Памятные даты

Алан-э-Дейл       03.07.2022 г.

Операция «Искра» и снятие блокады

Зима 1942-1943 года существенно перекроила положение на фронте в пользу Советского Союза (Сталинградская битва). Войска Красной Армии вели наступления на всех направлениях, исключением не стало и северо-западное. В ходе спецоперации «Искра» формирования Волховского фронта встретились с Ленинградским 18 января 1943 года, прорвав сплошное кольцо блокады Ленинграда. Дата встречи войск положила начало последующему освобождению города. Через две недели после прорыва по отвоеванному коридору были запущены железная и автомобильная дороги, с символичным названием «Дороги Победы». Это привело к улучшению продовольственного снабжения населения, сведя смертность к низким показателям.

В начале 1944 года стратегическая инициатива уже полностью была за Красной армией. Немецкие войска несли серьезные потери и были вынуждены перейти к непосредственной обороне. 14 января 1944 года Ленинградский фронт совместно с Волховским и 2-м Прибалтийским начали Ленинградско-Новгородскую операцию, по итогам которой крупные силы вермахта потеряли свои устоявшиеся позиции, а Новгород, Луга и Красногвардейск (Гатчина) получили освобождение. Фашистские дивизии были отброшены на сотни километров от города Ленина и продолжали свое отступление.

Таким образом, блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, была полностью снята 27 января 1944 года.

Настроения жителей

Впрочем, начавшийся голод резко перечеркнул старания многих людей: деньги и драгоценности тут же обесценились. Единственной валютой стали продовольственные карточки (которые добывались исключительно путем разбоя) и продукты питания. На городских рынках одним из самых ходовых товаров были котята и щенята.

Документы НКВД свидетельствуют, что начавшаяся блокада Ленинграда (фото которой есть в статье) постепенно начала вселять в людей тревогу. Изымалось немало писем, в которых горожане сообщали о бедственном положении в Ленинграде. Они писали, что на полях не осталось даже капустных листьев, в городе уже нигде не достать старой мучной пыли, из которой раньше делали клей для обоев.

К слову говоря, в самую тяжелую зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды у них не было.

Наступление на «город Ленина»

Так когда началась блокада Ленинграда? Кратко перечислять события, которые этому предшествовали, можно долго. Но официальной датой считается 8 сентября 1941 года. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, «с наскока» взять гитлеровцы его не смогли. А потому 13 сентября начался артиллерийский обстрел Ленинграда, который фактически продолжался всю войну.

У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены. По другим сведениям, Гитлер просто опасался того, что при массированном штурме потери немецких войск будут неоправданно высоки, а потому и отдал приказ о начале блокады.

В общем, суть блокады Ленинграда сводилась к тому, чтобы “город сам упал в руки, подобно созревшему плоду”.

Дорога Жизни

Настоящим “пульсом” блокадного города стала Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. “На вахту” заступили баржи. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады.

Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.

К счастью, им это не удалось, а на берегах Ладожского озера сегодня стоит монумент “Дорога Жизни”, а также открыт музей блокады Ленинграда, в котором собрано множество документальных свидетельств тех страшных дней.

Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн.

Как решался продовольственный вопрос?

С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба.

У граждан, которые во время блокады находились в больницах, из талонов вырезали пайки на этот период. Этот же порядок распространялся на детей, которые находились в детских домах и учреждениях дошкольного образования. Практически во всех школах были отменены занятия. Для детей прорыв блокады Ленинграда был ознаменован не столь возможностью наконец-то поесть, сколько долгожданным началом занятий.

В общем-то, эти карточки стоили жизней тысячам людей, так как в городе резко участились случаи воровства и даже убийств, совершаемых ради их получения. В Ленинграде тех лет были нередкими случаи налетов и вооруженных ограблений булочных и даже продовольственных складов.

С лицами, которых уличали в чем-то подобном, особо не церемонились, расстреливая на месте. Судов не было. Это объяснялось тем, что каждая украденная карточка стоила кому-то жизни. Эти документы не восстанавливались (за редчайшими исключениями), а потому кража обрекала людей на верную смерть.

Дорога жизни

Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро. Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами.

Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше.

Зимой, когда судна не могли привозить товар, грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду. Интересен факт, что в город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно.

Авторы Гайдпарка

  • Elka

    Что делать с мультфильмом, в котором советский пионер называет букву Z фашистской маркировкой?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Люди

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Талантливейший но слишком исполнительный Лютов

    Читать полностью

  • Дежурный модер

    Новая версия сайта newsland.com доступна для посещения

    Читать полностью

  • Григорий Сибиряк

    Свобода выбора

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    О любимом фанатичном шефе студентов ЛИАПа. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Sova

    Что делать однофамильцам?

