Бмп-3 боевая машина пехоты

Алан-э-Дейл       07.11.2022 г.

ВЗЯТЬ ЗА РОГА

Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП-3. Через несколько секунд пушка БМП-3 двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.

Думаете, и там, в недрах боевой машины БМП-3, теснота? Отнюдь! Продольной регулировки сиденья хватило с запасом даже под мой рост (189 см), а его ход вверх-вниз и вовсе оказался сказочным. Нажимаешь рычажок – и как на лифте едешь мимо приборов наблюдения в открытый люк вместе с креслом: когда голова торчит наружу, обзорность отменная!

Сцепления в БМП-3 нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад). А рулить БМП-3 я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют – это управление правым и левым курсовыми пулеметами.


БМП-3

Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.

БМП-3, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!

Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП-3 послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина БМП-3 управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.

Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП-3 послушно тормозит двигателем. Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.

И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП-3 непролазных мест вообще не существует.


БМП-3

В корме БМП-3 над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину БМП-3 уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты БМП-3. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!

Оценка машины

Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник запаса танковых войск, кандидат военных наук:


БМП-3 с модулем Бахча-У на выставке Армия-2020.

Ричард Томлинсон, бывший сотрудник британской разведки MI-6:
«Мне как стажёру полагалось использовать каждую возможность учиться на опыте старших коллег. Одной из главных задач UKA являлось приобретение новейшего русского вооружения. Рассел велел мне прочесть дело об одной удачной покупке, и добавил: «Это классическая операция. Вы многое почерпнете, ознакомясь с ней».
BATTLE был одним из нескольких торговцев оружием, связанных с МИ-6. Такие люди являются хорошими источниками сведений о международной торговле оружием и могут быть полезны в создании выгодной конъюнктуры для британских компаний. BATTLE, англоиранский мультимиллионер, получал от МИ-6 за поставку таких данных сто тысяч фунтов в год. В конце 1991 года Объединённые Арабские Эмираты обратились к BATTLE с просьбой организовать покупку партии новых БМП-3, бронетранспортёров для личного состава. Эти машины, тогда лучшие в русской армии, представляют собой хорошо бронированное гусеничное десантное транспортное средство, вмещающее семерых пехотинцев и трёх членов экипажа. Министерство обороны прослышало, что их технические данные лучше, чем у западных аналогов, и обратилось к МИ-6 за сведениями.
BATTLE принялся за дело, совершал регулярные авиарейсы между Курганом, где находится конструкторское бюро БМП, и Абу-Даби. В конце концов, он договорился с русскими о продаже партии БМП-3, экспортного варианта с заниженными техническими данными, этому государству в районе Персидского залива. Бывая в Лондоне, BATTLE всякий раз виделся со своим руководителем из МИ-6 и в один из визитов сказал, что, когда он в последний раз был в Кургане, ему показали усовершенствованный вариант БМП-3. МИ-6 поручила ему попытаться приобрести одну машину. В следующую поездку, имея при себе пятьсот тысяч фунтов на подкуп и сфабрикованный сертификат конечного пользователя, BATTLE уговорил своего агента спрятать одну из усовершенствованных машин среди двадцати БПМ-3 экспортного варианта.
Партия БМП-3 отправилась из Кургана по железной дороге в польский порт Гданьск. Двадцать машин для ОАЕ были погружены на контейнеровоз и отправлены в Абу-Даби. Оставшаяся машина с помощью польского агента под покровом темноты была погружена на специально зафрахтованное «дикое» судно и отправлена в военный порт Марчвуд в Саутгемптоне. Оттуда её переправили в Научно-исследовательский институт вооружения (RARDE) для детального изучения и полевых испытаний.
Новая игрушка произвела сильное впечатление на инженеров института. Они установили, что огневая мощь БМП-3 значительно выше, чем у всех, имеющихся в арсенале Соединённого Королевства. Полевые испытания на полигоне в Шотландии, где машина была замаскирована фибергласовой оболочкой от русских спутников, показали, что её манёвренность, проходимость и скорость тоже выше, чем у западных аналогов. Сложная и дорогостоящая операция завершилась блестящим успехом, и RARDE пригласил большую часть сотрудников
Восточноевропейского управления в свой центр неподалёку от Камберли, чтобы выразить благодарность.»

История создания и производства

Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской армии. В ходе государственных испытаний в районе мыса Опук два прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в результате прицел и приборы наблюдения танка были выведены из строя, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали появились изломы с трещинами. Широкой публике впервые была продемонстрирована на параде 9 мая 1990 года.

