Ба 10

Алан-э-Дейл       15.09.2023 г.

Оглавление

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней сохранилось не менее 5 экземпляров среднего броавтомобиля БА-10 и 1 машина на его базе.

БА-10ЖД

  • Частная коллекции Игоря Шишкина, Бережки, Московская область. Машина обнаружена на месте боя 12 февраля 1942 г. в лесах у деревни Лодва, восстановлена до ходового состояния с помощью запчастей от второго БА-10.
  • Полностью отреставрированный бронеавтомобиль БА-10 можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области.
  • В экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Финский тактический номер Ps. 27-12.
  • В экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Кран-эвакуатор БА-10N. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован с установковкой крана вместо верхней части бронекорпуса. Использовался в техническом центре танковых войск до 1978 г.
  • Памятник на месте гибели штаба командующего Юго-Западным фронтом М. П. Кирпоноса в урочище Шумейково, Дрюковщина, Полтавская область. Ходовая часть — имитация.
  • Памятник, Чойбалсан. Задние катки — от ПТ-76.
  • Памятник на стрельбище пограничной заставы. Сомон Сумбэр.
  • Также, реплики БА-10ЖД высокой степени достоверности находятся в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхней Пышме (на оригинальном шасси ГАЗ-ААА)
  • И в Музее железнодорожной техники в г. Венёв, Тульской области.

БА-10А (обр.1938 г.)

В начале марта 1942 года, в рамках Любанской наступательной операции, 16 танковой бригаде была поставлена задача — захватить «Шальский узел», стратегически важный объект, находившейся в районе станции Погостье и деревни Шала. Немцы в этом месте довольно сильно укрепились, построив множество ДЗОТ-ов и оборонительных траншей, практически полностью уйдя «под землю». Утром 12 марта, 16 танковая бригада, в составе которой было: 7 танков КВ, 9 Т-34, 3 Т-26 и 22 бронеавтомобиля БА-10, совместно с 294 стрелковой дивизией начали наступательную операцию. Погода и местность была не на нашей стороне, огромное количество болотистых мест с лесом и снег глубиной 80-85см, создавал огромное препятствие.

7 тяжелейших дней шла эта операция. 2 раза танкисты подвергались авианалету, в 35-40 немецких самолетов каждая. В этих боях бригада потеряла 17 танков и 2 бронемашины БА-10.

Останки одного из потерянных в тех боях БА-10, спустя 70 лет был найден в этом районе, на старой заброшенной дороге, недалеко от бывшей деревни Лодва, и привезены в наш Музей для реставрации.

На старой военной немецкой карте показано место находки БА-10. На карте справа от места находки немецкое обозначение — Spahtr.Abt с флажком (Spahtruppen abteilung), что переводится как штаб батальона броневиков на гусеничном ходу. Возможно наш бронеавтомобиль встретился в бою с броневиками противника.

Деревни Лодва сегодня не существует. Она была полностью уничтожена врагом и после войны не восстанавливалась.

В течение нескольких лет бронеавтомобиль комплектовался недостающими деталями. Было обнаружено место еще одного разбитого БА-10 и найденные фрагменты также пошли на комплектацию. С появлением укороченной рамы шасси ГАЗ-ААА, появилась возможность начать восстановительные работы.

Фото собранных частей бронекорпуса перед началом восстановления

Спустя полгода сборка бронекорпуса БА-10 была завершена. В таком подсобранном виде бронеавтомобиль участвовал в «Экзотике-2013», где получил несколько призов.

Ба-10А на фестивале «Автоэкзотика»

Сегодня бронеавтомобиль полностью восстановлен и пополнил коллекцию бронетехники «Военного ангара». На все работы по восстановлению ушло 1,5 года. Подробно о ходе работ можно прочитать в разделе «Реставрация».

