Беспилотный летательный аппарат

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

От простого к сложному

Использование безэкипажной военной техники в наземных операциях, а также в воздушной и водной средах давно стало в России темой совещаний «на самом высоком уровне», то есть с участием президента

В последние десятилетия высшее военно-политического руководства страны уделяет самое пристальное внимание созданию безэкипажной техники, в частности, беспилотным летательным аппаратам

Начиная с 2017 года, Президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу настойчиво ставят перед руководителями научных организаций и оборонных предприятий задачи по развитию беспилотной военной авиации.

В прошлом году к вопросу развития беспилотной авиации Владимир Путин возвращался несколько раз. В июле — на заседании наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), в августе — на рабочей встрече с главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем, в декабре — на совещании с членами правительства РФ и на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, на котором присутствовали руководители ОПК.

Такое пристальное внимание главы государства к теме беспилотной авиации обусловлено тем, что самая простая, на первый взгляд, задача оказалась межведомственной, да еще лежащей на стыке науки, техники и технологий. И решать ее пришлось в ручном управлении

Надо признать, не все получалось у организаций оборонно-промышленного комплекса страны. Слишком сложной и масштабной оказалась проблема создания беспилотной авиации. В сентябре 2017 года генеральный директор АО «Конструкторское бюро «Луч» Михаил Шебакпольский на встрече с главой государства признал: «Сейчас же много уже беспилотников всяких. Мы все-таки летающими занимаемся по большей части. Но я хочу сказать, что, конечно, если в оборонной части мы догоняющие до сих пор… я видел их живьем (зарубежные образцы беспилотной техники. — «АС»)… конечно, там высокий уровень, то в гражданском (сегменте) мы имеем возможность их даже обогнать…»

Туманно, но в целом понятно: «В оборонной части мы догоняющие до сих пор…»

В прошлом году производство ударных беспилотников, кажется, сдвинулось с мертвой точки. В декабре на заседании расширенной коллегии военного ведомства министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил: «В ВКС начали поступать первые современные комплексы с разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами средней дальности «Иноходец» и «Форпост».

mil.ru
Беспилотный летательный аппарат средней дальности «Иноходец».

Главные слова здесь — «первые», «современные», «разведывательно-ударные».

«В ходе боевой учебы следует более активно осваивать, «обкатывать» вооружения и технику с элементами искусственного интеллекта, только совсем недавно обсуждали это на Совете безопасности, в том числе — роботизированные комплексы, беспилотные летательные аппараты, автоматизированные системы управления», — поставил задачу военным на 2021 год президент страны.

Немного истории

Однако немаловажно ответить на вопрос, как так вышло, что Израиль превратился в настоящего законодателя мод в этой перспективной области? Дело в том, что Тель-Авив приступил к разработке своих первых аппаратов — Firebee («Огненная пчела») и Harpy («Гарпия») ещё в начале семидесятых годов прошлого века. Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции «Арцав-19», когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства «Волга», «Печора» и «Квадрат», дислоцированные на территории Ливана

Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции «Арцав-19», когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства «Волга», «Печора» и «Квадрат», дислоцированные на территории Ливана.

Тогда-то и была в первый раз опробована техника налёта большого количества барражирующих боеприпасов на цель, что перегружало возможности расчётов зенитных установок и, в итоге, позволило Израилю одержать победу, фактически выйдя из боя без потерь.

Морпехи США и БЛА

Взводы морских БЛА

VMU-1 Сторожевые псы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-2 Ночные совы, 12 RQ-7B Shadow и 10 RQ-21A Blackjack 

RQ-21A Blackjack  — малая тактическая беспилотная система (самолетная схема). . Используется, в частности, морпехами США. 

VMU-3 Фантомы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-4 Глаза дьявола, 12 RQ-7B Shadow

За кадром остались вроде бы поступавшие в морскую пехоту США PD-100 Black Hornet, Prox Dynamics. Не сказано о RQ-11 Raven от Aerovironment. 

