Гроза небес: 6 знаковых тяжелых бомбардировщиков второй мировой войны

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

B-2 Spirit

Эти американские сверхзвуковые бомбардировщики – самые высокотехнологические и дорогие в мире. Цена одного экземпляра превышает два миллиарда долларов. Первые модели выпустили еще в 80-х годах минувшего столетия. Уже через 10 лет программа была законсервирована по причине высокой стоимости проекта, которая была не под силу даже США.

За указанный период изготовили 21 единицу. Самолеты сделаны с использованием технологий «стелс». Этот показатель существенно ниже компактных модификаций F-22 и F-35. В-2 оснащается только свободнопадающими бомбами, что снижает эффективность использования машин против врага, оснащенного современными средствами ПВО. Например, отечественный ЗРК С-400 может запросто обнаружить Spirit. В результате указанные самолеты причисляют к довольно неоднозначным бомбардировщикам в плане эффективности при ядерном конфликте.

Рассматриваемый летательный аппарат сделан по типу «летающего крыла», не имеет вертикального оперения. Конструкция в большинстве своем изготовлена из алюминиевого и титанового сплава с участием углепластиковых компонентов повышенной тепловой устойчивости.

ТТХ самолета В-2:

  • длина/высота – 20,9/5,45 м;
  • крыло по размаху – 52,4 м;
  • вес пустой/взлетный – 56,7/168,4 т;
  • силовой агрегат – четыре двигателя ТРДД General Electric F118-GE;
  • скоростной порог – 1,01 тыс. км/ч;
  • дальность практическая – 18,5 тыс. км;
  • состав экипажа – 3 человека.

Можно ли считать бомбардировки Дрездена военным преступлением?

«Дрезден надо рассматривать в контексте всей войны. Если Дрезден был военным преступлением, тогда военным преступлением были и многие другие воздушные бомбардировки Второй мировой войны — как со стороны немцев, так и со стороны союзников», — сказал куратор военно-исторического музея бундесвера в Дрездене Йенс Венер в интервью информационному агентству dpa.

Дрезден был не только жемчужиной культуры Германии, но и одним из ключевых перевалочных пунктов, через которые шли эшелоны с солдатами и техникой, одним из ведущих военно-промышленных центров и гарнизоном.

«Дрезден был важным военным пунктом со значимыми административными структурами. В городе были размещены, о чём часто забывают, 12 тыс. военнослужащих», — рассказал историк Мориц Хоффман в интервью немецкому телеканалу DW. 

Больше фактов из истории Великой Отечественной войны — в проекте RT #СтраницыПобеды. Присоединяйтесь к нам в Instagram, YouTube, , и следите за почасовой хроникой последних месяцев войны в .

− Скоростной дальний бомбардировщик Ильюшин ДБ-4 (ЦКБ-56)

В 1939 г. ОКБ С.В. Ильюшина приступило к разработке скоростного дальнего бомбардировщика ДБ-4 (ЦКБ-56). Предполагалось, что самолет будет оснащаться двумя двигателями М-120 или АМ-36, которые в то время находились в разработке. По сравнению с ДБ-ЗФ новый бомбардировщик был больше в габаритах, имел двухкилевое оперение, экипаж самолета состоял из 4 человек.К октябрю 1940 г. был построен опытный, образец ДБ-4, который по причине отсутствия доведенных двигателей М-120 или АМ-36 оснастили двигателями АМ-37. Первый полет опытной машины состоялся 15 октября 1940 г., во время испытаний выявилось много недостатков, которые были учтены и устранены при постройке второй опытной машины. Однако после нескольких полетов во время заводских испытаний приняли решение ДБ-4 на госиспытания не предъявлять, а все работы по нему прекратить, так как в октябре 1940 г. в серию запустили бомбардировщик Ер-2 того же класса.

Эскиз опытного бомбардировщика Ильюшин ДБ-4

Характеристики скоростного бомбардировщика ДБ-4 (ЦКБ-56):экипаж — 4 человека,силовая установка — 2 х АМ-37 мощностью по 1030 л. с,размах крыла — 25,0 м и его площадь — 83,0 м2,длина самолета — 17,85 м,высота — 5,1 м,вес пустого — 7561 кг,взлетный вес — 13 000 кг,максимальная скорость — 500 км/ч,дальность — 4000 км,практический потолок — 10 000 м,вооружение — 3—4 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и 3000 кг бомб.

