Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать

Алан-э-Дейл       15.01.2023 г.

Что такое ФНС

ФНС – это орган в подчинение исполнительной
ветви власти. В Российской Федерации ФНС была создана 19 марта 2004 года, в структуре
Министерства финансов. До этого ведомство называлась налоговой полицией.

Орган-предшественник существовал с 1992 года по 2004, подчинялся напрямую президенту и обладал
очень широкими полномочиями: ведение оперативно-розыскных мероприятий, ведение слежки, право
доступа и обыска в любых учреждениях и частных объектах и др.

Функции и полномочия разработаны Правительством РФ (постановление №506). Состав ФНС Главой
налоговой службы назначает Правительство РФ из числа претендентов, предоставленных Министерством
финансов. Освобождает от должности главы ФНС тоже Правительство.

У главы есть заместители (на данный момент 7 человек). Утверждает их на должность министр
финансов из числа претендентов, предоставляемых главой ФНС. Освобождает от должности тоже глава
Минфина.

Справка! Глава ФНС на данный момент – Михаил
Мишустин. Всего сотрудников – около 150 тысяч человек.

Иерархия налоговой службы

Центральный аппарат ФНС находится в Москве. В его составе находятся:

  • аналитическое управление;
  • отдел кадров;
  • департамент по обеспечению работы с налогоплательщиками;
  • управления по налогообложению; управление финансов;
  • отдел правового обеспечения;
  • отдел обеспечения информатизации;
  • административно-контрольное управление;
  • отдел по обеспечению процедур банкротства;
  • отдел имущественных налогов.

Управления ФНС по федеральным округам: Центральному, Северо-Западному, Южному,
Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному (в его составе имеются отдельные
подразделения во всех регионах); — Северо-Кавказскому.

Для самоконтроля созданы межрегиональные инспекции ФНС (ИФНС) России.

Районные, межрайонные и городские налоговые инспекции.

Комментарий к Ст. 32 Налогового кодекса

Правовое положение налоговых органов определяется совокупностью их прав и обязанностей. Перечень обязанностей налоговых органов приводится в комментируемой статье, и он, как и перечень прав налоговых органов, является открытым.

Обязанности налоговых органов могут устанавливаться также в Законе РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации», международных договорах РФ и иных источниках права.

В настоящее время комментируемым Кодексом и иными нормативными правовыми актами на налоговые органы возложено значительное число обязанностей.

Основной обязанностью налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах, которое состоит в том, что налоговые органы должны надлежащим образом реализовывать возложенные на них функции, а также не нарушать права и законные интересы других участников налоговых правоотношений. Налоговые органы обязаны соблюдать принцип законности.

Как и права налоговых органов, их обязанности соответствуют основным функциям налоговых органов:

— контрольной;

— информационно-консультационной;

— фискальной;

— правоохранительной.

К обязанностям налоговых органов, связанным с осуществлением налогового контроля, относятся, например:

— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков.

Информационно-консультационная функция налоговых органов состоит в том, чтобы информировать налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений о содержании законодательства о налогах и сборах, об их правах и обязанностях, связанных с налогообложением, а также порядком их реализации. Так, например, на налоговых органах лежит обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Кроме того, налоговые органы должны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Фискальная функция налоговых органов предполагает осуществление ими деятельности, направленной на зачисление сумм налогов и сборов на счета соответствующих бюджетов.

С реализацией данной функции связана, например, обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

При реализации правоохранительной функции налоговые органы принимают меры, направленные на привлечение лиц, нарушающих законодательство о налогах и сборах, к юридической ответственности. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Реализуя свои функции, налоговые органы должны обеспечить соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений. Одним из основных таких интересов является соблюдение налоговой тайны.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми федеральными органами исполнительной власти, участвующими в налоговых правоотношениях.

Надлежащее исполнение рассмотренных обязанностей налоговых органов гарантируется возможностью их привлечения к юридической ответственности в соответствии со ст. 35 НК РФ.

