Что такое термобарическое оружие и почему его так боятся

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

КАБ-500Л 534 кг

Представитель семейства советских/российских корректируемых авиационных бомб весом около 500 килограмм. Первая из семейства (КАБ-500Л) была принята на вооружение в 1975 году.

Одновременно с неуправляемым вариантом был разработан корректируемый вариант бомбы КАБ-500Кр наводящийся на цель с помощью телевизионной ГСН. В последующем появились другие варианты корректируемых КАБ-500 с наведением по лазерной подсветке целей, а также КАБ-500С с наведением по ГЛОНАСС.

Боевая часть бомбы может быть бетонобойной для разрушения бетонных перекрытий, фугасной и объемнодетонирующей для поражения пехоты и техники в том числе в укрытиях ударной волной.

Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.

ЗАБ-500 500 кг

Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.

ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.

Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

General info

Bomb characteristics
Mass 5,080 kg
Explosive mass 3,361 kg
Explosive type TGA-16
TNT equivalent 5,041.5 kg
HE max penetration 350 mm
Destruction radius 105 m
Fragment dispersion radius 370 m

Effective damage

With a huge destruction radius of 105 m, nothing that stands near the FAB-5000 is likely to survive. Simply aiming the bomb near a capture zone will guarantee destruction of anything inside of it (this also applies to teammates so be careful!). The fragment dispersion is very effective even past 200 m thanks to almost 2 tons of steel surrounding the TGA-16 explosive filler, more than enough to kill lightly armoured vehicles such as SPGs and SPAA or at least damaging crew. It is important to set a fuse of at least a couple of seconds or to bomb from high altitudes as any planes near the bomb are likely to take critical damage.

Comparison with analogues

No other bomb in-game compares to the destructive power of the FAB-5000. The nearest counterpart is the Soviet FAB-3000M-46 used by the Tu-4, Tu-14 and IL-28.

Огнемет Шмель — видео

https://youtube.com/watch?v=X8L5OQNz-io

Предназначен для поражения укрытых огневых точек противника, вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, уничтожения живой силы противника. Прицельная дальность стрельбы огнемёта с диоптрическим прицелом — 200 м. По фугасному воздействию 93-мм калибр огнемёта на основные виды целей не уступает 122—152-мм артиллерийским снарядам. При взрыве высокотемпературный импульс сопровождается резким перепадом давления, образующимся из-за взрыва топливо-воздушной смеси.

Уничтожает всё живое в объёме до 80 м³; площадь поражения: на открытой местности — от 50 м², в замкнутом пространстве — до 80 м². Укрытые цели выводятся из строя из-за перепада давления даже без пробития преграды, если они не герметизированы. Стрельба возможна по амбразурам ДОТов, легкобронированным целям и т. д. Разработан в 1980-х годах в Конструкторском бюро приборостроения. Механические взрыватели были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе.

Устройство

Огнемёт состоит из следующих составных частей: контейнера, боеприпаса, цанги и двигателя.

Контейнер предназначен для производства выстрела, направления боеприпаса в цель и обеспечения герметичной упаковки оболочки со снаряжением и двигателя. Контейнер состоит из трубы с фланцами, на нём размещены: ударно-спусковой механизм, прицельное приспособление, ремень, узлы соединения во вьюк (передний и задний бандажи).

Боеприпас предназначен для поражения цели. Он представляет собой оперённый артиллерийский снаряд, проворачивающийся в полёте. Боеприпас состоит из капсулы, заполненной огнесмесью, взрывателя и блока таблеток воспламенительно-разрывного заряда.

Оболочка со снаряжением крепится к двигателю при помощи цанги.

Двигатель предназначен для сообщения скорости боеприпасу. Двигатель пороховой, отделяемый от боеприпаса в стволе, с истечением части пороховых газов в заснарядное пространство ствола. Он состоит из камеры, метательного заряда и воспламенителя.

Модификации

Выпускается в трёх модификациях:

РПО-А (термобарический боеприпас на основе высокой температуры и избыточного давления). Для поражения укрытых огневых средств в городе, в полевых условиях и в горах, для разрушения укрытий, автотранспортной и легкобронированной техники.

РПО-З (зажигательный боеприпас). Для создания ландшафтных пожаров и пожаров в зданиях, сооружениях и складах ГСМ.

РПО-Д (дымовой боеприпас). Для создания дымовых завес, ослепляющих расчёты огневых средств и непереносимых для живой силы условий в различного рода укрытиях.