В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.

БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оборудованы тепловизорным прицелом французского производства — такой же прицел используется на основном боевом танке армии ОАЭ — «Леклерк-Тропик». Бронемашина также закупалась рядом других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличие от британских и американских машин.

В 1997 году КНР приобрела лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97.

В 2019 году ожидается поставка опытной партии БМП-3 с перспективным необитаемым боевым модулем «Эпоха». Также планируется заключить долгосрочный контракт на серийную поставку более 150 новых БМП-3.

Броневой корпус и башня

Лобовая броня выдерживает попадания бронебойно-трассирующего снаряда ЗУБР6 калибром 30 мм с дистанции 200 метров, что позволяет говорить о эквивалентной устойчивости порядка 50 мм. Крыша и борта выдерживают пулю Б-32 калибром 12,7 мм с дистанции 100—200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,7 тонны, что не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При десантировании частичной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша над проходом в задней части двигателя. Топливные баки в передней части служат дополнительной защитой.

Вооружение и приборы

На БМП-3 установлено следующее вооружение:

  • 100-мм орудие / пусковая установка 2А70 весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, боекомплект 40 выстрелов (22 в автомате заряжания). ПТУР 9К116-3, БК — 8 ПТУР (3 в механизме заряжания).
  • Автоматическая 30-мм спаренная пушка 2А72, скорострельность 330 выстрелов в минуту, боекомплект — 300 ОФЗ и 200 БТ выстрелов. Для достижения приемлемой кучности при автоматике, основанной на отдаче с длинным ходом ствола, применена подвижная муфта, соединяющая стволы 2А70 и 2А72.
  • Пулеметы ПКТ 7,62х54: 2 курсовых в корпусе, управляются бойцами по бокам от механика-водителя (либо при их спешивании — дистанционно и синхронно механиком-водителем) и 1 спаренный с пушками в башне. Начальная скорость пули 855 м/с, боекомплект — 2000 патронов к каждому. Стабилизатор — 2Э52-2.

Возможна стрельба на плаву. Эффективная дальность стрельбы 4 км для 100-мм орудия, до 3,5—6,0 км — для ПТУР, 2 км — для 30-мм пушки. Максимальная дальность стрельбы снарядом 3УОФ19 и 3УОФ19-1 — 6,5 км.

Углы наводки 2А70 и 2А72 составляют по возвышению −6°/+60°, по азимуту 360°. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются. Система управления огнём (СУО) имеет автоматический и ручной режимы и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, возможна стрельба по низколетящим и зависшим вертолётам с применением СУО (однако ряд экспертов подвергают сомнению эффективность зенитного огня из 30-мм пушки с темпом стрельбы 330 выстрелов в минуту).

Подвижность

Дизельный двигатель УТД-29 имеет малую высоту; для выхода десанта, размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, установлены водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку высотой 0,7 м, подъём 30° и крен 25°. Натяжение гусениц управляется с места механика-водителя.

Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом.

Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания, есть помпа для откачки воды. Все 6 опорных катков с каждого борта — с гидроамортизаторами.

Загадочный «Паладин»

Творение холдингаВысокоточные комплексы» государственной корпорацииРостех».

Грубо говоря, это боевой робот. Точнее, дистанционно управляемый комплекс. База — распространённое шасси БМП-3. Как и вооружение — новейший необитаемый модульДрагун» с 30-мм и 100-мм пушками, созданный для модернизации БМП‑3.

Увы, показывалиПаладина»(пока) только специалистам и только в закрытой части экспозиции.

Удар»(фото: Евгений Белаш/WARHEAD.SU)

А вот его предшественника, робототехнический комплексУдар» — всем желающим, пусть и в виде макета.Удар» мог управляться по традиции — экипажем, а мог — дистанционно, автономно или по программе. Скорость при дистанционном управлении — до 40 км/час.

НаУдар» в теории ставится любой боевой модуль по желанию заказчика. Можно —Бумеранг»(с 30-мм пушкой) отКБ приборостроения», можно — 57-ммБайкал» от ЦНИИБуревестник». Или МБ2-03 с 30-мм гранатомётом от ОАОМуромтепловоз», или АБМ-БСМ 30 от НТЦИмпульс-2».

