Оглавление
Отношение к войне в исламе
Призывает ли Ислам к войне?
История человечества есть история войн — убеждение которое порой заставляет нас серьезно задуматься. Ведь как подсчитал Жан-Жак Бабель, с 3500 года до нашей эры и до наших дней люди смогли прожить в мире без воин лишь 292 года. И чем старше становиться человечество, тем изощреннее становятся способы уничтожения людей людьми.
Ислам — религия мира
Сегодня, как ни прискорбно это признавать, силы, заинтересованные в дестабилизации мировой структуры, ради достижения своих меркантильных интересов, пытаются показать мировому сообществу и убедить человечество в том, что Ислам является религией террора, агрессии и войны. А разного рода невежды, которые не в состоянии понять азы Ислама, и не сумевшие проникнутся его основами, способствуют успеху таких стараний.
Ислам – это религия мира, приоритетом которой является мирный диалог, где путем переговоров, уступок и уговоров, достигается решение, дающее избежать лишних жертв. Война — это не цель, а лишь средство, и прежде всего защиты. Аллах сказал в Священном Коране: «Воюйте на пути Господа с теми, кто воюет с вами, но не переходите границы дозволенного. Поистине, Всевышний не любит переступающих границы» (сура аль–Бакара, аят – 190).
То есть, Всевышний говорит своим правоверным рабам:
«Не начинайте конфликт первыми, отвечайте только один к одному, не проявляя жестокости и бесчеловечности, ибо Он не любит переступающих границы дозволенного, границы порядочности и благородства».
Бывают моменты, когда дипломатические пути бывают исчерпаны, а вероломство переходит мыслимые и немыслимые границы, и в такие моменты не остается иного выбора.
Однако, сегодня и эти аяты, к великому сожалению, трактуются умышленно в иной ошибочной форме, которая в итоге ведет к конфронтации сторон и дискриминирует, в первую очередь, самих мусульман. И если человек обладает хоть каплей интеллекта, то прежде чем кидаться в след за подобными громкими выкриками, должен подумать, какую религию представляют эти люди, если их действия противоречат основам Ислама и не направлены на довольство Всевышнего Аллаха. Довольство Милостивого Творца во всем и везде, в большом и в малом, и как вследствие этого, обдуманные и взвешенные поступки, деяния, а не слепое скитание из крайностей в крайность – путь любого здравомыслящего человека, выбравшего себе дорогу веры.
Достаточно взглянуть на путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). За десять с небольшим лет жизни в Медине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) участвовал в двадцати с лишним вооруженных конфликтах, то есть в среднем по два в год. Число погибших последователей не превышает ста пятидесяти человек, а потери его врагов не более двухсот пятидесяти. Однако мы видим, что после Его (мир ему и благословение Аллаха) кончины весь Аравийский полуостров, принял Ислам, отказавшись от своих диких порядков и обычаев.
Человека можно испугать или лишить жизни при помощи оружия, но нельзя заставить полюбить. Ислам же занял место в сердцах людей, и это произошло без принуждения и каких-либо чудовищных потерь, ибо Ислам ценит жизнь каждого человека.
Из всего видно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не шел на войну, чтобы убивать или умирать, как это ошибочно пытаются представить все псевдоджихадисты современности, а выступал на защиту в рамках дозволенного Творцом.
При этом, Он (мир ему и благословение Аллаха) всегда строго призывал соблюдать права мирных граждан, и категорически порицал какое-либо притеснение. Также как и к пленным, которых, несмотря на острую нужду, едой и одеждой. Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал разрушать строения, сжигать посевы и рубить деревья.
Достаточно опять же сравнить картину современности, с историей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), дабы увидеть несравненную разницу между варварством, человеческим бездушием, не имеющим какой-либо духовной основы и человеческим милосердием, состраданием основанными на благочестии и богобоязни.
Благодаря именно этим принципам четырнадцать с лишним столетий слово «мусульманин» было синонимом слов «стабильность», «надежность», «безопасность» и «мир». И остается лишь надеяться на то, что искренне верующий человек сегодня, стремящийся к духовному развитию и росту, основанному на упорном труде и богобоязни, непременно завтра вновь станет гарантом безопасности и мира во всем мире.
Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!
Взаимосвязь между формами джихада
Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.
Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат — свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.
Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.
Деревья на вражеской территории запрещено вырубать или предавать огню
Правила войны в исламе предельно ясны и детально определены самим пророком Мухаммадом. Она должна иметь оборонительный характер или иметь целью избавление от угнетения, где бы оно ни происходило; военные действия следует вести исключительно за правое дело. О заключении союза, призванного остановить агрессию, в Коране говорится так: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину Аллах любит беспристрастных» (49:9).
Союз с немусульманами во имя правого дела не возбраняется. Примером тому соглашение Мухаммада с иудеями Медины о ее совместной защите от неверующих. Другой пример — ссылка Пророка на договор, заключенный задолго до возникновения ислама между племенами Мекки с целью совместных действий по поддержке угнетенных. Пророк пояснил это объединение так: «Это был союз до ислама, но если бы меня, исповедующего ислам, пригласили присоединиться нему, я бы сделал это». Подробные предписания Пророка своим войскам были строги в требовании сражаться только с противоборствующей стороной, но не с женщинами, детьми или стариками. Религиозные люди, не исповедующие ислам, в монастырях или храмах также не должны понести ущерб. Деревья на вражеской территории запрещено вырубать или предавать огню в интересах военной кампании; животных нельзя убивать, кроме как для употребления в пищу. При знакомстве с этими указаниями становится очевидно, что использование исламской военной этики невозможно в условиях современного вооруженного конфликта. Возможно, Первая мировая война была последней, где в боевых действиях участвовали только военнослужащие. Начиная с гражданской войны в Испании в 1930-х годах, правила начали меняться, что наглядно видно по Второй мировой, Корейской войнам и войне во Вьетнаме. Две атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, говорят сами за себя, так же как и ковровые бомбардировки во время вьетнамской войны и так называемые «зоны свободного огня», где уничтожались не только люди, животные и растения, но даже почва.
Некоторые люди наверняка сочтут, что вышеперечисленные принципы исламской военной этики носят исключительно теоретический характер и не могут иметь места в нашу современную эпоху, как и многие другие исламские заповеди. Их логика очевидна. Мусульмане (и не только они), однако, смотрят на эту проблему с другой точки зрения. Современная война настолько разрушительна, что вообще не должна рассматриваться как вариант в решении конфликтов. Война просто отжила свое и должна уйти в прошлое, как рабство! А потому объявление Нового мирового порядка по случаю сокрушительного военного удара — плохое предзнаменование! Последовавшие за этим решения вызывают подозрение в том, что «новое» в нем будет не более чем старым порядком, за исключением того, что процесс возглавит уже кто-то один вместо двух противников.
Безусловно, человечество, достигшее доселе невиданного уровня развития цивилизации, накануне третьего тысячелетия возвещая и празднуя Новый мировой порядок, способно предложить иной способ обеспечения мира, нежели война.
Почему независимые суды не могут урегулировать разногласия между нациями? В конце концов, война не делает различий между правым и виноватым, а только показывает, кто сильнее и обладает большей разрушительной силой. Конечно, не составит большого труда создать международные судебные органы, способные честно и беспристрастно решать конфликты (отстранив Организацию Объединенных Наций и ее Совет Безопасности). Успех такой идеи обусловлен исключительно одним изменением: цивилизованные страны должны принять решение стать… цивилизованными! Тут потребуется справедливость, и никто никогда не скажет, что он против нее, но это именно так! Справедливость — это ценность, но, к сожалению, политики не обращают внимания на ценности, и это реальная угроза, с которой мы сталкиваемся сегодня.
Признают ли сильные справедливость, определяемую законом, или продолжат верить, что могущество решает все? Откажется ли военно-промышленный комплекс от войн, провоцируемых для оправдания своего существования? Наконец, может ли справедливость быть положена в основу распределения пирога мировых ресурсов и определения стоимости их восполнения? Конечно нет, это будет восприниматься как кощунство с точки зрения тех, кто захватил бразды правления при текущем порядке, если только ситуация не изменится и перемены не придут сверху. Только скорее они придут снизу, от «корней травы» — широких народных масс.
