Эскадренные миноносцы проекта 956 вмф россии

Алан-э-Дейл       24.06.2022 г.

Введение

Авианосцы — это как бы часть недвижимого имущества страны в открытом море. Наверняка каждая страна в мире хотела бы иметь как можно больше авианосцев. Потребность в авианосцах, по крайней мере, во время Первой и Второй мировых войнах заключалась в доставке самолётов в место боестолкновения с материка, а это было крайне затруднительно учитывая размах театра боевых действий и скорости самолётов прошлого века. Поэтому имело смысл иметь такие авианосцы, которые обеспечивали бы присутствие страны в международных водах, вдали от ее собственных границ.

Большие размеры кораблей ставили перед армией два важных вопроса — могут ли авианосцы держаться подальше от огня противника? И могут ли они двигаться быстро, если они нужны в другом месте? Первый вопрос возникает из-за того, что авианосцы из-за своих размеров становятся легкими целями для огня противника. Но с радаром, сонаром, эсминцами и меньшими кораблями, действующими как глаза, уши и во многих случаях способные дать ответный огонь, первый вопрос решается. Противнику было бы легче обойти авианосец, если бы он, чем даже попытаться приблизиться. Это оставляет нас со вопросом скорости и ответ на него простой — они быстры.

Как быстро? Давайте выясним.

Вооружение советских эсминцев проекта 956 на примере корабля «Быстрый»

Вооружение советских эсминцев заслуживает отдельного разговора. Ввиду длительной разработки проекта и внесения изменений уже по ходу строительства корабля, удалось создать корабль, превосходящий американские эсминцы типа «Спрюэнс». По мореходности советские корабли не имели равных и могли свободно выдерживать волнение до 7 баллов. Что касается вооружений, то по ударным видам вооружений эсминцы типа «Сарыч» не оставлял своему визави никаких шансов.

Несмотря на то, что проект 956 создавался в качестве противовеса американских эсминцам типа «Спрюэнс», потенциальным противником советских кораблей на море стали более современные и технологически совершенные американские эсминцы типа «Арли Бёрк». Этому противнику советские эсминцы уступали по многим позициям, что и сказалось на быстром сворачивании серийного производства. Однако при грамотном подходе, конструктивно советские корабли давали широкие возможности для последующей модернизации, что и было сделано уже в постсоветский период. При замене основных систем радиолокационного и гидроакустического оборудования на более совершенные, корабли могут быть оснащены новыми средствами вооружения, включая противокорабельные комплексы «Оникс» и «Калибр».

Что касается состояния вооружения кораблей советской эпохи, то это можно сегодня увидеть при осмотре эсминца «Быстрый». Это единственный из серийных кораблей, полностью построенный еще в советскую и эпоху и сохранивший изначально все присущие для этого проекта параметры.

В дополнение противокорабельному комплексу эсминец «Быстрый» имел четыре 130-мм орудия, расположенные по двое в двух башнях, в носовой и в кормовой части. Дальность стрельбы орудий составляла 23 км. В автоматическом режиме артиллерийские установки АК-130 могли в течение одной минуты выпустить по цели до 6 тонн снарядов. Такое мощное артиллерийское вооружение позволяло советским эсминцам успешно действовать на море при ближнем столкновении с кораблями противника. Что касается артиллерии корабля в качестве средства огневой поддержки сухопутных операций, то такая огневая мощь корабля была непревзойденной.

Как появился новый класс корабля — эсминец

В конце XIX века появилось новое оружие — торпеды (самодвижущиеся мины). Это вынудило военных позаботиться о средствах борьбы с ними и их носителями.

Таким средством стал универсальный быстроходный корабль, получивший название «эсминец». Его задачей стало патрулирование морских рубежей страны с целью противодействия авиации, подводным лодкам (ПЛ) и надводным кораблям противника.

Миноносец способен действовать не только в одиночку, но и в составе эскадры. Эта особенность нашла отражение в его дополнительном названии — «эскадренный».