Операторы

БМП-1 в посёлке Лебяжье

БМП-1. 2006 год

БМП-1. 2005 год

БМП-1 в ВС Монголии. 2011 год

БМП-1 в ВС РФ. 2011 год

  • Азербайджан Азербайджан:
    • Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2016 год
    • Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Алжир Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 250 БМП-1/БМП-2/БМД-3, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения:
    • Вооружённые силы Армении — 75 БМП-1 и 6 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
    • МВД Армении — 44 БМП-1 и 1 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
    • Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — 90 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Венгрия Венгрия — некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Гвинея Гвинея — 2 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Греция Греция — 398 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Грузия Грузия — 25 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Египет Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Индия Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Иран Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Ирак Ирак — около 80 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2 скорее всего небоеспособных, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — около 50 БМП-1/БМП-1П, по состоянию на 2016 год
  • Ливия Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Мозамбик Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Монголия Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа Никарагуа — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Польша Польша — 1268 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия:
    • Сухопутные войска России — 500 БМП-1 (дополнительно 7000 БМП-1 на хранении) и некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год
    • Войска национальной гвардии России — 1650 БМП-1/БМП-2/БТР-80, по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Словакия Словакия — 148 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Судан Судан — 135 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  • Таджикистан Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 600 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — до 180 БМП-1, по состоянию на 2016 год[неавторитетный источник?]
  • Украина Украина:
    • Вооружённые силы Украины — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота Украины — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Уругвай Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Чад Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия — 98 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  • Эритрея Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

БМП-1 ВС Афганистана. 2005

  • Афганистан Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения.
  • Йемен Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год, 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Казахстан Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
  • СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  • США США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году
  • Финляндия Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
  • Швеция Швеция — 350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии)[источник не указан 1347 дней]
  • Югославия Югославия — 40 единиц поставлено из СССР в 1972 году
  • Южная Осетия Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год.

История успеха

Гусеничная боевая машина пехоты БМП-3 предназначена для доставки личного состава к переднему краю боевых действий, повышения его мобильности и защищённости на поле боя. Её разработка в рамках проекта «Объект 688» началась в 1977 году в курганском «Специальном конструкторском бюро машиностроения». Она создавалась как принципиально новая машина, которая не была результатом модернизации стоявших на вооружении БМП-1 и БМП-2.

Её испытания проходили с 1983 по 1986 год, а в 1987-м БМП-3 была принята на вооружение. Тогда же первые образцы, изготовленные на «Курганмашзаводе», поступили в мотострелковые войска. Впервые БМП-3 была продемонстрирована публике 9 мая 1990 года на параде в честь 45-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

  • БМП-3 на параде в честь 45-й годовщины победы в Великой Отечественной войне
  • РИА Новости

Несмотря на экономический кризис, ударивший и по российскому оборонному сектору после развала СССР в 1990-х годах, «Курганмашзавод» продолжил выпускать эти машины благодаря высокому спросу на них со стороны зарубежных заказчиков. Так, БМП-3 экспортировались в ОАЭ, Кувейт, Республику Кипр и другие страны. А в 1997 году Китай приобрёл права на изготовление её боевой части для использования при конструировании собственных бронемашин ZBD-04.

В 2015 году на оружейных выставках публике был представлен целый спектр модификаций БМП-3 с различным вооружением и оборудованием — «Витязь», «Деривация» и «Драгун».

В 2017-м Минобороны заключило контракт на поставку БМП-3 с безэкипажным боевым модулем «Эпоха». В конце 2019 года этот модуль был представлен Владимиру Путину на выставке в Национальном центре управления обороной РФ. По сообщениям военного ведомства, первые партии машин с «Эпохой» начали поступать в армию в 2020 году.

Серьёзное подспорье

В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин напомнил, что БМП-3 была разработана в СССР из-за необходимости усилить наступательные возможности боевых машин пехоты.

Также по теме


«Терминатор» третьего поколения: как Россия модернизирует боевую машину поддержки танков

Корпорация «Уралвагонзавод» создаёт боевую машину поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-3». Об этом сообщил индустриальный директор…

«Это хорошая машина с хорошими перспективами. На неё можно поставить более мощный двигатель, систему управления огнём, а также систему наблюдения за полем боя, ночные прицелы, систему борьбы с кумулятивными снарядами противника, активную и пассивную динамическую защиту и другие системы для защиты экипажа», — рассказал Литовкин.

В свою очередь, военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что новое оборудование повысит эффективность БМП-3 на поле боя.