    Читать полностью

  • Лаврентий Павлович

    В освобождённом Мариуполе налаживается мирная жизнь

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы считаете латинскую Z символом поддержки армии?

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Смогли бы муравьи создать цивилизацию

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Приоритет силы

    Читать полностью

  • Леонид Магит

    Прогнозы по Украине. Взгляд обывателя.

    Читать полностью

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады

Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней.

Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.

Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.

Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям.

Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.

Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БЛОКАДНОГО ГОРОДА

За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны

Изменилось отношение властей к религии. В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней (22 марта по старому стилю). В этот день в ленинградских храмах под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол прошли пасхальные заутрени.

Митрополит Алексий (Симанский) подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 г. исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища, в котором Александр Невский одержал победу над немецким войском.

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. В марте дала «Сильву» Музыкальная комедия Ленинграда. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов.

Во время первого после перерыва концерта 9 августа 1942 г. в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Во время блокады не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

В декабре 1941 г. в Ленинграде умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – более 100 тыс., в феврале – более 100 тыс., в марте 1942 г. – около 100 000 чел., в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 чел., в сентябре — 7000 чел. (До войны обычная смертность в городе ок. 3000 чел. в месяц).

Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

Память

Важнейший перелом в изучении блокады Ленинграда происходит на наших глазах. За последние 30 лет издали больше воспоминаний и документов, чем за все предыдущие годы. Прежде всего я посоветовал бы прочесть три книги.

Во-первых, монографию Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»: автор руководствовался двумя комплексами источников — данными разведки армий группы «Север» и донесениями НКВД.

Во-вторых, книгу Сергея Ярова «Блокадная этика» — в ней большое количество дневников и интервью, огромное внимание уделяется психологии блокадного человека, тому, как люди меняли себя, чтобы выжить. Наконец, могу рекомендовать монографию Геннадия Соболева — блокадника, написавшего трехтомный труд, в котором есть и экономика блокадного города, и психология его жителей, и многое другое

Наконец, могу рекомендовать монографию Геннадия Соболева — блокадника, написавшего трехтомный труд, в котором есть и экономика блокадного города, и психология его жителей, и многое другое.

Знаете, есть такой народный герой, который плачет на свадьбе и хохочет на похоронах. Мне кажется, это Смольный, который не умеет ни веселиться, ни скорбеть. И когда во время 75-й годовщины блокады (27 января 2019 года. — Прим. T&P) я вижу раздачу гречневой каши, разодетых в военную форму детей и пляски, мне кажется, что я нахожусь среди сумасшедших.

Вечная память

Следы пережитого «смертного времени» навсегда запечатлелись на облике города и в народной памяти. По проходящей линии фронта ныне протянут Зеленый пояс Славы, где мемориальные рощи, сады, памятники и прочие сооружения воздвигнуты в честь тех, кто положил жизнь у стен Ленинграда.

Почти 90 улиц, проспектов и площадей Северной столицы получили имена защитников и памятных мест обороны. Участникам блокады посвящены архитектурные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ. Также в ознаменование победы были разбиты соответствующие парки: Приморский на Крестовском острове и Московский, где в довоенное время находился кирпичный завод, ставший крематорием в осадные годы. Теперь здесь сооружена часовня, а на центральной аллее учреждены памятники ленинградцам, Героям Советского Союза и социалистического труда.

Перед всем миром город на Неве предстал как непоколебимый столп величайшего мужества, стойкости и героизма. Этот факт признавало и военное руководство Третьего рейха. Президент США Ф. Рузвельт наградил его особой грамотой. Лондонские СМИ вещали, что своей самоотверженностью Ленинград вписал одну из самых знаменательных страниц в историю мировой войны, поскольку его несгибаемость внесла значительный вклад в победу над фашистской Германией.

Оборона на подступах к Ленинграду

Благодаря значительному превосходству в численности и технике продвижение гитлеровской армии на территорию СССР шло невероятными темпами. Сломив сопротивление в Прибалтике, войска Германии 10 июля 1941 года начали форсирование к Ленинграду на юго-западных подступах. Также в конце июня финская армия перешла к открытым военным действиям против Советского Союза, начав свое наступление на Карельском перешейке.

Серьезным препятствием для фашистов на пути к стратегическому городу стала Луга. Упорное сопротивление советских войск сумело приостановить триумфальное шествие германской армии на этом участке. Однако к середине августа захватчикам удалось обогнуть этот рубеж с запада и через болотистую местность выйти на оперативный простор. Дальнейший путь к Ленинграду преодолевался фактически без особого сопротивления, лишь на ближних подступах к городу развернулись ожесточенные бои.

