Петлицы и звания военнослужащих красной армии до 1943 года

Алан-э-Дейл       01.09.2022 г.

Откуда взялось прозвище «королевские войска»?

Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений. Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Пугало для призывников

Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.

Также народный депутат считает, что при сегодняшней тотальной безработице «можно призвать людей в возрасте 50 лет, которые имеют хорошие строительные специальности, одеть, обуть, кормить, взять их на контракт». «Пусть они не десять тысяч гривен получают, как те, кто воюет. Пусть получают три или пять тысяч гривен. Будут заняты и будут квалифицированно и недорого восстанавливать, даже из местных стройматериалов, Донецкую и Луганскую область, где уже стоит украинская армия», – пояснил свою позицию Куницын.

Депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Куницын предложил решение относительно восстановления Донбасса. Парламентарий заявил, что разрушенные боевыми действиями города могут быть восстановлены при участии строительных батальонов. Также парламентарий подчеркнул, что на благо страны могут потрудиться и мирные граждане.

Сюжеты Новости Украины

«Я сегодня говорил с одним из генералов, он правильную мысль сказал: почему бы нам не вернуться, условно говоря, к созданию стройбатов. Ведь были строительные батальоны в советское время для восстановления разрушенных на юго-востоке городов», – цитирует Сергея Куницына «112 Украина».

Например, в соответствии с приказом Минобороны от 1977 года, служащим стройбата начислялась зарплата. Правда, из нее удерживались сборы на питание, культурные мероприятия, банно-прачечные услуги, прочие виды довольствия. Средняя сумма, удерживаемая на то время в пользу так называемой «вещевой задолженности», составляла порядка 30 рублей.

Основные задачи

Инженерные войска – специальные войска,  предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий),  требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) инженерные войска выполняют следующие основные задачи:

  • инженерная разведка противника, местности и объектов;
  • возведение (устройство) фортификационных сооружений (окопов, траншей и ходов сообщений, укрытий, блиндажей, убежищ и др.) и устройство полевых сооружений для размещения войск (жилых, хозяйственных, медицинских);
  • устройство инженерных заграждений, в том числе  установка минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений (противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолбов и т.п.);
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск;
  • оборудование и содержание переправ на водных преградах, в том числе строительство мостов;
  • добыча и очистка воды в полевых условиях и другие.

Кроме того, они участвуют в противодействии системам разведки и наведения оружия противника (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий по обману противника, а также в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения.

Дальнейшее развитие инженерных войск осуществляется путем оснащения их качественно новыми, высокоэффективными, универсальными средствами инженерного вооружения, построенными на базе унифицированных элементов, блоков и модулей, с одновременным сокращением номенклатуры однотипных по назначению образцов.

Красная Армия СССР на первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.)

22 июня 1941 года произошло вероломное нападение германских войск на Советский Союз. Это была настоящая проверка на прочность не только всего народа, но и Красной армии. Стоит заметить, что, помимо прогрессивных тенденций в военном развитии, были и негативные:

  1. В 1930-е гг. ряд видных военачальников (Тухачевский, Уборевич, Якир и др.) и командиров был обвинен в преступлениях против Советского государства и расстрелян, что способствовало ухудшению положения с военными кадрами. Наблюдалась нехватка талантливых и грамотных командармов.
  2. По сути, не очень удачное ведение боевых действий советской армии в войне с Финляндией (1939-1940 гг.) показало ее неготовность к битвам с серьезным противником.

Ряд статистических показателей свидетельствует о военном превосходстве Третьего рейха в начале войны:

  • по общей численности войск Германия превосходила армию СССР — 8,5 млн чел. против 4,8 млн чел.;
  • по количеству орудий и минометов — 47,2 тыс. у нацистов против 32,9 тыс. Советского Союза.

В течение лета-осени 1941 года немецкие войска стремительно захватывали территорию за территорией, подойдя осенью того же года к Москве. Лишь героические действия Красной Армии в битве под Москвой не позволили сбыться планам «блицкрига», враг был отброшен от столицы. Миф о непобедимой германской военной машине был разрушен.

