«булава»

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Интересные факты

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

Проект типа «Волна»

Пуск баллистических межконтинентальных ракет с подводных лодок требует учета ряда составляющих факторов. Среди них:

  1. Оснащение ракетной техники.
  2. Особенности конструкции субмарины.
  3. Стартовый пуск и контроль полета заряда.
  4. Точность наведения и возможность маневрирования.

Проект «Волна» был создан с целью решения всех указанных проблем. Это направление возглавил конструктор Ганин, который уже в 1984 году получил авторское свидетельство на изобретение. Рассматриваемая ракета могла запускаться в горизонтальной, вертикальной позиции и под наклоненным углом.

Базовой основой для разработки стали ракеты типа Р-11, которые могли долго находиться в заряженном состоянии, не имели больших габаритов, использовали окислительные элементы на основе азота. Подобная конструкция дала возможность упростить транспортировку и эксплуатацию данного оружия. Первый старт подводного заряда этого типа произошел в шестидесятом году прошлого века (СССР). Запуск ракет можно производить с глубины 40-50 метров.

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Знаковый символ

Булава так полюбилась нашим средневековым потомкам, что постепенно перешла в статус символа власти и достоинства. Французские привратники церквей, богатых домов и королевских покоев гордо держали в руках булаву, подчеркивая свою значимость. Теперь ее делали из латуни, покрывали позолотой, украшали камнями и придавали замысловатую форму. Во многих западных странах дворяне старались не появляться на людях без заткнутой за пояс богато украшенной булавы, а военачальники и офицеры не имели права не носить ее постоянно. Гвардейцы крошечного «государства в государстве» Ватикана на праздничных парадах до сих пор украшают себя историческим оружием.

Испытания и эксплуатация

Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала её разработки – в 2008 году. При этом Р-30 ещё не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний ещё не был завершён. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.

Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвёртый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведённые в 2009 году, тоже завершились отказами.

Субмарина проекта 955 «Юрий Долгорукий», которая и должна была стать штатным носителем ракет Р-30, вступила в строй в 2011 году. Испытательные запуски с её борта прошли успешно. Тем не менее, «Булава» продолжала дорабатываться, и её старты с подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» тоже засчитывались, как испытательные.

Только в 2022 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2022 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Ещё 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя — жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

История создания

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.

Конструкция

Об устройстве ракеты «Булава» достоверно известно не так много. Она 3-ступенчатая, причём большинство источников сходятся во мнении, что двигатели первых 2 ступеней – твердотопливные. А вот двигатель третьей ступени может быть и жидкостным, на этот счёт единого мнения нет. Запуск – «сухой», из герметичного транспортно-пускового контейнера.

Ударная мощь «Булавы» — 6 боевых блоков с боеголовками мощностью в 150 килотонн. Одним из отличий комплекса, о которых точно известно, является сокращённый участок полёта, на котором работают маршевые двигатели. Поскольку на активном участке ракету легче всего обнаружить и перехватить, его сокращение позволяет повысить живучесть оружия. Заявляли также о том, что Р-30 может маневрировать на разгонном участке

Другое важное изменение – применение корректируемых боевых блоков

От «Барка» к «Булаве»

История создания «Булавы» полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые вели исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения («Борей»).

Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39, установленный на ракетоносцах предыдущего поколения (проект 941 «Акула»). Этим проектом занимался традиционный разработчик — КБ машиностроения (ныне — Государственный ракетный центр имени Макеева).

Он предложил для нее модернизированную трехступенчатую ракету Р-39Р, которая стояла на самых больших в мире подводных ракетоносцах проекта «Акула». Но первые три испытания Р-39УТТХ «Барк» оказались неудачными. Кроме того, вес ракеты оказался выше, чем было определено в техническом задании. Для нее пришлось бы переделывать проект нового подводного корабля, а на это не было времени и средств. Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Правительственная комиссия приняла решение заменить «Барк» на морской аналог мобильного наземного комплекса «Тополь-М», который был легче Р-39УТТХ, успешно прошел все испытания и уже был принят на вооружение в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). В результате в 1998 году тема «Барк» была закрыта, а проектирование новой субмарины — передано Московскому институту теплотехники (АО «Корпорация «МИТ»), который до этого специализировался на «сухопутных» твердотопливных ракетах (в частности, «Тополь-М»). Главные конструкторы проекта — Юрий Соломонов (до сентября 2010 года) и Александр Суходольский.

Ряд военных экспертов уверяли, что институт сможет создать ракету, унифицированную с «Тополем-М», что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки.

