Круиз на северный полюс ❄ уникальное путешествие на атомном ледоколе

Алан-э-Дейл       30.10.2022 г.

Для чего нужны атомные ледоколы России

Я так полагаю, что на этот вопрос вы можете ответить и без моей помощи. Это и освоение огромных природных запасов Арктики, и научная деятельность, и безопасность страны. А ещё России принадлежит такая лакомая штучка, как Северный морской путь.

Несколько десятилетий назад Северный морской путь был больше грандиозным и хорошо политизированным советским проектом – героический советский народ покоряет льды Арктики. Было, безусловно, у Северного морского пути и «большое народнохозяйственное значение». Я не буду сейчас углубляться в историю и вспоминать, о чём кричали с трибун, и о чем скромно умалчивали. Давайте вернёмся в прекрасное сегодня.

А сегодня Северный морской путь – это самый дешевый, короткий и… безопасный способ доставки грузов из Европы в Азию. Да, безопасный. В мире ежегодно гибнет более 700 судов, а за всё время эксплуатации Северного морского пути (это начиная с печально известного парохода «Челюскин»), погибло целых 8 судов и не погибло ни одного человека. Последний «нехороший случай» был в 1983 году с сухогрузом «Нина Сагайдак»

И что важно? Пока судно тонуло, экипаж сошел на лед и был эвакуирован вертолетом

Путь из Европы в Азию через морской Русский Север – это 7 200 миль и всего 15 суток «в дороге». Половина пути (от пролива Карские ворота до бухты Провидения) – это уже Севморпуть, т.е. мореплавание во льдах. На день сегодняшний существует две рабочих концепции такого мореплавания:

  • ледокольная;
  • безледокольная. Это когда само судно выполняет функции ледокола.

Безледокольная концепция требует тяжелых и мощных судов. Вы помните, я вам рассказывал про мили пути? Половина пути во льдах, а дальше – чистая вода. Вот тут и возникают проблемы с избыточной мощностью и «запасным» весом – на чистой воде у таких судов очень высокие эксплуатационные расходы, которые просто «съедают» всю экономическую выгоду полярного плавания.

Есть ещё одно «но» — для дизельного судна-ледокола в условиях полярного перехода требуется 50-100 тонн топлива в сутки. Умножаем на 15 дней. Получается, нужен ледокол-танкер.

Потому в России и строят атомные ледоколы. В сухом остатке – это умнее, поскольку дешевле в эксплуатации.

Нужно сказать, что в ледоколостроении Россия уже более века занимает лидирующие позиции. Вспомним легендарный ледокол «Красин» (построен в 1913 году), который и сейчас ещё на ходу. Нет, его давно не эксплуатируют. Сейчас это ледокол-музей. Но в абсолютно рабочем состоянии.

И первый в мире атомный ледокол «Ленин» — он тоже наш. Впрочем, как и все последующие атомные ледоколы. Может мы и отстаем в мировом рейтинге по количеству танкеров или рыболовецких сейнеров. По ледоколам мы – первые. И с большим отрывом от ближайшего конкурента Норвегии. Сегодня в России ледоколов больше, чем во всем остальном мире.

И сегодня я хочу рассказать вам о флагмане атомного ледокольного флота России – ледоколе «50 лет Победы».

Через год у России будет другой флагман – уже спущена на воду «Арктика», которая в 2017 году войдет в состав ледокольного флота. Сейчас поговаривают о «следующем» проекте – это будет просто супер-ледокол, который сможет проводить через арктические льды океанские супер-танкеры и супер-контейнеровозы (для таких судов нужен коридор шириной 42-45 метров). Это будет завтра.

А сегодня давайте вернемся на борт ледокола «50 лет победы», пройдем на капитанский мостик, спустимся в каюты персонала и посетим машинные залы.

Уникальность «50 лет Победы»

Атомный ледокол «50 лет победы» выделяется целым рядом уникальных показателей. Он лидирует в своем классе судов по многим показателям.

