Герб чувашской республики: описание, история, автор и интересные факты

Алан-э-Дейл       06.01.2023 г.

Примечания

  1. Транслитерация — это модифицированная версия романизации KNAB 1995 года. В нем есть буквы из турецкий и Татарские алфавиты. Например, cedillas ⟨ç, ş⟩ заменяют carons ⟨č, š⟩ (для ⟨ч, ш⟩), а breves ⟨ă, ĕ⟩ не сохраняются при транслитерации. Вместо этого последний использует ⟨o, ö⟩ . Буква ⟨y⟩ заменяет ⟨j⟩ / j /, а также используется вместо ь⟩ после ⟨л, н, р, т⟩ (для палатализации / ʲ /). Кроме того, символ ⟨х⟩ по-разному транслитерируется как ⟨h, x⟩, поскольку он представляет глухой увулярный щелевой фонема / χ / а не глухой голосовой щелевой /час/. Потому что чувашский Тюркский язык, пантюркисты часто выступают за романизацию на основе Общий тюркский алфавит.

История

Более ранняя версия

В 1905 году возникла идея создания нового универсального гимна. В то время поэт Яков Турхан писал стихи на мелодию Гимн Российской Империи и опубликовал их в первом номере газеты «Hypar» в январе 1906 г. Осенью 1917 г. священник Тарас Кириллов написал и сочинил стихотворение «Чӑваш халӑх юрри» (Ovaş haloh yurri). Сначала это было неудачно, но в начале января 1918 года Тихон Алексеев — руководитель чувашского хора в г. Казань- создал гимн, который тогда поддержала вся чувашская интеллигенция. В версии была мелодия на основе «Да здравствует Россия, свободная страна.», который был составлен Александр Гречанинов, и индексный перевод был сохранен.

Он был исполнен в январе 1918 г. (после окончания Российская Республика) чувашского хора в Казани после премьеры первой народной пьесы Максимовича-Кошкинского по пьесе Живи не так, как хотелось бы к Александр Островский.

Его популярность росла, и он исполнялся на всех значимых мероприятиях. Однако в то время он не получил официального статуса.

Современная версия

Современная версия была основана на песне О родина (Чувашский: Тӑван Ҫӗршыв), написанная в середине ХХ века чувашским поэтом Ильей Тукташем и Заслуженный артист РСФСР. Герман Лебедев.

Композитор Герман Лебедев создал его по пьесе Петра Осипова «На родной земле», которая была поставлена ​​в Чувашском академическом театре в 1944–1945 годах. После первого выступления публика была впечатлена. Впервые песня обрела статус неофициального гимна Чувашии 30 октября 1950 года. Тогда, в Колонном зале Дома Союзов в Москве, отмечали 30-летие со дня рождения. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика праздновался. В этот торжественный вечер Чувашский государственный ансамбль песни и пляски исполнил песню в сопровождении симфонического оркестра.

Песня стала официальным гимном после принятия 1 июля 1997 года Государственным Советом Чувашской Республики Закона «О государственных символах Чувашской Республики», одобренного и подписанного Правительством Чувашской Республики. Голова, Николай Федоров14 июля 1997 г.

29 апреля — знаменательный праздник в Чувашской Республике, который отмечает день государственных символов республики, включая гимн, герб и флаг, которые отмечаются с 2004 года. Он был введен Указом Президента Республики Беларусь. Чувашская Республика от 8 апреля 2004 г. № 24 «О Дне государственных символов Чувашской Республики» и Закон Чувашской Республики от 19 апреля 2004 г. № 1 «О Дне государственных символов Чувашской Республики». .

Традиционный костюм – традиционные материалы

По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.

Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.

Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.

Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.

Особенности женских нарядов

Летняя одежда

На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.

Тёплая одежда

Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.

ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!. Одежда для девочек

Одежда для девочек

По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.

Головные уборы

Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.

Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.

