Оглавление
- Служба
- «Поющий фрегат»
- Модернизация российского фрегата «Маршал Шапошников» завершится в 2020 году
- Примечания
- Постройка и испытания
- Технические характеристики
- Учредители ООО «ПРОЕКТ-61»
- Коды ОКВЭД
- История изменений в ЕГРЮЛ за 2018 год
- Краткая информация
- «Более мощная боевая единица»
- Вооружение кораблей
- История создания
Служба
Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.
В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.
18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).
В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)
В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).
С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.
С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.
25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.
27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.
15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.
26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»
24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна
С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.
С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».
6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».
С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».
«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог
«Поющий фрегат»
Находившийся в строю уже 9 лет «Отважный» имел репутацию одного из лучших боевых кораблей ЧФ. Построенный по «проекту 61» корабль водоизмещением 4390 тонн имел вооружение, позволявшее успешно бороться и с авиацией, и с подводными лодками противника. «Изюминкой» «проекта 61» было не только сочетание мощного оружия с умеренным водоизмещением, но и отличная мореходность и уникальная газотурбинная двигательная установка, позволяющая кораблю за считанные минуты в любых погодных условиях развивать скорость до 34 узлов. Вероятно, поэтому американские моряки прозвали новые советские БПК «поющими фрегатами» — когда корабль давал полный ход, зрителям оставалось лишь быстро затихающее «пение» турбин умчавшегося вдаль корабля! В советском флоте БПК «проекта 61» гордо называли «гончие океанов». Естественно, что при проектировании такого корабля конструкторы уделили достаточно внимания такому важнейшему его качеству, как живучесть. В числе прочих технических новинок БПК имел противопожарную систему «Карат», которая при скачке температуры до +70 °С автоматически начинала подачу пены и воды в любой подпалубный отсек корабля. Правда, датчики «Карата» оказались настолько чувствительными, что после нескольких случаев срабатывания системы даже на огонь зажигалки было принято решение перевести «Карат» в режим сигнализации. Теперь вместо мгновенного срабатывания система сначала только извещала о месте пожара и лишь после нажатия вахтенным офицером кнопки на пульте приступала к тушению.
Модернизация российского фрегата «Маршал Шапошников» завершится в 2020 году
Российский корабль, теперь уже фрегат «Маршал Шапошников» после завершения ремонта и модернизации выйдет в море на испытания до конца 2020 года, а его поступление в состав ВМФ РФ планируется на 2020 год. Об этом ранее сообщала пресс-службе Тихоокеанского флота (ТОФ).
«Планируется, что первые контрольные выходы в море «Маршал Шапошников» совершит до конца текущего года», — отмечается в сообщении подрядчика ООО «Дальзавод».
Модернизация предусматривает установку комплексов крылатых ракет «Калибр» и противокорабельных ракет «Уран», которые будут установлены вместо второй 100-мм артустановки АК-100 и устаревших ПУ ПЛУР «Раструб». Планируется также замена гидроакустических установок, электроники, в частности систем радиоэлектронного вооружения, обновление комплексов ПВО и слаживание систем корабля с новейшими образцами авиатехники.
Сейчас идёт подбор личного состава, который производится в соответствии со штатным расписанием, учитывающим новый, существенно расширенный состав вооружения корабля.
Ранее «Маршал Шапошников» относился к классу больших противолодочных кораблей, но после завершения модернизации он будет сочетать возможности носителя высокоточных крылатых ракет «Калибр» и противолодочного корабля.
Корабли проекта 1155 шифр «Фрегат» обладают хорошими ходовыми качествами и имеют газотурбинную силовую установку, которая позволила избежать многих проблем, возникающих при эксплуатации котлотурбинных систем. Корабль способен нести два вертолета Ка-27 в противолодочном исполнении.
