Оглавление
Быть или не быть
Как давно существует дедовщина? В советской армии данное явление также имело место быть. Конечно, это не относится к периоду войны, но в большинстве частей, особенно в далёких и труднодоступных, дедовщина процветала всегда. Ведь самая главная причина ее появления – это скука. За два года срочной службы и заняться было нечем.
Дедовщина в советской армии в основном выражалась в физических наказаниях и использовании солдат в качестве игрушек. Особенно популярной была игра «Дембельский поезд». Молодое пополнение раскачивает кровать «дедушки» и изображает звуки паровоза. Так старшие призывники представляли себе путь домой.
Сейчас, в эпоху смартфонов и плееров, подобные издевательства уходят в прошлое, и то, что было описано в данной статье, – это зачастую максимум, на который способны «деды».
Призыв
Для того чтобы лучше разобраться в проблеме, начнем рассматривать весь год армейской жизни призывника по порядку. Итак, представьте, что молодой человек получает повестку, устраивает проводы, а наутро отправляется на призывной пункт. Его ожидает медицинская комиссия, а затем – распределение.
Первая проблема, с которой предстоит столкнуться молодому пополнению, – отношения со срочниками, которые служат на распределительном пункте. Дело в том, что с собой рекомендуется брать еду на 2–3 дня, но на практике она не съедается. Старослужащие частенько подходят и просят поделиться. Если вы им откажете, а вас оставят служить именно тут, то какое отношение может проявиться к жадине? Ясное дело, что за такое призывника могут частенько отправлять на самую грязную работу. Дедовщина? Да. Пережить можно? Конечно. Не стоит делать из этого трагедию.
Внешний вид
Саму службу в армии можно разделить на множество взаимосвязанных аспектов. Начнем мы с того, что проверяется каждое утро офицерами, – с внешнего вида военнослужащего. Есть несколько основных параметров, по которым оценивается внешность:
- стрижка;
- наличие щетины на лице;
- чистота одежды и ботинок;
- подшитые воротнички;
- подстриженные ногти.
За каждое упущение в любом из пунктов «дедушка» может наказать молодого бойца. Наказания бывают самые разные, от нескольких отжиманий до чистки туалета. Вроде бы зверство: просто за то, что не побрился, надо драить унитаз. Но взглянем на это с другой стороны. 2 и 5 пункты должен делать любой уважающий себя человек. Подстригаться необходимо для того, чтобы в антисанитарных условиях не завелись вши. 3 и 4 пункт – это самоуважение любого человека. Да и окружающим вряд ли приятно смотреть на немытого оборванца. Получается, что, несмотря на то, что людей угрозами заставляют что-либо делать, все действия направлены исключительно на их же благо.
КМБ
Это курс молодого бойца – период до приведения парня к присяге и официальной службе в армии. Кажется, что солдат еще не причислен к какой-либо роте или дивизиону, но дедовщина в армии начинается именно здесь.
Например, заходит в расположение «дедушка» и требует, чтобы при этом весь молодняк поднялся с табуреток (кроватей), а кто-то один обязательно крикнул: «Встать!» Является ли это дедовщиной? Кому-то может показаться, что да. Однако на практике это приучает молодое пополнение подниматься, когда в расположение заходит старший офицер. А это уже устав воинской службы, и чем раньше молодой боец приучится его исполнять, тем лучше для его подразделения. Ведь главный принцип в любой армии: «Косячит один – страдают все».
Еще один пример. Нужно точно знать, что требует от призывника конкретная воинская часть. Дедовщина во время КМБ зачастую направлена на воспитание и приучение к армейскому быту «молодняка». В некоторых «секретных» армейских частях запрещено пользоваться мобильником. В таких случаях «дедушки» частенько запугивают новичков тем, что отберут телефон, если заметят. На практике это приносит только пользу. Ведь иначе мобильный заберёт офицер, и вернуть его будет очень сложно. Поэтому призывник приучается скрывать свой гаджет как можно раньше.