Что говорит Закон об использовании кассовой техники

Фискальные регистраторы — это не прихоть владельцев торговых заведений. Их использование контролируется законом 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». В нем четко описано, как должны сотрудничать торговые точки с налоговой инспекцией. Там можно прочесть о том, что все данные о продаже товара с чеком необходимо передавать налоговым органам, используя при этом интернет. Посредником в этом случае выступает оператор фискальных данных. Из этого можно сделать вывод, что фискальный регистратор служит онлайн-кассой, которая должна быть обязательно зарегистрирована в налоговой системе.

В 54-ФЗ также идет речь о сути данных, которые необходимо выбивать на чеке, а потом формировать их них отчет. Среди этих данных можно особо выделить список проданных товаров с учетом всех скидок, обязательным указанием цен. Там же должен быть ИНН продавца, фискальный признак, а также номер кассового модуля. Указывается такой момент, что оригинальный чек нужно отдавать покупателю или клиенту, потребляющему те или иные услуги. В ином случае чек передается по электронной почте, если покупатель хочет получить его в таком виде.

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Структура

Современная система органов по налогам и сборам в России выстроена в соответствии с национально-территориальным и административным делением, которое было принято законодателем. Она слагается из четырех уровней. У каждого звена системы и его элементов есть своя специфика и функции.

Центральной структурой управления налогообложением на территории страны считается ФНС России. Немаловажную роль играет и Министерство финансов РФ. У Федеральной налоговой службы есть подчиненные организации в субъектах, находящиеся в ведении ФНС России, а также территориальные отделы и инспекции межрегионального уровня. Не стоит также забывать о межрайонных образованиях.

Структура ФНС РФ достаточно лаконичная. Рассмотрим каждую из ее составляющих подробнее. Под федеральной службой в данном случае следует понимать орган исполнительной власти, который занимается регистрацией ИП и юридических лиц, а также делами касательно банкротства

Важно отметить, что именно ФНС устанавливает налоговые ставки. Руководство службы может назначать и увольнять Правительство РФ по представлению главенствующего лица Минфина

Межрегиональные инспекции, входящие в структуру ФНС России, формируются для осуществления контроля над наиболее крупными налогоплательщиками. Интересно знать, что каждая инспекция занимается контролем над представителями лишь одной отрасли. Управления Федеральной службы по субъектам (сокращенно — УФНС) являются составляющими структуры ФНС регионального уровня. В их обязанности включается обеспечение контроля в методическом плане, а также координация деятельности нижестоящих инстанций.

Еще одним немаловажным элементом структуры органов ФНС считаются межрайонные инспекции. Они занимаются контролем налогового учета налогоплательщиков на уровне регионов. Следует иметь в виду, что такие инспекции находятся в подчинении не только ФНС, но и УФНС в соответствии с субъектом. Территориальная инспекция по некоторым классификациям также включается в структуру ФНС России. Данный орган осуществляет налоговый контроль в муниципальных образованиях. Речь идет о городах, районах или мелких населенных пунктах, не разделенных более детально.

Как выяснилось, структура инспекции ФНС России подразумевает существование четырех уровней. Среди них федеральный, федерально-окружной, региональный, а также местный уровни. Представленная иерархия в полной мере соответствует государственному административно-территориальному делению.

Полномочия, функции

Основная функция всей службы — контроль за соблюдением закона в сфере налогообложения. Если конкретнее, то контроль за:

  • правильностью подсчета обязательных сборов и налогов, в том числе, в настоящий момент, страховых взносов;
  • полнотой и своевременностью их внесения в бюджет соответствующего уровня.

Расширенный перечень можно найти в разделе 2 указанного Положения.

В целях выполнения этих функций данные госорганы наделены определенными правами. Полномочия налоговых органов в общем виде (полностью указаны в ) таковы:

  • проверка и истребование от налогоплательщиков документов по предусмотренным законом формам отчетности и предоставления информации;
  • проведение проверок с привлечением специалистов, истребованием и выемкой необходимых документов и т. д.;
  • вызов налогоплательщиков для дачи пояснений;
  • приостановление операций в банках и наложение ареста на имущество в установленном порядке;
  • осмотр объектов, используемых для извлечения доходов;
  • выставление требований об устранении нарушений законодательства;
  • взыскание недоимок;
  • заявление ходатайства об аннулировании лицензий.