Однако первая половина 1942 года не была столь радужной: фашисты перешли в наступление, одержали успех в битвах в Крыму и в Харьковском сражении, создалась угроза захвата Сталинграда. Во второй половине 1942 года происходит количественный рост нашей армии и качественные изменения:

  • увеличились объемы поставок боевой техники, боеприпасов;
  • была улучшена система подготовки офицерско-командных кадров;
  • возросла роль танковых войск и артиллерии.

Сталинградская битва, начавшаяся в 1942 году, закончилась в феврале 1943 года успешным контрнаступлением Красной армии, разгромившей войска фельдмаршала фон Паулюса. Отныне стратегическая инициатива в Великой Отечественной войне перешла к СССР.

Личный состав

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава. Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

История образования дня военного строителя

В 1964 году советское правительство в лице Совета министров ввело такое понятие как «военный строитель». Перед тем как войти в обиход, использовалось такое понятие как «рабочий военно-строительных отрядов (частей)». В 1965 году данное понятие «Военный строитель» было вписано в положение о строительных отрядах МО Союза Советских Социалистических Республик.

В воинском уставе СССР и законодательной базе, были точно выделены все обязанности, права и то за что должен нести ответственность военный строитель. Все действия такого специалиста контролировались на уровне трудового кодекса и в случае необходимости имели ряд особенностей.

Оплата работы для таких специалистов проводилась согласно с действовавшими нормами об оплате труда. Время которое было проведено в военно-строительных отрядах (частях), засчитывалось как служба по призыву.

Набор специалистов и доукомплектование таких частей, проходили за счёт мероприятий организуемых и проводимых военным комиссариатом, они регулировались законом «О всеобщей воинской обязанности».

То как будет проходить дальнейшая служба, было регламентировано на законодательном уровне. Закон о прохождении воинской службы в частях данного назначения был принят в 1965 году и получил в дальнейшем изменения, данные нововведения были осуществлены в 1977 году, также служба была регламентирована воинским уставом СССР.

После того как Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать и на свет появилась Российская Федерация, были сформированы Вооруженные Силы Российской Федерации, произошло это событие в 1992 году 7-го мая. Спустя несколько лет в 2002 году Министерство обороны передало полномочия по специальному строительству в Спецстрой России.

После этого в России перестало существовать такое понятие как «военный строитель». В дальнейшем общевойсковые уставы стали распространяться на инженерно-технические и дорожно-строительные формирования. Именно эти формирования в дальнейшем заменили собой военно-строительные части.

Спец Строй в наше время

В дальнейшем президент РФ подписал Указ № 727, подписан он был в 2016 году, сутью данного указа является лишение Спец Строя возможности осуществлять самостоятельную деятельность. Теперь он входил в состав Министерства обороны и военно-строительного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и все его функции выполнялись данными ведомствами.

Спустя некоторое время, был подписан ещё один указ, его суть заключалась в увеличении числа военнослужащих в вооруженных силах, увеличение равняется примерному числу военнослужащих проходящих службу в Спец Строе. Исходя из этого некоторые аналитики пришли к выводу что в России вновь создаются военно-строительные части на основе воинских частей Спец строя. Именно благодаря этому в нынешнее время и стало возможным проводить праздник ко Дню военного строителя.

Выглядят эти формирования как части или подразделения вооруженных сил, основной задачей которых является подготовка местности к проведению военных мероприятий. В обязанности входит строительство оборонительных сооружений, подготовка инфраструктуры и помощь в заселении военнослужащих в жилые помещения. Данные мероприятия осуществляются как в мирное время, так и в военное.

Во времена Союза Советских Социалистических Республик как и в современной России, части имеющие военно-строительное направление, не считались как отдельный и независимый род войск. Их функции ограничивались частями с военно-строительным уклоном, такие части находились в подчинении у местных органов самоуправления.

В великой и могучей России в период с 1996 года по 2017 год совместно с инженерно-техническими частями активно сотрудничали военно-строительные формирования, их работа проходила под контролем государственных органов управления власти. Основной вид деятельности которым занимались эти части, имел связь со специальными строительными мероприятиями. Помимо этого они занимались восстановлением сооружений связанных с электрообеспечением и электроснабжением, а также занимались проводкой электричества в места которые раньше не имели электрификации.