БА-10А на мероприятии посвященному дню Победы

БА-10А на защите Отечества, как и 70 лет назад

Несмотря на массовый выпуск около 3400 единиц, БА-10 в мире сохранились единицы. Один из них, в модернизированной модификации БА-10М, с сохраненным бронекорпусом и «фордовскими» агрегатами находится в военном музее в Пароле (Финляндия). Второй – бронекорпус с имитационной ходовой частью — на Мемориале воинам Юго-Западного фронта в г.Лохвица (Украина). Несколько машин в том или ином сохранившимся виде стоят на памятниках в Монголии.

Советский бронеавтомобиль «ранней» модификации БА-10А из коллекции «Военного ангара» на сегодняшний день в мире единственный ходовой экземпляр. Наверх

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано еще 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить еще 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано еще 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить еще 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

История создания бронеавтомобиля ЛБ-62

Советский полноприводной бронеавтомобиль ЛБ-62 («ЛБ» — «Лаврентий Берия») разработали и изготовили на Горьковском автозаводе в 1940 году с использованием шасси опытного образца полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-62.

По своим характеристикам бронеавтомобиль ЛБ-62 превосходил все предшествующие типы бронеавтомобилей, по сути являясь колесным танком, по уровню бронезащиты и вооружению аналогичным легкому танку Т-40.

К 1941 году было изготовлено два опытных образца бронеавтомобилей ЛБ-62. Испытания закончились ближе к весне 1941 года, но когда поднялся логичный вопрос о серийном выпуске нового броневика, ГАЗ «встал на дыбы».

Оба изготовленных бронеавтомобиля ЛБ-62 на испытаниях

Завод был перегружен заказами автомобильной промышленности, а ведь вдобавок он выпускал и авиадвигатели — работы хватало и по старым заказам. Ни о каком запуске в производство не то чтоб новейшего броневика ЛБ-62, но даже и грузовика (ГАЗ-62), на основе которого этот броневик должны были собирать, в этом году не могло быть и речи.

Производство «ЛБ» перенесли на следующий, 1942 год, однако уже через несколько месяцев началась война, и об этих планах пришлось забыть. Все что осталось от перспективного и (скорее всего) лучшего советского броневика ЛБ-62 — две опытные машины, которые успели построить ещё в 1940 г.

Один из броневиков ЛБ-62 преодолевающий водную преграду

Модификации

Часть бронеавтомобилей БА-20 была переделана в бронедрезины БА-20жд. Вместо обычных колёс на броневик устанавливали железнодорожные, а в трансмиссию вводился демультипликатор. При этом сохранялась возможность быстрой замены колёс на резиновые, но скорость движения из-за демультипликатора заметно падала.

По результатам эксплуатации шасси «эмки» получило усиленную подвеску, появился дополнительный бензобак, вмещающий 30 литров горючего. Толщину лобовых листов брони увеличили, доведя до 9 мм. Для улучшения пулестойкости башня бронеавтомобиля приобрела форму конуса с плоским лобовым листом. Антенну в виде поручня упразднили, а радиостанцию заменили на доработанную 71-ТК-3.

Модернизированный БА-20 также получил железнодорожный вариант – БА-20Мжд. Он также отличался от линейной бронемашины наличием демультипликатора и установкой железнодорожных колёс.

История создания

С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»). Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части. И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.

Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.

Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.

Конструкция БА-6

Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.

Технические характеристики:

  • Длина — 4,9 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 43 км/ч;
  • Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).

Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).

Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.

Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.

Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.

Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).

Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.

После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:

  • Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
  • Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
  • Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
  • Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
  • Вентиляционная система работала плохо.

История создания[править]

В конце 1939 года броневик БА-10А был модернизирован. Новая модель БА-10М получила бензобаки новой конструкции ёмкостью 54,5 литра каждый, установленные снаружи корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от прежних, которые крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулемётчика. Кроме того ввели новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП ТОПа и ПТ-1, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и соответственно изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 тонн, но динамические качества практически не изменились.

Часть машин оборудовалось радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Так, например, из выпущенных в 1940 году 987 единиц БА-10М 410 были радиофицированными.

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп.

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Эксплуатация

Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шёл по просёлку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить – установкой второго пулемёта в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.

В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Лёгкие броневики, вооружённые пулемётами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.

Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колёс при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.

К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооружённые броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.

Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» – Ижорский прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.

Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю ещё в 50-е годы.

Список используемой литературы

  • Коломиец, М.В. (2007). Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. Жалюзи о колесах. История советской бронетехники 1925-1945 гг . Москва УРСС: М. Яуза, Стратегия КМ, Эксмо. ISBN  978-5-699-21870-7 .
  • Киннер, Джеймс (2000). Автомобильные слепые русские 1930-2000 гг . Дарлингтон, Мэриленд: ISBN Darlington Productions, Inc.  1-892848-05-8 .
  • Перретт, Брайан (1987). Советская бронетехника с 1945 года (на английском языке) . Лондон: Бландфорд. ISBN  0-7137-1735-1 .
  • Залога, Стивен Дж.; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (на английском языке) . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  0-85368-606-8 .
  • Пренатт, Джейми (2020). Советские бронеавтомобили 1936-45 гг. (на английском языке) . ISBN  978-1-4728-3206-1 . OCLC   .
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q795336
  • Мультимедиа:
  • Данные: Q795336
  • Мультимедиа:

История создания бронеавтомобиля БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 разработан в 1938 году на заводе ЗИС. Интересен он в первую очередь тем, что это одна из немногих довоенных бронемашин, за основу которой взято не «то что есть на складе», а специально сконструированное под неё укороченное шасси ЗИС-6К с форсированным двигателем и усиленным передним мостом. Компоновкой бронеавтомобиля занимался инженер А.С.Айзенберг, шасси — конструкторы Д.В.Саломатин, Б.М.Фиттерман, В.Н.Смолин.

На БА-11 было два поста управления, дублированное зажигание и пулестойкие шины увеличенного размера. Итак достаточно проходимая машина снабжалась гусеничными цепями «Оверолл» и имела вращавшиеся запасные колеса по бортам, для преодоления рвов и других преград.

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

Бронекорпус имел оптимальный угол наклона броневых листов и обеспечивал защиту даже от бронебойных пуль. Башня — коническая, в ней размещалась спаренная установка 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой опоре в правой части лобового листа корпуса.

В целом конструкция Ба-11 была логическим продолжением серии бронеавтомобилей БА-6 и БА-10. По бронезащите, огневой мощи, подвижности и запасу хода БА-11 превосходил легкий танк Т-26. На шоссе — Т-26 и делать было нечего рядом с этим броневиком. Задачи БА-11 были продиктованы его возможностями, броневик должен был осуществлять маневренную огневую поддержку наступающей пехоты и кавалерии, а также бороться с бронетехникой и огневыми точками врага.

В 1939 году было собрано 2 бронеавтомобиля БА-11, но так как приходилось иметь дело с совершенно новой техникой, освоение конвейерного производства шло довольно медленно. В результате, до начала Великой Отечественной войны, удалось собрать только 16 штук БА-11, а  развернуть их массовое производство уже после начала войны не удалось — Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда.

Чертеж бронеавтомобиля БА-11

За два дня до начала блокады Б.Фиттерман вывез документацию по БА-11 на Подольский завод им.Баранова, где предполагалось развернуть серийное производство машины. Но там начали делать бронезащиту для штурмовиков ИЛ-2, и БА-11 окончательно забыли.

1932 год – БАИ

Четырехтонный БАИ не был идеальным. Испытания показали: 40-сильный двигатель перегревался; из-за сильной тряски, загазованности и лютой духоты внутри с жарой под 60 градусов экипаж (3 человека) выдерживал в боевом режиме с закрытыми люками не более 5-7 км. Забегая вперед, окончательно проблему скверной вентиляции решить так и не смогли – даже на более современных советских броневиках.

Тем не менее Красная армия получила желаемое: относительно проходимый, быстроходный (до 60 км/ч) бронеавтомобиль с достаточно серьезным вооружением – 37-мм пушка ПС-1 системы Гочкиса и пара 7,62-мм пулеметов ДТ. Брони толщиной до 8 мм хватало для защиты экипажа от пуль и осколков.

Тираж БАИ составил 110 экземпляров (здесь и далее статистика выпуска приведена по данным историка М. Коломийца – прим.ред.).

