Красная армия против вермахта: чьи броневики круче?

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Содержание:

  • Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
  • Русские броневики на отечественных шасси
  • Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
  • Трехколесные бронемашины Филатова
  • Бронеавтомобили Былинского
  • Бронемашина Улятовского
  • Бронеавтомобили Мгеброва
  • Ижорский ФИАТ
  • Бронемашины Поплавко
  • Бронемашины «Гарфорд»
  • Полугусеничная бронемашина Гулькевича
  • Иностранные бронемашины в Царской армии
  • Первые бронеавтомобили Austin
  • Бронемашины Armstrong-Whitworth

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Т-14 «Армата»

Это самые перспективные русские танки, существующие на сегодняшний день. С завода они получают в оснащение аппаратуру ЕСУ ТЗ, это единый центр по управлению всеми объектами. Это первая в мире боевая машина, которая реализовала в своей конструкции замыслы «сетецентрической войны», другими словами, прежде всего она предназначена не только для ведения огня, но и разведки. Инновацией считается и необитаемая башня, а также установленная пушка с калибром 125 мм. В боекомплекте находится 45 снарядов, а еще в качестве вооружения танк Т 14 Армата может использовать ракеты.

Башня у «Арматы» имеет заниженный корпус, это заметно снижает все шансы на попадание по технике. У командира есть панорамный обзор, можно увидеть все, что происходит вокруг, это минимум, потому что в дополнении есть тепловизор, лазерный прицел и инфракрасный комплекс. Танк Т 14 армата может стать лидером в борьбе.

  • Масса: 55 т
  • Пушка: 125 мм (2А82)
  • Мощность: 1800 л.с.
  • Скорость: 82 км/ч
  • Запас хода: 500 км

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/bashennye-i-bezbashennye-russkie-broneviki-pervoj-mirovoj

«Стрелы» и багги

Стрела» — это пятитонный лёгкий броневик с заявленной скоростью до 150 км/ч. Защищён бронёй от стрелкового оружия и держит два кило тротила под колесом. Он нужен в первую очередь для разведки и сопровождения колонн, и плюс к этому — аэромобилен: его может утащить самый массовый армейский вертолёт Ми-8. Ми-26 без проблем погрузит парочку, а еще десять тонн останется под всякое нужное барахло.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

На эту аэромобильность отдельно напирают разработчики. Что ж, дело нужное: в лёгком классе у нас до сих пор лишь уазики да нелепыегусары» и малочисленныескорпионы», тогда как в мире есть столько образцов для рейдовых действий, что можно перечислять до ночи. Главное, чтобы в серию пошла, — если вы понимаете, о чём я. ВДВ уже заинтересовались и заказали ОКРСтрелы» в варианте багги, чтобы модно рассекать по барханам и другим видам недружественного ландшафта.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Кстати, представили наАрмии-2020» и багги, но на базеТигра» с турбодизелем под лозунгомбольше пулемётов богу пулемётов!»: три станка с ПКМ по бортам песочного цвета машины(возле каждого — сиденья элитного цвета слоновой кости, кроме водительского) и 12,7-мм КОРД на крыше. Что порадовало: стойки и крепления для разного полезного — коробок с пулемётными лентами, реактивных противотанковых гранат, а также канистр с топливом.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

У представителей африканских странтигробагги» вызывали живой интерес.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Ещё в ряду вэпэкашных машин — дваАтлета» с разнымимордами», для себя и на экспорт, солидный и удобный на первый взгляд MRAPУрал-ВПК».

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Кроме того,таблетка» на базеТигра» —Тигр-БМА» с носилками на двух раненых и телефонами Panasonic.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Если брать технику потяжелее, то ВПК выкатил очередную модернизациюбессмертного» БТР-80 — БТР-82АТ. Корпус усилили решётчатыми экранами, дополнительной броней, а главное — новым боевым модулем БТР-БМ с 30-мм пушкой и парочкой ПТУР. Но, честно признаться, это всё тот же БТР концептом из 70-х с тесным боевым отделением и выходом десантаот борта».

