Оглавление
Образ жизни
Данный вид населяет степные и лесостепные зоны. Это разнотравно-кустарниковые степи и прибрежные речные и озёрные районы. В лесистой местности птица отдаёт предпочтение полянам. Прилетают в апреле поодиночке или парами. Места гнездования выбираются в зависимости от численности грызунов.
Гнездо устраивают на ровной земле, редко – на высокой кочке, старой копне или куче тростника. Его основа, как правило, сложена из грубой травы и веток кустарников, выстлано более мягким растительным материалом, в общем гнездо небольшое, может состоять всего из немногих грубых стеблей и травинок. У гнезд отличается повышенной агрессивностью, изгоняя даже крупных хищников: орлов, лис, собак.
В последние десятилетия замечено освоение этим видом лесных местообитаний и гнездование среди кустов и деревьев. В предгнездовое время самцы активно токуют, в воздушных играх участвуют и самки. Пары селятся обособленно.Вдали от воды пернатый хищник встречается очень редко.
Питание
Охотится птица в дневное время. Она медленно и низко летит над полями и болотами, высматривая добычу. Увидев жертву, хищник стремительно снижается. У самой земли распускает хвост, тормозя им. Лапы при этом вытягивает вперёд и хватает когтями животное. У каждого представителя вида имеется свой охотничий участок. По площади он небольшой. Степной лунь облетает его по определённому неизменному маршруту. В случае бескормицы вынужден искать другие участки для пропитания.
Степной лунь с добычей
Добыча – главным образом грызуны – от мелких полевок до сусликов. При отсутствии грызунов переключаются на мелких птиц (жаворонки, коньки, трясогузки, каменки, до чибиса и вороны включительно). Нередко ловят их в воздухе, гоняясь за ними, подобно соколам.
Летают заметно быстрее других луней, более стремительны в нападении. Дополнительный корм – птенцы, яйца, ящерицы, насекомые.
Размножение
Свои гнёзда степной лунь устраивает прямо на земле, выбирая при этом обводнённые участки. В кладке 3–7, чаще – 4–5 яиц белой или чуть голубоватой окраски, чистые или с мелкими неяркими рыжеватыми пятнами. Размеры яиц – 40–50 х 32–37 мм. Насиживает самка, начиная с первого яйца, 28–30 дней.
Маленькие птенцы в белом пуху, подросшие – в кремовом – от бледного до интенсивного. Нередко самец и самка с криками налетают и имитируют атаки на человека. Птенцы сидят в гнезде 38–45 дней.
Птенцы степного луня
Птенцы появляются на свет в первых числах июля. Весь период гнездования занимает 1,5 месяца. В это время родители отличаются повышенной агрессивностью. Они могут вступить в схватку с любым хищником.
Половая зрелость наступает в возрасте 3 лет. В дикой природе эта хищная птица живёт в среднем 20-22 года.
История создания
В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?
Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.
В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.
На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.
В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.
В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.
В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.
«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.
В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.
Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.
После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.
Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.
В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.
В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.
Сравнение с аналогами
Говоря о вопросе сравнения «Луня» с аналогами, то сравнивать его особо не с кем ¬– кроме СССР тяжелые экранопланы никто не изготавливал, а по своему предназначению «Лунь» вообще можно назвать единственным боевым экранопланом в мире (советские КМ и «Орлёнок» были скорее транспортными).
«Лунь» | BoeingPelican | КМ | |
Длина, м | 73 | 122 | 92 |
Максимальная скорость, км/ч | 500 | 720 | 500 |
Крейсерская скорость, км/ч | н/д | 460 | 430 |
Дальность хода, км | 2000 | 18520 | 1500 |
Размах крыла, м | 44 | 152 | 37 |
Грузоподъёмность, т | 140 | 1200 | 304 |
Но взглянем всё же на характеристики «Луня» в сравнении с его «прародителем» ¬– экранопланом КМ. А также сравним его с Boeing Pelican – американским грузовым экранопланом, разрабатывавшимся компанией Boeing с конца 90-х годов, но который так и не был построен даже в виде прототипа. В сравнении с КМ «Лунь» выигрывает в дальности хода и меньших размерах, но проигрывает в грузоподъёмности, так как изначально не задумывался, как транспортный.