Однако строились корабли данного проекта именно как противолодочные и поэтому эффективно способны бороться только с субмаринами противника, но не могут наносить удары по суше и беззащитны перед ракетами и авиацией, а в ходе модернизации все эти пробелы будут восполнены. Модернизация превратит «Фрегаты» из узкоспециальных в многофункциональные корабли, что позволит им еще долгие годы оставаться грозной силой.
На данный момент большие противолодочные корабли “Маршал Шапошников”, “Маршал Шапошников”, “Адмирал Виноградов” и “Адмирал Трибуц” готовятся к постановке на модернизацию, “Адмирал Левченко”, “Вице-адмирал Кулаков” и “Cевероморск” продолжают нести службу и выполнять свои задачи, а “Адмирал Харламов” поставлен в плавучий док СРЗ «Нерпа» филиала АО « и является донором запчастей.
Напомним о том, что сейчас в составе Военно-морского флота Российской Федерации несут службу 8 из 12 построенных больших противолодочных корабля проекта 1155 шифр “Фрегат”. Корабли данного проекта являются основой противолодочных сил ВМФ РФ в дальней морской зоне, способны длительно вести поиск и уничтожение подводных лодок противника в удаленных районах и побывали на всех океанах, включая Северный Ледовитый, поучаствовав в операции по эвакуации советских граждан из Эфиопии 1990 году, компании по борьбе с сомалийскими пиратами в 2005-2010 году и усиливали группировку российских войск у берегов Сирии.
Примечания
На кораблях проектов 61М и 61МП
Sims P., Bosworth M., Cable C., Fireman H. Historical Review of Cruiser Characteristics, Roles and Missions. — Washington D.C.: SFAC Report Nо. 9030-04-C1, March 2005.
↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — СПб: «Галерея Принт», 2005. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0094-5.
↑ Заболоцкий В. П., Костриченко В. В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61. — М.: Военная книга, 2005. — 192 с. — ISBN 5–902863–03–1.
↑
Никольский В. И. Большие противолодочные корабли проекта 61. // Судостроение. — 1995. — № 8–9.
История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946–1991 гг.). — СПб.: Судостроение, 1996. — Т. 5. — 544 с. — ISBN 5–7355–0540–8.
↑
Каржавин Б. А
Гибель «Отважного». — СПб.: Корвет, 1994. — 368 с. — ISBN 5-88100-005-6.
Бережной С. С
Советский ВМФ 1945–1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. — Серия «Морская коллекция», 1995, №1. — 32 с.
Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.
Двухбалочная Mk-11 стреляла каждые 36 секунд, однобалочная Mk-13 — каждые 8 секунд.
Хотя формально 533-мм торпеды проекта 61 тоже доставали на дистанцию 15-20 километров, на практике из-за большого времени хода торпеды, на таком расстоянии они были малоэффективны против быстроходных субмарин.
Постройка и испытания
Головной корабль проекта – «Надёжный» – во время испытаний, 1979 год
Заказ на постройку кораблей проекта 61МЭ выполнил судостроительный завод имени 61 коммунара в городе Николаеве. Ранее именно на этом заводе была построена большая часть БПК проекта 61 для ВМФ СССР. Имеющийся опыт постройки, а также хорошо отлаженная работа предприятия позволила выполнить индийский заказ в достаточно короткие сроки. Уже в 1974 году, ещё в ходе проектирования кораблей в СПКБ, завод начал выпускать технологическую документацию для начала строительства, и 11 сентября 1976 года головной корабль проекта был заложен на стапеле. В ноябре того же года за головным последовал второй, а в июне следующего – 1977 – года заложили и третий БПК проекта 61МЭ. Предполагалось постройкой этих трёх кораблей и ограничиться, однако в 1979 году, когда головной корабль уже завершался строительством, руководство ВМС Индии решило увеличить свой заказ ещё на две единицы. Для этих двух кораблей второй серии проект был несколько усовершенствован; заложены они были в 1981 и 1982 годах, а сданы заказчику уже в 1986 и 1987-м соответственно.
