Топ-10 лучших подводных лодок мира

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

«Ханли» сейчас

Субмарину удалось найти в 1995 году, она лежала на дне в 300 метрах от потопленного «Хаусатоника». В 2000 ее подняли на поверхность, лодка пролежала под толстым слоем ила, и это спасло ее от коррозии. Весь экипаж был внутри, причем, судя по позам, они погибли быстро. Капитан продолжать сидеть в кресле, остальные — на своих скамьях. Что-то убило их почти мгновенно, они явно умерли не от долгого и мучительного удушья. 

В 2017 году команда физиков из Университета Дьюка провела серию экспериментов, которые помогли раскрыть тайну смерти экипажа. Ученые создали масштабированную модель подводной лодки и мины, изучая, как взрыв черного пороха действует на подобный объект. Оказалось, что с вероятностью 85% люди внутри погибли от контузии легких. Взрыв привел к тому, что в них полопались капилляры.

Это была мучительная, но быстрая смерть, хотя непонятно, как они умудрились подать сигнал и успешно погрузиться, проплыв 300 метров. Скелеты моряков после тщательного изучения похоронили, а вот на «Ханли» до сих пор можно полюбоваться как на музейный экспонат.

Справедливости ради, нужно сказать, что это не первая подводная лодка, и даже не первая боевая. Мы уже писали про более ранний образец, деревянную субмарину «Черепаха», которая тоже была создана в Америке, только во время Войны за независимость. У этого судна не менее занимательная история, но вот с миссией ему не повезло — потопить вражеский корабль оно так и не смогло.

Технические характеристики

При создании военного корабля во внимание берется размер баллистических ракет. Для «Акулы» разработали новые трехступенчатые межконтинентальные Р-39 «Вариант», работающие на твердом топливе

Она обладала отличными характеристиками, но имела большую длину, что требовало увеличить и размеры субмарины.

Генеральный конструктор АПЛ — Сергей Никитич Ковалев

Первой лодкой проекта стала ТК-208, при спуске на воду на ее корпус был нанесен рисунок акулы. Планировалось построить 12 субмарин, но со временем их число сократилось до 6. Основные характеристики указаны в таблице.

Параметр Показатель
Размеры (длина по ватерлинии, ширина, высота), м 172,8*23,3*26
Водоизмещение надводное/подводное, т 23200/48000
Глубина рабочая/предельная, м 400/500
Скорость передвижения надводная/подводная, узлов 12/25
Экипаж, чел 160

Подводная лодка серии «Акула» имеет уникальную конструкцию: внутри легкого корпуса покрытого тонким слоем стали расположены 5 прочных, выполненных из титановых сплавов. Все они обитаемые. Основными являются два, они расположены параллельно друг другу, диаметр каждого — 10 метров. Пройти из левого корпуса в правый можно через 3 небольших капсульных отсека, расположенных в корме, в носу и в центре лодки.

Такая конструкция позволила:

  • обеспечить максимальную звукоизоляцию;
  • создать уникальную противопожарную систему;
  • сделать лодку неуязвимой.

Особое внимание заслуживает и силовая установка, поскольку проект представляет собой серию атомных субмарин

Конструкция АПЛ

рейтинг

Тактическая оценка и воздействие

оценка

Проект 705 был классом подводных лодок с хорошими характеристиками; Помимо уникальной максимальной скорости, лодки также обладали хорошей маневренностью, что позволяло им, например, разворачиваться на 180 ° со скоростью 40 узлов всего за 42 секунды.

У этого класса был один серьезный недостаток: подводные лодки были чрезвычайно быстрыми, но они производили огромный шум при полной нагрузке и, соответственно, их было легко обнаружить. Большая глубина могла быть значительным преимуществом при использовании гидролокатора, поскольку проект 705 мог использовать больше тепловых слоев, чем потенциальные противники. Однако это преимущество проявлялось только на малых скоростях.

Эффекты

В американских спецслужбах узнали о строительстве нового класса подводных лодок и использовании титана в их конструкциях через спутниковый мониторинг верфей.

