Почему наши бмп именно такие? часть 1

Алан-э-Дейл       03.11.2022 г.

Конструкция[править]

Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий СССР. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В.Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П.П. Исаков.

Цифровые особенности

  • Масса: 13,25  т
  • Длина: 6,75  м
  • Ширина: 2,95  м
  • Высота: 2,10  м
  • Максимальная скорость по дороге: 65  км / ч
  • Скорость перехода по воде: 7  км / ч.
  • Автономность: 500  км вне трассы
  • Топливо: дизель (бак 462  л )
  • Давление на грунт: 0,57
  • Дорожный просвет: 0,37  м
  • Переход: 0,80  м / 2,20  м
  • Экипаж: 3 человека + 8 солдат
  • Вооружение: ствол 73  мм + спаренная пушка 7,62  мм + противотанковая ракета Sagger
  • Стабилизация при стрельбе: Нет
  • Боекомплект на борту: 40 снарядов + 2000 патронов к ПКТ + 4 ракеты Sagger.
  • Вооружение прицеливания: — 3 ° , + 33 °
  • Управление огнем: Нет
  • Оптроника: IL / IR
  • Мощность: 300  лс
  • NBC Protection: Коллективная

Фото БМП-2

Место механика-водителя БМП-2

Место командира БМП-2

Рабочее место наводчика-оператора БМП-2

Похожее

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

СПМ – специальная гусеничная пожарная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки

БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина

РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина

“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

You have no rights to post comments

Тактико-технические данные в сравнении с зарубежными аналогами

То, что БМП-1 стала первой серийной боевой машиной пехоты, не значит, что советские конструкторы значительно опережали время. Немецкая БМП «Мардер» пошла в производство уже в 1969 году, а в начале 1970-х свою машину представили и французы.

БМП-1 «Мардер» AMX-10P
Экипаж + десант, чел. 3+8 3+7 3+6
Масса, т 13 28,5 14,2
Длина, м 6,7 6,79 5,77
Высота, м 2,0 2,98 1,87
Максимальная скорость, км/ч 65 75 65
Вооружение 73мм пушка, 7.62мм пулемёт, ПТРК «Малютка» 20мм пушка, 2х 7.62мм пулемёта, ПТРК» Милан» 20мм пушка, 7.62мм пулемёт

Немецкая машина гораздо тяжелее «современников». Она стала родоначальником подкласса «тяжёлых БМП» — неплавающих, но с более мощной защитой. Уже первые модификации «Мардера» должны были обеспечивать круговую защиту от пулемётов калибра 14.5мм. Французская машина по показателям защищённости примерно соответствовала БМП-1. Показательно, что зарубежные конструкторы изначально вооружили БМП автоматическими пушками, которые в СССР появятся только на машине следующей серии – БМП-2.

Бронирование[править]

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с носа с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-мм автоматической пушки «Эрликон KAD» (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров.

Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел 12,7-мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулемётов винтовочного калибра (ПКТ, M60) на малых дальностях порядка 30—50 м 7,62-мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

Критикаправить

БМП-1 уязвима от РПГ и ПТРК противника. Фактически любое попадание кумулятивного боеприпаса ведет к уничтожению машины с экипажем и десантом. Из-за этого во время Войны в Афганистане и Чеченских кампаний десантники старались ездить «верхом на броне» так как снаружи были шансы выжить. Однако даже в этом случае десантники получали как минимум контузию или травмы.

В Афганской кампании потеряно более 1300 БМП-1, БМП-2, БТР и БРДМ. В некоторых сражениях в Чечне потери БМП и БТР доходили до 70 процентов. Во время Первого сражения за Грозный (Новогодний штурм) потеряно как минимум 100 БМП-1/2. БМП-2 также слабо бронирована, но имеет дымовые гранатометы для маскировки и автоматическую пушку, позволяющую ей вести, по сравнению с БМП-1, более плотный огонь. Ещё одним недостатком является расположение двигателя. Передняя часть машины является наиболее обстреливаемой, таким образом есть вероятность поражения трансмиссии с последующим выведением машины из строя. Серьезным недостатком БМП-1 является слишком малый угол возвышения пушки (всего 15 градусов), у БМП-2 он уже составлял 75 градусов. Сирийская Арабская армия потеряла с 2011 года около 700 БМП-1/2. В Сирии солдаты очень часто прибегают к самодельной броне. Так на многие БМП и танки вешают мешки с песком и ставят металлические решетки (кумулятивный боеприпас разрывается раньше времени, что снижает бронепробиваемость).

