Ракетный эсминец

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Миноносная лодка — морской «гладиатор»

После изобретения морской мины — водной ловушки, способной в одиночку уничтожить большой корабль, — появились суда, оснащенные подобным оружием. Первые миноносные корабли представляли собой небольшие катера с 1—2 минами, насаженными на шесты. Предназначением этих «гладиаторов» было скоростное сближение с вражеским кораблем и втыкание в его корпус шестов с минами.

Полотно А. П. Боголюбова. Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 г.

Таким кораблем, например, была русская миноноска «Бычок» водоизмещением 16 т, спущенная на воду в 1877 г. Паровой двигатель мощностью 220 л. с. позволял развивать скорость хода до 11,5 узла. 2 шестовые мины крепились на носу. В 1884 г. «Бычок» вместе со своей «одноклассницей» «Черепахой» был подарен освобожденной от турок Болгарии. Оба корабля действовали в составе австро-венгерской Дунайской военной флотилии. В 1938 г., спустя более 70 лет со дня спуска на воду, миноноски были сданы на слом.

Впервые в реальных боевых действиях минные катера были использованы во время Гражданской войны в США. 5 октября 1863 г. паровой катер конфедератов «Давид» атаковал броненосец федерального флота «Нью айронсайдс». В носовой части катера был закреплен шест длиной 7,62 м с зарядом пороха массой 27,2 кг. Хотя взрыв не привел к потоплению броненосца, однако корабль на год вышел из строя. После этого обе воюющие стороны построили еще несколько подобных катеров с шестовыми минами.

Британский миноносец «Лайтнинг»

В 1876 г., то есть в год начала серийного производства самодвижущейся торпеды Р. Уайтхеда, был построен британский миноносец «Лайтнинг», ставший первым в мире специализированным торпедным кораблем. Вооружение состояло из 2 торпед, опускавшихся в воду с помощью рам. Впоследствии рамы заменили трубным торпедным аппаратом — пусковой установкой современного типа.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. по предложению лейтенанта (впоследствии — адмирала) С. Макарова в состав русского Черноморского флота также были введены катера с шестовыми минами. В ночь с 14 на 15 мая 1877 г. 4 русских катера «Джигит», «Ксения», «Царевна» и «Царевич» в устье Дуная атаковали отряд турецких кораблей. Катера потопили турецкий речной монитор и сорвали атаку турок. Таким было начало «карьеры» нового класса малых боевых кораблей.

Русская миноносная «Бычок»

Автоматическое орудие Максима-Норденфельда — один из первых видов автоматического морского оружия

В поисках флота будущего

ИсторияЗамволта» начинается сильно раньше, чем многие думают. А именно — в 1987 году, ещё в эпоху холодной войны. Тогда по поручению вице-адмирала Джозефа Меткалфа Третьего была создана группаМайк» для изучения облика будущего флота. По сути, её задачей было просто пофантазировать на тему перспективных концепций — без точных цифр или проработанных проектов. Исключительно благие пожелания.

ГруппаМайк» последовательно выпустила два доклада: Ship Operational Characteristics Study(SOCS) и Surface Combatant Force Requirement Study(SCFRS). Первый был посвящён новым кораблям, а второй — изменениям в структуре флота.

Именно в рамках SCFRS впервые всерьёз была выдвинута идея корабля-арсенала, называемого в те времена ни много ни мало линкором XXI века

Отчёт SOCS был в основном посвящён общим концепциям, по которым должны проектировать корабли XXI века. Главной хотелкой было повышение боевой живучести, достигаемое как активными, так и пассивными методами. Боевые единицы должны иметь высокий уровень незаметности, активную защиту от торпед, высокую стойкость к повреждениям и возможность саморемонта в море, в том числе во время боя. Если и этого было мало, требовались модульность конструкции, интеграция в единую электронную систему управления флотом и авиацией, многозадачность и возможность подготовки экипажа прямо на борту.