Зато можно посчитать общее число по моделям, например:

RQ-4B Global Hawk — 33 штуки 

MQ-1B Predator — 150 штук

MQ-1C Grey Eagle — 68 штук

MQ-9A Reaper — 174 штуки

RQ-170A Sentinel — 20 штук 

RQ-7 Shadow — 508 штук

RQ-5A/B Hunter — 8 штук 

MQ-8B Firescout — 5 штук

RQ-21A Blackjack — 10 штук

Получается порядка 976 БЛА. Не слишком много, если учитывать, что их общее число в вооруженных силах США на порядок больше — около 11 тысяч или более. В основном это, вероятно, тактические беспилотники. Тем не менее, даже эти подробные сведения оставляют немало вопросов о том, какие еще военные БЛА есть у США. Ведь в списке практически нет новых разработок, которые несомненно активно идут в интересах военных. 

Россия пока что не может похвастаться сравнимыми по технологическому уровню разработками, а, тем более, их количеством, если сравнивать «одноклассников». Решений, подобных Reaper или Sentinel у нас попросту нет. Устарели разработки советского времени типа Ту-141, Ту-143 и т.п. Техника, выпущенная по лицензии Израиля, уже далеко не новая, ее количество в войсках РФ не слишком велико (Застава, Дозоры, Форпост). Из удачных отечественных моделей можно вспомнить, например, Орлан-10, но он совсем не одноклассник аппаратам Reaper или Gray Eagle. Собственные ударные БЛА нам обещают не ранее 2020 года, как например Охотник-У. 

Масштаб использования [ править ]

Исследование Brookings Institution, проведенное в августе 2013 года, показало, что в ВВС США насчитывается около 1300 пилотов дистанционно пилотируемых самолетов (ДПВС), что составляет 8,5 процента от общего числа пилотов ВВС, по сравнению с 3,3 процента в 2008 году. Исследование показало, что США ежедневные требования военных к боевому воздушному патрулированию (CAP) растут быстрее, чем можно обучить пилотов RPA, при этом коэффициент выбытия во время проверки полета RPA в три раза выше, чем у традиционных пилотов, и на 13% ниже уровень повышения до майора, чем у других офицеров .

По состоянию на январь 2014 года американские военные эксплуатируют большое количество беспилотных авиационных систем: 7 362 RQ-11 Ravens ; 990 AeroVironment Wasp III ; 1137 AeroVironment RQ-20 Pumas ; и 306 малых БПЛА RQ-16 T-Hawk и 246 Predators и MQ-1C Gray Eagles ; 126 жаток MQ-9 ; 491 RQ-7 Shadows ; и 33 больших системы RQ-4 Global Hawk .

По состоянию на середину 2014 года ВВС США обучают больше пилотов дронов, чем пилотов истребителей и бомбардировщиков вместе взятых.

Switchblade впервые использовали в Афганистане

Switchblade совмещает в себе много преимуществ. Это и легкость транспортировки, и разведывательные возможности, и способность нести боеголовку на борту. Еще одно существенное преимущество – довольно низкая цена – $6000.

Switchblade приобрели большую популярность среди военных. И хотя армия США классифицирует их больше как циркуляционные боеприпасы, эти беспилотники оказались очень эффективными. Способность быстрого развертывания и использования, а также высокая точность сделали их очень ценными для солдат, которым зачастую приходилось долго ждать воздушной поддержки.

Преимуществом Switchblade также является возможность отключения боеголовки во время миссии еще до окончательного удара. Во многих случаях это спасло жизнь гражданским лицам, ошибочно идентифицированным в качестве противника.

Bayraktar TB2, Турция

Bayraktar TB2

Беспилотник был разработан компанией «Бойкор Макино». Заслужил свою известность за хорошую работу системы управления и программного обеспечения. В 2014 году «Bayraktar TB2» побил мировой рекорд при проведении тестовых полетов: он находился в небе на высоте 8 км 24 часа 34 минуты. Во время боевых действий этот БПЛА может иметь в наличии корректируемые бомбы и противотанковые управляемы ракеты.Двигатель: внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. с.

  • Скорость: 130–222 км/ч
  • Размах крыльев: 12 м
  • Время полета: 27 ч
  • Высота полета: 8,2 км
  • Дальность полета: 150 км
  • Грузоподъемность: 150 кг

БПЛА «Bayraktar TB2» из-за его дешевизны стал очень популярным в армиях малых стран мира. А его производитель продолжает совершенствовать машину и уже готов показать клиентам вариант беспилотного истребителя.