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

По сравнению с ним внутри БМП К-17 на базе платформыБумеранг» — просто дворец с нормальными индивидуальными креслами, а не коллективными диванчиками в БТР-82АТ(где с трудом могут усесться три человека в боевом снаряжении). Впрочем, и кБумеру» есть вопросы. Высота боевого отделения явно недостаточна для крупного солдата(придётся стучаться головой о потолок на ухабах), и ход с сидения водителя внутрь преодолеть по силам разве что крайне субтильному и гутаперчивому механику‑водителю.

Внутри БТР-82АТ и БМП К-17(фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Не от того ли сделанные ранее заявления, чтоБумеранг» получит новый переработанный корпус? Посмотрим.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Рядом с ВПКУрал» показывал свой минозащищённыйТорнадо-У» с продвинутой системой аka пулемётчик за бронещитком. Тоже шаг вперёд по сравнению с комплексомпулемётчик в дырке на крыше».

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Свою турель с бронёй показала и компанияАстейс» на бронемашинеПатруль»(которые, в частности, получает Росгвардия). Также они представили капотный бронегрузовик.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Показалиуральцы» тактический грузовикТайфун» с возможностью десантирования — в его кузове, например, можно перевозить миномёт или другое вооружение и грузы.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Нижегородское авиационное объедение представило свои рестайлинговыебураны» в разных вариантах, в том числе в модификациивип-салон» с комфортными креслами для важных персон. По словам представителей компании, броневики из этой серии купило некое силовое ведомство из Таиланда. Массивные бронедвери и удобная посадка внушают, но заявленные 600 грамм взрывчатки под колёсами не даютбуранам» получить гордое звание MRAP.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Также одним из наиболее фотографируемых объектов стала машина для ловли дронов на базе одной из камазовских бронемашин семействаБулат» под названиемРать». Она засекает любую мелочь вплоть до коммерческих дронов на дальности до 3,5 километра, а на дальности в километр сжигает им электронные мозги СВЧ-излучением. В перспективе — и полуторакиловаттным лазером.

(Фото: Алексей Бортников/WARHEAD.SU)

Испытания Т-90

Испытания (испытатели Анатолий Бахметов и Дмитрий Михайлов)

Не секрет, что техника проходит испытания (исследовательские и приёмочные). Программа для Т-90 была очень сложной. Вначале были «тараканьи бега», т.е. максимально заправив топливные баки, предстояло пройти испытания на бетоне. Заправлено 1700 л, безостановочно пройдено 728 км (запас хода заявлен 600 км.). Это результат использования уникальной в мировой практике моторно-трасмиссионной установки и в способе управления движением. На шоссе нагрузка на все узлы танка максимально-разрушающая, пройдено было 3500 км, средняя скорость 49 км/ч (каждые 4 ч. смена экипажа за 2 мин.). В практике только с Т-72 никогда не слетали гусеницы («болезнь» Т-64-х), даже в тяжёлых горных или городских условиях. А Т-90 получил лучшую конструкцию, с резиновой беговой дорожкой (от Т-80) для бандажей катков. К примеру, на 2016 год лучшему танку НАТО «Леопард2А7» нужно 6 раз сменить гусеницу (каждые 1000 км) сравнительно русского Т-90 (6000 км).

Испытания продолжились ночным пробегом 250 км., силовая установка охлаждалась 35-ю л. жидкости, вместо положенных 90 литров. Механик-испытатель А. Шопов отметил надёжность двигателя при перегреве. На практике были случаи утечки всей охлаждающей жидкости и танк мог проехать 2,5 км (в том числе Т-72). И зимний запуск мотора был надёжен ещё со времён Т-72. Это указывает на отличную систему смазки двигателя. Для массы танка до 50 т двигателя В-84 было достаточно, но Индия заказала на Т-90 более мощную силовую установку. Следующим этапом проверки Т-90 стал 8-ми часовой пробег по ямам и ухабам с включённой системой управления огнём. Испытатели выжимали всё, стабилизатор пушки визжал от перегрузок, постоянно срабатывал гидростопор. Наводчик вращал башню на 3600 каждые 2,5 минуты (режим «перебросочной скорости»).

