Оглавление
Над проектом работали:
- Авторы: Кристина Недкова, Тимур Фехретдинов
- Редакторы: Александр Бычков, Сабина Вахитова
- 3D-модель: Александр Волков, Анастасия Зотова
- Бильд-редактор: Павел Куколев
- Видеомонтажёр: Максим Макаров
- Арт-директор и разработчик: Антон Мизинов
Фотографии: Фотохроника ТАСС (Артём Геодакян, Альберт Пушкарев), AP Photo/Dmitri Lovetsky, EPA/Ronald Wittek, Pallava Bagla/Corbis via Getty Images, Doomych/Public domain via Wikimedia Commons, Сабина Вахитова/ТАСС, Телестудия Роскосмоса.
Видео: Телестудия Роскосмоса.
ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
ТАСС, 2018
Перед стартом[править | править код]
Изначально старт намечался на 29 октября 1988 года, когда за 51 секунд до него не прошло нормальное отведение площадки с приборами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. В результате он состоялся через 17 дней.
Утром 15 ноября 1988 года, в день старта, подготовка к пуску протекала гладко, но на Байконур, с которого стартовал комплекс, шёл циклон. Дождь, шквалистый ветер с порывами до 19 м/с, низкая облачность, началось обледенение ракеты-носителя и корабля — в отдельных местах толщина льда достигла 1…1,7 мм. Тем не менее, было принято решение пускать.
До пуска 26 минут — на «Буране» включились бортовые радиоответчики системы «Вымпел-К». В 05:50, после десятиминутного разогрева двигателей, со взлётно-посадочной полосы аэродрома Юбилейный в воздух взлетает самолёт оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25. В задачу экипажа СОТН входит ведение телерепортажа переносной телекамерой и наблюдение старта «Бурана» выше слоев облачности. К этому моменту в воздухе на разных высотных эшелонах уже находятся несколько самолетов — на высоте около 5000 метров и удалении 4-6 км от стартового комплекса патрулирует Ан-26 и несколько выше его, следуя по заранее спланированным маршрутам (зонам) на удалении 60 км от старта, дежурит самолёт метеоразведки. На удалении 200-300 км от старта барражирует самолёт-лаборатория Ту-134БВ, контролируя с воздуха радиотехнические средства системы автоматической посадки. Ещё дальше, в зоне между Джезказганом и Карагандой, в воздухе находился самолётный измерительный пункт (СИП) Ил-18.
Ровно за десять минут до старта нажатием кнопки испытатель лаборатории комплекса автономного управления выдает команду «Пуск» — дальше всем управляет только автоматика. За одну минуту 16 секунд до старта весь комплекс «Энергия-Буран» переходит на автономное энергопитание.
«Дорогое удовольствие»
После успешного полёта «Бурана» начался набор космонавтов для подготовки к первой пилотируемой миссии. В 1989 году советский корабль стал одной из самых популярных машин на международной выставке в Ле Бурже. Однако на фоне экономических трудностей позднего СССР финансирование проекта стало резко сокращаться. В 1990 году задействованные в кооперации предприятия получили от государства 1030 млн руб., в 1991 году — уже 875 млн руб.
С распадом СССР ситуация осложнилась ещё больше. В 1992 году на развитие проекта было выделено 162 млн руб., в 1993 году — 62 млн руб
Государственных средств перестало хватать даже на то, чтобы отапливать здания, где работали специалисты Байконура, и обеспечивать охрану этого стратегически важного объекта
Тем не менее в решении совета главных конструкторов по проекту «Энергия» — «Буран» от 25 мая 1993 года говорилось, что готовность материальной части корабля и наземной инфраструктуры позволяет совершить пуск в 1994 году. Но на подготовительные мероприятия, по подсчётам специалистов, требовались 8,5 млрд рублей. В документе отмечалось, что без указанного финансирования далее развивать проект невозможно.
- Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен, как и программа Space Shuttle (закрыта в 2011 году). По мнению экспертов, «Буран» оказался чрезвычайно дорогой машиной, хотя и превзошёл самые смелые ожидания.