читать далее »

Handley Page «Halifax». Великобритания, 1941

«Галифакс», хоть и опоздал к началу войны, тем не менее, отпахал ее до самого последнего дня. Причем, не только в Королевских ВВС. Бомбардировщик состоял на вооружении ВВС Австралии, Новой Зеландии, Канады.

«Галифаксы» очень своевременно сменили «Стирлинги», которые явно были мишенями для немецких истребителей и фактически ничего не могли им противопоставить.

Первый свой рейд «Галифаксы» совершили в ночь с 11 на 12 марта 1941 года на захваченный немцами французский порт Гавр. Это был дебют, за которым последовало множество других операций, суть которых была классической бомбардировкой.

За время службы в Королевских ВВС «Галифаксы» совершили 82 773 самолёто-вылета и сбросили 224 000 тонн авиабомб.

Всего было построено 6178 «Галифаксов» различных модификаций, потери составили 1833 самолета.

Вообще, из «Галифакса» получился очень неплохой многоцелевой самолет. Он боролся с подводными лодками в противолодочной комплектации, буксировал планеры, сбрасывал грузы партизанам в Югославии и Польше, высаживал десанты.

И это один из немногих самолетов, чья карьера продолжилась и после войны в качестве грузового и пассажирского самолета.

Достоинства: крепкий середнячок.

Недостатки: дальность действия и вооружение.

Боевое применение

К сожалению, массовое применение Ту-2 началось только к исходу войны, когда наладился серийный выпуск этих машин. Опыт применения первых Ту-2 в 1942 году показал — экипаж всегда успешно отражал атаки мессершмитов и ни одного самолёта не было потеряно. Простота и лёгкость управления нового бомбардировщика выгодно отличала его от капризного Пе-2.

Лишь ненадёжные моторы М-82 портили общее впечатление, но и в случае отказа Ту-2 устойчиво продолжал полёт на одном двигателе.

Массированные вылеты в 1944 году были совершены накануне Выборгской операции, Ту-2 уничтожили тогда многие огневые точки и финские истребители были бессильны, все самолёты успешно отражали их атаки. Почувствовали мощь бомбовых ударов Ту-2 немецкие войска в Белорусии перед началом операции «Багратион».

В апреле 1945 года Ту-2 совместно с Пе-8 в количестве 516 самолётов уничтожали живую силу и боевую технику гитлеровских войск в Кенигсберге. В первый день Берлинской операции Ту-2 сбросили 97 тонн, в последующие дни подавляли оставшиеся очаги сопротивления в центре столицы рейха.

Ту-2 «Летучая мышь»

Свойства вещества

Фосфор в природе существует в 4 модификациях, и главный интерес для военного дела представляет так называемый «белый фосфор». Это воскообразное вещество может самовозгораться при взаимодействии с кислородом, при этом температура горения достигает 1300 градусов Цельсия.

Собственно, принцип действия боеприпасов сводится к разбрасыванию фосфора наружу. При горении также образует густой и ядовитый белый дым.

Другие возможные последствия – отравление. Вещество было открыто ещё в 15 веке, тогда же была установлена и его огнеопасность. Но разработать способы получения в промышленных масштабах удалось только в 19 веке. Надо отметить, что другая модификация вещества – красный фосфор – тоже применяется в зажигательном оружии, но в меньших масштабах и неядовита. «Жёлтым» же называют плохо очищенную белую модификацию.

B-32 «Доминатор»

Этот американский бомбардировщик относится к тяжелым монопланам с консольным высоко размещенным крылом и шасси с тремя стойками. Техника обладала двойным килевым оперением хвоста, удлиненным крылом. Всего изготовили 118 единиц этой серии.

Характеристики:

  • габариты – 25300/10100 мм;
  • крыло в размахе – 41200 мм;
  • вес пустой/взлетный – 27000/50500 кг;
  • моторы – четыре «движка» Wright R-3350 с параметром силы 2,2 тыс. л. с.;
  • скоростной предел – 575 км/ч;
  • дальность – 4,8 тыс. км;
  • боевой запас – 12,7-миллиметровые пулеметы «Браунинг» (10 шт.), комплект бомбовый составил 9,1 т;
  • команда – 10 чел.

Кто начал первым?

