Фальшивое сообщение об аварии подводной лодки «дмитрий донской»

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Достоинства и недостатки

С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.

Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:

  • возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
  • тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
  • повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.

Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне, их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.

В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие — патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договоренности о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введен в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещен в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Патриарх побывал на подводном ракетоносце. fontanka.ru. 2009-08-22. Архивировано 25 августа 2009 года . Проверено 24 августа 2009 .
  2. ^ Дуг Гросс (2009-12-10). «Ракета, не Сант, обвинен в Норвегии спирали» . CNN. Архивировано 13 декабря 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 .
  3. ^ «Российская ракета» Булава «поражает цель в ходе испытаний . РИА Новости. 2010-10-07. Архивировано 19 октября 2012 года.
  4. ^ https://www.forbes.com/sites/hisutton/2020/08/23/last-typhoon-can-the-worlds-largest-submarine-still-destroy-the-world/?sh=187bc6906ec2
  5. ^ https://tass.com/defense/1244995

Раздел « Северный флот » на сайте фонда «Беллона»

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеПодводные лодки типа «Тайфун»
  • Симбирск
  • ТК-13
  • Архангельск
  • Северсталь
  • ТК-202
  • Дмитрий Донской
  • ТК-210 (аннулирован)
  • Список советских и российских подводных лодок
  • Список классов советских и российских подводных лодок

Как и когда появилась самая большая подводная лодка в мире

Создание этого мощного боевого корабля связано в периодом «холодной войны» и гонки вооружений. Подлодка «Акула» должна была показать превосходство советского военного флота над западным. В 1972 году ученые получили задание создать субмарину более мощную, большую, опасную, нежели «Огайо» (США).

Работа над подлодкой «Огайо» началась в Соединенных Штатах в начале 70-х; субмарину планировалось вооружить 24 твердотопливными ракетами «Трайдент» с дальностью более 7 тысяч км, т.е. межконтинентальными. Она значительно превосходила все, что имелось на вооружении СССР, ведь огромная (водоизмещением 18,7 тысяч тонн) субмарина могла осуществлять пуск ракет на глубине до 30 м и была довольно скоростная – до 20 узлов.

Советское правительство поставило перед конструкторами задачу создания советского ракетоносца, еще более мощного, нежели американский. Поручена эта работа была конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время возглавлял И.Д.Спасский, и конструктору С.Н. Ковалеву – ведущему специалисту в этой области; по проектам Ковалева были созданы 92 подводные лодки.

Вас заинтересует

Строительство было начато на предприятии «Севмаш» в 1976 году; первый крейсер спущен на воду в 1980, а испытания он прошел даже раньше, нежели «Огайо», работа над которым началась раньше.

За всю историю существования проекта было создано 6 подводных лодок «Акула», а седьмую, уже начав, достраивать не стали в связи с начавшимся разоружением. Три подлодки из уже имеющихся утилизированы при финансовой помощи США и Канады, две не успели утилизировать и теперь решается вопрос, что с ними делать дальше, а одна – «Дмитрий Донской» — была модифицирована и сейчас находится на вооружении.

Переоборудование «Акул» — слишком дорогое удовольствие, оно стоит столько же, во сколько обойдется строительство двух новых современных субмарин.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.

Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Краткая история проекта

Разработка проекта 941«Акула», по которому была построена подлодка «Дмитрий Донской» началась в 1972 году, в ленинградском конструкторском бюро «Рубин. Это был ответ на строительство ракетного подводного крейсера «Огайо», правительством США. Субмарина изначально получила название «Тайфун», ведь его разработчики во всём стремились превзойти своего конкурента. Проектом руководил генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строительство первого судна, по этому проекту, началось в 1976 году, в городе Северодвинск на «Северном машиностроительном предприятии» («Севмаше»). Для этого даже был построен новый, крытый цех, ведь огромные размеры будущей подлодки не позволяли использовать уже готовые помещения. Такие огромные размеры были обусловлены, размещением на субмарине, на тот момент, самых современных многоступенчатых, работающих на твёрдом топливе, баллистических ракет — Р-39 (РСМ-52).

Первый спуск на воду «Дмитрия Донского» был произведён в 1980 году, после чего началась программа швартовых испытаний и пробный пуск баллистической ракеты. Так как крейсер все испытание прошёл успешно, уже в 1981 году он был зачислен в строй ВМФ.

С 1984 по 1988 год – «Дмитрий Донской» выполняет большое количество важных для страны задач, именно он совершил первый пролом глыбы льда корпусом подлодки. Но в 1988 году, в связи с запланированными работами по модернизации, субмарина была переведена в резерв первой категории.

1991 год – переломный в истории крейсера, так как все работы по обновлению проекта были свёрнуты, в связи с уменьшением финансирования. Они были возобновлены только в 1996 году. Был создан новый проект — 941УМ, предполагающий установку на подлодке, современного ракетного комплекса «Булава М».

В 2002 году крейсер был торжественно выведен из цеха, после чего были сразу начаты швартовые испытания, в том числе и стрельба ракетами «Булава», по движущей мишени, из подводного и надводного положения. Именно в этом году субмарине присвоили название «Дмитрий Донской», в честь великого князя.

