Российские боевые корабли нового поколения, проект 22350

Алан-э-Дейл       05.09.2022 г.

Через тернии к заказчику

Несмотря на все приложенные ОПК России усилия, постройка «Горшкова» шла крайне медленно. Одновременно росла стоимость постройки фрегата. Это вынудило командование ВМФ отказаться от идеи немедленного заказа промышленности крупной серии таких кораблей, хотя разговоры о том, что ОПК «вот-вот» приступит к постройке минимум дюжины «систершипов» «Горшкова», продолжались.

На деле «Северная верфь» в 2009 году заложила лишь еще один «22350-й» — второй по счету и первый серийный фрегат, с обещанием ввести его в строй в 2012 году. Этот корабль получил название «Адмирал флота Касатонов», и его постройка быстротой, а также дешевизной тоже не блистала. Причины были вполне объективными. А-192 и прочие новейшие системы новых фрегатов требовали доводки. Лечение «детских болезней» техники приводило к незапланированным тратам времени и денег.

В сложившейся ситуации командование ВМФ в 2011 году решило параллельно с продолжением постройки «Горшкова» и «Касатонова» приступить к постройке «эконом»-фрегатов проекта 11356. Те уступали фрегатам проекта 22350 как по размерам, так и по ТТХ, но зато были дешевле, да и построить их можно было куда быстрее.

На закладку следующей пары «22350-х» командование ВМФ решилось лишь после спуска на воду 29 октября 2010 года «Горшкова» — в состоянии 40%-ной готовности. 1 февраля 2012 года на «Северной верфи» был заложен «Адмирал Головко», а 14 ноября 2013 года — «Адмирал флота Советского Союза Исаков».

Дальше ахнул «Евромайдан», за которым последовал разрыв военно-технического сотрудничества Украины с РФ. К этому моменту «Горшков» и «Касатонов» успели получить украинские газотурбинные установки, однако от дальнейших поставок России ГТУ украинцы отказались. России пришлось срочно возрождать производство корабельных ГТУ на своей территории, что автоматически означало увеличение сроков постройки «Головко» и «Исакова».

18 ноября 2014 года «Адмирал Горшков» наконец-то вышел на ходовые испытания. Ура? Не тут-то было. Первые же «круизы» новейшего фрегата привели к сбоям в работе его узлов и агрегатов — вновь дала о себе знать перенасыщенность инновациями проекта 22350. Выполнение «Горшковым» программы испытаний выглядело так, словно фрегат принимал участие в затяжной военной кампании:

— вышла из строя артустановка А-192М «Армат» — артустановка отремонтирована и доработана; — вышла из строя турбина — турбина отремонтирована; — поломался маршевый дизель — дизель отремонтирован; — не работает ЗРК «Полимент-Редут»…

«Полимент-Редут» пришлось доводить до работоспособного состояния не просто долго, а очень долго. Поскольку без данного ЗРК фрегаты проекта 22350 лишались эффективного «зонтика» ПВО над головой, в строительстве «Касатонова», «Головко» и «Исакова» включился новый тормоз.

При этом на официальном уровне командование ВМФ излучало оптимизм. Пока экипаж «Горшкова» и разработчики ЗРК бились с «Полимент-Редутом», 12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и их глубоко модифицированных собратьев проекта 22350М.

Просочившиеся в СМИ слухи о возможных ТТХ фрегатов проекта 22350М впечатляли: водоизмещение — до 7000 тонн, 48 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса, до 100 ЗУР комплекса «Полимент-Редут». С такими параметрами фрегаты почти дотягивали до ТТХ современных иностранных эсминцев УРО, а кое в чем их и перекрывали.

Ну теперь-то ура? Не тут-то было. Пока ЗУР «Полимента-Редута» на «Горшкове» летали не так и не туда, а российские предприятия не освоили производство корабельных ГТУ, грезить о фрегатах проекта 22350М было преждевременно.

Решить основные проблемы с «Полимент-Редутом» удалось к лету 2018 года.

26 июля 2020 года Государственной комиссией под председательством капитана 1-го ранга Виктора Иванова наконец-то был подписан приемный акт государственных испытаний «Горшкова», а 28 июля на фрегате был поднят Андреевский флаг. При этом лишь 8 февраля 2020 года новый главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Королев заявил о завершении государственных испытаний зенитного ракетного комплекса «Полимент-Редут». То есть «шлифовка» ЗРК продолжалась даже после официальной передачи головного проекта 22350 заказчику. Но все хорошо, что хорошо кончается, и несговорчивый ЗРК наконец-то заработал как надо.

Теперь с чистой совестью можно было форсировать достройку головного фрегата «Касатонова», спущенного на воду в конце 2014 года и дожидавшегося окончания испытаний, а также «Головко» и «Исакова», силовые установки для которых уже был готов поставлять российский ОПК.