Продолжительное время эсминец был самым «популярным» боевым кораблем в мире, но сегодня, в условиях кризиса, стоимость его постройки существенно влияет на количество производимых судов подобного класса. Их стали строить реже.

В настоящее время мировой флот насчитывает порядка двухсот эсминцев. При этом самое большое количество имеет ВМФ США — 55 единиц, а также порядка двадцати эсминцев стоят на строительных верфях США.

Великобритания потеряла свою былую славу и имеет 8 кораблей этого класса.

В находится шесть из них три корабля входят в состав ТОФ. Экипаж эсминца «Быстрый» достойно представляет российский военный флот на Тихом океане.

Примечания

  1. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
  2. Фактически завод изготавливал только механизмы, корпус корабля строился на Путиловском заводе.
  3. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 96—97.
  4. Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 208.
  5. Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 209.
  6. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 98.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2012.

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

Основные характеристики эсминца

Эсминец «Быстрый» (11-й 956 «Сарыч») имеет стандартное водоизмещение 6500 т, полное — 7904 т. Наибольшая длина и ширина корабля составляют 156,5 м и 17,2 м соответственно.

Движение эсминца обеспечивают два агрегата ГТЗА-674 суммарной мощностью 100 тыс. лошадиных сил с помощью двух пятилопастных винтов.

Силовые агрегаты ГТЗА-674 обеспечивают максимальную ходовую скорость эсминца в 33,4 узла.

Район действия зависит от его режима и обеспечения энергетическими ресурсами, то есть ходовой скорости и запаса топлива.

При максимальной скорости дальность плавания составляет 1345 миль, а при плавании в экономном режиме (18,4 узла) это расстояние равно 3920 миль.

При наличии топлива с перегрузом корабль может достигнуть цели, находящейся от него за 4500 миль.

Продолжительность плавания эсминца «Быстрый» в автономном режиме может достигать 30 суток.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м2. Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

Вооружение эскадренного миноносца «Быстрый»

Универсальность эсминца подтверждается его вооружением.

Корабль оснащен артиллерией, в том числе и зенитной. В артиллерийский комплекс входят две спаренные артиллерийские установки АК-130/54 на 2000 выстрелов, четыре шестиствольные 30-мм зенитно-артиллерийские установки АК-630 на 12 тысяч выстрелов.

Ракетное вооружение эсминца «Быстрый» составляют две пусковые установки противокарабельных ракет П-270 «Москит» и два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» на 48 запусков.

Для противодействия подводным лодкам и торпедам противника «Быстрый» оснащен двумя шестиствольными РБУ-1000 (реактивно-бомбовые установки) «Смерч», а также минно-торпедным вооружением.

Минно-торпедное вооружение корабля представлено двумя торпедными аппаратами с четырьмя противолодочными электрическими торпедами СЭТ-65 калибра 533 мм. Особенностью торпед является их способность к самонаведению на подводную цель.

Также корабль имеет на борту вертолет Ка-27, используемый в разведывательных целях.

Кто быстрее

Германия действовала быстро. 3 апреля 1940 года в море вышли первые транспорты авангардного отряда. А незадолго до полуночи 6 апреля свои стоянки покинули группы боевых кораблей с десантом на борту.

К этому времени союзники только начали подготовку к минированию норвежских вод. Вечером 5 апреля из шотландской гавани Скапа Флоу вышел линейный крейсер «Ринаун» с тремя эсминцами. Их задачей было прикрыть отряд кораблей, которым через двое суток предстояло ставить мины.

Погода выдалась отвратительная — море штормило. Утром 6 апреля один из тройки — эсминец «Глоуворм» лейтенант-коммандера Джерарда Рупа — просигналил на «Ринаун», что ложится на обратный курс, чтобы найти смытого за борт торпедиста.