Но сделать из наземной ракеты морскую оказалось очень непросто, практически невозможно. Тем более если такими ракетами конструкторы МИТ никогда не занимались. При том что, по иронии судьбы, генеральный конструктор МИТа и «Тополя», а затем и «Булавы» Юрий Соломонов закончил Московский авиационный институт, защитив диплом как раз по морской ракете. Но делал всегда только наземные, начиная с РСД-10 «Пионер» и заканчивая РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

АПЛ «Дмитрий Донской»

 Лев Федосеев/ТАСС

МИТ вел эскизное проектирование «морской» ракеты с начала 1990-х. Проект получил шифр «Булава». Для ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального погружаемого стенда. После трех успешных бросковых испытаний макета «Булавы» было решено начать тестовые пуски с подводной лодки — модернизированной субмарины ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула».

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3—4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Ракеты страшных дней России

История конкурса «Булава» тянется во вторую половину 1990-х годов, когда российские военные выбирали ракету для перспективных лодок-ракетоносцев проекта 955 «Борей».

«Бореи» — продукт еще середины 1980-х годов. Сначала их было два, один поменьше (проект 935), другой «стандартный» (это как раз 955). От проекта 935 довольно быстро отказались: советский флот исключал нишевые проекты, стремясь к унификации.

Вопреки расхожему мифу, «Борей» не проектировался под комплекс Д-19УТТХ «Барк» с ракетой массой 80 тонн (почти 90 т с учетом оборудования стартовой амортизации). Родной стратегический комплекс этой лодки — Д-31, и ракета его должна была быть массой поменьше, примерно как американская Trident II. «Барки» же должны были пойти на модернизацию тяжелых подводных крейсеров проекта 941, оснащенных обычным Д-19, и все 1990-е годы планировалось посвятить этому переоснащению.

Булава_6

Ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк»

Фото: militaryrussia.ru

По планам развития советского флота после 2014 года все морские стратегические силы впервые в истории должны были стать однородными и представляли бы собой только 14 однотипных лодок проекта 955 с 12 ракетами комплекса Д-31 на каждой. Об этом, в частности, писал в своих воспоминаниях один из руководителей советского подводного судостроения Валентин Мурко.

Однако разработка комплекса Д-31 зависла на самой начальной стадии: шел распад СССР. Комплекс «Барк» тоже не был готов, но он хотя бы уже был в железе: велось производство испытательных изделий и наземная отработка, включая огневые испытания на стендах, а в ноябре 1993 года ракета впервые полетела. Хотя этот запуск и был неудачным, как и остальные два, проведенные в 1994 и 1997 годах, но налицо была хотя бы материальная часть, пытающаяся летать, а Д-31 оставался по большей части на бумаге.

Так как в государстве денег не было и их становилось все меньше, то в 1995 году указом президента Бориса Ельцина принимается волевое решение: единым комплексом морских стратегических сил на перспективу назначить «Барк», вследствие чего «Борей» перепроектировать под него. Головную лодку — «Юрий Долгорукий» (первоначально было желание назвать ее «Санкт-Петербург») — закладывают в Северодвинске в ноябре 1996 года, но ее строительство не то чтобы развивается быстро, из-за понятных финансово-производственных осложнений.

Переделка «Борея» под более длинный «Барк» вызвала изменение формы корпуса. Фотографию модели такого проекта с 12 ракетными шахтами и характерно поднятым горбом можно найти в интернете. Надо понимать, что военные крайне сдержанно относились к комплексу Д-19 и его наследнику «Барку».

Несмотря на уникальные боевые характеристики этих ракет, несущих по 8-10 ядерных боеголовок среднего класса мощности, основную критику вызывали их размеры. Генерал Владимир Дворкин, в те годы руководивший 4-м (ракетно-ядерным) НИИ Минобороны, писал о так называемой «неустранимой проблеме размерности» комплексов Д-19, вызвавшей среди военных требования создать ракету (и лодку, следовательно) поменьше.

Именно здесь следует искать причины отказа от «Барка», а, естественно, не в трех неудачных пусках, что нормально для новой ракетной системы. Кроме того, локализация ракеты привела к отказу от высокоэнергетического твердого топлива первой ступени, производившегося на Павлоградском заводе (Украина), с заменой на российской аналог с более низкими характеристиками.

Булава_2

Во время залпового пуска баллистических ракет «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота РФ «Юрий Долгорукий»

Фото: ТАСС

Военные отказались тянуть за собой 80 т, и в новом конкурсе потребовали сделать небольшую (30 тонн) ракету, рассчитанную на блоки малого класса мощности, но при этом выполненную с новейшими требованиями по противодействию перспективной ПРО США, включая настильную траекторию.

