Перестрелка на воздушных шарах и сосисочный поединок с бисмарком: 7 самых нелепых дуэлей

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Участники

До конца XIX века дуэлянт, несомненно, дворянин. «Я русский дворянин, Пушкин; это засвидетельствуют мои спутники, и потому вам не стыдно иметь будет со мною дело» — так отрекомендовался поэт некоему майору Денисевичу, чтобы вызвать его на поединок. Цель любой дуэли — не что иное, как возмещение ущерба, нанесенного чести, а честь — прерогатива благородного сословия.

К XX столетию сословные границы размываются и на обладание честью, а следовательно, и на ее защиту, претендуют и недворяне. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», — предписывает кодекс Дурасова. Однако состоявшаяся в год его публикации дуэль между дворянином депутатом-черносотенцем Николаем Марковым и разночинцем депутатом-кадетом Осипом Пергаментом никому не казалась нарушением обычая.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами – Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Вопрос чести

История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.

История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

  1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
  2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
  3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
  4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
  5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
  6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
  7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

https://youtube.com/watch?v=DcLk2otAehk

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали

Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли

Идейные споры Базарова и Кирсанова

Два человека возненавидели друг друга с первых минут знакомства не из-за своих возрастных различий, а из-за жизненных приоритетов. 

Павел Петрович – богатый представитель дворянства, верующий человек, старается не совершать грехи и каждые выходные ходит в церковь. Он считает, что аристократия стоит на первом месте, и что самым важным на свете предметом является искусство. 

Его яркой противоположностью является Евгений Базаров. Молодой человек 25-ти лет является ярым нигилистом, не верит в любовь и в Бога, считает, что вечеринки и балы — это бесполезная трата времени, а при помощи науки человечество будет развиваться, а не стоять на месте. 

Именно эти различия в мышлении главных героев и привели их к дуэли.

Дуэль Озвучек / Дуэль Чтецов

На озвучку текста дуэлянтам отводится несколько дней. Когда озвучки готовы, они выкладываются самими участниками по
инструкции. Работы публикуются без указания авторства, чтобы сохранить анонимность. По завершении дуэли авторство указывается.

Следующие несколько дней читатели (слушатели) голосуют, указывая чья работа им понравилась больше и почему. Голоса без комментариев в расчет не берутся.

Подводится итог, и дуэлянт, набравший большее количество голосов, объявляется победителем. Каждому победителю вручается памятная медаль.

Принимаются голоса только от зарегистрированных пользователей

Варианты дуэли озвучек:

  1. Озвучка одного и того же произведения: участники озвучивают один и тот же текст, а слушатели выбирают у кого получилось лучше
  2. Озвучка разных текстов: участники озвучивают разные тексты на, заранее установленную администрацией или самим участниками, тему. 

Требование к работам:

  • Принимаются новые озвучки. 
  • Озвучивать можно как свои тексты, так и классические произведения или работы других авторов (хорошим тоном считается спросить у автора текста разрешение на озвучку). Исключением может послужить особое условие или тема дуэли. 
  • Можно озвучивать не только прозу, но и стихи. Если иное не оговорено в правилах конкретной Дуэли Озвучек. 
  • Объем: 10 мин. Превышение: минута — минус Голос.
  • Работу необходимо опубликовать самостоятельно на сайте http://litclubbs.ru/, следуя вот этой простой инструкции:http://litclubbs.ru/pages/duel-public.html

Технические моменты:

Зачитать текст можно на любое звукозаписывающее устройство. Наложить аудиозапись на статичное видео. Это очень просто сделать самостоятельно с помощью сервиса например:

https://moviemakeronline.com/ — ограничение записи 10 минут
https://clideo.com/ru/editor/video-maker — больше 10 минут Если у вас не получается или вы не знаете как это сделать, мы поможем. Пришлите нам ваш аудиофайл с записью на почту или ссылкой на файл на любом файлообменнике. В теме письма укажите «Дуэль Озвучек». А также приложите картинку, которую мы вставим в видео. Еще укажите информацию по тексту: Название, автора, ссылку. Мы подготовим видеофайл, загрузим на youtube-канал Бумажного слона и вышлем вам ссылку. Получившийся видеофайл вышлите на почту или ссылкой на файл на любом файлообменнике. В теме письма укажите «Дуэль Озвучек». Мы загрузим видеофайл на youtube-канал Бумажного слона и вышлем вам ссылку.
Вы можете пропустить этот шаг, если загрузите видео на свой youtube-канал. Добавить свою озвучку на сайт, указав ссылку в поле «Видео на Youtube». Озвучка добавляется в раздел: Дуэли Озвучек. Можете воспользоваться прямой ссылкой: Добавить Озвучку на дуэль

