Falcon-9: пиар не летает

Алан-э-Дейл       16.11.2023 г.

Оглавление

Три, но больших, либо пять, но маленьких

Основная проблема возникла с двигателями. С позиции главного конструктора Королёв настаивал на кислород-керосиновой схеме без использования токсичных компонентов. В ОКБ Глушко от создания таких двигателей отбивались как чёрт от ладана — не хватало людей, стендов и времени. Вместо этого в бюро предлагали установить двигатели на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраоксиде. Пусть токсичнее, но мощнее. Против этого возражал Королёв, понимавший, что в случае падения несколько сотен тонн топлива могут привести к серьёзнейшей проблеме.

Валентин Петрович Глушко упёрся намертво, и тогда Сергей Павлович обратился за помощью в КБ Кузнецова, тогда только начинавшее свой путь в индустрии ракетных двигателей, о чём конструкторы сразу и предупредили. Мол, сделаем на керосине, но двигатели маленькие получатся, зато много.

На первой ступени ракеты-носителя Н-1 установили аж 30 двигателей НК-15, восемь на второй ступени и ещё четыре на третьей. Большего количества движков на ракету ещё никто и никогда не вешал.

От Falcon Heavy пострадают Boeing и Lockheed Martin

Заявленные энергетические характеристики этой ракеты делают ее на порядок более мощной в сравнении со всеми существующими носителями в США, Европе, России и Китае.

Это даст возможность SpaceX выводить по конкурентным для отрасли ценам рекордные по нынешним временам полезные нагрузки:

  • Группировки спутников
  • Сверхтяжелые одиночные космические аппараты
  • Модули

Главными «пострадавшими» от введения в эксплуатацию Falcon Heavy станут Boeing и Lockheed Martin. Их совместное предприятие ULA (United Launch Alliance) было создано специально для запусков ракет семейств Delta и Atlas для американских военных задач за очень щедрое вознаграждение.

Теперь Falcon Heavy вполне сможет заменить эти ракеты по гораздо более низким ценам.

Что касается дальнего космоса, полетов на Луну, астероиды и Марс, SpaceX разрабатывает для этих целей другую, еще более мощную ракету – BFR, которая, впрочем, будет использовать технологический задел Falcon Heavy.

В ходе этой миссии SpaceX удалось одновременно вернуть и вертикально посадить два боковых ускорителя с целью их дальнейшего использования, что также является для мировой космической отрасли явлением уникальным (боковые ускорители Шаттла также плавно сажали в воду с помощью парашютов, однако они никогда не были повторно использованы).

Несмотря на то что не удалось спасти центральный ракетный блок и посадить его на морскую платформу, ясно, что сделан еще один шаг вперед в области своевременных многоразовых космических транспортных систем.

SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?

Пассажирский космический корабль Crew Dragon

Да. В планы Маска входят не только грузовые полеты, но и доставка пассажиров в космос. В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт с NASA на транспортировку американских астронавтов к МКС. По старой договоренности, до конца 2016 года эти задачи выполняет «Роскосмос». Но космические корабли Crew Dragon на ракетах-носителях Falcon 9 должны заменить аппараты российского производства уже в 2017 году. В случае успеха идеи многоразового запуска техника SpaceX может потеснить «Роскосмос» и в других сферах космического бизнеса. В то же время проект федеральной космической программы до 2025 года предусматривает разработку подобных технологий в России.

Запуск и испытание на орбите [ править ]

Длительная выдержка пуска (слева) и посадки (справа) во время полета.

Рейс 20 был запущен 22 декабря 2015 года в 01:29 UTC (21 декабря, 20:29 по местному времени).

Повторное зажигание второй ступени править

После успешного запуска и развертывания спутников OG2 двигатель второй ступени Merlin Vacuum (1D) успешно перезапустился, продемонстрировав свою способность выводить SES-9 на геостационарную переходную орбиту . В результате сгорания двигателя вторая ступень сошла с орбиты, как и планировалось, для разрушительного возвращения в атмосферу , не позволив ей превратиться в космический мусор .