  • Самый крупный ледокол в мире. Его размеры: 159,6 х 30 х 17,2 м. В последнем случае указана высота борта, его осадка равна 11 м.
  • Обладает наивысшей мощностью среди ледоколов. Помимо двух ядерных реакторов на нем расположены турбинные установки ТГГ-27,5 ОМ 5 2 x 27 600 kW. Мощность двигателя составляет 75 тыс. л. с.

  • Способен преодолевать ледяные заторы толщиной до 2,8 м.

Его основное предназначение проводка транспортных кораблей с грузом по Северному Морскому пути. Кроме этой задачи «50 лет Победы» должен способствовать добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе, помогать ученым в научно-исследовательской работе. Помимо «рабочих» рейсов ледокол совершает туристические круизы по экзотическим местам: Северный полюс, Земли Франца-Иосифа. Внутренняя комфортная обстановка корабля, наличие отличной кухни с просторной столовой, двух баров и саун, тренажерного зала, библиотеки, помещения для дискотеки позволяет вольготно чувствовать себя на борту экскурсантам.

Наличие двух атомных реакторов, состоящих из двух независимых паро-производящих, паротурбинной и гребной установок обеспечивает выполнение поставленных им задач. «50 лет Победы» может развивать скорость по свободной воде 21 узел. В переводе с морской терминологии получается около 39 км/час. Для судна водоизмещением 25 тысяч тонн это хороший результат. По ледовым заторам толщиной 2,7 м атомоход может перемещаться со скоростью 2 узла (3,7 км/час). При движении используется три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями. Ледокол оснащен современной цифровой АСУ (автоматической системой управления). Навигация, радиосвязь, различные спутниковые установки помогают кораблю уверенно прокладывать курс обеспечивают хорошую связь с «большой землей». На корабле оборудована вертолетная площадка. Воздушный корабль помогает лучше ориентироваться в скоплении льдов, выполняет функции навигатора, сопровождает туристов в круизах.

Учитывая оснащение ледокола ядерными реакторами на корабле большое внимание уделяется проблемам безопасности. Установлены системы «Антитеррор», экстренного выключения реактора, оттока тепла из активной зоны и многие другие

 На атомоходе «50 лет Победы» работает утилизационная камера. Здесь установлены устройства по сбору и переработке отходов с ледокола, тем самым нивелируя их выброс в окружающую среду.

В настоящее время атомный ледокол «50 лет Победы» является собственностью Госкорпорации «Росатом».

«50 лет Победы»

«50 лет Победы» — восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день — крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» — проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

Новый атомоход СССР был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе г.Ленинграда под именем «Урал». И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. 29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину. В 1995 году переименован ледокол был переименован в «50 лет Победы». ледокол у достроечного причалаЗа долгие годы бесполезного простоя у причала «Балтийского завода» судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации.

Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как «Балтийский завод» вошел в структуру судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации, а на достройку атомохода были выделены государственные средства.

1 февраля 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомного ледокола «50 лет Победы» во время которых был запущен атомный реактор судна. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно закончились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.

23 марта 2007 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был подписан акт приема-передачи судна «Мурманскому морскому пароходству» и поднят государственный флаг Российской федерации. 2 апреля 2007 года атомоход покинул «Балтийский завод» и 11 апреля 2007 года пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.

Когда построят новые атомные ледоколы

В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.

Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.

Таким может быть новый ледокол «Лидер».

Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году.

«Сибирь»

Атомный ледокол «Сибирь» — советский атомный ледокол класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года.

Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты — 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса.

На судне установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс, имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, тренировочный зал, бассейн, сауна.

С 1993 года законсервирован из-за неисправности парогенераторов.

В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится после 2015 года.

Покорение полюса в надводном плавании

Поход «Арктики» к Северному полюсу состоялся 9-22 августа 1977 года. «Полюс надводным кораблем достигался впервые в мире, поэтому готовились к годовом дрейфу. Брали на борт трактора», — рассказал Виктор Боярский. К полюсу решили подходить с Востока, со стороны Новосибирских островов, используя направление естественного дрейфа льда.