В SCFRS чуть больше внимания уделялось вопросу о том, какие типы кораблей нужны. Предполагалось заменить крейсеры и эсминцы, ввести новый тип многоцелевого корабля сопровождения(будущий литоральный корабль).

Первым реализованным проектом, выполненным под влиянием SOCS, былФлайт» IIA — новая версия эсминцаАрли Бёрк»

В целом отчёт понравился адмиралам, но тут кончился СССР и стало не до того. К вопросу о модернизации флот вернулся лишь в 1993 году. Необходимо было определить, что всё-таки будут строить и сколько денег на это надо будет выбить из политиков.

В 1993 году стартовала программа SC-21(Surface Combatant for the 21st century), в рамках которой на основе идей SOCS должны были разработать уже конкретные предложения. К делу привлекли всех представителей крупных кораблестроительных фирм и офицеров разных рангов.

Различные проекты кораблей, выполненные в рамках программы SC-21

В рамках SC-21 рассматривалось большое количество проектов. Изучался экономный план апгрейда и достройки кораблей, уже стоящих на вооружении, с доведением их уровня до требований SC-21. Исследовалисьсмелые» проекты авианесущего стелс-крейсера и корабля-арсенала

Но наибольшее внимание уделялось трём проектам — малого модульного корабля, малозаметного эсминца для поддержки наземных сил и малозаметного крейсера ПВО. В 1997 году именно эта троица стала основой для SC-21

Остальные идеи(среди которых встречались и совсем безумные — вроде превращения супертанкеров в мобильный порт пополам с ракетной базой или флот из боевых катеров) были отвергнуты.

Проект вертолёто- / авианесущего крейсера SC-21 COEA 3A2

Описание конструкции

Для тщательного изучения корпуса эсминца была разработана объемная модель. Отличительной чертой кораблей проекта 956 является внешняя эффективность, тесно перекликающаяся со строгим экстерьером. По мнению экспертов, это сделано с целью создания пропагандистского эффекта.

Примечательно, что военная техника должна была решать ряд задач. Основная из них заключалась в политическом убеждении. Внешний вид корабля и его эффективность показывали, насколько хорошо поработали разработчики СССР.

Проект 956 – это уникальное сочетание целесообразности и многофункциональности. При этом во время разработки корабля учитывалась внешняя эстетика и художественная стилистика.

Корпус корабля

Отличительная черта боевых машин проекта 956 заключалась в самой конструкции. Она представляла собой длиннополубачный тип с -образной седловатостью в носовой части. Конструктивная особенность обеспечивала хорошие углы обзора во время активных боевых действий. Согласно документальным данным, КУД корпуса составлял 8,7.

Площадь корпуса эсминца составляла 1700 кв.м. Все палубы выстроены вдоль конструктивной ватерлинии. Подобное решение положительно отражалось на установке пушек и артиллерии.

Все обводы изготовлены с учетом сопротивления воды. Это действие позволило обеспечить достойный уровень незаливаемости в период активного шторма. Дополнительная отличительная черта заключается в наличии антенны гидроакустического комплекса.

Постройка носовой части корпуса отвечает за маневренность боевой машины. Корабли свободно преодолевали волны, и в случае необходимости, осуществляли быструю смену курса.

Все миноносцы оснащены шестью палубами. Большинство элементов корпуса изготавливали из стали нержавеющего типа. Подобное решение уберегало от преждевременного выхода из строя и гарантировало длительный срок службы.

Надводные части корпуса изготавливали из листов прочной стали. Кормовую часть дополнительно оснащали ребрами жесткости. Надстройки дополняли алюминиево0магниевыми сплавами. В совокупности, такое решение позволило создать прочный корпус эсминца, который свободно преодолевал любые расстояния.

Основные характеристики кораблей:

  • водоизмещение – 7900 т;
  • габариты: максимальная длина и ширина 156,5м х 17,2м;
  • габариты: длина и ширина ватерлинии 145м х 16,8 м;
  • средний параметр осадка – 6м.