Также эксперт полагает, что, несмотря на кажущееся техническое совершенство «Буранов» и шаттлов, учёным СССР и Соединённых Штатов не удалось радикально обезопасить экипаж. Полёт в космос нёс в себе высокие риски для жизни и здоровья, и аварии заокеанских кораблей лишний раз это подтверждают, считает Петров.
Тем не менее, как подчеркнул собеседник RT, колоссальные инвестиции Советского Союза в «Буран» не были напрасными. По словам Петрова, без подобных масштабных проектов невозможен научно-технический прогресс и технологический рывок страны. Усилия по разработке орбитального корабля и ракеты-носителя позволили создать множество новых материалов, ракетных двигателей, радиотехнических изделий, которые оказались востребованы после 1991 года.
Запуск и снятие спутников с орбиты
Как хорошо известно, одной из главных целей при создании своей многоразовой транспортной системы «Спейс-Шаттл» американцы ставили задачу вывода и снятия с орбиты спутников. Хотя по ряду обстоятельств удешевить вывод на околоземную орбиту космических аппаратов им не удалось, технологию этого процесса они успешно отработали.Конечно, запуск спутников уменьшает количество «мусора» в космосе, но стоимость …
Согласно данным Управления NASA по наблюдению за космическими объектами (NASA Orbital Debris Program Office), опубликованным в ежеквартальном бюллетене Orbital Debris Quarterly News (октябрь 2005 г.), по состоянию на 5 октября 2005г. слежение велось за 9432 объектами. Из этого числа 2952 объекта являются спутниками (активными и выведенными из эксплуатации), а 6480 — ступенями ракет-носителей, разгонными блоками и обломками космических аппаратов. Больше всего объектов имеют советское или российское происхождение — 4050 (1358 / 2692). Почти столько же у американцев — 3969 (1010 / 2959). У китайцев 363 (51 / 312). На долю остальных стран приходится 1050 (533 / 517).
3 февраля 1984г. американцы осуществляют 10-й запуск своего «шаттла». В четвертый полет отправляется челнок «Челленджер». Основная задача — вывод на орбиту двух спутников: индонезийского национального спутника связи «Палапа-2В» и спутника национальной коммерческой связи «Уэстар-6». Однако вывод был неудачным. Спутники вышли на нерасчетную орбиту,и выполнять свои задачи не могли. Страховка спутников составляла около $185 млн.Было принято решение снять спутники с орбиты, отремонтировать и запустить вновь, т.к. они были рассчитаны на десятилетний срок работы, то операция по их снятию и возврату на орбиту считалась целесообразной. Но предварительно надо было обезопасить спутники, т.е. сжечь твердотопливные заряды двигателей спутников, чтобы космонавты могли с ними спокойно работать, и уменьшить вес спутников. Кроме того, необходимо было перевести их на эллиптическую орбиту для уменьшения аэродинамического сопротивления атмосферы. В мае 1984г. эти операции были проведены. Спутники пролетали до осени, когда начались с использованием двигателей спутников новые маневры, для того чтобы вывести их на орбиту, на которой к ним мог бы подойти «шаттл» и снять с орбиты, как яблоко с дерева. Таким образом, высота орбиты была снижена до 360 км,скорость вращения замедлена. 8 ноября 1984г. вовторой полет отправляется «Дискавери» с задачей снять с орбиты спутники «Палапа-В» и «Уэстар-6», а также вывести на орбиту спутники «Лисат-1» (связь ВМС США с кораблями базами и самолетами) и спутник связи «Аник Д-2». 9 ноября спутник «Аник» отделился от челнока «Дискавери», а 10 ноября был запущен «Лисат-1». Каждый спутник поручалось снимать с орбиты одному космонавту из экипажа. Космонавты стыковались со спутниками специальным устройством, которое крепилось на груди индивидуальной ранцевой системы скафандра космонавта. 12 ноября «Дискавери» почти вплотную подошел к спутнику «Палапа-2В». Космонавт А. Аллен покинул грузовой отсек, когда между кораблем и спутником было около 10 м. Длинный стыковочный штырь он направил в воронку отработавшего твердотопливного двигателя, раскрыл стопорные лепестки, развернул штангу и подтянул себя к спутнику. Вся система «космонавт-спутник» начала вращаться. Двигателем ранцевой установки вращение было остановлено. Когда до станции оставалось около 15 м,космонавт А. Фишер захватил спутник и втащил в грузовой отсек корабля.