Но в сравнении с Boeing Pelican меркнет даже монструозный КМ. Грузоподъёмность «Пеликана» должна была быть больше 1000 т, а его грузовой отсек должен был вмещать в себя до 17 танков «Абрамс» (при том что транспортные самолёты США могут принять на борт только один танк). Поражают так же и предполагаемые размеры американца, размах крыла которого в 3 раза больше, чем у «Луня».
«Каспийский монстр»
— Созданный в 1966 году уникальный экраноплан «КМ» — «корабль-макет», как он расшифровывался на самом деле, или «Каспийский монстр», как его прозвали впечатлённые его параметрами американцы, — тоже военная разработка?
— Нет, это просто такая экспериментальная научная лаборатория. На ней в течение 15 лет изучались и отрабатывались все необходимые элементы, которые затем можно было применять на практике.
Дело в том, что как такового проектирования экранопланов в теории тогда вообще не существовало, да и на сегодняшний день до конца не существует. Математические расчёты здесь не дают всей картины, потому что невозможно просчитать одновременное воздействие на экраноплан всей окружающей среды.
Нужные данные можно было получить только с помощью практических испытаний. Начинали с небольших экранопланов серии «СМ», но далеко не всегда те результаты, которые на них получались, совпадали с теми, что получались и на больших.
За годы испытаний постоянно на «КМ» менялась аппаратура, собирались и просчитывались все возможные данные, но он не имел ни военного, ни гражданского назначения.
- Экраноплан «КМ»
- vk.com
— Необычная форма, длина 92 метра, размах крыльев около 40 метров — на фотографиях он и сейчас производит очень сильное впечатление, а на тот момент это был крупнейший в мире летательный аппарат. Помните свои впечатления, когда увидели его первый раз?
— Это неподражаемые впечатления. Я после института пришла на завод в 1968 году. И в 1969-м всех молодых специалистов, как тогда было заведено, отправляли на обслуживание испытаний — подай-принеси, помой-убери. Например, большую роль играет центровка (расчёт правильного положения центра масс летательного аппарата на всех этапах полёта. — RT). А аппаратура ведь всё время менялась. Поэтому были разработаны специальные таблицы — перед каждым вылетом нужно было заполнить, где что стоит, посчитать центровку и всё это отдать пилоту. Такие у нас были задачи. Мы тогда физически ощутили значимость многих элементов, которые были нужны в дальнейшем для проектной работы.
— А полетать на нём довелось?
— Нет. Это считалось плохой приметой. Женщина на корабле — быть беде.
— Прямо как у моряков.
— Да. Но полазить, конечно, по нему довелось очень много. Мы, как правило, находились на обслуживающих судах. Нужно было записать, как он проходит, зафиксировать время, сфотографировать и тому подобное.
— Как так?
— Звук появлялся только после того, как «КМ» проходил мимо нас. Такой вот эффект. И конечно, вот это первое ощущение непонимания какого-то — на тебя идёт эта громадина, а звука нет. Неожиданное впечатление и очень сильное. Потом уже привыкли, конечно.
- Экраноплан «КМ»
- vk.com
— «КМ» принадлежал мировой рекорд по взлётной массе — 544 тонны, который держался очень долго и был побит только после создания в конце 1980-х самого большого на сегодняшний день самолёта Ан-225 «Мрия». Рекорд был поставлен целенаправленно?
— Нет, там просто всё время были разные эксперименты. Шёл постоянный поиск центровки для устойчивого движения. Поэтому то добавляли груз, то убирали, то туда, то сюда, расчёты делали… Очень большая работа шла именно по центровке.