При достройке корабли комплектовались советскими экипажами и временно включались в состав 130-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. После прохождения всех испытаний принятый от промышленности корабль приводили в Поти, где его принимал индийский экипаж. Предварительно индийские моряки стажировались на советском БПК «Решительный», а потом, после получения своего корабля – дополнительно проходили практику уже на нём. Полигоны для этой практики предоставлял советский Черноморский флот. В Индию достроенные корабли уходили уже с индийскими экипажами, на борту первое время оставалось лишь несколько гарантийных специалистов от советской промышленности. В дальнейшем обслуживание и поддержание боеготовности техники переходило полностью к индийской стороне; по контракту с СССР для ремонта газотурбинных двигателей в индийском порту Вишакхапатнам был построен специализированный завод.
Сроки строительства всех кораблей проекта 61МЭ отражены в таблице ниже.
Название, заводской № | Заложен | Спущен на воду | Вступил в строй | Передан ВМС Индии | Индийское название, бортовой номер |
---|---|---|---|---|---|
«Надёжный», С-2201 | 11.09.1976 | 17.09.1977 | 30.11.1979 | 4.05.1980 | «Раджпут» (англ. Rajput), D51 |
«Губительный», С-2202 | 29.11.1976 | 27.09.1978 | 30.09.1981 | 10.02.1982 | «Рана» (англ. Rana), D52 |
«Ловкий», С-2203 | 29.06.1977 | 16.06.1979 | 20.07.1983 | 24.11.1983 | «Ранджит» (англ. Ranjit), D53 |
«Твёрдый», С-2204 | 24.10.1981 | 12.03.1983 | 30.12.1985 | 21.04.1986 | «Ранвир» (англ. Ranvir), D54 |
«Толковый», С-2205 | 19.03.1982 | 1.02.1986 | 15.10.1987 | 21.12.1987 | «Ранвиджай» (англ. Ranvijay), D55 |
Принятые Индией корабли в дальнейшем включались в состав Восточного флота ВМС Индии с главной базой в порту Вишакхапатнам.
Технические характеристики
БПК проекта 1155 | БПК проекта 1155.1 | |
Нормальное водоизмещение | 6840 тонн | 7700 тонн |
Полное водоизмещение | 7480 тонн | 8900 тонн |
Длина корабля | 163,5 | 163,5 м |
Ширина | 19 м | 19 м |
Осадка | 5,2 м | 5,2 м |
Скорость | 30 узлов полная, 14 – экономическая | Полная — 32, экономическая 18 узлов |
Запас хода | 1300 морских миль на полной скорости, 3500 на экономической | 3500 морских миль |
Автономность | 30 суток | 30 суток |
Численность экипажа | 220 человек | 296 человек |
К сожалению, точная информация о характеристиках этих кораблей отсутствует, источники противоречат друг другу, причем очень заметно. В частности, приводятся самые разные данные о мощности силовой установки и запасе хода БПК.
Учредители ООО «ПРОЕКТ-61»
ФИО | Доля | ИНН |
---|---|---|
10 000 руб. | 616823530208 |
Коды ОКВЭД
ООО «ПРОЕКТ-61» имеет право заниматься 7 видами деятельности.