Деньги потратили без результата

Остановив советские проекты, российское руководство так бы и пребывало в прекраснодушном настроении, если бы не принуждение Грузии к миру в 2008 году. Тогда противник активно применил для разведки беспилотники. По заявлению грузинского лидера Михаила Саакашвили, в то время на вооружении ВС республики состояло около 40 израильских дронов Hermes-450 и Skylark. Имелись также у грузинских вояк украинские различные ЗРК, прежде всего «Бук-М1» и «Оса-АК/АКМ». В итоге наша авиация понесла существенные потери, о чем до сих пор досконально мало что известно. Одних боевых самолетов мы потеряли шесть, среди них Су-24М, Су-24МР, Су-24М и даже ракетоносец Ту-22М3, не считая вертолетов. Плюс три танка, до 20 легких бронемашин. Но самое главное – погибли 67 военнослужащих. Такова цена победы. Это был серьезный удар по престижу Российской армии и страны.

Первым забил тревогу первый замминистра обороны России (2010–2011), руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос, 2011–2013) генерал армии Владимир Поповкин. На одном из брифингов в узком кругу (тогда пресс-служба МО РФ еще проводила их в так называемом Клубе редакторов на Знаменке), где я присутствовал, он открыто заявил: «У нас беспилотники только начали появляться в войсках. Они в первую очередь разведывательные и летают не очень долго – по часу-два. А ударных БЛА, которые есть, например, в США и Израиле, в стране вообще нет». Назвал Поповкин и причину подробного положения дел. По его словам, многие фирмы получили огромные деньги (на разработку дронов), но ничего не сделали. Пришлось закупать израильские и французские машины, разбирать их и изучать, как устроены.

Но главное было в другом: в стране отсутствовала четкая идеология использования беспилотников, к предприятиям-разработчикам предъявлялась низкая требовательность со стороны военного ведомства. Все это и привело к тому, что было потрачено от трех с половиной до пяти миллиардов рублей, но беспилотники с заданными характеристиками так и не появились.

Поповкин тогда, помню, прямо назвал эту цифру – пять миллиардов рублей с явным намеком на коррупционную составляющую. «…Мы провели испытания всех представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов. Ни один из них не выдержал программу испытаний», – подчеркнул он в 2010 году и пообещал навести порядок в отрасли.

К сожалению, сделать это из-за болезни ему не удалось. Но тот провал стране икается до сих пор. Мы никак не можем догнать западных партнеров в создании ударного беспилотника, хотя в разработке легких разведывательных БЛА дело сдвинулось и они уже давно поступают на вооружение. Только изначально они могли передавать сведения на КП, в то время как дроны передовых армий мира были встроены в систему вооружения. Обнаруживали цель в обороне противника и тут же передавали ее координаты огневым комплексам (артиллерия, ракетные ПУ)

То есть мало создать разведывательный аппарат, важно, чтобы он вошел в единую комплексную систему вооружения, взаимодействовал с ней, управлялся на расстоянии

Кроме того, предприятия, которые должны были делать беспилотники, у нас просто прозябали. Между ними и Минобороны шли «ценовые войны». У бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, например, была такая позиция: если нет приличных ВВТ в России, купим за рубежом. МО РФ тогда подписало два контракта с Израилем на опытную эксплуатацию различных типов БЛА и производство дронов по израильской лицензии. Контракт оценивается примерно в 400 миллионов долларов.

А в 2010–2011 годах огласили планы по созданию совместного с израильской компанией IAI предприятия по сборке БЛА. В частности, для производства в России разведывательно-ударного дрона «Дозор-600». Затрачено около трех миллиардов рублей, но неизвестно, сколько их стоит на вооружении. Ударных беспилотников в Российской армии как не было, так и нет, хотя в отечественном ОПК есть специалисты, при соответствующем внимании готовые создать необходимый продукт.

Характеристики боевых дронов

Кластерный рой должен быть куда более эффективным. Каждый дрон будет иметь грузоподъемность до 150 килограмм. Это позволит оснастить его ракетами GMLRS с дальностью поражения до 70 километров или даже ракетами ATACMS с дальностью до 270 километров.