На полюсе, по его словам, тогда была совершенно другая ледовая ситуация, чем сейчас — тяжелые многолетние льды. «На последнем участке пути ледокол шел толчками. Сейчас к полюсу можно ходить по расписанию — серьезного льда там нет», — заметил Боярский, который с середины 1990 годов организует туры к Северному полюсу для иностранных туристов.

«17 августа 1977 года моряки атомного ледокольного флота осуществили мечту многих людей из разных стран мира — впервые судно в надводном плавании достигло географической точки Северного полюса. С этого момента арктическое судоходство обрело новые горизонты возможностей», — отметил Вячеслав Рукша.

На льду установили 10-метровый флагшток, а капитан «Арктики» Юрий Кучиев (1919-2005) прикрепил к нему древко экспедиции Георгия Седова. Под лед опустили капсулу с текстом советского гимна и проектом конституции СССР 1977 года, точная копия этой капсулы хранится в Музее Арктики и Антарктики.

«Бросить вызов» России

Опрошенные RT эксперты отметили, что обновление атомного ледокольного флота является залогом успешного развития Северного морского пути и экономики РФ в целом. Ввод в строй новых кораблей позволит многократно увеличить объём перевозок по СМП. По итогам 2018 года он составил 18 млн т. В 2024 году, когда войдут в строй три атомохода проекта 22200, данный показатель должен достичь 80 млн т.

По его словам, ледоколы проекта 22200 обеспечат плановую замену советских кораблей, а прорывным проектом станет «Лидер».

«Благодаря ему Россия практически не будет зависеть от погоды в восточном секторе Арктики, где находятся более тяжёлые льды. Если «Лидеры» будут построены, то западную ветку СМП будут обслуживать преимущественно корабли проекта 22220», — отметил Боярский.

Эксперт обратил внимание на то, что Вашингтон постоянно упрекает РФ за якобы агрессивное поведение в Арктике. Например, в мае 2019 года советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон призвал выпускников Академии береговой службы Соединённых Штатов «бросить вызов» российскому влиянию в Заполярье

В МИД РФ назвали обвинения американского чиновника «абсурдными». 

«Эти нападки вызваны тем, что у американцев нет атомного ледокольного флота

Конкурировать с Россией на равных и проводить транспортные операции в этом стратегически важном регионе они не могут. Также Вашингтон явно не устраивают успехи России в развитии СМП как артерии для экспорта углеводородов в Азию и западные государства», — сказал Боярский

Аналогичной точки зрения придерживается директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Иван Фролов. По его словам, США пытаются найти способ противодействия планам РФ по обеспечению круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Ледоколы «Лидер»

При этом круглогодичную навигацию по восточному направлению СМП смогут обеспечить ледоколы проекта 10510 «Лидер» (тип ЛК-120Я). Об этом в апреле 2019 года на форуме «Арктика — территория диалога» заявил председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон. «Росатом» планирует построить три таких корабля к 2035 году.

Эти уникальные суда будут собираться на дальневосточной верфи «Звезда» (Большой Камень) в кооперации с Балтийским заводом. Стоимость одного ледокола Объединённая судостроительная корпорация оценивает в 70 млрд рублей.

«Лидеры» обеспечат необходимую «коммерческую скорость» танкеров, которая составляет 10—12 узлов (18—22 км/ч) в условиях двухметрового ледяного покрова. По данным разработчика — ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург), максимальная толщина льда, который способен ломать корабль проекта 10510, составляет 4,3 м.

В процессе движения «Лидер» может создавать канал шириной 52 м. Он позволяет безопасно проводить танкеры и газовозы, которые перевозят грузы массой свыше 100 тыс. т. Высокую скорость хода должна обеспечить ядерная силовая установка мощностью до 120 МВт (вдвое больше, чем на судах проекта 22220).

