Оглавление
Танк «Чёрный орёл» – замечательные идеи и неудачный пиар
В Советском Союзе опытные образцы военной техники, как правило, оставались неизвестными широкой публике. Рекламировать свои достижения было незачем и даже опасно – чтобы не дать лишней информации в руки потенциальному противнику. После развала СССР обстановка изменилась
Теперь России было критически важно хотя бы поддержать имидж страны с мощным военно-промышленным комплексом
Начиная с 90-х годов экспериментальные «объекты» стали регулярно демонстрироваться на выставках, создавая повод для обсуждений. Одним из образцов такой техники стал танк «Чёрный орёл», разработанный в Омском конструкторском бюро.
Система управления огнем
Рабочие места наводчика и командира перспективного танка обеспечены равными функциональными возможностями в управлении огнем, оперативной передачи управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот, и самостоятельного включения наводчика в управление при выходе из строя командира. Каждое из упомянутых рабочих мест снабжено унифицированным электронным моноблоком, в центральной части которого установлен многофункциональный пульт (МФП).
На передней панели МФП расположен дисплей, выполненный с обеспечением режимов отображения, таких, например, как тепловизионного изображения местности, топографической и тактической обстановки и информации о техническом состоянии систем танка.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением, которая связана каналом информационного обмена данными с МФП наводчика и командира, пультами управления линиями визирования прицелов, баллистическим вычислителем, стабилизатором вооружения и комплексом механизма заряжания, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения и системой управления дополнительным вооружением.
МФП командира и наводчика дополнительно связаны каналом информационного обмена данными, выполненным с возможностью интеграции в состав танковой информационно-управляющей системы. В случае выхода из строя МФП командира или самого командира обмен данными с ТИУС со своего МФП по каналу обмена информацией ведет наводчик.
Оснащение рабочих мест наводчика и командира унифицированным электронным моноблоком позволило компактно разместить перед операторами все элементы управления, непосредственно обеспечивающие процесс наблюдения и ведения огня, что обеспечило равные возможности наводчику и командиру при ведении огня из основного вооружения, повысило удобство боевой работы и обучения.
Состав.
Основной прицел наводчика и панорамный прицел командира с независимой стабилизацией линий визирования в двух плоскостях включают соответственно тепловизионный, оптический, дальномерный.
В состав системы управления огнем входит электронный цифровой баллистический вычислитель, автоматически вырабатывающий поправки на скорости цели и танка, боковой ветер, дальность до цели, износ канала ствола, изгиб ствола, крен оси цапф пушки, температуру и атмосферное давление воздуха и пр.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением.
Работа.
Комплекс управления вооружением работает в следующих режимах: Основной автоматический (Основной-А); Основной полуавтоматический (Основной-ПА); Дубль автоматический (Дубль-А); Целеуказание (ЦУ); Ручной.
Достоинства и недостатки
Кормовая часть
К преимуществам экспериментального танка относят:
- хорошие ходовые качества;
- комплексную трехуровневую защиту машины;
- защиту экипажа от снарядов и подрыва;
- автоматизированное заряжание орудия.
Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.
Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.
В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».
Автор статьи:
Парпурин Вадим
Броня
Броневая составляющая танка выглядит следующим образом:
- Последний рубеж защиты экипажа обеспечивает центральный отсек, изолированный листовой броней от двух боковых отсеков, в которых установлены топливные баки (всего 3 отсека, расположенных вдоль корпусного помещения);
- Боковые стороны танка у топливных отсеков помимо основной многослойной брони имеют дополнительную защиту в виде противорадиационных плит;
- Боевое и командное отделения защищены противоосколочными плитами.
В качестве активной защиты используется модификация АЗ «Дрозд» – «Дрозд-2». Оборудование предназначено для защиты танка от гранат и различных противотанковых снарядов. Интересно, что как и сам танк, АЗ «Дрозд-2» не пошел в серийное производство.
История
КБТМ в Омске было создано во время Великой Отечественной Войны на базе эвакуированного из Ленинграда танкового завода. После войны оно разрабатывало в основном самоходные установки и инженерные машины. Для танков создавались отдельные узлы и программы модернизации. Теснее всего Омск оказался связан с танком Т-80. Там наладили серийный выпуск модификации Т-80У, разработали командирский вариант Т-80УК.
Так что нет ничего удивительного в том, что когда КБ стало заниматься перспективной бронетехникой, основой для неё послужил именно «восьмидесятый».