Инженерные войска России

Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?

Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.

Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.

Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.

При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.

В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.

Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.

Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.

В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.

Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).

Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.

В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.

Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.

В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.

Что такое петлицы

Петлицы – преимущественно парные знаки различия РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии). Производились они из материи, нашивались на воротники формы. По ним можно было определить чин, звание, должность военных и гражданских служащих. Существовало два вида отличительных знаков:

  1. Повседневные (разноцветные) и полевые (темно-зеленые). Петлицы представляли собой нашивки с эмблемой и суконной окантовкой разных цветов в зависимости от войска.
  2. Для начальствующего и командного составов. Признаками отличия считались нашивные эмблемы, окантованные золотой вышивкой.

Петлицы, соответствующие различным званиям в Красной армии до 1943 года, периодически претерпевали незначительные изменения. Прежде всего это касалось материала изготовления. Его постоянно пытались удешевить в целях экономии государственного бюджета. Иногда менялась и форма. Но по цветовой гамме можно было точно определить, к какому подразделению войск относится форменная одежда.

Общее определение и описание

Начать наш рассказ следует с определения. Строительные войска — воинское формирование, предназначенное для сооружения различных объектов непосредственно на театре боевых действий, возведения оборонительных линий и коммуникаций, создания военных баз в тылу.

ВСЧ могут входить в состав других родов войск или быть независимыми. В СССР и современной России строительные подразделения не образовывали самостоятельный род войск. Названия этих частей дают ясное представление об их роде занятий.

Военно-строительные формирования (ВСЧ) есть у многих стран мира. Как правило, чем больше армия, тем более многочисленными являются ВСЧ. Однако обычно подобные формирования называются инженерными войсками.

В Британии аналогичное формирование называется Королевскими инженерами, и имеет в своем составе одну бригаду и 15 полков.

Что-то похожее на советский стройбат существовало в гитлеровской Германии. Данная структура называлась организация Тодта. До 1942 года немцы проходили в ней альтернативную службу. Они строили дороги, другие объекты инфраструктуры, заводы и оборонительные сооружения.

Как служат военные инженеры сегодня?

Инженерные войска России — это настоящий золотой самородок, сплав науки и отваги. И в этом нет ни капли преувеличения. Быстро проложить дорогу для безопасного передвижения транспорта, разминировать территорию, на которой ведутся боевые действия, и обеспечить водой и электричеством населенные пункты в случае чрезвычайной ситуации — незаметная, но необходимая работа. И здесь не обойтись без профессиональных солдат, служащих по контрактной основе. Именно поэтому современные инженерные войска России на 80–90% состоят из подготовленных солдат-контрактников.

Одни машины предназначены для разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы. Разные задачи выполняют и отдельные батальоны инженерных войск. К примеру, батальон разминирования очищает от неразорвавшихся снарядов территории, находящиеся поблизости с населенными пунктами. Здесь служат исключительно солдаты контрактники. За сутки инженерный батальон способен очистить от фугасов до 5 гектаров земли.

Вручную выполнить такой колоссальный объем работ невозможно, поэтому на помощь солдатам приходит спецтехника. На особом счету сегодня находится новейшая машина разминирования «Уран-6». Это робот-сапер, который управляется на расстоянии. Данная техника активно применяется для очистки урбанизированных участков местности, а также предгорных территорий. Также солдаты инженерных войск осваивают сегодня новейший образец миноискателя, который за уникальные технические характеристики прозвали в российской армии «Коршуном». Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений ИВ играет автоматизация.

По уровню военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Оттачивать мастерство помогает хорошо продуманная материально-учебная база. Во многих частях имеется собственный инженерный городок, вододром для понтонных переправ и полигон с полосой препятствий, где обучают вождению и ведут огневую подготовку. Комплектуются боевые бригады по смешанному принципу — на службу принимаются контрактники по самым востребованным армейским специальностям:

  • командир отделения;
  • замкомандира взвода;
  • санинструктор;
  • электрик-связист;
  • механик-водитель.