Реакторы

В частности, реактор, охлаждаемый жидким сплавом, изначально считался элегантным решением нескольких слабых мест, которые могли возникнуть в легководных реакторах, использовавшихся в Советском Союзе .

  • Высокая температура кипения теплоносителя в сочетании с низким давлением в первом контуре охлаждения вызвала взрывы с последующим выбросом радиоактивности, что могло произойти при испарении обычной охлаждающей воды, что крайне маловероятно.
  • Затвердевание охлаждающей жидкости при температуре ниже 125 ° C привело к тому, что возможная утечка в охлаждающем контуре закрылась сама собой, как только охлаждающая жидкость вступила в контакт с холодным окружающим воздухом. Таким образом, можно почти исключить потерю всей охлаждающей жидкости из-за утечки.
  • Отсутствие выделения изотопов 210 Po через выходящий пар.
  • Отсутствие выделения значительных количеств нестабильных изотопов йода .

утилизация

Поскольку проект 705 был единственным классом кораблей в Советском Союзе с реакторами LMC (Liquid Metal Coolant), было очень мало установок для выгрузки топлива из реакторов и еще меньше для обработки «замороженных» реакторов затвердевшей охлаждающей жидкостью. Распад Советского Союза в 1991 году ухудшил ситуацию, так что два реактора с затвердевшим теплоносителем , в частности , не может быть уничтожен , так как необходимые системы были либо отсутствуют , либо больше не работает.

Во-первых, в 90-х годах прошлого века американцы инициировали различные тайные операции по обезвреживанию высокообогащенного урана (в том числе для реакторов типа ОК-550 и БМ-40А) из месторождений на территории бывшего Советского Союза, которые не принадлежали России , и Дуба. Ридж, чтобы предотвратить распространение террористических групп и третьих стран, которые могли использовать их для производства ядерного оружия.

Из-за наличия высокообогащенного урана в реакторах трех подводных лодок проекта 705, наконец, были инициированы международные программы помощи для завершения работ. Поскольку последняя разгрузка реактора с катера проекта 705 произошла в 1992 году, потребовалась финансовая поддержка со стороны международных партнеров и обширная работа по планированию, прежде чем тепловыделяющие элементы были удалены из последних трех реакторов проекта 705 в Гремиче в период с 2005 по 2007 год и введены в эксплуатацию. хранилище может быть передано.

Коренной перелом в стратегии применения ДЭПЛ

Это было время неоднозначного отношения к флоту вообще и к подводному флоту в частности, так как с появлением атомного оружия высказывались мнения о том, что задача по уничтожению морских сил противника может быть решена при помощи ядерного оружия. Однако все же победила разумная точка зрения о том, что и в этих условиях флот будет решать поставленные задачи, а с появлением третьей составляющей ядерной триады – АПЛ этот вопрос был окончательно решен. Стали создаваться ДЭПЛ не только со смешанным вооружением (торпеды плюс запускаемые через торпедные аппараты ракеты) и ударные ДЭПЛ с крылатыми ракетами, но и с баллистическими атомно-ядерными ракетами, в том числе и с подводным стартом (проект 629, 641Б «Танго», 658 и 877 «Палтус»).

Прототип:

ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии.  Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса.     Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.

Одна из самых вооруженных АПЛ «Огайо»

Примерно тогда же была сконструирована одна из самых вооруженных АПЛ, которая не уступала, а даже превосходила «Акулу» по своему оснащению и техническим характеристикам. На «Огайо» расположены боевые носители сравнимые по мощности с наземными, однако более компактные, специализированные для подлодок.

Огневая мощь «Огайо» способна была уничтожить небольшую страну, не оставив ничего. При всех своих габаритах способна погружаться на глубину 550 метров, а распознать по звуку такое сооружение на максимальной глубине едва ли выйдет с учетом диапазона 102 дБ. «Акула» не могла похвастаться такими характеристиками, тем более, что «Огайо» выходило строить гораздо дешевле, а применение было более перспективно.

