Оружие россии на украине: техника и вооружение, применяемые рф в ходе спецоперации

Алан-э-Дейл       16.02.2023 г.

Боевое применение

Война в Афганистане стала первым конфликтом для БТР-70. Причём попал он туда не сразу – поначалу новые бронетранспортёры отправляли в западные округа и в Германию. В Афганистане «семидесятый» зарекомендовал себя неплохо и гораздо лучше, чем «шестидесятый». Более мощные двигатели лучше подходили для горного климата, а башня с установкой БПУ-1 давала возможность обстреливать моджахедов, засевших на высоких склонах.

Это частично решалось с помощью разработанного комплекта навесной брони. А для повышения огневой мощи на башне иногда ставили гранатомёт АГС-17.

После распада СССР БТР-70 участвовал в вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве – в Приднестровье, Абхазии, Чечне. В настоящее время бронетранспортёры используются Украиной в столкновениях с республиками Донбасса.

В 90-е годы Турция, закупив в объединённой Германии ранее принадлежавшие ННА ГДР бронетранспортёры, применяла их против повстанцев Курдистана. А машины БТР-70, отправленные в Сирию, участвуют в протекающей там гражданской войне. БТР-70 побывали и в бывшей Югославии (в составе миротворческого контингента), и в Африке. В гражданской войне в Анголе организация FAPLA использовала небольшое количество «семидесятых», причём остаётся неизвестным, откуда бронетранспортёры были получены.

Гладко было на бумаге

Вроде всё понятно, и армии во всём мире либо серийно оснащаются современными колёсными бронемашинами, либо такая техника активно разрабатывается — даже в странахвторого эшелона». Свои тяжёлые БТР пилят Турция, Сингапур и Сербия, не говоря уж о США, Германии, Франции, Италии. У нас от идейБумеранга» к ощутимому результату вышло только к 2020 году. Все 90-е и начало 2000-х пытались получитькаменный цветок» всё из того же старого советского семейства. Сначала былраздутый» БТР-90Росток» и работы по ОКРГильза». От первого окончательно отказались только в 2011-м, при этом успев формально принять на вооружение. Тогда же утвердили проект будущегоБумера».

БТР-90 с башней БМП‑3

Военные жаждали получить новую платформу уже в 2013-м, а серию — в 2015. Но сроки постоянно сдвигались из-за недоработок и недовольства военных отдельными характеристиками. И несмотря на то, что опытные образцы показывали на параде Победы в 2015-м, доводка машины шла ещё четыре года. Теперь обещают серию в 2022-м, но, как говорит опыт мирового и особенно российского ОПК, — время растяжимо.

Внешний вид БТР по ОКРГильза»(фото: Алексей Хлопотов)

Бумеранг» за несколько лет подвергся множеству изменений и доводок, после которых удалось сильно снизить цену(по официальному заявлению, в три раза) на конечное изделие. Достаточно странное сообщение — или изначально стоимость была сильно завышена, илиБумер» в серийном исполнении станет гораздо беднее поначинке».

Как отметил недавно министр обороны Сергей Шойгу, отчасти из-за сдвигавправо» ряда амбициозных программ вроде БМПКурганец», БТРБумеранг» и танкаАрмата», уровень перевооружения современной техникой сухопутных войск продолжает оставаться самым низким в вооружённых силах. Тем временем сроки выхода на ГСИ постоянно сдвигаются. Абумеранги» нужны уже вчера.

Но пока по-прежнему основа транспорта наших мотострелков — это советские БМП-2 и странноватые БМП-3, а также разнообразные модификации БТР-80. Дошло до того, что решили проапгрейдить БМП-1 до уровня   Басурманина» с дистанционно управляемым модулем.

БМП-1АМБасурманин»(фото: Виталий Кузьмин)

Сплошные паллиативные решения на фонебоксёров» ипатрий». А солдаты и в Сирии до сих пор ездятна броне», а не внутри неё, ибо страх подорваться на мине больше, чем получить пулю от снайпера. И сколько не обмазывай БТР-80, он остаётся концептуально устаревшей машиной. Это уровень подготовки даже не к прошлой войне, а к позапрошлой.