Конкурс «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, до того успешно локализовавший советский проект ракетного комплекса «Универсал», разрабатывавшегося им пополам с днепропетровским КБ «Южное», — в итоге получился пресловутый «Тополь-М».

От модернизации лодок проекта 941 на «Барк» отказались, и постепенно вывели их из состава, оставив только «Дмитрий Донской», который переоборудовали для испытаний «Булавы».

Сухой старт и подлёдный пуск

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» — твердотопливная трёхступенчатая ракета, несущая шесть боевых блоков индивидуального наведения. Её тактико-технические характеристики официально не раскрывались. По данным СМИ, дальность полёта составляет 10 тыс. км, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м.

Эксперты отмечают, что одним из главных достоинств «Булавы» является возможность так называемого сухого старта — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсеры проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд

Комментируя заявление начштаба командования подводных сил ТОФ о неуязвимости ракеты для систем ПРО, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что ракеты «Булава» стартуют значительно быстрее, чем все их предшественники.

Также по теме

«У флота есть всё для гарантированной защиты родной страны»: Путин поздравил моряков с Днём ВМФ России

В воскресенье, 25 июля, в Санкт-Петербурге прошёл Главный военный морской парад, приуроченный ко Дню ВМФ России. В 2021 году…

«Их разгонный участок длится около пяти минут, что затрудняет использование системы ПРО. Дальше ракеты действительно маневрируют, что делает возможным обход систем ПРО на второй стадии. На третьей стадии, когда ядерные блоки входят в атмосферу, они идут на гиперзвуковых скоростях, которые системы ПРО в принципе не видят», — пояснил военный эксперт.

При этом возможность подлёдного пуска затрудняет обнаружение подлодок со спутников, добавил Литовкин.

«Соответственно, пуск из-подо льда — это дополнительная скрытность применения, такую лодку нельзя обнаружить и предотвратить использование её оружия», — рассказал собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов, комментируя долгий путь разработки и принятия «Булавы», напомнил, что в СССР баллистические ракеты морского базирования были жидкотопливными.  

«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивались лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей в эксплуатации. Но мы смогли сделать твердотопливную ракету, это для нас настоящий прорыв», —подчеркнул он.

  • Пуск ракеты «Булава» из подводного положения
  • globallookpress.com

Юрий Кнутов пояснил, что твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снижая возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении.

Кроме того, из-за разделяемого боевого блока для противодействия ракетам «Булава» нужны десятки ракет-перехватчиков.

В свою очередь, возможность сухого старта даёт подлодке значительное преимущество по времени пуска по сравнению со стратегическими АПЛ других держав.

«Когда лодка должна заполнить шахту водой, она тратит на это время и становится заметна для противолодочной обороны. Также уходит серьёзное время на подготовку к пуску. Тут же все эти моменты отсутствуют, происходит фактический катапультный старт, после которого включаются двигатели. Причём начальная скорость у «Булавы» крайне высокая, что не позволяет её перехватить», — рассказал эксперт.

Оснащение стратегических подлодок ТОФ подобными ракетами значительно усиливает морской компонент российской ядерной триады, добавил Юрий Кнутов.

«Сейчас появляется возможность наносить удар из точки, из которой противник его не ждёт. Более того, ставка делается на Северный и Тихоокеанский флоты, потому что там нашим лодкам намного проще выйти в океан, где их гораздо сложнее отследить и перехватить. Наш потенциал возрастает в разы, потому что новые ракеты и лодки позволяют нам держать на прицеле в случае необходимости наиболее важные объекты потенциального противника», — заключил военный эксперт.

Испытания и эксплуатация

Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала её разработки – в 2008 году. При этом Р-30 ещё не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний ещё не был завершён. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.

Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвёртый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведённые в 2009 году, тоже завершились отказами.

Субмарина проекта 955 «Юрий Долгорукий», которая и должна была стать штатным носителем ракет Р-30, вступила в строй в 2011 году. Испытательные запуски с её борта прошли успешно. Тем не менее, «Булава» продолжала дорабатываться, и её старты с подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» тоже засчитывались, как испытательные.

Только в 2020 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2020 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Ещё 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.

Символ власти

Со временем стали выпускать только уменьшенные копии шестоперов. Они были богато украшены, служили символом власти военачальников.

Подобную функцию он выполнял в основном в странах Восточной Европы. В первую очередь на Руси, в Венгрии и Польше. Например, у казачьих атаманов. В Запорожье особые шестоперы вручали иностранным послам. Они были аналогом охранной грамоты, демонстрируя всем, что эти люди находятся под охраной Запорожского войска.

