Большие десантные корабли проекта 1171

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

История

В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточно современный корабельный состав, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи своим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку большого десантного корабля океанской зоны. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского Союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставила вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс.

Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить двигатели вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль был классифицирован как «БДК» (Большой десантный корабль) и строился исключительно для ВМФ.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Проект 11711Э» . oaoosk.ru (на русском языке). Архивировано из оригинального 15 февраля 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  2. ^ https://flotprom.ru/2019/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C59/
  3. ^ https://www.navalnews.com/naval-news/2021/01/yantar-shipyard-on-schedule-with-improved-ivan-gren-class-lst-construction/
  4. ^ «Янтарь завершит строительство десантного корабля« Иван Грен »в 2012 году» . rusnavy.com . 14 февраля 2011. Архивировано 9 мая 2018 года . Проверено 5 января 2018 года .
  5. ^ «Калининградский завод» Янтарь «получил контракт на продолжение строительства десантных кораблей» . flot.com (на русском языке). 9 октября 2010 года архивация с оригинала на 9 мая 2018 года . Проверено 5 января 2018 года .
  6. ^ «Десантный корабль Иван Грен готовится к спуску на воду» . rusnavy.com . 25 апреля 2012 года архивация с оригинала на 21 июня 2018 . Проверено 5 января 2019 .
  7. ^ «Армия и ОПК» . ТАСС . Архивировано из оригинального 21 октября 2014 года . Проверено 5 января 2019 .
  8. ^ «Россия заказывает второй десантный корабль типа» Иван Грен « . janes.com . Архивировано 18 октября 2014 года . Проверено 18 октября 2014 года .
  9. ^ «Десантный корабль Ивана Грена: Нет надежды присоединиться к флоту до марта из-за проблем с обратным ходом, — говорит инсайдер» . млн сегодня . 18 января 2018. Архивировано 27 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 .
  10. ^ «Россия завершает ходовые испытания большого десантного корабля» . ТАСС . 4 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года . Проверено 8 мая 2018 .
  11. Джонс, Брюс (22 июня 2018 г.). «ВМФ России сдал в эксплуатацию первый десантный корабль типа« Иван Грен » . janes.com . Архивировано 26 июля 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  12. ^ «Русский ВМФ сбрасывает планы для большего количества ЛСТ проекта 11711 Иван Грен» . navyrecognition.com . 1 марта 2018. Архивировано 10 октября 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  13. ^ «Россия на заказ дополнительных, улучшенных, десантных кораблей: кораблестроитель» . navaltoday.com . 4 декабря 2018. Архивировано 6 декабря 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  14. ^ «Россия построит еще два больших десантных корабля» . ТАСС . 3 декабря 2018. Архивировано 6 декабря 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  15. ^ «Два фрегата, два десантных корабля должны быть заложены 23 апреля» . ТАСС . 9 апреля 2019 года. Архивировано 10 апреля 2019 года . Проверено 13 апреля 2019 .
  16. ^ a b c «Владимир Путин принял участие в закладке кораблей на верфях ОСК» (Пресс-релиз). Объединенная судостроительная корпорация. 23 апреля 2019 года. Архивировано 24 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 года .
  17. ^ «Последние российские десантные корабли будут иметь водоизмещение на 40% больше» . tass.com . 17 февраля 2021 . Проверено 17 февраля 2021 года .
  18. ^ a b c «Новая пара БДК проекта 11711 будет отличаться от» Ивана Грена «и» Петра Моргунова « « . flotprom.ru . 23 апреля 2019 года. Архивировано 23 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 года .
  19. ^ «Моргунов прибыл в Североморск» .
  20. ^ «Моргунов прибыл в Североморск» .
  21. ^ «На БДК« Иван Грен »поднят Андреевский флаг» (Пресс-релиз). Янтарь ССЗ. 20 июня 2018. Архивировано 29 июня 2018 года . Проверено 20 июня 2018 .
  22. ^ «Российский судостроительный завод» Янтарь «провел закладку киля для второго десантного корабля проекта 11711» Петр Моргунов « « . navyrecognition.com . 12 июня 2015. Архивировано 21 июня 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  23. ^ «Россия выпускает большой десантный корабль» . ТАСС . 25 мая 2018. Архивировано 17 октября 2018 года . Проверено 5 января 2019 .
  24. ^ «« Пётр Моргунов »начал ходовые испытания» . Объединенная судостроительная корпорация. 13 декабря 2019 . Проверено 16 декабря 2019 .
  25. ^ https://tass.com/defense/1238931
  26. ^ https: //www.m militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=543072&lang=RU
  27. ^ https://www.navyrecognition.com/index.php/news/defence-news/2020/de December 9407- admiral- golovko- project- 22350- frigate- to- join- nintage- fleet- of- russian- navy .html
  28. ^ https://www.interfax.ru/russia/742631
  29. ^ «ВМФ РФ может заказать дополнительные БДК модернизированного проекта 11711» . www.korabel.ru (на русском языке) . Проверено 26 марта 2020 .