Она способна запускать глубоководные аппараты, ракеты, торпеды, и даже боевых пловцов, что отличает ее в более выгодном свете. Есть сомнительная теория, что две подлодки этого типа были переоборудованы в транспортный тип, для секретной доставки грузов. Ракетоносец с такими характеристиками явно не так-то легко распознать при таком погружении – это весомая особенность для военной стратегии. Поэтому субмарины типа «Огайо» внесены в рейтинг пяти самых смертоносных подлодок.

Старая знакомая

В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?

Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы. Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок. На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор. Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.

Коллаж Андрея Седых

А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта. Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение. В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.

И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ. Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого. В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров. Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада». Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.

Описание

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, состоящая из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней палубе находится центральный пост лодки, под ним находится штурманская рубка и радиорубка.

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке находятся электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой (РПД), также ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию и установлены на амортизаторах. Это в комплексе с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности, прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — это яркое тому подтверждение.

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Основным вооружением подводной лодки являются шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Два из них могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект лодки состоит из восемнадцати торпед, шесть из них находится в торпедных аппаратах и двенадцать – на стеллажах. Подводная лодка может брать донные мины в количестве 24 штук.

Подлодки проекта 636 также вооружены противокорабельными ракетами «Калибр» (четыре ракеты).

Есть автомат заряжания, которые обеспечивает высокую скорость стрельбы.

На ПЛ установлен выдвижной зенитно-ракетный комплекс, созданный на базе ПЗРК «Стрела-3». Боекомплект – восемь ракет.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

Охота на «черную дыру»

Посмотрим, так ли неуловимы «Варшавянки» для гидроакустических систем наших западных «партнеров», как пытаются нам представить с экранов трубадуры разных рангов.

В набор поискового оборудования противолодочного самолета НАТО входит до 90 радиогидроакустических буев систем Jezebel, Julie, DIFAR, CASS, DICASS и других, магнитный обнаружитель, поисковая РЛС, средства радиотехнической разведки, ИК-станция.

В Jezebel используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. В принципе эта система может и не услышать «Варшавянку».

Julie состоит из пассивных буев, но в целом она активная, так как задействованы источники звука взрывного действия. Буи, сброшенные с самолета, ложатся рядами или образуют круг большого диаметра. В воду сбрасывают взрывпакет. Если субмарины в районе нет, то взрывная волна однократно проходит сквозь строй буев

Если ПЛ там, то волна проходит дважды (первый раз непосредственно от взрыва, второй – отраженная корпусом лодки), и неважно, движется или стоит с застопоренными винтами субмарина, ее однозначно обнаружат. Julie обеспечивает обнаружение малошумных ПЛ на дальностях до восьми километров

В системе DIFAR используются пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн большая глубина погружения – до 300 метров. Время работы буя – до восьми часов. Дальность обнаружения ПЛ – до 25 километров. DIFAR предназначена для обнаружения субмарин в районах интенсивного судоходства и при сильном волнении моря. В принципе эта пассивная система может «Варшавянку» и не заметить.

РГБ AN/SSQ-62 системы DICASS являются активными направленного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это позволяет обнаруживать подлодки и определять их местоположение при меньшем количестве буев.

По принципу работы система напоминает Julie, то есть фиксирует наличие ПЛ по отраженному сигналу

Ей так же неважно, шумит лодка или нет

В CASS используются активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, они включаются по команде оператора с борта самолета.

Все обнаружители, о которых будем говорить далее, также могут относительно легко вычислить «Варшавянку».

Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств поиска субмарин. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создающейся ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения лодок AN/ASQ-81, зависящая от их водоизмещения и магнитных характеристик, глубины погружения и высоты полета самолета, в среднем составляет 700–1000 метров. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности их использования в условиях гидроакустического противодействия.

Инфракрасная станция AN/AAS-36 «видит» подлодку в подводном и надводном положениях по тепловому излучению корпуса и кильватерному следу. На высотах от 100 до 1000 метров дальность обнаружения ПЛ по кильватерному следу – до 20 километров. Однако эти показатели существенно зависят от гидрометеорологических условий, скорости и глубины погружения субмарины.

Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или РДП или антенной, работающей на прием, на расстоянии до 15 километров.

