее время )

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

Откуда пошел арабский народ?

Предшественниками арабов являются дикие племена Африки и Ближнего Востока. Вообще первые упоминания о них были обнаружены в различных вавилонских письменностях. Более конкретные указания записаны в Библии. Именно в ней говорится о том, что в 14 веке до н. э. в Заиордании, а затем и в Палестине появляются первые пастушеские племена из аравийских оазисов. Конечно, это достаточно спорная версия, но в любом случае ученые сходятся во мнении, что именно в Аравии зародился этот народ, и оттуда пошла история арабов.

Подавляющее большинство арабов исповедуют ислам (90%), а оставшаяся часть христианство. В 7-м веке, ранее никому не известный купец Мухаммед начал проповедовать новую религию. По истечению нескольких лет пророк создал общину, а позже и государство — Халифат. Эта страна начала быстро расширять свои границы, и буквально через сто лет она простиралась от Испании через Северную Африку и юго-западную Азии до границ Индии. В связи с тем, что Халифат имел огромную территорию, на подвластных ему землях активно распространялся государственный язык, благодаря чему происходил переход местного населения в культуру и обычаи арабов.

Широкое распространение ислама позволило халифатцам наладить тесный контакт с христианами, евреями и т. д., что посодействовало образованию одной из величайших цивилизаций в мире. В период ее существования было создано множество великих произведений искусства, произошел стремительный подъем науки, в том числе астрономии, медицины, географии и математики. Но в 10-м веке началось падение Халифата (государства арабов) из-за войн с монголами и турками.

К 16-му веку турецкие подданные завоевали весь арабский мир, и так продолжалось вплоть до 19 века, когда уже англичане и французы господствовали на территории Северной Африки. Только после Второй мировой войны весь народ, кроме палестинцев, обрел независимость. Они же получили свободу только к концу 20 века.

Мы рассмотрим позднее, где живут арабы в наши дни, а пока стоит остановиться на языковых и культурных особенностях этого народа.

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей. За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Особенности арабской культуры

Основной характерной чертой культуры стран халифата можно назвать то, что у них было несколько объединяющих факторов – общий язык и общая религия. Объединение арабских племён в единое государство на Аравийском полуострове началось именно после появления ислама, который сыграл в этом ключевую роль. Когда арабам удалось завоевать изрядную часть Юго-Западной Азии, Северную Африку и даже часть Европы, именно ислам был тем стержнем, который объединял столь разных в остальном граждан огромного Арабского халифата.

Особенности культуры стран Арабского халифата

Важной особенностью арабской культуры эпохи халифата является то, что арабы покорили множество разных народов, сильно отличающихся друг от друга в культурном плане. Страна, сотканная из завоёванных земель, как их лоскутов, быстро развалилась бы на части, если бы арабский язык не выступал внешним фактором её объединения, а ислам – внутренним

Впрочем, государство от распада это всё равно не спасло, и постепенно страны Арабского халифата начали объявлять о своей независимости, хотя халифат просуществовал до окончательного завоевания его монголами в XIII веке.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие,
  • одеваться так же, как и арабы,
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде,
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.

Падение

В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата ()

Наука арабов

 «Величайшее украшение человека — знание»,-  говорили арабские учёные. В странах халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. В больших городах открывались высшие школы.

Арабские математики создали алгебру. Они стали пользоваться индийскими цифрами, а у арабов эти цифры заимствовали европейцы (до сих пор в Европе эти цифры называют «арабскими»).

Астрономы пользовались сложными инструментами. Они сумели приблизительно вычислить размеры земного шара. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии высказал гениальную догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

В большом почёте у арабов была география. Об этом говорит арабская пословица: «Кто отправляете в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабские путешественники описали все страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им земель и морей.

В XI веке в Средней Азии жил великий учёный Ибн-Сина (в Европе его называли Авиценна). Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. На Востоке Ибн-Сину называли «главой учёных». Но мусульманское духовенство преследовало передового ученого, обвиняя его в безбожии.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Искусство халифата

Одним из видов искусства, прославившим культуру Арабского халифата, стала литература. Особенно известны поэзия и сказки этого народа. Самый известный поэт периода расцвета Арабского халифата — Фирдоуси. Перс по национальности, Фирдоуси создал бессмертный эпос «Шахнамэ» или «Книга царей», в котором он поведал миру историю царствования персидских правителей. Не менее известна и арабская сказка «Тысяча и одна ночь», переведенная на множество языков и до сих пор читаемая во всех странах мира. А перенятый у китайцев секрет изготовления бумаги дал возможность арабам сохранять и передавать знания и произведения национального искусства потомкам. Да и сами арабы много читали и были большими любителями книгособирательства — многие знатные и богатые жители имели свои библиотеки.

Быт и досуг арабов был окружен роскошью: тончайшие ткани, удивительная керамика, выдувные стеклянные сосуды различного назначения, ковры, резьба по кости… Не менее знаменитым искусством халифата стало и искусство разведения садов. Вокруг царила музыка: именно арабы придумали и дали названия таким струнным музыкальным инструментам, как лютня и гитара.

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Феодальный строй в халифате.

Бесконечной вереницей тянулись в столицу из  завоёванных стран караваны с награбленным  добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.

В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.

В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.

К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.