В начале службы для всех контрактников предусмотрен испытательный срок. Неуверенные в себе и слабохарактерные солдаты, которые попросту не справляются с возложенными на них задачами и обязанностями, по истечению испытательного срока (3 месяца) отсеиваются по принципу естественного отбора. На службу попадают только самые стойкие парни, готовые к самопожертвованию. Живут контрактники в служебных квартирах и казармах кубрикового типа. Как вариант, разрешается снимать жилье в близлежащем населенном пункте. При этом Министерство обороны компенсирует часть денег за аренду квартиры или частного дома.

Подать соответствующую заявку может абсолютно любой законопослушный гражданин РФ (без уголовной судимости) в возрасте от 19 лет, имеющий на руках государственный диплом о полном среднем образовании и отслуживший срочную службу в действующих армейских подразделениях СВ или ВМФ. Вступительные испытания для всех претендентов на службу в армию по контракту проводятся в специально созданных региональных пунктах отбора. Эти испытания представляют собой сложные и многоуровневые конкурсы, включая обязательный тест на психологическую устойчивость, а также проверку физической подготовки.

История возникновения знаков различия

Начиная с 16-17 веков, в стрелецких войсках командир отличался от рядового покроем своей формы, другим видом оружия и собой тростью по которой можно было понять о высоком статусе военнослужащего. В созданной регулярной армии при Петре Первом, унтер-офицеры были выделены от остальной массы солдат золотым галуном, которым обшивали поля шляпы. У офицеров этим материалом также были обшиты камзол и кафтан.

Кроме этого у офицеров имелись нагрудные и другие отметки на форме. В 1801 году в форму военнослужащих были введены погоны. На них были обозначены номера частей и вензеля различных видов войск. Кроме погон в армейском обмундировании имелись эполеты.

После революции, при формировании РККА в 1918 году, был выпущен нагрудный знак для обозначения принадлежности к ней. Он был выполнен из металла в виде венка, состоящего из двух ветвей, лавровой и дубовой. В центре него располагалась звезда красного цвета, символ пролетариата. В центральной части звезды имелось изображение в виде плуга и молота.

На шинелях и гимнастерках носились петлицы с эмблемой соответствующей определенному роду войск. В 1935 году, когда вводились персональные знаки различия, был издан приказ о размещении их в соответствии с имеющегося у военнослужащего звания. На форме командующего состава были расположены в виде эмблем и на рукавах. У военнослужащих ВМФ они были расположены только в районе рукавов.

В 1943 году указом главнокомандующего были возвращены в обращение погоны, которые после революции были отменены, как пережиток царизма, а в 1969 году для офицерского и высшего командного состава были введены парадные погоны, выполненные из серебристого и золотистого галуна.

Узнай: Что такое фальш погоны, зачем они нужны, как выглядят

Бабушка с красным флагом СССР: граффити, изображения и стихи

Скульптор из Воронежа увековечил украинскую бабушку с красным флагом — об этом на странице во «ВК» сообщил сам скульптор Александр Ивченко, продемонстрировав фото с монументом, на завершение которого уйдет еще до 3-х недель. Александр Ивченко увековечивает народную героиню вместе с коллегой по цеху Александром Алфёровым.

— Я знаю, что любые коммерческие выгоды и даже мысли о них в этом случае для меня тошнотворны. Это вообще в разных плоскостях. Знаю, что на Красной площади эту бабушку тоже не поставят. Но ещё лучше знаю, что если не сделаю эту скульптуру, то порвёт изнутри, — считает Александр Ивченко.

Воронежский губернатор заявил, что скульптуру установят в столице Черноземья ко Дню Победы, если мастера успеют закончить работу.Поступок украинской бабушки вдохновил многих в нашей стране. Художники стали изображать пожилую селянку на объектах в своих городах. Вот, например, изображение в Мурманске. Старушка изображена с тенью памятника «Родина-мать зовет!»:

