«очень серьёзная система обеспечения безопасности»: как фрегат «адмирал касатонов» усилит российский флот

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Антиторпеды и радиоэлектронная борьба

Испытания «Адмирала Касатонова» начались 20 ноября 2019 года и были поделены на несколько этапов.

Сначала в Белом море было протестировано ракетное вооружение фрегата. Экипаж выполнил пуски крылатых ракет «Калибр» по береговой мишени. Отрабатывалось применение оружия и по морским целям, для чего были задействованы крылатые ракеты «Оникс» и «Калибры».

Затем в акватории Баренцева моря «Адмирал Касатонов» выполнил артиллерийские стрельбы, торпедные пуски по подводной цели и отработал взаимодействие с авиацией и судами обеспечения.

  • «Адмирал Касатонов»
  • РИА Новости

В феврале 2020 года стало известно об успешных испытаниях комплекса радиоэлектронной борьбы: экипаж «Адмирала Касатонова» выполнил постановку пассивных помех и ложных целей.

В июне фрегат тестировал защиту с применением антиторпеды малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», который предназначен для уничтожения подводных лодок и торпед в ближней зоне корабля.  

Также по теме


«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

Комплекс «Пакет» «автономно или в составе корабельного контура противолодочной обороны и противоторпедной защиты обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах выработку целеуказания по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций, а также обнаружение, классификацию и определение параметров движения атакующих корабль торпед», отмечается на сайте Минобороны.

На завершающем этапе испытаний в Балтийском море были проверены все проектные характеристики корабля, работа систем и вооружения, отработано взаимодействие с подводными лодками и авиацией, проведены спасательные и эвакуационные учения.

Завершились госиспытания 6 июня 2020 года.

«В течение десяти месяцев корабль проходил этапы испытаний на двух флотах — Северном и Балтийском, работал в разных погодных условиях. Сдаточная команда вместе с экипажем, службами обеспечения флота провела тщательную проверку фрегата», — заявил в июне этого года генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарёв.

Об испытании судна

Как утверждают специалисты, на первичную проверку маневренности и прочности корабля уходит достаточно много времени. Поэтому фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» на воду был спущен только в декабре 2014 года. Тестирование судна будет проводиться в два этапа. Местом для испытания его мореходных свойств станет Балтийский флот, а именно – полигоны боевой подготовки.

Второй этап запланирован в Баренцевом море уже в составе Северного флота. Традиционно первоначальные испытания кораблей проходят без использования боевых установок и радаров. После проверки машинного отделения и маневренности судно будет оснащено полным боекомплектом. В ноябре 2015 года фрегат 22350 «Адмирал Касатонов» успешно прошел швартовные испытания.

По оценке экспертов, к январю 2016 года, после выполнения всех изоляционных и покрасочных работ, монтажа электромеханического оборудования судно на 81% технически было готово. После вторичной проверки, уже с общекорабельными системами, фрегат «Адмирал Касатонов» планируют оснастить главным ударным комплексом.

О характеристиках фрегата

  • Корабль изготовлен согласно проекту 22350.
  • Судно относится к классу фрегатов.
  • Страна-производитель: Россия.
  • Изготовитель: судостроительное предприятие «Северная верфь».
  • Общая длина корабля составляет 135 м.
  • Ширина: 16 м.
  • Показатель осадки не более 4,5 м.
  • Судно обладает водоизмещением 5400 т.
  • Для сторожевого корабля предусмотрено локальное бронирование надстроек и погребов с боезапасами.
  • «Адмирал Касатонов» оборудован двумя пятилопастными винтами, которые рассчитаны на фиксированный шаг. Данные винты выполняют функцию движителя.
  • Судно обладает скоростью в 30 морских узлов.
  • Дальность плавания не более 4 тыс. миль.
  • Фрегат может функционировать в автономном режиме в течение 30 суток.

Путеводитель по биографии

В холодный зимний день 10 февраля 1939 года в семье морского офицера Владимира Касатонова родился мальчик: сына назвали Игорем. Произошло это во Владивостоке. Детские годы будущего адмирала Касатонова Игоря Владимировича пришлись на время Отечественной войны; более того, он вместе с матерью Надеждой Алексеевной и старшим братом Львом находился в осажденном Ленинграде 900 дней.