— Секретность влияла на испытания?
— Конечно. Все испытания в основном проходили в районе острова Чечень, он находится достаточно далеко от берега. Мы туда из Махачкалы летали на Ан-2. Там был маяк и небольшое поселение, которое обслуживало маяк, были местные рыбаки. И всё.
— На немногих фотографиях «КМ» в сети можно заметить, что на хвосте у него разные цифры — «01», «02», «03» и так далее. Что это значит?
— Дело в том, что в ходе испытаний он часто получал повреждения — например, попал в шторм, размололо все закрылки. Его ремонтируют, приводят в порядок, и соответственно уже наступает другая стадия испытаний. Так как над ним издевались, как только могли, ремонты были частыми, для этого он и был предназначен. Поэтому после каждого появлялась новая цифра.
Чем питается
Будучи хищником, степной лунь добывает небольших животных, птиц и земноводных, живущих в районе гнездования. Чаще всего это различные грызуны, ящерицы, мелкие птицы, лягушки, небольшие змеи. Птица может полакомиться и крупными насекомыми, среди которых большие кузнечики и саранча.
Охота степного луня заключается в облете территорий парящим полетом. Чаще всего, птица тихо парит над землей, «опираясь» на восходящие потоки теплого воздуха. Из-за отсутствия взмахов крыльев, степной лунь в это время не производит никакого шума. Он неслышно подлетает к добыче и хватает ее цепкими когтями.
Описание и особенности степного луня
В 19-ом веке степной лунь был распространен. Поэтому на ум Ивана Никитина и пришла ассоциация с птицей. В 21 веке подобное сравнение написал бы, пожалуй, только поэт-орнитолог, у которого под рукой Красная книга. Степной лунь в ней числится исчезающим.
Ястребиный внесен как в общероссийское издание, так и в ряд региональных. В частности герой статьи входит в список редких животных Краснодарского края.
Степной лунь отличается от прочих луней более светлым оперением
В 1930-ых степной вид отмечали как типичный на всей территории западного Кавказа. К 1990-ым годам случаи встречи луня были уже единичными. Животное ведет скрытный образ жизни. На всю Россию насчитывают максимум 5 000 пар. На весь южный регион приходятся не больше 100. В мировом масштабе луней примерно 20 000 пар.
Относясь к ястребиным, лунь является середнячком по размерам. Длина тела самца равна 435-480 сантиметров, а самок 480-525. Как видно, у птиц вида развит половой диморфизм. Самки крупнее самцов. Размах крыльев последних не превышает 110-ти сантиметров. У самок показатель часто приближается к 120-ти.
Как и у прочих ястребов, у луня крючковатый клюв, сильные лапы с перьевыми штанишками до коленных сгибов. Тело птицы стройное. Прочие ястребы более плотные. Еще луня от них отличают узкие крылья. В полете героя статьи можно спутать с чайкой.
Что такое экранопланы и на что они способны
Перед тем, как мы поближе познакомимся с аппаратом «Лунь», который был уникален, совершим небольшой экскурс в историю. Для начала выясним, что из себя представляли экранопланы. Это категория летательных аппаратов, которые для полета используют так называемый эффект влияния земли. Во время движения над экранирующими поверхностями (лед, вода, снег) у подобных аппаратов происходит резкое увеличение аэродинамических характеристик и подъемной силы крыльев. Эффект влияния земли увеличивается по мере снижения скорости экраноплана и сокращения расстояния между ним и поверхностью. Не стоит недооценивать такие судна. Эти массивные аппараты, кажутся неповоротливыми, что на самом деле так и есть, потому что маневренность — не их конек, но они могут срываться с места в карьер и давать резкий старт.