Боевые корабли, принятые в состав ВМФ России с 2000 года

Здравствуйте, нагнали на нас тут тоску накануне, показав, сколько кораблей боевых было списано с флота, начиная с 2000 года. Давайте рассмотрим обратную тенденцию. Сколько больших боевых кораблей было принято в состав ВМФ России, начиная с 2000 года? В расчет брались только большие корабли. В фотообзор не вошли десантные катера и «Грачата».

2. Подводная лодка атомная торпедная К-335 «Гепард». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Северный флот.

3. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Северный флот.

4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах». Вступление в строй – 10.12.14. Принадлежность – Тихоокеанский флот.

6. Атомная подводная лодка специального назначения «АС-31». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.

7. Дизельная подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Северный флот.

8. Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.

9. Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.

10. Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону». Вступление в строй – 25.11.14. Принадлежность – Черноморский флот.

11. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Вступление в строй – 2009 год. Принадлежность – Балтийский флот.

12. Корвет «Стерегущий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

13. Корвет «Сообразительный». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

14. Корвет «Бойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

15. Корвет «Стойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.

16. Ракетный корабль «Татарстан». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

17. Ракетный корабль «Дагестан». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

18. Малый артиллерийский корабль «Астрахань». Вступление в строй – 2006 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

19. Малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Вступление в строй – 2011 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.

Индонезийский фрегат Raden Eddy Martadinata

Фрегат Raden Eddy Martadinata

Фрегат типа SIGMA 10514 вступил в строй индонезийских ВМС в 2017 году. Это — голландский проект многоцелевого фрегата для стран с растущими экономиками, Индонезия стала первым покупателем кораблей этого проекта. Всего корпорация Damen планирует построить не менее 20 таких кораблей, из которых шесть — для флота Индонезии. Построены две единицы.

фрегат Raden Eddy Martadinata

  • Основные размерения: 105×14×8,8 метров, полное водоизмещение 2400 тонн.
  • Энергетическая установка: два дизельных двигателя SEMT-Pielstick 20PA6B STC общей мощностью 37100 л.с. Максимальная скорость — 26 узлов, дальность плавания 4600 миль.
  • Вооружение: 1 76-мм автоматическая артустановка, 8 ПКР Exocet, 12 ЗРК MICA-VL.

Французский фрегат Aquitaine

Фрегат проекта FREMM Aquitaine

Фрегат проекта FREMM оказался наиболее опасным по составу вооружения на борту. Этот корабль несет 16 крылатых ракет SCLAP и восемь корабельных ракет Exocet последней модификации. У кораблей проекта FREMM во французской модификации достаточно мощное противовоздушное вооружение.

Первый фрегат — Aquitaine — вступил в строй в 2012 году. Всего построено 8 фрегатов этого типа, хотя изначально французское морское ведомство планировало построить 16 кораблей. Но в 2011 планы поменялись — французы приступили к разработке нового типа фрегатов.

Фрегат проекта FREMM Aquitaine

  • Основные размерения: 137×19×5 метров, полное водоизмещение 5800 тонн.
  • Энергетическая установка: газовая турбина LM 2500 G4 и два дизель-генератора MAN общей мощностью 50000 л.с. Максимальная скорость — 27 узлов, дальность плавания — 6000 миль 14-узловой скоростью.
  • Вооружение: 1×76 автоматическая артустановка, 16 крылатых ракет SCLAP и 8 ПКР Exocet, 16 ЗУР Aster

Фрегаты этого типа, кроме Франции, служат во флотах Египта и Марокко, но их вооружение существенно слабее: отсутствуют крылатые ракеты, а количество ПКР и ЗУР уменьшено до 8 установок каждого типа.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.

Первые образцы[править | править код]

Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг, построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer) получило распространение только в начале 1900-х гг. Первоначальная роль эсминцев — противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское франц. contre-torpilleur и испанское исп. Contratorpedero названия.

Торпедный таранный корабль «Полифемус»

В 1881 г в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.

В 1884 г был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними.

Японский корабль «Котака» (1887)

Построенный в 1885 г в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г. Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г «Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.

Испанский «Деструктор» (1886)

Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г, спущен на воду в г, вошёл в строй в  г. Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.

Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк», «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев — впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.

Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock), построенные для английского флота в , и спущенные на воду в  г. Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.

Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1) в г, к  г. у них было 16 эсминцев.

В России до  г. строили миноносцы водоизмещением 90—150 т, обладавшие скоростью 20—25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен). Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны — гг.

