Атомный «лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота

Алан-э-Дейл       23.10.2022 г.

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.


Фото из архива

Миноносец российского императорского флота «Буйный» — участник трансокеанского перехода и сражения при Цусиме.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Представители

Название Прежнее название Заводской номер Заложен Спущен на воду Введён в строй Статус
«Современный» 861 1976 1978 1980 Списан в 1998 году
«Отчаянный» 862 1977 1980 1982 Списан в 2003 году
«Отличный» 863 1978 1981 1983 Списан в 1998 году
«Осмотрительный» 864 1978 1982 1984 Списан в 1997 году
«Безупречный» 865 1980 1983 1985 Списан в 2002 году
«Боевой» 866 1982 1984 1986 В консервации
«Стойкий» 867 1982 1984 1986 Списан в 2001 году
«Окрылённый» 868 1983 1986 1987 Списан в 1998 году
«Бурный» 869 1984 1987 1988 В составе КТОФ. Ремонт с 2005 года
«Гремящий» «Ведущий» 870 1984 1987 1988 Списан в 2007 году
«Быстрый» 871 1985 1987 1989 В составе КТОФ
«Расторопный» 872 1986 1988 1989 В составе КСФ. С 2000 года в отстое
«Безбоязненный» 873 1987 1989 1990 В составе КТОФ. Ремонт с 1999 года
«Безудержный» 874 1987 1990 1991 В составе КСФ. В резерве
«Беспокойный» 875 1988 1990 1991 В составе ДКБФ. В резерве
«Настойчивый» «Московский комсомолец» 876 1989 1991 1992 В составе ДКБФ.
«Адмирал Ушаков» «Бесстрашный» 877 1988 1991 1993 В составе КСФ
«Внушительный» 2211 1983 1987 служил плавучим складом, разделан на металл
«Ханчжоу» (杭州) «Важный», «Екатеринбург» 878 1988 1991 1999 в составе Восточного флота ВМС Китая
«Фучжоу» (福州) «Вдумчивый», «Александр Невский» 879 1988 1992 2000 в составе Восточного флота ВМС Китая
корпус № 20 880 1992 постройка остановлена при готовности 20 %
«Тайчжоу» (泰州) «Внушительный» 138 15.11.2003 23.07.2004 28.12.2005 в составе ВМС Китая
«Нинбо» (宁波) «Вечный» 139 07.2006 27.04.2005 на строящемся корабле на второй палубе возник пожар, выгорели помещения общей площадью 600 м². В настоящий момент — в составе ВМС Китая.

Сложности с местами строительства

Если говорить о габаритах, то это примерно 199 метров в длину, 22,5 – в ширину, при осанке в 6,8 метров (согласно результатов расчетов, имеющихся чертежей, а также существующих на флоте аналогов).

Судостроительные мощности в Северодвинске и Дальневосточные верфи пока заняты постройкой подводных лодок. Недавно введенный в эксплуатацию Керченский «Залив» еще не готов. Балтийская верфь специализируется на атомных ледоколах. Дальневосточная «Звезда» находится в стадии реконструкции.

Конец 2018 года был значимым для Северной верфи и Метростроя. Они наконец-то подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместное судостроение агрегатов больших водоизмещений. Для этого даже было подготовлено площадку размерами 250 на 140 метров.

По результатам изучения спутниковых снимков Google, работы начались, хотя это широко не афишируется. Также, по имеющимся данным, срок окончания данных мероприятий: первый квартал 2019 года.

Новые судостроительные мощности в СПб планируются к использованию для постройки двух десантных носителей вертолетов, и только после этого – к выполнению более масштабных задач.

Особенности конструкции лидеров эсминцев типа «Ленинград»

Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров эскадренных миноносцев. До извест­ной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствова­ли новейшим зарубежным эскадренным ми­ноносцам. В то же время по сравнению с «Но­виками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производи­ли впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей.

Все лидеры имели корпус клепаной конструкции из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обна­ружил склонность к растрескиванию. Броне­вой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.

Главная энергетическая установка лидеров по принципиальной схеме повторяла прото­тип — установку сторожевых кораблей типа «Ураган», но по агрегатной мощности превос­ходила ее почти в шесть раз. Она включала в себя три главных паровых котла и три глав­ных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов.

Чертеж лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Основным артиллерийским вооружением лидеров типа «Ленинград» были 130-мм артилле­рийские установки Б-13, зенитное вооружение, согласно проекту, составляли две 76,2-мм универсальные палубные установки 34-К, две 45-мм полуавтома­тические установки 21-К и четыре 12,7-мм пулемета ДК. Торпедное вооружение лидеров составляли два установленных в диаметральной плоскости четырехтрубных торпедных аппа­рата калибра 533 мм

Лидеры эсминцев «Минск», «Баку» и «Тбилиси» строились по измененному проекту №38, имевшему не так уж много отличий от проекта №1. Корма стала транцевой, выкружки гребных винтов заменили обычными кронштейнами. Подверглась изменениям носовая надстройка и мостик. Кроме того, добавили третью 76-мм артиллерийскую установку 34-К, крупнокалиберные пулеметы ДК заменили на ДШК.

https://youtube.com/watch?v=5cgSTVvUud4

Линкор в миниатюре

Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?