Эсминец «Глоуворм»

Больше англичане эсминец не видели. Лишь утром 8 апреля линейный крейсер принял из Скапа ретрансляцию сообщения «Глоуворма» об обнаруженном им противнике.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance – первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина – 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, – артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование – в 2,22 млн рублей.

Самые быстрые парусные корабли

Основанная в 1600 году Британская Ост-Индская компания построила торговые парусники, которые предназначались для торговли вначале пряностями, а потом переключились на более прибыльную торговлю чаем. Ост-Индские компании – каждая в своей стране – имели исключительную монополию на торговлю с Востоком, поэтому их корабли могли не торопиться. Но после отмены монополии в 1834 году появилось множество конкурентов, торгующих чаем, и потребовалось внести изменения. Более свежий чай ценился дороже, поэтому торговые корабли конкурентов наперегонки стремились доставить его из Гонконга или Гуанчжоу в Лондон или Бостон. Старые корабли не могли развить большой скорости, а клиперы из Нового Света были хоть и достаточно быстры, но невместительны.

В Нью-Йорке в 1845 году сошёл со стапелей укрупнённый клипер Rainbow, способный взять на борт около 750 тонн груза. Первый же рейс судна в Китай окупил все расходы на его постройку. Если обычные парусники могли делать не более 6 узлов, то чайные клиперы могли мчаться, выдавая 16-18, а иногда и 20 узлов.

Новые рекорды американских клиперов стали возможными благодаря незаурядным личностям:

  • Конструктор Джон В. Гриффит, будучи сыном кораблестроителя, не допускал работы «на глазок», как тогда часто водилось. Он изучал физику и математику, построили даже испытательный бассейн, где отрабатывал формы судов с узким корпусом, высоченными мачтами и острым форштевнем.
  • Роберт Ватерман был первым капитаном, управлявшим новым клипером и даже внёсшим улучшения в его конструкцию. Вместе с Гриффитом он построил клипер «Морская колдунья», который смог за 74,5 дня сделать переход из Гонконга до Нью-Йорка, который ранее никому не удавался в такой срок.

Быстроходные американские чайные клиперы смутили судовладельцев из бывшей метрополии. Поэтому вскоре эти корабли стали строить и в Англии, причём здесь старались, чтобы они были не медленнее американских. В результате получились столь же быстроходные, но меньшие по размеру суда. Это привело к ожесточённому соперничеству между Великобританией и США в области судостроения. Всего за 15 лет было спущено на воду 500 подобных судов, а планка скоростных рекордов всё время поднималась.

Номер 1: Каспийский морской монстр

Большинство из нас ожидало бы увидеть какой-нибудь супер-пушечный линкор или сверхдлинный авианосец на первом месте, верно? Интересно, что это ни то, ни другое. Это чудо-сооружение называется экраноплан. Что такое экраноплан? Это наземная машина, имеющая классификацию ближе к кораблю, чем к самолету. Короче говоря, эта вещь на самом деле летает, не по принципам, как это делает традиционный самолет, а из-за динамической воздушной подушки между транспортным средством и крылом (корпусом) корабля. Интересно, не правда ли?

  • Название: Каспийский Морской Монстр
  • Страна: СССР
  • Максимальная скорость: 351 узлов [404 миль в час или 650 км / ч] [хотя предполагается, что он может развить скорость до 740 км / ч]
  • Поддерживаемая скорость: 232 узла [267 миль / ч или 430 км / ч]
  • Водоизмещение: 494 тонны — максимальная нагрузка
  • Введен в эксплуатацию: 1966 — 1980
  • Состояние: затонул из-за ошибки пилота