Помимо омского завода, в стране оставался всего один производитель танков – тагильский «Уралвагонзавод». Его будущее в 90-е было если не радужным, то вполне обеспеченным. В Тагиле развёрнули производство самого современного отечественного танка – Т-90. Его не только успели поставить на вооружение российской армии, но он вызывал интерес и у зарубежных армий.
Будущее омского Т-80У, а соответственно и завода, таким радужным не было
КБ решило привлечь внимание потенциальных заказчиков к своим перспективным разработкам. И в 1997 году был продемонстрирован ходовой макет — «объект 640»
Демонстрация его была специфической – его показывали только издалека, закамуфлировав при этом башню (это дало основания подозревать, что вместо башни установлен её макет). Никаких подробностей о технических данных не сообщали, за исключением ожидаемых заявлений о превосходстве над всеми аналогами.
В следующий раз «объект 640» выкатили в 1999 году. На этот раз замаскированная башня была установлена на новое, а не на прямо заимствованное от Т-80 шасси. «Чёрного орла» провозглашали танком нового поколения и обещали скорейшее принятие на вооружение. А затем у омичей появился конкурент – Нижний Тагил выставил против «Чёрного орла» танк Т-95.
Постепенно к нему перешла роль фаворита прессы (а затем и Интернета). Завод в Омске в 2007 году приватизировали, а через пару лет Министерство Обороны вообще заявило, что данная боевая машина была инициативной разработкой заводчан, и о его серийном производстве не было даже разговоров.
Танк Черный орел — видео
https://youtube.com/watch?v=ka4PE9A9bD8
Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой.
Конструкция
Шасси танка представляет собой модифицированное шасси Т-80У. Корпус удлинён, что позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три герметичных отсека, изолированных друг от друга вертикальными бронированными листами, которые установлены вдоль продольной оси. В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка. Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походное и боевое. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне.
Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.
Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулемётом «Корд».
При боевой массе в 48 тонн, танк предполагалось оснастить новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. Таким образом, удельная мощность танка превышала 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20 — 25 л.с./т.
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации, серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.
28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата».
Внешние ссылки [ править ]
vтеБоевые бронированные машины России , Украины и бывшего СССР после Второй мировой войны | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
Защита
Под живучестью танка понимается свойство танка сохранять боеспособность на поле боя и восстанавливать ее после воздействия поражающих средств. Проблема живучести является комплексной, так как ее решение воздействует в той или иной мере на все боевые свойства танка и его компоновку.
В танкостроении повышение защищенности танков достигается комплексным использованием различных направлений, основное из которых традиционно направлено на повышение броневой корпуса и башни танка от попадающих поражающих элементов, что увеличивает массу танка. Для сохранения массы танка в допустимых пределах был применен ряд решений – башня с уменьшенным по высоте габаритом, размещение экипажа в корпусе, трехуровневая структура защиты. Масса танка пи этом не превышает 50 т.
Комплекс зашиты танка от поражающих средств обеспечен тремя уровнями защиты. Традиционная, присущая всем танкам пассивная броневая защита функционально по-прежнему занимает ведущее место и обеспечена броневыми листами корпуса и башни, а так же съемными блоками с динамической защитой, гидродинамической зашитой.
Толщина броневых листов в разных частях корпуса и башни выполнена дифференцированной. Так наибольшую толщину в корпусе имеют верхний лобовой лист и нижний носовой лист; в связи с необходимостью большей защиты лобовой проекции от снарядов, существенно меньшая толщина у бортовых листов корпуса. При этом бронирование корпуса выполнено дифференцированно, в передней трети корпуса стенки выполнены с большей толщиной. Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивает и размещенное в бронированных емкостях топливо и вертикальные броневые листы с установленным на них подбоем из противоосколочного и противорадиационного материала. На борах в передней части корпуса также установлены экраны с элементами динамической защиты и резинометаллические защитные экраны на всю длину корпуса.
Благодаря своей конструкции башня обеспечивает значительно лучшую по сравнению с существующими танками защиту от боеприпасов, атакующих сверху и на пролете. К ним в первую очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное ядро) (155 мм артиллерийские снаряды типа SADARM (США), BONUS (Швеция), SMART (ФРГ) и др.). А также ПТРК типа «Билл-2», «Джавелин» и пр.
Суммарная эффективность комбинированной броневой и динамической защиты лобовой проекции на предлагаемом танке от снарядов и мин значительно превышает уровень защиты современных танков, в том числе и с массой 60 тонн и выше. Пассивная комбинированная защита бортовой проекции выполнена несколько меньшей, что, однако, компенсируется наличием двух других видов защиты.
