«без «лидера» не обойтись»: на что будет способен российский эсминец нового поколения

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Описание конструкции

Для тщательного изучения корпуса эсминца была разработана объемная модель. Отличительной чертой кораблей проекта 956 является внешняя эффективность, тесно перекликающаяся со строгим экстерьером. По мнению экспертов, это сделано с целью создания пропагандистского эффекта.

Примечательно, что военная техника должна была решать ряд задач. Основная из них заключалась в политическом убеждении. Внешний вид корабля и его эффективность показывали, насколько хорошо поработали разработчики СССР.

Проект 956 – это уникальное сочетание целесообразности и многофункциональности. При этом во время разработки корабля учитывалась внешняя эстетика и художественная стилистика.

Корпус корабля

Отличительная черта боевых машин проекта 956 заключалась в самой конструкции. Она представляла собой длиннополубачный тип с -образной седловатостью в носовой части. Конструктивная особенность обеспечивала хорошие углы обзора во время активных боевых действий. Согласно документальным данным, КУД корпуса составлял 8,7.

Площадь корпуса эсминца составляла 1700 кв.м. Все палубы выстроены вдоль конструктивной ватерлинии. Подобное решение положительно отражалось на установке пушек и артиллерии.

Все обводы изготовлены с учетом сопротивления воды. Это действие позволило обеспечить достойный уровень незаливаемости в период активного шторма. Дополнительная отличительная черта заключается в наличии антенны гидроакустического комплекса.

Постройка носовой части корпуса отвечает за маневренность боевой машины. Корабли свободно преодолевали волны, и в случае необходимости, осуществляли быструю смену курса.

Все миноносцы оснащены шестью палубами. Большинство элементов корпуса изготавливали из стали нержавеющего типа. Подобное решение уберегало от преждевременного выхода из строя и гарантировало длительный срок службы.

Надводные части корпуса изготавливали из листов прочной стали. Кормовую часть дополнительно оснащали ребрами жесткости. Надстройки дополняли алюминиево0магниевыми сплавами. В совокупности, такое решение позволило создать прочный корпус эсминца, который свободно преодолевал любые расстояния.

Основные характеристики кораблей:

  • водоизмещение – 7900 т;
  • габариты: максимальная длина и ширина 156,5м х 17,2м;
  • габариты: длина и ширина ватерлинии 145м х 16,8 м;
  • средний параметр осадка – 6м.

Последние эсминцы проекта 956 отличались неограниченной мореходностью. Оружие можно было использовать в любых условиях качки, вплоть до 15°.

Энергетическая установка

Примечательно, что корабли нового поколения стали единственными моделями с энергетической установкой котлотурбинного типа. Она состояли из двух агрегатов, один располагался в носовой части судна, второй занимал выжидающую позицию в кормовой.

Автоматизированная система управления позволяла регулировать и контролировать все процессы и изменения. Наличие высоконапорных котлов усилило выработку пара, что положительно отразилось на уровне давления. Производимая энергия обеспечивала быстрый нагрев воздуха, что приводило в действие основные турбины.

Модернизация

Некоторые модели миноносцев потерпели преображения в процессе проектирования. Обновленные корабли располагали лучшими техническими характеристиками. Модели современного типа оснащались двумя паротурбогенераторами с максимальной мощностью 1250 кВт. Примечательно, что у каждого из них был резервный дизель-генератор, с адаптированной мощностью 2400 кВт.

Восемь лет до испытаний

Итак, в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что военно-промышленный комплекс России в состоянии создать современный корабль класса эскадренного миноносца на уровне мировых разработок. С 2014 года планомерно ликвидируются болевые точки нашего военного кораблестроения: отсутствие двигателей для военных кораблей и отставание от уровня мировых разработок в собственной электронике для систем вооружения.

Из всего комплекта вооружения корабля подлежит разработке почти с нуля номенклатура ракет для ЗРК большой дальности, совместимая с ПУ УКСК. (Если оправданием для присутствия на корабле уже двух различных вертикальных ПУ может служить оптимизация их под столь различные массогабаритные характеристики таких изделий, как 9М100 и 3М55, то для появления третьего типа вертикальной ПУ под ЗУР БД автор такое оправдание придумать не смог).