Экранопланы способны развивать большую скорость до 400-600 и более км/ч, что кажется удивительным для такой грузной водоплавающей птички. Летают экранопланы только на сравнительно небольшой высоте всего в пару метров. Если бы вам когда-нибудь представилась уникальная возможность полетать на таком судне, то вы смогли бы полюбоваться разве что водной гладью или снежной пустыней на расстоянии вытянутой руки, а о видах с высоты птичьего полета пришлось бы забыть.
Вплотную разработкой аппаратов этого типа занимались только советские ученые. У наших конструкторов были на то веские основания, ведь у экранопланов масса достоинств:
Они гораздо безопаснее, чем обычные самолеты. При обнаружении неполадки, такое судно просто сбрасывает газ и садится на воду. Даже сильный ветер и волны, если аппарат летит над речкой, не станут помехой. Упасть с двухметровой высоты для экраноплана — все равно что взрослому человеку свалиться с детской табуретки, хотя он еще может отбить себе копчик, а вот для аппарата не будет никаких неприятных последствий.Расход топлива у аппаратов намного ниже, так как силовая установка работает в щадящем режиме. Экранопланы могут отправляться в длительные вылазки по вражеской территории и обходиться без дозаправки намного дольше, чем разведывательные самолеты.
Высокая скорость, о которой мы уже упоминали выше. Вы знали, что экранопланы могут летать намного быстрее, чем судна на подводных крыльях или более разрекламированные судна на воздушной подушке?У них было несколько двигателей, которые конструкторы разделили на две группы. При отказе одного из движков, которые входят в маршевую группу, их можно было легко компенсировать одним из двигателей из стартовой группы. Аппарат не терял ни в скорости, ни в маневренности и продолжал свой путь как ни в чем не бывало.По грузоподъемности такие аппараты превосходят самолеты.
Экранопланы могут стартовать с любой площадки. Приземление тоже можно осуществить даже в экстремальных условиях. Нет никакой нужды расчищать взлетно-посадочную полосу.Так как судна летают на расстоянии нескольких метров над землей, их передвижение сложно отследить через радары.Аппараты могут работать в любых условиях. В качестве экранирующей поверхности используется вода, заснеженная пустыня, ледяная гладь, бездорожье. Такой аппарат не застрянет на полпути, потому что дорогу завалило поваленными деревьями или противник взорвал мост.
Интересный эффект влияния земли был впервые детально изучен финским инженером, который смастерил необычные сани. В СССР над разработкой подобных летательных аппаратов трудились многие ученые, но настоящим «отцом» экранопланов стал Ростислав Алексеев — известный советский кораблестроитель, который был удостоен ряда престижных наград, в том числе и Сталинской премии за создание судна на подводных крыльях. Как вы уже и сами могли убедиться, у экранопланов был огромный потенциал, но, увы, работы над проектами были спешно свернуты, когда после развала в стране началась разруха, кадры начали «утекать», а идеи — продаваться за бесценок.
Что такое экраноплан?
Во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление оно заключалось в том, что при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя немного иначе, чем на большой высоте. Было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива, но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям.
Такое явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.
По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Экраноплан Лунь
Экраноплан Лунь
Степной лунь – описание
Все виды луней являются родственниками ястребов, поэтому имеют много общего во внешнем виде. Характерной же визуальной чертой луня является наличие неброского, но все же лицевого диска. Так называется «конструкция» из перьев, которая обрамляет лицо и частично шею. Максимально ярко лицевой диск выражен у сов.
В отличие от ястребов, луни имеют сильно отличающуюся окраску самцов и самок. Самец степного луня имеет сизую спину, типичные белые брови и щеки. Вся нижняя часть тела – белая, а радужина глаз – желтая.
Взрослые самки степного луня имеют гораздо более интересный «наряд». Здесь имеются коричневые перья в верхней части тела и интересная рыжая кайма по краю крыльев. На хвосте – дымчатые, пепельные и коричневые перья, которые пересекает белая полоса. Радужина глаз у самки – коричневая.