Но и серийное производство, к сожалению, ещё не панацея. Главное — создавать соединения на новой платформе и оснащать их всей линейкой необходимых для этого машин, а не раздавать всем сёстрам по паре серёжек. Успех техники зависит не только от техники, но и от стратегии и тактики её применения. И конечно, обученности личного состава и понимания собственного манёвра — чему в истории военных действий есть сотни и тысячи доказательств.

Бронеавтомобиль «Тайфун-У»

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму — стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль «Скорпион»

Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.

Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.

На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя». Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»

Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.

Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.

Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.

На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.

Программы Германии

В Германии компании KMW и Rheinmetall в настоящее время работают над дооснащением 104 ОБТ «Леопард 2» до версии A7V. Первые две машины в конце 2019 г. должны быть представлены для эксплуатационных испытаний. Ведутся работы над новым вооружением для БМП «Пума» (Puma). Продолжается производство второй партии БТР «Боксер» (131 машина).

БМП «Пума»

Окончание второй фазы немецко-французской программы MGCS намечалось на  лето 2018 г. Ожидалось предложение первичных системных концепций.

В промышленности в 2015 г. произошло слияние компаний KMW и «Некстер» в совместное предприятие КАНТ (КАNТ). Результатом этого преобразования должен стать первый совместный проект танка. По аналогии с ОБТ Mk 7 в 1985 г.: шасси – от «Леопард 2», башня – от компании «Викерс» (Vickers). В этом случае возможно сочетание шасси «Леопард 2» с башней от «Леклерка».

Что говорят в Минобороны России?

В свою очередь в вечерней сводке за 14 апреля в российском военном ведомстве заявили, что «в течение дня оперативно-тактической авиацией поражены 7 военных объектов Украины. Среди них:

  • в районе Приволье склад ракетно-артиллерийского вооружения;
  • в районах Великая Новоселка, Теминовка, Ивановка, Краматорск и Богородничное шесть районов скопления живой силы и бронетехники украинских 54-ой отдельной механизированной и 128-ой горной штурмовой бригад.

Кроме того, в Минобороны утверждают, что «ракетными войсками и артиллерией поражены 132 объекта, в том числе: 8 пунктов управления, 110 опорных пунктов и районов скопления живой силы, 4 артиллерийских батареи, склад боеприпасов».

Также ведомство назвало количество уничтоженной украинской техники с начала «проведения специальной военной операции»:

  • 131 самолет,
  • 104 вертолета,
  • 245 зенитных ракетных комплексов,
  • 448 беспилотных летательных аппаратов,
  • 2188 танков и других боевых бронированных машин,
  • 248 установок реактивных систем залпового огня,
  • 957 орудий полевой артиллерии и минометов,
  • 2088 единиц специальной военной автомобильной техники.

Также там похвалились видео, как заявляется, «работы экипажей ударных вертолетов Ка-52 по военной технике ВСУ»:

https://vk.com/video_ext.php

История

БТР-90, или ГАЗ-5923 (обозначение завода-изготовителя), был разработан в Нижнем Новгороде в начале 1990-х гг. и стал продолжением линии восьмиколесных бронемашин БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Впервые БТР-90 был представлен в 1994 г. Вследствие тяжелого положения российской «оборонки» разработка этой машины растянулась на десятилетие. Испытания бронетранспортера были завершены в 2004 г. Сегодня несмотря на официальное принятие на вооружение перспективы этой машины пока не ясны. К примеру, в 2011 г. Минобороны РФ вообще не выделило средства на закупку БТР-90, впрочем, все может поменяться.

Рождение БТР-40

Задача создания собственного бронетранспортера стала первоочередной для промышленности уже после окончания войны. К работам над новой машиной на заводе в Горьком приступили в 1947 году. При этом советские конструкторы отталкивались от американского легкого многоцелевого бронетранспортера M3A1 Scout, который был взят за образец. Данный бронетранспортер устраивал и военных, которые были хорошо с ним знакомы.

В тактико-технических требованиях к новой машине прямо указывалось на то, что БТР должен проектироваться «по образцу американского M3A1». При этом по ряду требований техзадания машина должна была превзойти показатели американского БТР. Бронирование должно было быть серьезно усилено, военные требовали, чтобы бронеавтомобиль был надежно защищен спереди от попадания 12,7-мм пуль, а по бортам и корме – от 7,62-мм пуль, подобной защиты M3A1 не обеспечивал.