Бабушка с Красным Флагом

Стихи: Наталья Бурнашева-Целищева, 16.04.2022

Нас  пытались  ставить  на  колениИ  огнем  выкашивали  нас,Выжили  —   и   это   преступленье,Русские   —  и   в  этом  вся  вина.Но  голубкой   в  воздухе  весеннемПрилетела  радостная  весть:» Наши  в  километре  от  селенья,Родненькие, скоро  будут  здесь.И  старушка,  одуванчик  Божий,В  сундуке  пошарилась  впотьмах,И  достала,  что   всего  дороже -Бережно   хранимый  Красный  Флаг.С ним  и  вышла, в  синеньком  платочке,Рукавом  смахнув  слезинки с  глаз,- Как  мы  долго  ждали  вас, сыночки,И  молились  каждый  день  за  вас!В  камуфляже,  молодой  да  сильный,Сунул  ей  продукты  сухпайка,-  Хорошо  молились  за  Россию?!..Что  у  вас  за  тряпочка  в  руках?Выхватил   и   ну  топтать   ногами,Гад,  вооруженный  до  зубов,Принародно  оскверняя  память Безутешных  матерей   и   вдов.Скалятся  над  ней  нацисты  кляты.Обозналась,   тут  хоть  закричись.И  не посмотрев  на    автоматы,Бабушка   вернула   им  харчи. — » Мой отец  под  этим  Красным  ЗнаменемДо  Берлина  самого  дошел,Под  ноги  бросать  его   неправильноИ   топтать   его   нехорошо.»И  такая  сила  духа  в  женщине,Что  слепые  станут  прозревать.Родину   любимую   завещано,Защищать  нам, как  родную  Мать!

Образ смелой старушки со знаменем победы появился на отличительных знаках российских военнослужащих — шевронах бойцов, принимающих участие в спецоперации. 

На кадрах видны двое военных, которые демонстрируют новые шевроны. Бабушка изображена на них вместе с тенью, которая напоминает памятник «Родина-мать зовет!». Фото бойцов опубликовал депутат Госдумы Дмитрий Саблин.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Чем отличался стройбат от других рядов войск

Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.

О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».

Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.

В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.

Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Не годен? В стройбат!

В советский стройбат молодых людей отбирали отнюдь не для обучения стрельбе и другим воинским премудростям. Поэтому брали туда всех, кто был ограниченно годен к прохождению службы по состоянию здоровья. С наличием судимостей по нетяжёлым статьям тоже брали. Но основной костяк составляли деревенские парни и выпускники строительных училищ. Однако во многих регионах практически 100% численности стройотряда составляли граждане азиатских и кавказских республик. Оказывались они в стройбатах неслучайно.

Основной причиной, по которой выходцев из Азии и Кавказа отправляли в советские стройбаты, был языковой барьер. Во время боевой подготовки он мог сыграть злую службу. В строительстве же незнание русского не имело никакой роли. Командиру нужно было просто показать рядовому, что делать. Если в таком отряде оказывались русские парни, то они были в явном меньшинстве. Буйным цветом в стройбатах цвели землячество и дедовщина. Бывшие уголовники быстро подчиняли себе слабых духом товарищей. А «иностранцы» подсаживали на наркотики. К концу службы некоторые приезжали домой закоренелыми наркоманами. А некоторые и вовсе не возвращались.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Стройбат в царской России и РСФСР

В составе царской российской армии имелись вспомогательные войска, занимавшиеся возведением и ремонтом различных объектов. Они были сформированы в 1881 году. В их состав входили телеграфные, рабочие и железнодорожные подразделения. Данные войска участвовали в русско-японской и мировой войне. Инженерные части в русской армии существовали всегда: во времена Киевской Руси их называли Посошной ратью, а при Петре I – Саперами. В 1917 году все ВСЧ были расформированы.

В 1918 году в молодой Советской республике было сформировано так называемое тыловое ополчение. В его состав нередко попадали бывшие дворяне, царские офицеры, священники, зажиточные крестьяне и прочие категории граждан, которые считались советской властью неблагонадежными, поэтому не имели право служить в строевых подразделениях РККА. В 30-е годы части тылового ополчения входили в состав Наркомата тяжелой промышленности, путей сообщения и дорожного управления.

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 1937 года, когда на базе тылового ополчения появилось Управление строительных частей РККА. На счету советских военных строителей множество объектов, возведенных в предвоенный период, среди которых есть промышленные предприятия, линии коммуникаций, дороги и жилые дома. Кроме того, ВСЧ участвовали во всех войнах и локальных конфликтах, которые СССР вел в это время.

ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ

Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.

Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.

P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.