Код | Наименование |
---|---|
71.12 | Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях |
Код | Наименование |
---|---|
47.78.9 | Торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах |
71.11.1 | Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта |
71.12.3 | Работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы |
71.12.4 | Деятельность геодезическая и картографическая |
71.12.45 | Инженерные изыскания в строительстве |
71.12.5 | Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения |
История изменений в ЕГРЮЛ за 2018 год
2018
- 29.10.2018
-
ГРН
6186196070857 -
Код СПВЗ
13400 -
Код НО
6196
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области
Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации
- 25.10.2018
-
ГРН
6186196059824 -
Код СПВЗ
13300 -
Код НО
6196
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области
Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации
- 23.10.2018
-
ГРН
6186196053312 -
Код СПВЗ
13200 -
Код НО
6196
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области
Представление сведений об учете юридического лица в налоговом органе
- 23.10.2018
-
ГРН
1186196045200 -
Код СПВЗ
11201 -
Код НО
6196
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области
Создание юридического лица
Документы:
- Р11001 заявление о создании ЮЛ
- Решение № 1
- Документ об оплате государственной пошлины от 18.10.2018
- Устав ЮЛ
- Гарантийное письмо
- Копия паспорта
Показать еще
Краткая информация
Организация ООО «ПРОЕКТ-61» зарегистрирована 23.10.2018 г. регистратором: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области. После регистрации, компании присвоены: ОГРН: 1186196045200, ИНН: 6164123884 и КПП: 616401001.
Основной вид деятельности — «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях», также организация имеет 6 дополнительных вида деятельности.
Юридический адрес ООО «ПРОЕКТ-61» — 344002, Ростовская область, г. Ростов-На, ул. Станиславского, д. 8а10/1113, комната 8.
«Более мощная боевая единица»
Работы по обновлению «Маршала Шапошникова» проводились на мощностях АО «Центр судоремонта «Дальзавод» (Владивосток). По данным военного ведомства, на судне был «выполнен ремонт донно-забортной арматуры, заменена часть корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование и установлены современные комплексы ударного ракетного оружия».
Как отмечают на «Дальзаводе», глубокая модернизация «Маршала Шапошникова» привела к изменению облика корабля и позволила продлить срок его эксплуатации.
«Проект такого масштаба впервые реализуется в России… После глубокой модернизации в АО «Центр судоремонта «Дальзавод» корабль («Маршал Шапошников») станет фрегатом и будет представлять собой более мощную боевую единицу», — говорится на сайте предприятия.
- Модернизированный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников»
- РИА Новости
Помимо нового ракетного и артиллерийского вооружения, на «Маршале Шапошникове» были установлены более совершенные вспомогательные механизмы, силовой агрегат, рулевое устройство, средства связи, обнаружения и навигации.
Из информации, представленной на стенде «Дальзавода», следует, что «Маршал Шапошников» получил достаточно мощное радиоэлектронное вооружение. Оно включает несколько радиолокационных станций (РЛС), боевую информационно-управляющую систему «Сигма», средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ТК-25, систему обработки радиолокационной информации СОИ 5П-30П, комплекс посадки вертолётов «Тюльпан-В1», универсальную систему управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира».
Также по теме
«Задачи по захвату плацдармов»: как новейший десантный корабль «Пётр Моргунов» усилит ВМФ России
Военно-морскому флоту РФ передали большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. Торжественная церемония прошла на…
Однако главной особенностью обновлённого «Маршала Шапошникова» стал универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), который позволяет проводить пуски «Калибров», «Ониксов», гиперзвуковых «Цирконов» и противолодочных управляемых ракет комплекса «Ответ».
В частности, «Маршал Шапошников» получил возможность применять крылатые ракеты.
Второй по счёту корабль проекта 1155, который может подвергнуться перевоплощению из БПК во фрегат, — это БПК «Адмирал Виноградов», также несущий службу на Тихоокеанском флоте.
По информации «Известий», в результате глубокой модернизации «Адмирал Виноградов» должен получить вооружение ещё мощнее, чем установлено на «Маршале Шапошникове».
В частности, на палубе корабля может появиться зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-М». Данное средство ПВО оснащено двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками ГШ-6-30 и восемью ракетными установками. Такой арсенал позволяет бороться со всеми типами воздушных целей на дальности до 20 км и на высоте до 15 км.
Основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает целесообразной установку «Панцирь-М» на корабли ВМФ. По его словам, комплекс существенно повышает возможности противовоздушной обороны военно-морских платформ России. Сейчас «Панцирь-М» устанавливается на малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», а в будущем им планируется оснащать фрегаты проекта 22350.