Стоит отдать должное конструкторам горьковского автозавода, которые не стали слепо копировать M3A1. Сохранив общую концепцию и модель компоновки, внешне советский бронетранспортер серьезно отличался от американского «Скаута». Для усиления бронезащиты передние и верхние бронелисты корпуса боевой машины конструкторы расположили под большим углом наклона. Также в Горьком отказались от буферного ролика в передней части машины, заменив его на лебёдку. Принципиальным отличием от американского легкого бронетранспортера рамной конструкции стало использование несущего бронированного корпуса.

Полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-63

Строить первый специализированный бронетранспортер конструкторы завода ГАЗ решили на базе шасси грузового полноприводного автомобиля ГАЗ-63. При создании боевой машины конструкторы старались сделать БТР максимально унифицированным с обычными автомобилями, которые серийно выпускались на предприятии. Помимо элементов шасси и других агрегатов, новый бронетранспортер получил от грузовика и рядную «шестерку». При этом, несмотря на высокий уровень унификации с грузовиком, от использования в конструкции БТР-40 рамы конструкторы отказались.

Активные работы по созданию легкого бронетранспортера велись с 1947 по 1949 год. При этом полигонные испытания были завершены уже 9 сентября 1948 года, после чего комиссия рекомендовала принять новый образец бронетехники на вооружение. Однако серийное производство нового бронетранспортера затянулось более чем на год. Всё это время осуществлялся процесс доводки опытных машин, а также удовлетворение новых требований со стороны ГБТУ, изменяющих состав вооружения и бронирования корпуса бронетранспортера.

В результате в серию легкий бронетранспортер пошел уже в 1950 году. А простые граждане смогли познакомиться с новинкой только в 1951 году во время традиционного ноябрьского парада на Красной площади.

Десантники покидают БТР-40

Стоит отметить, что параллельно на заводе ЗИС в Москве велись работы по доводке бронетранспортера БТР-152, который создавался на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-151. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 году и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легким бронетранспортером, способным перевозить до 8 десантников, а разработанный московскими конструкторами БТР-152 представлял собой более тяжелую машину, способную перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев.

При этом военные уже тогда сделали ставку на колесные бронетранспортеры, такое положение вещей сохраняется в российской армии и сегодня. Выбор в пользу колесных БТР был сделан по причине их меньшей стоимости в производстве и эксплуатации, а также возможности массового выпуска на имеющихся автомобильных заводах.

БТР-40 с тентом

Модификации

6.1 Советские и российские

  • БТР-80 — базовая модификация. Вооружена пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80К – командирская модификация БТР-80. Вооружение без изменений, установлено дополнительное штабное и связное оборудование.
  • БТР-80А – установлена башня лафетной компоновки, в ней находятся пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Многие специалисты считают, что эта модификация является колесной БМП
  • БТР-80С – модификация БТР-80А, предназначенная для внутренних войск. В башне лафетной компоновки установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80М – модификация БТР-80А. Установлены шины КИ-126 с большей пулестойкостью и двигатель ЯМЗ-238 с мощностью 240 л.с. Корпус прибавил в длине.
  • БТР-82, БТР-82А – установлена скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм на БТР-82А либо пулемет КПВТ калибра 14,5 мм на БТР-82. Они являются спаренными с ПКТМ калибра 7,62 мм, двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения, электроприводом, всесуточным комбинированным прицелом наводчика ТКН-4ГА с каналом управления дистанционным подрывом снаряда и стабилизированным полем зрения. Также установлен двигатель (300 л.с.), кондиционер и антиосколочная защита. Увеличены такие характеристики, как проходимость, ресурс эксплуатации, живучесть и надежность. Также, как считают эксперты, вдвое увеличился коэффициент боевой эффективности. Опытные образцы увидели свет в конце 2009 года. В следующем году прошли госиспытания, после чего новые модели были взяты на вооружение. В 2011 году свое вооружение на БТР-82А сменили ряд частей ЮВО. Кроме этого БТР-82 заинтересовался Казахстан.
  • БТР-82А1 (БТР-88) – модернизация БТР-82. Установлен дистанционный боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм и автоматической пушкой калибра 30 мм
  • БТР-82АМ – модернизация, которая улучшила БТР-80 до уровня БТР-82А. Создана в процессе капремонта.