На поверхности этого корабля содержалась надпись Korabl Maket, сокращенно KM, что по-русски означало “прототип корабля”, однако силы западных стран, которые шпионили за этой новой разработкой, не могли понять, что это был за гигантский корабль и, что более важно, какова его цель. Затем КМ стал «Каспийским (для Каспийского моря, где он испытывался) монстром». Каспийское морское чудовище действительно существовало и являлось военным экспериментальным кораблем, пытавшимся установить альтернативные способы передвижения по воде. КМ был одним из первых таких транспортных средств и привел к разработке реальных боевых кораблей, таких как MD-160 и ударных машин, таких как А-90 «Орлёнок». Среди экранопланов он был самым быстрым и из-за его сходства с самолетом, он также считался самым большим самолетом того времени. До тех пор, пока в 1988 году не был принят на вооружение самолет Ан-122, который обошёл КМ по величине

Каспийское морское чудовище действительно существовало и являлось военным экспериментальным кораблем, пытавшимся установить альтернативные способы передвижения по воде. КМ был одним из первых таких транспортных средств и привел к разработке реальных боевых кораблей, таких как MD-160 и ударных машин, таких как А-90 «Орлёнок». Среди экранопланов он был самым быстрым и из-за его сходства с самолетом, он также считался самым большим самолетом того времени. До тех пор, пока в 1988 году не был принят на вооружение самолет Ан-122, который обошёл КМ по величине.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

На службе Родине

В 1989 году 175-я бригада ракетных кораблей ТОФ пополнилась эсминцем «Быстрый» (проект 956). С этого времени началась его служба на восточных рубежах страны.

В середине июня 1990 года эсминец был зачислен в силы постоянной готовности. В этом же месяце экипаж корабля впервые стал участником учений в Балтийском море. По окончании учений корабль прибыл в Таллин, где его посетили более сотни иностранных атташе.

15 сентября «Быстрый» отправился в обратный путь домой, на Тихоокеанский флот. Переход длился около двух месяцев.

Уже в середине декабря 1990 года экипаж эсминца снова был на учениях — принял участие в испытаниях подводных лодок в акватории Японского моря.

Подведение итогов 1990 года показало, что корабль является лучшим по боевой подготовке в условиях применения ядерного оружия.

Весной 1991 года эсминец снова на учениях. На этот раз «Быстрый» защищал корабли ТОФ от нападения авиации и ПЛ «противника».

В августе этого же года «Быстрый» участвовал в совместных учениях, проводимых в Японском море. За действиями экипажа следили наблюдатели из 8 стран.

По итогам 1991 года экипаж «Быстрого» завоевал 1-е место по результатам артиллерийских стрельб среди кораблей 1-го ранга.

В последующие годы, вплоть до декабря 1998 года, «Быстрый» участвовал в спасательных операциях, сопровождении атомной подводной лодки К-500 с боевого дежурства, официальных визитах в Китай и Южную Корею.

В декабре 1998 года эсминец «Быстрый» из-за плохого состояния части главных котлов переведен в резерв 1-й категории. Кстати, неудовлетворительное состояние котельного хозяйства эсминца едва не привело к гибели корабля и его экипажа в сентябре 2010 года.

Как начинал службу эсминец «Быстрый»

Тихоокеанский флот принял в свои ряды новый корабль в 1989 году. Переход в Петропавловск-Камчатский, который продолжался почти два месяца, эсминец совершил в 1990 году совместно с флагманом Тихоокеанского флота — ракетным крейсером «Червона Украина», который пять лет спустя получил имя «Варяг». Во время долгого перехода корабли заходили в порт Камрани (Cam Ranh) во Вьетнаме. База Камрань в то время была пунктом материально-технического обеспечения советских кораблей и подводных лодок.

До этого летом 1990-го «Быстрый» совместно со сторожевиком «Неукротимым» и «Червоной Украиной» нанес дружественный визит в порт Киль (ФРГ). Во время негоа при маневрировании эсминец столкнулся с немецким фрегатом. Происшествие закончилось без повреждений для корабля под названием «Быстрый».

Эсминец в то же время был включен в состав сил постоянной готовности. В конце 1990 г. уже в Японском море он обеспечивал испытания подводной лодки и по итогам года был назван лучшим по подготовке и защите от оружия массового поражения (ОМП).