Степной лунь представляет собой птицу средних размеров. Длина его тела, в среднем, составляет 45 сантиметров, а максимальная масса – до 500 грамм. По окраске и общему виду он похож на полевого луня.
Дальнейшая судьба
Перемены конца 80-х годов негативно сказались на программе развития подобного транспорта в СССР. Работы по строящимся машинам прекратились, а уже использующиеся вывели из эксплуатации. Но в 1989 году появилась перспектива постройки экраноплана для гражданских целей – строящийся второй “Лунь” решили переделать в поисково-спасательное судно для терпящих бедствие кораблей.
В связи с этим с экраноплана демонтировали ракетные установки, что увеличило его грузоподъемность и максимальную скорость, а освободившиеся от оборудования отсеки должны были служить для размещения до 500 спасённых моряков. Этот экраноплан получил название “Спасатель”.
Но окончательный развал страны поставил крест и на этом проекте. Новому правительству было не до перспективных военных проектов, да и практическая нужда в “Спасателе” отпала – большая часть флота была распродана или выведена из эксплуатации, и для ВМФ в спасательном судне особой нужды больше не было.
Таким образом, почти достроенный “Спасатель” уже много лет стоит забытым на Нижегородском заводе, а боевой “Лунь” ржавеет в доке в городе Каспийске. Несколько раз ставился вопрос и об утилизации экранопланов, и о создании из них музейных экспонатов, но о решении этих вопросов пока ничего не известно.
Тем временем
Тем временем в секретном конструкторском подразделении компании Boeing – Phantom Works – разрабатывается огромный экранолет под кодовым названием «Пеликан». Предназначен он для перемещений больших воинских контингентов в ходе заморских операций. Так как корабли слишком медленны, а даже самые большие транспортные самолеты слишком малы. Сегодня в составе одной дивизии может быть более 300 семидесятитонных танков «Абрамс», но даже огромный транспортник «C-5 Гэлакси» (C-5 Galaxy, их в американском военно-воздушном флоте 126) может взять на борт лишь два таких танка.
Предполагается, что «Пеликан» будет весить столько же (взлетная масса – 3000 т), сколько семь полностью загруженных «Боингов-747», и при этом он сможет скользить над водой и будет способен летать на расстояние 16 тыс. км. Причем планируется, что этот экранолет будет летать не только над водой, но и на обычных для самолетов высотах. Ну а садиться он может и на аэродромы (в проекте машина снабжена 76 колесами).
интересноисториясамолетсоветский союзСССРтехнологии
Образ жизни и среда обитания
Зимой замерзают болота, мелкие и водоплавающие птицы тянутся на юг. Наверное, поэтому болотный лунь — птица перелетная. Восточная популяция зимует в Индостане. Птицы, гнездящиеся в северных и умеренных европейских широтах, мигрируют в африканские тропики. Болотные луни из Западной и Южной Европы летят в Юго-Восточную Африку, в район Замбии и Мозамбика.
В Испании, Турции, странах Магриба присутствуют популяции, живущие оседло. Их ареал примыкает к Средиземному морю. Условия жизни, климат позволяют этим птицам отказаться от сезонной миграции. Количество оседлых птиц не велико, не превышает 1% от общей численности всех болотных (камышовых) луней.
Перелет на зимовку начинается осенью, в сентябре—октябре. Совершается в одиночку. Ястребиные птицы в целом, а болотные луни в особенности, не создают стай. Единственная социальная группа, которую создают луни — пара. Есть прецеденты, когда союз самца и самки существует несколько лет. Но обычно пара взаимодействует только один сезон.
В районах гнездования и зимовки луни выбирают местность схожего типа. Они предпочитают болотистые, заливные, переувлажненные луга. Часто это сельскохозяйственные поля, соседствующие с болотами или мелкими озерами. Луни полностью оправдывают одно из своих названий: они неравнодушны к камышовым зарослям.