Человеческий фактор может стать решающим в конструкции, с Т-90 такого не произошло. Во время 1-го из испытаний в Туркмении солдат срочной службы повёл танк «бережно», чтобы не ремонтировать машину, на это его «надоумил» представитель завода (из-за боязни провалить скорейшую приёмку). Опытные товарищи объяснили, что от испытания машины зависят жизни людей и выполнили свои обязанности до конца. Танк проходил многоразовые и всесторонние испытания. Зимой в Сибири машину повёл неопытный механик-водитель (он до этого 2 дня находился в качестве пассажира-наблюдателя), с задачей справился за 2 часа, метровый слой снега снизил скорость движения танка до 23 км/ч.. Прошло 7 дней и солдат преодолевал длинные заснеженные участки слоем до 1,5 м, со скоростью приближенной к профессионалам 35 – 41 км/ч.

С неба — в бой

При заказе у промышленности самого массового транспортного средства Министерство обороны ставит во главу угла сохранение жизни военнослужащих. Поэтому сегодня из получаемых по Гособоронзаказу для Вооружённых сил новых машин большинство составляют образцы автомобильной бронетехники. Защищённые мобильные транспортники теперь способны не только перевозить личный состав. После установки боевого оснащения они стали также и средствами огневого поражения противника.

В июле 2021 года в Воздушно-десантные войска России начались серийные поставки Новейший быстроходный броневик обеспечит десантно-штурмовым соединениям выполнение всего спектра решаемых ими задач.

kremlin.ru
Автомобиль специального назначения, десантируемый парашютным способом «Тайфун-ВДВ».

Автомобиль с большим дорожным просветом (420 мм) предназначен для перевозки личного состава (вместимость 7 военнослужащих) и воинских грузов. Масса машины — 13,5 т, длина — 6 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,96 м. При этих габаритах у «Тайфуна-ВДВ» отличные динамические характеристики, позволяющие маневрировать на всех видах местности. Подвеска выполнена на основе гидропневматических амортизаторов. Двигатель мощностью 350 л.с. позволяет развивать скорость до 130 км/ч. Запас хода с полной заправкой топливом — 1.200 км.

По огневой мощи «Тайфун-ВДВ» — один из самых мощных армейских бронеавтомобилей в мире. На нём установлен дистанционно-управляемый боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Ожидается, что автомобиль также станет носителем предназначенной для поддержки десантно-штурмовых подразделений ВДВ новейшей миномётной системы «Дрок». Это высокомобильное артиллерийское оружие десанта будет вести стрельбу обычными и новыми с увеличенной дальностью стрельбы и могуществом минами из боевого отделения машины, в которой предусмотрена также и возможность выноса миномёта и стрельба с грунта.

Система десантирования для крупногабаритной боевой техники создаётся в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Парашют». Гендиректор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков недавно сообщил, что парашютная система состоит из нескольких куполов площадью по 770 квадратных метров каждый. В варианте с максимальной грузоподъёмностью таких куполов — семь. Они позволят десантировать машины «Тайфун-ВДВ» с личным составом внутри.

Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

Авиация России, применяемая в спецоперации на Украине

Самолет Су-25

“Грачи” применяются ВКС России с первого дня специальной операции на украинской территории. С их помощью уничтожаются объекты военной инфраструктуры Украины, а также боевая техника.

На официальном видео Министерства обороны РФ, летчик рассказывает, как в ведомый Су-25 попал снаряд и повредил двигатель. Пара штурмовиков при этом удачно приземлилась на аэродроме дислокации.

«Грач» или «Летающий танк» показал свои тактико-технические характеристики еще в Афганистане. Это послушный и легкий в управлении дозвуковой штурмовик был разработан советскими конструкторами в конце 1960-х годов. В то время старший преподаватель военно-воздушной академии И. Савченко совместно с Конструкторским бюро Сухого разработали проект Т-8 – самолет поля боя (СПБ). Далее был объявлен конкурс на проектирование штурмовой машины, в котором участвовали КБ Микояна, Яковлева.