Большой десантный корабль «Саратов» проекта 1171 ВМС РФ

БДК «Саратов» прошел через пролив Босфор

БДК «Саратов» в проливе Босфор

БДК «Саратов» после ремонта

БДК «Саратов» в восточной части Средиземного моря

Большой десантный корабль «Саратов»

Большой десантный корабль «Саратов» (бывший «БДК-10», «Воронежский комсомолец», «БДК-65») является головным в серии из 14 кораблей проекта 1171, построенной четырьмя сериями на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде для ВМФ СССР.

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО — «Alligator») — серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может вместить груз из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Саратов» (бортовой номер 150) был заложен под именем «БДК-10» 05 февраля 1964 года, строительный номер 291. Спущен на воду 01 июля 1964 года. Вступил в строй 18 августа 1966 года. Вошел в состав Черноморского флота.

Имел следующие бортовые номера: 9 (1966 год); 447 (1969 год); 419 (1972 год); 405, 431, 435 (1974 год); 136, 139 (1982 год); 142 (1985 год); 146 (1989 год); 150 (с 1990 года).

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узлов. Дальность плавания 10 тысяч миль при 15 узлах. Вместимость до 1500 тонн техники и грузов. Экипаж составляет 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 3х8 ПУ ПЗРК.

22 февраля 1967 года кораблю было присвоено имя «Воронежский комсомолец». Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Крымскую ВМБ (Донузлав).

С 1966 по 2004 год с подразделениями морской пехоты на борту совершил более 20 дальних походов продолжительностью 6-8 месяцев.

В период с 1991 по 1994 год находился в консервации в Одессе. В этот период 15 февраля 1992 года был переименован в «БДК-65». В ходе раздела флота был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года за 4 рейса перевез из пункта погрузки Гонио (район Батуми) в пункт высадки Утришенок (район Новороссийска) часть вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье.

26 июля 2003 года корабль был переименован в «Саратов».

10 августа 2008 года в составе группировки кораблей Черноморского флота принял бой с грузинскими катерами в ходе войны в Южной Осетии.

Осенью-зимой 2012 года выполнил задачи похода в Средиземное море. 10 декабря большие десантные корабли «Новочеркасск» и «Саратов» Черноморского флота после похода в Средиземное море прибыли в Новороссийск.

По сообщению от 11 января 2013 года на корабле, который направлялся в восточную часть Средиземного моря для участия в межфлотском учении ВМФ России, вышел из строя один из дизель-генераторов. В связи с этим командованием принято решение о проведении необходимого ремонта с привлечением специалистов плавмастерской «ПМ-56», на борту которой имеются необходимые запасные части. Корабль прошел ремонт при участии «ПМ-56» в сирийском порту Тартус.

По сообщению от 17 февраля 2014 года завершил десятимесячный ремонт в Севастополе. В 2014 году БДК «Саратов» выполнил, по меньшей мере, 4 похода в Средиземное море. 04 марта рано утром БДК «Саратов» и БДК «Ямал» прошли через турецкий пролив Босфор и вошли в Черное море.

26 июля 2015 года принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Севастополе.

Литература

  • Ерохин В.И. [dlib.eastview.com/browse/doc/219108 Истинный «артиллерийский бог» в Военно-Морском Флоте]. Морской сборник № 5, 2001.
  • Гринкевич В., Корсунский М. Адмирал Иван Грен.- Таллин, «Ээсти Раамат», 1978.
  • Ерохин В.И. Страницы жизни адмирала.- Москва, «Крипто-логос», 2008.
  • 300 лет Российского Военно-Морского Флота. 1696-1996 Под редакцией И.В. Касатонова.- СПб флаг», 1996.
  • Пантелеев Ю.А. Морской фронт. –М.: «Воениздат», 1965.
  • Коршунов Ю.Л. Люди, корабли, оружие (к 70-летию 1-го ЦНИИ МО РФ). 1932-2002.СПб.: «Моринтех», 2002.
  • «Иван Грен»: хроника рейса. – Таллин: «Рыбак Эстонии»,№ 18(1602), 9 октября 1975.
  • Ерохин В.И. Пушки наших моряков. Морской сборник № 4, 2000.
  • Ерохин В.и.»В артиллерии мы были сильны».О вкладе Н.Г.Кузнецоа в развитие морской артиллерии.Морской сборник №7,2004
  • Близниченко С. С. Флагманы флота Азовского и Чёрного морей 1917—1945 гг. Краснодар: Диапазон-В, 2010. — 336 с.

