Конструкторское бюро рубин

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

АПЛ «Белгород»

Согласитесь, название такое чистое, светлое, жизнерадостное. «Белый город»… Так сразу и не скажешь, что эта атомная подводная лодка (АПЛ) способна в прямом смысле решать судьбу целых империй.

Это настоящие оружие апокалипсиса, после применения которого мир уже никогда не будет прежним.

Начнем с того, что это – первая в мире подводная лодка пятого поколения.

Да, у лодок, как и у истребителей, автомобилей и даже стиральных машин – тоже имеются поколения. В данном случае, пятое поколение означает, что лодка предназначена для совершенно другого принципа ведения войны.

Все предыдущие поколения подлодок должны вступать в бой непосредственно. То есть они сами по себе являются носителями оружия.

А вот «Белгород» для нанесения ударов использует что-то типа «посредников» – т.е. другие подводные лодки. Только маленькие и… беспилотные.

Да, «Белгород» – это, своего рода, станция для базирования подводных ядерных аппаратов, именуемых после 2018 года звучным именем «Посейдон».

Каждый такой «Посейдон» способен двигаться на глубине 1000 метров на расстояние в 10 000 км (цифра ориентировочна, реальные характеристики засекречены) и нести термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн (максимальная характеристика, которая предполагается).

Разберем эти цифры подробнее:

  • Глубина 1000 метров – это гораздо глубже, чем передвигаются обычные подводные лодки и их торпеды. На такой глубине, фактически, «Посейдон» очень сложно обнаружить и практически невозможно уничтожить
  • Дальность 10 000 км означает, что «Посейдон» можно запустить, например, из нашего Баренцева моря и он спокойно доберется до побережья США

Насчет 100 мегатонн – это я, конечно, сильно сомневаюсь. Вряд ли кто-то будет использовать в «Посейдонах» столь мощный заряд (это в 6000 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Даже самая мощная бомба, когда либо испытанная человечеством (советская «Царь-бомба») имела в 2 раза меньшую мощность.

Да, 100 мегатонн чисто технически создать можно, но такая бомба при взрыве под водой создаст чудовищные цунами высотой до 500 метров.

Конечно, для США это будет иметь катастрофические последствия, но не забываем, что океан у нас общий, а значит, волны от взрыва разойдутся по всему миру. Часть их достигнет и Европы, и Африки, и Южной Америки и даже самой России. А это уже совершенно не тот эффект, на которой стоило бы рассчитывать.

Конечно, если использовать «Посейдоны» именно как оружие возмездия, то есть последний выстрел в ядерной войне, тогда да. Тогда уже «хоть трава не расти», как говорится. Но, надеюсь, что до этого не дойдет и «Посейдоны» зарядят чем-то менее слабым – для боевого воздействия на отдельные участки берега, а не на весь мир.

Такой «Посейдон» средней мощности, взорванный под водой, может, например, одним разом уничтожить всю авианесущую группировку (авианосец и множество кораблей сопровождения). Или смыть какую-нибудь морскую базу НАТО. Или разрушить прибрежный промышленный район. В общем, применений может быть масса.

История создания


Д. А. Медведев на фоне подводной лодки «Юрий Долгорукий» Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Начиная с конца 1980-х годов, проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку — 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

7 ноября 2020 года начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Валерий Герасимов заявил о начале работ по созданию атомных подводных крейсеров с улучшенными характеристиками проекта «Борей-Б».

История

Центральное конструкторское бюро морской техники `Рубин` ведет свое происхождение от строительной комиссии подводных лодок (ПЛ), образованной в 1901 году для проектирования, руководства постройкой и испытаниями ПЛ.

Предприятие, неразрывно связанное с историей подводного кораблестроения в России, в своем развитии прошло путь от небольшой группы инженеров до крупнейшего многопрофильного конструкторского коллектива.

До 90-х гг. XX века деятельность ЦКБ МТ `Рубин` осуществлялась исключительно в сфере создания боевых ПЛ различного назначения. По разработанным ЦКБ МТ `Рубин` проектам построено более 80 % ПЛ, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России.

В середине 90-х гг. XX века руководством ЦКБ МТ `Рубин` был взят курс на диверсификацию деятельности предприятия с целью сохранения и наиболее эффективного использования его интеллектуального потенциала. Оставаясь крупнейшим в России конструкторским бюро подводного кораблестроения, ЦКБ МТ `Рубин` приобрело практический опыт создания сложных технических объектов гражданского назначения.

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»), будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2020 года.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2020 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2020 года.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Новый боевой потенциал

14 июля 1984 года
из цеха предприятия был осуществлен
вывод головной атомной подводной лодки
третьего поколения проекта 971 заводской
№ 501, отличительными особенностями
которой являются мощный боевой потенциал,
большая глубина погружения, высокие
маневренные и скоростные характеристики.

Эти подводные лодки воплотили в себе
самые современные достижения отечественной
науки и технологии, явились новым
качественным этапом в развитии
отечественных атомных подводных лодок
многоцелевого назначения. Приемный акт
первого атомного корабля был подписан
30 декабря 1984 года.