Теперь там появилось новое поле, куда нужно вставить ссылку на видео на Youtube.

Важно! Необходимо чтобы каждый участник самостоятельно добавил свою озвучку в дуэль. В тэгах к озвучке укажите «Дуэль Озвучек»

Если у вас что-то не получается, не стесняйтесь обращаться за помощью к 
B.Slon

Дуэль озвучек без требований к анонимности. Потому что:

  • Голос чтеца гораздо проще узнать, чем стиль повествования автора
  • Дуэли проводятся ради соревнования, разминки, тренировки, веселья и движа.
  • Здесь нет денежных призов, есть только интерес проверить себя.
  • Как итог, нет ничего страшного, если кто-то узнает голос чтеца. В таких дуэлях это ожидаемо. Однако не видим в этом ничего страшного, и тем более это не повод отменять такие битвы. 
  • Однако! Участником активной дуэли запрещено что-либо писать в комментариях у дуэльным работам, а также вступать в споры или обсуждения. Все это можно делать после завершения дуэли. 

Как принять участие:

  1. Напишите сообщение B.Slon, что хотите участвовать в Дуэли Озвучек и мы вам сами назначим тему и противников

Как победить Мисиму Мититоси

Возвратитесь на арену, расположенную на островке, и пообщайтесь со следующим соперником, стоящим неподалеку, и согласитесь сразиться с ним. Его мастерским приемом является особая атака, при которой он поднимает меч над головой, а затем бьет им вниз, нанося Электро урон. Его гарда при этом начинает светиться синим. Данный удар можно заблокировать.

Рекомендуем вам пропустить «опасный» уровень и сразу выбрать «экстремальный», так как в этом случае вы все равно получите награду за низкую сложность.

Экстремальный уровень сложности

Для получения максимальной награды вам нужно будет разобраться с врагом за 75 секунд. Чтобы сделать это, вынуждайте противника использовать мастерский прием, нанося ему повреждения простыми атаками. Как только он поднимет меч над головой и возникнет синее свечение, сразу же используйте блок. При успешном блокировании вы получите сразу 3 единицы Воодушевления.

Иногда он осуществляет два боковых режущих удара с Электро уроном (имеют высокую дальность). Они тоже сопровождаются синим свечением. Вы можете попробовать парировать их или просто увернуться, отбежав в сторону.

Режущий удар с Электро уроном
Стойка перед рывком

Если враг вложил меч в ножны, но свечения не возникает, то значит, он собирается сделать рывок с вращением. Этот удар можно заблокировать или просто уклониться, сделав рывок в сторону. Однако если учесть, что вам нужно победить противника за 75 секунд, то мы рекомендуем вам стараться парировать все эти атаки, чтобы накапливать Воодушевление и наносить повышенный урон.

Смертельно опасный

Принципиально новых движений у врага не появится, однако он станет гораздо крепче и сильнее, поэтому остерегайтесь его атак. После своего мастерского приема он станет часто делать отскок назад, а потом сразу же осуществлять режущий удар, выплескивая Электро урон, бьющий по большой дистанции. Легче не парировать его, а просто уклониться.

Отскок с ударом
Режущие удары

Что касается режущих атак, то он теперь будет делать сразу 4-5 удара с Электро уроном. Вы можете попытаться парировать их все, однако мы советуем просто уворачиваться от них или стоять в блоке, чтобы получить меньше повреждений.