Заметки [ править ]

  1. ^ Транслитерация представляет собой модифицированную версию романизации KNAB 1995 года. На нем представлены буквы турецкого и татарского алфавитов . Например, cedillas ⟨ç, ş⟩ заменяют carons ⟨č, š⟩ (для ⟨ч, ш⟩), а breves ⟨ă, ĕ⟩ не сохраняются при транслитерации. Вместо этого последний использует ⟨o, ö⟩ . Буква y⟩ заменяет ⟨j⟩ / j /, а также используется вместо ⟨ь⟩ после ⟨л, н, р, т⟩ (для палатализации / ʲ /). Кроме того, иероглиф ⟨х⟩ транслитерируется по-разному как ⟨h, x⟩, поскольку он представляет глухую фонемуязычного фрикативного звука/ χ /, а не глухой голосовой фрикативный звук / h /. Потому что чувашский является язык тюркский , пан-Turkicistsчасто выступают за романизацию на основе общетюркского алфавита .

Красночетайский район

Герб района изображает золотого вздыбленного коня с крыльями. Рядом с ним стоит серебряный воин-батыр с красной бородой и волосами, который пытается сдержать коня за узду. Фон сзади них окрашен в красный, а под их ногами – в синий цвет. В верхнем левом углу находится миниатюра герба Чувашии, как знак принадлежности района к республике.

В основу эмблемы легла давняя народная легенда. Она рассказывает о верховном боге Туре, который создавал животных. Самым первым его творением стал крылатый конь, ставший прародителем всех лошадей, и стал проводником народа, приведя их из лесов на плодородные земли.

Это животное всегда играло важную роль в жизни чувашей. Оно ассоциируется с мужеством, верностью, преданностью и отвагой.

Районы республики

Современная Чувашская Республика занимает территорию всего 18 343 км2. Административно она разделяется на 21 район, 5 городов республиканского и 4 – районного значения. Кроме того, в ней выделяют около двух тысяч поселков, городских и сельских поселений.

Гербы районов Чувашской Республики отражают местную природу и историю, однако, они имеют одну интересную особенность. На многих из них изображены мифические персонажи или традиционные символы, связанные с регионом, который они представляют. Так, на эмблемах районов встречаются сказочные воины, почитаемое чувашами дерево дуб, крылатый конь и другие элементы фольклора.

Герб, флаг, гимн – в сердце каждого

Необычные посылки отправили вчера по почте из Дома правительства – в Шотландию и США доставят флаги Чувашии. Письма с такой просьбой не так давно поступили от жителей этих стран на имя врио Главы Чувашии. Ответ адресатам Олег Николаев приурочил ко Дню государственных символов Чувашии, который отмечается в республике 29 апреля.

Но прежде руководитель региона пообщался с иностранцами по скайпу. Из-за большой разницы во времени с Америкой поговорить с американцем не представлялось возможным, зато житель Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии студент Сент-Эндрюсского университета в Шотландии Николас Холл благополучно вышел на связь.

Разговор получился неофициальным и живым. Молодой человек был рад знакомству и с удовольствием рассказал о себе. Как оказалось, Николас изучает экономику, а коллекционирование флагов разных стран и изучение традиций народов мира – его хобби. Вот почему государственные символы Чувашии вызвали у него такой неподдельный интерес. Небольшую часть своей коллекции он даже показал Олегу Николаеву по видеосвязи. «Кстати, я тоже экономист», — заметил Олег Николаев. «Здорово!» — отозвался студент.

«Я восхищен, что наш флаг и наш герб так вас заинтересовали!» – не скрывал удивления Олег Николаев, сообщив, что как раз в этот день в Чувашии отмечают День государственных символов республики. И провел для иностранного студента небольшой ликбез. Олег Николаев рассказал, что в изображениях на госсимволах заложен глубинный смысл, философия, культура и традиции чувашского народа. «Древо жизни на флаге олицетворяет единство чувашского народа. Много представителей нашего народа проживают за пределами республики, но мы едины. Средняя линия символизирует, что мы объединены общими корнями. Сверху — три солнца, которые освещают дорогу, согревают, даруют счастье. Желтый и пурпурный – традиционные цвета чувашского народа. Желтый – цвет солнца, пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила», — пояснил руководитель республики.