6.2 Зарубежные

В Венгрии было создано на основе БТР-80 семейство спецмашин, которые оснастили разнообразным оборудованием, по стандартам NATO:

  • BTR-80 SKJ — медицинская машина
  • BTR-80 VSF — машина био-, радио — химической разведки
  • BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
  • BTR-80 MPAEJ — машина ремонта и технического обслуживания
  • BTR-80 MPFJ — инженерная машина

БТР-80УП – модернизированный БТР-80, разработанный Украиной для Ирака.Установлены новые пневмо- и электросистемы, шины и дизель Д-80 (300 л.с.). Убран водомет. Произошло усиление защиты. На основе этой машины осуществилась разработка следующих модификаций:

  • БТР-80УП-КР — КП командира роты
  • БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
  • БТР-80УП-С — КШМ
  • БТР-80УП-М — санитарная машина
  • БТР-80УП-Р- разведывательная машина
  • БТР-80УП-БРЕМ — БРЭМ
  • БТР-80УП-Т — транспортная машина

БТР-3

И грязь месить, и по автостраде колесить

Сердце «Страйкера» — дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 лошадиных сил. За 25 секунд он разгоняет 16-тонную бронемашину до рекордных 100 километров в час по шоссе. Автоматическая трансмиссия Allison 3200SP делает комфортной езду и по легкому бездорожью: щелчок рычага, и колесная формула легко изменяется. Едем по городскому шоссе — хватит и четырех ведущих. Съезжаем на бездорожье — включаем в процесс все восемь колес.

defence.gov
«Страйкер» удобен для комфортной езды по легкому бездорожью.

БТР-82А в скорости немного уступает заокеанскому коллеге — КамАЗовский дизель тянет лишь на 300 лошадей. Но он резвее, чем был на «восьмидесятке». Трансмиссия тоже подверглась пересмотру: старые колесные редукторы, карданные валы и амортизаторы заменили на современные и долговечные модели. Усилили и ведущие мосты — дифференциал можно полностью блокировать, и БТР по бездорожью зашуршит бодрее.

На кочках и ухабах «американец» ведет себя скромнее. Подвеска М1126 Stryker заимствована у предшественника — броневика морпехов LAV «Пиранья». Передние две пары колес идут на пружинной подвеске, другие — на торсионах. Такая смешанная система позволяла «выруливать» из трясин и зыбучих песков. Однако удачное решение для «Пираньи» оказалось не столь эффективным для «Страйкера». Повышенный вес нивелирует все преимущества.

mil.ru
БТР-82А грязи не боятся…

Огонь из всех калибров

Не вышло с броней, быть может, российской бронемашине повезет с вооружением? Первый взгляд, и сразу преимущество: вместо крупнокалиберного КПВТ из башни угрожающе выступает 30-миллиметровая пушка. Электроприводы и стабилизатор в двух плоскостях позволяет «поливать» огнем на ходу. Но и КПВТ никуда не делся! Более того, к нему в пару придан танковый пулемет Калашникова. Так что шквал из трех калибров в 2.000 выстрелов в минуту может «заклевать» практически любую легкую бронетехнику.

mil.ru
БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

Стволы БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

У американского бронированного коллеги «пехотной» модификации (Infantry Combat Vehicle) — вооружение поскромнее. На легкой башне дистанционно управляемый пулемет M2 «Браунинг» калибра 12,7 мм или калибром помельче М240. В распоряжении стрелка есть тепловизор и телекамера с приближающим объективом. С пулеметными стволами синхронизирован лазерный дальномер. С точностью до 2,5 метра он определяет цель на удалении до шести километров.

Еще одна оружейная альтернатива для «Страйкера» — автоматический 40-мм гранатомет Мк19 с 448 гранатами. Этого хватит, чтобы забросать любой кишлак или окоп, но бесполезно в борьбе с бронетехникой.

defence.gov
У «Страйкера» вооружение поскромнее.

Мы умышленно не рассматривали тяжеловооруженные версии М1126 Stryker, такие как минометный M1129 Mortar Carrier Vehicle или сверхтяжелый M1128 Mobile Gun System с противотанковым орудием в 105 миллиметров. Эти машины выходят за рамки концепции бронетранспортеров и являются подвижными огневыми точками.