Также легко будут «засекаться» «Варшавянки» по пускам из подводного положения крылатых ракет.

Станция РТР AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущую радиопередачу, на дальности до 600 километров. Точность пеленгования излучений составляет 1–5 метров.

Все эти системы обнаружения уже довольно древние, ведется разработка новых и уже применяются современнейшие мобильные активно-пассивные акустические системы, буксируемые кораблями и ПЛ, способные находить малошумные субмарины.

Вывод: наши морально устаревшие «Варшавянки» могут благодаря пониженному уровню шума пройти незамеченными мимо пассивных акустических систем, но их довольно легко обнаружить даже не самыми новыми активными средствами обнаружения. Они пригодны лишь для ведения боевых действий в прибрежной зоне, не насыщенной средствами ПЛО противника. К примеру, «Варшавянки» могут хорошо себя показать на охране водных акваторий от проникновения многоцелевых АПЛ, прилегающих к нашим ВМБ.

АПЛ «Белгород»

Согласитесь, название такое чистое, светлое, жизнерадостное. «Белый город»… Так сразу и не скажешь, что эта атомная подводная лодка (АПЛ) способна в прямом смысле решать судьбу целых империй.

Это настоящие оружие апокалипсиса, после применения которого мир уже никогда не будет прежним.

Начнем с того, что это – первая в мире подводная лодка пятого поколения.

Да, у лодок, как и у истребителей, автомобилей и даже стиральных машин – тоже имеются поколения. В данном случае, пятое поколение означает, что лодка предназначена для совершенно другого принципа ведения войны.

Все предыдущие поколения подлодок должны вступать в бой непосредственно. То есть они сами по себе являются носителями оружия.

А вот «Белгород» для нанесения ударов использует что-то типа «посредников» – т.е. другие подводные лодки. Только маленькие и… беспилотные.

Да, «Белгород» – это, своего рода, станция для базирования подводных ядерных аппаратов, именуемых после 2018 года звучным именем «Посейдон».

Каждый такой «Посейдон» способен двигаться на глубине 1000 метров на расстояние в 10 000 км (цифра ориентировочна, реальные характеристики засекречены) и нести термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн (максимальная характеристика, которая предполагается).

Разберем эти цифры подробнее:

  • Глубина 1000 метров – это гораздо глубже, чем передвигаются обычные подводные лодки и их торпеды. На такой глубине, фактически, «Посейдон» очень сложно обнаружить и практически невозможно уничтожить
  • Дальность 10 000 км означает, что «Посейдон» можно запустить, например, из нашего Баренцева моря и он спокойно доберется до побережья США

Насчет 100 мегатонн – это я, конечно, сильно сомневаюсь. Вряд ли кто-то будет использовать в «Посейдонах» столь мощный заряд (это в 6000 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Даже самая мощная бомба, когда либо испытанная человечеством (советская «Царь-бомба») имела в 2 раза меньшую мощность.

Да, 100 мегатонн чисто технически создать можно, но такая бомба при взрыве под водой создаст чудовищные цунами высотой до 500 метров.

Конечно, для США это будет иметь катастрофические последствия, но не забываем, что океан у нас общий, а значит, волны от взрыва разойдутся по всему миру. Часть их достигнет и Европы, и Африки, и Южной Америки и даже самой России. А это уже совершенно не тот эффект, на которой стоило бы рассчитывать.

Конечно, если использовать «Посейдоны» именно как оружие возмездия, то есть последний выстрел в ядерной войне, тогда да. Тогда уже «хоть трава не расти», как говорится. Но, надеюсь, что до этого не дойдет и «Посейдоны» зарядят чем-то менее слабым – для боевого воздействия на отдельные участки берега, а не на весь мир.

Такой «Посейдон» средней мощности, взорванный под водой, может, например, одним разом уничтожить всю авианесущую группировку (авианосец и множество кораблей сопровождения). Или смыть какую-нибудь морскую базу НАТО. Или разрушить прибрежный промышленный район. В общем, применений может быть масса.