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней сохранилось не менее 5 экземпляров среднего броавтомобиля БА-10 и 1 машина на его базе.

Реплика БА-10ЖД (бронеавтомобиля-дрезины). Музей техники УГМК

БА-10М в экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Финский тактический номер Ps. 27-12.

  • Частная коллекции Игоря Шишкина, Бережки, Московская область. Машина обнаружена на месте боя 12 февраля 1942 г. в лесах у деревни Лодва, восстановлена до ходового состояния с помощью запчастей от второго БА-10.
  • Полностью отреставрированный бронеавтомобиль БА-10 можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области.
  • В экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Финский тактический номер Ps. 27-12.
  • В экспозиции Танкового музея Паролы, Финляндия. Кран-эвакуатор БА-10N. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован с установковкой крана вместо верхней части бронекорпуса. Использовался в техническом центре танковых войск до 1978 г.
  • Памятник на месте гибели штаба командующего Юго-Западным фронтом М. П. Кирпоноса в урочище Шумейково, Дрюковщина, Полтавская область. Ходовая часть – имитация.
  • Памятник, Чойбалсан. Задние катки – от ПТ-76.
  • Памятник на стрельбище пограничной заставы. Сомон Сумбэр.
  • Также, реплики БА-10ЖД высокой степени достоверности находятся в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхней Пышме (на оригинальном шасси ГАЗ-ААА)
  • И в Музее железнодорожной техники в г. Венёв, Тульской области.

Современная бронетехника

Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.

Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1»  – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».

БМП «Уорриор». Великобритания. 1987 г.

БМП-3. СССР/Россия. 1987 г.

Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.

Тяжелый БТР «Намер». Израиль. 2008 г.

БМПТ «Терминатор-2». Россия. 2006 г.

По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».

БА RG33. ЮАР. 2007 г.

КамАЗ 63968. Россия. 2013 г.

«Урал» 63099. Россия. 2013 г.

Iveco LMV. Италия. 2001 г.

ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. 2005 г.

Iveco LMV. Италия. 2001 г.

Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».

БТР «Страйкер». США. 2003 г.

Гусеничная платформа «Курганец-25». Россия. 2015 г.

Унифицированная боевая колесная платформа «Бумеранг». Россия. 2016 г.

Поделиться ссылкой

Конструкция

Шасси бронеавтомобиля БА-20 представляло собой раму, в передней части которой устанавливался двигатель, привод осуществлялся на задние колёса. Мотор ГАЗ-М имел рабочий объём 3,28 литра, степень сжатия 4,6 обеспечивала мощность в 50 сил и крутящий момент в 166 Н/м. При этом «эмка», даже превосходя ГАЗ-А по массе, имела лучшую динамику.

Коробка передач была 3-ступенчатая, в подвеске использовались листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Покрышки колёс, в отличие от «гражданских», на БА-20 заполнялись губчатой резиной – этим достигалась пулестойкость шин за счёт некоторого снижения эксплуатационных скоростей.

На шасси БА-20 устанавливался бронекорпус, сходный по виду и конструкции с корпусом броневика ФАИ. Он сваривался из листов катаной брони толщиной, в основном, 6 мм. Крыша и корма имели толщину 5 мм, а днище – 3 мм. Двигатель закрывался откидными крышками в бортах и капотом сверху. В переднем бронелисте находились вертикальные лючки, через которые к радиатору поступал воздух. Колёса закрывались крыльями обтекаемой формы, переходившими в подножки, на которых могли размещаться ящики с ЗИП.

За ними находилась одноместная башня. На ранних сериях БА-20 использовали башню, аналогичную по конструкцию использованной на броневике ФАИ. Башня имела цилиндрическую форму с бронеколпаком над местом стрелка. Толщина брони, по сравнению с ФАИ, была усилена и составляла 6 мм. Приводов вращения башня бронеавтомобиля не имела, поворот происходил за счёт усилия стрелка.