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60°/1500 м.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек.

Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделяемым поддоном) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Какой-либо масштабной модернизации БМП-1 и БМП-2 в планах повышения их защищённости за прошедшие десятилетия не последовало.

Из зениток по земле

Самое дикое разнообразие модернизаций принесли конфликты конца XX — начала XXI века. В 1990-х годах в Нагорном Карабахе решили и башню оставить, и вооружение усилить спаренными 23-мм пушками. Стреляй из какой хочешь!

Или поставить на крышу десантного отделения 37-мм зенитку.

Пушку можно защитить бронированной кабинкой. А кран-балка поможет эвакуировать подбитую бронетехнику и разбирать завалы в городских боях.

Но четыре 14,5-мм пулемёта — тоже неплохо. ЗПУ-4 может устроить наземным целям огненный дождь.

И всё-таки старая добрая ЗУ-23-2 — лучший вариант. Если ещё решетчатыми экранами обвесить, а расчёт зенитки защитить стальными листами с трёх сторон, то вообще — страшная машина получается.

Коли немного постараться, один из стволов ЗУ-23-2 можно встроить и в штатную башню.

Нужно больше пулемётов? Поставьте пару китайских W85 за щитами и соорудите на крыше целую бронированную веранду, где можно не только воевать с комфортом, но и пить чай.

В Сирии так делают практически на серийной основе.

Модификации

После того как БМП-2 поступило на вооружение в российскую армию, она стала базовым образцом для улучшения машин пехоты по всему миру. Тем не менее, со временем любая техника нуждается в обновлении, т. к. с заводов выходят всё новые боевые агрегаты. Поэтому отечественные конструктора представили несколько модернизированных вариантов.

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Этот вариант отличается от базового объекта установленным гранатометом АГ-17 «Пламя». Оружие вмонтировано на заднюю часть башни. Дистанционное наведение осуществляет наводчик или командир экипажа в БМП-2.

Снаряды размещены на специальной ленточной коробке, позволяющей проводить до 250 залпов. Выпуск техники был небольшим.

БМП-2К

Для мотострелковых военных сил РФ разработана модель «2К», оборудованная радиостанцией. Дополнительное коротковолновое устройство осуществляло дальнюю связь через мачтовую антенну. В остальном, параметры версии аналогичны базовому образцу.


БМП-2К

БМП-2Д

Технику БМП-2Д специально конструировали для ведения войны в Афганистане. Главными различиями с основной версией агрегата является:

  • усиленная броня;
  • монтирование экраны из стали на корпусе;
  • наличие броневой плиты под командиром и водителем.

Однако из-за усиления защитных функций вес у БМП-2Д увеличился, поэтому функция преодоления водных препятствий была утрачена. Максимум, на что способна машина в таких условиях — преодолеть брод небольшой глубины (до 1,2 метров).


БМП-2Д

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Конструкторы Курганмашзавода в попытках улучшить тактико-технические параметры до уровня версии № 3 разработали технику с боевым модулем «Бахча-У». Однако по причине увеличенного веса из-за установленных орудий, численность десантного отделения сократилось с 7 человек до 5.

Разработки велись с 99 по 00 годы. В ходе обновления агрегат также утратил возможность плавать, как и доработанная версия. Таким образом, техника фактически перешла в категорию неплавающих машин.

БМП-2М

БМП-2М в российской модификации получила модуль «Бережок». Вооружение имеет панорамный прицел, измененное положение АГС-17 «Пламя», а также на технику монтировали 4 ПУ ПТУР «Корнет» или сверхзвуковой ПТУР «Атака».

Кроме того, провели обновление основных узлов для управления огнем. Автоматический гранатомет с калибром 30 мм позволяет вести поражение пехотных войск, находящихся под прикрытием. Боекомплект у БМП-2М также включает подкалиберный снаряд «Трезубка». Благодаря прицелу наводчик может более точно вести стрельбу, а командир способен проводить круговой обзор местности и наводить орудия на цель.