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Внешний вид


Молодая птица


Великолепный фрегат на почтовой марке Эквадора 1986 г. Великолепный фрегат — довольно крупная птица, его величина может достигать 102 см, а размах крыльев — от 217 до 229 см. Он весит от 1,1 до 1,6 кг. Этот вид обладает длинным и раздвоенным хвостом. Узкие и длинные крылья образуют в полёте букву W. Оперение блестяще чёрное, у самок на нижней стороне тела белая полоска. Оперение молодых птиц белое на голове и на животе, а на верхней стороне тела коричнево-чёрное со светло-коричневыми штрихами. Взрослое оперение появляется лишь в возрасте четырёх-шести лет. Из-за того, что оперение не отторгает воду, великолепные фрегаты почти не плавают. У самцов имеется красный горловой мешок, который надувается как воздушный шар во время брачного периода. Лапы короткие, а четыре пальца, увенчанные сильными когтями, соединены друг с другом небольшими перепонками. Из-за того, что лапы короткие и слабые, великолепный фрегат не может ходить по земле, а лишь только держаться на ветвях. Зато в воздушной стихии эта птица настоящий ас, умеющий совершать акробатические манёвры и парить в воздухе часами.

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Фрегат УРО: общая оценка проекта

Согласно тактико-техническому заданию новый фрегат должен иметь полное водоизмещение от 4500 до 5500 тонн с тем, чтобы он мог выполнять задачи сторожевого опорного корабля «второй линии обороны». Известно, что фрегат проекта 30 FFM имеет длину 132,5 м, ширину 16 м, и осадку 9 м. Корпус выполнен в форме «глубокая V», что обеспечивает хорошую устойчивость на больших скоростях и при незначительном волнении.

 Комплекс вооружения рассчитан таким образом, чтобы фрегаты проекта 30FFM позволили в перспективе вывести из состава Морских Сил Самообороны Японии (МССЯ) эскадренные миноносцы проектов «Хацуюки» (7 ед.) и «Асагири» (8 ед), а также ракетные катера проекта «Хаябуса» (6).

 По данным китайских источников, в период до 2032 г. МССЯ планируют принять на вооружение 22 фрегата УРО проекта 30FFM, срок службы которых должен составить 30 лет. Строительство рассматриваемых фрегатов УРО будут осуществлять одновременно два судостроительных завода, что позволит избежать срыва сроков ввода кораблей в состав МССЯ.

Эсминец МССЯ «Хацуюки»

В настоящее время итальянская кораблестроительная компания Fincantieri ведет разработку аналогичного многофункционального фрегата проекта FFG(X) в интересах ВМС США. Американцы намерены приобрести 10 сторожевиков, но первый корабль будет спущен на воду не ранее 2026 г., т.е. очевидно лидерство японских кораблестроителей в вопросе перевооружения МССЯ на новую технику.

В данном аспекте отметим, что при запуске газотурбинного двигателя на первом японском корабле серии произошла поломка силовой установки по причине попадания мусора. Сдача второго и третьего корабля также была выполнена с отставанием от первоначального графика по причине распространения коронавирусной инфекции в Японии.      

Китайские специалисты отмечают, что впервые за несколько десятков лет японские кораблестроители прервали традицию использования американских разработок и создали корабль по собственным чертежам, согласуясь с теми требованиями и пожеланиями, которые выдвинуло командование МССЯ.

Фрегат проекта FFG(X) для ВМС США

Сотрудники китайских кораблестроительных предприятий отмечают, что японские проектировщики впервые разработали корабль с закрытой палубной надстройкой, рассчитанной для максимального снижения радиолокационной и тепловой заметности корабля.  Вполне очевидно, что строительство такого корабля привело к росту производственных затрат. Отчасти, причиной роста стоимости, стали сложности при сварке внешней обшивки, для которой была разработана новая маломагнитная сталь.  Японским специалистам пришлось дополнительно работать над вопросом деформации сварных швов.

По данным китайских источников, стоимость корабля проекта 30 FFM на данным момент составляет 467 млн. долл. США, что на 10% выше от планового показателя. Известно, что МССЯ подписали с компанией «Мицубиси Хэви Индастриз» контракт на постройку первой серии в количестве 8 (по другим данным 6) кораблей. По замыслу же командования МССЯ планируется приобретение 22 корабля проекта 30 FFM, что вполне адекватно количеству кораблей, которые намечено заменить. Для сравнения, стоимость строительства одного фрегата проекта FFG(X) для ВМС США составляет 781 млн. долл. США.

Обозреватели китайских изданий указывают, что фрегаты УРО проекта 30 FFM в два раза дороже, чем корабли проекта 054А ВМС НОАК, количество которых достигает 30 ед. Цена нового японского боевого корабля сопоставима с эскадренным миноносцем проекта 052Д ВМС НОАК, который имеет водоизмещение более 7000 тонн.

