Оглавление
Подводные лодки проекта 659
Первым атомным носителем крылатых ракет в советском флоте стали лодки проекта 659, вооруженные ракетным комплексом П-5.
Их задачей было поражение объектов противника крылатыми ракетами с ядерной боеголовкой, т.е. они выполняли функцию стратегических носителей ядерного оружия. Ракетный комплекс П-5 имел недостаточную дальность стрельбы и низкую точность, и был довольно быстро снят с вооружения флота. Пять лодок построенных по этому проекту были переделаны в торпедные по проекту 659Т.
В дальнейшем крылатые ракеты как стратегические носители ядерных зарядов были признаны бесперспективными. Это место заняли баллистические ракеты.
Вынужденная трансформация
Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701).
Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21.
Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт.
- Конструктор атомных подлодок Сергей Ковалёв
- kremlin.ru
Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»).
Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.
Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.
4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода.
В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов.
6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый.
- Баллистическая ракета Р-27У
5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.
Подводные лодки Второй мировой войны
К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.
Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»
Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.
Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.
ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.
88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35
Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.
В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.
Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР
Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.
Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.
Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине
За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.
Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота
Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины
Основные сравнительные характеристики тяжелого крейсера проекта 941
Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:
- американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
- английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
- французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.
Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.
Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.
Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».
Эксплуатация
На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.
Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.
Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.
Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.
Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.
Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.
К-19 (2002) 7.54
Фильм был снят по реально имевшим место событиям. Посвящается он экипажу подводной атомной лодки К-19, которую за постоянно происходившие на борту поломки, аварии и ЧП за глаза называли «Хиросимой».
Кульминацией ее невезучести стала авария ядерной силовой установки. После успешно проведенных учений лодка прибыла на место постоянной дислокации, где с ней и приключилось очередное, теперь уже самое серьезное за время ее существования, горе.
События развивались в следующем хронометраже:
- 15 – в 1 контуре охлаждения кормового реактора замечено падение давления и уровня охладительной жидкости.
- 22 – после всплытия обнаружилось значительное увеличение гамма-активности.
- 00 – выходит из строя насос, при помощи которого предпринималась попытка совершить принудительную продувку по 1 контуру охлаждения.
- 45 – смонтирована нештатная система, при помощи которой экипаж собирался совершить охлаждение по 1 контуру. Итогом такой продувки стало разрушение реактора.
Кому интересно, что было после – смотрим фильм. Харрисон Форд сыграл капитана Вострикова неплохо, и события во время аварии в конечном варианте совпадают с действительно имевшими место на 90%.
Но если бы не коллективный иск, который хотели подать на создателей фильма реальные члены экипажа «Хиросимы», в Голливуде сняли бы такой компот, что мама не горюй!
В обход СНВ-3
В то же время американское издание The National Interest (из MAGA) опубликовала статью с фотографией АПЛ класса «Огайо» «Видите эту субмарину? Она способна уничтожить весь человеческий род (или почти весь)». Столь оптимистичное название статьи служило преамбулой аналитики, посвящённой пяти самым опасным АПЛ — американским субмаринам класса «Огайо» и «Колумбия» и российским подлодкам проекта 667БДРМ (Дельфин), 885 (Ясень) и 955 (Борей). Безусловно, предпочтение отдавалось американским АПЛ, а как же иначе: «подводные лодки класса «Огайо», эпохи холодной войны, — способны менее чем за 30 минут превратить в радиоактивную пыль 288 целей размером с город. Такие подводные корабли и находящееся на их борту вооружение на самом деле способны уничтожить человеческую цивилизацию, и на это, если начнётся Третья мировая война, им потребуется меньше времени, чем для заказа пиццы в мирное время».
Очередная пропагандистская статья, скажет внимательный читатель и окажется частично прав, т.к. за ширмой «пропаганды» скрывается интересный факт. У «Огайо» всего 24 пусковые установки для межконтинентальных ракет Trident II (D5), которые по договору СНВ-3 должны иметь по четыре ядерные боеголовки. Стоп, а как же 288 городов? Журналисты не умеют считать?
Сценарий, который был использован при разрыве Договора РСМД, по факту написан для сериала. Пока наши дипломаты надеются на продление СНВ-3, Пентагон его по-тихому нарушает, как и с ДРСМД.
Про новую АПЛ класса «Колумбия» редакция The National Interest говорит скромно, утверждая, что эти подлодки «в некотором отношении действительно являются расширенным и более современным вариантом великолепных субмарин класса «Вирджиния». Есть только маленькое отличие — АПЛ «Вирджиния» является носителем крылатых ракет «Томагавк», а «Колумбия» станет носителем 16-ти МБР Trident II (D5) в 2031 году, когда будет принята на вооружение ВМС США.
navy.mil
Подводная лодка Minnesota (SSN 783) класса «Вирджиния» — ударной единицей в стратегии «Глобального мгновенного удара».
Строительство и развитие
Строительство сом .
В XX — го века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .
Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно — морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно — морского флота : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно — морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.