В 1991 году проводились учения по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР), а в августе — совместные учения в Японском море, в них принимал участие и эсминец «Быстрый».

Корабль занял первое место в артиллерийских стрельбах по морской цели среди бортов первого ранга на КЧФ, поэтому в составе корабельной ударной группы (КУГ) вместе с эсминцем «Боевым» получил приз Главнокомандующего ВМФ.

«Матросы падали в горящий мазут…»

А вот как об эпизоде пожара написано в боевом донесении ОД (оперативного дежурного флотилии) командованию ТОФ (автор опять пересказывает высокий штиль документа не столь «казенным языком»):

«24 сентября в 4 часа 03 минуты при пополнении расходной цистерны произошли ее разгерметизация и разлив котельного топлива с растеканием и попаданием топлива на кабельтрассы освещения с коротким замыканием кабеля освещения и воспламенением разлитого мазута. Размер возгорания составил площадь 2 на 2 метра…

В момент возгорания на носовом машинно-котельном отделении находился расчет ходовой вахты, в том числе:

— старшина вахты старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин;

— вахтенный питания матрос Алдар Цыденжапов;

— вахтенный на горении матрос Павел Осетров.

В момент эвакуации из машинного отделения через очаг огня вахтенные матросы поскальзывались и падали в горящий мазут. В результате возгорания матрос Цыденжапов получил термический ожог 3-А степени 100 % тела (ожог головы, шеи, туловища, ягодиц, половых органов, конечностей), а также ожог верхних дыхательных путей.

Матрос Александр Коровин — ожог верхних и нижних конечностей 2-й и 3-й степени, 8 % поверхности тела.

Матрос Павел Осетров — ожог правого плеча и правого бедра.

Старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин и матрос Олег Ерзюков — острое отравление угарным газом.

В 4 часа 23 минуты очаг возгорания был ликвидирован. Все указанные военнослужащие были госпитализированы».

Обратите внимание: во время первичного расследования ЧП, еще до того, как обгоревшие матросы были задним числом объявлены героями, никто ни слова не сказал о борьбе за живучесть корабля. Сказано о неудачной эвакуации («матросы падали в горящий мазут») и (между строк) об отсутствии у вахты индивидуальных средств защиты

Обратите внимание: все пострадавшие, даже те, что обошлись без ожогов, надышались угарным газом. Для непосвященных:  все члены экипажа корабля на вахте обязаны носить через плечо ПДА — портативный дыхательный аппарат, противогаз, проще говоря, который позволяет нормально дышать и работать в насквозь задымленном помещении в течение целых 15 минут!

Мне скажут: ПДА могли храниться (правда, в нарушение инструкций) на боевых постах матросов, сиречь их рабочих местах. Но носовое машинное отделение для большинства пострадавших было как раз рабочим местом. На крайний случай здесь могли храниться ПДА других членов экипажа. Элементарно, но прибывшие к очагу пожара члены аварийной команды корабля должны были притащить не только огнетушители и ломы, но и средства защиты, в том числе ПДА и ИДА, которые можно просто забросить в горящий отсек — хотят выжить, подберут и включатся.

Не хочется витийствовать, но в пожароопасном котельном отсеке на видном месте должны были лежать огнеупорные костюмы — во всяком случае, так было в годы службы автора на ТОФ…

Погибшего парня жалко. Он уже перевезен на родину родителями и похоронен со всеми полагающимися воинскими почестями… Думаю, он их в любом случае достоин. Как достойны уважения и другие пострадавшие.

Но элементарное «спецрасследование» демонстрирует: задним числом раздавая пострадавшим на пожаре звания «героев», командование ТОФ тем самым прежде всего прикрывает собственную… скажем мягко, безалаберность. Вы только представьте, что могло случиться с кораблем в открытом море, если бы трюмный матрос Цыремпилун решил вдруг подкачать мазуты в расходник? А котельный матрос Цыденжапов отсутствовал в отделении?        

