Атлас (ракетное семейство)

Алан-э-Дейл       26.06.2022 г.

Введение

Запуск корабля Friendship 7 с Джоном Гленном на борту по программе «Меркурий»

«Атлас» — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас» поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов. Первоначально проект был предложен фирмой Convair (англ. Convair), на боевое дежурство МБР встала, когда Конвэр принадлежала General Dynamics. Сейчас права на всю серию «Атлас» принадлежат Lockheed Martin.

25 октября 1962 года в разгар Карибского кризиса ракеты SM-65 Atlas (англ. SM-65 Atlas) были переведены в близкую к максимальной боевую готовность DEFCON-2.

МБР «Атлас» не долго находились на вооружении, так, последнее подразделение было снято с боевого дежурства в 1965 году, они были заменены на ракеты Титан-2 и Минитмен. Ни одна из ракет не была уничтожена: все они были сохранены и использовались затем для запуска спутников или межпланетных зондов.

Семейство носителей имеет обширную историю запусков, в том числе пилотируемых, начавшихся с первого американского орбитального полета Джона Гленна 20 февраля 1962 года. В 1986 году, после катастрофы «Челленджера», в США в течение довольно короткого времени произошли ещё и аварии одноразовых ракет-носителей «Титан» и «Дельта», в связи с возникшим дефицитом с консервации была снята ракета «Атлас», произведённая в 1965 году, и успешно запущена после 21 года хранения.

Различные конфигурации РН Атлас-2 (англ. Atlas II) 63 раза совершили полёт в период с 1991 по 2004 год. Атлас-3 (англ. Atlas III) была использована только в 6 запусках, между 2000 и 2005 годами. Атлас-5 находится в эксплуатации, ряд её запусков запланирован на 2011 год. Ракеты семейства использовались в разных конфигурациях, в частности, использовались различные вторые ступени и разгонные блоки, такие, как «Центавр» и «Аджена» (англ. RM-81 Agena).

Более 300 запусков «Атласов» было совершено с базы ВВС США на мысе Канаверал во Флориде и 285 с авиабазы Ванденберг в Калифорнии.

С какой скоростью летают ракеты?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.

Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.

Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.

Ракеты могут запускаться с самолета.

Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.

Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.

Как видим, ракеты перестали быть просто бомбой, которую кидают далеко вперед. Это настоящее произведение инженерного искусства. Вот только хотелось бы, чтобы эти разработки шли в мирное русло, а не предназначались для разрушения.

История

На 2009 год ракета-носитель Атлас V является последним по времени членом семейства Атлас и является развитием ракеты-носителя Атлас II и, в особенности, ракеты-носителя Атлас III. Большинство силовых установок, авионики и структурных элементов идентичны или являются непосредственным развитием использованных ранее на ракетах-носителях семейства. Наиболее заметное внешнее отличие состоит в баках первой ступени — больше не используются баки диаметром 3,1 м из нержавеющей стали с общей переборкой в качестве несущей конструкции под давлением, также произошел отказ от идеологии «1,5 ступени», которая состояла в сбросе двух двигателей в середине полёта, в то время как третий продолжал работу в течение всего полёта вплоть до достижения первой космической скорости. Вместо этого используется сварная конструкция диаметром 3,8 м, выполненная из алюминиевого сплава во многом аналогичная той, что использовалась на ракетах-носителях семейства Титан и в топливном баке МТКК Спейс Шаттл.

Ракета Атлас V была разработана компанией Lockheed Martin в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей Evolved Expendable Launch Vehicle ( EELV ), для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Общей целью программы было сокращение стоимости запуска полезной нагрузки на орбиту.

Предыстория

Вторая мировая, вопреки чаяниям миллионов людей, миром не закончилась. Началось противостояние Западного (во главе с США) и Восточного (СССР) блоков – сначала за доминирование в Европе, а затем во всем мире. Разразилась так называемая «холодная война», в любой момент грозившая перерасти в горячую стадию.