Особенности комплекса и принцип работы

Стрит Фалькон — тип средства измерения, дословно: «комплекс измерительный значений текущего времени с фотовидеофиксацией». Производителем его является московская компания ООО «Стрит Фалькон». Состоит комплекс из:

  • сервера времени;
  • сервера обработки информации (ПЭВМ);
  • встроенной цифровой камеры с круговым обзором 360 градусов;
  • комплекта кабелей.

Технические условия для него устанавливает ТУ 26.51.66.190-001-19029696-2017. Устройство выполняет функции фото- и видеосъемки, соответствует ГОСТ 57144-2016 и ГОСТ 57145-2016, поддерживает NTP, HTTP, HTTPS, FTP, ICMP, TCP/IP, IPv4, IPv6, ONVIF, RTSP, RTP, UDP.

Основные характеристики Установленные предельные значения для
сервера времени сервера обработки камеры
Размеры (ширина/высота/ глубина), мм 335´45´240 482´45´550 300´400´300
Масса, кг 3 16,3 8
Рабочие условия: t, °С от +5 до +40 от –40 до +70

Работает устройство в автоматическом режиме. Сервер обработки информации получает фото  и видеокадры от цифровой камеры посредством NTP-протокола. Полученные кадры содержат место, время, дату совершенного нарушения, а также служебную информацию. Таким способом камера без предупреждений фиксирует нарушения при остановке, парковке, стоянке. Например, номер транспортного средства, припаркованного под знаком «Остановка запрещена». После этого прибор передает информацию в Госавтоинспекцию, и на адрес нарушителя приходит уведомление о штрафе.

Falcon Heavy

Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, сделанная на основе Falcon 9 с видоизменённой первой ступенью и дополнительной нулевой ступенью. Это одна из самых тяжёлых, мощных и грузоподъёмных ракет в истории с рекордным числом маршевых двигателей (27 одновременно работающих). О разработке было объявлено в 2011 году, но дебютный запуск откладывали много раз.

Ракета создавалась для отправки людей в космос (организации миссий на Марс и Луну), но сейчас пилотируемые полёты на ней не предусмотрены – акцент сделан на доставке грузов, например, искусственных земных спутников или межпланетных станций. Цена одного запуска – $150 млн (зависит от конфигурации).

Первый испытательный запуск – 6 февраля 2018 года – был успешен. Боковые ускорители (нулевая ступень) приземлились на посадочных площадках, а вот центральный блок не смог приземлиться на плавучую платформу.

Вторая ступень вывела на околоземную орбиту носитель информации Arch 5D (диск со сроком годности в 14 млрд лет) и электромобиль Tesla Roadster с манекеном внутри. Сейчас электрокар «путешествует» по космическому пространству недалеко от Марса.

Второй запуск ракеты – 11 апреля 2019 – был коммерческим. На орбиту был выведен спутник связи Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Боковые ускорители и центральный блок успешно завершили посадку на предполагаемые для них площадки, хотя первая ступень опрокинулась из-за сильных волн.

Следующий запланированный запуск Falcon Heavy – 22 июня 2019 года. Компания обещает доставить 24 спутника на три разные орбиты.

Falcon 1

Это первая частная ракета лёгкого класса, вышедшая на околоземную орбиту. В первой ступени ракеты была парашютная система, за счёт которой конструкция должна приземляться в океан после расстыковки. Но за пять запусков возвращения первой ступени не состоялось.

Первый запуск – 24 марта 2006 года – завершился неудачей из-за пожара: из двигателя начал вытекать керосин (проржавели алюминиевые накидные гайки от датчика давления), и ракета рухнула в воду.

Второй запуск – 21 марта 2007 года – не удался из-за проблем уже со второй ступенью (её двигатель отключился на 474 секунде полёта).

Третий запуск – 3 августа 2008 года – тоже закончился провалом: впервые был использован усовершенствованный двигатель Merlin 1С, а не Merlin 1A, как раньше, и команда не учла его импульс последействия. В результате первая ступень ударила вторую во время расстыковки.