19 августа был оккупирован Новгород, 20 августа – Чудово, затем перерезано шоссе Москва – Ленинград. Прорвавшись 28 августа на станцию Мга, фашисты отрезали от Северной столицы последнее железнодорожное сообщение, связывающее ее со страной. 8 сентября, после взятия Шлиссельбурга (Петрокрепость) на Ладожском озере, кольцо окружения окончательно сомкнулось, что и ознаменовало начало блокады Ленинграда. Дата падения последнего укрепления на пути к городу стала исходной точкой самого скорбного времени.

Стоит добавить, что немецким войскам так и не удалось прорваться через Неву для воссоединения с частями финской армии, укрепившимися на Карельском перешейке. Дивизии Красной Армии в районе Невской Дубровки («Невский пятачок») оказали сопротивление и удержали плацдарм. В связи с этим дальнейшие операции стали разворачиваться вдоль левого берега Невы.

Спасти любой ценой

С целью спасения жизни ленинградцев, решением Ленинградского исполкома были организованы стационары и пункты усиленного питания, действующие при промышленных предприятиях, благодаря чему смогли выжить более 200 тысяч человек. Если изначально такие меры были предусмотрены исключительно для рабочих, то к весне 1942 года такой помощью могли воспользоваться иждивенцы и служащие.

К январю 1942 года титаническими усилиями властей удалось немного повысить нормы выдачи по хлебным карточкам, но и это не спасало от изнуряющего голода. Советское правительство делало все возможное, чтобы доставить продукты питания в голодающий город. Отчасти эти попытки увенчались успехом: так, к весне 1942 из рецептуры хлеба были почти полностью выведены несъедобные примеси, а 16 февраля после многомесячного перерыва впервые жители увидели мясо – замороженную говядину и баранину.

В зоне особого внимания были дети. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов, власти смогли организовать работу 85 детских домов, принявших 29 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребенка выделялся набор продуктов, который при своей скудности все-таки помогал поддерживать жизнь. Открывались стационары и в действующих учебных заведениях, где студенты могли получить кратковременную помощь в течение 1-2 недель.

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Первый прорыв

Значимой датой в истории блокадного Ленинграда стало 29 марта 1942 года, когда в осажденный город прорвался партизанский обоз с продовольствием

Конечно, решить проблему голода это событие не могло, но оно имело важное идеологическое значение. Партизаны доказали несостоятельность немецких войск контролировать свой тыл и вселили уверенность в способность армии разорвать блокадное кольцо

В это же время для борьбы с голодом были созданы подсобные хозяйства. Под огородничество выделялись все пригодные участки земли, а владельцам оказывалась помощь в приобретении рассадного материала. К весне 1942 года заметно сократилось количество уличных смертей: если в январе на улицах санитарные службы собирали около 7 000 трупов, то в мае – не более 50.

Силами Ленинградских властей и переживших первую блокадную зиму ленинградцев, началось восстановление коммунального хозяйства, восстановилась работа предприятий и государственных учреждений, вышел на привычные маршруты общественный транспорт.

Официальные данные за 1941-1942г. 

Если в мирное время в Ленинграде от естественных причин умирали около 3 000 человек, то за январь-февраль 1942 года город потерял четверть миллиона жителей. В марте смертность немного сократилась (1100 тыс. человек).

Радикальное снижение произошло в мае: количество умерших составило 50 000 человек, а в сентябре – 7 000 человек. Такое снижение нельзя рассматривать как улучшение условий жизни: просто самые слабые (в основном люди пожилого возраста и хронически больные люди) уже умерли, выжили сильнейшие. Постепенно меняются и причины смерти: теперь на первый план снова выходят ранения и гибель во время бомбардировок и обстрелов. Первый год блокады стал самым тяжелым и трагическим: город на Неве потерял 783 тысячи своих жителей.

1942 или страшный год блокады

В предновогодние дни нормы выдачи продовольствия ленинградцам были немного увеличены, но продолжали оставаться недостаточными для выживания ослабленных длительным голоданием людей. Первые зимние месяцы 1942 года сотням тысяч ленинградцев пережить не удалось. К голоду добавились аномальные холода этой зимы, в то время как центральное отопление в условиях блокады перестало существовать.

Дата введения нормы Суточные нормы хлеба в блокадном Ленинграде (в граммах)по отдельным категориям граждан
Рабочие горячих цехов Рабочие и ИТР Служащие Иждивенцы Дети до 12 лет
11 сентября 1941 700 500 300 250 300
1 октября 1941 600 400 200 200 200
13 ноября 1941 450 300 150 150 150
20 ноября 1941 375 250 125 125 125
25 декабря 1941 500 350 200 200 200
24 января 1942 575 400 300 250 250
11 февраля 1942 700 500 400 300 300

Решающее значение для осажденного города приобрела «Дорога Жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Именно она позволяла направлять в город машины с продовольствием и вывозить из него гражданское население, прежде всего детей. Это зачастую приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала вплоть до апреля 1942 года, что позволило еще несколько раз повысить нормы выдачи продовольствия остающимся в городе жителям.

