Программное ядро бортовой киберинфраструктуры унифицированного ударного истребителя f-35

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Немного о технических характеристиках

Характеристики нового Яка соответствовали существовавшей тогда военной доктрине. Самолет мог эксплуатироваться с взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров (с коротких бетонных и асфальтовых полос) и в корабельных условиях. По сравнению с самолетами обычного взлета Як-141 был способен взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по рулежной дорожке, мог эксплуатироваться с поврежденных аэродромов.

Средства катапультирования обеспечивали автоматическое спасение летчика на всех режимах полета. И это было проверено при испытаниях Як-141 на авианосце. Летчик-испытатель В. А. Якимов при посадке, находясь уже над палубой корабля, на малой высоте превысил вертикальную скорость снижения. Як грубо сел, ударился о палубу, основные стойки шасси пробили топливный бак, возник пожар. Пилот был вынужден катапультироваться, и сделал он это вполне благополучно.

Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже, но в виде модели и короткого видеофильма по его летным испытаниям. Полнокровный дебют нового Яка состоялся год спустя на выставке в Фарнборо.

Даже в то время при вертикальном взлете Як-141 имел вес 15,8 т, что меньше веса МиГ-29 (16,7 т) и почти вдвое меньше взлетного веса Су-27 (30 т), хотя по другим летно-техническим характеристикам он уступал всем обычным истребителям и конкурировал по отдельным параметрам только с СВВП «Харриер», серийный выпуск которого был начат в 1966 году.

Кроме того, радиус боевого применения этого самолета не превышал 300 км. И это не позволяло ему защищать корабль, на котором он базировался, от крылатых ракет «воздух — корабль».

Большой расход топлива Як-141 при взлете, недостаточный радиус боевого применения, катастрофа одного из летных экземпляров самолета привели к тому, что программа его испытаний была прекращена, а финансирование приостановлено. Также концу 1991 года были остановлены работы по подготовке серийного производства Як-141 на Саратовском авиазаводе. Таким образом, в России на долгое время была прикрыта тематика развития самолетов вертикального взлета и посадки.

Однако стоит привести цитату, взятую из отчета экспертов ГосНИИАС. Она говорит о том, что, «как показал опыт разработки истребителя Як-141, заявляемый способ (вертикального взлета и посадки) может применяться не только новыми машинами соответствующей конструкции, но и самолетами серийно выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из присущих ему положительных летных и тактико-технических характеристик».

В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма «Локхид» в 1996 году для своего проекта по программе JSF («Единый ударный истребитель») выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.

И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А. С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже они отказались от сотрудничества и решили (получив от русских 90% информации), что сделают такой истребитель сами. И сделали. Им стал F-35В.

Близнецы-братья

Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 1991—1997 годах. По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141.

Однако  F-35B имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъемного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки.

Но конструкции обоих самолетов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолет несет «мертвый груз» в виде подъемных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объем внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии 35-х имеет самую низкую дальность полета).

На разработку самолета было затрачено свыше 56 млрд долларов. Согласно заявлению президента Трампа, полная стоимость проекта составила 400 млрд. Стоимость одной машины в среднем превышала 150 млн.

После того как в конце 2016 года Трамп подверг критике программу создания новейшего боевого самолета из-за ее стоимости, корпорация Lockheed Martin объявила о снижении стоимости истребителей F-35 до 85 млн долларов в 2019 году. На рубеже производства 200 машин цена за F-35 упадет до 85 млн за штуку.

К лицу ли ФРГ роль могильщика?

Пока в споре значительный перевес на стороне тех, кто категорически против военной нуклеаризации. Их главный аргумент — международные обязательства Берлина.

«Если взять под сомнение эти обязательства, мировой репутации и ответственности Германии будет нанесён серьёзный ущерб, — полагает авторитетный немецкий политик, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. — Берлин поставит под вопрос надёжность ядерного сдерживания НАТО, а значит, и сам этот альянс, а также весь режим ядерного нераспространения». По его словам, если Германия нарушит свой безъядерный статус, что тогда помешает Турции или Польше, например, последовать её примеру?

flickr.com
Это не игровые автоматы. Европейцы должны понимать, насколько опасные ядерные игры.

«ФРГ в качестве могильщика международного режима нераспространения — кто может пожелать такого?» — резюмировал Ишингер.

…Сейчас в США (и инициатива НАТО — тому подтверждение) идут разговоры о том, чтобы перебросить часть своего ядерного арсенала поближе к российским границам. Недавно, например, вице-премьер и глава правящей польской партии Ярослав Качиньский выразил готовность разместить на территории своей страны ядерное оружие Штатов. Однако американцы, похоже, в своих раскладах отдают предпочтение более надёжной и проверенной Германии.

Однако в любом случае немцы (как, впрочем, и датчане с норвежцами, не говоря уже о поляках) должны понимать, что их опасные ядерные игры приведут к печальному концу — тому, что называется «ядерной зимой». Прилетит так, что мало не покажется.

Трудная дорога в небо

Проектирование этого истребителя началось в 1975 году, но первый летный экземпляр построили только 11 лет спустя. Такая большая задержка во времени постройки объяснялась не техническими, а скорее финансовыми трудностями, которые до сих пор испытывает весь российский авиапром.

В 1987 году начались первые полеты, а через два года закончились летные испытания Як-141. Истребитель, несмотря на трудности по доводке силовой установки, получился довольно удачным. Летными испытаниями руководил заместитель главного конструктора ОКБ К. Ф. Попович.