БМП-2М

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ  (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Боевое применение и тактико-технические характеристики

Хотя «Мардер» стоит на вооружении с начала 70-х годов, в зоне боевых действий БМП впервые оказалась лишь в конце 90-х, когда германских миротворцев ввели в Косово. Спустя еще десять лет машины, наконец, повоевали в Афганистане, где оказались неприспособленными к климатическим условиям и специфике контрпартизанской войны с большим количеством импровизированных мин.

На момент появления БМП «Мардер» у нее был только один прямой аналог и конкурент – советская БМП-1.

  «Мардер» БМП-1
Экипаж 3 (7 десантников) 3 (8 десантников)
Масса, тонн 28 13
Высота, м 2,9 2
Скорость, км/ч 70 65
Запас хода, км 600 600
Вооружение 20мм автоматическая пушка, 2 7,62мм пулемета ПТРК «Малютка», 73мм орудие, 7,62мм пулемет
Максимальная толщина брони корпуса, мм 30 19

Советская БМП отличалась, в первую очередь, вооружением. Предусмотренные штатной комплектацией противотанковые ракеты, пушка, в боекомплект которой входили поначалу только кумулятивные боеприпасы – это свидетельствует о том, что боевая машина пехоты должна была поражать, прежде всего, бронетехнику.

Вооружение «Мардера», наоборот, лучше всего подходило для поражения пехоты и легкой техники, в том числе летательных аппаратов. В дальнейшем советские конструкторы работали над повышением «противопехотных» качеств БМП, а в ФРГ усилили «Мардер» с помощью ПТРК.

«Мардер» должны были снять с вооружение по мере поступления в войска новых БМП.

Однако «Мардеры» продолжают потихоньку подтягивать к новым требованиям и стандартам. Причина такой долгой жизни, увы, не в высоких боевых качествах, а в банальном сокращении военного бюджета.

История создания — с какого времени БМП-2 находится на вооружении

Разработка БМП-2 началась в 1970-е, что было вызвано устаревшими характеристиками первой броневой машины пехоты.

Дата Событие
Начало 1970-х Конкурс ОКР «Бокс» по созданию новой бронемашины. В разработке принимали участие 2 конструкторских бюро: СКБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) и СКБ Курганмашзавода
1972 Готов опытный образец СКБ ЧТЗ – объект 768. На машину установлены:
  • 73-мм «Зарница» для стрельбы как кумулятивными, так и осколочными гранатами;
  • 12,7-миллиметровый пулемёт «Утёс»;
  • ПТРК.
1972 Готов опытный образец СКБ Курганмашзавода – объект 675. На машину установлены:
  • Автоматическая пушка 2А42, стабилизированная в двух плоскостях;
  • 7,62-миллиметровый пулемёт «Конкурс».
1973 СКБ Курганмашзавода разработана модернизированная версия БМП-1.
  • Установлен новый ПТРК «Фагот»;
  • Одноместная башня заменена двухместной;
  • Клиренс увеличен до 420 мм;
  • Улучшена подрессорность, крылья сделаны объёмными.
1974 А.А. Благонравов назначается главным конструктором в СКБ Курганмашзавода
1975 СКБ Курганмашзавода выпускается доработанный вариант прототипа БМП-2
1975-1978 Проработка нового варианта бронемашины (объект 681): с орудием 2А41 «Зарница» и 12,7-миллиметровым «Утёсом»
1978 В ходе стрельбищ на Алабинском полигоне становится очевидным, что объект 681 с 73-мм орудием уступает объекту 675 с 30-мм орудием
1980 Финальные испытания доработанного объекта 675 (БМП-2) на территории Туркестанского военного округа

В ходе разработки и испытаний новое 30-мм орудие БМП-2 показало лучшие показатели, однако военное руководство малый калибр считало недостатком.

С 1970-х в БМП-1 активно применялось орудие 2А28 «Гром».

Потому серийный выпуск БМП-2 длительное время задерживался и не был массовым. Окончательно очевидность превосходства новой конструкции признали после первых лет войны в Афганистане, где БМП-2 доказала своё превосходство в сравнении с прочими аналогами советских бронемашин.

Объект 768Объект 681Объект 675Один из основных конструкторов БМП-2 — А.А. Благонравов

Разработка боевой машины десанта и серийное производство

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники.

Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровней развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки.