МРО-А (термобарический боеприпас на основе высокой температуры и избыточного давления). Укороченный вариант РПО-А для действий в городе, по конструкции частично аналогичен РПГ-26. Есть варианты дымовой (МРО-Д) и зажигательный (МРО-З).

«Шмель-М» — модификация, основными улучшениями названы снижение веса до 8,8 кг, повышение мощности ОДБЧ.

Расшифровка названия

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения
  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные
  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Су-34 «Утенок»

Современный многофункциональный двухместный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) поколения «4++», предназначенный для нанесения высокоточных ударов, в том числе и с использованием ядерного оружия. Первые самолеты поступили на вооружение в 2006 году и сейчас он считается основным ударным самолетом Воздушно-Космических сил России. Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утенок» из-за носовой части самолета, напоминающего клюв утки.

Впервые Су-34 применили во время войны в Южной Осетии, где он обеспечивал действия ударной авиации, подавляя грузинские ПВО.

Мощное бронирование обеспечивает Су-34 высокую боевую живучесть при полетах на малой высоте над территорией противника, насыщенной средствами ПВО. Некоторые элементы Су-34 выполнены с учетом технологии Stealth с применением радиопоглощающих покрытий и материалов. Это позволило сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E.

«Самые-самые» среди авиабомб[править | править код]

Авиабомбы обычного снаряженияправить | править код

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества – 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3639 дней] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбыправить | править код

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Примечания

  1. 1234567891011121314151617181920212223Миропольский Ф. П., Кузнецов В. В., Саркисян Р. С., Галушко Б. И., Моисеев А. Г., Сапков В. В., Вишняков О. Л. Авиационные средства поражения / Под ред. Ф. П. Миропольского. — М.: Воениздат, 1995. — 255 с.
  2. 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536 БАЗАЛЬТ. Авиабомбы, разовые бомбовые кассеты, ручные гранаты и гранатометы, минометные выстрелы. Фирменная брошюра
  3. 1234567 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век Том 10 — «Авиационное вооружение и авионика»
  4. БЕТАБ-500У
  5. Самая мощная в мире вакуумная бомба: российские испытания — Первый канал
  6. КМГУ.
  7. Использование бомбовой кассеты РБК-500 СПБЭ-Д в Сирии на YouTube (видео)

Description

Data for FAB-50sv (50 kg) bomb
Metric Imperial
Overall Length 93.6 cm 36.9 in
Body Diameter 21.9 cm 8.6 in
Filling Weight 24 kg 52.9 lb
Total Weight 64 kg 141 lb
Explosive Filling TNT
Bomb Type High Explosive

The 50 kg FAB-50sv is a Soviet general-purpose high-explosive bomb. FAB is an acronym for fugasnaya aviatsionnaya bomba (фугасная авиационная бомба) or high explosive bomb. FAB bombs are generally followed by the numbers representing the bomb’s weight in kilograms. Soviet iron bombs typically utilise circular ring airfoils to stabilise the bombs during freefall differing from the fins rather than box fins utilised on western type general purpose bombs.

FAB bombs typically functioned with a single nose fuse, a single tail fuse or both which then served as a redundant trigger if the nose fuse failed. Soviet bombs are generally dark grey as the primary overall colour and typically are marked with designation weight in kilograms (e.g. FAB-50), fuse type, explosive or chemical filler and the number of auxiliary boosters (only found on bombs 250 kg or heavier). The tail fin will also include markings, such as year of manufacture, lot number produced from and factory number.

