Оглавление
- Примечания
- Примечания
- Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»
- Подводные крылья для мелководья: «Беларусь», «Полесье» и «Валдай»
- Первые пассажирские корабли на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор»
- Основная идея, заложенная в создание проекта
- Описание катера[править | править код]
- Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
- Особенности советских ракетных катеров проекта 1241
- Список катеров проекта[ | ]
- История службы
- Катер с рекордным количеством оружия
- Строительство
Примечания
- В.Прасников «Тайфун» № 18 (№ 6 1999 год)
- ↑ 12345678910111213141516Александр Широкорад. Русское ноу-хау: речные танки // Военно-промышленный курьер. — № 11 (327) от 24 марта 2010 г.
- Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1124
- ↑ 123 Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Тип 1125
- № 63 В.Прасников «Тайфун» № 18 (№ 6 1999 г.)
- Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Бронекатера. Тип 1124. Тип 1125 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2020. Архивировано 4 августа 2020 года.
- Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1125
- Советские бронекатера на морях и реках. с.24 #591 younger 16.03.2014 19:57:35
- А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. Приложение I. Стрельба по воздушной цели
- Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Бронекатера. Тип 1125 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2020. Архивировано 4 августа 2020 года.
- А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. Приложение 1 вооружение речных кораблей. Средства связи
- Советские бронекатера на морях и реках. с.24 #594 younger 16.03.2014 23:07:55
- Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Тип 1125. Тип 1124 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2020. Архивировано 4 августа 2020 года.
- Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1124 (недоступная ссылка)
- (БК № 65, с 9 октября 1942 — № 92, с 7 марта 1944 — «БК-92»)
- (до 21.06.1941 — БК-115, с 17.07.1941 — БКА-304)
Примечания
- ↑ Черников И. И. Советские артиллерийские катера типа «Шмель» (проект 1204) // Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России.
- ↑ Артиллерийские катера пр. 1204. Речные артиллерийские корабли и катера. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. Корабли ВМФ СССР. Том 2. Апальков Ю. В. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2012.
- ↑
- ↑
- Прасников В. Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». 2000, № 4. С. 2-7
- Чуприн К. В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2
- . Вооружённые силы стран СНГ и Балтии: справочник / Под науч. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Современная школа, 2009. — С. 511. — 832 с. — (Арсенал). — 3050 экз. — ISBN 978-985-513-617-1.
- Александр Храмчихин. . Военно-промышленный курьер (№ 49 (615) за 23 декабря 2015 года).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012.
Большой ракетный катер проекта 12411 «Молния»
Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.
С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).
В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.
История разработки РК проекта 12411
Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».
Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.
Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.
Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.
Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.
Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.
Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.
Подводные крылья для мелководья: «Беларусь», «Полесье» и «Валдай»
После того как было налажено серийное производство судов на подводных крыльях для озёр, морей и больших рек, в ЦКБ по СПК (Горький) принялись за разработку СПК для малых рек.
Сначала решили модифицировать СПК «Ракета» с целью уменьшить осадку, и некоторое время наряду с обычными «Ракетами» выпускалась «Ракета-М».
Этого было недостаточно, поэтому в 1962 году было создано экспериментальное СПК «Чайка» с ещё меньшей осадкой.
Как продолжение этих двух проектов было сконструировано и запущено в серию мелкосидящее СПК «Беларусь» с осадкой всего в 30 сантиметров.
Малой осадки удалось добиться благодаря кардинальной модификации движительно-рулевого комплекса серийного СПК: гребной винт специальной конструкции располагался выше крыльевой системы и работал в зоне гребня кормового крыла в условиях неполного погружения.
Это позволяло судну подходить к пристаням деревень и других малых населённых пунктов, а также эксплуатироваться в верховьях рек и во время «низкой воды».
В 1980-х годах на смену судам типа «Беларусь» и «Ракета-М» (версия с уменьшенной до 1,2 метра осадкой — против 1,8 метра у обычной «Ракеты») сконструировали новое СПК «Полесье». Теплоходы данного типа производились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе с 1983 по 2008 годы.
СПК «Полесье» поставлялись на экспорт: не только в страны СЭВ, но и в Западную Европу. После 1991 года множество кораблей выкупил Китай, дав им новое название “Лунтан”.
На основе него разработана модернизированная версия «Полесья» — проект 21380 «Валдай 45Р», первая серия которых из 6 кораблей была спущена на воду в 2019 году.