Изначально предполагалось, что дроны будут доставляться к цели при помощи ракеты. Она будет раскрываться на подлете, разбрасывая по округе дроны в специальных аэродинамических кожухах. После замедления дроны сами должны были продолжить полет. Позже от такой идеи отказались в пользу более классического использования беспилотников.

Создатель роя беспилотников известен своей работой с Honeywell над беспилотником T-Hawk, применявшимся в Ираке в 2007 году. За характерную форму его с любовью называли «летающая пивная бочка». T-Hawk не имеет внешних пропеллеров и приводится в движение вентиляторами внутри фюзеляжа. На данный момент причастные к разработке компании не комментируют ход создания нового оружия.

T-Hauk. Такие дроны будут составлять рой.

Разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper

MQ-9 Reaper

— разведывательно-ударный БПЛА, разработанной компанией General Atomics Aeronautical Systems для использования в ВВС и ВМС Соединенных Штатов, а токже в Британских Королевских ВВС. Первый полет состоялся 2 февраля 2001 года. Создан на основе MQ-1 Predator . Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 километров в час. Практический потолок составляет 13000 метров. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 Reaper равна 24 часам.

Тактическая единица

Тактическая единица MQ-9 состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, ЗИП и персонала (военнослужащие или контрактники).

Экипаж БПЛА состоит из пилота и оператора электронных систем. В зависимости от боевого задания БПЛА может нести разнообразные комбинации вооружений и электронного оборудования. Так, например, мультиспектральная система наведения AN/AAS-52, производства компании The Raytheon включает телекамеры в видимом и инфракрасном диапазонах, телевизионную систему на основе фотоумножения (Image intensifier) и лазерный дальномер-целеуказатель, предначенный для наведения систем вооружения. Имеется также радар с синтезированной апертурой, предназначенный для наведения управляемых бомб типаJDAM и датчик движения цели.

Эксплуатация

Первый MQ-9 Reaper был поставлен ВВС США в марте 2007 года, а уже в октябре аппараты данного типа выполняли боевые задания в Афганистане. Так, в ноябре 2007 года Пентагон сообщил об уничтожении управляемыми авиабомбами GBU-12, сброшенными с борта БПЛА MQ-9 Reaper, группы талибов.

Используется также для патрулирования границы с Мексикой.

К марту 2009 года в ВВС США находилось 195 БПЛА типа Predator и 28 — типа Reaper. В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

Боевое применение

1 мая 2007 в ВВС США было создано «крыло 432d» — подразделение для боевого применения БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Часть расположена на базе ВВС «Крич» в Неваде. Летом 2007 году начались боевые полеты в Ираке и Афганистане. К началу марта 2008 БПЛА Reaper совершили 16 налетов на цели в Афганистане, с применением бомб и ракет Hellfire. Например, 4 февраля 2008 Reaper сбросил бомбу на грузовик, перевозивший минометный расчет талибов вблизи Кандагара.

В сентябре 2009 БПЛА Reaper были размещены на Сейшельских островах для операций против пиратов в Индийском океане.

В апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА Reaper был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный также как Шейх аль-Масри.

БРЭО

Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования — в носовом обтекателе. Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B — на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

Вооружение

Имеет шесть точек подвески:

2 внутренние по 680 кг 2 посередине крыла по 230—270 кг 2 консольные по 68-91 кг

Может нести:

До 14 ракет «воздух — земля» AGM-114 «Хеллфайр»

Или 4 ракеты «Хеллфайр» и две бомбыMark 82 c лазерным наведением (GBU-12 ) Или бомбы Mark 82 с GPS-наведением (JDAM)

Проходят испытания использования ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger

Характеристики

Потолок: 15000 м Автономность: 16-28 ч Дальность полета: 5920 км Длина: 11 метров Грузоподъёмность: 1700 кг Вес: 2223 кг (пустой); 4760 кг (максимальный) Размах крыла: 20 м Максимальная скорость: 400 км/ч Крейсерская скорость: 160 км/ч Двигатель: Honeywell TP331-10 турбовинтовой, 670 кВт

Стоимость единицы составляет приблизительно 10 миллионов долларов США в зависимости от конфигурации.