С созданием атомного оружия встал вопрос о наиболее быстрых способах его доставки на огромные расстояния. Советский Союз и США сделали ставку на разработку ядерных ракет, способных в считанные минуты нанести удар по противнику, находящемуся на другом краю Земли. Однако параллельно стороны вынашивали амбициозные планы освоения ближнего космоса. В результате была создана ракета «Восток», Гагарин Юрий Алексеевич стал первым космонавтом, а СССР захватила лидерство в ракетной сфере.

1. История

На 2009 год РН Атлас V является последним по времени членом семейства Атлас и является развитием ракеты-носителя «Атлас II» и, в особенности, ракеты-носителя «Атлас III». Большинство силовых установок, авионики и структурных элементов идентичны или являются непосредственным развитием использованных ранее на ракетах-носителях семейства. Наиболее заметное внешнее отличие состоит в баках первой ступени — больше не используются баки диаметром 3.1 м из нержавеющей стали с общей переборкой в качестве несущей конструкции под давлением, также произошел отказ от идеологии «1.5 ступени», которая состояла в сбросе двух двигателей в середине полёта, в то время как третий продолжал работу в течение всего полёта вплоть до достижения первой космической скорости. Вместо этого используется сварная конструкция диаметром 3,8 м, выполненная из алюминиевого сплава во многом аналогичная той, что использовалась на ракетах-носителях семейства «Титан» и в топливном баке МТКК Спейс Шаттл.

РН был разработан Локхид в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей (англ. Evolved Expendable Launch Vehicle, EELV) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Общей целью программы EELV было сокращение стоимости запуска полезной нагрузки на орбиту. Запуски производятся с мыса Канаверал и на базе Ванденберг, ВВС США, первый старт был осуществлен 21 августа 2002 года.

Дизайн

В этих ракетах в качестве топливных баков используются шарики или аэростаты, изготовленные из очень тонкого металла (толщиной 1,02 см) и не имеющие жесткой несущей конструкции . У « Атласа » была необычная система ступеней: во время ее разработки сомневались, что ракета зажжет другие ее ступени в космосе, поэтому от них отказались, и только одна ступень могла донести ракету до цели. Королев сделал тот же выбор при проектировании ракеты Р-7 , которая имела только основную ступень и 4 дополнительных ускорителя, прикрепленных к основному корпусу, что устраняло проблему запуска дополнительной ступени на больших высотах с Земли.

Варианты и их обозначения

Варианты ракеты и расположение ускорителей

Каждая ракета-носитель Атлас V имеет трехзначное численное обозначение, которое определяется особенностями использованной конфигурации.

  • Первая цифра соответствует диаметру использованного головного обтекателя и всегда равняется 4 или 5.
  • Вторая цифра соответствует числу установленных твердотопливных ускорителей и может изменяться в диапазоне от  до 3 для четырёхметрового обтекателя и от  до 5 в случае пятиметрового обтекателя.
  • Последняя цифра указывает на версию используемого разгонного блока Центавр, а именно, сколько двигателей использует этот блок и может быть либо 1, либо 2.

Таблица обозначения версий:

Версия Обтекатель Ускорители Верхняя
ступень
ПН на НОО ПН на ГПО ПН на ГСО Число
запусков
401 4,2 м ЖРД 9 797 кг 4 750 кг 37
411 4,2 м ТТУ ЖРД 12 150 кг 5 950 кг 4
421 4,2 м ТТУ ЖРД 14 067 кг 6 890 кг 2 850 кг 7
431 4,2 м ТТУ ЖРД 15 718 кг 7 700 кг 3 290 кг 3
501 5,4 м ЖРД 8 123 кг 3 775 кг 6
511 5,4 м ТТУ ЖРД 10 986 кг 5 250 кг
521 5,4 м ТТУ ЖРД 13 490 кг 6 475 кг 2 540 кг 2
531 5,4 м ТТУ ЖРД 15 575 кг 7 475 кг 3 080 кг 3
541 5,4 м ТТУ ЖРД 17 443 кг 8 290 кг 3 530 кг 5
551 5,4 м ТТУ ЖРД 18 814 кг 8 900 кг 3 850 кг 7
Heavy (HLV, 5H1)* 5,4 м УРМ ЖРД 13 000 кг
Heavy (HLV, 5H2)* 5,4 м УРМ ЖРД 29 400 кг

(*) — запуски ракеты-носителя в данной конфигурации не планируются.