После окончания войны семья проживала в Ленинграде, где мальчик и начал школьное обучение. Получив серебряную медаль по окончании 10 классов, Игорь Касатонов подал документы в Черноморское высшее военно-морское училище им. П. С. Нахимова. В 1960 году получил диплом с отличием и специальность «ракетное вооружение». В том же году в чине лейтенанта приступил к обязанностям на эсминце под названием «Гневный» на Черноморском флоте, где успешно командовал батарей крылатых ракет.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»)

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

История строительства[ | ]

Корабль заложен 26 ноября 2009 года на судостроительном предприятии «Северная верфь». На церемонии закладки корабля присутствовали представители командования ВМФ России, администрации Санкт-Петербурга и руководители ряда судостроительных предприятий и конструкторских бюро. Корабль должен был быть спущен на воду в 2011 году, а вступить в строй он должен был годом позднее. Планировалось, что нести службу корабль будет в составе Черноморского флота в Севастополе.

В марте 2014 года, первоначально было объявлено, что первые два фрегата проекта 22350 войдут в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей , которая будет воссоздана в Севастополе после присоединения Крыма к Российской Федерации. Впоследствии, эти планы были скорректированы.

12 декабря 2014 года был спущен на воду. В конце ноября 2015 года должен был приступить к прохождению швартовных испытаний.

По состоянию на январь 2020 года техническая готовность корабля составляла 81 %, на корабле завершены были покрасочные и изоляционные работы, смонтировано электромеханическое оборудование, принято электропитание с берега, завершалось изготовление общекорабельных систем. Судостроители готовили все цистерны корабля под приём воды, топлива, масла, на фрегате выполнялись электромонтажные работы.

К 23 июня 2020 года на фрегате был установлен главный ударный комплекс и смонтировано электрооборудование. Основные работы достроечного периода были закончены, смонтированы электрокабели, электрооборудование и поступившая на завод спецтехника. Строители завершали центровку на плаву главных двигателей, редукторов, газовых турбин и линий валопроводов. Продолжалась зашивка и оборудование жилых и служебных помещений.

В начале июня 2020 года на фрегате началось тестирование дизель-генераторов. 9 ноября 2020 года осуществлен пробный пуск маршевых двигателей ГЭУ.

По состоянию на февраль 2020 года техническая готовность корабля составила 98%. Вселение экипажа было намечено на конец февраля 2018 года.

К 13 марта 2020 года комиссией, с участием специалистов 13-ой бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, судостроителей и экипажа, завершена контрольная проверка готовности первого серийного фрегата «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 к вселению личного состава корабля. По итогам проверки комиссия подписала акт о готовности корабля к вселению моряков. Вселение личного состава началось с середины марта 2018 года.

По состоянию на сентябрь 2020 года строительная готовность корабля составила 99%. В конце декабря 2020 года фрегат вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний. На 9 января 2019 года завершил первый этап заводских ходовых испытаний в Балтийском море и возвратился в Санкт-Петербург. 21 апреля 2019 года вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний на полигонах Балтийского флота.

Передача флоту была запланирована на 2020 год. В июле 2019 года фрегат принял участие в Х Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

В октябре 2020 года фрегат «Адмирал флота Касатонов» совершил межфлотский переход и прибыл на Северный флот для прохождения государственных испытаний.

На 6 апреля 2020 года фрегат завершил этап испытаний на Северном флоте и выполняет межфлотский переход в Балтийское море для завершения государственных испытаний и передачи в состав флота до июня 2020 года.

6 июня 2020 года после завершения морской части государственных испытаний фрегат «Адмирал флота Касатонов» прибыл на Северную верфь в Санкт-Петербурге. После ревизии и техобслуживания корабль совершит контрольный выход в море, после которого будет передан ВМФ России.

История династии

В родословном дереве Касатоновых прослеживается явная склонность мужчин этого рода к военной службе, и в основном — к морской. Адмирал Касатонов Игорь Владимирович — третий из «служивых людей», прославивших эту фамилию.

В Первой мировой войне принимал участие его дед — Афанасий Касатонов. За беспримерную храбрость он был награжден четырьмя Георгиевскими Крестами, и Полному Георгиевскому кавалеру, согласно воинскому уставу, отдавал честь первым фельдмаршал. Перемены, произошедшие в России в 1917 году, изменили и отношение к героям Первой мировой, а потому свои награды Афанасий Касатонов при новой власти не демонстрировал: он женился, растил пятерых детей. Из троих его сыновей, во время Второй мировой войны служивших на Балтийском флоте, вернулись Владимир и Яков: Федор пропал без вести под Нарвой.

Сын Владимир принимал участие в Ялтинской конференции в конце войны, а затем продолжил морскую службу, выбрав подводный флот. Адмирал флота Касатонов Владимир Афанасьевич блестяще проявил себя в качестве командующего трех советских флотов. До 1955 года он возглавлял Балтийский флот. Затем восемь лет командовал Черноморским флотом: его перевод был инициирован министром обороны маршалом Г. Жуковым.