«Данная модернизация проводится с учётом реального современного общевойскового боя, который может идти в любое время суток, для чего нужны тепловизионные прицелы. Кроме того, современный бой требует более эффективной и манёвренной боевой единицы, для чего необходим новый мощный двигатель. Отличительная особенность — новая система связи, которая требуется для того, чтобы БМП-3, как и другие боевые единицы, стала составной частью автоматизированной системы управления войсками», — пояснил эксперт.

Вооружение и возможности БМП-3 делают её незаменимой для Сухопутных войск российской армии, отметил аналитик.

Модульная альтернатива

На RAE 2015 была впервые представлена перспективная модульная концепция развития боевых машин семейства БМП-3. За основу было взято шасси БМП-3 «Драгун» с перенесенными вперед двигателем и элементами трансмиссии. По желанию заказчика оно может комплектоваться одним из трех ДУБМ – штатным модулем «Драгуна» с пушками 2А70 и 2А72, АУ-220М или же боевым отделением от «Спрут-СДМ1». Модули получили условные обозначения БМ 100+30, БМ 57 и БМ 125 соответственно. Примечательно, что все они дистанционно управляемые, что является еще одним шагом по направлению к созданию роботизированной БМП. Особый интерес представляет возможность установки БМ 125 на шасси «Драгуна». В результате в боевых порядках мотострелкового подразделения на БМП-3 может быть развернута СПТП, способная эффективно уничтожать бронетехнику противотанковыми снарядами. В перспективе на базе «Драгуна» может быть создано и самоходное артиллерийское орудие калибра 120 миллиметров по аналогии с 2С35 «Вена».

Концерн продемонстрировал на выставке и боевое отделение для машин семейства БМП-3, которое может быть предложено для установки вместо модуля «Бахча» разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения. В нем сохранено штатное вооружение БМП-3. Боевое отделение обеспечивает круговую защиту, превышающую 4-й уровень стандарта НАТО STANAG 4569 (защита от пуль калибра 14,5 мм, выпущенных с дистанции 200 м), и фронтальную защиту в диапазоне 120 градусов – по 6-му уровню (защита от 30-мм подкалиберных снарядов, выпущенных с дистанции 500 м). Время заряжания ПТУР уменьшено до 12 секунд. Допускается установка электронного помощника наводчика, который осуществляет сбор и хранение информации о текущем состоянии боевого отделения и его оборудования, аварийных ситуациях, настреле из пушек 2А70 и 2А72. Помощник позволяет предотвратить пуск ПТУР при неисправном оборудовании или при неверном замере дальности.

Выставка RAE 2015 наглядно показала, что конструкция боевых машин пехоты БМП-3 не является устаревшей. Данную технику по-прежнему можно относить к наиболее эффективным мировым образцам класса БМП. Оснащение БМП-3 новыми модулями отвечает мировым трендам и позволяет успешно выполнять любые задачи на современном поле боя. Реализация принципа дистанционного контроля вооружения постепенно приближает создание роботизированных боевых машин. Поэтому БМП-3 еще долго останется востребована вооруженными силами – как российскими, так и зарубежными.

Защита

Башня и корпус БМП-3 изготавливаются из специальных броневых алюминиевых сплавов со стальными броневыми накладками в лобовой части. Бронирование машины гарантирует круговую защиту личного состава и десанта, а также аппаратуры от осколков и пуль. Лобовая часть корпуса и башни защищает в пределах углов безопасного маневрирования от бронебойного калиберного снаряда 30-мм пушки на расстоянии до 300 м.

Для защиты от мин днище БМП-3 сделано двойным, а сидения экипажа крепятся к бортам и стойкам. Машина оснащена унифицированной системой «Туча» для постановки дымовых завес, имеющей шесть пусковых установок, а также термодымовой аппаратурой.

БМП-3 имеет систему коллективной защиты (СКЗ), которая обеспечивает безопасность экипажа и внутреннего оборудования от ядерного, биологического и химического оружия массового поражения. В СКЗ помимо бронированного корпуса и башни со специальными поглощающими материалами входит система герметизации обитаемых отделений и подачи в них предварительно очищенного воздуха, а также комплект приборов обнаружения и индикации химической и радиационной опасности. Современные машины могут оснащаться также дополнительной динамической защитой.

Противопожарное оборудование БМП-3 состоит из двух автономных автоматических систем, находящихся в моторно-трансмиссионном отделении и отсеке для людей. Системы могут запускаться как автоматически, так и вручную. Имеются в машине и ручные огнетушители.