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  1. Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  2. Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  3. Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  4. Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  5. Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  6. Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  7. Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Юридические вопросы

Отсутствует единое мнение и по вопросу того, являются ли удары с использованием беспилотных летательных аппаратов легитимным средством ведения войны. Часть немецкого истеблишмента полагает, что БЛА ничем не отличаются от других систем вооружения и военной техники, например, от пилотируемой боевой авиации. Подобного мнения, к примеру, придерживается упомянутый ранее Томас де Мезьер.

Вероятно, наиболее правильно было бы оценивать юридическую правомерность применения БЛА за рубежом на основе того, находится ли государство, использующее подобную технику, в состоянии войны со страной в чьем воздушном пространстве действуют или согласованы подобные действия с руководством этой страны.

В этом смысле Германия старается избегать участия в военных и специальных операциях с сомнительным статусом, как это практикуют США, например, в Пакистане и Йемене. Более того, в немецких политических кругах звучали осуждения точечных ударов США в необъявленных войнах, а находящаяся в стране авиабаза «Рамштайн», с которой часто контролировались американские беспилотники, задействованные в подобных операциях, нередко подвергалась пикетированию со стороны общественных организаций.

Вадим Козюлин:Три группы угроз смертоносных автономных систем

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года ставить на учет нужно все БПЛА, масса которых превышает 250 граммов. Учетом занимается Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. БПЛА массой более 30 кг тоже регистрируют — но по отдельным правилам. Такие беспилотники в частных руках пока редкость.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

За управление беспилотником, , предусмотрен штраф от 2000 до 2500 Р.

CH-5, Народно-освободительная армия Китая

CH-5

Линейка беспилотников CaiHong (Радуга) от китайских разработчиков China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) стала очень популярной на рынке вооружений, особенно благодаря пятой модели.

CH-5 был выпущен в первый полет в 2015 году и оказался самым лучшим БПЛА в Китае по таким параметрам как автономность и боевая нагрузка. Этот беспилотник, как пишут в одном из китайских изданий, способен проводить в воздухе до 60 часов и «нести до тонны полезной нагрузки, в одном из вариантов — 24 ракеты». Помимо вооружения, аппарат может нести радиолокационное, разведывательное и другое оборудование в модулях, загружаемых в фюзеляж БПЛА.

  • Двигатель: турбовинтовой WJ-9
  • Скорость: 180–220 км/ч
  • Размах крыльев: 21 м
  • Время полета: 60 ч
  • Высота полета: 10 км
  • Дальность полета: до 600 км
  • Грузоподъемность: 1000 кг

Известно, что над беспилотником этой модели продолжают работать: в новой версии БПЛА сможет проводить в полете до 120 часов, увеличатся и его дальность полета и боевая нагрузка, что делает этот аппарат практически сопоставимым с современными истребителями.

Самый большой дрон в мире

Подробностями о летательном аппарате поделилось издание New Atlas. Обычно летающие беспилотники и дроны представляются нам как компактные устройства. При помощи них люди обычно снимают красивые видео с высоты птичьего полета, а компании доставляют своим клиентам посылки. Но аппарат Ravn X предназначен для более серьезной работы и его действительно можно назвать гигантом. Длина корпуса летательного аппарата равна 24 метрам, высота составляет 5,5 метра, а размах крыльев — 18 метров. Взлетная масса дрона составляет 25 тонн, то есть он без проблем поднимет научное оборудование.

Для работы дрона нужно обычное авиационное топливо

Для взлета и посадки аппарата нужна полоса длиной всего лишь 1,6 километра. Учитывая, что длина некоторых взлетно-посадочных полос достигает 5,5 километров, это очень впечатляет. Для полетов аппарат Ravn X использует обычное авиационное топливо, так что налаживать производство топливо не нужно. О стоимости запуска грузов при помощи беспилотника пока ничего неизвестно. Но уже есть сведения о том, что компания Aevum успешно заключила контракт на вывод небольших космических спутников. Возможно, в скором времени мы уже узнаем подробности о первом запуске и может даже сможем проследить за этим в прямом эфире.

[править] СССР/Россия

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.