Инициатива по созданию боевой машины десанта принадлежит командующему воздушно-десантными войсками (1954-1959 гг.) В.Ф. Маргелову. В соответствии с новыми требованиями проведения десантных операций, воздушно-десантные войска нуждались в мощной боевой машине, способной значительно усилить огневую мощь десантируемого подразделения. Новая военная техника создавалась в тесной кооперации разных конструкторских бюро и предприятий и институтов Миноборонпрома и Минавиапрома.

Итогом плодотворной многолетней работы советских конструктов стала первая опытная машина, получившая проектное обозначение БДМ – боевая машина десанта. После успешных полевых испытаний, включающих десантирование техники с борта военно-транспортных самолетов Ан-12 и Ил-76, новая машина была принята в 1969 году на вооружение под названием боевая машина десанта БМД-1.

Серийное производство в основном осуществлялось силами Волгоградского тракторного завода. Всего за 21 год, с 1968 по 1989 годы, с конвейера ВТЗ сошло 1639 машин различных модификаций.

Бронирование

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны её происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

Критика

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типаAPDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) М791 25-мм пушки М242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.

Конструкция[править]

Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий СССР. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В.Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П.П. Исаков.

Технические характеристики

Для сравнения взяты иностранные боевые десантируемые машины: немецкая Wiesel, китайская ZBD-03.

  БМД-1 WIESEL ZBD-03
Длинна, мм 5400 3600 5300
Ширина, мм 2630 1820 2630
Высота, мм 1970 1850 2130
Экипаж, чел 3 (+4 десантника) 2 3 (+5 десантников)
Двигатель, л.с. 250 109 210
Дальность хода, км 500 550 600
Максимальная скорость, км/ч 65/10 на плаву 70 68
Масса, т 7,0-7,5 4,1 8,0

Немецкая боевая техника Wiesel в сравнении с БМД-1 меньше по габаритам, легче и быстрее. Но обладает только противопульной броней, слабым вооружением и не способна плавать. Кроме того нет возможности транспортировки десанта. Китайская машина ZBD-03 является копией БМД-2. По техническим характеристикам она ближе к БМД-1 и стоит на вооружении НОАК с 2003 года.

На базе БМД-1 создано несколько модификаций: БМД-1К, БТР-Д, БМД-1П, БМД-1ПК. БМД-1К отличается наличием второй радиостанции Р-123М; у БТР-Д отсутствует башня, увеличена высота средней части, в итоге количество посадочных мест увеличено до 9 человек не считая экипажа; БМД-1П оборудован более современным ПТРК 9К111.

За время своего существования машина БМД-1 применялась:

  • в Афганской войне;
  • в Приднестровье;
  • в первой и второй чеченских войнах;
  • в Южной Осетии;
  • в Украине.

Как показал локальный конфликт на территории Украины, где данный тип техники использовался как ВСУ так и ВСН, у машины нет никаких шансов против танков (штатное орудие БМД-1 не пробивает их броню). Слабое бронирование бортов и лба не может защитить экипаж от современного стрелкового оружия, при подрыве на мине машина полностью выходит из строя и не подлежит ремонту.

Основной же проблемой боевой машины стало отсутствие запасных частей.

В настоящее время данный вид техники потерял свою актуальность. Но последующие поколения БМД (БМД-4 с 2016) с развитием технологий и систем вооружений стали довольно грозным соперником на поле боя даже для танков противника.

Служба и боевое применение

  • Операция «Дунай» — первое применение БМП-1. Конкретных данных о боевом применении нет. Однако замечено, что машина хорошо себя зарекомендовала.
  • Пограничный конфликт на острове Даманский — применялись советскими пограничниками. В ходе конфликта была выяснена низкая эффективность основного вооружения.
  • Война Судного дня — применялась войсками Египетской армии. В целом, применение было неудачным. Основной причиной стал отказ материальной части из-за слабой обученности экипажей, а также отсутствие навыков ведения боя неспешиваясь у египетской пехоты. При этом, во время боёв вокруг Кантары БМП-1 произвела сильное впечатление на израильтян, где лёгкие БМП-1 смогли пересечь солончаки и расстреляли увязшие израильские танки.
  • Гражданская война в Анголе
  • Ливанская война (1982) — применялись сирийскими войсками. По сведениям сирийских экипажей БМП-1, в ходе боёв, из орудия 2А28 был подбит один израильский танк M60A1, а из ПТУР «Малютка» уничтожен танк«Меркава»
  • Чадско-ливийский конфликт: война «тойот»
  • Афганская война (1979—1989) — применялись советскими войсками. Во время боёв был выявлен ряд недостатков. В частности: низкая эффективность при борьбе с живой силой противника, слабое бронирование и низкая защищённость от противотанковых мин.
  • Ирано-иракская война — применялись войсками Ирака и Ирана.
  • Война в Персидском заливе
  • Первая чеченская война — из-за низкой эффективности и ограниченных углов возвышения орудия 2А28, БМП-1 во время первой чеченской кампании применялись в основном как средства снабжения боеприпасами штурмовых групп, а также для усиления блокпостов.
  • Гражданская война на Шри-Ланке
  • Вторая чеченская война
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
  • Гражданская война в Ливии
  • Гражданская война в Сирии