Четвёртый запуск ракеты-носителя был удачным. 28 сентября 2008 года Falcon 1 доставила на орбиту макет полезной нагрузки.

Финальный запуск – 14 июля 2009 года – завершился успешной доставкой на орбиту первого коммерческого малайзийского спутника RazakSAT.

Не летит

В итоге оказалось, что с двигателями перебор. Все четыре попытки запуска сверхтяжёлой ракеты окончились неудачей, причём на этапе работы именно первой ступени. Несмотря на все ухищрения конструкторов, возникала вибрация, двигатель отключался, система, чтобы симметризировать тягу, на автомате вырубала парный. Скачки приводили к тому, что ракета аварийно отключала все двигатели, её разворачивало и она падала.

Один из пусков Н-1(спойлер: ничего не вышло)

Стоимость Н-1 по тем временам была просто колоссальной. Говорят, что Константин Руднев, координировавший космическую деятельность, даже бросил в сердцах:Мы стреляем городами», — имея в виду, что себестоимость ракеты Н-1 легко можно было сравнить с бюджетом города‑миллионника.

Каждый такой провал бросал тень на всю космическую программу.

В 1974 году программа по созданию Н-1 была заморожена, а спустя два года её полностью закрыли. Сложно представить, как сильно это ударило по штату разработчиков. Люди оказались просто раздавлены грузом неудачи. Почти полтора десятилетия ушли в никуда, и всё чаще раздавались голоса:Виновато количество двигателей, не полетит ракета, если двигателей так много».

Возможности комплекса

Камера «Стрит Фалькон» работает круглосуточно и оперативно. Распознает номерные знаки транспортных средств на расстоянии 35 метров. Фиксирует авто водителей, нарушивших п. 12 ПДД РФ. Фиксация нарушителей производится стандартно по прошествии 10 секунд с момента остановки транспортного средства, если оно находится на том же месте. Уведомление о штрафе после этого незамедлительно отправляется на адрес нарушителя.

Например, если пассажиры не успеют выйти из машины за 10 секунд при высадке их в неположенном месте, то камера зафиксирует номер нарушителя. То же самое будет и при иных обстоятельствах, при неправильной парковке, остановке под запрещающим знаком. Если водитель не успеет за эти секунды перестроиться, уехать, то штрафные санкции неминуемы.

Какие фиксирует нарушения

В зоне действия камера Фалькон фиксирует остановку, парковку, стоянку транспорта в запрещенном месте. Причем вне зависимости от причины — даже если машина заглохла, остановка произошла в результате ДТП, потому что водителю стало плохо, либо из-за пробки. Во всех случаях после фиксации на адрес нарушителя придет «письмо счастья».

Единственный вариант избежать штрафов при таких обстоятельствах — это соблюдать ПДД РФ, утв. ПП РФ № 1090 от 23.10.1995 в актуальной редакции от 31.12.2020. Поэтому, если остановка авто в запрещенном месте будет вынужденной (см. п. 1.2 ПДД), к примеру, из-за технической неисправности, а это ПДД допускает, тогда следует:

  1. Заглушить двигатель.
  2. Включить аварийку.
  3. Выйти из авто вместе с пассажирами, отвести их подальше от дороги и автомобиля на безопасное расстояние.
  4. Выставить знак аварийной сигнализации.
  5. Действовать согласно ПДД при наличии технических неисправностей.
  6. Обратиться в соответствующие службы за помощью.

На старт, внимание, гонка!

1961 год, ещё не успела отгреметь слава Юрия Гагарина, первого человека, совершившего полёт в космос, а советские конструкторские бюро уже свернули празднование и вернулись к работе.

Одной из главных задач, стоявших в то время перед конструкторами, было создание сверхтяжёлой ракеты для полёта на Луну. Лунная гонка хоть и не была открыто объявлена, уже вовсю велась двумя державами.

Советским ответом американцам должна была стать ракета Н-1(кстати, так и неизвестно — почему именноН»? Одни говорятноситель», другие —наука»). Её компоновочную схему определили уже к 1962-му, и через три года предполагалось приступить к лётным испытаниям.