Будущее вооружения бронетранспортеров

За полвека вооружение отечественных бронетранспортеров претерпело серьезные изменения. БТР-40 нес лишь один пулемет винтовочного калибра, устанавливавшийся на одном из четырех кронштейнов. При необходимости пулемет можно было переставлять на другое место или же снимать и использовать отдельно.

Бронетранспортеры последних моделей имеют солидное пулеметное или пушечно-пулеметное вооружение, в разы превосходящее использовавшееся на первых машинах этого класса. Последние разработки в области бронетехники для мотострелковых войск позволяют с уверенностью говорить, что развитие вооружений продолжается и вряд ли остановится.

В последние годы отечественная и зарубежная оборонная промышленность активно работает над созданием новых боевых модулей, пригодных для установки на технику различных моделей. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчику боевые модули различных моделей, оснащенные вооружением разных типов и классов. В зависимости от пожеланий военных бронетехника может нести пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и противотанковые ракеты. Кроме того, все нынешние боевые модули оснащаются современными прицельными устройствами.

Именно универсальные боевые модули в настоящее время выглядят наиболее удобным и эффективным средством вооружения бронетехники для мотострелковых подразделений. Подобные системы, объединяющие в себе элементы бронирования, вооружение и различное радиоэлектронное оборудование, позволяют оснащать технику всеми необходимыми системами, а также сравнительно легко проводить ее модернизацию.

Что касается вооружения бронетранспортеров будущего, то оно, скорее всего, сохранит свои основные черты. Есть основания считать, что подобная бронетехника и впредь будет нести автоматические пушки или крупнокалиберные пулеметы, спаренные с пулеметами винтовочного калибра. Кроме того, в комплексы вооружения могут быть включены автоматические гранатометы и противотанковые ракеты.

Однако только время покажет, как будет выглядеть вооружение бронетранспортеров будущего. Демонстрация новой отечественной техники этого класса должна состояться в ближайшие годы.

//

БТР-60, «предок» 70-го

В пятидесятые годы внешнеполитическая обстановка в мире резко обострилась. События в Венгрии и участие в них Советской Армии выявили ряд новых требований к средствам доставки пехотных соединений на места предполагаемых боевых действий. В частности, при возможном неблагоприятном развитии ситуации времени на сооружение саперных переправ могло и не быть. Европа насыщена реками, а преодолевать их без плавающих бронетранспортеров в условиях активного военного противостояния трудно. В конце 1956 года на ГАЗе начали разработку нового шасси, на этот раз четырехосного и снабженного водометным двигателем. Новая машина получила название БТР-60, она приводилась в движение двумя 90-сильными автомобильными моторами ГАЗ-40П.

Силовое отделение располагалось под полом десантного отсека, его пространство снизу ограничивалось днищем. Многие решения в дальнейшем после практической апробации были применены в конструкции БТР-70. Модель «60П» поступила на вооружение в 1959 году, она была оснащена независимыми торсионными подвесками всех восьми колес, автоматическим регулированием давления шин, гидроусилителем, системой отопления и многими другими опциями, которыми не могла похвалиться более ранняя советская боевая техника. Это был технологический прорыв.

До революции

На рубеже веков совсем уж немыслимым считали предложения изобретателей (например, инженера Двиницкого, 1897) о совмещении двух функций (огневой и транспортной) в одной машине. Пройдет совсем немного времени, и смелые идеи начнут реализовываться одна за другой. Колесные бронетранспортеры, снабженные пулеметами и скорострельными пушками, станут обычным делом. Но путь развития будет долгим и извилистым. Главным препятствием тогда было несовершенство и низкая надежность автомобильной базы, на основе которой изначально создавались «моторные военные вагоны» или бронемашины. Конструктивный подход основывался на простейшем и наиболее дешевом методе адаптации готовых шасси грузовиков для оборонных нужд.

Кузовы обычно обшивались листами противопульной брони, на верхних поверхностях устанавливались пулеметные башни или неподвижные огневые точки. О перевозке десанта речь не шла, места хватало лишь на размещение внутри кузова экипажа и расчета. Такими были «Руссо-Балты-М», «Путилов-Гарфорды», «Остины» разных серий и другие образцы. Общее представление о них дает внешний вид того самого знаменитого «броневичка», с которого выступил в 1917 году Ленин после прибытия на Финляндский вокзал в октябре 1917 года.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.