Не знаем, как проявили себя на пожаре командир, старпом, помощник и другие офицеры «Быстрого», но никто из них не упомянут в числе борцов с огнем. Хотя руководит ликвидацией аварии (если автор правильно помнит уставы) всегда самый старший по должности на борту…

P.S. «Быстрый» этой осенью словно попал в «черную полосу». Всего за несколько дней до пожара на нем повесился матрос срочной службы весеннего призыва. Если сказать точнее, матрос повесился на борту другого эсминца  — сразу после перевода с «Быстрого».

(«Новая» благодарит за помощь в подготовке материала следователя по особо важным делам ВСУ СКП РФ по ТОФ майора юстиции Ивана Суховольского и пресс-секретаря командующего ТОФ капитана 1-го ранга Романа Мартова.)

В самых дальних гаванях России

В настоящее время во Владивостоке базируются шесть ПЛ пр. 877 («Нурлат», «Усть-Камчатск», «Усть-Большерецк», «Комсомольск-на-Амуре», «Краснокаменск», «Могоча») и две пр. 6363 («Петропавловск-Камчатский», «Волхов»), ракетный крейсер пр. 1164 «Варяг», эсминец пр. 956 «Быстрый» (однотипный «Бурный» формально находится в ремонте, но, скорее всего, отправится на утилизацию), четыре БПК (фрегата) пр. 1155 («Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников»), три корвета пр. 20380 («Совершенный», «Громкий», «Алдар Цыденжапов»), четыре МПК пр. 1124М («Приморский комсомолец», «Кореец», «Метель», «Усть-Илимск»), ракетный катер пр. 1241Т и десять катеров пр. 12411, базовый тральщик пр. 12700 «Яков Баляев», пять базовых тральщиков пр. 1265, один БДК пр. 1171 («Николай Вилков») и три пр. 775 («Пересвет», «Ослябя», «Адмирал Невельской»), пять десантных катеров (3 пр. 1176, 1 пр. 11770, 1 пр. 21820).

РИА Новости
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

На Камчатке (в Петропавловске-Камчатском и Вилючинске) дислоцируются все АПЛ ТОФ. Это три РПК СН («Рязань» пр. 667 БДР, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» пр. 955А), пять ПЛАРК пр. 949А («Иркутск», «Челябинск» (обе в ремонте с модернизацией), «Тверь», «Омск», «Томск»), четыре многоцелевых АПЛ пр. 971 («Братск», «Магадан», «Самара» (все три сейчас в ремонте с модернизацией), «Кузбасс»). В ближайшее время вернётся из Индийской аренды ещё одна «971-я», «Нерпа», но, видимо, ей на смену отправится в Индию «Магадан».

Надводные силы Камчатской флотилии представлены четырьмя МРК пр. 12341 («Иней», «Мороз», «Разлив», «Смерч»), одним МПК пр. 1124 («Холмск») и тремя пр. 1124М (МПК-82, МПК-107, «Советская Гавань»), двумя морскими тральщиками пр. 266М и двумя базовыми пр. 1265. В ближайшее время к флотилии присоединится корвет пр. 20385 «Гремящий».

В двух береговых ракетных бригадах имеется два дивизиона ПКРК «Бал» и три дивизиона ПКРК «Бастион», защищающие не только Владивосток и Петропавловск-Камчатский, но также Кунашир и Итуруп.

Почти все указанные корабли и катера построены ещё в советское время и, по сути, дослуживают свой срок.

wikimedia.org
Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников».

Сказать, что этого мало — ничего не сказать. Ситуация усугубляется географическими обстоятельствами. В случае войны ТОФ может быть полностью отрезан от европейских флотов. Более того, изолированы друг от друга будут Приморская и Камчатская флотилии самого ТОФ.

Реальное состояние ТОФ особенно очевидно в сравнении с другими флотами на данном ТВД.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.