После последней модернизации, «Дмитрий Донской» стал в основном использоваться для подтверждения технических характеристик баллистических ракет

2004 году подводная лодка была повторно переведена в состав Северного флота, после чего начались полноценные испытания.

2017 год — крейсер вместе с другими кораблями совершил переход, приуроченный дню ВМФ, со своего места базирования в Североморске на Балтийское море и обратно.

История [ править ]

Боевой номер ТК-208 был головным кораблем третьего поколения советских подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 941 « Акула » (по классификации НАТО « Тайфун» ) . она была заложена на заводе Севмаша « Цех №55» в Северодвинске 30 июня 1976 года и спущена на воду в сентябре 1980 года. При длине 175 метров она стала самой большой подводной лодкой в ​​мире, рекордсменом среди других подводных лодок класса «Тайфун» .

1990 – настоящее время

В 1990 году он вошел в сухой док в Северодвинске на модернизацию и ремонт. Завершение строительства было серьезно отложено из-за экономических и технологических проблем. В 2000 году работы по подлодке были усилены.

В июне 2002 года ТК-208, находящийся в составе ВМФ России , окончательно покинул Северодвинский сухой док. После 12 лет капитального ремонта и модификаций он получил имя Дмитрия Донского в честь великого князя Московского Дмитрия Донского (1359–1389), известного основателя Москвы. Двадцать пусковых установок для ракет Р-39, которые она изначально несла, были заменены пусковыми установками для самой современной на сегодняшний день баллистической ракеты, запускаемой с подводных лодок , — РСМ-56 «Булава» . [ необходима цитата ]Хотя оно было построено как подводная лодка третьего поколения, теперь оно упоминается как подводная лодка четвертого поколения из-за его обширных модификаций. [ необходима цитата ]

Первый пуск ракеты » Булава» был осуществлен Дмитрием Донским 27 сентября 2005 года. Судно всплыло и выпустило ракету из точки в Белом море . 21 декабря 2005 года новый ракетный комплекс впервые прошел подводные испытания. Он успешно поразил цель на полигоне Кура на Камчатке .

В августе 2009 года Патриарх Кирилл посетил подводную лодку и встретился с членами экипажа.

9 декабря 2009 года Дмитрий Донской запустил ракету «Булава». Третья ступень ракеты вышла из строя, и в Норвегии было видно, как она делает светящуюся спираль в небе.

7 октября 2010 года подводная лодка запустила очередную баллистическую ракету «Булава» из Белого моря . Цели на полигоне Кура на Дальнем Востоке были успешно поражены. Подводная лодка была активна по состоянию на 2020 год и была модернизирована для установки баллистической ракеты РСМ-56 «Булава» . Однако масштабы этого обновления были неясны.

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.

На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.

В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.

Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.

Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.

Российский подводный атомный крейсер «Дмитрий Донской» идет на Балтику

Российский подводный атомный крейсер «Дмитрий Донской» идет на Балтику

Самая большая в мире атомная подводная лодка проекта 941 типа «Тайфун» — ТК-208 «Дмитрий Донской» и тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий» перейдут с Северного на Балтийский флот.

Поход тяжелых крейсеров намечен на лето этого года. Корабли должны принять участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для них станет военно-морская база Кронштадт.

Как сообщили «Известиям» в Главном штабе Военно-морского флота, решение командования ВМФ о переходе крейсеров подготовлено. Однако оно должно быть утверждено Владимиром Путиным. Соответствующий указ планируется подписать в ближайший месяц, но только после уточнения стоимости перехода. Сейчас экипаж атомной субмарины уже начал подготовку к походу в Кронштадт.

Международный военно-морской салон будет проходить в Санкт-Петербурге на территории комплексов «Ленэкспо» и «Морской вокзал» с 28 июня по 2 июля. Празднование Дня Военно-морского флота традиционно отмечается в последнее воскресенье июля. Как уверены организаторы мероприятий, присутствие самых больших кораблей российского ВМФ на обоих мероприятиях серьезно поднимет их статус.

ТК-208 еще и один из самых уникальных российских боевых кораблей. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина 173 м, ширина 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю «КамАЗ». В его носовой части размещались 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon. Также субмарина стала главным героем бестселлера Тома Клэнси «Охота за «Красным октябрем».

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Петр Великий» — самый большой надводный корабль российского ВМФ. Его длина 250, а ширина 29 м. Главный конструктор крейсера Геннадий Старшинов рассказывал «Известиям», что внутри корабля более 1,5 тыс.помещений различного назначения. По количеству и площади это больше, чем в Эрмитаже.

Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга, капитан 1 ранга Игорь Курдин рассказал «Известиям», что «Дмитрий Донской» — единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции.

— Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря «Дмитрий Донской» пройдет в Кронштадт в надводном положении, — пояснил Игорь Курдин. — В свое время Россия в одностороннем порядке признала Балтийское море безъядерной зоной. Поэтому прохождение через Балтику атомных крейсеров должно быть согласовано со всеми странами региона. Насколько я знаю, этот вопрос уже решен.

«Дмитрий Донской» — последний корабль 941 проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. Корабль решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С его борта проводились первые пуски новейшей морской баллистической ракеты «Булава». Также корабль регулярно выходит на испытания новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955 и 885 проекта типа «Борей» и «Ясень». Для ТК-208 межфлотский переход станет первым боевым выходом с 1995 года.

Источник

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.