Технические неполадки не позволили сразу закрепить спутник и манипулятор. Аллен в течение 90 минут, укрепив ноги в фиксаторе, удерживал спутник вручную, пока Д. Гарднер устанавливал на сопле двигателя крепящее кольцо. 14 ноября Аллен и Гарднер совершили второй выход в открытый космос и сняли с орбиты второй спутник. Так впервые в истории космонавтики за один рейс два спутника были запущены с орбиты и два сняты для ремонта.
В мае 2008г. в печати появилось сообщение, что американские физики при поддержке НАСА проводят эксперименты, чтобы выяснить, можно ли использовать магнитное поле Земли для удержания спутников на орбите. На любое обладающее электрическим зарядом тело, движущееся в магнитном поле, действует сила Лоренца, направленная перпендикулярно магнитным силовым линиям. Именно этот эффект и решили использовать американские физики Мэйсон Пэкиз Корнеллского университета, Уильям Гормани Джеймс Браунбриджиз Университета Нью-Йорка в Бингхэмтоне. «Метод состоит в том, чтобы создать электрический заряд на корпусе спутника таким образом, чтобы его движение сквозь магнитное поле планеты создавало ускорение благодаря силе Лоренца».
Как фотограф вообще попал в закрытый ангар
Проблема в том, что часть Байконура еще функционирует. Ей пользуются российские корпорации. Так что попасть на территорию заброшенного ангара оказалось проблематично.
Чтобы добраться туда, Йонк и трое его друзей вылетели в соседний город Кызылорду и совершили четырехчасовую поездку на автобусе в небольшой город Торетам.
Там они нашли местного жителя, готового высадить их на обочине шоссе ночью, примерно в 20 километрах от Байконура. Затем им предстояла 7-часовая пешая прогулка по степям с одними только фонариками.
Йонк – ветеран своего дела, по прикидкам, он сфотографировал около 1500 заброшенных мест по всему миру
Йонк и компания прибыли в ангар около 2 часов ночи и заметили, что там нет охраны. Забравшись через незапертое окно, они начали искать шаттлы в темном здании.
Они также проникли в близлежащий ангар, где находился прототип старой ракеты Энергия-М, использовавшейся для запуска Бурана в космос.
Для того, чтобы избежать патрулей, один из участников сидел в дозоре на крыше. Как только приходил сотрудник службы безопасности, дозорный сообщал об этом по рации.
В течение следующих двух дней ребята фотографировали содержимое ангара. Удивительно, но шаттлы хорошо сохранились.
Судьба «Бурана»
Дублеры есть не только у космонавтов, но и у космических кораблей. Кроме макетов, для испытаний отдельных характеристик корабля к моменту запуска изготавлиается как минимум 2 копии космического аппарата. Для корабля «Буран» таких копий сделано целых пять.
Тот корабль, который побывал в космосе при разделе советского имущества вместе с космодромом Байконур стал собственностью Казахстана. В 2002 году, при обрушении крыши ангара этот экземпляр погиб под обломками.
Второй экземпляр называется «Буря» и он должен был совершить полет к станции Мир. Сейчас он является частью экспозиция музея Байконура.
Еще один экземпляр долгое время находился на причале Химкинского водохранилища, а затем речным путем отртанспартирован в город Жуковский для реставрации и демонстрации на авиасалоне МАКС-2013.
Две остальные копии так и не были окончательно собраны и не покинули стен Тушинского машиностоительного завода и были разобраны.
Макет «Бурана» в Парке Горького
Кроме полноценных копий существовало еще некоторое количество моделей «Бурана» для различных видов испытаний. Например отработки транспортировки к месту старта или испытания тепло- и вакуумоизоляции.
Судьба этих моделей различна: некоторые разобрали на металлолом, одна стоит в парке Горького в Москве и ее используют как 4D-кинотеатр, еще одна в городе Королёве.
В заключение два небольших видео, снятые любительскими камерами.