Залогом успеха реализации эсминца проекта 11552 становится минимальный уровень новейших разработок, которые потребуют значительных финансовых затрат и постоянных сдвигов по времени вправо для ввода в эксплуатацию самих кораблей. Уже восемь лет обсуждается проект эсминца «Лидер». Через восемь лет проект 11552 может быть уже на испытаниях.
Остаётся решить главный вопрос: нужен ли новый эсминец флоту вообще?

«Северную верфь» модернизируют под постройку нового атомного эсминца

На петербургской «Северной верфи» началось возведение нового судостроительного комплекса; после модернизации верфь начнет строить головной атомный эсминец проекта «Лидер». Об этом заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, передает «Интерфакс». По словам Рахманова, в верфь будет вложено свыше 31 миллиарда рублей, первая и вторая очереди будут готовы в начале 2018 года, третья — в 2021 году, четвертая — в 2024 году. Одним из главных элементов нового комплекса будет сухой док, в котором можно будет строить крупные корабли как военного, так и гражданского назначения общей длиной на первом этапе до 240 метров, а в последующем — свыше 300 метров.

Описание конструкции

Основной отличительной особенностью Новика были острые обводы. Составом корпуса являлась судостроительная сталь. Из-за значительной длины корпуса он должен быть прочным, чтобы этого достичь применялась сталь с хорошим сопротивлением. Корпус разделялся на десять частей водонепроницаемыми переборками. Благодаря этому он был непотопляемый.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основные части механической установки были сделаны в Германии. Паровые турбины немецкого завода, сделанные из стали и чугуна, располагались по бортам и в машинном отделении. Выделение пара предоставлялось водотрубным котлам с отоплением при помощи нефти. Необходимое количество кислорода для ее сжигания подавали специальные закрытые вентиляторы.

История изменений

После того, как корабль поступил на службу российского императорского флота специалисты, занимающиеся ВМФ, разработали план по усовершенствованию эскадры. После внесенных изменений появилось несколько модификационных вариантов. Для обороны Балтики было заложено около сорока кораблей такого вида, разделенных на четыре основных типа. Первый тип судна – «Новик». Вторая модификация имела самую большую серию и насчитывала двадцать кораблей, строилась по типу судна «Лейтенант Ильин». Следующая строилась по типу «Изяслав», четвертая состояла из девяти кораблей и имела название «Гогланд».

Новейшие судна сражались в боях в Рижском заливе, приняли участие в постановке минных ограждений. Эсминцы «Гром», «Забияка», «Самсон» участвовали в страшных сражениях с немецким флотом, надвигающимся на Финский залив.

Модификации

Нельзя не отметить два известных эсминца – «Гром» и «Дерзкий», построенных по судостроительной программе. Эти корабли очень похожи своими характеристиками: имеют примерно одинаковое водоизмещение, которое равняется значению больше одной тонны, длину, ширину, осадку, двигатели в виде двух паровых турбин, скорость хода, дальность плавания почти в две тысячи миль. Отличие миноносцев «Дерзкий» и «Гром» состоит в их мощности, первый имеет 30 тыс.л.с, второй всего лишь 23, 5 тыс. л.с. Их различия состоят и в экипаже, у «Грома» экипаж больше на 40 человек и составляет 150 чел. Эсминец «Гром» имеет более современное МТВ 1916 года, в то время как мины «Дерзкого», установленные на корабль – 1908 года.