К счастью, здесь нет сильного ограничения по времени, поэтому вы должны успеть разобраться с противником даже без особой спешки. Не забудьте потом посетить страничку события и забрать награду за выполнение всех испытаний.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Классический пример бретерского поведения — дуэль штабс-ротмистра В.В. Шереметева и камер-юнкера графа А.П. Завадовского, которая сыграла важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этим поединком прочно укрепилось название «четверная дуэль».

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым.

Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

История четвертаяНастоящая «Санта-Барбара» в мире дуэлей

Если ты распускаешь слухи о ком-то, обвиняя его в трусости — будь готов к тому, что тебя призовут к ответу. Как, например, случилось с некими итальянскими дворянами — сиром де Сарзе и сиром де Веньером.

В 1537 году, во времена царствования Франциска I, некий сир де Сарзе начал распускать слухи про сира де ла Тура, обвиняя его в том, что тот трусливо бежал в битве при Павии, бросив своего короля. А когда сплетника прижали к стенке, попытался перевести стрелки на сира де Гокура, мол он сказал такое, но тот выкрутился, заявив что Сарзе сам ему бахвалился, что слышал о трусости ла Тура от сира де Веньера. Когда же призвали к ответу того, он тут же назвал Сарзе лжецом, чем вынудил вызвать себя на дуэль.

Ситуация, как видите, прескверная. Если вы не смогли разобраться в ней — ничего страшного, это вообще мало кому удалось.

Надо заметить, что все трое благородных сплетников даже не участвовали в той самой битве, отсидевшись под разными предлогами в своих имениях. Взбешенный малодушием и ябедами своих подданных, король назначил время поединка — пусть эти идиоты просто поубивают друг друга.

Согласно правилам, вызванный на дуэль имеет право решить, на чем и с каким снаряжением оба спорщика будут драться. Однако де Веньер пошел на хитрость и выбрал оружие так, чтобы превратить битву в фарс и защитить свою драгоценную жизнь. Снаряжение было обычным: латы для защиты живота и бедер, кольчужные рукава, стальные перчатки для рук и шлем-морион. А вот оружие удивило многих: парные рапиры, то есть, грубо говоря, по полноценному мечу в каждой руке. Слишком уж специфическое оружие.

Ставка на абсурд была сделана верно: оба дуэлянта попросту не умели драться на парных рапирах. Битва, превратившаяся в неуклюжие кривляния на ристалище, так взбесила Франциска, что он в раздражении бросил свой жезл на поле, таким образом прекратив поединок. Так оба глупца покрыли себя несмываемым позором и навсегда вошли в историю как скандалисты и пустомели.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.

К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Судебные поединки: по пояс в яме и с бараньим рогом в руках

Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.

Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

В чисто «поле»

Одно из первых упоминаний о русских дуэлях датировано X веком. Описывая Русь, арабский историк и путешественник аль-Мукаддаси написал: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа». Русичи такие поединки называли «поле». Конечно же, князья пытались искоренить эту традицию, заменив её официальной судебной практикой. Например, Ярослав Мудрый в своей Русской Правде, предлагал вместо смертоубийства назначать денежные штрафы. Но большинство русских всё равно предпочитали любые конфликты решать «полем». Во-первых, за разбирательство в суде взималась пошлина, во-вторых, дуэль уравнивала людей, ведь сражаться между собой могли люди разных сословий, а в-третьих, поединок считался «судом божьим» — то есть правосудие тут вершили не люди, а высшие силы. Правители Руси поняли, что бороться с «полем» бесполезно, а потому решили это дело просто узаконить.

Какие проблемы поднимает «Последняя дуэль»

Культура насилия

Это термин из феминистской теории. Это культура, в которой насилие над женщинами считается нормальным и поддерживается социальными институтами, а иногда даже оправдывается.

Фильм наглядно показывает, как одна и та же история в глазах мужчин и женщины выглядит совершенно по-разному. То, что для сквайров является проявлением рыцарской чести и доблести, для Маргариты будет грубостью и насилием. В «Последней дуэли» за счёт контраста между историями сквайров и Маргариты мы видим, с чем сталкивается женщина в патриархальном обществе: с сексуальным насилием, репродуктивным давлением, сексизмом и беззащитностью перед всеми общественными институтами. Власть, земли, подданные, деньги и церковь находятся в руках у мужчин, и у Маргариты нет ни одного способа защитить себя, кроме как надеяться, что её нерадивый муж окажется хорошим бойцом на судебной дуэли.