Миссия

Ракета Atlas V 551 компании ULA выведет на орбиту шестой коммуникационный спутник AEHF для ВВС США и Центра космических и ракетных систем. Она будет запущена со стартовой площадки SLC-41 на территории космического центра Кеннеди во Флориде, США.

Система AEHF, разработанная компанией Lockheed Martin, предоставляет значительно улучшенные возможности глобальной и защищённой связи для стратегического командования и тактических войск. Эта помехоустойчивая система также служит международным партнёрам, таким как Канада, Нидерланды, Великобритания и Австралия.

Спутник AEHF-6

AEHF-6 станет защищённым коммуникационным ретранслятором для предоставления пользователям высочайшего уровня защиты информации. Спутниковая платформа A2100 компании Lockheed Martin даёт высшему руководству линию связи с военными силами на любых уровнях конфликтов, включая ядерную войну. Система обладает шифрованием, низкой вероятностью перехвата и обнаружения, устойчивостью к глушителям и возможностью обходить электромагнитную интерференцию, вызванную ядерным оружием, для распределения связи, передачи видео в прямом эфире, карт и данных о целях пользователям как на земле, так и на суше.Ракета-носитель Atlas V 551 выведет AEHF-6 на оптимизированную, высокоэнергетическую геопереходную орбиту. ULA и программа AEHF создали этот профиль запуска для максимизирования гибкости миссии в течение срока службы спутника.

Ракеты Atlas V успешно запустили первые пять спутников AEHF в 2010, 2012, 2013, 2018 и 2019 годах, создав этим новую группировку спутников на геостационарной орбите на высоте 35 800 км для увеличения и последующей замены наследия группировки MILSTAR. Один спутник AEHF имеет пропускную ёмкость больше, чем вся группировка MILSTAR, состоящая из пяти спутников.

Битва за космос

В середине 1950-х в США была создана баллистическая ракета «Атлас», а в СССР – Р-7 (будущий «Восток»). Ракета создавалась с большим запасом по мощности и грузоподъемности, что позволяло ее использовать не только для разрушения, но и в созидательных целях. Не секрет, что ведущий конструктор ракетной программы Сергей Павлович Королев был приверженцем идей Циолковского и мечтал о покорении и освоении космоса. Возможности Р-7 позволяли отправлять спутники и даже пилотируемые аппараты за пределы планеты.

Именно благодаря баллистическим Р-7 и «Атлас» человечество смогло впервые побороть земное притяжение. При этом отечественная ракета, способная доставлять к цели 5-тонный груз, обладала большими резервами по совершенствованию, нежели американская. Это, в совокупности с географическим расположением обоих государств, определило различные пути создания первых пилотируемых космических кораблей (ПКК) «Меркурий» и «Восток». Ракета-носитель в СССР получила такое же название, как и ПКК.

использованная литература

Оценки

  1. United Launch Alliance . «Карта продукта Atlas V» (PDF) . Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года.
  2. Космическая страница Гюнтера — Атлас V (401)
  3. Aviation Week: Дефицит NRO может привести к задержке предстоящих миссий ULA
  4. http://www.floridatoday.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20070902/NEWS02/709020335/1007 . Архивировано 8 октября 2015 г., в Wayback Machine .
  5. Пространство компонентов Oerlikon
  6. Появляются подробности об Атласе V для космической станции Бигелоу, предназначенном для людей — NASA SpaceFlight.com
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q23625
  • Мультимедиа:
  • Данные: Q23625
  • Мультимедиа:

Конструкция ракеты-носителя

Для выведения корабля-спутника на орбиту вокруг Земли на базе МР Р-7 была разработана первая ракета «Восток» для гражданских целей. Ее летно-конструкторские испытания в беспилотном варианте начались 5 мая 1960 года, а уже 12 апреля 1961 года впервые состоялся полет человека в космос – гражданина СССР Ю. А. Гагарина.