Вот и возникает вопрос — зачем так принижать, в смысле классификации, да ещё без всяких на то причин, наши современные «корветы» данного проекта, заранее признавая приоритет над ними натовских «эсминцев»? Только лишь потому, что те «толще и тяжелее»? Но разве это должно быть главным критерием классности кораблей?


mil.ru

Российский «корвет» проекта 20380/20385.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая – за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету — с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия – на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Описание конструкции миноносца проекта 23560

Запуск строительства планируется начать с 2025 года. По опубликованным данным, эскадренные миноносцы проекта 23560 имеют следующие параметры.

Атомный эсминец Лидер

Корпус

Данные о корпусе включают в себя следующие цифры:

  • Длина составляет 200 м.;
  • Ширина – 20м.;
  • Вместительность экипажа – 300 человек.
  • Водоизмещение – 18000 т.;
  • 6,6 метров осадки;

Энергетическая установка и ходовые качества

Учитывая то, что осталась только одна спецификация – атомная спецификация, то предполагается, что боевые корабли не будут иметь ограничения на дальность плавания, а автономность займёт – 90 суток и больше, в зависимости от физических возможностей экипажа.

История изменений

В течении всего времени проектирования корабль претерпел большое количество изменений. В первую очередь, снабжение атомной силовой установкой увеличила водоизмещение корабля на 3-5 тыс. тон. К тому же, на выставке был представлен экспортный вариант, который по словам проектировщиков практически не совпадает с новой разработкой. Возможно, это не последние изменения, т.к. планируется, что корабль заменит те боевые корабли, что у нас уже стоят на вооружении.

Возможные модернизации

На данный момент большая часть возможных модернизаций заключается в вооружении. Если произойдёт улучшение существующих технологий, то вероятно добавление электромагнитных пушек и боевых лазеров.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

ПРОЕКТ 956У

Описание проекта 956У 

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (проекта 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался И. И. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска 3С-14 на 16 крылатых ракет «Калибр». Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27).

Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6 700—6 750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты.

Чертежи проекта 956У в открытых источниках не представлены.

Овсянников С. И., Спиридопуло В. И. Советский суперэсминец третьего поколения. Часть 3. Отличительные особенности проекта 956 // История корабля : альманах. — предприниматель Богатов С . А., 2005. — Вып. 3, № 1. — С. 18.

Оценка проекта 956У 

Итак, хотя проект 956У реализован не был, опыт истёкших десятилетий даёт основания дать оценку отдельным проектным решениям, легшим в его основу.

Так, опыт боевых действий ВМФ РФ в 2015 году против террористов на территории Сирии показал высокую боевую эффективность ВПУ УКСК 3С14 «Калибр».

Наклонные пусковые установки СМ-403 промышленностью освоены не были. Единственным реализованным отечественным ВПК проектом наклонной пусковой установки оказался проект четырехконтейнерной пусковой установки ПКР «Уран».

Гипотеза периода 80х..90х годов о значительном росте эффективности противовоздушной обороны корабля за счёт замены шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-630 на зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Кортик-М» или их аналоги своего объективного подтверждения не нашла. Напротив, в ходе реализации программы военно-технического сотрудничества с Индией, поставки ЗРАК «Каштан» в составе фрегатов типа «Тальвар» были по окончании строительства первой серии прекращены, с заменой во второй серии фрегатов на АК-630.

Гибель в 2010 году корейского корвета «Чхонан» в результате внешнего взрыва, предположительно явившегося результатом торпедной атаки, показывает, что необходимость наличия на борту надводного корабля противоторпедного вооружения не утратила своей актуальности и в XXI веке. Таким образом, предлагавшийся проектом 956У демонтаж противоторпедного вооружения РБУ-1000 без его адекватной замены на иные варианты противоторпедного вооружения в настоящее время представляется ошибочным. Сочетание РБУ и двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов, при избыточных массово-габаритных характеристиках в сравнении с современными комплексами противолодочного и противоторпедного вооружения «Пакет-НК», сохраняет свою боевую ценность и в 2020 году, что подтверждается продолжением поставки в Индию фрегатов проекта 11356.

Полезные советы призывникам

Для того чтобы в армию не призвали, свою непригодность представителям ВВК следует доказать. Рассмотрим ряд советов, которые помогут убедить комиссию в вашей неспособности несения воинской службы.