Сегодня Су-25СМ – это штурмовик, оснащенный современным оборудованием. Поражает его живучесть и маневренность. На подвесах машина несет вооружение разного класса для борьбы с противником. Используется в специальной операции ВС РФ с первых дней.

Сверхзвуковые самолеты 4++ поколения Су-34 и Су-35 

ВКС использует самое современное оружие России в ходе специальной операции по защите Донбасса. Сюда входят последние разработки российского военно-промышленного комплекса. Экипажи с ювелирной точностью наносят точные удары по военной инфраструктуре ВСУ.

Су-35 применяется на малых, средних и больших высотах, в зависимости от конкретной задачи. Это маневренная машина поколения 4++ способна работать на сверхзвуке, а также на малых скоростях. С помощью вооружения, которое аппарат несет на подвесах самолет поражает наземные и воздушные силы противника с высокой точностью, не затрагивая гражданские объекты. Это скопление живой силы, объекты радиоэлектронной разведки, зенитно-ракетные комплексы ВСУ.

В подтверждение этому Министерство обороны РФ опубликовало видео, где Су-34 наносит высокоточный удар по наземным целям.

Вертолет Ка-52 на вооружении России

Вертолет ВКС России с соосной схемой расположения винтов. Это дает машине больше маневренности и устойчивости во время боя. Вертолеты Ка-52 используются на Украине для сопровождения колонн (в том числе гуманитарных), поражения живой силы и тяжелобронированной техники с помощью управляемых и неуправляемых ракет.

15 марта официальные источники Министерства обороны опубликовали видео, где пара «Алигаторов» наносит точные удары по автомобильной техники ВСУ. На кадрах видно, насколько продуктивно и действенно работает прицельная система Ка-52 в условиях недостаточной видимости и ночью.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-24 

Применение ударных вертолетов в ходе спецоперации на Украине подтвердило Министерство обороны РФ. На опубликованном видео видно, как Ми-28 и Ка-52 «Аллигатор» ведут поиск и уничтожении целей на сверхмалых высотах с помощью авиационной пушки и ракетного вооружения. Сюда относятся и оружие России 2022 в виде беспилотных летательных аппаратов. К сожалению, в сети мало сведений о том, какие новинки БПЛА применяются в ходе конфликта.

В итоге важно сказать, что ни о каком применении ядерного оружия Россией в 2022 году речь не идет, как истерически предполагают некоторые зарубежные политики. Специальная операция направлена исключительно на демилитаризацию, денацификацию и защиту Народных Республик Донбасса, которые восемь лет подвергались обстрелам и неправомерным действиям со стороны ВСУ

Кстати, что означают буквы на военной технике России в Украине? Министерство обороны РФ предложило следующие варианты обозначений V и Z на военной технике. «За победу», «Сила в правде», «Задача будет выполнена».

Экспортные перспективы

Самым тяжёлым из упомянутых бронеавтомобилей в этой линейке является «ВПК–Урал». Он также имеет колёсную формулу 4 x 4, но при этом его полная масса составляет 14,5 т и он может перевозить 12 человек в полном снаряжении.

Бронированный корпус автомобиля обеспечивает второй класс баллистической защиты, который может быть повышен до третьего и четвёртого классов за счёт установки навесных экранов.

На сайте разработчика отмечается, что противоминная защита предохраняет автомобиль от взрывов мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

  • Участник экономического форума «Россия — Африка» у бронированного автомобиля многоцелевого назначения «ВПК-Урал»
  • РИА Новости

Ходовые характеристики автомобилю «ВПК–Урал» обеспечивает турбодизельный двигатель ЯМЗ-536 мощностью 360 л. с. Он позволяет машине развивать скорость до 100 км/ч.

По словам Алексея Леонкова, рост популярности колёсных бронеавтомобилей в армиях различных стран мира связан с распространением концепции быстрого удара в условиях современного театра военных действий, когда вместо единой линии фронта присутствует несколько очагов боевых действий.

Также по теме

«Один из лучших в мире»: в России начали серийное производство и поставки в войска танков Т-90М «Прорыв»

«Уралвагонзавод» приступил к серийному изготовлению и поставкам в Вооружённые силы Российской Федерации основных боевых танков Т-90М….