Последние эсминцы проекта 956 отличались неограниченной мореходностью. Оружие можно было использовать в любых условиях качки, вплоть до 15°.

Энергетическая установка

Примечательно, что корабли нового поколения стали единственными моделями с энергетической установкой котлотурбинного типа. Она состояли из двух агрегатов, один располагался в носовой части судна, второй занимал выжидающую позицию в кормовой.

Автоматизированная система управления позволяла регулировать и контролировать все процессы и изменения. Наличие высоконапорных котлов усилило выработку пара, что положительно отразилось на уровне давления. Производимая энергия обеспечивала быстрый нагрев воздуха, что приводило в действие основные турбины.

Модернизация

Некоторые модели миноносцев потерпели преображения в процессе проектирования. Обновленные корабли располагали лучшими техническими характеристиками. Модели современного типа оснащались двумя паротурбогенераторами с максимальной мощностью 1250 кВт. Примечательно, что у каждого из них был резервный дизель-генератор, с адаптированной мощностью 2400 кВт.

Общая тактика игры на эсминце в World of Warships

Основы игры за эсминец:

Не спешите: если вы постараетесь как можно быстрее зайти в тылы – рискуете нарваться на врагов, которые пока еще не ушли в бой

Продвигайтесь осторожно, продумывая тактику дальнейшего боя.
Изучите миникарту. С опытом игры вы автоматически будет понимать, куда пойдут вражеские корабли

Например, если вы закинете торпеды в узкий проход по линкору – его уже ничего не спасет.

Изучите своё боевое судно

Прежде всего обращайте внимание на дальность полета торпед, чтобы не выпустить их зазря. Выполняйте свою задачу

Помните свои достоинства и недостатки и базируйте на них свои атаки по противнику. Не пытайтесь уничтожать в одиночку крейсеры, которые вас смогут законтрить более чем полностью.

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз Главнокомандующего ВМФ России, в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

И примкнувший к нам «японец»

Окончательные оценки степени соответствия эсминцев стран мира боевому предназначению в вероятных условиях боевого применения приведены в таблице 1.

Анализ свидетельствует о том, что в наибольшей степени соответствуют условиям вероятного боевого применения в возможных конфликтах современности американский «Арли Берк» , британский «Дэринг»  и южнокорейский «Король Седжон Великий». Причем в локальных войнах последний лидирует, существенно превосходя даже «американца». Эта тройка идет с большим отрывом от ближайших конкурентов – китайского проекта 052D , российского «Адмирала Чабаненко»  и индийского «Дели». Первый из них, чуть превосходя нашего и «индийца» в локальных войнах, столь же незначительно уступает обоим в крупномасштабных войнах.

Надо отметить, что три лидера рейтинга, а также китайский 052D относятся к новейшим, созданным по концепции 2-го послевоенного поколения, тогда как следующие за ними наш проект 1155.1 и «Дели» – высшие достижения среди кораблей-предшественников.

Эсминец «Арли Берк»

Следом с относительно небольшим отрывом идут российские проекты 956 и 1155, а также японский «Атаго». Странно видеть на этом месте в рейтинге новейший японский эсминец, в значительной мере представляющий собой копию «американца». Сказывается «урезанный» в сравнении с ним состав вооружения. «Атаго» не имеет ПКР и СКР, подобных «Томагавкам», а также высокоэффективной ГАС с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА). Зато наши весьма почтенные эсминец и БПК выглядят весьма прилично, подтверждая высокий уровень советской кораблестроительной школы и мощь отечественного оружия.

Далее в кильватере корабли, созданные в основном в 80-е. Это итальянский «Луиджи Дуранд де ла Пенне» , французские «Жорж Леги» и «Кассар», а также японский «Хацуюки». Сюда же относятся китайский проект 052С и корейский «Квангэтхо Тэван», построенные в начале XXI века. Все они по степени соответствия условиям боевого применения существенно уступают кораблям трех предшествующих групп. То есть фактически должны быть признаны устаревшими или ограниченно пригодными. Хотя «Квангэтхо Тэван» вполне соответствует условиям локальных войн (как, впрочем, и его «соплеменник» – «Король Седжон», который лидирует с большим отрывом по этому критерию).