Детище ЦКБ «Айсберг» станет самым мощным и крупным ледоколом в мире. Водоизмещение «Лидера» составит 71,2 тыс. т, длина — 209 м, ширина — 47,7 м, осадка — 13 м, автономность — восемь месяцев.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Что увидит турист

Круиз начнется в Мурманске и продлится 11 дней. За летний сезон такое путешествие может совершить до тысячи туристов. Вид с вертолета на ледокол, ломающий лед, вряд ли возможно забыть. Непредсказуемость арктической погоды подарит самые экстремальные ощущения. В точке Северного полюса туристов ожидает ледовый пикник, а для самых смелых — купание в водах Ледовитого океана. На островах архипелага Франца-Иосифа, кроме удивительной красоты пейзажей, туриста удивят птичьи базары. Именно тут можно увидеть белых медведей и вальяжных моржей. Медведи, подходя к самому борту судна, заставят забыть о хищнической их природе – они милы, любопытны и кажутся просто мультяшными. Невероятно красивые фотографии и незабываемые впечатления останутся с туристами на всю жизнь и станут предметом зависти друзей.

«Россия»

Атомный ледокол «Россия» — ледокол класса «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

Этто непотопляемый ледокол, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь». Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии. Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Louis S. St-Laurent, 120 м

Тяжелый ледокол канадской береговой охраны класса “Залив” CCGS Louis S. St-Laurent получил своё звучное наименование в честь Луи Сен-Лорана, 12 премьер-министра страны.

Классифицируется он как «Ледокол для тяжелых заливов» и во всем флоте канадской береговой охраны он является не только самым большим ледоколом, но и самым большим кораблем в принципе. Эта «громадина» – безусловный король канадского ледокольного флота длиной 120 метров, балкой 32 метра и дедвейтом более 15 000 тонн.

Компания Canadian Vickers Ltd. заложила киль в 1967 году и завершила постройку судна в Монреале в 1969 году. Когда контракт, изначально на сумму 55 миллионов долларов США (примерно в 1967 году), был закончен, стоимость судна составила около 80 миллионов долларов. Ледокол был задуман и построен в 1960-х годах, а затем существенно реконструирован в 1990-х годах.

Он прошел обширную и дорогостоящую модернизацию в Halifax Shipyard Ltd. в Галифаксе, Новая Шотландия в 1988-1993 годах, в результате чего его корпус был удлинен, а также установлено новое силовое и навигационное оборудование. В течение пятилетнего периода, предшествовавшего модернизации в среднем возрасте, коэффициент использования судна в среднем составлял менее 30 процентов (рассчитывается на основе 365 дней в году).

Низкое использование было обусловлено его временем на техническое обслуживание и управленческими решениями по использованию судна для основных арктических миссий, а также в южных водах только в случаях срочности или недоступности других ледоколов Береговой охраны.

Характеристики ледокола «50 лет Победы»

Судно обладает избыточной высотой надводного борта, имеет четыре палубы, две платформы, пятиярусную среднюю надстройку. Ход обеспечивают три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями каждый.

Проект

10520

Скорость на чистой воде

18,6 узла

Скорость на постоянном ходе

2 узла

Экипаж

138 человек

Ледопроходимость

До 2,8 метра

Силовая установка

Атомная энергоустановка

2 реактора ОК-900А по 171 МВт

Мощность на валах

До 80 мВт

Размеры ледокола

Длина

160 метров

Ширина

30 метров

Высота

55 метра

Осадка средняя

11 метров

Водоизмещение

25,168 тонны

Автономное плавание

До года

Самые большие ледоколы в мире

Ледоколы – это огромные корабли, без которых невозможна прокладка навигации и путей в замерзающих бассейнах. Также ледоколы выполняют спасательные операции, буксируя застрявшие во льдах суда и пробивая дорогу для других. 

2. «Арктика» класса ЛК-60Я, 173 м

0 Атомный ледокол «Арктика» является частью проекта 22220 и был спущен на воду в прошлом году. В декабре начались испытания, а уже весной текущего 2020 года его планируют передать заказчику и в мае он начнёт полноценную работу. Всего Балтийский кораблестроительный завод, расположенный в Санкт-Петербурге, строит для «Росатом» 3 ледокола: помимо «Арктики» в ближайшие 2 года закончат «Урал» и «Сибирь», хотя рассматривается вопрос о контрактах на ещё два судна.