В качестве защиты второго уровня на танке установлен комплекс активной зашиты с боевыми выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2» (или другим), обеспечивающая обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении танка на расстоянии от корпуса и исключающим поражение танка.
Состав комплекса активной защиты типа «Дрозд-2» включает блоки радиолокационной станции слежения, закрепленные у бортов танка на крыше съемного модуля, блок управления (на рабочем месте командира), анализирующий информацию и управляющий пуском защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, каждая из которых установлена с обеспечением защиты своего сектора. При этом сектора действия соседних мортир перекрываются, а полный комплекс установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущихся к танку с любого направления. Тем самым для танка обеспечивается дополнительная зашита от кумулятивных и фугасных противотанковых средств поражения. Мортиры с боеприпасами комплекса «Дрозд» или «Арена» закрыты от поражения легкобронированными кожухами.
В качестве зашиты первого уровня на танке установлен комплекс приборов типа «Штора» («Штора-2» и пр.), для обнаружения и подавления оптико-электронных средств противника, предназначенных для наблюдения и наведения средств поражения. Такое обнаружение и подавление может осуществляться на расстояниях от 5000 м (и более) до 500 м (не менее).
Комплекс «Штора» включает индикаторы лазерного излучения переднего и заднего сектора установленные на крыше башни и съемного модуля пусковых мортир для запуска аэрозольных гранат (установки аэрозольных помех).
Общая информация
Танк, «объект 640», в последствии известный как «Черный Орел» был разработан в 90-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения (ФГУП КБТМ). «Объект 640» является танком четвертого поколения, на котором реализовано множество новаторских решений и применена компоновка, отличающаяся от классической компоновки как отечественных, так и зарубежных танков.
В танке предлагается новая форма выполнения башни с уменьшенным по высоте габаритом и корпуса с секционированной носовой частью.
Для повышения защищенности экипаж размещен только в корпусе не выше уровня погона башни и полностью изолирован от снарядов и забронированного топлива, а так же пороховых газов при выстрелах из пушки. Снаряды боекомплекта первой очереди размещены в автомате заряжания в съемном бронированном модуле, установленном в кормовой части башни и снабженном вышибными элементами для направленного отвода ударной волны.
Защита танка имеет трехуровневую структуру и включает защиту от обнаружения, активную защиту от поражающих средств, движущихся в направлении танка, а так же дифференцированно размещенную пассивную броневую защиту с элементами динамической и гидродинамической защит.
В связи с возросшей массой танка применены также решения по повышению подвижности.
Боевая информационно—управляющая система (БИУС)
Экипажу в бою будет помогать система БИУС. Она представляет из себя комплекс специальной электронной аппаратуры для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированию.Это значительно повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя и боевые возможности машины.
Основные функции БИУС
Сбор, обработка и отображение информации поступающих с камер, радаров, командного центра или других машин, осуществление необходимых боевых и навигационных расчётов(целеуказание и рекомендации по выборы вооружения) и другие функции. Силовая установка и ходовая часть.
Распространение и среда обитания
Черный орел размножается в тропических и субтропических регионах. Азия. Раса Perniger (Hodgson, 1836) находится в Гималайский предгорьях на запад через Непал в индийские штаты Химачал-Прадеш и Джамму и Кашмир, а в лесах Восточного и Западные Гаты на полуострове Индия и Шри-Ланка. Самый западный край птицы находится от Гуджарат, особенно в лесных районах на юге и востоке Гуджарата. Этот вид также распространяется в ареал Аравали на северо-западе Индии. Номинирующая гонка malaiensis (Temminck, 1822) встречается в Бирме, южном Китае (Юньнань, Фуцзянь) и на Тайване, в Юго-Восточной Азии. В основном это жители, миграций не наблюдалось. В исследовании, проведенном на юге Индии, было обнаружено, что он предпочитает леса с хорошим лесным покровом и отсутствует в районах, где он составляет менее 50%.
Поведение и экология
Первичные цвета длинные и хорошо растянуты в медленном полете.
Разведение
Демонстрация ухаживания включает крутые прыжки со сложенными крыльями и взмахами U-образной формы в вертикальное стойло. Они строят гнездо-платформу шириной от 3 до 4 футов на высоком дереве, возвышающемся над крутой долиной. Одно или два белых яйца с коричневыми и розовыми пятнами могут быть отложены в период гнездования с января по апрель. Гнездо можно использовать повторно год за годом.