А в 1963 году, во время командования адмирала Владимира Касатонова Северным флотом, подводная лодка К-181, совершив проход под арктическими льдами, благополучно всплыла на Северном полюсе. Заслуги адмирала были высоко оценены правительством: он получил в 1966 году звание Героя Советского Союза за большой вклад в развитие атомного флота.

Игорь Владимирович Касатонов — адмирал Черноморского флота — отстаивал позиции России на Черном море в 1991-1992 годах.

Сегодня в Белгородской области, на родине Полного Георгиевского кавалера Афанасия Касатонова в с. Беленихино, работает музей «Военной династии Касатоновых».

Реальная политика

Адмирал Касатонов выдвигался военными моряками и новороссийцами в народные депутаты России в 1992 году по 17-му Краснодарскому национально-территориальному округу. Тогда же баллотировались Николай Кондратенко и Константин Боровой. Однако выборы не состоялись по причине низкой явки избирателей.

В 2001 году принимал участие в выборах на пост губернатора Приморья. Признав, что не имеет достаточных финансовых средств для предвыборной борьбы, снял свою кандидатуру.

Сегодня Игорь Владимирович Касатонов находится в запасе, но является советником начальника генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Он отмечен многими наградами и почетными званиями.

История династии

В родословном дереве Касатоновых прослеживается явная склонность мужчин этого рода к военной службе, и в основном — к морской. Адмирал Касатонов Игорь Владимирович — третий из «служивых людей», прославивших эту фамилию.

В Первой мировой войне принимал участие его дед — Афанасий Касатонов. За беспримерную храбрость он был награжден четырьмя Георгиевскими Крестами, и Полному Георгиевскому кавалеру, согласно воинскому уставу, отдавал честь первым фельдмаршал. Перемены, произошедшие в России в 1917 году, изменили и отношение к героям Первой мировой, а потому свои награды Афанасий Касатонов при новой власти не демонстрировал: он женился, растил пятерых детей. Из троих его сыновей, во время Второй мировой войны служивших на Балтийском флоте, вернулись Владимир и Яков: Федор пропал без вести под Нарвой.

Сын Владимир принимал участие в Ялтинской конференции в конце войны, а затем продолжил морскую службу, выбрав подводный флот. Адмирал флота Касатонов Владимир Афанасьевич блестяще проявил себя в качестве командующего трех советских флотов. До 1955 года он возглавлял Балтийский флот. Затем восемь лет командовал Черноморским флотом: его перевод был инициирован министром обороны маршалом Г. Жуковым.

А в 1963 году, во время командования адмирала Владимира Касатонова Северным флотом, подводная лодка К-181, совершив проход под арктическими льдами, благополучно всплыла на Северном полюсе. Заслуги адмирала были высоко оценены правительством: он получил в 1966 году звание Героя Советского Союза за большой вклад в развитие атомного флота.

Игорь Владимирович Касатонов — адмирал Черноморского флота — отстаивал позиции России на Черном море в 1991-1992 годах.

Сегодня в Белгородской области, на родине Полного Георгиевского кавалера Афанасия Касатонова в с. Беленихино, работает музей «Военной династии Касатоновых».

Народ и власть

Принимая это решение, адмирал учитывал мнение общественных организаций, простых граждан , ветеранов и Военного совета черноморского флота. Пресса также принимала живое участие в этом противостоянии.

Следует отметить, что в то время Игорь Владимирович получил сотни телеграмм и писем от простых граждан Севастополя, Крыма и России, но ни одной телеграммы от руководителей страны. Так что сопротивление длилось силами севастопольцев и моряков. Власть выбрала позицию наблюдателя.

Украинские власти поняли, что упрямый адмирал флот не отдаст и начали препятствовать поставкам грузов с продовольствием на полуостров. Но это не главное: была заблокирована доставка призывников из России в Севастополь. Тогда Касатонов договорился с Новороссийском о доставке на боевых кораблях новобранцев, и за 1992 год таким образом были доставлены 5 тысяч человек. Киевские власти начали уголовное преследование адмирала: начала работать юридическая машина, но безуспешно.

В российском правительстве на тот момент не было единого мнения по вопросу о принадлежности Черноморского флота. Не было определенной позиции и у президента Ельцина, и адмиралу Касатонову необходимо было убедить его в том, что Черноморский флот должен быть российским. Бывший в то время главнокомандующим ОВС СНГ маршал Шапошников организовал в Новороссийске встречу Касатонова и Ельцина, на которой, после 8 часов обсуждения, было принято решение о разделе флота между субъектами СНГ, территориально в этом заинтересованными.

Однако с Кравчуком переговоры начались только через год. И одним из первых условий, которое выдвинула тогда украинская сторона, было «убрать Касатонова»…

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.