В соответствии со , полномочиями налоговых органов обладают также таможенные госорганы при перемещении товаров через границу Таможенного союза в части взимания налогов в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующим законодательством РФ.

Структура налоговой службы РФ

Кому подчиняется ФНС. Служба находится в ведении Минфина. Главу ее назначает на должность правительство, но по рекомендации министра финансов.

Иерархия ФНС. Федеральная налоговая служба РФ — это огромная централизованная система налоговых органов. Состоит из центрального аппарата, региональных управлений, межрегиональных, городских и районных налоговых инспекций.

Центральный аппарат ФНС занимает восьмиэтажное здание в Москве на улице Неглинной, 23. В нем 29 управлений, в их числе, например, управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и управление налогообложения имущества. Эти подразделения занимаются налогами, которые платят обычные граждане: НДФЛ и имущественными.

Непосредственно расчетом налогов и контролем за их уплатой центральный аппарат не занимается. Сотрудники головного ведомства контролируют деятельность нижестоящих коллег, готовят позиции службы по тому или иному вопросу, собирают аналитику и обобщают данные, которые поступают от управлений ФНС по регионам и территориальных налоговых инспекций.

Межрегиональные инспекции — крупные подразделения, которые входят в систему налоговых органов. Одни из них занимаются какими-то конкретными задачами, другие обеспечивают отдельные направления деятельности ФНС. Так, к примеру, МИ ФНС по централизованной обработке данных призвана, помимо прочего, обеспечить гражданам или компаниям доступ к сведениям из реестров (например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдавать через интернет выписки из них.

Другие межрегиональные инспекции курируют крупнейших налогоплательщиков страны, за каждой из них закреплены конкретные отрасли. Так, в Межрегиональной инспекции ФНС № 1 стоят на учете крупнейшие налогоплательщики, отнесенные к транснациональным компаниям, — например, российские подразделения «Кока-Колы» и Гугла. А МИ ФНС № 2 курирует тех, кто занимается добычей нефти и газа, производством, торговлей и переработкой нефтепродуктов.

Управления ФНС по субъектам федерации существуют во всех регионах страны. У них в подчинении находятся межрайонные и обычные городские или районные инспекции.

Правда, у некоторых региональных управлений отдельных территориальных подразделений в виде инспекций в подчинении нет. Это не значит, что в таком регионе управление ФНС размещено только в одном месте и нужно ехать в столицу края или республики, чтобы, например, подать жалобу. Дело в том, что в таких регионах функции территориальных инспекций выполняют обособленные подразделения управления ФНС.

Например, в Москве работает управление ФНС и 37 налоговых инспекций разного калибра — от обычных до межрайонных. А вот в Чеченской республике инспекций как таковых нет. Только пять обособленных подразделений управления ФНС по Чеченской Республике. Проще говоря, в Чечне работает только управление ФНС, которое имеет «отделы» в нескольких городах.

Нижестоящий уровень — городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Именно их имеют в виду, когда в быту говорят «налоговая». Эти учреждения занимаются взаимодействием с основной массой налогоплательщиков: физическими и юридическими лицами.

Массовые учредители, руководители

Сам по себе данный факт не является правонарушением, но, если одно лицо одновременно оказывается массовым учредителем или руководителем нескольких десятков фирм, это без внимания фискальной службы не останется.

Если в ходе проверки будет подтверждён факт, что деятельность компании фиктивна и направлена на осуществление сомнительных операций, в том числе уклонения от налогов, налоговые органы внесут соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Поскольку реестр является доступным в Контур.Фокусе, то данные записи могут повлиять на дальнейшую деятельность организации и затруднит поиск надёжных контрагентов.

Для кредитных учреждений подобная запись о «массовости» руководителя является предпосылкой к тому, чтобы отказать организации в открытии расчётного счёта или максимально затянуть этот процесс.

Сервисы

Значительное внимание на сайте налоговая служба уделяет сервисам и государственным услугам. К числу первых относятся личные кабинеты, регистрация бизнеса, сведения об ИНН, уплата налогов и пошлин, риски бизнеса, сведения из реестров, налоговые калькуляторы, налоговый учёт, справочная информация, обратная связь/помощь, международное налогообложение, программные средства

К числу первых относятся личные кабинеты, регистрация бизнеса, сведения об ИНН, уплата налогов и пошлин, риски бизнеса, сведения из реестров, налоговые калькуляторы, налоговый учёт, справочная информация, обратная связь/помощь, международное налогообложение, программные средства.