Символичным стал и подарок, который в благодарность за проявленный интерес в тот же день отправили Николасу Холлу. В нем – флаг республики, издание поэмы Константина Иванова «Нарспи» на чувашском, русском и английском языках, вымпел с гербом Чувашии и изображения культурных и исторических объектов республики. «Надеюсь, этот подарок займет достойное место в вашей коллекции и обогатит ее. А поэму гениального Константина Иванова, которого еще называют чувашским Пушкиным, вы прочитаете», — отметил Олег Николаев, пожелал «коллеге» сделать карьеру в сфере экономики и пригласил молодого человека в гости Чувашию. – Мы с удовольствием встретим вас. Конечно, как только закончится пандемия».

«Будьте уверены, эти вещи внесут значительный вклад в мою коллекцию! В них заложен действительно большой смысл», — поблагодарил Николас, сообщив, что с радостью приедет в республику. «Уже хочу поехать!» — отозвался он.

Посылку упаковали и отправили в тот же день. Сразу после окончания сеанса видеосвязи Олег Николаев в присутствии почтовиков заполнил все необходимые почтовые квитанции. Еще одну такую же бандероль выслали в адрес коллекционера из Америки.

«Такой интерес к нашим символам вдохновляет, радует, наполняет гордостью за нашу родину Чувашию, — отметил он. – Такой широкий интерес говорит о том, что мы должны делать еще больше, чтобы Чувашия была заметна, не стеснялись продвигать нашу красоту».

Фото Олега Мальцева

Чувашская автономная республика

После взятия Казани войском Ивана IV в 1552 году произошло вхождение земель, населявшихся чувашами, в состав многонационального государства Россия. Чувашия впоследствии входила в состав Казанской и Симбирской губерний.

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская автономная область, через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу герб РСФСР, он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

История

Земли, на которых сейчас располагается республика, были частью Волжской Булгарии, и Чувашия по праву считается ее преемницей. Именно поэтому, первым местным гербом можно считать изображение на печати Булгарии – идущий ягненок, несущий в одной из лап хоругвь. В 1672 году она была указана в одном из царских титулярников.

Первый официальный символ, который относился непосредственно к Чувашии, был создан только в 1926 году. Это был герб одноименной автономной области. На нем изображалось восходящее солнце с длинными лучами, слева обрамленное дубовыми и еловыми ветками, а справа – колосьями пшеницы. Поверх лучей размещались серп и молот, а сверху – красная пятиконечная звезда. Ветки и колосья были перевязаны красной лентой с девизом: «Пӗтӗм тӗнчери пролетарисем, пӗрлешӗр!». Все это заключалось в щит круглой формы и обрамлялось надписью с названием области и государства.

Позже область стала республикой, а стили ее эмблемы неоднократно изменялись. При этом все символы оставались на своем месте. Последнее изменение герба Чувашской Республики произошли в 1978 году. Тогда форма щита стала резной, звезда разместилась над ним, а колосья пшеницы окаймляли его с двух сторон. Серп и молот стали крупнее, а над ними на щите располагались надписи РСФСР и «ЧУВАШСКАЯ АССР».

Формирование чувашей как народа

Происхождение чувашей вызывает немало вопросов, ведь, как уже отметила, их язык является единственным живым из всей булгарской группы. Этот факт подтверждается в работах историка А.А.Чеченова:

Становление чувашского этноса объясняется несколькими основными теориями, что бытуют в научном мире. Одна из самых популярных принадлежит исследователям А.Б.Булатову и В.Д.Димитриеву. Согласно ей, предками современных чувашей были булгаро-сувары.

Это же в некоторой степени подтверждает поздняя чувашская легенда о двух братьях Болгаре и Суваре, которые увидели на реке лодку с красавицей Хунтеслу. Им было велено выбрать что-то одно, и в итоге Болгар взял лодку, а Сувар сделал своей женой прекрасную царевну, став основателем народа.

Впрочем, существуют и “самостоятельные” теории, называющие предками чувашей либо булгар, либо сувар. Причиной таких предположений являются общие черты в культуре и языках, многие особенности ведения быта, что были приняты у этих народов.