Откуда берется дедовщина
Объяснить природу дедовщины достаточно просто на элементарном вопросе: кто будет мыть унитаз? Имеется в виду — вот есть армейское подразделение, 30—40 бойцов и сержантов. Они живут вместе в казарме, проводят боевую учебу (что бы это ни значило), все строем ходят есть в столовую и, конечно же, регулярно пользуются уборной в той же казарме. Вопрос — кто будет мыть унитаз (или, по-народному, «очко») в этой казарме?
Сомнений в том, что туалеты, которыми пользуются 40 молодых и энергичных мужчин, необходимо мыть, причем мыть тщательно и часто, нет никаких. Это вопрос даже не столько эстетики, сколько гигиены и предотвращения заразных болезней. Но кто это должен делать? И почему?
Мытье унитазов — работа тяжелая, грязная, неприятная и даже, пожалуй, унизительная для молодого мужчины. Почему все его сверстники, извините, гадили — а он должен за ними за всеми убирать? Причем не один раз в виде исключения, а периодически, регулярно, в каждом своем «наряде»?
Правда заключается в том, что чистить унитазы никто не хочет. В этой работе нет романтики, к «защите родины» она имеет крайне опосредованное отношение, о ней не похвастаешь после службы ни любимой девушке, ни будущим внукам. Может быть, за нее хотя бы платят?! Нет. Доплачивают? Тоже нет. Что бы солдат ни делал, пусть он даже проведет «на унитазах» все 30 дней в месяц, ему все равно заплатят одно и то же «денежное довольствие» в размере 2 тысяч рублей (согласно недавнему приказу министра обороны — раньше было еще меньше).
И если бы только в нарядах «на туалеты» было дело. В армии есть еще масса тяжелых, грязных и очень неприятных работ, которые тем не менее необходимо делать, — необходимость постоянного мытья полов, наряды по кухне (где надо мыть посуду и всю кухонную утварь уже за несколькими сотнями едоков), всякие погрузки-разгрузки, строительные работы (ведь казармы и подсобные помещения старые, их надо постоянно латать) и т. д. Но и это не всё. Ведь есть еще такие специфически армейские требования, как, например, строевая подготовка — физически крайне тяжелые, даже изматывающие упражнения типа «тянуть носок» и «стоять на одной ноге» по несколько часов в день.
Где солдату найти мотивацию, чтобы делать все это? Напомним — он ведь даже не доброволец. Он пошел в армию, потому что в противном случае ему грозил трибунал. В реальной армии реальный солдат не хочет ни мыть унитазы, ни заниматься шагистикой (совершенно не нужной для «гражданки») — он бы всегда предпочел, чтобы это делал за него кто-то другой.
Суть дедовщины предельно проста: старший «призыв» (отслужившие более половины срока, «деды») заставляют «младших» (новобранцев, «духов», «салаг» и т. п.) делать всю грязную и неприятную работу «за себя и за того парня». Заставляют в прямом смысле — путем насилия и устрашения.
Борьба
Дедовщина в армии – это явление, с которым все стараются бороться. Но насколько это действенно, судить сложно. В большинстве случаев всё очень умело маскируется под устав и наказания за проступки, благо, придраться всегда есть к чему.
Единственный совет, который тут можно дать, – не надо жаловаться на дедовщину. Ну, посадят «деда» за «издевательства», старших офицеров накажут финансово, а жертву переведут в другую часть. Вот только ничего не поменяется, а станет только хуже. Слухи распространяются, и «стукача» возненавидят в новой части уже все, включая и офицеров, и тех, кто призывался одновременно с ним.
А за случаи, в которых солдаты «гибнут из-за дедовщины», ответственны психологи и психиатры, допустившие неуравновешенного человека к службе.
Напоследок хотелось бы уточнить. Данная статья вовсе не призвана защитить дедовщину или тех, кто убивает солдат срочной службы. Но подобные «существа» есть везде, и не только в армии. Грабители, насильники, убийцы встречаются и в повседневной жизни и точно так же либо уходят от наказания, либо получают смехотворные сроки. Главная задача данной темы – показать, что во многом отношения в армии зависят от самого призывника и от того, как он поставит себя в коллективе.