Россия теряет роль одного из мировых «космических извозчиков»

Каковы последствия данного пуска для российской ракетно-космической отрасли, переживающей непростые времена?

Сегодня, оставаясь на лидирующих позициях в сфере пилотируемого космоса и двигателестроения, Россия тем не менее теряет роль одного из главных мировых «космических извозчиков».

Столкнувшись с просчетами в планировании коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Ангара-5», российская ракетно-космическая отрасль пытается наверстать упущенное время путем разработки новой ракеты «Союз-5». Она по своим характеристикам будет сопоставима с Falcon 9, а сверхтяжелую ракету, превосходящую Falcon Heavy, «Роскосмос» планирует создать лишь к 2028 году.

Следует отметить также, что помимо тяжелой ракеты Falcon Heavy, в настоящий момент в США полным ходом идут работы по сверхтяжелым ракетам SLS (Space Launch System) и New Glenn. Результаты этих работ мы увидим в ближайшие 2-3 года.

Что собой представляет комплекс Стрит Фалькон

АПК «Стрит Фалькон» — нестандартная система фиксации нарушений на российских дорогах. Появилась на улицах Москвы с 2018 года. Устройство внешне выглядит как городской фонарь, который на первый взгляд, а тем более издалека, трудно принять за систему наблюдения с фотовидеофиксацией. Не зная о его существовании, на него можно не обратить внимания. Но если присмотреться, то вместо лампы вполне отчетливо можно различить камеру наблюдения, которая следит за тем, что происходит вокруг.

Подобные устройства устанавливают на остановках общественного транспорта, пешеходных переходах, перекрестках, трамвайных путях, мостах, тоннелях, у входа в метро, рядом с запрещающими дорожными знаками. То есть там, где водители чаще всего нарушают правила остановки и стоянки. Устройства могут быть расположены по всему городу, в местах наибольшего скопления транспорта, в том числе рядом с МКАД. Специальными знаками (табличкой «Фотовидеофиксация») Фалькон на дорогах не обозначают.

Планы SpaceX

Сегодня амбиции Илона Маска, если и вызывают некий скепсис у специалистов, — то многочисленных поклонников Space X, восторженных идеей частного космоса и колонизации Марса, прессу, а главное — инвесторов, деятельность компании продолжает держать в напряжении.

Основные цели Space X сейчас очень амбициозны: многоразовые ракеты, сверхтяжелая ракета РН Falcon Heavy, частный космодром и, конечно, колонизация Марса, которой, по крайней мере, должна предшествовать экспедиция с экипажем на борту корабля.

Ракета с ногами

Повторное использование первой ступени — самой дорогостоящей части ракеты — сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70 %.

В 2012 году появился первый концепт идеи reusable Falcon 9, то есть ракеты-носителя, способной возвращаться на Землю и взлетать снова. В 2013 году появляется более продвинутая модель — Falcon 9R. 

Она представляет собой этакую ракету «с ногами», или первой ракетной ступенью, которая после выполнения основной задачи должна маневрировать и принимать в воздухе вертикальное положение, необходимое для мягкой посадки. Первые испытания терпят неудачу, но инженерам удается выявить основную ошибку. Наконец, в апреле 2014 года, запуск и возврат ракеты с ногами после многочисленных переносов все же состоялся: первая ступень приняла вертикальное положение и на минимальной скорости приводнилась, но, к сожалению, была потеряна в океане. Тем не менее это можно назвать скорее успехом, чем неудачей.

Последний тест запуска многоразовой Falcon 9 выглядел вот так, хотя он тоже помог получить результаты.

Частный космодром

В августе этого года SpaceX объявила еще об одной грандиозной цели — строительстве первого в мире частного космодрома. 

Проект будет осуществляться при поддержке штата Техас, где планируется его расположение в г. Браунсвилль. Строительство частного космодрома создаст около 300 рабочих мест и должно принести экономике Техаса около $85 млн в виде капиталовложений.

Колонизация

В 2012 году Илон Маск заявил, что трудится над тем, чтобы к 2029 году полёт на Марс для семьи стоил $500000. 