Проект 955 «Борей» – тише только тишина

Субмарина последнего поколения – носитель шестнадцати ракет «Булава» занимает второе место в рейтинге топ 10 подлодок – самых опасных подводных сооружений. «Борей» проекта 955 стал сменой для подлодок типа 941, вобрав в себя только самые лучшие характеристики.

Отличается конструктивным типом движителя, благодаря которому максимально снижен диапазон издаваемого звука. Вместо многолопастных гребных винтов, которые приводят лодку в движение стали использовать водометные движители, что повлияло на шумность. Теперь лодки типа «Борей» стали тише раз в пять, отодвинув назад «Щуку-Б».

Многоотсековый корпус, объединенный амортизационными прокладками, повышает перспективную силу водометного движителя. Поверхность прорезинена для подавления шумности и понижения способности сонара отразить/обнаружить вражеское глубоководное судно. С теми же целями используются материалы не содержащие магнитную составляющую, все чаще применяют разную классификацию ПВХ материалов.

Стратегическое применение по явным причинам секретно, все современные АПЛ с таким смертоносным потенциалом не были использованы ни одной страной при военных конфликтах, иначе мир после такого мог бы не восстановиться, превратившись в фантастическую антиутопию по выживанию.

Смертоносный «Антей» проект 949

Проект был специализирован под уничтожение вражеских самых больших авианосцев, охраняемых дополнительным водным и авиатранспортом. Превосходное решение инженерской задачи стало первым и последним проектом такого масштаба.

Состав корпусной конструкции из легкого и прочного корпуса с промежуточным расстоянием в 3,5 метра обеспечивал до 30 % запаса плавучести. Таким образом суда типа «Антей» защищены от случайного торпедного взрыва.

Субмарины этого класса несут на борту сверхзвуковые ракеты:

  • 72 шт П-800 «Оникс»;
  • или 24 шт П-700 «Гранит».

Являются носителями специализированных гиперзвуковых ракет «Циркон», от которых нет боевой защиты. При залповом выстреле есть возможность перехватить только от одной до пяти сверхзвуковых ракет «Оникс», что значительно снижает «выживаемость» авианосных групп. Залповый выстрел «Цирконом» будет сокрушающим.

Самым трагически знаменитым подводным судном типа проекта 949 «Антей» с двойным легким и прочным корпусом является К-141 «Курск». Судьба этого атомника известна если не всей России, то каждому второму. Как выяснили проверки, «Курск» затонул из-за двойного взрыва с двухминутным интервалом в носовой части субмарины.

Вооружённость проекта 636.3

ДЭПЛ 636.3 – это «Варшавянки» построенные для ВМС России, с такой ПЛ как «Ростов-на-Дону» были произведены 6 демонстративных выстрелов ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» по ИГИЛ из подводного положения. Изначально было 4 «Калибров», а в проекте 677 их уже 10. Сколько их – это сюрприз. Это сверхзвуковые новые ракеты с изменяемой траекторий полёта – неуязвимые для ПРО США. Этих ракет «Исключительные» боятся, а до операции ВКС РФ в Сирии о них и не подозревали. Эти ракеты малозаметны, т.к. передвигаются на малой высоте от 5 – 150 м со скоростью 750 км/ч. Подойдя ближе к цели ускоряются до скорости 2700 км/ч – делая бесполезной систему ИДЖИС и любую ПРО. Выйдя на поверхность в радиусе 1500 км можно нанести удар по наземным и надводным целям с таким уроном как удар США по Хиросиме и Нагасаки.

У подводного корабля 6 торпедных отсеков 533 мм. На вооружении 18 торпед и 24 мины для поражения подводных и надводных целей. Одна лодка может безнаказанно уничтожить неядерными зарядами одну-две американские АУГ, вооружённых ИДЖИС и СОСУС. А если ядерными? Дальность обнаружения натовских кораблей втрое больше чем у противников, благодаря отечественным гидроакустическим комплексам, использующим подводный звуковой канал и стелс-технологии. В надводном положении подлодка может оказать сопротивление авиации из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» 8-ю ракетами, что будет применено при случайном появлении самолёта-разведчика.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.