В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку разорвать кольцо немецких войск вокруг Ленинграда. Сформированная под эту задачу 2-я ударная армия в ходе Любаньской операции смогла прорвать оборону, но для развития успеха привлеченных сил оказалось недостаточно. Весной 1942 года армия попала в окружение и после тяжелых боев была почти полностью уничтожена либо пленена.

Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным. Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли.

В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Цифры и факты в конструировании памяти

600 тысяч, 800 тысяч, полтора миллиона погибших среди гражданского населения осажденного Ленинграда в ходе обстрелов, бомбежек и голода 1941–1944 годов — так менялась официальная статистика блокадной смертности в СССР в течение послевоенных лет. Для города, население которого к моменту вступления СССР во Вторую мировую войну составляло около 3 миллиона жителей, — это огромная цифра, поражающая воображение даже тех, кто ничего не знает о блокаде. Но вот о чем она говорит? Кто помогает читателю исторических монографий понять значение этих цифр? Каким смыслом наделяется знание о количестве погибших в советской исторической науке и какую роль в этом играл соцреализм?

Сами по себе числительные показатели не являются абсолютными величинами, способными беспристрастно показывать прошлое как оно есть. Они часть интерпретации и подлежат рассмотрению в контексте формирования памяти. Такой подход дает возможность взглянуть на цифры и факты не с точки зрения проверки их на достоверность, но как на способ конструирования реальности и создания тех или иных версий прошлых событий,где языком документов и чисел говорят создатели этих исторических репрезентаций. При таком подходе в центре внимания исследователя будет находиться не число погибших, а то, какое этому числу придают значение авторы и в каком контексте оно фигурирует в историческом сочинении.

Одним из первых, обративших внимание на идеологический потенциал вопроса о количестве погибших в годы Ленинградской блокады, был историк Андрей Дзенискевич. В своей работе «Блокада и политика» он выделил наиболее дискуссионные и подверженные, на его взгляд, политической конъюнктуре темы, среди которых особенно выделил тему жертв блокады

«Огромность жертв, невероятные страдания мирного населения, отсутствие точных данных о числе погибших от голода, секретность в течение длительного времени многих документов, недостаточная исследованность темы — создают условия для демагогии и тенденциозных построений», — писал он во введении к своей книге. Историка волновало то, что в условиях перестройки страны переосмысление вопроса о жертвах блокады может поставить под сомнение самые основы понимания этого события, что, на его взгляд, было бы кощунственным по отношению к советской истории и советскому народу.

*

Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам за период войны и блокады. М.: Госполитиздат, 1945. Прим. автора

Впервые число погибших в блокаду было публично озвучено на Нюрнбергском процессе в качестве обвинения фашистского руководства в злодеяниях и затем опубликовано в 1952 году в материалах процесса. В них, в частности, указывалось: в блокаду в Ленинграде от обстрелов и бомбежек погибло 16 747 человек, ранено — 33 782, а погибло от голода 632 253 человека. Эти данные были установлены в результате работы комиссии, руководимой секретарем Ленинградского городского комитета партии А.А. Кузнецовым еще в 1943 году. На основе материалов этой комиссии в 1945 году был подготовлен «Доклад в Чрезвычайную государственную комиссию об итогах расследования злодеяний и учета ущерба, причиненного Ленинграду в годы войны и блокады» и опубликован акт*, отражающий результаты работы. Долгое время, почти до 1980-х годов, именно это число погибших в блокаду мирных жителей официально признавалось властями наиболее достоверным. Посмотрим, в каком контексте эти цифры упоминались в советской литературе? Как они были встроены в исторические нарративы?

Воздушная тревога. Ленинградцы бегут по улицам города в первые дни войны. 24 июня 1941 года

Предпосылки блокады Ленинграда

Ленинград являлся вторым по важности городом после столицы. Поэтому немецкое командование планировало захватить его в самые первые дни войны, тем самым выполнив несколько задач одновременно:

  • завладеть мощной экономической базой;
  • лишить советские войска 12% промышленной продукции;
  • уничтожить Балтийский флот;
  • нанести удар по торговому флоту;
  • облегчить наступление на Москву;
  • закрепиться на Балтийском море;
  • обеспечить бесперебойные поставки железной руды по морю из Норвегии.

https://youtube.com/watch?v=88oep0BHvDA

О первостепенной важности Ленинграда для захватчиков говорит и тот факт, что масштабное наступление на Москву планировалось начинать только после оккупации города на Неве

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.