Первые бомбардировки городов, находящихся вдалеке от линии фронта, осуществили японцы. Еще в конце сентября 1937 года они начали бомбить китайские города Нанкин и Гуанчжоу. Военное значение этих ударов было минимальным. Главная цель, которую преследовали японские милитаристы, — внушить страх китайцам, дать им понять, что даже глубоко в тылу может постичь кара за сопротивление врагу.

Небольшое количество участвовавших в налетах на эти и другие китайские города японских самолетов и их относительно малая бомбовая нагрузка (бомбардировщики были не стратегические, а обычные фронтовые) не позволили добиться устрашающих результатов. По-настоящему масштабные бомбовые удары были впервые нанесены все же в Европе.

wikipedia.org
Руины китайского города Чунцин 1940 г.

В ходе так называемой «битвы за Англию» люфтваффе практически стерли с лица земли небольшой британский город Ковентри. Стратегических бомбардировщиков у немцев тоже не было, и их отсутствие компенсировалось количеством самолетов. 437 «Хейнкелей» в ночь с 14 на 15 ноября 1940 года сбросили на город с 250-тысячным населением 394 тонны фугасных бомб и 56 тонн зажигательных.

Кроме того, было сброшено 127 парашютных мин. Они представляли собой большой (до 2,7 м длиной) сигарообразный боеприпас с мощным фугасным зарядом. Их взрывы выбивали в близлежащих строениях все окна и двери, обеспечивая свободный приток воздуха во внутренние помещения.

После того, как через кровлю, разрушенную обычными фугасными бомбами, внутрь здания попадали бомбы зажигательные, отсутствие окон и дверей создавало сильную тягу, позволявшую огню быстро охватить все здание.

Изначальной целью бомбардировки Ковентри являлись многочисленные предприятия британской авиационной промышленности, располагавшиеся на окраинах города. Но в ходе налета значительная часть бомб упала на центр и жилые кварталы.

pastvu.com
Разрушенный собор св. Михаила в Ковентри.

Последовавшие вслед за этим налетом бомбардировки других британских промышленных центров и столицы Англии Лондона не принесли, однако, нацистам тех результатов, на которые они рассчитывали. Промышленное производство довольно быстро восстанавливалось. Не удалось сломить и моральный дух гражданского населения. Был получен обратный эффект: бесчеловечные методы ведения войны вызвали только озлобление и сплотили английский народ вокруг правительства Черчилля.

Появление бомбардировщика

Впервые применение аэропланов для поражения наземных целей предприняли до начала Первой мировой войны. Вместо бомб тогда применялись металлические дротики или флешетты. По размерам они немного превышали карандаш. Таким образом, бомбежка дротиками велась сверху по позициям пехоты и кавалерии. Вес такой стрелы – 30 грамм, она способна была пробить 150 мм древесины. Первую авиационную бомбу создал итальянский военный К. Ципелли. Его главной целью являлось проектирование взрывателя, который должен был сработать в самый ответственный момент. Последующие опыты с гранатами разных типов привели к смерти изобретателя.

Самое первое боевое бомбометание состоялось 1 ноября 1911 года. В разгар итало-турецкой войны итальянский летчик Гавотти сбросил 4 бомбы на турков в городе Триполи. Немного позже в качестве поражающих элементов итальянцы начали использовать картечь.

Стратегическая авиация 1945–1965 гг

Изначально атомные бомбы несли «обычные» самолеты дальней авиации, которые были поршневыми. Однако быстрый прогресс реактивных истребителей потребовал роста скорости бомбардировщиков, и сразу после окончания Второй мировой войны турбореактивные двигатели получили и они.

В начале 1950-х гг. в арсеналах СССР и США появились термоядерные бомбы. У американцев они были намного крупнее атомных бомб и весили до 19 т. Это потребовало более крупных носителей, чем В-29, которые сбросили первые атомные бомбы на Японию. В США под «термояд» в 1946 г. был сделан огромный бомбардировщик В-36 с гибридной силовой установкой: 6 поршневых и 4 реактивных двигателя. Он простоял на вооружении до 1959 г., но основным носителем уже не считался – появились более совершенные чисто реактивные машины.