Статистика и социология террора
В статье, посвященной террористическим угрозам в Казахстане в 2010-е годы, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович приводит статистику, позволяющую судить о размахе террористического подполья и экстремизма.
По официальным данным, в 2008—2013 гг. за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, в Казахстане было осуждено более 300 человек. Из них 210 осуждены в течение 2012—2013 гг., когда последовала реакция властей на усиление террористической активности в республике. А если учесть, что не все задержанные привлекались к уголовной ответственности, то количество выявленных в тот период экстремистов и террористов в Казахстане доходит до 500 человек.
В конце 2014 года КНБ Казахстана располагал данными о 303 выехавших в Сирию гражданах республики, из которых половина — непосредственно боевики, а половина — члены их семей. Еще около 200 граждан Казахстана участвовали в боевых действиях в Афганистане на стороне террористической группировки «Исламское Движение Узбекистана».
Анализируя угрозу по состоянию на 2016 год, Никита Мендкович писал: «По данным КНБ, только в одной Актюбинской области на учете в качестве «салафитов» стоят 1565 человек, 90 из которых числятся склонными к терроризму («являются потенциальными «джихадистами»). Данные по всему Казахстану недоступны, однако известно, что КНБ и МВД в рамках борьбы с экстремизмом ведут работу с сотнями людей. Например, известно, что за неполный 2015-й в республике было «профилактировано» 723 человека, «причастных к экстремистским действиям»…В соседнем Кыргызстане с меньшим в несколько раз населением на учете стоит 1866 человек приверженцев экстремистских религиозных организаций».
Но вернемся к сирийским делам. Неудивительно, что в игиловском «интернационале» периодически вспыхивали свои «идеологические» разборки. Так, в 2018 году СМИ сообщали о том, что официальные представители «Исламского государства» объявили предателями и врагами халифата двух влиятельных идеологов-толкователей — Абу Аниса Дагестани и Абу Усама (Абу Дунья) Казахи. За арабскими именами легко угадываются выходцы из Дагестана и Казахстана. Нетрудно догадаться также, что окучивали они в основном аудиторию, рожденную в СССР или в постсоветских республиках.
Игиловские мессенджеры и соцсети информировали сторонников халифата о том, что Абу Аниса Дагестани и Абу Усама Казахи «нарушили присягу, данную ими халифу, а также дозволили кровь, имущество и честь мусульман халифата, несправедливо обвинив их в неверии». Службы безопасности халифата разыскивали этих двух ренегатов как одних из предводителей хариджитов (секта в суннизме).
На этот счет в СМИ высказывались предположения, что зачищается идеологическая «поляна» джихадизма для того, чтоб заменить «старых шейхов» на новых идеологов джихадизма, которые более эффективно влияли бы на мусульманскую молодежь в России, Казахстане, Центральной Азии.
Эти разборки между постсоветскими игиловцами напоминали воровской сходняк, где кидают предъявы и постановляют. Тогда же появилось видеообращение боевика ИГИЛ Абдуллаха Молдовского (нетрудно догадаться, откуда он родом) с обвинениями в адрес шейха Абу Джихада. То есть мишенью нападок стал уже упоминавшийся выше Абу Джихад Карачай (Ислам Атабиев из Карачаево-Черкесской Республики), заместитель Абу Умара аш-Шишани (Тархана Батирашвили). Абу Джихад был на тот момент влиятельным (среди выходцев из постсоветских республик) интерпретатором акыды халифата. Но многие среди этой аудитории обвиняли его в разжигании конфликтов между ними.
Абдуллах Молдовский выступил с разоблачениями Абу Джихада и его сторонников: дескать, они «призывают к джихаду, а потом выясняется, что они избегают боевых действий, костыль же на их видео — это результат автомобильной аварии, а не участия в боевых действиях».