«Панцирь-М» — это модификация одноимённого сухопутного комплекса, который получил успешное боевое крещение в Сирии. Насколько я понимаю, корабельная версия впитала лучшее от него. Главное достоинство семейства «Панцирь» заключается в способности вести огонь как зенитным, так и пушечным вооружением», — пояснил Корнев RT.
- ЗРАК «Панцирь-М»
- РИА Новости
Из данных, представленных в сентябре на информационном стенде «Дальзавода», следует, что в результате модернизации на «Адмирале Виноградове» могут быть установлены малогабаритный торпедный комплекс «Пакет», многоканальный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», РЛС «Минерал», «Пума», «Позитив» и «Фуркэ» с системой обработки информации.
Как ожидают на предприятии, «Адмирал Виноградов» получит возможность применения гиперзвуковых ракет, в два раза больший боекомплект противокорабельных боеприпасов, а с установкой «Пакета» будет улучшена противоторпедная защита судна.
Согласно подсчётам инженеров, с новым арсеналом боевой потенциал «Адмирала Виноградова» увеличится в два раза по сравнению с нынешнем уровнем.
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
Схема применения комплекса «Раструб-Б»
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Противокорабельная крылатая ракета «Москит»
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
История создания
Проектирование корабля началось в 1956 г. Согласно оперативно-тактическому заданию, в функции корабля входила противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолётов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона. Разработка проекта была поручена Институту военного кораблестроения.
В процессе предэскизного проектирования определялся состав вооружения и его рациональная компоновка. Было принято линейно-возвышенное расположение ЗРК и артустановок (по одному ЗРК и одной артустановке в носовой и кормовой частях корабя); гидроакустические средства для уменьшения осадки было решено разместить в выдвижном обтекателе; из состава вооружения исключили противолодочные ракеты, за счёт чего боекомплект зенитных ракет увеличили до 24; при этом стандартное водоизмещение корабля составило 3600 т. При утверждении тактико-технического задания было предложено рассмотреть вариант применения на корабле газотурбинного двигателя. В итоге этот вариант, уменьшавший водоизмещение на 400 т, был принят. Таким образом, корабль стал первым в мире крупным боевым кораблём с газовыми турбинами в качестве основного двигателя
.
После утверждения в начале 1957 г. основных тактико-технических элементов, ЦКБ-53 во главе с Б. И. Купенским приступило к разработке эскизного проекта. Технический проект был завершён и утверждён в 1958 г., после чего на заводе им. 61 коммунара в Николаеве 15 сентября 1959 г. был заложен головной корабль — «Комсомолец Украины». 31 декабря 1960 г. он был спущен на воду, а 15 октября 1962 г. был передан флоту для государственных испытаний. Программа испытаний была полностью выполнена кроме испытаний на полный ход, которые из-за неотработанности двигательной установки перенесли на 1963 г. Было обнаружено также отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения, однако со скидкой на принципиальную новизну корабля результат был признан удовлетворительным.
К числу прочих, более мелких замечаний, впоследствии успешно устранённых, была недостаточная надёжность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления артогнём «Турель». Было отмечено, что малый радиус обнаружения подводных лодок гидроакустическими средствами не позволял использовать противолодочные торпеды и бомбомёты РБУ-6000 на максимальную дальность.
Испытания подтвердили хорошую мореходность корабля, обеспечение полной скорости хода при волнении до 4-5 баллов, хорошую работу успокоителей качки. Максимальная скорость головного корабля составила 35.5 узлов, а на всех других кораблях серии не опускалась ниже 34 уз.
31 декабря 1962 г. после подписания акта Госприёмки корабль был зачислен в состав ВМФ СССР. В 1966 г. создатели корабля были удостоены Ленинской премии.

Эта тема закрыта для публикации ответов.