Взлет Як-141, по утверждениям очевидцев, напоминал сюжет из какого-то фантастического фильма. Из-под брюха спокойно стоявшего на полосе самолета под аккомпанемент ревущих двигателей вырвалось желто-красное пламя. В какой-то неуловимый момент окрашенный в защитный цвет истребитель, словно опираясь на этот огонь, стал медленно, совершенно вертикально подниматься в небо. На высоте нескольких десятков метров он завис в воздухе как вертолет, а потом, убрав шасси, стал нехотя разгоняться и, набрав за короткое время огромную скорость, исчез вдали. Сделав размашистый круг, самолет замедлил свое движение, остановился в воздухе и, плавно снижаясь, вертикально приземлился.

Общая «ядерная кухня»

Новые горизонты, по её словам, открываются у программы НАТО Nuclear Sharing («ядерное совместное использование» — с анг.).

Эта хитрая концепция, с переменным успехом действующая ещё с 1960-х годов, предусматривает предоставление безъядерным членам альянса права на использование стратегических видов вооружения США, размещённого на их территории. При этом американцы сохраняют за собой контроль над кодами для активации ядерных боеголовок.

wikipedia.org
Суперпомощь! Оранжевым цветом отмечены государства, желающие поучаствовать в антироссийской программе Nuclear Sharing: ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и Турция.

В Вашингтоне полагают, что с помощью программы (а по сути — откровенной уловки) они не нарушают обязательства по нераспространению ядерного оружия.

Каждый год (как правило — осенью) проводятся секретные натовские учения Steadfast Noon («Непоколебимый полдень»). Немецкие, голландские, бельгийские и итальянские пилоты отрабатывают транспортировку и подвеску на самолёты-носители авиабомб В61.

flickr.com/rocbolt
Бомба B61 — против бомбы есть приём.

То есть сейчас, как считает руководство альянса, доступ к американскому ядерному оружию для союзников по блоку упрощается. Уже в ближайшем будущем такие арсеналы могут появиться в Польше, Дании или Норвегии, которые готовы раскошелиться на новые самолёты США. А к концу нынешнего десятилетия, как убеждены в брюссельской штаб-квартире, большинство стран альянса подключатся к Nuclear Sharing.

Германия может, но пока не хочет

Несколько дней назад министру обороны ФРГ Кристине Ламбрехт (СДПГ) на пресс-конференции был задан провокационный вопрос: «Возможно ли, что бундесвер в обозримой перспективе получит собственное ядерное оружие?».

Фрау министерин закрутилась, как уж на сковороде: «В правящей коалиции мы дали обязательство внести свой вклад в ядерное вооружение в рамках Североатлантического альянса

Именно поэтому было так важно решить вопрос о том, что придёт на смену Tornado. Альянсу мы предоставляем самолёты, а не ядерное оружие», — витиевато парировала она

Она активизировалась после начала российской спецоперации на Украине. Главная интрига (и угроза) состоит в том, что ФРГ, как ни одна другая страна, обладает всеми научными и техническими возможностями для того, чтобы в короткие сроки стать новой ядерной державой.

flickr.com/nato
Бабушка и дедушка бесконтактного соития в рамках Североатлантического альянса.

Вот, например, мнение профессора политологии университета бундесвера (Гамбург) и Рейнского университета им. Фридриха Вильгельма (Бонн) Кристиана Хакке: «Есть много веских причин, по которым современная Германия сознательно отказалась от оружия массового уничтожения. Но все договорные, моральные и политические обязательства могут быть пересмотрены.  …И это включает в себя размышления, может ли Германия (и при каких условиях) быть ядерной державой ради укрепления собственной безопасности и безопасности своих союзников».

Смертоносная бомба станет хвостатой

Однако натовцы не были бы натовцами, если бы не наделали очередных глупостей. Дело в том, что те безъядерные страны блока, что уже задействованы в программе Nuclear Sharing, в настоящее время по-прежнему рассчитывают на использование в качестве единственного подходящего самолёта-носителя авиабомб В61 . Он был принят на вооружение более 40 лет назад, срок эксплуатации заканчивается. В Германии, например, в 2025 году.

flickr.com/elfinboy
Устаревший Panavia Tornado — сегодня единственный самолёт-носитель авиабомб В61.

Теперь о нестыковках. Осенью 2019 года еженедельник Der Spiegel сообщил о сверхсекретной операции. Якобы со склада на авиабазе в Бюхеле для модернизации на два дня по воздуху вывезли за океан все 20 авиабомб. Там они были переоснащены современной, более точной системой наведения и вернулись в ФРГ уже под кодом В61-12.

Программа продвигается с трудом, и серийное производство уже неоднократно откладывалось. Первоначально замена всех ядерных боеприпасов в Европе планировалась на 2020 год, но от задумки пришлось отказаться. Стресс-тесты выявили дефекты — компоненты бомбы и боеголовки оказались недолговечными.

Теперь главная интрига: F-35, по задумке разработчиков, может использовать бомбу B61 лишь 12-й модификации. Планировалось, что новый истребитель-бомбардировщик будет готов её нести уже в нынешнем году, но что-то пошло не так. Испытания затягиваются.

А это значит, что та же Германия, купив американские самолёты, получит сразу несколько проблем: не доведённый до рабочего состояния F-35 вкупе с не доведённой до рабочего состояния авиабомбой B61-12. 

jsf.mil
B61-12 ядерная гравитационная бомба.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.