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород). Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования. В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем – искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

«Бастион»

Индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка»)

Береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».

Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Модификации

-«Бастион-П» (индекс К300П)

Подвижный вариант комплекса на шасси МЗКТ-7930.

-«Бастион-С» (индекс К300С)

Стационарный вариант комплекса в шахтном размещении.

Страны-эксплуатанты

-Россия: на начало 2016 год: 12 К-300П «Бастион» + 2 комплекса (8 ПУ) в КТОФ РФ и КСФ РФ
-КЧФ РФ — >3 комплекса (>12 С/ПУ) ПБРК «Бастион» , комплексы базируются в районе города Анапа (11-я бригада береговых артиллерийских войск) и города Севастополь (15-я бригада БРАВ).

-КТОФ РФ — дислоцируются на Курильских островах (не менее дивизиона).
-КСФ РФ- в составе дивизиона на Новой Земле. В 2016 на Северном флоте было уже 3 дивизиона «Бастионов-П».

В 2016 году будут поставлены в береговые части ВМФ России ещё пять комплексов «Бастион-П». Первый стационарный противокорабельный БРК «Бастион-С» шахтного базирования (до 36 ракет 3М55Э) будет развернут в Крыму до 2020 года. В состав комплекса могут войти беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические станции. Полное перевооружение на комплексы «Бастион-П» запланировано с 2017 по 2021 год.

-Вьетнам: 2 комплекса / 8 ПУ
-Сирия: 2 комплекса / 8 ПУ. Поставлены в конце 2011 года, также проводятся новые поставки.
-Ведутся переговоры с представителями ВМС Венесуэлы о продаже БРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт»

Эксплуатация

9 мая 2014 года на военном параде в День Победы впервые в Ростове-на-Дону были продемонстрированы современные образцы вооружения военно-морских объединений Южного военного округа. По Театральной площади в составе механизированной колонны парадного расчёта прошли подвижный ракетный комплекс «Бастион» и артиллерийская система «Берег». Также береговые подвижные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» принималиучастие в параде в Севастополе 9.5.2014.

9 сентября во время плановой отработки задач боевой подготовки береговые ракетные части, вооруженные комплексом «Бастион» выполнили ракетные стрельбы по морским целям и успешно уничтожили учебную цель на расстоянии более 90 км в центральной части Черного моря.

15 марта 2015 года стало известно, что в марте 2014 года, в ходе событий в Крыму, Россия развернула на полуострове сразу несколько комплексов «Бастион».

Состав комплекса «Бастион-П»

-ПКР K-310 «Яхонт» в транспортно-пусковом контейнере

-Самоходные пусковые установки (СПУ К340П) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел)

-Машина боевого управления (МБУ К380П) на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 4 чел) или МЗКТ-65273 (экипаж 4 чел)

-Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом
-Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК
-Дополнительно: Комплекс средств технического обслуживания (КСТО).
-Транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)
-Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД)

-Учебно-тренировочный комплекс (УТК)
-Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ)
Комплекс может комплектоваться самоходной загоризонтной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б»

Стандартный состав батареи К-300 «Бастион-П»:

-4 самоходные пусковые установки К-340П с двумя транспортно-пусковыми стаканами для ракет «Яхонт» (экипаж 3 человека)
-1-2 машины боевого управления (АСБУ) ПБРК (экипаж 5 человек)
-1 машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
-4 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)

Технические характеристики «Бастион-П»

-Максимальный боекомплект комплекса: 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
-Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ — 2,5 с
-Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения менее 5 мин
-Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств — 24 часа (30 суток с МОБД)
-Назначенный срок службы — 10 лет
-Защита побережья — протяженностью более 600 км от десантных операций противника

Максимальный боекомплект комплекса 24 ПКР шт
Время приведения комплекса в боевую готовность менее 5 мин
Защита побережья более 600 км

Конструкция

Первая ступень

Первая ступень ракеты-носителя являет собой универсальный ракетный модуль Атлас (Common Core Booster), высотой 32,46 м, диаметром 3,81 м, с сухим весом 21 054 кг.