История Чувашии в России

За счёт местности, на которой располагались их земли, чувашам довелось пережить немало бедствий. Поскольку Чувашия некогда находилась между Московским княжеством и Казанским ханством, её жители часто оказывались на линии огня при столкновениях русских и казанских войск. При Иване Грозном происходит масштабное завоевание Казани, а вместе с нею и Чувашии. С той поры чувашские земли стали частью Российского государства.

После отмены крепостного права в России происходят заметные перемены и в чувашском обществе. Наблюдается заметное социальное расслоение, выделяется торгово-промышленная буржуазия, хотя в сравнении с центральными регионами Российской империи подобные процессы происходили крайне медленно. Революционные настроения затронули и Чувашию, но в этих краях они были выражены менее, чем в крупных городах России.

Чуваши

Долгое время одной из проблем чувашского народа оставалось образование. Не так давно, в 2010 году было проведено исследование, результаты которого оказались неутешительными. Оно выявило, что уровень образования чувашей значительно ниже, чем в среднем по РФ.

Далеко не все представители этого народа имели возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Сегодня решение этого вопроса является одним из приоритетов властей.

Несмотря на многие трудности и проблемы, с которыми чувашам пришлось столкнуться за свою долгую историю, этот народ сохранил свою самобытность. Языков, подобных чувашскому, сегодня не найти в мире, и это — ещё одна заслуга чувашей. Эти люди не только искренне любят свою малую родину, но и всячески стараются сберечь старинные обычаи и традиции предков, что даёт силы для нового этапа национального возрождения.

Редактор: Дарья Нессель

1.герб .

(Слайд 14).

Цвета государственного герба — желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) — традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство , справедливость , милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба делится на две строго симметричные части — левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в месте языческого моления и жертвоприношения — киремети. Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности. Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты , обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю. В центре щита расположена эмблема «Древо жизни», выполненная на основе древнечувашского рунического письма , силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. «Древо жизни» состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа» в виде национального орнамента. Главный элемент «Древа» означает основное население Чувашской Республики — чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы , отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору — чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос , не примыкающих к основному стволу «Древа» и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви «Древа жизни» образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны «Древа жизни» составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола — 1/4 часть высоты щита, ширина ствола — 1/8 часть ширины щита. Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба — щит, означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар («Были. Есть. Будем.») и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба — щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны «Древа жизни». Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

История

Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки с детства обязаны были владеть искусством вышивания. Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. А еще узор можно сравнить с песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь — третий узор. Читать орнамент нужно снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета.
Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания.
В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Синий цвет символизирует небосвод. Вышивкой сопровождалось любое событие в жизни чувашей: рождение ребенка, праздники, свадьба, проводы на службу и даже проводы в последний путь. В этих вышивках отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

Что означает герб Чувашской Республики?

Эмблема республики пронизана глубокими смыслами и тесно связана с традициями чувашского народа. Не случайна здесь даже симметричность изображения. Она сообщает о тяге к гармонии и внутреннему равновесию, которые присущи местному народу.

Щит в форме шкуры символизирует древний обряд жертвоприношения, который был популярен во времена язычества. В переносном смысле он представляет собой жертву, которую принесли чуваши для создания собственной государственности.

Центральная фигура на гербе Чувашской Республики – это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Восьмиугольные звезды, расположенные над шитом, являются частым элементом традиционного орнамента. Это солярные знаки, символизирующие дар жизни, благополучие и совершенство.

Цвета герба обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность. Хмель по бокам щита символизирует его богатство. Хмелеводство когда-то было одним из распространенных местных занятий, а домашнее пиво считалось традиционным напитком.

Порядок использования

По инициативе Главы Чувашской Республики Михаила Игнатьева принят Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2019 г. № 78 «О внесении изменения в статью 9 Закона Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики». В соответствии с ним возможно использование герба и флага Чувашской Республики (их изображений), в том числе на массовых публичных мероприятиях (спортивные соревнования, культурные мероприятия и другие), либо их использование в производстве сувенирной и иной продукции. Использование допускается только, если данные действия не являются надругательством над гербом и флагом.

Главное

Вышивка-национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Чувашская вышивка — это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.