Оно предназначено для скоростных пассажирских перевозок протяжённостью до 400 километров по малым рекам и водохранилищам класса. Конструкция СПК позволяет высаживать пассажиров даже на необорудованный берег
Пять «Валдаев» эксплуатируются в Нижегородской области, два — в Обь-Иртышском бассейне. Заключены также контакты на дальнейшее производство, планируются поставки иностранным заказчикам из Юго-Восточной Азии
Первые пассажирские корабли на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор»
Параллельно ракетному катеру, Алексеев в 1949 году инициативно разработал скоростной пассажирский А-7, ставший эталонным крылатым судном.
Даже сегодня корабли, построенные на основе седьмой компоновки Алексеева, бороздят реки страны: те самые «Метеоры» и «Кометы», знакомые многим с детства, стали серийным воплощением конструкции.
В них сохранены пропорции, общая схема подводных крыльев и даже их профиль. Но признание пришло не сразу, ведь в начале эры СПК о пассажирах ещё никто не думал.
Только появление в 1955 году серийных пассажирских кораблей на подводных крыльях Supramar PT 20 изменило мнение руководителей государства.
Секретность с подводных крыльев сняли, и в 1957 году на основе ракетных катеров и проекта А-7 конструктор при поддержке правительства спустил на воду головной теплоход «Ракета».
Появившись на Фестивале молодёжи и студентов, удивительный самолёто-корабль произвёл фурор мирового масштаба, закономерно получив серийное продолжение.
После первая экспериментальная «Ракета» была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький—Казань: расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов против обычных 30.
С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», из них 30 ушло на экспорт в самые неожиданные страны. Они долгое время являлись не только транспортом, но и популярным видом отдыха.
«Ракеты» эксплуатировались между городами Тарту и Псковом, на озере Ильмень, на маршруте Новгород — Старая Русса и обратно, между Кёльном и Дюссельдорфом на Рейне, бороздили Темзу между Лондоном и Грейвзендом.
Были они и в Канаде, и в США, и даже в Никарагуа. О соседних с СССР странах можно даже не вспоминать.
В 1958 году спустили на воду первый улучшенный пассажирский корабль на подводных крыльях «Метеор», ставший на пару с «Ракетой» главным речным средством транспорта на много лет.
Он был рассчитан на 64-66 пассажиров, второй в зависимости от модификации умещал от 74 до 128 человек. Вдвое больше, чем в автобусе.
На крейсерской скорости в 60 километров в час по кратчайшему водному пути у них не было равных в Союзе: быстрее, удобней, надёжней транспорта не существовало.
Гиганты в 30 метров длиной стали основой советского речного флота, не теряя возможности заходить в большинство речных портов. Всего было выпущено около 400 кораблей этого типа.
Модернизированный для морских условий «Метеор» получил название «Комета». Эти суда, как и их предшественники, так же высоко оценили страны Запада: только 52 корабля из 86 остались в СССР.
«Метеор» стал самым известным из всех судов на подводных крыльях, самым распространённым. Но не последним — и не самым лучшим.
Основная идея, заложенная в создание проекта
Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.
Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.
Катера на верфи
По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.
Эйлат
Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.
Описание катера[править | править код]
Корпусправить | править код
Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
Деление на отсеки:
- — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
- — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
- — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
- — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
- — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
- — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
- — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
- — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
- — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
- — Камбуз (44—48 шпангоуты);
- — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).
Энергетическая установкаправить | править код
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л. с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.
На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
Радиоэлектронное оборудованиеправить | править код
На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
Навигационное и штурманское вооружениеправить | править код
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.
Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Радиосвязьправить | править код
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Обитаемостьправить | править код
Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Автономностьправить | править код
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.
Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.
Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.
Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.
Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:
- обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
- ведение патрулирования указанных акваторий;
- содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
- участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.
Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:
- новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
- обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
- корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
- вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.
Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».
Особенности советских ракетных катеров проекта 1241
Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения. По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно. В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.
Проект 1241Т
Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.
Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима. Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.
Термит
Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.