Конструкция

БМП-2 по ТТХ имеет аналогию с компоновкой БМП-1, т. к. разрабатывалась на данной базе. Основной разницей между этими модификациями является вооружение. В состав экипажа входят три человека, и дополнительно вмещается до 7 десанта отделения, которые могут вести обстрел местности через бойницы.

Отделения

Машина пехоты оснащена четырьмя отделениями:

  • в центральной передней части установлен двигатель с трансмиссией;
  • с левой передней части корпуса находится система управление;
  • по центру размещается места для командира и оператора для ведения боя;
  • кормовая часть вмещает десантное отделение.

Броневой корпус и башня

В боевой машине корпус и башня сконструированы путем сваренных стальных катаных листов толщиной 5-19 мм. Лобовая броня имеет толщину 23 мм. Внешний вид башни обладает формой усеченного конуса.

Виды вооружения

БМП-2М в российской армии оснастили следующими видами вооружения:

  • пушка 2А42 с калибром 30 мм;
  • танковый пулемет Калашникова;
  • ракеты «Фагот» и «Конкурс».

Средства наблюдения и связи

Система управления в агрегате осуществляется через руль, напоминающий штурвал. За счет свободного вращения водителю не требуется прилагать большие усилия. Плавный поворот обеспечивает изменение тяги на гусеничном тракте, предохраняя ходовую часть от высокой нагрузки. Во время отпускания руля происходит автоматическое поступление системы к прямому передвижению.

В качестве приборов наблюдения и связи используются следующие виды устройств:

  • переговорный механизм для внутреннего сообщения — А-3;
  • рация формата Р-123М, 173 или 126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А или ТНПО-170А;
  • устройство ночного видения.


Общее устройство БМП-2

Маскировка

В БМП-2, кроме вооружения современной системы существует эффективная маскировка, включающая термодымовые агрегаты многократного действия. Это обеспечивает распространение непроглядной дымовой завести в видимом спектре. Ширина такой маскировки достигает 150 метров, обеспечивающие гранатометы 902В «Туча» (калибр 81 мм).

Мотор и трансмиссия

Двигатель в БМП-2 наделен мощностью 300 лошадиных сил. Механическое управление сухого типа использует двухдисковое сцепление. Пятиступенчатая коробка передач оснащена синхронизаторами на 4 высшие передачи. В качестве поворотного механизма агрегата используются планетарные редукторы.

Трансмиссия имеет механический тип со следующими характеристиками:

  • основной фрикцион многодисковый, сухого трения с постоянно замкнутой системой;
  • коробка передач простая — постоянное зацепление шестерен с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачу;
  • одна передача для заднего хода;
  • при активации замедленного диапазона скорость снижается в 1,44 раза;
  • поворотные механизмы — планетарные, две ступени;
  • многодисковые тормоза функционируют на масле с трением стали по металлокерамике.

Ходовая

Ходовая часть оснащена 6 опорными катками, выступающие в качестве подвижной базы корпуса на гусеничном тракте. БМП развивает скорость до 65 км/ч по магистрали и до 45 км/ч по пересеченной местности.

Агрегат способен преодолевать такие препятствия, как водные пространства на скорости до 7 км/ч. Движение осуществляется за счет поступательного вращения гусеничной ленты. Однако механизм вызывает проблемы, если необходимо двигаться против течения.

Защита и вооружение

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ ипротивотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».

Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.