Vehicles equipped with this weapon

Vehicles equipped with this weapon
Fighters 
I-15  I-15 WR · I-15 M-22 · I-15R · I-15bis · ␗I-15bis
I-16  ␗I-16 type 17 · I-16 type 18 · I-16 type 24 · I-16 type 27 · I-16 type 28
I-153  I-153 M-62 · Zhukovsky’s I-153-M62 · ␗I-153 M-62 · I-153P
I-180  I-180S
ITP  ITP (M-1)
LaGG-3  LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66
La-5  La-5 · La-5F · La-5FN
La-7  La-7 · Dolgushin’s La-7 · La-7B-20
Yak-1  Yak-1 · Yak-1B
Yak-7  Yak-7B
Strike aircraft 
IL-2  IL-2 (1941) · IL-2 (1942) · IL-2 M-82 · IL-2-37 · IL-2M «Avenger» · IL-2M (1943) · IL-2M type 3
IL-10  IL-10 · IL-10 (1946) · ␗IL-10 (1946)
Su-2  BB-1 · Su-2 (M-82) · Su-2 MV-5 · Su-2 TSS-1
Su-6  Su-6 · Su-6 (AM-42) · Su-6 (M-71F)
Tandem MAI  Tandem MAI
Bombers 
B-25  ▂B-25J-30
DB-3  ␗DB-3A · DB-3B
IL-4  IL-4
MBR-2  MBR-2-M-34
Pe-8  Pe-8
Po-2  Po-2
Yer-2  Yer-2 (M-105) · Yer-2 (M-105) TAT · Yer-2 (M-105R) LU · Yer-2 (M-105R) TAT
Jet bombers  Tu-14T

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Саддам застал врасплох

К моменту вступления иракской армии в Кувейт и начала подготовки американской акции наиболее «продвинутой» в ВВС США противобункерной боевой частью была BLU-109 (Bomb Live Unit). Эта БЧ имела корпус из стального сплава толщиной 25 мм, который заполнялся 240 кг взрывчатки (тритонала). BLU-109 использовалась в авиабомбах GBU-24 (для F-111 Aardvark и F-15E) и GBU-27 с системой лазерного наведения Paveway III (для F 117A), а также в бомбах электронно-оптического наведения GBU-15 и в ракетах (фактически в управляемых бомбах с ракетным двигателем) AGM-130. Эта штуковина могла пробить примерно метровый слой армированного сталью бетона, а затем, благодаря электромеханическому взрывателю, подорвать заряд тритонала и уничтожить содержимое бункера.

Однако Саддам Хусейн был, похоже, в курсе возможностей американского оружия: он закопал и забетонировал свои стратегически важные объекты так, что BLU-109 они оказались не по зубам. Разведка докладывала, что иракские бункеры для укрытия живой силы и пунктов управления представляли собой разветвленную систему трубчатых переходов, которые соединяли помещения разного назначения. Все это помещалось под 15-метровым слоем грунта и железобетонной плитой толщиной 60 см. Неядерного оружия, которое обладало бы достаточной энергией для преодоления такой двухслойной защиты, у американцев на тот момент не было.

В этой ситуации Томас Фергюсон, один из высокопоставленных чинов ВВС США, в октябре 1990 года дал задание конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, располагающемуся на военно-воздушной базе Эглин (штат Флорида), срочно подготовить предложения по созданию оружия, способного дотянутся до подземных бункеров Саддама. К проекту также подключили инженеров Lockheed Missile and Space Company.

Оружие В России создали оружие против стай дронов

КАБ-500Кр, корректируемая авиационная бомба

Корректируемая авиационная бомба КАБ-500Кр калибра 500 кг предназначена для поражения широкой номенклатуры наземных и надводных стационарных целей, в том числе прочных и слабоконтрастных (замаскированных, положение которых известно относительно окружающих ориентиров на местности), с реализацией принципа «сбросил — забыл»).

Система наведения бомбы на цель — телевизионно-корреляционная. КАБ-500Кр может применяться одиночно и залпом с горизонтального полета, пикирования, или кабрирования в дневных условиях (по освещенным целям — и ночью), в том числе по нескольким разнесенным целям в одной атаке.

Бомба состоит из корпуса, телевизионной головки самонаведения, устройства электрического взведения взрывателя, блока системы управления, боевой части, турбогенераторного источника энергоснабжения, взрывателя, рулевого привода, блока бортовой автоматики. Телевизионная гиростабилизированная головка самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели включает оптико-электронную часть, установленную на трехстепенной гиростабилизированной платформе, и электронный блок обработки информации, расположенные в едином корпусе. Передняя часть головки закрыта сферическим прозрачным обтекателем.

Головка обеспечивает наведение бомбы на цель при освещенности на местности 50-100000 лк и контрасте ориентиров 0.2. Дальность захвата цели типа «самолет на стоянке» при метеорологической дальности видимости 10 км — 15-17 км. Подвеска бомбы на самолете осуществляется с помощью универсального балочного держателя серии БД3-У.