Бомбардировщик В-29 «Суперкрепость». США. 1945 г

Бомбардировщик В-36 «Конвэр». США. 1949 г

Американцы разрабатывали реактивный тяжелый бомбардировщик В-47 с 1943 г. по 1947 г. Мощности 4 двигателей В-47 не хватило, и на нем установили 6 двигателей. В СССР первый реактивный тяжелый бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо только в 1952 г. Зато его двигатели АМ-3 оказались в 4 раза мощнее чем у В-47, и их понадобилось всего два. Первые реактивные «стратеги» не устраивали военных по боевой нагрузке и дальности, поэтому и в США, и в СССР почти сразу появилось их второе поколение. Американцы по-прежнему увлекались многомоторностью – на В-52 было 8 двигателей. КБ Туполева сделало ставку на экономичность, и Ту-95 получил уникальные и по сей день турбовинтовые двигатели. Бомбардировщики стареют медленно: истребители начала 1950-х гг. уже давно списаны, В-52 и Ту-95 стоят на вооружении до сих пор.

Бомбардировщик В-52 «Стратосферная крепость». США. 1952 г.

Непонятно почему, но англичане решили принять на вооружение сразу три типа тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие. Они получили общее обозначение V-серия V-серия, хотя общим у них была только первая буква названий. Первый из них – «Вэллиент» – был, в общем, самолетом обычной схемы, а вот два других весьма интересны. «Вулкан» был построен по редкой для бомбардировщиков схеме «бесхвостка», то есть не имел горизонтального оперения. А футуристические формы «Виктора» до сих пор служат источником вдохновения для авиационных художников.

Бомбардировщик «Вэллиент». Великобритания. 1955 г.

Бомбардировщик «Вулкан». Великобритания. 1956 г.

Бомбардировщик «Виктор». Великобритания. 1958 г.

Задача истребителя – догнать, задача бомбардировщика – убежать. Поэтому сверхзвуковой бомбардировщик В58 появился в США уже в 1956 г., всего через пару лет после появления сверхзвуковых истребителей.

Машина оказалась сложной и ненадежной и была снята с вооружения, прослужив всего 10 лет. Советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 тоже был не подарок, но все же пробыл в строю до середины 1990-х гг.

Следующая попытка американцев оказалась и вовсе неудачной. Бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия», способный лететь втрое быстрее скорости звука, поднялся в воздух в 1964 г. Однако он оказался слишком дорог, и построено было только два опытных самолета, да и то один из них был потерян в результате столкновения с истребителем сопровождения.

Бомбардировщик Ту-22. СССР. 1962 г.

Тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны встречали истребители противника, «ощетинившись» десятками стволов пулеметов и пушек. Их реактивные наследники ограничивались уже единичными стрелковыми оборонительными системами. С появлением ракет «воздух-воздух», которые истребители запускали с дистанции нескольких километров, защита огнем и вовсе потеряла смысл. Англичане строили свою V-серию уже без пушек, американцы демонтировали с В-52 стоявшую в хвосте 20-мм шестистволку. На советских бомбардировщиках пушечную установку оставили – но не для поражения вражеских истребителей, а для отстрела помеховых снарядов. Они взрываются, разбрасывая полоски фольги и создавая «радиооблако», которое мешает РЛС противника увидеть бомбардировщик.

Бомбардировщик В-58 «Хастлер» . США. 1956 г.

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем». 

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 предприятий и организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году. 

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии. 

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полет, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. А в начале февраля текущего года впервые в небо поднялся опытный глубокомодернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М.

Ту-95 — первый советский межконтинентальный бомбардировщик

Межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 

Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.

Бомбардировщик Ту-95. 

Ту-95 является единственным в мире принятым на вооружение турбовинтовым бомбардировщиком, который предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любых погодных условиях и в любое время суток. Всего выпущено более 5 тыс. машин.

Бомбардировщик Ту-95 вблизи Алеутских островов в сопровождении истребителя. 

Летом 2010 года Ту-95 поставил мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США».

Consolidated B-24 Liberator

Consolidated B-24 Liberator. | Фото: Belleville News-Democrat.

Другим не менее известным тяжелым бомбардировщиком ВВС США был Consolidated B-24 Liberator, который также использовался Британией в битве за Атлантику. Считается самым массовым бомбардировщиком в истории авиации. Всего было произведено 18,5 тысяч экземпляров «Либерейтора». США часто использовали B-24 совместно с B-17 как часть стратегической бомбардировочной кампании над материковой Европой. В сравнении с «Летающей крепостью» конструкция «Либерейтора» была существенно доработана. Бомбардировщик был намного быстрее, мощнее и маневреннее.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик

Бомбардировщик Илья Муромец (1913г.) 

Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» — так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.

Бомбардировщик Илья Муромец, созданный конструктором Сикорским. 

«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.

Кабина бомбардировщика Илья Муромец. 

В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.

Илья Муромец в воздухе. 

Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

Ошибка Гитлера?

Идеиамерика-бомбера» всплывали несколько раз в инициативном порядке. Тут можно вспомнить и знаменитый ракетоплан ЗенгераЗильберфогель», и попытки братьев Хортенов спроектировать реактивный межконтинентальный бомбардировщик. Общим для этих проектов была ещё бо́льшая их фантастичность и практическая неосуществимость. Скорее, это были красивые мечты, чем реальные серьёзные работы.

Хортен» Но XVIII, попытка создать межконтинентальный реактивный бомбардировщик. На бумаге поражал своими характеристиками, но технологический уровень Третьего рейха не позволял их достигнуть даже в перспективе

Уже ближе к нашему времени многие любители рейха, и люфтваффе в частности, смотря на проектные ЛТХамерика-бомберов», стали недоумевать, почему Гитлер вместо постройки флота таких великолепных стратегических бомбардировщиков приказал свернуть работы? Так и родилась легенда, что немецкие армады бомбардировщиков стояли на пороге США, и только известная глупость фюрера спасла американские города от бомбёжек. Но факты упрямо говорят, что даже шанса на появление межконтинентального бомбардировщика у Третьего рейха не было, даже если убрать за скобки налёты союзников. Что тут говорить — в США, при огромном опыте в вопросах стратегической авиации, получить подобную машину смогли лишь в 1947 году.

РакетопланЗильберфогель», ставший одним из символов Третьего рейха, нельзя назвать иначе как обычной фантазией

К сожалению, миф о технологическом величии Третьего рейха слишком укоренился в массовом сознании людей. И многим проще списать всё на бесноватого Гитлера, чем принять факт: Германия под управлением нацистов бездарно растеряла почти весь научный потенциал и во многом отставала не то что от США и Британии, но даже в чём-то и от СССР.

Consolidated B-24 «Либератор»

Тяжелый американский стратегический бомбардировщик изготавливали корпорации «Консолидейд», «Норс Американ», «Дуглас», «Форд Мотор». Годы выпуска – 1940-45. В серию вышло несколько вариаций, которые отличались силовыми установками, вооружением, оснащением. Конструкция машины – цельный корпус с трехопорным трансформирующимся шасси. В серию вышло более 18 тысяч единиц.

Параметры:

  • габариты – 20600/5700 мм;
  • размер крыла с учетом размаха – 33500 мм;
  • вес пустой/взлетный – 17,2/35,2 т;
  • моторы – четыре «Прат энд Витни» на 1,2 тысячи л. с.;
  • скорость предельная – 488 км/ч;
  • дальность полета – 3,7 тыс. км;
  • боекомплект – 12,7-мм (10 штук) и восемь 7,62-миллиметровых пулеметов «Браунинг», четыре орудия калибром 20 мм, бомбовый запас – 3600 кг;
  • количество членов команды – до 10-ти.

Бойня от друзей по оружию

Осенью 1944 года союзники столкнулись с неожиданной проблемой: тяжелых бомбардировщиков и истребителей прикрытия стало так много, что для них не хватало промышленных целей: не сидеть же без дела. И к полному удовлетворению Артура Харриса не только англичане, но и американцы стали последовательно уничтожать немецкие города. Сильнейшим налетам были подвергнуты Берлин, Штутгарт, Дармштадт, Фрайбург, Хайльбронн. Апогеем акций массового убийства стало уничтожение Дрездена в середине февраля 1945 года. В это время город был буквально наводнен десятками тысяч беженцев из восточных районов Германии. Бойню начали 800 английских бомбардировщиков в ночь с 13 на 14 февраля. На центр города было обрушено 650 тыс. зажигательных и фугасных бомб. Днем Дрезден бомбили 1 350 американских бомбардировщиков, на следующий день 1 100. Центр города был буквально стерт с лица земли. Всего было разрушено 27 тыс. жилых и 7 тыс. общественных зданий.