Завершают рейтинг откровенно устаревшие корабли – китайский «Люйда» и индийский проект 61МЭ . Первый из них вообще представляет собой фактически советский эсминец проекта 41, спроектированный в годы Великой Отечественной, усиленный установкой на нем ПКР китайского производства. Второй новее. Это советский БПК проекта 61 начала 60-х, модернизированный в соответствии с требованиями индийского ВМФ. Хотя он имеет развитое ракетное вооружение, его ЗРК и ПКР уже не отвечают современным требованиям.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 – эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь – ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Ответы по задачнику

Интересно сопоставить боевые возможности рассмотренных кораблей по решению основных частных задач: уничтожение групп надводных кораблей и подлодок, отражение средств воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам противника. Эти данные приведены в таблицах 2 и 3.

Анализ свидетельствует, что наиболее сбалансированным по составу вооружения является «американец». По всем боевым задачам он ни разу не спускается ниже третьего-четвертого места, занимая первые по наиболее важным позициям – уничтожению боевых надводных кораблей и подводных лодок. Это отвечает концепции применения эсминцев в американском флоте. Будучи многоцелевыми кораблями, они предназначены решать как важнейшие задачи борьбы с надводными силами противника и нанесения ударов по наземным целям.

Британский «Дэринг», новейший из западноевропейских, имеет выраженную направленность на ПВО. По возможностям решения этой задачи он занимает первое место, оставив далеко позади «американцев», «японцев» и «корейцев». Однако во всем остальном его возможности несопоставимо более низкие, соответствуют скорее возможностям предшествующего поколения.

Схожую картину представляют «французы» и «итальянец». У них явно просматривается приоритет возможностей ПВО и ПЛО по отношения к другим. Это отражает роль и место данных кораблей в системе флотов НАТО – преимущественно эскортные, предназначенные для действий в крупных корабельных соединениях, в качестве охранения либо в составе КПУГ решающие задачи борьбы с подлодками в системе зональной ПЛО НАТО на Атлантическом ТВД. Аналогична ситуация с японскими эсминцами, создававшимися для зональной обороны побережья.

Российские корабли проектов 956 и 1155.1, как и американский «одноклассник», отличаются сбалансированностью вооружения. Именно это выводит их, несмотря на устаревшую концепцию, на передовые позиции в мировом рейтинге. Конечно же, важнейшим фактором является передовой характер советского/российского вооружения, его уникальные возможности.

Что касается проекта 1155, то это классический противолодочный корабль для решения задач ПВО и ПЛО при весьма ограниченном потенциале в остальном. В этом отношении он соответствует европейской концепции эсминца – служить в эскорте, обеспечивая боевую устойчивость главных сил.

/Константин Сивков, доктор военных наук, vpk-news.ru/

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая – за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету — с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия – на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Командиры корабля

С 1991 года командирами корабля «Настойчивый» являлись:

  • с 15 июля 1991 года — капитан 1 ранга Самчук Владимир Николаевич;
  • с 5 августа 1994 года — капитан 2 ранга Тузов Алексей Борисович;
  • с 30 апреля 1996 года — капитан 2 ранга Будин Олег Эдуардович;
  • с 5 октября 1997 года — капитан 2 ранга Белоногий Сергей Петрович;
  • с 29 июля 1999 года — капитан 2 ранга Цурак Юрий Викторович.
  • с 30 августа 2001 года — капитан 1 ранга Гуринов Олег Георгиевич;
  • с 5 июля 2004 года — капитан 2 ранга Пинчук, Сергей Михайлович;
  • с 28 августа 2006 года — капитан 2 ранга Гришан Олег Васильевич;
  • с 4 марта 2010 года — капитан 1 ранга Чобитько Сергей Александрович;
  • с 30 ноября 2011 года — капитан 1 ранга Набока Андрей Валериевич;
  • с 2013 года — капитан 2 ранга Липский Сергей Александрович.
  • с 2014 года — капитан 1 ранга Морген Александр Владимирович