В мае 2014 года SpaceX представила космические корабли нового поколения под названием Dragon V2. По словам Маска, они способны садиться «где угодно на Земле», вмещать на борт до 7 человек и повторно использоваться. Планируется начать транспортировать астронавтов с поверхности Земли до МКС и обратно к 2017-2018 году.

Российской космической отрасли нужно искать свои рынки

Таким образом, Россия в настоящий момент отстает от США в сфере создания ракет тяжелого и сверхтяжелого класса, предположительно, на 7-10 лет. Можно ли наверстать данное отставание?  Имея такой колоссальный научный и человеческий потенциал, как в России, ответ, безусловно, положительный.

Если Falcon Heavy, скорее всего, будет специализироваться на запусках военных спутников, то у нас с военными задачами пока справляется ракета «Союз-2». Правда, массы и размеры аппаратов существенно различаются. А коммерциализировать услуги космической деятельности мы еще только учимся и пока сильно уступаем в этом американцам.

Как это не банально звучит, но российской космической отрасли необходимо искать свой путь и свои рынки, используя все лучшее, что есть в мировой практике. И то, что сегодня от официальных лиц мы слышим слова о необходимости создания многоразовых ракет, вселяет осторожный оптимизм.   

Материалы по теме:

Миссия SpaceX

Компания занимается снабжением космических станций, запуском спутников, выполняет научные и военные миссии правительства США. SpaceX летает на околоземную орбиту, но Илон Маск мечтает колонизировать Марс и отправлять туристов на Луну.

Крупная цель SpaceX – развить межпланетную транспортную систему. Для этого они разрабатывают многоразовый космический транспорт. Звездолеты должны не только сделать колонию на Марсе, но и возить людей из любой точки Земли в другую не дольше, чем за 40 минут.

Ещё одна миссия – дать всей планете высокоскоростной интернет. Для этого компания хочет разместить в 2019-2024 гг. на околоземной орбите почти 4,5 тысячи спутников.

Посадочные площадки

Посадочная зона 1, основная площадка

В соответствии с озвученной стратегией возврата и повторного использования первой ступени Falcon 9 и Falcon Heavy, компания SpaceX заключила договор аренды на использование и переоборудование 2-х наземных площадок, на западном и восточном побережье США.

  • База ВВС США на мысе Канаверал — Посадочная зона 1 (бывший стартовый комплекс LC-13); арендуется у ВВС США. Дебютная посадка первой ступени Falcon 9 была выполнена 22 декабря 2015 года. Планируется создание ещё 2-х посадочных площадок, которые позволят выполнять посадку боковых ускорителей Falcon Heavy.
  • База Ванденберг — стартовый комплекс SLC-4-West; арендуется у ВВС США, находится в фазе сертификации.

При запусках, условия которых не дают возможности возвращения первой ступени Falcon 9 к месту запуска, посадка осуществляется на специально изготовленную плавающую платформу autonomous spaceport drone ship, которая является переоборудованной баржей. Установленные двигатели и GPS-оборудование позволяют доставить её в необходимую точку и удерживать в ней, создавая устойчивую площадку для посадки. Ширина платформ не позволяет им проходить Панамский канал от базы Ванденберг до мыса Канаверал, поэтому в настоящее время SpaceX имеет две такие платформы:

Автономный беспилотный корабль-космопорт. Вид сверху

  • «Of Course I Still Love You» (Marmac 304), атлантическое побережье США, порт базирования — Канаверал;
  • «Just Read the Instructions» (Marmac 303), тихоокеанское побережье США, порт базирования — Лос-Анжелес.

Как Falcon 9 Block 5?

На первый взгляд он может не выделяться для тех, кто не имеет отношения к космическому миру. Мы можем описать его как колоссальную башню высотой 70 метров, но всего 3.7 метра в диаметре и весом 549,054 XNUMX килограмма. Как поясняет сама компания, причина многоразового использования кроется в огромная стоимость его материалов . «Повторное использование позволяет снова летать самым дорогим частям ракеты, что, в свою очередь, снижает стоимость освоения космоса», — указывают они в секция Falcon 9 на цифровом портале SpaceX.