Угнетаемые группы способны подстраиваться под доминирующую в обществе мораль, чтобы выживать. Поэтому подруг Маргариты и старших женщин такой порядок устраивает: просто будь богопослушной женой и роди наследника, и тогда насилия получится избежать. Но Маргарита — умная и смелая женщина, поэтому несправедливость своего положения она чувствует особенно остро. И несмотря на риск потерять свою репутацию, усложнить жизнь сыну и погибнуть, она готова отстаивать свою правду. 

Культура (не)согласия

В «Последней дуэли» женщины лишены субъектности: их согласие на секс необязательно. Как сообщает Жаку Ле Гри священник, к которому он приходит на исповедь, тот виновен не в том, что взял женщину силой, а в том, что нарушил священные узы брака и нанёс оскорбление другому мужчине. Тело Маргариты принадлежит де Карружу буквально: она не имеет права отказать даже тогда, когда переживает травму от изнасилования и открыто просит мужа не заставлять её. И Ле Гри, и де Карруж считают свои военные заслуги и «честь» достаточным основанием, чтобы приводить в восторг любую женщину: одному отказ кажется кокетством, а другого он не волнует. 

Токсичная маскулинность

Герои Адама Драйвера и Мэтта Деймона живут по главной рыцарской «заповеди»: кто сильнее, тот и прав. Это даёт им исключительное право на насилие для решения любых вопросов: от взимания долгов до отношений с женой. Свою доблесть и честь мужчины оценивают не моральными качествами, а количеством побед. Они не принимают отказов и не понимают, что их «завоевательство» и власть превращает их в насильников. 

Фильм Ридли Скотта говорит сам за себя: такая рыцарская «честь» ничего не стоит, если она позволяет относиться к женщинам, как к скоту.

Читайте другие разборы фильмов

Эпоха Возрождения — зарождение студенческих дуэлей

В начале своей истории университеты довольно сильно зависели от католической церкви и ее догматов, поэтому поединки между студентами Средневековых университетов — скорее единичные случаи. Но постепенно, с началом эпохи Возрождения, университеты стали очагами культуры, свободомыслия и, вместе с тем, пьянства, различных каверз и, конечно же, драк.

Поначалу холодное оружие носили лишь студенты благородного происхождения, поэтому дуэли были свойственны только дворянам. Со временем практику ношения шпаг и рапир переняли и прочие студенты, так что количество поединков между ними стало неуклонно расти. И, если во времена эпохи Возрождения дуэлями славились итальянские и французские университеты, то с началом Нового времени слава самых отчаянных рубак постепенно переходит к воспитанникам германских высших учебных заведений, таких как Гейдельбергский или Йенский университеты. Первые дуэли на германской земле задокументированы в Кенигсберге в 1546 и во Фрайбурге в 1579 году.

Однако немецкие студенты так лихо взялись за дело, что в некоторых землях власти были вынуждены выпускать эдикты, полностью запрещающие дуэли. В Виттеноерге их вообще объявили незаконными с формулировкой: «Чтобы университеты не превратились в скотобойни и живодерни». Можете представить, какие масштабы приняло явление. Впрочем, законы помогали плохо.

До конца XVIII века студенческие дуэли не имели регламента. В любом месте и в любое время, если студенту было нанесено оскорбление словом или делом, он выхватывал шпагу или рапиру и нападал на обидчика. Когда дело происходило на улице, их тут же окружала толпа зевак, если в подворотне — часто раненый или убитый там и оставался, умирая без помощи врача. Особенно обидными словами для студента были «глупый малый», за такое следовало немедленно вызвать оскорбившего на поединок.

При этом драки по любому поводу были настолько часты, что на них даже стали делать карикатуры. Например, на одной карикатуре XIX века изображен бурш (так называли тогда члена студенческого союза) хвалящегося перед приятелем:

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных

Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта

Гений и дуэли

Дуэлянтская история Пушкина началась, когда поэту исполнилось 17 лет. Всего в биографии русского классика 33 вызова на поединок. Из них Александр Сергеевич участвовал в четырех – остальные отменялись. На смертельное «состязание» поэт вызывал обидчиков 26 раз в жизни, а отвечал на «брошенную перчатку» семь.