Технические характеристики
В движение “Лунь” приводится восьмью авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-87, разработанными на базе турбин самолёта Ил-86. Они имеют взлётную тягу по 13000 кгс, и с этими двигателями “Лунь” способен разгоняться до 500 км/ч, а запас его хода при этом – 2000 км. Масса пустой машины составляет 243 т, а максимальная взлётная равняется 380 т. Экипаж состоит из 10 человек.
Основная высота полёта экраноплана – до 10 м, но он также может летать и вне экрана на высоте до 500 м. На практике, по рассказам пилотов, в таком режиме полёта машина становилась неустойчивой и плохо слушалась рулей, поэтому от экрана планировалось отрываться только в экстренных случаях.
Как и все экранопланы, в режиме экрана “Лунь” может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью – например, надо льдом или над землёй. Но в отличие от десантного “Орлёнка”, у “Луня” отсутствует шасси, есть только гидролыжа, из-за этого он может садиться только на воду. И поэтому для его базирования на суше использовался специальный плавучий док.
Рассмотрим вооружение экраноплана подробнее. Оно состоит из шести сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Предназначаются они для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность поражения ракет составляетот 10 до 250 км.
Характеристики ПКР “Москит”:
- Высота полёта ракеты: 7-20 м.
- Высота пуска: 20 м.
- Дальность пуска: до 250 км.
- Максимальная скорость полёта ракеты: М=2,8.
- Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.
Считалось, что четырёх таких ракет хватит для уничтожения любого корабля потенциального противника, в том числе и авианосца. Также одним из преимуществ “Луня” считается возможность пуска этих ракет на ходу. Помимо ракет, у экраноплана имеется вспомогательное вооружение ¬– две установки со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, которые расположены в носовой и кормовой части.
Ещё одной важной характеристикой машины является её малозаметность для радаров. Вообще она присуща почти всем экранопланам и заключается в том, что высота их полёта слишком мала, чтобы авиационные РЛС засекли их. Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности
Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности.
По рассказам лётчиков-испытателей, при испытаниях в Каспийском море они летали рядом с местом дислокации ракетного дивизиона по низколетящим целям, и они действительно не могли засечь экраноплан на радарах, хоть и видели его визуально.
Что было дальше?
Данные свидетельствуют, что экранопланы «Лунь» и «Орленок» планировались к выпуску в количестве сотни экземпляров. Впоследствии была принята государственная программа о создании 24 таких кораблей.
Выпуск аппаратов должен был осуществляться на заводах Феодосии и Нижнего Новгорода. Планы так и не воплотились в реальность. После смерти министра обороны Дмитрия Устинова программа была закрыта. Приемник военного начальника Сергей Соколов предпочел распределить выделенные средства на развитие атомного подводного флота. После этого ВМФ абсолютно не занимается развитием уникального подразделения, в результате чего секретная база в Каспийске (около Махачкалы) постепенно приходит в запустение. Выделяемых средств едва хватает на содержание личного состава.
Экраноплан «Орленок», смета на эксплуатацию и развитие которого составляла огромные по тем временам суммы, остается в забытье. Это связано с плохим финансированием, невозможностью проведения летных испытаний, нехватки ресурсов, топлива и прочих расходных материалов.
Хищная птица лунь: фото и описание
В природе насчитывается более 5 видов этого пернатого хищника. Самым распространенным является болотный или камышовый вид. Эта птичка имеет серый с коричневатым отливом окрас. По поверхности крыльев и спинке можно заметить белые (седые) полосы. Оперение птицы равномерно окрашено одним цветом, на некоторых участках лишь различаются отдельные более темные или, наоборот, более светлые блики оттенков. Пегий лунь имеет крепкие, цепкие длинные лапы и мощный длинный хвост, сложенный из жестких упругих перьев. Лунь – птичка с довольно острым загнутым клювом и невероятно цепкими когтями. Это хищник! И этим все сказано.