1. Севморпуть, 260 м

0 Атомный ледокол (лихтеровоз, контейнеровоз) «Севморпуть» оснащён атомной установкой КЛТ-40, благодаря чему он является самым большим не военным кораблем, который имеет на борту ядерную энергоустановку. Он не только очень длинный – 260 метров, но и очень высокий: высота борта составляет 18,3 метра. Максимальная скорость составляет 20,8 узлов в час, то есть он движется так же быстро, как и ледокол «Россия», который короче на целых 110 метров.

Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости достижения Северного полюса

Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости хода на маршруте Мурманск — Северный полюс, пройдя его за 79 часов. Это более чем вдвое превышает скорость атомохода «Арктика» в 1977 году, когда впервые надводное судно достигло Северного полюса, сообщил в четверг ТАСС директор по судоходству «Атомфлота» Андрей Смирнов.

«Атомоход «50 лет Победы» прибыл на Северный полюс в 02:33 мск 17 августа 2017 года, совершая поход в честь 40-летия первого достижения Северного полюса атомным ледоколом «Арктика» 1977 году. Рейс совершен в рекордные сроки — за 79 часов от причала ФГУП «Атомфлот», — сказал собеседник агентства.

Рейс 40-летней давности занял 176 часов: «Арктика» вышла из Мурманска 9 августа 1977 года в 20:00 мск и достигла полюса 17 августа в 4:00 мск.

Смирнов уточнил, что полюс достигнут надводным кораблем в 124-й раз. «За 40 лет полюс достигался в надводном плавании 124 раза, при этом 111 раз — советскими и российскими судами», — сказал он. Для капитана атомохода «50 лет Победы» Дмитрия Лобусова рейс тоже рекордный — он в 24-й раз достиг полюса в должности капитана. Прежний рекордсмен — капитан атомохода «Ямал» Александр Лембрик — покорил полюс 23 раза.

ЛЬДЫ 40 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ

Поход «Арктики» к Северному полюсу был путем в неизвестность. «Полюс надводным кораблем достигался впервые в мире, поэтому готовились к годовом дрейфу. Брали на борт тракторы», — рассказал Виктор Боярский, председатель Полярной комиссии Русского географического общества. К полюсу решили подходить с Востока, со стороны Новосибирских островов, используя направление естественного дрейфа льда.

На полюсе, по его словам, тогда была совершенно другая ледовая ситуация, чем сейчас — тяжелые многолетние льды. «Сейчас к полюсу можно ходить по расписанию — серьезного льда там нет», — заметил Боярский, который с середины 1990 годов организует туры к Северному полюсу для иностранных туристов.

О МЕМОРИАЛЬНОМ РЕЙСЕ

Рейс атомохода «50 лет Победы» под командованием капитана Дмитрия Лобусова — мемориальный, он посвящен 40-летию первого достижения Северного полюса и точно повторяет рейс атомохода «Арктика», которому принадлежит это достижение. На борту организована конференция с участием представителей Госдумы, Совета Федерации, Госкорпорации «Росатом», полярников разных поколений. Для участников похода подготовлена разнообразная лекционная и дискуссионная программа и участие в водружении флага России на Северном полюсе, для желающих создана возможность искупаться в Северном Ледовитом океане на макушке планеты.

О СЕМЕЙСТВЕ ЛЕДОКОЛОВ

Атомоход «Арктика» был первым из ледоколов новой серии. Затем на Балтийском заводе в Ленинграде (а затем Санкт- Петербурге) их построили еще 5 по тому же проекту: «Сибирь» (1977 год), «Россия» (1985 год), «Советский Союз» (1989 год), «Ямал» (1992 год), «50 лет Победы» (2007 год).

Технические характеристики. Проект 10521 — атомный ледокол «50 лет Победы»

В исторический поход на борту атомного ледокола в составе экспедиции отправятся депутаты Госдумы, представители Совета Федерации и знаменитые полярники

 Фото Музея Арктики и Антарктики
 Фото Музея Арктики и Антарктики
 Фото Музея Арктики и Антарктики
МУРМАНСК, 13 августа. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Атомоход «50 лет Победы» выйдет в воскресенье в мемориальный поход к Северному полюсу, он повторит экспедицию 1977 года на ледоколе «Арктика», когда полюс впервые был достигнут надводным судном. С борта судна проведут научные исследования. Участники похода примут участие в конференции, на которой будут обсуждаться судьбы дореволюционных, советских и современных исследователей Арктики, а также задачи по обеспечению круглогодичной навигации по всей длине Северного морского пути.