Эти наезды на Абу Аниса Дагестани, Абу Усаму Казахи, Абу Джихада вызвали жаркие «общественные дискуссии» в стевой джихадистской среде. Абдуллах Молдовский негодовал в связи с тем, что такие «лицемеры», как Абу Джихад, претендуют на то, чтоб «быть посредниками между высокопоставленными амирами и русскоязычной аудиторией, стараются быть посредниками между амирами и Кавказом». Он также сетовал на то, что такие «лицемеры» стоят между русскоязычными муджахидами и халифом Абу Бакром аль-Багдади, не допуская их встречи с халифом. аметив, что «между нами, и халифом стоят эти люди, которые не допускают нас к нему».
Эти разборки происходили за полтора года до гибели аль-Багдади.
________________________
* «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар» («Армия эмигрантов и помощников») — запрещенная в России организация
________________________
Кто откуда и куда: личные досье боевиков
Обратимся к другим документам сирийским спецслужб.
Проводилось расследование в отношении Владимира Юрьевича Олейникова, уроженца Дагестана. Он родился в 1989 году в Каспийске. Исламист, с 2014 году — в Джебхат ан-Нусра (отделение «Аль-Каиды»). То есть в 25 лет уже был сформировавшимся террористом. В ИГИЛ** оказался с мая 2015 года. Был арестован в Рас-эль-Айн 30 декабря 2017 года. Но вот что бросается в глаза в материалах расследования: на допросах он отвечал, что в ИГИЛ** занимался лечением травами, а его зарплата составляла 35 долларов.
Конечно, за таким заработком стоило проделать путь из Дагестана в Турцию и Сирию. Это может свидетельствовать о том, что боевиков инструктировали, какие следует показания давать (в том чисел и о своем заработке), чтоб подстраховаться от обвинений в наемничестве.
Владимир Юрьевич Олейников
В упомянутых документах сирийских спецслужб бросается в глаза разношерстный состав фигурантов. Вот некоторые примеры.
Ильдар Валиевич Мухтаров (арабское имя Абу Сами Черкеси), родом из Черкесска. Служил в батальоне «Ас-Сабари» в Эт-Табке. Специальность в ИГИЛ**: участие в штурмовых группах.
Тугрул Султанович Паша Бей (арабское имя Абдурахман аль-Азербайджани), уроженец Азербайджана, рядовой боевик в ИГИЛ**.
Хош Кадам Мурад Салех (арабское имя Абу Али ат-Таджики), уроженец Таджикистана, рядовой боевик.
Ильдар Валиевич Мухтаров, Тугрул Султанович Паша Бей и Хош Кадам Мурад Салех
Делдаш Кудралла Вальфато (арабское имя Хусейн ат-Таджики), в ИГИЛ** служил в аэропорту Дейр-эз-Зора под командованием эмира Абу Салеха аль-Му Хасана.
Азбак Мухамедалиевич Дабир (арабское имя Абу Зейд ар-Руси). Жена — казашка Дэльнар. Служил в Гаранидже, под командованием эмира Шадата.
Султан Абдулвахид (арабское имя Абу Абдулвахид Шишани), родился в Казахстане в 1989 году. В ИГИЛ** служил боевиком министерства безопасности, под началом эмира Абу Абдурахмана ат-Тамими.
Делдаш Кудралла Вальфато, Азбак Мухамедалиевич Дабир и Султан Абдулвахид
Али Расул Абдулла (арабское имя Абу Рияна), уроженец Киргизстана. В ИГИЛ** был рядовым боевиком под началом эмира Абу Хамзы Туркестани.
Умран Юсуф Давашейл (арабское имя Абу Ясин аш-Шишани/Абу Ясин ар-Руси). Родился в Казахской ССР в 1958 году. То есть это случай, когда террористическим эмигрантом становится уроженец Казахстана из семьи депортированных чеченцев. В ИГИЛ** был рядовым боевиком.
Фархад Азиф Зияда (арабское имя Абу Забир ат-Туркестани). Родился в Киргизской ССР в 1988 году. Рядовой боевик в ИГИЛ**.
Фарид Амаданович Мамедов (арабское имя Абу Касем ад-Дагестани). Родился в Казхской ССР в 1980 году. Рядовой боевик в ИГИЛ**.