Еда и кормление
Черный орел ест млекопитающие (включая летучих мышей, белки и другие мелкие млекопитающие), птицы и яйца. Это плодовитый хищник для гнезд, известный своим медленным полетом над пологом. Изогнутые когти и широкий зев позволяют собирать яйца птиц из гнезд, а также стрижек из пещер. Вместе с ласточкин хвост Их объединяет уникальная привычка уносить на кормушку целое гнездо с птенцами. Белки, макаки и многие виды птиц издают тревожные крики, когда замечают парящих над лесом птиц. В Индийская гигантская белка был отмечен как добыча этого вида и молодой чепчик макаки также может стать их жертвой.
Угрозы и выживание
Ему не угрожает опасность, но он редко встречается на больших территориях. Сокращение лесных площадей из-за крупномасштабной добычи сократило их прежний диапазон.
Концепция
Как отмечается многими современными специалистами, в связи с уменьшением вероятности конфронтации между крупными вооруженными силами, на первый план выступает фактор использования танков в локальных конфликтах как средств усиления, требующий повышения подвижности, пригодности к быстрому развертыванию и транспортабельности (включая авиатранспортирование) перспективного танка. А это напрямую связано с ограничением массы, основной вклад в которую вносят бронированные корпус и башня.
По заключению специалистов масса перспективного танка, отвечающего условиям транспортабельности и другим требованиям, должна находится в пределах 40-50 т.
Однако требование ограничения массы не должно достигаться в ущерб живучести (выживаемости) танка на поле боя, его долговечности и длительности периода жизненного цикла серии. И здесь наиболее сложным является обеспечение выживаемости в боевых условиях.
Обеспечением выживаемости преследуется цель сохранения, прежде всего, экипажа танка, а затем машины в целом, имея ввиду максимальное сокращение безвозвратных потерь танков путем обеспечения возможности быстрого их восстановления (быстро заменяемые модули бронирования, съемный ТЗМ и пр.).
Рекомендации
- Лебоссе, А. и Бур, Р. (2011). «Первые двадцать иллюстраций« Цветных планш д’Уазо »Темминка и Ложье (1820-1839): I. Десять оберток, известных сейчас». Зоологическая библиография. 1 (4): 141‐150.
- ^ Расмуссен, П. И Дж. К. Андертон (2005). Птицы Южной Азии: Путеводитель Рипли. Vol. 2. Смитсоновский институт и Lynx Edicions. п. 104.
- ^ Али S & SD Ripley (1978). Справочник птиц Индии и Пакистана. 1 (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. С. 283–285.
- Рао, ВУС (1968). «Черный орел» Ictinaetus malayensis perniger в пределах Бомбея «. Информационный бюллетень для орнитологов. 8 (12): 6–7.
- ^ Смитис, Бертрам (1968). Птицы Борнео (2-е изд.). Оливер и Бойд: Эдинбург. ISBN .
- Суонн, Х. Кирк (1924–1945). Александр Ветмор (ред.). Монография о хищных птицах (отряд Accipitres), часть XI. Велдон и Уэсли, Лондон. п. 93.
Описание конструкции «Черного орла»
Танк выполнен на базе советского ОБТ Т-80У, однако конструкция «Черного орла» имеет существенные отличия. Корпус танка был значительно удлинен, что позволило усилить лобовую часть танка и убрать из нее ослабленные зоны.
Вдоль продольной оси боевой машины установлены два вертикальных бронированных листа, которые делят корпус на три герметичных отсека. броневые перегородки имеют с внешней стороны противорадиационное покрытие, а с внутренней – они облицованы противоосколочным материалом. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в центральном – боевое отделение и отделение управления. Они связаны между собой.
Боевая машина имеет автомат заряжания, в котором расположен боекомплект танка. Все это размещается в кормовой нише башни, которая оснащена вышибными панелями. Таким образом, можно увидеть, что «Черный орел» стал первым отечественным танком, в котором топливные баки и боекомплект отделен от экипажа.
«Черный орел» планировали оснастить газотурбинным двигателем с мощностью 1500 л. с., что при его весе в 48 тонн давало удельную мощность выше 30 л. с./т – показатель, значительно превосходящий аналогичные характеристики большинства танков третьего поколения.
Как создавался «Черный орел»
Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.
В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.
Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.
Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
Описание конструкции
Вид сбоку и сверху
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.
С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.
Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.
Башня
Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.
С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.
Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:
- радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
- экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
- в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.
В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.

Эта тема закрыта для публикации ответов.