Список катеров проекта[ | ]
Проект 58150 «Гюрза»
Название | Бортовой № | Изготовитель | Заводской № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
«Джайхун» | ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» | 01021 | 19.02.2004 | 02.10.2004 | 29.10.2004 | Пограничная служба Узбекистана | В составе Термезской речной флотилии пограничных войск | |
«Сайхун» | ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» | 01022 | 08.12.2004 | Пограничная служба Узбекистана | В составе Термезской речной флотилии пограничных войск |
Проект 58155 «Гюрза-М»
Название | Бортовой № | Изготовитель | Заводской № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
БК-02 «Аккерман» (укр. «Аккерман» ) | U-174 | ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» | 01023 | 25.10.2012 | 11.11.2015 | 06.12.2016 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины |
БК-01 «Бердянск» (укр. «Бердянськ» ) | U-175 | ЧАО «Завод „Ленинская кузница“» | 01024 | 25.10.2012 | 11.11.2015 | 06.12.2016 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины. |
БК-03 «Вышгород» (укр. «Вишгород» ) | U-176 | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 01028 | 07.04.2016 | 22.06.2017 | 01.07.2018 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины |
БК-04 «Кременчуг» (укр. «Кременчук» ) | U-177 | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 01029 | 07.04.2016 | 01.07.2018 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины | |
БК-05 «Лубны» (укр. «Лубни» ) | U-178 | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 01030 | 07.04.2016 | 01.07.2018 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины | |
БК-06 «Никополь» (укр. «Нікополь» ) | U-179 | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 01031 | 07.04.2016 | 29.06.2017 | 01.07.2018 | ВМС Украины | В составе ВМС Украины. |
БК-07 «Костополь» (укр. «Костопіль» ) | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 03.04.2019 | ВМС Украины | Прибыл в Одессу для прохождения испытаний | ||||
БК-08 | ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» | 01036 | ВМС Украины | Заложен 8.02.2019 |
История службы
В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.
Амур
- 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
- Дальневосточный пограничный округ
- 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
- 12 ОБПСКР г. Благовещенск
- 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
- 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
- 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край
Чёрное море
На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.
Одесская манёвренная база:
После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис»., однако, в отличие от них, планы по списанию BG-82 «Канив» (Канев) остались в силе. Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).
Балтийское море
- 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
- 4-я ОБРПСКР г Псков.
Средняя Азия
22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.
Каспийская флотилия
В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.
Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.
Катер с рекордным количеством оружия
Катер SOC-R сразу задумывался как специализированная боевая машина, позволяющая бойцам SWCC вступать в контакт с противником в стесненной обстановке и выходить из стычек победителем. Подрядчик, United States Marine, базирующийся в Галфпорте, штат Миссисипи, получил от SWCC следующий список требований. Осадка судна не должна превосходить 60 см при полной загрузке вооружением, боекомплектом, экипажем и пассажирами. По размерам катер должен быть достаточно компактным, чтобы вместиться в грузовой отсек военного транспортного самолета С-130, он должен быть достаточно узким, чтобы протискиваться сквозь тесные речные протоки, и достаточно легким, чтобы его мог поднять на стропах вертолет Chinook. К примеру, в Ираке вертолеты подхватывали эти моторки и перекидывали их через речные плотины, создавая для противника эффект неожиданности.
Спаренные водометы и 440-сильный дизель Yanmar дают катеру весьма значительное соотношение мощности и массы. Продуманные формы корпуса делают катер очень маневренным и скоростным. Правильно подобранная килеватость позволяет легко выходить на глиссирование, когда, скользя по поверхности, судно испытывает относительно малое сопротивление. Под днищем не торчат ни руль, ни винт — ничего, что могло бы зацепиться за камни и коряги.
Но главная изюминка катера SOC-R — это его пулеметы. Конечно, на танки и БТР ставят еще и пушки, но если посчитать плотность огня на 1 м², мы получим такой показатель, который не реализован ни в какой другой военной технике.
Две передние огневые точки SOC-R — это пулеметы GAU-17/A minigun. Вращающийся пулемет Гатлинга с электроприводом позволяет сделать четыре очереди со скорострельностью 6000 выстр/мин. По серединам бортов стоят легкие пулеметы M420B. На корме — пулемет калибра .50. Он стреляет медленнее всех, но энергия его пули такова, что перед ней не устоит ни броня легких боевых машин, ни большая часть стройматериалов. Кормовое расположение для этой огневой точки не случайно — она должна прикрывать экипаж, если катер отрывается от преследования превосходящими силами противника.
Вооружен и очень опасен Тяжелые пулеметы типа minigun обычно ставят только на вертолеты или бронемашины. Однако этому десантному бронекатеру для выживания в близком бою также требуется высокая плотность огня.
Строительство
АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011
В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развёрнуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трёх заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.
Модернизация
В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулемётную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатомётов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Эта тема закрыта для публикации ответов.