«Атомоход выйдет в воскресенье из Мурманска, чтобы достичь Северного полюса, повторив маршрут атомохода «Арктика», первого в истории надводного судна, достигшего географической точки Северного полюса 17 августа 1977 года», — пояснил руководитель похода генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. Поход проводится в честь 40-летия этого достижения.

В «Атомфлоте» уточнили, что на борт атомохода «50 лет Победы» для участия в плавучей конференции поднимутся представители Госдумы, Совета Федерации, госкорпорации «Росатом», полярники разных поколений. Среди них председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, председатель Полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский.

В походе также примут участие победительница зрительского голосования Всероссийского конкурса детского рисунка «Полюс «Арктики» Мария Смирнова из Кирова, а также будущий курсант филиала Нахимовского военно-морского училища Мурманска Алексей Евтюков, набравший наивысший балл при поступлении в учебное заведение. Участникам похода предстоит разнообразная лекционная и дискуссионная программа и участие в водружении флага России на Северном полюсе. Желающие смогут даже искупаться в Северном Ледовитом океане на макушке планеты.

Говоря о первопроходцах Арктики, Вячеслав Рукша подчеркнул: «Мы опираемся на плечи тех, кто шел в Арктику перед нами. И это были могучие плечи». Он полагает, что предпринятый поход будет столь же значимым и этапным, как и поход «Арктики» под началом легендарного полярного капитана Юрия Кучиева на Северный полюс ровно 40 лет назад.

«После похода Кучиева в 1977 году была решена задача обеспечения круглогодичной навигации по Западной части Севморпути. Сейчас перед страной стоит цель добиться того же самого в Восточной Арктике», — сказал Вячеслав Рукша.

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

  • Длина — 148 метров
  • Ширина — 30 метров
  • Высота борта — 17,2 метра
  • Мощность турбин — 2 по 27 580 КВт
  • Число гребных винтов — 3
  • Толщина проходимого льда — 2,25 метра
  • Экипаж — 130 человек

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Polar Sea, 122 м

Polar Sea – это корабль береговой охраны Соединённых Штатов Америки и один из самых мощных в мире ледоколов с обычными, не атомными двигателями. Корабль был построен компанией Lockheed Shipbuilding and Construction в Сиэтле.

Ледокол предназначен для выполнения научных, ледокольных и всех миссий береговой охраны в обоих полярных регионах. Обладая усиленным корпусом и мощностью до 75 000 лошадиных сил, корабль может разбивать свыше 6 метров льда с постоянной скоростью 3 узла.

Polar Sea может нести два вертолета HH-65 CG для научной и логистической поддержки. Причал доступен примерно для 150 членов экипажа и до тридцати пяти ученых и техников. Ледокол оборудован в качестве научной платформы с пятью внутренними лабораториями и местом для дополнительных семи портативных лабораторий на палубе.

Компьютеры на борту имеют возможность обрабатывать спутниковые изображения в реальном времени, чтобы помочь в ледовой навигации, научном планировании и прогнозировании погоды.

Устройство ледокола

Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.

Атомный ледокол Ленин

Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны.

Преодоление льда с помощью крена

Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Им под силу преодолевать 5-метровые торосы и трехметровый лед на скорости до 20 км/ч.

Преодоление льда с помощью балластной цистерны

В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь – электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.

Гребные винты атомохода 50 лет Победы

Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.

Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.

Ледокольный флот России

В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых – это атомные ледоколы (плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть»). Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет.

Страны с самым мощным ледокольным флотом

В октябре 2019 г. на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» было спущено на воду первое в мире боевое судно ледокольного класса «Иван Папанин», которое пополнит состав ВМФ. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол будет принят на вооружение в 2023 году. К 2035 году в составе Арктического флота будет не менее 13 тяжелых ледоколов. Из них 9 будут атомными.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.