Командиры корабля

С 1991 года командирами корабля «Настойчивый» являлись:

  • с 15 июля 1991 года — капитан 1 ранга Самчук Владимир Николаевич;
  • с 5 августа 1994 года — капитан 2 ранга Тузов Алексей Борисович;
  • с 30 апреля 1996 года — капитан 2 ранга Будин Олег Эдуардович;
  • с 5 октября 1997 года — капитан 2 ранга Белоногий Сергей Петрович;
  • с 29 июля 1999 года — капитан 2 ранга Цурак Юрий Викторович.
  • с 30 августа 2001 года — капитан 1 ранга Гуринов Олег Георгиевич;
  • с 5 июля 2004 года — капитан 2 ранга Пинчук, Сергей Михайлович;
  • с 28 августа 2006 года — капитан 2 ранга Гришан Олег Васильевич;
  • с 4 марта 2010 года — капитан 1 ранга Чобитько Сергей Александрович;
  • с 30 ноября 2011 года — капитан 1 ранга Набока Андрей Валериевич;
  • с 2013 года — капитан 2 ранга Липский Сергей Александрович.
  • с 2014 года — капитан 1 ранга Морген Александр Владимирович

Примечания

  1. 123456789101112Павлов А. С. «Эсминцы 1 ранга». — Якутск: «Сахаполиграфиздат», 2000. — С. 36.
  2. 12Автор-составитель — Михаил Лукин . [www.kommersant.ru/doc/856203?isSearch=True «Весь российский флот». Балтийский флот.] Газета «Коммерсантъ-Власть» (№ 7 от 25 февраля 2008 года, стр. 84) // kommersant.ru
  3. 123456 [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Флагман — эскадренный миноносец проекта 956 «Настойчивый».] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  4. [ria.ru/politics/20110731/409825900.html Медведев посетил флагман Балтфлота эскадренный миноносец «Настойчивый».] «РИА-Новости» // ria.ru (31 июля 2011 года)
  5. [function.mil.ru/news_page/country/ Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 20 лет : Министерство обороны Российской Федерации]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FeIAnfJW Архивировано из первоисточника 5 апреля 2013].
  6. [flot.com/2016/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%8221/ Отставки на Балтийском флоте не коснулись экипажа флагмана]
  7. [www.nvmu.ru/archiv/1/n_19/10416.htm ЛНВМУ. Архивные дела нахимовцев. Капитан 1 ранга Пинчук Сергей Михайлович.] Ленинградское нахимовское военно-морское училище // nvmu.ru
  8. Светлана Белоцкая . [old.redstar.ru/2010/02/17_02/2_02.html Флагманский характер. Честь нести флаг командующего выпала эскадренному миноносцу «Настойчивый».] Газета «Красная звезда» // redstar.ru (17 февраля 2010 года)
  9. [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship/leader.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Набока Андрей Валериевич — командир эскадренного миноносца «Настойчивый», капитан 1 ранга.] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  10. [flot.com/nowadays/structure/baltic/detail.php?ELEMENT_ID=163972 Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 21 год.] «Центральный военно-морской портал» // flot.com (31 марта 2014 года)
  11. Андрей Выползов, Калининград . [www.kommersant.ru/doc/472573 Контр-адмирала потопил сын, которого подозревают в убийстве. Неуставные отношения.] Газета «Коммерсантъ» (№ 81 от 7 мая 2004 года, стр. 4) // kommersant.ru
  12. Валерий Громак, Калининград . [www.newizv.ru/society/2004-05-26/6858-synki-admiralov.html Сынки адмиралов. «Золотая» молодёжь стала главной проблемой Балтийского флота.] Газета «Новые Известия» // newizv.ru (26 мая 2004 года)
  13. Илья Стулов, Калининград . [izvestia.ru/news/296249 Сына адмирала будут судить за убийство сослуживца.] Газета «Известия» // izvestia.ru (9 ноября 2004 года)
  14. 123 [www.interfax-religion.ru/?act=news&div=57938 На флагмане Балтийского флота открыт походный храм.] «Интерфакс—Религия» // interfax-religion.ru (20 февраля 2020 года)

«Жирный» флот англосаксов

Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.

И солидные габариты американского эсминца типа Arleigh Burke, водоизмещением под 10.000 тонн, продиктованы, прежде всего, необходимостью иметь большие внутренние объёмы для размещения топлива, экипажа и всех материальных запасов, необходимых для длительного трансокеанского плавания. Что с неизбежностью вытекает из сверхзадачи американского флота — удержания военного контроля над всем миром.

Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.

Что же касается изрядного количества ракетных ячеек на том же Arleigh Burke (почти сотня), то ещё вопрос — действительно ли это лучше рассредоточения того же количества пусковых установок на большем количестве менее крупных кораблей? Как минимум, это не факт.

navy.mil
Упитанные американские моряки.

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

Также по теме


Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

Школьные соревнования

Особенность российской миноносной школы – ее выраженная ориентация на борьбу с мощным противником. Наши образцы в наибольшей мере заточены именно на крупномасштабную войну, уступая другим в приспособленности к условиям локального конфликта. В этом же направлении движется и индийская кораблестроительная школа, что неудивительно, ведь она создавалась под большим влиянием советской да и сегодня опирается на тесное сотрудничество с российскими предприятиями. Так что новейший ее продукт – «Дели» демонстрирует высокие показатели соответствия условиям боевого применения именно в крупномасштабной войне.

Выделяется южнокорейская кораблестроительная школа, которая смогла выработать концепцию эсминца, максимально приспособленного к вероятным действиям против КНДР. Другое дело – крупномасштабная война с мощным противником. Для нее «корейцы» пригодны в существенно меньшей мере, уступая в этом отношении даже более старым кораблям.

Китайская кораблестроительная школа отличается стремлением получить эсминцы с опорой на новейшие мировые концептуальные подходы в этой сфере. И это получается. Однако оснастить корабли в полной мере современным оружием пока не удается. Это определяет то, что при, безусловно, передовой концепции китайских эсминцев их степень соответствия условиям боевого применения остается на уровне предшествующего поколения, пусть и наиболее передовых его представителей.

Японская кораблестроительная школа в части строительства эсминцев пошла по пути копирования американских образцов, но с сокращенной номенклатурой вооружения. Вероятно, США побоялись передать союзнику свои «Томагавки» и новейшие ГАС с ГПБА, ориентируя морские силы самообороны преимущественно на обеспечение боевой устойчивости своих авианосных соединений в составе коалиционных группировок. В итоге МССЯ получили эсминец с несопоставимо низкими в сравнении с концептуальным и технологическим уровнем показателями соответствия условиям боевого применения.

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Достоинства и недостатки

Достоинства, которыми обладает проект Сарыч:

  • Универсальная огневая мощь — российский эсминец пр.956 имеет возможность эффективно действовать как истребитель кораблей противника с помощью ПКР «Москит». Корабельные орудия могут перемолоть в пыль любые береговые укрепления — сопротивляющиеся высадке десанта или угрожающие коммуникациям;
  • Длительная автономность — хороший запас продовольствия и топлива позволяют действовать оторванным от снабжения не меньше месяца;
  • Продуманная жилая зона — удобство экипажа всегда недооценивалось в русском флоте, но комфорт в долгом походе спасает моряков от излишнего стресса.

Недостатки:

  • Отсутствие модернизаций — сегодня «Сарычи» проекта 956 устарели. Им требуются РЛС, ГАС и ракетное оружие нового поколения;
  • Капризные машины — передовые для своего времени котлотурбинные установки выдают высокую мощность, но имеют большой размер и часто требуют ремонта.

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы – в двух- или четырехместных, а матросы – в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа — библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Как формируется программа военного кораблестроения

Государственная программа, прописывается с учетом как преимуществ и перспектив, так и оценивает возможные угрозы для национальной безопасности. Только после тщательного анализа может быть сформирован госзаказ по данному направлению и прописывается ее бюджет.

Но, как показывает опыт, любое изменение ситуации в мире может внести свои коррективы в утвержденную программу. Поэтому при создании военной техники очень сложно делать какие-либо прогнозы.

К примеру, события 2014 года привели к тому, что программа, утвержденная ранее, была значительно откорректирована в пользу усиления Черноморского флота. В то время также было завершено сотрудничество с Украиной по вопросам военно-технического оснащения ВМФ.