Исторический взлет:
…и посадка:
Взлёт и посадка
Space Shuttle
Американцы упростили себе задачу. Есть маршевые двигатели на космическом корабле — вот их и будем использовать. Нужно топливо — прикрепим гигантский топливный бак, из которого оно будет поступать прямо вШаттл», а чтобы стартовать, по бокам огромного топливного бака поставим ещё два твёрдотопливных ускорителя. Немного напоминает компьютерную игру Kerbal Space Program, где дополнительные детали часто добавляются по мере необходимости.
Твёрдотопливные ускорители работали 45 секунд, поднимаяШаттл» до высоты в 45 километров, затем отделялись и приземлялись при помощи парашютов. Затем работали только двигатели челнока, тратя топливо из внешнего бака. На высоте 113 километров уже пустой бак отбрасывался за ненадобностью.
Минус этой конструкции в том, что её создали исключительно под программуСпейс Шаттл». При этом срок сборки всей конструкции был достаточно большим и не предполагал возможность быстрой смены челнока в случае необходимости.
Садился жеШаттл» без двигателей, исключительно за счёт большой скорости, как большой и неуклюжий планер. Поэтому шанс на посадку был только один, для чего по территории США заготовили несколько аэродромов.
Буран»
Тут проще.Буран» крепился к сверхтяжёлой ракетеЭнергия». Саму ракету могли использовать для других полезных дел(например, закинуть на орбиту сто тонн груза), а космический челнок был лишь одним из вариантов полезной нагрузки. Кроме того в будущем предполагалось сделать боковые блокиЭнергии» возвращаемыми.
Собственные двигатели использовалисьБураном» лишь для довывода на нужную орбиту. Отсюда в перспективе их меньший износ, а также меньшее время, требуемое для подготовки к новому полёту.
Всю систему с ракетой и отсутствием маршевых двигателей создали потому, что в СССР не получалось сделать двигатели,как у американцев».
Однако итоговый вариант оказался даже лучше.
Буран» садилсяпо-самолётному», и в случае необходимости уже у Земли мог выполнить манёвр для более безопасного захода на посадку. Для этого предполагалась установка двух специальных двигателей — но в первый и единственный полётБуран» справился и без них.
ОценкаSpace Shuttle — 3,5Буран» — 4,5
В этом пункте явно выигралБуран» — за счёт универсальности конструкции и упрощения схемы вывода. Кроме того, в случае экстренной ситуации во время взлётаБуран» мог отделиться от ракеты-носителя и сесть самостоятельно.
Путь наверх
«Энергия — Буран» и Space Shuttle были новаторскими космическими системами, значительно отличавшимися от своих предшественников с точки зрения конструкции. Но в основе каждой из них по-прежнему лежал принцип работы многоступенчатых ракет, описанный Константином Циолковским ещё в начале XX века. Вывод челноков на орбиту обеспечивали двухступенчатые комплексы. И если Space Shuttle взлетали за счёт твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей, работавших на топливе из внешнего бака, то советские разработчики объединили функции этих блоков в «Энергии» — двухступенчатой ракете-носителе. Она позволила «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей в пользу более функциональной системы орбитального маневрирования.
Мощность двигателей «Энергии — Бурана»Первая ступень(4 боковых блока):Вторая ступень(центральный блок):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2960–3224 тонн-силы (тс)592–760 тс17,6 тс2400 тМощность двигателей Space ShuttleПервая ступень(2 твердотопливных боковых ускорителя):Вторая ступень(орбитальный корабльс внешним топливным баком):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2660–3100 тонн-сил (тс)510–640 тс6,1 тс2040 т
В обеих системах довывод на орбиту осуществлялся за счёт маневровых двигателей самого корабля. Это позволяло не засорять околоземное пространство отработавшими ступенями, делая взлёт относительно «экологичным». Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для ремонта и повторного использования. У Space Shuttle было предусмотрено многоразовое использование первой ступени, похожую схему планировалось реализовать и в комплексе «Энергия — Буран».