Предоставление полного пакета необходимых документов. Подтвердить диагноз помогут частые обращения к специалистам с изложением жалоб, при этом все случаи должны быть в обязательном порядке зафиксированы в медицинской карте. Кроме того, приветствуются справки о проведении аллергологических проб с подробным указанием их результатов. Чем больше таких медицинских бумаг, тем выше шанс освобождения от взятия в армейские ряды.
Не следует обращаться в платные клиники. Многие молодые люди призывного возраста предпочитают дополнительно обследоваться в частных медцентрах, однако, как показывает практика, члены ВВК в большей степени доверяют тем документам, которые выдают на руки именно государственные учреждения.
Не стоит придумывать несуществующие болезни

Гораздо проще обратить повышенное внимание на те, которые, действительно, имеются. И если задолго до призыва начать посещать аллерголога, ставить его в известность о симптомах своего недуга и настаивать на проведении различных диагностических тестов, вам будет чем аргументировать перед представителями ВВК. Соответственно и шансов получить категорию «В» тоже будет в значительной степени больше.

Соответственно и шансов получить категорию «В» тоже будет в значительной степени больше.

Многие виды аллергии не являются поводом для отстранения от армии. Но те, которые позволяют получить категорию «В» или даже «Д», должны быть официально подтверждены. Не стоит рассчитывать, что военно-врачебная комиссия поверит вам на слово, поэтому следует заранее позаботиться о всех необходимых бумагах. Только в этом случае вы можете претендовать на освобождение от призыва.

История создания лидеров эсминцев типа «Ленинград»

В 1929 году Реввоенсовет СССР принял решение о постройке серии из шести однотипных эсминцев, три из которых предназначались для Черного моря, а следующие три — для Балтийского. В фев­рале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта так называемого эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил проектный номер 1.

Согласно проекту скоростной не бронированный корабль водоизме­щением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен был нести эффективное артиллерийское вооружение (пять артилле­рийских 130-мм установок главного калибра, две зенитные артиллерийские 76-мм установ­ки дальнего действия, четыре 37-мм зенит­ные установки и два 12,7-мм пулемета ближ­него боя), а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года.

22 февраля 1932 года было принято поста­новление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», в котором имелась и строка о необходимости закладки трех эскадренных миноносцев проекта 1 со сро­ком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре на заводе им.А. Марти в Николаеве, а один — «Ленин­град» — в ноябре на Северной судостроитель­ной верфи в Ленинграде. Несколько позже приняли решение заложить еще 7 единиц: три для Черного моря и по два — для Балтики и Дальнего Востока.

Общий вид лидеров эсминцев типа «Ленинград» (Проект 1)

Начало службы

Вступив в строй, «Минск» под командованием капитана 3-го ранга А. В. Волкова приступил к выпол­нению плановых задач по боевой подготовке, показав неплохие результаты на учебных стрельбах. Лето прошло в учебных походах и отработке совместного плавания с другими кораблями Балтий­ского флота.

Первую боевую задачу «Минск» получил 18 сентября 1939 года – за день до этого СССР начал операцию по присоединению польских территорий. 19 сентября лидеры «Минск» и «Ленинград» с эсминцами вышли в море на поиск польских подлодок. Не встретив противника, корабли вернулись в базу, при этом несколько раз с них обстреливали эстонские самолёты-разведчики, пролетавшие неподалёку.

После заключения пакта о взаимопомощи между СССР и Эстонией, в октябре 1939 года корабли Балтийского флота перебазировались из Кронштадта в Таллин. 12 октября «Минск» с эсминцами «Гордый» и «Сметливый» вошел в гавань Таллина.

Почему эсминец?

До сих пор при классификации кораблей учитывался их тоннаж. Однако данные американского «Замволта» свидетельствуют о смещении понятий в направлении укрупнения. Водоизмещение эсминца нового поколения типа «Лидер» также соответствует скорее классу ракетного крейсера (примерно 11-12 тыс. тонн). Такое утяжеление обусловлено несколькими факторами, в том числе увеличенным оперативным радиусом (дальние корабли маленькими не бывают), обилием электронного оборудования и антенных систем, а также особенностями энергетической силовой установки. Почему же его назвали эсминцем, а не крейсером? Дело в самой идеологической концепции. Назначение «Лидера» состоит в борьбе с береговыми очагами сопротивления (при высадке десанта) и кораблями противника разного класса, а также с воздушными и подводными целями. Такая универсальность характерна именно для эсминцев.

ТОП 5

В Минобороны РФ рассказали о судьбе экипажа крейсера «Москва»

В Севастополе нашли причину внезапного тумана

Туристы не могут доехать до Севастополя

В Севастополе проводили в последний путь погибшего на Украине офицера

На ремонте моста в Севастополе чиновница «заработала» новое авто

Показать все новости

Севастопольские медучреждения могут реорганизовать еще раз

На ремонте моста в Севастополе чиновница «заработала» новое авто

В Байдарской долине под Севастополем хотят строить 216 домов

В Минобороны РФ рассказали о судьбе экипажа крейсера «Москва»

Зарплаты севастопольских бюджетников оказались самыми высокими в ЮФО

Показать все новости

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 – эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь – ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.