В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное 113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».
Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .
26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.
С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина
Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .
- Первый Севмаш (ранее верфи п о 402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
- Сайт Амурского (верфь ранее п о 199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
- Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о 112) Нижнем Новгороде
- и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о 194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.
Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 — го и 2 е поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.
До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.
Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027 м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000 т .
АПЛ «Белгород»
Согласитесь, название такое чистое, светлое, жизнерадостное. «Белый город»… Так сразу и не скажешь, что эта атомная подводная лодка (АПЛ) способна в прямом смысле решать судьбу целых империй.
Это настоящие оружие апокалипсиса, после применения которого мир уже никогда не будет прежним.
Начнем с того, что это – первая в мире подводная лодка пятого поколения.
Да, у лодок, как и у истребителей, автомобилей и даже стиральных машин – тоже имеются поколения. В данном случае, пятое поколение означает, что лодка предназначена для совершенно другого принципа ведения войны.
Все предыдущие поколения подлодок должны вступать в бой непосредственно. То есть они сами по себе являются носителями оружия.
А вот «Белгород» для нанесения ударов использует что-то типа «посредников» – т.е. другие подводные лодки. Только маленькие и… беспилотные.
Да, «Белгород» – это, своего рода, станция для базирования подводных ядерных аппаратов, именуемых после 2018 года звучным именем «Посейдон».
Каждый такой «Посейдон» способен двигаться на глубине 1000 метров на расстояние в 10 000 км (цифра ориентировочна, реальные характеристики засекречены) и нести термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн (максимальная характеристика, которая предполагается).
Разберем эти цифры подробнее:
- Глубина 1000 метров – это гораздо глубже, чем передвигаются обычные подводные лодки и их торпеды. На такой глубине, фактически, «Посейдон» очень сложно обнаружить и практически невозможно уничтожить
- Дальность 10 000 км означает, что «Посейдон» можно запустить, например, из нашего Баренцева моря и он спокойно доберется до побережья США
Насчет 100 мегатонн – это я, конечно, сильно сомневаюсь. Вряд ли кто-то будет использовать в «Посейдонах» столь мощный заряд (это в 6000 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Даже самая мощная бомба, когда либо испытанная человечеством (советская «Царь-бомба») имела в 2 раза меньшую мощность.
Да, 100 мегатонн чисто технически создать можно, но такая бомба при взрыве под водой создаст чудовищные цунами высотой до 500 метров.
Конечно, для США это будет иметь катастрофические последствия, но не забываем, что океан у нас общий, а значит, волны от взрыва разойдутся по всему миру. Часть их достигнет и Европы, и Африки, и Южной Америки и даже самой России. А это уже совершенно не тот эффект, на которой стоило бы рассчитывать.
Конечно, если использовать «Посейдоны» именно как оружие возмездия, то есть последний выстрел в ядерной войне, тогда да. Тогда уже «хоть трава не расти», как говорится. Но, надеюсь, что до этого не дойдет и «Посейдоны» зарядят чем-то менее слабым – для боевого воздействия на отдельные участки берега, а не на весь мир.
Такой «Посейдон» средней мощности, взорванный под водой, может, например, одним разом уничтожить всю авианесущую группировку (авианосец и множество кораблей сопровождения). Или смыть какую-нибудь морскую базу НАТО. Или разрушить прибрежный промышленный район. В общем, применений может быть масса.
История создания проекта 941 Акула
Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.
Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».
С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).
Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».
Подводные лодки проекта 675
А главной мишенью флотских крылатых ракет стали авианосные соединения американцев. Для борьбы с ними были созданы АПЛ проекта 675 и ракетный комплекс П-6. Дальность стрельбы П-6 значительно превышала возможности лодки по обнаружению целей, поэтому для внешнего целеуказания были созданы сначала авиационная разведывательная система “Успех”, а затем система космической разведки “Легенда”.
В итоге получилась цельная система борьбы с надводными кораблями противника, включавшую в себя средства воздушной и космической разведки и целеуказания, средства поражения и их носители. Лодки 675 проекта строились очень большой серией (29 единиц), неоднократно модернизировались и успешно несли боевую службу до конца 80 – начала 90 годов.
Эпилог
В июле 1987 года матроса Преминина посмертно наградили
орденом Красной Звезды. В 1997 году он был удостоен звания Героя России. В
честь него назвали улицы в Красавине, Великом Устюге и Вологде.
Командир К-219 Игорь Британов был уволен с воинской
службы по статье «служебное несоответствие». В отношении его возбудили
уголовное дело, которое затем прекратили в связи с «полным раскаянием
обвиняемого».
В 1997 году по мотивам этих событий кинокомпания
Warner Brothers сняла фильм «Враждебные воды». Британова пригласили принять в
нем участие в качестве консультанта. Но картина ему не понравилась. Он подал в
суд на авторов и, как говорят, отсудил у них несколько десятков тысяч долларов.

Эта тема закрыта для публикации ответов.