Али Расул Абдулла, Умран Юсуф Давашейл, Фархад Азиф Зияда и Фарид Амаданович Мамедов
Фаридун Анвар Хамид Андвар (арабское имя Абу Хамза Киргизстан), уроженец Киргизстана. Служил в ИГИЛ** в Мосуле, связным, под командованием эмира Абу Ибрагима аль-Ингуши. Был задержан 26 декабря 2017 года.
Виктор Михайлович Атабиб (арабское имя Абу Абдулла ар-Руси). Родился в Кабардино-Балкарии в 1983 году. Служил в ИГИЛ** в Ракке под командованием эмира Сейфуллы.
Мустафа Абдулгани Ахмад (арабское имя Абу Мустафа аль-Узбеки), родился в Киргизской ССР в 1985 году. В ИГИЛ** был рядовым боевиком под началом эмира Абу Мухаммада Узбеки.
Юсуф Надир Абу Заруф (арабское имя: Абу Халед Ногай), родился в Астрахани в 1987 году. Служил в ИГИЛ** в батальоне «Ас-Сабария» под командованием Халеда Дагестани, Абу Масааби.
Значение слова «джихад» в Коране
Смысл его – это борьба. Но какая это борьба, и что такое джихад в данном контексте? В исламской литературе весьма часто встречается вот какая более расширенная форма определения этого слова: джихад – это борьба на пути Аллаха.
Изучив Коран, можно увидеть, что примерно в 275 из более чем 6 тыс. аятов речь в том или ином смысле идет о борьбе, войне и т. п. Слово «джихад» используется лишь 41 раз, при этом во многих случаях оно явно не имеет какого-либо агрессивного смысла. Примером может служить фраза «al-jihad bi anfousikoum», которая переводится как «борьба с упрямством своей души».
Проведя более подробный анализ употребления слов с корнем -jhd в Священном Писании мусульман, можно сделать следующий вывод: в шести случаях его использования джихад означает борьбу за Бога, при этом она явно не имеет насильственного характера. В большинстве случаев это борьба несколько другого смысла – за свое имущество или землю. И лишь в двух примерах слово «джихад» можно трактовать как призыв к борьбе против неверующих, с суровостью по отношению к ним. Тем не менее исламский джихад сегодня в основном воспринимается именно в контексте этих двух последних случаев.
Использование слова в других источниках
В иных источниках исламского богословия, некоторые из которых пользуются значительным авторитетом, джихад довольно часто трактуется как средство вооруженной борьбы. Причиной тому может быть то, что эти источники формировались в период противостояния халифата и европейских христианских государств, отчего понятие «джихад» зачастую приобретает на их страницах агрессивный и воинственный оттенок.
Стоит отметить, что большинство исламских теологов и богословов понимают смысл джихада в первую очередь именно в военном контексте. Мусульманское общество, на которое распространяется их влияние, может воспринимать его в значении войны против неверных, в то время как правильней было бы понимать это как необходимость бороться с самим собой и своими страстями.
Условия для призыва к реальной борьбе
Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:
- Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
- К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
- Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.
Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.
Роль главнокомандующего выполняет правитель страны – никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.
О мусульманском праве
Мусульманское представление о мире имеет множество особенностей и аспектов, свойственных исключительно исламу. Только разобрав их, можно понять, что такое джихад и какова суть причин призыва к нему.
В первую очередь нужно отметить, что исламскому праву свойственно делить мир на разные зоны, имеющие свой особый статус. Так, дом ислама — или «дар аль-ислам» – это территории, на которых проживают мусульмане и где действует шариат. Все остальные земли, на которых проживают неверные – это дом войны, по-другому «дар аль-харб». Исходя из этих условностей и проводится политика джихада.
В чрезвычайных условиях мусульманское общество должно беспрекословно подчиняться своему лидеру, что дает ему определенные возможности для манипулирования. Отсюда получается, что значение термина «джихад» находится в абсолютной зависимости от мнения правителя.
Награда совершающему джихад
Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной. Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником). Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.
Материальная награда – это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий
В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника
Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу – грабительский набег, не содержащий духовного контекста.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «джихад» не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее. Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха». Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.
Радикальные исламисты, использующие термин «джихад» для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему. Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства. Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?

Эта тема закрыта для публикации ответов.