Этапы выхода на орбиту «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмЗемля123456Запуск двигателей первой и второйступени «Энергии»Точка 1:Старт, начало разгона и набора высотыТочка 2:Выключение двигателей и отделение4 блоков первой ступениТочка 3:Выключение двигателей второй ступениТочка 4:Отделение корабля от второй ступениТочка 5:Довывод на орбиту короткимиимпульсами орбитальных двигателейТочка 6:Орбитальный полётВзлёт:
Этапы выхода на орбиту Space Shuttle250 км200 км150 км100 км50 кмЗемля123456Запуск маршевых двигателейорбитального корабляТочка 1:Запуск блоков первой ступени,старт, начало разгона и набора высотыТочка 2:Отделение 2 блоков первой ступениТочка 3:Выключение маршевых двигателейорбитального корабляТочка 4:Отделение внешнего топливного бакаТочка 5:Довывод на орбиту короткимиимпульсами орбитальных двигателейТочка 6:Орбитальный полётВзлёт:
При этом преимуществом советской системы было то, что «Энергия» не имела строгой привязки к «Бурану» и при необходимости могла вывести на орбиту любой другой груз массой до 105 тонн.
Предел полезной нагрузки (тонн), выводимой на низкую околоземную орбиту
Суммарная мощность двигателей «Энергии» — 170 миллионов лошадиных сил. Этого хватило бы даже для запуска лунных и межпланетных миссий. Но ракета взлетела лишь дважды: во время первого испытания 15 мая 1987 года и 15 ноября 1988-го — с «Бураном».
«Энергия — Буран» на космодроме «Байконур»Старт системы «Энергия — Буран»
История без продолжения
Увы(или к счастью), всё это так и не ушло дальше секретных документов и цехов закрытых заводов. Наступили девяностые, и отечественная космическая программа сжалась до гораздо меньших размеров.Энергии» иБурану» в ней места уже не нашлось. Более того, не нашлось средств даже на нормальное закрытие программы — всё было просто заброшено.
Прошло тридцать лет, и за это время мы пока не увидели подобного технологического чуда — мощнейшего космического рывка на грани фантастики.Буран» так и останется лебединой песней советской космонавтики — первым и пока единственным космическим воином.
Неожиданный вираж
Не менее увлекательной историей стал сам полет корабля. Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. «Буран» набили датчиками, камерами и приборами, а заодно и дублирующими системами безопасности на случай, если придется спасать аппарат.
Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь!
Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды.
Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло
Внезапно корабль совершил неожиданный маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло. Как вспоминал один из сотрудников, находившийся тогда на Объединенном командно-диспетчерском пункте, «в момент неожиданной смены курса судьба “Бурана” буквально висела на волоске, и отнюдь не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: “Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!” Ведь на случай фатального отказа на борту “Бурана” размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.
Спас положение заместитель Главного конструктора НПО “Молния” по летным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента.
Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали.
Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре
Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия».
Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет».
Сборка ракетоплана «Буран» на Тушинском машиностроительном заводе в Москве
ОНПП «Технология»
Ссылки [ править ]
- ^ а б в г д «Буран» . НАСА. 12 ноября 1997 года Архивировано из оригинала 4 августа 2006 года . Проверено 15 августа 2006 года .
- ^ «Восемь опасались погибших при обрушении ангара на Байконуре» . Космический полет сейчас . 16 мая 2002 г.
- ^ a b c d e Зак, Анатолий (25 декабря 2018 г.). «Многоразовый орбитальный аппарат» Буран « . Российская космическая сеть . Проверено 28 июня 2019 .
- ^ a b c d e Уэйд, Марк. «Буран» . Энциклопедия космонавтики . Проверено 28 июня 2019 .
- ^ » « Многоразовая космическая система «Энергия — Буран» (на русском) » . Дата обращения 12 апреля 2020 .
- ^ «подготовка земли» . Проверено 12 апреля 2020 .
- ^ a b «Экипажи» Бурана «Несбывшиеся планы» . Buran.ru (на русском языке ) . Проверено 5 августа 2006 года .
- ^ «Ракетно-космическая корпорация Энергия состоялась церемония …» Energia.ru . 14 ноября 2008 . Проверено 3 сентября 2016 года .