БМП-3, состоящие на вооружении сухопутных войск Объединенных Арабских Эмиратов

Прибор ГО-27 (ПРХР) предназначен для обнаружения радиоактивной и химической опасности и оповещения о ее наличии.

Фильтровентиляционная установка (ФВУ) призвана обеспечить подачу в машину воздуха, очищенного от пыли, биологически активных, радиоактивных и отравляющих веществ. Она также подогревает воздух в холодное время года, служит для вентиляции обитаемых отделений.

БМП-3 «Деривация» с 57-мм автоматической артустановкой АУ-220М — фотодетализация

Одной из сенсационных новинок X Международной выставки вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2015 в Нижнем Тагиле стала модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 (ОКР «Деривация») с 57-мм автоматической артиллерийской установкой АУ-220М в безэкипажной башне. Модернизированная БМП-3 может применяться в различных метеорологических условиях, в любое время года, при температуре окружающего воздуха от -40ºC до +40ºC, в горных условиях на высоте до 3000 м над уровнем моря, при относительной влажности до 98% при температуре окружающего воздуха +25 ºC. Мощное вооружение позволяет эффективно поражать живую силу противника (в том числе в средствах индивидуальной защиты), расчеты ПТУР, легкобронированную и небронированную технику, а также современные БМП, беспилотные летательные аппараты, низколетящие самолеты и вертолеты.

Артустановка АУ-220М представляет собой бронированную низкопрофильную безэкипажную башню кругового вращения, в которой размещено вооружение, система управления огнем и другое оборудование. Входящая в состав артиллерийской установки 57-мм автоматическая пушка имеет скорострельность не менее 80…100 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 8000 м, углы вертикального наведения от -5 до +60 град. Боекомплект орудия составляют 200 выстрелов, из которых 80 размещены в автоматизированной боеукладке. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов.

Машина оснащена развитой системой управления огнем, в которую входят прицелы командира и наводчика с телевизионным, тепловизионным, лазерно-дальномерным каналами, а также лазерным лучевым каналом управления, системами формирования видеотракта, выверки и стабилизированного наведения. Прицел командира — панорамный, наводчика — с ограничением сектора по горизонту до -90 до +45 град. Также в составе СУО имеется центральная вычислительная система, блок преобразования и коммутации видеосигналов и сигналов управления с оптоволоконной системой передачи видеоизображений, комплект датчиков (параметров атмосферы, угла наклона цапф пушки и т.д.).

Модернизированная БМП оснащена системой предупреждения о лазерном облучении и постановки аэрозольных завес, комплексом топопривязки, навигации и ориентирования, комплексом средств связи и передачи данных, фильтровентиляционной установкой, быстродействующей системой пожаротушения.

За счет использования безэкипажной башни артустановки АУ-220М, у которой отсутствует подбашенное отделение, внутри боевой машины высвободился значительный объем, позволивший более рационально скомпоновать места экипажа и необходимые приборы и агрегаты. Кроме того, в обитаемом отделении появились два дополнительных места для десанта.

По мнению большинства специалистов, модернизированная БМП-3 «Деривация» с 57-мм артустановкой АУ-220М значительно повысит мобильность, вооруженность и защищенность мотострелковых подразделений, действующих на поле боя, в том числе в условиях применения оружия массового поражения.

Основные технические характеристики

Тип машины Гусеничная, бронированная, плавающая, авиатранспортируемая
Полная боевая масса, т 19,3+2%
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7+2 (дополнительные места)
Двигатель
Марка УТД-29, четырехтактный дизель, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 368 (500)
Максимальная скорость
— по шоссе, км/ч, не менее 70
— на плаву, км/ч, не менее 10
Вооружение
57-мм автоматическая пушка АУ-220М
7,62-мм пулемет ПКТМ
Система управления огнем
Структурный состав:
• Прицел командира
• Прицел наводчика
• Центрально-вычислительная система
• Блок преобразования и коммутации видеосигналов и сигналов управления с оптоволоконной системой передачи видеоизображений
• Комплекстопопривязки, навигации и ориентирования
• Система стабилизированного наведения блока оружия
• Комплекс средств связи и передачи данных
• Комплекс управления механизмами и стрельбы

Ниже представлены фотообзор и фотодетализация БМП-3 «Деривация» с 57-мм артустановкой АУ-220М, показанной на выставке Russia Arms EXPO 2015, проходившей 9-12 сентября в Нижнем Тагиле.