Вы не видите дедовщину? А она есть…
На самом деле в существование в армии мудреной дедовщины многие не верят — и даже требуют заменить это слово каким-нибудь простым и более понятным, например «криминал» или «неуставные отношения». На худой конец просто «бардак». В советское время термин «дедовщина», как известно, вообще практически был запрещен к употреблению в официальных документах — причем именно по идеологическим соображениям. Офицерам и политработникам настоятельно рекомендовалось говорить только и исключительно про «неуставные отношения» или «иногда встречающиеся нарушения воинской дисциплины» — а дедовщину отрицать. Почему? Потому что военный агитпроп в СССР не желал говорить о дедовщине как о явлении, то есть — отказывался признавать ее системный характер.
Ведь «криминал», «нарушения дисциплины», неуставные (то есть неправильные) отношения — это все по смыслу «отклонения от нормы», когда за норму признается «дружный воинский коллектив». Тогда понятно, что все нарушители — это «отдельные ненормальные», этакие паршивые овцы, которых надо просто или вовремя изъять, или вовсе постараться не допускать в армию, — и в ней тогда все сразу станет хорошо. А если же начать рассуждать о дедовщине как о явлении — получится, что это какая-то альтернативная норма, «неправильный образец», который будет только смущать и дезориентировать солдат.
Многие и до сих пор так думают, требуя узнать, кто снова впустил в «очищенную» армию «эту заразу», найти зачинщиков и изгнать, чтобы все опять «наладилось».
Увы, даже советские идеологические работники были не в силах отменить реальное положение вещей. Горькая правда состоит в том, что нормой для любой призывной армии является именно состояние дедовщины, а вот для того, чтобы ее пусть не уничтожить, но хотя бы загнать в рамки, необходимо постоянно принимать искусственные, требующие больших усилий меры.
Почему дедовщина возрождается?
Нетрудно догадаться, что послужило основной причиной
Возможно, вы уже обратили внимание, что реформы «вора Сердюкова» носили отчасти противоестественный характер: ведь фактически «разворовавший армию» Сердюков настоял на том, чтобы отныне армия платила за то, что раньше всегда получала бесплатно. То, понимаешь, «всегда» туалеты в казармах чистили зубными щетками сами же солдаты со своим окладом в 2 тысячи рублей — а тут вдруг расхититель народного добра заставляет за это платить каким-то гражданским уборщикам, и совсем не 2 тысячи, а много больше
Это ведь явный резерв для экономии, не правда ли? И для этого даже не надо обращаться к высокому начальству и требовать «вернуть все по-старому»: достаточно снова перевести солдат «на самообслуживание» явочным порядком, а деньги, выделяемые для «гражданских уборщиков», просто поделить по-братски между фирмачами и командованием части. Командирам — прибавка к жалованью, ну а солдаты просто служат «как положено», «как при Советской власти», несут «все тяготы и лишения воинской службы». По уставу!
То есть все просто: если призывную армию «оставить в покое» и предоставить самой себе — она тут же входит в свое естественное состояние. С дедовщиной.
Решающий конфликт рядового Шамсутдинова в ЗАТО Горный Забайкальского края разгорелся с офицером именно по поводу унитаза. Офицер требовал, чтобы рядовой его еще раз вымыл, Шамсутдинов не хотел. Тогда, по одной из версий, офицер схватил рядового и несколько раз макнул его головой прямо туда, «приучал к чистоплотности».
Шамсутдинов «в долгу не остался» и, начиная свою бойню, убил этого офицера первым.
Труд
Еще один момент, в котором проявляется дедовщина в армии, – наряды. «Дедушки» стараются получить самые лёгкие места для нарядов, в то время как «молодые» горбатятся где попало.
К сожалению, это заложено в саму человеческую природу. Затюканные предыдущими «дедушками», нынешнее старшие призывники желают самоутвердится за счет «молодых». Это нормальное явление. Подобный круговорот остановить очень трудно, поэтому любые заверения о том, что дедовщина в российской армии побеждена – полные враки.