На уровне моря тяга двигателя составляет 3827 кН, удельный импульс равен 311,3 с. В вакууме тяга повышается до 4152 кН, удельный импульс — 337,8 с.

Твердотопливные ускорители

В зависимости от модификации, по бокам первой ступени может быть установлено до 5 твердотопливных ускорителей AJ-60A компании Аэроджет. Добавление твердотопливных ускорителей увеличивает показатели подъёмной силы ракеты-носителя на старте.

Тяга каждого ускорителя составляет 1688,4 кН на уровне моря, удельный импульс — 279,3 с.

Промежуточные адаптеры

Промежуточные адаптеры позволяют соединить первую и вторую ступени, которые имеют разный диаметр (3,81 и 3,05 м соответственно).

Вторая ступень

На Центавр может быть установлен один или два жидкостных ракетных двигателя RL-10A-4-2, конструкция блока позволяет менять количество двигателей без сложных модификаций. Тяга одного двигателя в вакууме составляет 99,2 кН, удельный импульс — 451 с. Двигатели способны многократно запускаться в вакууме, что позволяет последовательно выполнять маневры выхода на низкую опорную орбиту (НОО), перехода на геопереходную орбиту (ГПО) и выхода на геостационарную орбиту (ГСО). Суммарное время работы двигателя — до 842 секунд.

Во время фазы свободного полёта на промежуточных орбитах, для контроля ориентации разгонного блока используется система маленьких гидразиновых ракетных двигателей (8 × 40 Н и 4 × 27 Н).

Разгонный блок Центавр имеет наибольшее соотношение массы топлива к общей массе среди современных разгонных блоков, что позволяет выводить бо́льшую полезную нагрузку.

Бортовые системы

Многие системы Атлас V модернизировались как до первого его полёта на предыдущих версиях ракет-носителей семейства, так и в ходе эксплуатации ракеты-носителя. Последняя известная модернизация системы инерциальной навигации с названием «Стойкая к сбоям СИН» (англ. Fault Tolerant INU, FTINU ) была предназначена для увеличения надежности ракеты-носителя в ходе полёта.

Payload Fairings

The PLF is designed to provide a controlled environment for spacecraft.

The Atlas V large payload fairing (LPF), extended payload fairing (EPF), and extended EPF (XEPF) have a common 4-m diameter cylindrical section topped by a conical section. Major sections of these payload fairings are the boattail, the cylindrical section, and the nose cone that is topped by a spherical. The EPF was developed to support launches of  larger volume spacecraft by adding a 0.9-m (36-in.) high cylindrical plug to the top of the cylindrical section of the LPF. The XEPF is a modified version of the EPF that incorporates an additional 0.9-m (36-in.) high cylindrical plug to further increase the available payload volume.

The Atlas V 5-m short, medium and long payload fairings were developed along with the increased launch vehicle performance to accommodate evolving spacecraft requirements. The 5-m PLF is a bisector PLF with a composite structure made from sandwich panels with carbon fiber face sheets and a vented aluminum honeycomb core.

All PLFs are configured for off-pad payload encapsulation to enhance payload safety and security, and to minimize on-pad time.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Запланированные запуски

Последнее изменение: 28 апреля 2021 г.

В этот список не входят такие полезные нагрузки, как космический корабль. Стремящийся к мечтекто предпочел должен, но будет передан Atlas V, если Vulcan не будет готов к использованию с 2022 года. Космический корабль CST-100 Starliner продолжит использовать Atlas V после запуска Vulcan.