Авторы Гайдпарка

  • Elka

    Что делать с мультфильмом, в котором советский пионер называет букву Z фашистской маркировкой?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Люди

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Талантливейший но слишком исполнительный Лютов

    Читать полностью

  • Дежурный модер

    Новая версия сайта newsland.com доступна для посещения

    Читать полностью

  • Григорий Сибиряк

    Свобода выбора

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    О любимом фанатичном шефе студентов ЛИАПа. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Sova

    Что делать однофамильцам?

    Читать полностью

  • Лаврентий Павлович

    В освобождённом Мариуполе налаживается мирная жизнь

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы считаете латинскую Z символом поддержки армии?

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Смогли бы муравьи создать цивилизацию

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Приоритет силы

    Читать полностью

  • Леонид Магит

    Прогнозы по Украине. Взгляд обывателя.

    Читать полностью

Примечания

  1. 123456789101112Павлов А. С. «Эсминцы 1 ранга». — Якутск: «Сахаполиграфиздат», 2000. — С. 36.
  2. 12Автор-составитель — Михаил Лукин . [www.kommersant.ru/doc/856203?isSearch=True «Весь российский флот». Балтийский флот.] Газета «Коммерсантъ-Власть» (№ 7 от 25 февраля 2008 года, стр. 84) // kommersant.ru
  3. 123456 [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Флагман — эскадренный миноносец проекта 956 «Настойчивый».] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  4. [ria.ru/politics/20110731/409825900.html Медведев посетил флагман Балтфлота эскадренный миноносец «Настойчивый».] «РИА-Новости» // ria.ru (31 июля 2011 года)
  5. [function.mil.ru/news_page/country/ Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 20 лет : Министерство обороны Российской Федерации]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FeIAnfJW Архивировано из первоисточника 5 апреля 2013].
  6. [flot.com/2016/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%8221/ Отставки на Балтийском флоте не коснулись экипажа флагмана]
  7. [www.nvmu.ru/archiv/1/n_19/10416.htm ЛНВМУ. Архивные дела нахимовцев. Капитан 1 ранга Пинчук Сергей Михайлович.] Ленинградское нахимовское военно-морское училище // nvmu.ru
  8. Светлана Белоцкая . [old.redstar.ru/2010/02/17_02/2_02.html Флагманский характер. Честь нести флаг командующего выпала эскадренному миноносцу «Настойчивый».] Газета «Красная звезда» // redstar.ru (17 февраля 2010 года)
  9. [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship/leader.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Набока Андрей Валериевич — командир эскадренного миноносца «Настойчивый», капитан 1 ранга.] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  10. [flot.com/nowadays/structure/baltic/detail.php?ELEMENT_ID=163972 Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 21 год.] «Центральный военно-морской портал» // flot.com (31 марта 2014 года)
  11. Андрей Выползов, Калининград . [www.kommersant.ru/doc/472573 Контр-адмирала потопил сын, которого подозревают в убийстве. Неуставные отношения.] Газета «Коммерсантъ» (№ 81 от 7 мая 2004 года, стр. 4) // kommersant.ru
  12. Валерий Громак, Калининград . [www.newizv.ru/society/2004-05-26/6858-synki-admiralov.html Сынки адмиралов. «Золотая» молодёжь стала главной проблемой Балтийского флота.] Газета «Новые Известия» // newizv.ru (26 мая 2004 года)
  13. Илья Стулов, Калининград . [izvestia.ru/news/296249 Сына адмирала будут судить за убийство сослуживца.] Газета «Известия» // izvestia.ru (9 ноября 2004 года)
  14. 123 [www.interfax-religion.ru/?act=news&div=57938 На флагмане Балтийского флота открыт походный храм.] «Интерфакс—Религия» // interfax-religion.ru (20 февраля 2020 года)
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.