Если оценивать габариты тела птицы, то можно сделать выводы, что полевой лунь и другие разновидности этой породы птиц занимают средние позиции в списке семейства ястребиных.
Описание
Крыло более тупое и закруглённое, чем у степного и лугового луней, первое маховое перо относительно короткое. Взрослый самец светло-сизый сверху, вершины крыльев чёрные, поперечная граница с остальной, светлой их частью резкая, чёткая; задний край крыла снизу оконтурен тёмной полосой. Сизые голова, шея и зоб ясно отграничены от белого брюха. Надхвостье белое, хвост без поперечных полос. Самцы в промежуточных нарядах (в возрасте 2–3 лет) могут быть более тёмными — сизо-серыми, с остатками поперечных полос на хвосте и крыльях (по этим признакам их можно спутать с взрослым самцом лугового луня). За счёт неравномерности линьки чёрное поле на крыле у полувзрослых самцов может иметь разную конфигурацию, иногда приближаясь к таковой степного луня.
Взрослая самка серовато-бурая с частым рисунком из тёмных продольных полос на груди, шее, брюхе и с размытыми тёмными пятнами на спинной стороне. Лицевой диск подчеркнут беловатым рисунком вокруг глаз и на ушных перьях. В полёте она определяется по широкому белому надхвостью (шире, чем у самок других светлых луней), четырём отчётливым тёмным поперечным полосам на хвосте сверху с наиболее тёмной концевой и тремя тёмными полосами снизу, как и у самок степного и лугового луней, у которых они менее отчётливы.
Самка
Молодая особь похожа на самку, на спине развит охристый чешуйчатый рисунок, лицевой диск более контрастный, радужина тёмная, а не жёлтая, как у взрослых птиц. У летящей птицы на крыле видны потемнения на второстепенных маховых перьях, полосы на хвосте более узкие и менее чёткие. Молодые птицы отличаются от молодых двух других видов светлых луней мелкими продольными пестринами на слегка охристом фоне шеи, груди и зоба.
В дикой природе полевой лунь живет около 12 лет.
Социальная структура и размножение
Фото: Степной лунь в России
Половозрелыми степные луни становятся ближе к трем годам отроду. Свадебный сезон у пернатых стартует в весенний период. В это время можно увидеть воздушные трюки самцов, производящих впечатление на крылатых дам. Хищники молниеносно взмывают в небо, а потом резко пикируют вниз, совершая кульбиты и перевороты прямо налету. При этом раздаются громкие возгласы. Самочки тоже могут станцевать вместе с кавалерами, но их трюковой диапазон не такой экспрессивный и стремительный.
Места наземных гнездовий достаточно просты, они представляют собой небольшие углубления, которые обкладываются сухой грубой травой и кустарниковыми веточками. Внутри может быть подстилка из более мягких травинок. Яйца откладываются в апрельское или майское время, в кладке их может насчитываться от трех до шести штук. Преобладающий тон скорлупы – белый, но на нем могут быть разбросаны пестринки буроватого оттенка. Период инкубации длится от 30 до 35 дней, высиживают детенышей будущие мамаши.
Вылупление птенцов может произойти в конце июня или начале июля. Весь выводок держится вместе до самого августа. Самочку и новорожденных детишек подкармливает заботливый отец и партнер, спустя некоторое время пернатая мама вылетает из гнездовья и ведет самостоятельную охоту. У совсем маленьких птенчиков тело покрывает белый пух, потом он становится бледно-кремовым, постепенно приобретая более выраженный коричневатый оттенок.
Птенцы не покидают своего гнездовья от 35 до 48 дней, спустя это время они начинают совершать свои первые неумелые полеты, готовясь к отлету в теплые страны. Завершение репродуктивного возраста луней происходит ближе к восемнадцати годам отроду, а живут они в естественной среде от 20 до 22 лет, в неволе могут прожить и четверть века.

Эта тема закрыта для публикации ответов.