Дата (универсальное глобальное время) Сер. № Запустить сайт полезная нагрузка Тип полезной нагрузки Масса полезной нагрузки орбита Замечания
2021
Май 2021 г. Атлас V (421) CCSFS SLC-41 СБИРС-ГЕО 5 больше военных Спутник раннего предупреждения GTO
Июнь 2021 г. Атлас V (551) CCSFS SLC-41 СТП-3:STPSat 6,больше полезной нагрузки Экспериментальный спутник  GEO
Август 2021 г. Атлас V (511) AV-085 CCSFS SLC-41 USSF-8:GSSAP 5 и 6 Спутники-разведчики
Август -Сентябрь 2021 г. Атлас V (N22) AV-082 CCSFS SLC-41 ОФТ-2 CST-100 Starliner(беспилотный космический корабль) суборбитальный
Сентябрь 2021 г. Атлас V (401) ВАФБ SLC-3E Landsat 9Элана 34 Спутник наблюдения Землитри Кубесаты ЛЕО
Октябрь -Ноябрь 2021 г. Атлас V (401) CCSFS SLC-41 Люси Космический зонд 1550 кг Дорога к отступлению
Декабрь 2021 г. Атлас V (541) CCSFS SLC-41 GOES-T Метеорологический спутник GTO
Конец 2021 г. Атлас V (N22) CCSFS SLC-41 Боэ-ЦФТ (CST-100) пилотируемый космический корабль суборбитальный Испытательный полет на МКС
2021 Атлас V WFOV,Вторая полезная нагрузка военный спутник раннего предупреждения,Экспериментальный спутник в общем~ 3000 кг
2022
2022 Атлас V (551) CCSFS SLC-41 Viasat-3 Спутник связи GTO
2022 Атлас V (N22) CCSFS SLC-41 Старлайнер-1 (CST-100) пилотируемый космический корабль суборбитальный
2022 Атлас V (551) CCSFS SLC-41 NROL-107 («Безмолвный Баркер»)
2022 Атлас V (401) ВАФБ SLC-3E JPSS-2ЛОФТИН Метеорологический спутникЭкспериментальный спутник 2930 кг SSO
2022 Атлас V (531) CCSFS SLC-41 SES 20 и 21 Спутники связи GTO
2022 Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
2022 Атлас V (421) CCSFS SLC-41 СБИРС-ГЕО 6 военный спутник раннего предупреждения GTO
не ранее 2022 г. Атлас V (N22) CCSFS SLC-41 Старлайнер-2 (CST-100) пилотируемый космический корабль суборбитальный
Дата отмены публикации
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО
Атлас V Проект Койпер Спутники связи ЛЕО

История

На 2009 год ракета-носитель Атлас V является последним по времени членом семейства Атлас и является развитием ракеты-носителя Атлас II и, в особенности, ракеты-носителя Атлас III. Большинство силовых установок, авионики и структурных элементов идентичны или являются непосредственным развитием использованных ранее на ракетах-носителях семейства. Наиболее заметное внешнее отличие состоит в баках первой ступени — больше не используются баки диаметром 3,1 м из нержавеющей стали с общей переборкой в качестве несущей конструкции под давлением, также произошел отказ от идеологии «1,5 ступени», которая состояла в сбросе двух двигателей в середине полёта, в то время как третий продолжал работу в течение всего полёта вплоть до достижения первой космической скорости. Вместо этого используется сварная конструкция диаметром 3,8 м, выполненная из алюминиевого сплава во многом аналогичная той, что использовалась на ракетах-носителях семейства Титан и в топливном баке МТКК Спейс Шаттл.

Ракета Атлас V была разработана компанией Lockheed Martin в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей Evolved Expendable Launch Vehicle (), для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Общей целью программы было сокращение стоимости запуска полезной нагрузки на орбиту.

В сентябре 2006 года компании Lockheed Martin и Bigelow Aerospace достигли соглашения о развитии варианта ракеты-носителя Атлас V, пригодного по уровню безопасности для пилотируемых полетов.

В июле 2011 года ULA и НАСА подписали соглашение о развитии пилотируемого варианта ракеты-носителя в рамках программы коммерческих полетов COTS.

В августе 2011 года компания Боинг объявила о выборе Атлас V в конфигурации 422 в качестве ракеты-носителя для разрабатываемого корабля CST-100.

В 2014 году компания Sierra Nevada Corporation сообщила, что планирует использовать ракету-носитель Атлас V в конфигурации 402 для тестовых орбитальных запусков пилотируемой версии космического корабля Dream Chaser.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.