Сервисы

На сайте федерального органа доступны личные кабинеты для физических лиц, налогоплательщика юридического лица, плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), индивидуального предпринимателя, а также налогоплательщика иностранной организации.

Регистрация бизнеса — это возможность государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также создание своего бизнеса. Информация о данной регистрации доступна в соответствующем разделе.

Сведения об ИНН

Уплата налогов и пошлин — это уплата налогов и страховых взносов физических лиц, госпошлины, торгового сбора, налогов за третьих лиц. Здесь же доступно заполнение платёжного поручения.

Ещё один сервис «Риски бизнеса». Здесь доступны материалы, касающиеся прозрачного бизнеса, а также проверка себя и контрагента (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП). Кроме того, Вы можете выполнить запрос о направлении информации о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Доступны в числе прочего и сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Также здесь доступны Федеральная информационная адресная система и Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП). Здесь же возможна проверка арбитражного управляющего. Кроме того, имеется возможность обратиться к открытым и общедоступным сведениям ЕГРН об иностранных организациях и Реестру дисквалифицированных лиц.

На своём веб-ресурсе Федеральная налоговая служба также позволяет воспользоваться различными калькуляторами. Среди таковых представлены налоговый калькулятор — расчёт стоимости патента и налоговый калькулятор — выбор режима налогообложения.

Также доступны калькуляторы: расчёта страховых взносов; транспортного налога ФЛ; земельного налога и налога на имущество физических лиц; по расчёту налоговой нагрузки.

Калькулятор расчёта страховых взносов

Ещё один сервис — налоговый учёт. Это представление налоговой и бухгалтерской отчётности; проверка наличия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ЕАЭС); представление сведений об участниках азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные мероприятия. Здесь же доступны проверка корректности заполнения счетов-фактур и проверка факта поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения ставки 0 процентов НДС (освобождения от уплаты акцизов).

Значительное внимание уделено справочной информации. Здесь можно ознакомиться со справочной информацией о ставках и льготах по имущественным налогам

Здесь же представлены письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов. Также на сайте собраны нормативные и методические материалы ФНС. Кроме того, можно ознакомиться с решениями по жалобам, ответами на часто задаваемые вопросы, информационными стендами, а также осуществить подписку на почтовую рассылку сайта Федеральной налоговой службы.

Обратная связь/Помощь

Среди сервисов, которые предоставляет налоговая служба, также представлено международное налогообложение. В соответствующем разделе доступны НДС-офис Интернет-компании, подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации, сообщение о клиенте-иностранном налогоплательщике, а также отчёт об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР.

Среди прочего представлены и программные средства. Это декларация, налогоплательщик ЮЛ, Tester и другие программные средства.

Обязанности ФНС

Кроме прав у налоговой службам и ее представителей есть ряд обязанностей:

  • Своевременно предоставлять актуальные формы налоговых деклараций и пояснять на примерах правильность их заполнения.
  • При обнаружении переплат возвращать излишки налогоплательщику.
  • Бесплатно давать информацию, требующуюся для оформления поручений.
  • Сохранять в предусмотренных границах налоговую тайну.
  • Предоставлять по требованию плательщика документы об отсутствии задолженностей.
  • Выдавать при необходимости копии документов по проверкам и решениям ФНС.

Передавать необходимые материалы для заявлений по возбуждению уголовных дел в правоохранительные органы.

Определение ИФНС

Чтобы понять в каком звене цепочки находится ИФНС, следует взглянуть на конструкцию системы в целом. Устройство этого механизма выглядит следующим образом.

Структура министерства финансов

Каждому сектору отведены своя роль и функционал. Все структурные подразделения оформлены как самостоятельные единицы с правовой точки зрения и организованы через вертикальную систему подчинения. Центральная роль в этой структуре закреплена за ФНС, которая большую часть своих задач выполняет посредством территориальных ячеек — инспекций. Информация о них, включая реквизиты и код, размещена на сайте ФНС.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.