По натуре писатель не был злобным, но нередко поведение русского классика описывалось словами «задиристость» и «несдержанность». Не все оппоненты Пушкина были готовы терпеть выходки современника, поэтому бросали Александру Сергеевичу вызов. Литературный деятель считал себя хорошим стрелком, поэтому отдавал право соперникам сделать первый выстрел.

Поэт начал заниматься сочинительством на 8-м году жизни. В подростковом возрасте талант Пушкина пробрался на печатные страницы. Молодой писатель преуспевал не только в творчестве, но и поражал публику остроумием, которое порой заводило начинающего литератора в неприятные ситуации, граничившие с трагедией.

Одна из шуток Пушкина и стала причиной его первой состоявшейся дуэли (до этого четырежды удавалось решить дело миром). Оппонентом в этот раз стал товарищ «солнца русской поэзии» Вильгельм Кюхельбекер, который отличался умом и успехами в учебе, но собственной внешностью вызывал у сверстников насмешки. Пушкин дружил с «Кюхлей», но не мог отказать себе в желании подшутить над товарищем.

Однажды Вильгельма зацепила насмешка Александра, поэтому молодой человек вызвал друга на дуэль. Пушкин согласился, не желая отказываться от подобного развлечения. Назначили место и время, нашли секундантов, явились, прицелились, нажали на курок, но не случилось. Пуля Кюхельбекера почти незаметно пролетела мимо Александра, а у второго дуэлянта не сработал пистолет.

Молодые люди не сразу поняли, в чем проблема. Выяснилось, что пистолеты зарядили клюквой. Ситуация насмешила участников поединка, и конфликт был улажен.

Но есть другая версия: Кюхельбекер промахнулся, а Пушкин, наведя пистолет на друга, демонстративно отказался стрелять, бросив оружие в снег. Вильгельм был в ярости и требовал, чтобы Александр выстрелил, но поэт не хотел продолжения поединка. Вместо этого писатель раскинул руки, желая обнять товарища и забыть о ссоре.

Судьба Дантеса после дуэли

После дуэли Дантес уехал во Францию вместе с женой Екатериной, которая родила ему трех дочерей и сына. Во время четвертых родов женщина умерла. Жорж судился с Гончаровыми за наследство супруги, но успеха не добился.

Судьба Дантеса на родине сложилась удачно. Офицер ушел в политику, поддержав бонапартистов. Жорж сделал блестящую карьеру, завершив государственную службу на сенаторском посту. Дожил Дантес до 83 лет и умер в своем поместье в окружении родственников.

Дети политика рассказывали, что отец был доволен сложившейся судьбой. Дантес считал, что дуэль коренным образом изменила его жизнь: возвращение во Францию, карьера в политике, уважение и обеспеченность. Француз считал, что в России его ждала должность командира полка, жизнь в провинции и материальная нужда.

История перваяДуэль из-за ангорской кошки

Во времена правления всесильного временщика герцога Филиппа II Орлеанского, два гвардейца смертельно поссорились из-за некой красавицы и решили выяснить отношения на живописной набережной при десятках свидетелей. Проблема в том, что все это случилось прямо под окнами королевского дворца. Сражались храбро, проявляя настоящие чудеса фехтования, пока один из них все-таки не ранил другого и дуэль не прекратилась.

Филипп Орлеанский, ставший невольным свидетелем скандала, был чертовски зол — хулиганы своими криками испортили ему званый вечер. Когда обоих привели к герцогу, тот распорядился показать ему ту красавицу, ради любви которой так яростно сражались эти молодые люди.

Когда она предстала перед глазами Филиппа Орлеанского, тот потерял дар речи — вспыльчивые сыны дворянских семей дрались насмерть из-за невероятно красивой ангорской кошки. Просто кошки! В итоге в наказание оба были арестованы на две недели и переведены в иные полки. А герцог распорядился в следующий раз по такому глупому поводу пускать в ход кулаки, но никак не холодное оружие.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.