БМП-3 «ДЕРИВАЦИЯ» — ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ И ОБЩИЕ ВИДЫ
ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР

Фото Дениса Передриенко

От «Тигров» до «Медведей»

Немалая часть уличного стенда компанииВПК» была посвящена улучшенным вариантам различных бронеавтомобилей. Например, СПМ-3 ВПК-3924Медведь», предназначенный для перевозки личного состава силовых подразделений полиции, ФСБ или Росгвардии при проведении контртеррористических операций в зоне повышенной опасности.

СПМ-3 ВПК-3924Медведь»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.SU)

Или машины на базеТигров»: БМО 9А332Гибка-С» для перевозки отделения прикрытия ПВО и АМН 233114 с боевым модулемАрбалет-ДМ». Последний может быть оборудован как 23-мм пушкой АП-23, так и автоматическим гранатомётом, и в зависимости от задач будетработать» или машиной ПВО, или огневой поддержки.

БМО 9А332 ПЗРКГибка-С»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.SU)

АМН 233114 с боевым модулемАрбалет-ДМ»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.SU)

Вообще концернВПК» ориентирован на изменениябазовых» моделей бронеавтомобилей в соответствии с желанием заказчика. Так, например, штатныйТигр» можно оборудовать дополнительной защитой двигателя, усиленным светом, включая поисковый прожектор, видеокамерами кругового обзора, антитравматическими креслами…

Впрочем, центром притяжения посетителей на стенде был раскрашенный в пустынный камуфляж MRAP собственной разработки —ВПК-Урал». По словам руководителя направления по работе со СМИ Сергея Викторовича Суворова, машина только недавно сошла с конвейера, но имеет очень хорошие перспективы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

MRAPВПК-Урал»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.S)

При создании машины конструкторы не стали изобретать велосипед, а взяли хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации узлы и агрегаты. Шасси и подвеска — 4×4 отУрала-53099», двигатель — дизельный ярославский шестицилиндровый ЯМЗ-536, коробка передач — автоматическая в базе. Сделано это в первую очередь потому, что ориентирование идёт на зарубежного покупателя, но в установке МКПП нет ничего сложного.

Нижняя частьВПК-Урал»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.SU)

Интерьер и сиденьяВПК-Урал»(фото: Александр Потёмкин/WARHEAD.SU)

Бронекорпус собственный, сиденья не имеют точек соприкосновения с полом, аподвешены» вдоль стен, чтобы уменьшить повреждения личного состава при подрыве на мине. Таким образомв базе» достигается пятый класс баллистической защиты(термоупрочнённая пуля калибра 7,62×39) и устойчивость к подрыву на фугасе с шестью килограммами взрывчатого вещества.

К сожалению, прорывных новинок в большинстве своём на форумеАрмия-2019» не было представлено. Однако можно отметить тенденцию к максимальному улучшению уже существующей базы бронезащищённых автомобилей и адаптацию их линеек к нуждам потребителей — причём не столько из России, сколько из других стран.

Будем надеяться, что такие нужные машины будут мелькать не только в хрониках из-за границы, но и на фотографиях с учений в нашей стране. Ведь они нам нужны, да?

Вооружение

Спаренные пулемёт ПКТ 7,62 мм и пушка 2А72 30 мм устанавливаются на башне с вращением 3600, с вертикальными углами наклона ствола от -4 до +600. Теперь может стоять боевой модуль с дистанционной автоматической модернизированной пушкой 2А72 и усовершенствованным способом управления огнём для пулемёта Калашникова. Через люк в корме боец может атаковать воздушную цель (БПЛА, вертолёт, самолёт), применяя ПЗРК «Иглу-Н», на высоте до 3,5 км, тяжёлый танк, используя ПТУР «Атака-Д» на расстоянии до 10 км.

дея конструкторов 1990-х выдалась простой и эффективной, правильной для своего времени. В армии РФ на 2017-й 3000 БТР-80, некоторые могут быть переоборудованными и под БРДМ-3, чтобы заменять собой оставшиеся после распада СССР 1000 единиц БРДМ-2 из 2500 машин.

Модернизации на основе БМП-3

Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие. В ходе работы появились следующие машины:

  • БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км;
  • БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде;
  • БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули;
  • БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника;
  • БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км;
  • БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм;
  • БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.

Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна.

Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.