Появились эти разновидности булавы и шестопера на вооружении почетной стражи. Например, их можно встретить у парижских швейцаров во времена Генриха IV. По мнению ряда историков, близким родственником шестопера является царский скипетр.

Источник

О твердотопливной «Булаве»

Использование твердого топлива обеспечивает значительное сокращение времени подготовки ракеты к запуску, что в свою очередь минимизирует возможность раннего обнаружения ее пуска противником при помощи средств контроля и предупреждения о ракетном нападении. А это усложняет работу систем противоракетной обороны.

Анализ информации, представленной в открытых источниках, позволяет утверждать о том, что несущая шесть – десять гиперзвуковых боевых блоков индивидуального наведения трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок «Булава» способна уничтожать цель на дальностях до десяти тысяч километров. При этом величина вероятного отклонения (показатель точности попадания) не превышает 350 метров, что для межконтинентальной ракеты – носителя ядерного заряда более чем приемлемо.

Фото: arms-expo.ru

В БРПЛ Р-30 «Булава» реализована возможность маневрирования на разгонном участке полета, что в значительной мере осложняет процесс ее перехвата кинетическими системами, рассчитанными на обычные баллистические траектории. Например, таких как американский THAAD – наземный противоракетный комплекс высотного заатмосферного перехвата ракет среднего радиуса действия.

В период своей разработки проект «Булава» неоднократно подвергался критике. В вину разработчику – АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» и генеральному конструктору ракеты Юрию Соломонову ставился очень большой, как казалось аналитикам и журналистам, процент испытаний, признанных неудачными. Из состоявшихся на сегодня тридцати девяти испытательных пусков два (7 и 8-й) объявлены частично успешными, а семь (4, 5, 6, 10, 11, 12 и 20-й) поставленных задач не достигли. Справедливости ради следует отметить, что последний неудачный запуск «Булавы» был произведен более девяти лет назад (6.09.2013).

В настоящее время Юрий Соломонов выразил уверенность в хорошей модернизационной и эксплуатационной перспективе своего детища, предсказав «Булаве» долгую жизнь в боевом арсенале атомных подводных лодок ВМФ РФ.

Состоявшийся 21 октября пуск атомным ПКР стратегического назначения «Князь Олег» баллистической ракеты Р-30 «Булава» в который раз и максимально наглядно подтвердил позицию большинства отечественных экспертов, считающих, что эта ракета способна восстановить пошатнувшийся паритет в российской «ядерной триаде», состоящей из РВСН, стратегической авиации и атомных подводных лодок. Именно ей предстоит вывести морскую компоненту стратегических ядерных сил России на качественно новую ступень.

Действительно, МБР, базирующиеся на подводных лодках, характеризуется самой высокой степенью скрытности и наименьшим уровнем уязвимости. Запуск ракеты может быть произведен из любой точки планеты, включая Северный полюс, что совсем недавно было наглядно продемонстрировано в ходе учений «Умка-2021». И никакая из существующих у потенциального противника систем противоракетной или противолодочной обороны не в состоянии заранее просчитать ни момент удара, ни географическую точку, из которой он будет нанесен.

Описание ракеты «Булава»

Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.

Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Есть мнение, что
ступень разделения блоков работает на жидком топливе, однако, это вызывает сомнения, так как МИТ специализируется на твердотопливных системах. В ракете использовано топливо пятого поколения с высокой энергетической эффективностью.

Корпус ступеней ракеты создан из композитных материалов, с использованием арамидного волокна высокой прочности, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.

Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после этого включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции ступени разведения боевых частей очень скудна.

После прохождения зоны блокирующих ядерных ударов, отделяется головной обтекатель. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, которая состоит из шести (по другой информации, из десяти) боевых блоков. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также в ступени разведения блоков находится комплекс преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках мы ничего не знаем. Боевые блоки ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.

Существует непроверенная информация об изменениях принципа разведения боеголовок ракеты «Булава». В некоторых источниках сообщается, что боевые блоки ракеты могут свободно маневрировать, также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами. По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать сравнительно небольшую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей – не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты Соломонов утверждает, что «Булава» имеет более высокую степень живучести, чем ракеты предыдущих поколений.

Система управления «Булавы» — астрорадиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные полученные от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучая расположение звезд, а также обмениваясь информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.

Видео о ракете Булава

Ракета Р-30 «Булава» отправляется в полет из специального контейнера, установленного в пусковой шахте ракетоносца, с помощью порохового аккумулятора. Возможен залповый запуск всего боекомплекта, находящего на борту подводной лодки. Пуск осуществляется как в подводном, так и надводном положении.

По оценкам специалистов, российская промышленность может изготавливать до 25 ракет Р-30 «Булава» в год.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.