«При ведении боевых действий в соответствии с доктринами быстрого удара и реагирования такая техника гарантирует высокую скорость перемещения и защиту. Колёсные бронированные машины отличаются от гусеничных тем, что скорость движения по местности выше и есть преимущество в том, что за счёт изменения накачки колёс они могут ездить по любым грунтам», — пояснил эксперт.

Высокий интерес зарубежных заказчиков к российским бронеавтомобилям не удивителен, считает Леонков.

«Это связано с тем, что российская техника ещё в период СССР доказала, что может воевать в любых погодных условиях, при этом она отличается простой в обслуживании и надёжной защитой. Кроме того, на рынке вооружений в её пользу говорит соотношение «цена — качество», — пояснил собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что подобные бронеавтомобили незаменимы для доставки военнослужащих в опасные районы. По его словам, конструкторы, разрабатывая новые бронеавтомобили, учли опыт российских военных в Сирии.

«Террористы на джипах, на которых были установлены пулемёты, нападали с разных направлений, после чего объединялись в одном месте, создавая мощный кулак, способный пробить достаточно серьёзную оборону. Россия учла эту концепцию, после чего начала разрабатывать технику для десантных войск, сил специальных операций, которую можно быстро перемещать в любую точку для эффективного поражения противника», — подчеркнул Кнутов.

Эти бронеавтомобили будут пользоваться успехом как у Вооружённых сил РФ, так и за рубежом, считает военный эксперт.

«Российская техника имеет большие перспективы — она всё время совершенствуется и поэтому пользуется вниманием зарубежных военных заказчиков», — заключил Юрий Кнутов

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/bashennye-i-bezbashennye-russkie-broneviki-pervoj-mirovoj

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 “Булат”

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.

Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Уроки прошлого

Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья боеприпасы, горючее, продовольствие и амуницию, порой растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.

Bedford OYD Armadillo Mk III. Гантрак на базе «Бедфорда» серийно производился в Англии в 1940—1941 годах, было выпущено 877 таких грузовиков. Вооружение King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме— автоматическая пушка COW 37 mm gun.

Подразделения военной полиции, которые обеспечивали охрану транспортных колонн на дорогах, были слишком малочисленны, чтобы в полной мере обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики. Осенью 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была почти полностью уничтожена. Осознав, что грузовики как были, так и остались фактически предоставлены сами себе, командование решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными там же двумя пулеметами М60. Они не были первыми гантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», или «вооруженный грузовик»), появившимися во Вьетнаме, но именно в 8-й транспортной группе их стали применять массово.

King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме. Во время вьетнамской войны сотни грузовиков сопровождения перестраивались в гантраки. Чаще всего это были армейские М54, каждый получал имя собственное и превращался в полноценную боевую единицу.

Почти сразу выяснилось, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, однако утяжеляют машину: во влажном климате песок мгновенно впитывал воду. Поэтому, чтобы при одной и той же массе улучшить защищенность, было принято решение бронировать кузов стальными листами. В итоге уже спустя месяц после памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.

В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Интересным вариантом была установка на грузовик корпуса от бронетранспортера М113. В этом случае помимо штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина получала еще два таких же по бортам.

Правомерность использования гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 минут, потеряв половину личного состава, коммунисты отступили. У американцев благодаря шквальному огню гантраков потери были намного меньше: 17 раненых солдат и 10 разбитых грузовиков.

Афганский самодельный гантрак на базе ЗИЛ-131 напоминает, скорее, «техникал», вооруженный пикап. Никакой брони нет, а в кузове — спаренная зенитная установка ЗУ-23−2 калибра 23 мм.

Вскоре у 8-й группы появились еще более мощные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 получили бронекорпус, некоторые даже с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Большая грузоподъемность позволила усилить вооружение: в придачу к М60 машины получили М2НВ или шестиствольные «Миниганы», способные изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (представлявшую собой счетверенный пулемет М2НВ) и даже 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести огонь разрывными снарядами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.