- ^ Handwerk, Брайан (12 апреля 2016). «Забытый советский космический челнок мог летать сам» . Национальное географическое общество . Проверено 12 апреля +2016 .
- ^ «Буран-Энергия: 1-й полет» . Буран . Проверено 20 марта 2017 года .
- ^ a b Черток, Борис (2005). Сиддики, Асиф А. (ред.). Raketi я LyudiРакеты и людиИстория серии. НАСА. п. 179.
- ^ a b «Россия начинает амбициозный проект сверхтяжелой космической ракеты» . Space Daily . 19 ноября 2013 . Проверено 13 декабря 2013 года .
- ^ «Самый большой космический корабль на орбите и беспилотную посадку» . Книга рекордов Гиннеса . Проверено 10 марта 2017 года .
- ^ а б «Орбитальные аппараты и ракета-носитель» . Buran.su . Проверено 28 июня 2019 .
- ^ Уэйд, Марк. «Ельцин отменяет проект Буран» . Энциклопедия Astronautica . Архивировано из оригинала на 30 июня 2006 года . Проверено 2 июля 2006 года .
- ↑ Белый дом, Дэвид (13 мая 2002 г.). «Космические мечты России оставлены» . BBC News . Проверено 14 ноября 2007 года .
- ↑ Приско, Якопо (21 декабря 2017 г.). «Брошенный советский космический корабль остался в казахской степи» . CNN . Проверено 21 декабря 2017 года .
- ^ Jonk (1 октября 2019). Байконур: пережитки советской космической программы . Джонглез. ISBN 978-2361953775.
Рабочие параметры
Space Shuttle
Длина 37 метров, диаметр фюзеляжа — около пяти метров. На борт можно взять семь или восемь астронавтов. Если проводить спасательную операцию, то получится запихнуть и одиннадцать человек. Практически космическая маршрутка, только за пролёт передавать не спешат, ведь за всё платит NASA. Пассажирский отсек — более 65 кубических метров, а есть ещё и большой грузовой отсек с невероятным по космическим меркам объёмом в 339.8 кубических метров. Есть рука-манипулятор длиной более 15 метров для космических погрузочно-разгрузочных работ.
МаксимальноШаттл» мог вывести на низкую опорную орбиту 24 400 килограммов полезной нагрузки, что примерно сравнимо с современными версиями тяжёлой ракетыПротон». И не стоит забывать о восьми астронавтах, во все глаза глядящих из иллюминаторов! В общем и целом,Шаттл» большой, даже очень большой.
Буран»
Тут Буран почти копия американца. Длина 36 метров, диаметр фюзеляжа — чуть более пяти метров. Внутренне пространство тоже имеет схожие параметры — 70 кубических метров пассажирского отсека, где могут находиться от двух до десяти человек. Катапультные кресла только у двоих, остальным не положено(на американском челноке не было и такой роскоши). Грузовой отсек слегка меньше американского — примерно 320 кубических метров.
Предполагалось, что на низкую опорную орбитуБуран» сможет вытащить 30 тысяч килограммов груза и вернуть не меньше 20 тысяч — в основном за счёт отличающихся от американских способов взлёта и посадки. Есть и система бортовых манипуляторовАист», поэтому работать сБураном» было бы тоже очень удобно.
По сегодняшним меркам эти возможности с лихвой перекрывают практически все возможные требования для космических миссий. С запасом делались челноки, на перспективу.
ОценкаSpace Shuttle — 5 Буран» — 5
Конец программы
После первого полета проект был заброшен из-за отсутствия денег и политической ситуации в СССР . Два других шаттла, которые должны были быть доставлены в 1990 и 1992 годах, так и не были завершены, и проект официально завершился в 1993 году.
Буран должен был служить связующим звеном со станцией » Мир » , которая была запущена в 1986 году и оставалась в эксплуатации до 2001 года . Стыковочный модуль «Мир-Буран», который должен был использоваться для сближения с космосом, был окончательно модифицирован для связи с американским шаттлом.