Вооружён БА-20 был пулемётом ДТ калибра 7,62 мм, в боекомплект входили 22 дисковых магазина. Часть бронемашин была радиофицирована – на них устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной. На ходу она обеспечивала дальность связи до 30 км.

БА-3жд

Основная статья: БА-3


БА-3. Такой дооборудовали в БА-3жд В СССР создание бронеавтомобилей на железнодорожном ходу началось в 1932 году на заводе Можерез с легких бронеавтомобилей-дрезин. Один броневик Д-8 приспособили для езды по рельсам. Испытания Д-8 дали хорошие результаты — на железной дороге он развивал до 90 км/ч» . Аналогичная броневик, только на базе ФАИ, изготовлен в мастерских военсклада № 60 летом 1936 года. Как и Д-8, он имел домкрат и металлические бандажи, одеваемые поверх колес. При движении по шоссе бандажи крепили на бортах спец винтами. После испытания ФАИ-жд (железнодорожный) признали пригодным для вооружения бронепоездных частей РККА, и до конца года мастерскими военного склада переделано ещё 8 ФАИ. В начале 1938 года испытан первый БА-20жд и вскоре началось его серийное производство

Вероятно в связи с этим создание бронеавтомобилей дрезин на базе средних бронеавтомобилей задержалось, так как легкие бонеавтомобили дрезины были дешевле в изготовлении и выполняли задачи бронедрезин почти с одинаковой эффективностью со средними бронеавтомобилями-дрезинами, только не могли бороться с бронированными целями.

В декабре 1934 года конструкторское бюро московского железнодорожноремонтнтного завода № 1 (Можерез) под руководством Н. Г. Орлова спроектировало железнодорожную модификацию БА-3 — БА-3жд

. Бронемашина испытана в начале лета 1935 года, но, несмотря на успешные испытания, серийно не выпускалась — Выксунский завод дробильно-размольного оборудования не смог начать изготовление БА-3жд, поскольку был перегружен другими заказами.

Польский поход Красной Армии

В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

история развития

Разработан в конструкторском бюро Ленинградского Ижорского завода, в 1938 году на модернизированном шасси шестиколесного коммерческого грузовика , имевшего укороченную раму, усиленную балку переднего моста, переднюю подвеску оснастили амортизаторами от модель ГАЗ-М-1 и представляла собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6 . Прототип, получивший обозначение БА-10, был изготовлен летом 1937 года. Он представлял собой усовершенствованный вариант . Серийное производство бронеавтомобиля под обозначением БА-10А началось в начале 1938 года.

Для повышения проходимости машины были установлены быстросъемные гусеницы типа Overroll, которые при необходимости устанавливались на задние ведущие колеса. Кроме того, свободно вращающиеся запасные колеса, установленные сбоку, помогали преодолевать неровности местности. Корпус был сварен с броневыми листами. Части корпуса и внутреннего оборудования, не соединенные сваркой, скреплялись пуленепробиваемыми заклепками и болтами. Бронекорпус крепился к раме шасси шестью основными креплениями. Часть машин оснащалась радиостанцией или . Так, например, из 987 единиц БА-10М, выпущенных в 1940 году на Ижорском заводе, 410 были оснащены радиоприемниками.

После внесения большого количества мелких изменений в конструкцию и разработки технологической документации на ее производство наименование боевой машины было изменено на БА-10А, под которым началось ее серийное производство.

В конце 1939 года бронеавтомобиль снова был модернизирован. Новая модель БА-10М получила топливные баки новой конструкции емкостью по 54,5 л каждый, установленные вне корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от предыдущих, которые крепились к крыше корпуса сзади. места водителя и пулемет. Кроме того, ввели новый механизм поворота башни, изменили расположение глушителя, установили штатный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП для ТОР и ПТ-1, инструментальный ящик разместили под полом, подсумок для ручных гранат, уменьшена высота спинок сидений турели и соответственно изменено крепление аптечкиаптечка и ракетница. При этом масса автомобиля увеличилась до 5,5 тонн, но динамические качества практически не изменились.

Всего с 1937 по 1941 год было выпущено 3414 бронеавтомобилей моделей БА-10, БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.