Повышенная частота заступления в наряд у молодого пополнения – это один из основных признаков дедовщины в конкретном подразделении. Но при этом следует помнить, что любой срочник, который писал маме и жаловался на то, как с ним обращаются «дедушки», с радостью побежит точно так же издеваться над следующим после него призывом.
Так что это, скорее, норма для любой части. Первые полгода работает «молодой», вторые полгода – следующий призыв.
Уставщина
Возможно, для многих это станет откровением, но, кроме неуставных взаимоотношений, существуют и уставные. А вот что из этого хуже – спорный вопрос.
Зачастую в частях, в которых процветает дедовщина, это происходит из-за того, что офицерский состав плюёт на подчиненных. То есть офицерам безразлично, чем занимаются солдаты. Их гоняют на работы редко, и единственной проблемой таких частей становится скука. Поэтому в них и процветают «деды».
В уставных показательных частях дедовщины, конечно, нет. Просто потому, что даже у «дедов» не остаётся сил на то, чтобы издеваться над новоприбывшими. В таких воинских подразделениях солдату придется работать вплоть до самого дембеля. И это основная причина, по которой дедовщина в ВДВ и других десантных боевых подразделениях – редкость.
Если же говорить об обычных, рядовых, воинских частях, то солдаты обычно сами выбирают дедовщину. Если срочник был переведён из уставной части в «дедовскую», то, по его словам, это все равно что попасть на курорт. Странно, но факт. Те, кто отслужил, прекрасно знают, что лучше полгода потерпеть «дедов», чем весь срок службы стелиться перед офицерами.
Яркий пример. Собирают части со всей области на концерт в каком-нибудь городке. Солдатики из части с дедовщиной спокойно стоят и курят в сторонке, а воспитанники «уставщины», даже чтобы отойти покурить, спрашивают разрешения у сержанта. Согласитесь, даже иллюзия свободы позволит намного легче перенести лишения военной службы.
Куда смотрят офицеры?
Вы спросите: куда же смотрят офицеры? Ответ простой: офицеры смотрят на унитазы. Ведь их задача — обеспечить, чтобы унитазы были чистыми. Но чистить их никто не хочет, и никакой позитивной мотивации офицер солдатам не может предложить. Слова про «учиться военному делу настоящим образом» в туалетном аспекте никого не убеждают. Ни сократить срок службы, ни дать больше денег офицер тоже не может. Он может только грозить трибуналом (но это муторно, да и не посадишь же все подразделение). Остается или бить солдат самому (но тогда офицер сам рискует пойти под трибунал за рукоприкладство)… или пустить дело на самотек, то есть — просто не мешать дедовщине.
Почему солдаты соглашаются на дедовщину? Ответ также очень прост: потому что так называемая уставщина — то есть перспектива мыть унитазы на протяжении всего срока службы — их привлекает еще меньше. В этом и заключается системность явления дедовщины: в ней есть «плюсы» для всех — и для старослужащих, и для «салаг», и для «господ офицеров». И главная, основная причина явления — безусловно, то, что сама по себе срочная служба в «уставном» варианте по сути своей чрезвычайно неприятна и некомфортна для всех участников процесса.
В чем же была суть «реформ Сердюкова», которые почти позволили взять дедовщину под контроль? Сердюков произвел в армии мини-революцию тем, что запустил в армию «аутсорсинг» — то есть фирмы с гражданским персоналом, которые — за деньги! — взяли на себя большую часть армейской «грязной» работы — уборку, стирку, работу в столовой и т. д. Этим была подорвана «экономическая» основа дедовщины: если становится меньше неприятных и тяжелых «неромантических» работ — уменьшается необходимость в принуждении одних солдат другими. Меньше принуждения — меньше насилия, меньше страдает достоинство принуждаемых, меньше становится почвы для убийств и самоубийств.

Эта тема закрыта для публикации ответов.