Сколько погибло горожан и беженцев, неизвестно до сих пор. Сразу после войны американский госдепартамент сообщил о 250 тыс. погибших. Сейчас общепринятой считается цифра в десять раз меньше 25 тыс., хотя встречаются и другие цифры 60 и 100 тыс. человек. В любом случае Дрезден и Гамбург можно поставить в один ряд с Хиросимой и Нагасаки: «Когда огонь из горящих зданий прорвался сквозь крыши, над ними поднялся столб раскаленного воздуха высотой около шести километров и диаметром километра три Вскорости воздух накалился до предела, и все, что могло воспламениться, было охвачено огнем. Все сгорало дотла, то есть и следов от горючих материалов не оставалось, только через два дня температура пожарища снизилась настолько, что можно было хотя бы приблизиться к сгоревшему району», свидетельствует очевидец.

После Дрездена англичане успели разбомбить Вюрцбург, Байройт, Зоэст, Ульм и Ротенбург города, сохранившиеся со времен позднего Средневековья. Только в одном городке Пфорцхайме с населением 60 тыс. человек в течение одного воздушного налета 22 февраля 1945 года погибла треть его жителей. Клейн Фестунг вспоминал, что, будучи заключенным в концлагерь Терезиенштадт, видел отсветы пфорцхаймского пожара из окна своей камеры в 70 километрах от него. Хаос поселился на улицах разрушенных немецких городов. Немцы, любящие порядок и чистоту, жили, подобно пещерным жителям, прячась в руинах. Вокруг сновали отвратительные крысы и кружили жирные мухи.

В начале марта Черчилль настоятельно порекомендовал Харрису закончить «площадные» бомбардировки. Он сказал буквально следующее: «Мне кажется, что нам нужно прекратить бомбежки германских городов. В противном случае, мы возьмем под контроль абсолютно разрушенную страну». Маршал был вынужден подчиниться.

Avro «Lancaster». Великобритания, 1941

Вот тут британские инженеры могут воскликнуть: «Мы не специально! Так вышло!»

Действительно, «Ланкастер» появился из проекта среднего бомбардировщика и однозначно стал самым-самым британским бомбардировщиком.

Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, «Ланкастеров» было построено уже около 7300. Причем, использовались они так интенсивно, что около половины (3345) были официально потеряны при выполнении боевых заданий.

«Ланкастеры» сбросили на противника более 600 000 тонн бомб. Немудрено, что и потери соответствующие. Вообще для второй половины войны оборонительное вооружение было откровенно слабовато. Понятно, почему британское воздушное командование перешло на ночные полеты. Воевать пулеметами винтовочного калибра против бронированных немецких истребителей с каждым годом становилось все сложнее.

А появился «Ланкастер» как компромисс. С одной стороны, проект фирмы «Авро» «Манчестер» был забракован. Потому в конструкции «четырехмоторного «Манчестера» были использованы элементы серийного «Манчестера» по полной программе. Хвостовое оперение, шайбы стабилизатора, носовую (FN5) и хвостовую (FN4A) турели «Фрэзер-Нэш» и многое другое.

«Ланкастер» строился в больших количествах, но существовал только в четырех серийных вариантах: двух основных и двух менее важных.

Это весьма разумный подход в условиях войны. Выпускался один и тот же самолет, улучшение характеристик происходило только путем модернизации двигателя «Мерлин».

С середины 1942 г. до конца войны «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования. На его счету уничтожение предприятий Рура, в том числе и приснопамятная операция по разрушению плотин. И именно «Ланкастеры» в итоге доконали «Тирпитца» и тем самым избавили Адмиралтейство от проблемы замены памперсов. Наконец-то Британия снова могла спокойно «править» морями.

Большая часть «Ланкастеров», переживших войну, была пущена на слом, но небольшая часть была продана в другие страны и использовалась в качестве мирных самолетов.

Французские «Ланкастеры» служили в Северной Африке до 1961 г., а в южной части Тихого океана, в Нумеа, до 1964 г.

Достоинства: хорошие летные качества, беспримерная бомбовая нагрузка.

Недостатки: слабое оборонительное вооружение.

Они действительно были в некотором роде высшей точкой развития бомбардировочной авиации, далее настала пора реактивных бомбардировщиков, но эти самолеты были именно тем, чем они были: символом тотального уничтожения всего на земле.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.