Конструкция

БДК проекта 775 — многопалубный корабль типа «ro-ro» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля, и
развитой кормовой надстройкой. Надстройки изготовлены из легких сплавов. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 12 отсеков. Корпус на всем своем протяжении имеет двойное дно. Танковый трюм имеет высоту двух межпалубных пространств. Он отделен от наружных бортов продольными переборками. По высоте трюма, между этими переборками и наружной обшивкой корпуса, расположены кубрики для личного состава десанта, оба МО (в 10-м отсеке) с газоходами и шахтами вентиляции, а также механизмы обслуживания носового высадочного устройства и кормового закрытия-сходни. Под палубой танкового трюма расположены балластные цистерны (обеспечивающие проход корабля во время высадки к урезу воды), а в междудонном пространстве -топливные цистерны. Корпусные конструкции в носовой оконечности имеют специальные подкрепления, предотвращающие деформацию обшивки во время касания грунта.

БДК имеет 2 носовых якоря и специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованого берега, а также стягивает с мели при отходе от берега.

Большой десантный корабль проекта 775

Нормальное водоизмещение корабля составляет 4080 т,
наибольшая длина — 112.5 м, ширина — 15,01 м, осадка – 3,6 м.
Корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) в танковый трюме (длина 95 м, ширина 4.5 м, высота 4.5 м), на оборудованное, необорудованое побережье или на плав при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта на
побережье…

Носовое высадочное устройство включает
носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном
положении находится под створками ворот и опускается с помощью
гидравлического привода. Кормовое закрытие-сходня представляет герметично закрывающийся лацпорт.
Устройства управляются дистанционно с единого централизованного поста (основной режим) или с местных постов управления (резервный режим).

Высадка десанта с неплавающей техникой может
осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованое побережье с минимальным
уклоном дна 2 — 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на
корабль грузов), при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.

Артиллерийское
вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой
типа МР-103, дальностью стрельбы до 9 км и боекомплектом в 1100 снарядов на каждую АУ.
Скорострельность — 100 выстрелов в минуту. Осколочно-трассирующие снаряды оснащены контактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

     Артиллерийская установка
«АК-725»

Радиолокационное
вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных
целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи.
Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы.

Силовая
установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает
два дизельных двигателя Zgoda — Sulzer 16ZVB40/48 мощностью по 9600 л.с. работающих на два гребных
винта, расположенных в тоннельном образовании в кормовой оконечности корабля.
ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках.
Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора ДГ-750 мощностью до 500
кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе
топлива составляет около 4000 миль.

Автономность корабля (по запасам провизии) достигает
30 суток.
Экипаж 98 человек, в т.ч. 8 офицеров.

Главная страница История Состав Гостевая книга

Конструкция

Корабли имеют внешний вид, схожий с сухогрузом. Надстройка только на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт используется для приема и выгрузки плавсредств в доковую камеру. На судне имеются краны для погрузки грузов, располагающиеся на палубе. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 узлов, полное водоизмещение — 4650 тонн. Корпус корабля использовался в качестве прототипа для более крупного десантного корабля океанской зоны проекта 1174 «Носорог».

Десантные возможности

Корабль может вмещать до 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёртым твиндеками). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находится отсек для бронетехники, там же имеется десантная аппарель закрытая раздвижными воротами, а в корме для погрузочно разгрузочных операций оборудован откидной лацпорт.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм — ЗИФ-31Б. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» дальностью действия около 21 км. Для противовоздушной обороны большинство кораблей серии вооружалось двумя-тремя переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Корабли проекта 1171 «Тапир»

Корабли проекта 1171 (шифр «Тапир», а по классификации НАТО – «Alligator» class) – серия из 14 больших десантных кораблей (БДК) четырех модификаций, построенных в Советском Союзе в 1964-1975 годах.