Текущая версия ракеты имеет четыре разные части и два этапа . Первая фаза – это фаза 1, состоящая из алюминия и лития. Вторая часть — это Фаза 2, которая приводится в действие одним двигателем Merlin и несет полезную нагрузку Falcon. Между ними есть промежуточный этап, соединяющий первый со вторым; это также тот, который позволяет им разделиться во время полета. Наконец, у нас есть полезная нагрузка, интегрированная в кабину из карбона. Он защищает ваш интерьер.

Falcon 9 использует двигатели Merlin. В качестве топлива он использует RP-1, производную нефти, аналогичную керосину. По мнению научного сообщества, это один из самые эффективные и доступные материалы по низкой цене . Для его получения масло окисляется жидким кислородом, в результате чего оно сгорает при температуре 3396.85ºC, а пламя производит энергию, необходимую для движения. Его еще называют керолокс.

И всё-таки летит?!

Запуск Falcon Heavy доказал обратное: Королёв был прав, и ракеты с большим количеством одновременно работающих двигателей реальны. На первой ступени Falcon Heavy одновременно работало 27 двигателей, причём ещё более сложно разнесённых, нежели в схеме ракеты Н-1. Просто времена настали другие, надёжность каждого изделия повысилась, системы управления тягой стали более быстрыми и интеллектуальными.

(Фото: Wikimedia Commons)

Само время показало, что планам Королёва просто не хватило технического уровня советской промышленности.

Если бы двигатели работали ровнее — без рывков и отказов — вполне возможно, что и исход лунной гонки был бы другим. Впрочем, история совсем не терпит сослагательного наклонения.

Маск же теперь занимается созданием новой ракеты-носителя BFR(Big Falcon Rocket), где будет обеспечена одновременная работа 31 двигателя SL Raptor.

Это космос. Тут верный расчёт гораздо важнее досужих домыслов и страхов.

Почти 12 лет в космосе

В октябре 2005 года SpaceX объявила о разработке Falcon 9. Это было революционное предложение, поскольку в отличие от предыдущих проектов компании оно будет иметь поддержку НАСА. С самого начала, поскольку Маск настаивал на том, что Falcon 9 будет отличаться от другие ракеты в своей многоразовости. Спустя 17 лет после начала проекта он не ошибся.

С момента своего первого полета в 2010 году он сэкономил миллиарды долларов за счет повторного использования. В общей сложности он взлетел 147 раз, одержав победу в 98.63% своих взлетов, что является настоящим подвигом в аэрокосмической отрасли. Однако самое сложное — это приземлиться, то что у него есть пытался 115 раз и достиг в 106 , что представляет собой показатель успеха 92.17%.

2010 г., первый полет

Первая версия Falcon 9 успешно взлетела из Флориды 4 июня 2010 года. Это был экспериментальный полет, в котором путешествовала только ракета, без груза внутри. Это был частичный успех, потому что его возвращение было неравномерным, так как была предпринята попытка восстановить обе части ракеты, но это было невозможно, потому что первая сгорела при входе в атмосферу.

2022, рейсы каждую неделю

Последний полет Falcon 9 состоялся 8 апреля 2022 года. Как и в предыдущие несколько раз, на его борту находился экипаж. Это был полный успех как на взлете, так и на посадке. Следующий выпуск запланирован на 15 апреля 2022 года и с тех пор практически каждую неделю.

Что такое SpaceX?

SpaceX — американская аэрокосмическая производственная компания. Он был основан в 2002 году Илоном Маском, магнатом и генеральным директором Tesla. Южноафриканский миллиардер также является генеральным директором SpaceX, компании, которую он основал вместе с цель колонизации Марса . С момента своего основания он работал над аэрокосмическими аппаратами, и Falcon 9 был одним из самых амбициозных проектов.