Будущее шаттлов
OK-GLI в Техническом музее Шпейера
Два собранных шаттла 1.01 («Буран») и 1.02 («Птичка») и все остальные объекты проекта теперь являются собственностью Республики Казахстан . В12 мая 2002 г.крыша ангара «Шаттл 1.01» (единственный, совершавший орбитальный полет) и пусковая установка « Энергия », на которой он был установлен, обрушились из-за плохого обслуживания. Авария полностью разрушила машину и погибли семь рабочих.
Буран 2.01 и 2.02 (эта вторая серия имела модифицированную кабину) никогда не покидала своего завода в Тучино, где они находятся в плачевном состоянии. Части этих автомобилей были проданы в Интернете .
Частично собранный Орбитер 2.03 был в конечном итоге разобран, когда программа закончилась, и больше не существует сегодня.
В дополнение к пяти «серийным» машинам было восемь испытательных машин, которые использовались для статических, атмосферных, интеграционных испытаний и обучения экипажа. Эти машины имели следующие серийные номера:
- ОК-МЛ (позже ОК-МЛ-1) — Статические испытания, сейчас на Байконуре ;
- OK-GLI — Атмосферные испытания, эквивалент орбитального корабля American Enterprise ;
- ОК-КС — Тестирование системной интеграции, в настоящее время на заводе « Энергия » ;
- ОК-МТ — Инженерная модель, сейчас находится на Байконуре;
- ХОРОШО-? — Статические тесты? ;
- ОК-ТВИ — Испытания на устойчивость к пространственным условиям? ;
- ХОРОШО-? — Статические тесты? ;
- ОК-ТВА — Статические испытания, сейчас на ВДНХ в Москве (ранее в Парке Горького ).
Машина OK-GLI была оснащена четырьмя двигателями с топливным баком, занимающим четверть грузового отсека шаттла. Таким образом, «Буран» мог взлететь собственными силами, в отличие от американской испытательной машины « Энтерпрайз », сброшенной с самолета-носителя.
После отмены программы, OK-GLI автомобиль хранился в Жуковском авиабазе близ Москвы , и он был куплен австралийской компанией «Буран космической корпорации». Он был доставлен в Сидней в Австралии через Гетеборг в Швеции . Прибытие на9 февраля 2000 г.В течение нескольких лет шаттл был туристической достопримечательностью Дарлинг-Харбор (en) . Посетители могли передвигаться на автомобиле, планировалась экскурсия по городам Австралии и Азии . После банкротства владельца автомобиль был брошен на открытом воздухе, где ему был нанесен значительный ущерб. Шаттл OK-GLI был найден вСентябрь 2004 г.в Бахрейне немецкой командой и был куплен Техническим музеем Шпейера, который обязался передать его своему музею в 2008 году.
Отличие «Бурана» от американских шатлов
«Буран» на стартовой площадке
В том, что касается космоса обычно мы американцев опережали. Но вот в высадке на Луну и запуске кораблей многоразового использования они нас обошли. Но в случае с советским челноком тише едешь – дальше будешь. Советские конструкторы учли как положительный, так и отрицательный опыт американцев и сделали свою версию многоразового корабля.
По всем характеристикам советский корабль был лучше американских челноков. Если не вдаваться в технические детали, а просто перечислить основные достоинства корабля, то их наберется внушительное количество.
Основные это возможность ракеты-носителя выводить на орбиту еще и другие грузы кроме самого «Бурана» и то, что при посадке корабль имел дополнительную маневренность в сравнении с шатлами. Шатлы совершали посадку с неработающими двигателями и не могли к примеру заходить на посадку больше одного раза, а наличие на «Буранах» турбореактивных двигателей позволяла соверешить несколько заходов на посадку в случае плохих метеоусловий или внештатных ситуаций.
Старт «Бурана»
Правда в том единственном полете эти двигатели еще не были доведены до совершенства и первый «Буран» стартовал без них.
На советском челноке существовало еще одно существенное отличие от шатлов – система экстренного спасения экипажа. На малых высотах в случае аварии кабина с пилотами могла катапультироваться, а на большой высоте имелась возможность отсоединения самого возвращаемого модуля от ракеты носителя и совершения экстренной посадки. После катастрофы «Челленджера» в 1986 году это улучшение было наверное главным.

Эта тема закрыта для публикации ответов.