По своим тактико-техническим характеристикам это наиболее совершенный образец калибра 500 кг, не имеющий прямых зарубежных аналогов в отношении телевизионной головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели. Отличительные особенности бомбы:

— высокоточная помехоустойчивая система самонаведения;

— нет ограничений на маневр самолета-носителя после сброса, реализован принцип «cбросил — забыл»;

— поражает слабоконтрастные или замаскированные цели, если их положение известно относительно окружающих ориентиров;

— возможно как одиночное, так и залповое бомбометание, в том числе по нескольким разнесенным целям в одной атаке;

— фугасно-бетонобойная боевая часть является наиболее универсальной для поражения широкой номенклатуры целей, в том числе прочных.

Корректируемая авиационная бомба КАБ-500Кр применяется в составе комплексов вооружения самолетов фронтовой авиации типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-24М, МиГ-29 и др.

Расшифровка названия[править | править код]

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения
  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные
  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Из артиллерии в авиацию

Реконструкция облика бомбы БЕТАБ-150ДС.

Примечательные результаты в деле борьбы с корабельной броней и бетонными укреплениями показывала 203-мм артиллерия. По этой причине основой для новых бомб стали существующие снаряды соответствующих калибров. Бетонобойную бомбу построили на основе снаряда Г-620 аналогичного назначения. Последний весил около 100 кг, имел толстостенный корпус и нес 15,36 кг взрывчатого вещества. Снаряд комплектовался ударной трубкой УТ-36. После определенной переработки конструкции и установки дополнительных агрегатов снаряд превратился в бомбу.

Новое изделие получило название БЕТАБ-150ДС – «бетонобойная авиационная бомба калибром 150 кг». Литеры «ДС» означали «дополнительная скорость» – так обозначалось наличие разгонного твердотопливного двигателя, предназначенного для повышения характеристик пробития и заглубления.

Бетонобойная бомба нового типа получила стальной корпус, основанный на детали существующего артиллерийского снаряда. Он имел головную часть заостренной формы с цилиндрической поверхностью в задней части. Сзади к снаряду предлагалось присоединять цилиндрический корпус с твердотопливным двигателем, оснащенным дистанционной трубкой ТМ-4. Снаружи на нем установили Х-образное оперение. Любопытно, что, в отличие от более поздних БЕТАБ, первое изделие этого класса не имело тормозной системы.

Бомба БЕТАБ-150ДС имела длину чуть менее 2,1 м при диаметре корпуса 203-205 мм. Снаряженная масса – 165 кг. Ракетный двигатель получил заряд твердого топлива массой 17,4 кг. После сброса с самолета-носителя бомба должна была выходить на расчетную траекторию и включать двигатель, при помощи которого достигалась скорость 210 м/с. Испытания показали, что при падении на мраморный скальный массив перспективное изделие может уйти на глубину 1,65 м. После взрыва в массиве появлялась воронка диаметром 1,8 и глубиной 2,5 м.

Послевоенная БЕТАБ-500 под крылом самолета.

По ряду причин, первая отечественная бетонобойная бомба не успела на Советско-финскую войну. В ходе этого конфликта Красная Армия столкнулась с проблемой в виде многочисленных вражеских укреплений, и при этом не могла рассчитывать на реальную помощь бомбардировочной авиации. Бомбу нового типа приняли на вооружение уже во время Великой Отечественной. По имеющимся данным, советские бомбардировщики регулярно использовали такое оружие против различных объектов противника, и в большинстве случаев речь шла об успешном поражении цели.

В тот же период разрабатывалась более крупная бетонобойная бомба БЕТАБ-750ДС. Она отличалась увеличенной до 4 м длиной и была больше похожа на снаряды реактивных минометов. Однако при освоении производства такого оружия возникли серьезные проблемы, и вскоре от него отказались. В результате этого в линейке БЕТАБ осталось только одно серийное изделие.

КАБ-500Л 534 кг

Представитель семейства советских/российских корректируемых авиационных бомб весом около 500 килограмм. Первая из семейства (КАБ-500Л) была принята на вооружение в 1975 году.

Одновременно с неуправляемым вариантом был разработан корректируемый вариант бомбы КАБ-500Кр наводящийся на цель с помощью телевизионной ГСН. В последующем появились другие варианты корректируемых КАБ-500 с наведением по лазерной подсветке целей, а также КАБ-500С с наведением по ГЛОНАСС.

Боевая часть бомбы может быть бетонобойной для разрушения бетонных перекрытий, фугасной и объемнодетонирующей для поражения пехоты и техники в том числе в укрытиях ударной волной.

Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.