SpaceX — это икона частной инициативы. В 2008 году она зарекомендовала себя как первая частная компания, запустившая на космическую орбиту ракету на жидком топливе: Falcon 1. С тех пор она преодолела все трудности, пока, наконец, не отправила астронавтов на Международную космическую станцию ​​в 2020 году. Однако, несмотря на свои успехи, У SpaceX и Илона Маска были конфликты с НАСА, несмотря на то, что они стали частным партнером учреждения.

Отделим пиар от реальных технических достижений SpaceX

Мы не будем рассматривать данное событие, с точки зрения спектакля (без которого не обходится ни одно событие с участием Илона Маска) и «мелкого хулиганства» по Договору о космосе 1967 года, ввиду засорения околоземного пространства кабриолетом Tesla. Попытаемся отделить пиар от реальных технических достижений SpaceX.

Запуск ракеты Falcon Heavy, безусловно, значимое событие для мировой ракетно-космической отрасли.

Несмотря на то что Falcon Heavy – это связка трех ракетных блоков уже существующей ракеты Falcon 9, можно сказать, что, с точки зрения проектирования, подготовки, транспортировки, заправки и самого полета – это новая ракета.

Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?

Да. Blue Origin, частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, первой в мире посадила побывавшую в космосе ракету вертикально, а после закрепила успех повторными запуском и посадкой того же аппарата. Первая ступень корабля New Shepard дважды приземлилась с помощью реактивной тяги, что позволило Blue Origin опередить работающую над аналогичной технологией компанию Маска.

Многоразовая часть New Shepard после посадки

Дебютная посадка New Shepard состоялась 24 ноября 2015 года в Техасе, где ракета села на твердую землю. А первая ступень Falcon 9 впервые удачно приземлилась на суше только месяц спустя — 22 декабря на мысе Канаверал. Не теряя времени даром, Blue Origin снова отправила тот же аппарат в космос и вернула его на материк 23 января текущего года, закрепив за New Shepard статус первой многоразовой ракеты с вертикальной системой посадки. Тем временем SpaceX все еще не запустила ни одной своей ракеты повторно и лишь провалила очередную попытку посадить Falcon 9 на баржу в океане.

Почему метан?

Важной частью выступления Рогозина про «ответ Максу» стал тезис, что новая ракета будет использовать в качестве топлива метан. Возможность использования метана в качестве ракетного топлива рассматривается уже на протяжении десятков лет

Главное преимущество метана — лучшие возможности использования в многоразовых ракетах-носителях. В отличие от керосинового аппарата, полости двигателя на сжиженном природном газе легко очищать после использования — достаточно провести цикл испарения. Другой важный плюс кислородно-метанового двигателя — экологичность. И компоненты топлива, и продукты, образующиеся при его работе, не загрязняют окружающую среду в той степени, как используемый ныне керосин и продукты его горения. Кроме того, запасы метана могут пополняться при межпланетном перелете. К примеру, метан можно синтезировать из компонентов атмосферы Марса — воды и двуокиси углерода.

Зеленая экономика

Как готовится космическая программа борьбы с утечкой метана

Проблема в том, что сейчас в России есть только стендовые варианты и экспериментальные образцы метановых двигателей. Например, в химкинском НПО «Энергомаш» исследования в части использования сжиженного газа в двигателях велись с 1981 года. Зато свой двигатель на метане Raptor уже есть у SpaceX. 5 августа 2020 года состоялся тестовый прыжок прототипа корабля Starship SN5 с двигателем Raptor SN27 на 150 метров.

В любом случае, чем бы ни закончилось соревнование между Илоном Маском и Дмитрием Рогозиным по части пиара своих достижений, космическая отрасль сейчас развивается темпами, сравнимыми по уровню конкуренции с ранним этапом космической гонки между СССР и США. Однако сейчас в ней помимо двух изначальных соперников участвуют также и частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, еще десятки компаний по всему миру, китайский аналог «Роскосмоса» China Aerospace Science and Industry Corporation и т.д. И итогом этой гонки может быть скорое появление таких вещей, как доступный космический туризм, строительство орбитальных фабрик, где в состоянии невесомости можно будет печатать человеческие органы, и другие вещи, ранее существовавшие только в фантастической литературе.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.