Параллельно с освоением
новой серии атомных подводных лодок
третьего поколения проекта 971 на заводе
шло строительство дизель-электрических
ПЛ проекта 877, что никак не отразилось
на темпах постройки первых. Отработанная
конструкторская документация, наличие
квалифицированных рабочих кадров и
специалистов на заводе, большая серия
ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь
со стороны проектанта и министерства
позволили заводу осуществить строительство
15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка
проекта 877, заводской № 451, была заложена
на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из
цеха осуществлен 15 сентября 1980 года,
передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.

Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники

Принципиально новый
этап в советском военном кораблестроении
связан с внедрением на кораблях ракетного
оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной
техники. Они изменили боевые свойства
кораблей, увеличили их ударные возможности,
дальность и точность поражения наземных,
морских и воздушных целей, сделали
возможной сферой боевых действий
кораблей практически весь мировой
океан.

Атомные подводные лодки получили
возможность длительного, практически
неограниченного плавания под водой.
Приобретенный опыт, высокое качество
и надежность построенных ранее подводных
лодок позволили амурским корабелам
получить оборонный заказ по строительству
атомных ПЛ.

Рабочие чертежи АПЛ проекта
659 начали поступать на завод в сентябре
1957 года. Но уже в ноябре пришло решение
о приостановке строительства ПЛ проекта
659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не
получил ни одного чертежа. Решение
отменили, но завод потерял набранный
темп и не менее двух месяцев из общего
цикла постройки головной лодки. 28 июня
1961 года был подписан приемный акт
головной атомной подводной лодки,
заводской № 140, проекта 659. Было построено
и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две
— в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963
году.

За создание новой техники
Правительство СССР высоко оценило
самоотверженный труд амурских
кораблестроителей. 28 апреля 1963 года
завод был награжден орденом Ленина.

С
III квартала 1959 года на завод начали
поступать рабочие чертежи нового проекта
АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей
от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их
проработки разрабатывались новые
технологические процессы, технологическая
и плановая документация, необходимая
для организации работ в цехах. Первая
атомная подводная лодка проекта 675,
заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому
флоту 30 декабря 1963 года. За период
1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ
проекта 675.

В 1965 году завод получил
задание на строительство серии из десяти
АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ,
заводской № 151, в 1969 году.

При строительстве
на заводе АПЛ второго поколения была
изменена технология постройки. Учитывая,
что АПЛ проекта 667А не может всплыть с
помощью понтонов в построечном доке
эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения
и спусковой осадки, пришлось отказаться
от «мокрого» вывода и перейти к «сухому»
выводу ПЛ из построечного дока. Этой
технологией предусматривалось
использование системы судопоезда для
выкатывания АПЛ из построечного дока
на судовозных тележках по железнодорожным
путям в плавучий транспортно-спусковой
док, стоящий на двух опорах в наливном
бассейне и соединенный с построечным
доком наружной железнодорожной эстакадой.

24 декабря 1969 года был подписан приемный
акт атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667А, заводской №
151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта
667А была сдана ТОФ в 1974 году.

18 января
1971 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР «За успешное выполнение
заданий 8-й пятилетки и освоение новой
техники» завод был награжден орденом
Октябрьской Революции.

На базе АПЛ
проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало
новую атомную подводную лодку с ракетным
комплексом «Д-9» проекта 667Б.

Создание
такой АПЛ приблизила зону боевого
патрулирования наших ракетоносцев в
районы, находящиеся на относительно
небольшом удалении от наших берегов и
прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая
эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным
комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А
повысилась в 2,5 раза.

Первая АПЛ проекта
667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта
1973 года.

Строительство атомных подводных
лодок проекта 667Б шло с опережением
плановых показателей. 11 июня 1974 года
при технической готовности 91,7% первая
АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня
начались швартовные испытания, а
комплексные испытания главной
энергетической установки с работающим
атомным реактором начались 20 июля.

После
расхолаживания реактора в начале
сентября АПЛ покинула акваторию завода,
и буксиры повели плавучий док «Амур» с
лодкой на борту на сдаточную базу в
городе Большой Камень (Приморский край),
где были продолжены оставшиеся швартовные
испытания, затем были проведены заводские
ходовые испытания.

Приемный акт первой
атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667Б, заводской №
221, подписан 30 декабря 1974 года, на год
раньше назначенного срока. Завод построил
и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну —
в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976
году и три — в 1977 году.

Какое у него УТП?

Заявляется, что проект «Страж» / BOSS даст шансы российской промышленности заполучить новые сегменты международного рынка вооружений. Но для этого новый корабль должен иметь высокий уровень УТП — уникальных торговых предложений. А он у него уникальный? Отказ от традиционного облика сторожевика это не УТП, вернее, не очень высокое, потому что пугать браконьеров появлением его из-под воды особого смысла нет. Далее корабль позиционируется как многоцелевая платформа под требования заказчика. Но конструкция многоцелевого корабля всегда сложнее, чем специализированного. И хотя подобная гибкость конструкции и может считаться важным конкурентным преимуществом, есть еще и такая вещь, как сложность обслуживания, поскольку любая комбинированная система всегда сложнее специальной. В итоге закупка банального сторожевика может перебить все плюсы от покупки столь современного, но весьма прихотливого в обслуживании судна.

«Фактор внезапности»

По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.

«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.

«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.

  • ЦКБ «Рубин»

В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.

«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.

Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.