БДК предназначены для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна (а плавающей техники – на воду) и для переброски морем войск и грузов. На корабле класса 1171 можно разместить 20 боевых танков или 45 бронетранспортеров (или боевых машин пехоты), или 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (в зависимости от модификации корабля) составляет 313 или 440 человек. БДК может перевозить до 1 000 т полезных грузов. На носу БДК находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Корабль класса «Тапир» вооружен одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В конце 1950-х годов у советского военно-морского флота (ВМФ) появилась потребность в создании большого десантного корабля океанской зоны действия. И в 1959 году руководство ВМФ сформулировало техническое задание (ленинградскому ЦКБ-50) на разработку БДК проекта 1171 с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными данными западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время можно было бы использовать как десантный корабль. Оба проекта объединили в один под общим обозначением: проект 1171 «Тапир». Но Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных двигателях (ВМФ требовалась скорость до 17 узлов) становилась нерентабельной. Головной корабль проекта 1171 «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года, спущен на воду – 1 июля 1964-го, а принят в боевой состав флота – 18 августа 1966 года. Корабли проекта 1171 строились в Калиниграде на Прибалтийском судостроительном с 1964-го по 1975 год. Всего было построено 14 кораблей (из 15 запланированных) в четырех вариантах. Четыре БДК данной серии до сих пор служат на Черноморском и Тихоокеанском флотах России.

Читать: Ракетно — артиллерийское вооружение России

КОНСТРУКЦИЯ

БДК проекта 1171 – это многопалубный корабль типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого – 90 м, ширина – 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п. В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше – мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля располагается только на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными воротами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках расположены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) БДК включает в себя два дизеля 58А суммарной мощностью до 18 000 л. с, работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи.

Читать: Управляемая ракета Р-27

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БДК ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»

  • Водоизмещение, т: – порожнее: 2760 – стандартное: 3040 – полное:4650
  • Размерения, м: – длина: 113,1 – ширина: 15,6 – осадка: 4,15 (6,15 – при полной загрузке)
  • ГЭУ: два дизеля М-58А общей мощностью 18 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов: до 17
  • Дальность плавания, морских миль: 4800 (на 16 узлах)
  • Автономность плавания, суток: 10-20 (в зависимости от модификации БДК)
  • Вооружение: 1 х 57-мм универсальная спаренная башенная АУ АК-725,2 х 25-мм 2М-ЗМ (на БДК мод. IV), 2 х 55-мм МРГ-1 «Огонек» (БДК «Николай Вилков»); 2 х РСЗО А-215 «Град-М» (160 неуправляемых ракет) (на мод. III и IV), 2-3 х ПЗРК «Стрела-3» (16-24 ракеты).
  • Экипаж, чел.: до 70

Возможно вам будет интересно:

  • Корабли проекта 1171 «Тапир»
  • Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»
  • Десантные корабли ВМФ России
  • Патрульные корабли проекта 062 (класс «Шанхай»)
  • Пехотно-десантные корабли типа LCI
  • Большой десантный корабль (БДК) проекта 775

Состав серии

Корабли проекта строились с 1964 по 1975 год в Калининграде. Всего в серии было запланировано 15 кораблей, последний из которых так и не был достроен. 14 построенных кораблей проекта долго находились в составе Военно-Морского Флота СССР, а позже и в составе Военно-Морского Флота России. На Черноморском и Тихоокеанском флотах до сих пор служат четыре корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки. Ещё один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян

Название б/н Заложен Спущен В строю Флот Состояние Примечание
Мод. I
БДК-10 150 05.02.1964 01.07.1964 18.08.1966 В строю с 22.02. — «Воронежский комсомолец»; с 15.02.1992 – БДК-65; с 26.07.2003 — «Саратов»
БДК-6 144 04.07.1964 15.02.1965 30.12.1966 ЧФ Списан 19.03.1992 с 9.11.1970 — «Крымский комсомолец»; переоборудован в сухогруз; в 1995 выброшен на берег; утилизирован.
БДК-13 093 18.02.1965 26.03.1966 30.09.1967 ТОФ Списан 05.07.1994 с 20.06.1972 — «Томский комсомолец»; с 15.02.1992 — БДК-25
БДК-62 023 05.08.1966 01.03.1967 29.12.1967 Списан 01.12.1997 с 14.09.1981 по 15.02.1992 — «Комсомолец Карелии»
Мод. II
БДК-66 085 07.03.1967 28.08.1967 27.09.1968 ТОФ Списан 05.07.1994 с 13.02.1975 — «Сергей Лазо»
БДК-69 148 30.08.1967 29.02.1968 31.12.1968 В строю с 20.10.2002 — «Орск»
Мод. III
БДК-77 099 12.03.1968 31.08.1969 30.09.1969 ТОФ Списан 05.07.1994 с 12.10.1972 — «50 лет шефства ВЛКСМ»; с 15.02.1992 – БДК-80
Донецкий шахтёр 119 05.09.1968 10.03.1969 31.12.1969 Списан 10.04.2002
БДК-100 115 18.03.1969 11.10.1969 30.09.1970 БФ Затонул 30.06.1993 с 11.04.1970 — «Красная Пресня». Затонул при буксировке в шторм.
БДК-104 н/д 17.10.1969 31.03.1970 10.06.1971 ЧФ, ВМСУ С 30.09.2004 сухогруз «Горлiвка» с 25.05.1982 — «Илья Азаров»; с 10.01.1996 — в ВМСУ; с 25.07.1997 — U401 «Рівне».
Александр Торцев 062 06.04.1970 27.11.1970 31.12.1971 ТОФ Списан 05.07.1994
Пётр Ильичёв 044 30.11.1970 30.08.1971 29.12.1972 БФ, СФ Списан 30.06.1993
Мод. IV
Николай Вилков 081 03.09.1971 30.11.1973 30.07.1974 ТОФ В строю
Николай Фильченков 152 30.01.1974 29.03.1975 30.12.1975 В строю
Николай Голубец Не достраивался

Боевой путь

Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2020 и 2018 гг.

Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства для бесконтактной высадки десанта;
  • улучшенная обитаемость.

Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • моральное устаревание;
  • невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • проблемы заднего хода.

В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.

Между тем руководство рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:

  • полное водоизмещение – не менее 6000 т;
  • десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
  • оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Конструкция

Корабли имеют внешний вид, схожий с сухогрузом. Надстройка только на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт используется для приема и выгрузки плавсредств в доковую камеру. На судне имеются краны для погрузки грузов, располагающиеся на палубе. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 узлов, полное водоизмещение — 4650 тонн.Корпус корабля использовался в качестве прототипа для более крупного десантного корабля океанской зоны проекта 1174 «Носорог».

Десантные возможности

Корабль может вмещать до 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300—400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёртым твиндеками). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находится отсек для бронетехники, там же имеется десантная аппарель, закрытая раздвижными воротами, а в корме для погрузочно-разгрузочных операций оборудован откидной лацпорт.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм — ЗИФ-31Б. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» дальностью действия около 21 км. Для противовоздушной обороны большинство кораблей серии вооружалось двумя-тремя переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект 11711 1171 775М Тип 072-III (Китай)
Год выпуска 2018 1964–1975 1974–1991 2003–2005
Водоизмещение – стандартное – полное 5000* 3040 4360 2768 4080 3430 4170
Размерения – длина – ширина – осадка 120 6,5 3,6 113 15,6 4,15(6,15) 112,5 15 3,7 119,5 16,4 2,8
Скорость 18 16 17,5 18
Дальность 3500 (на скорости 16 уз.) 4800 (12 уз.) 3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.) 3000 (14 уз.)
Автономность, сут. 30 20 30 30
Экипаж, чел. (офицеров) 100 69 55 (5) 87(8) 104
ГЭУ 2 Д × 5200 л.с. 2 Д × 4500 л.с. 2 Д × 9600 л.с. 2 Д × 4745 л.с.
Вооружение 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало» 1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС) 1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3» 1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников 13 / 36 300 20 / 47 440 10 /12 340 10/н.д. 120
Авиация 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» нет нет верт. площадка
Построено 1 14 28 9
В строю 1 4 16 9

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).

Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Аналоги[ | ]

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танесантные корабли, созданные на основе американских танесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2×122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствамиLCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2×140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Конструкция[ | код]

Корабли имеют внешний вид, схожий с сухогрузом. Надстройка только на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт используется для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. На судне имеются краны для погрузки грузов, располагающиеся на палубе. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 узлов, полное водоизмещение — 4650 тонн.
Корпус корабля использовался в качестве прототипа для более крупного десантного корабля океанской зоны проекта 1174 «Носорог».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.