ТОП 5

В Минобороны РФ рассказали о судьбе экипажа крейсера «Москва»

В Севастополе нашли причину внезапного тумана

Туристы не могут доехать до Севастополя

В Севастополе проводили в последний путь погибшего на Украине офицера

На ремонте моста в Севастополе чиновница «заработала» новое авто

Показать все новости

Севастопольские медучреждения могут реорганизовать еще раз

На ремонте моста в Севастополе чиновница «заработала» новое авто

В Байдарской долине под Севастополем хотят строить 216 домов

В Минобороны РФ рассказали о судьбе экипажа крейсера «Москва»

Зарплаты севастопольских бюджетников оказались самыми высокими в ЮФО

Показать все новости

История создания

Предпосылки к появлению

Предэскизный и технический пр. 56 эсминца

Прототипом для создания эсминца проекта 56 стал проект 41 («Неустрашимый»). Ряд недостатков, выявленных в процессе испытаний и эксплуатации Неустрашимого (недостаточная скорость хода, сильное забрызгивание носовых 130 мм АУ и 45 мм автоматов и их неудачные сектора обстрела, плохая управляемость на задних ходах и сильная вибрация кормовой оконечности) хоть и возможно было устранить, но потребовалась бы разработка нового технического проекта корабля, переделка по которому уже построенных эсминцев оказалась бы крайне затруднительным и дорогостоящим мероприятием. Благодаря полученному опыту при проектировании, постройке и испытаниях пр.41 была обеспечена возможность создания эсминца нового поколения.

В апреле 1951 г. И. В. Сталиным по предложению МСП было принято решение об отказе от серийного строительства эсминцев пр.41 (было запланировано 110 единиц) в пользу их модернизированных версий (впоследствии пр.56)

История проектирования и строительства

Корпус эскадренного миноносца пр. 56 на стапеле перед спуском на воду

А. Л. Фишера

Выбор главных размерений нового корабля был подчинен требованию разместить на нем, при сниженном на 680 т полном водоизмещении, вооружение практически того же состава, что и в пр. 41. Изменения заключались лишь в замене спаренных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-16 на счетверенные 45-мм нестабилизированные автоматы СМ-20-ЗИФ, а также в отказе от 25-мм автоматов и замене стабилизированного поста наводки СПН-500 на более легкий СВП-42. При этом должна была обеспечиваться обещанная скорость полного хода (39 уз.) за счет форсирования с 66 000 л. с. до 72 000 л. с. ГЭУ, использовавшейся ранее в пр. 41. Кроме того, требовалось обеспечить повышенную мореходность.

Так же были утверждены следующие ТТЭ: полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 тонн, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания со скоростью в 14 узлов сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность была уменьшена с двадцати до десяти суток. Позднее выяснилось, что уложиться в заданные ТТЭ (водоизмещение, скорость и дальность плавания) из-за увеличения весовых нагрузок невозможно. Технический проект эскадренных миноносцев пр. 56 был закончен в ноябре 1951 года и утверждён в апреле 1952 года.

Эсминец «Спокойный»,СССР, 1955 г.

Первым кораблем пр. 56, вступившим в строй 26 сентября 1955 г. оказался «Светлый».

Серия эскадренных миноносцев проекта 56 должна была состоять как минимум из 100 кораблей. Однако после смерти И. В. Сталина проект так и не получил утверждения «Плана военного судостроения на 1956—1965 годы», разработанного под руководством Н. Г. Кузнецова, и был ограничен 46 единицами. Но в декабре 1954 года вышло Постановление Совета министров об отказе от дальнейших заказов на эсминцы проекта 56 (в том числе и с новыми АУ). Фактически по проекту 56 было построено 27 кораблей. Строительство эсминцев данного проекта велось на ССЗ № 190 в Ленинграде (12 единиц), № 445 в Николаеве (8 единиц) и № 199 в Комсомольск-на-Амуре (7 единиц). Последний (27-ой) корабль серии был сдан флоту в 1958 году.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.