Фрегат проекта 054А ВМС НОАК

Фрегат сегодня

Сегодня фрегат, это боевой корабль меньше эсминца, но больше корвета. В зависимости от решаемых задач это может быть:

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс «Семь провинций»

  • Фрегат УРО (Управляемое ракетное вооружение)
  • Фрегат ПВО (противовоздушная оборона)
  • Фрегат ПЛО (противолодочная оборона)

Также, в зависимости от тоннажа разделяются на «первый» и «второй» классы.

В зависимости от задач, размеры и оборудование могут значительно отличаться.

Например, фрегаты ПВО ВМС Голландии класса «7 провинций» вооружены 8 противо-корабельными ракетами (ПКР) и 40 зенитными. Но, кроме того, имеются торпеды и вертолет для борьбы с субмаринами. Полное водоизмещение — 6000 тонн.

Французский «Лафайет» при полном водоизмещении 3600 тонн несет на борту 8 ПКР, а для отражения атаки с воздуха имеет только две 20 миллиметровых орудия и один ракетно-зенитный комплекс ближнего радиуса действия «Кроталь». Зато построен корабль по технологии малой радиолокационной заметности и на радарах должен выглядеть как совсем небольшое судно размером с катер.

Южнокорейский «Ульсан» еще меньше (2350 тонн), оснащен гидроакустической станцией, шестью торпедами, 12 глубинными бомбами и 8 ПКР «Гарпун».

А самым большим считается тип «Баден-Вюртемберг» ВМС Германии. Его полное водоизмещение 7200 тонн, что вполне позволяет отнести его к эсминцам. При этом отсутствует оборудование и вооружение для борьбы с подводными лодками противника (кроме вертолета).

Все перечисленные типы фрегатов также вооружаются пушками и пулеметами разных калибров и могут нести один вертолет (кроме немецкого «Баден-Вюртемберг», у которого 2 ангара для вертолетов NH 90).

И сегодня и во все времена такой класс кораблей как фрегат был и будет востребован. Ведь это «рабочая лошадка» для большинства флотов мира. Ведь фрегат, по определению должен быть способен к самостоятельным операциям в открытом море. Все, что больше, уже дороже и не всем державам по карману.

Еще интересное:

История эсминца

Характеристики

В современной военной терминологии фрегат — это надводный боевой корабль средних размеров, размеры, вооружение и оснащение которого позволяют:

  • плавать в море при любых погодных условиях;
  • атаковать и защищаться от подводных лодок , самолетов или других кораблей;
  • возможно нанесение ударов по наземным целям;
  • действовать изолированно или в составе военно-морских сил.

В военно-морских силах НАТО  :

  • Визуальной индикации фрегата предшествует буква «D» ( эсминец или фрегат 1 — го ранга) или «F» ( фрегат или фрегат 2- го ранга) для строений меньшего тоннажа (фрегаты наблюдения, фрегаты малой скрытности, авизо );
  • кодовое обозначение — «FF», «FFG» (оснащено ракетами класса «земля-воздух» ), «FFH» ( вертолетоносец ).

Во французском флоте фрегаты делятся на две категории. Фрегаты 1- го  ранга классов Georges Leygues , Aquitaine , типа Cassard или »  Horizon  » ( Forbin и Chevalier Paul ) считаются эсминцами второго ранга и классов Lafayette или Germinal (буква F).

Их тоннаж составляет от 2 000 до 7 000 тонн; меньшего размера, приравниваются к корветам или патрульным катерам  ; более крупный и универсальный для круизеров .

История создания

Предпосылки к появлению

Предэскизный и технический пр. 56 эсминца

Прототипом для создания эсминца проекта 56 стал проект 41 («Неустрашимый»). Ряд недостатков, выявленных в процессе испытаний и эксплуатации Неустрашимого (недостаточная скорость хода, сильное забрызгивание носовых 130 мм АУ и 45 мм автоматов и их неудачные сектора обстрела, плохая управляемость на задних ходах и сильная вибрация кормовой оконечности) хоть и возможно было устранить, но потребовалась бы разработка нового технического проекта корабля, переделка по которому уже построенных эсминцев оказалась бы крайне затруднительным и дорогостоящим мероприятием. Благодаря полученному опыту при проектировании, постройке и испытаниях пр.41 была обеспечена возможность создания эсминца нового поколения.

В апреле 1951 г. И. В. Сталиным по предложению МСП было принято решение об отказе от серийного строительства эсминцев пр.41 (было запланировано 110 единиц) в пользу их модернизированных версий (впоследствии пр.56)

История проектирования и строительства

Корпус эскадренного миноносца пр. 56 на стапеле перед спуском на воду

А. Л. Фишера

Выбор главных размерений нового корабля был подчинен требованию разместить на нем, при сниженном на 680 т полном водоизмещении, вооружение практически того же состава, что и в пр. 41. Изменения заключались лишь в замене спаренных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-16 на счетверенные 45-мм нестабилизированные автоматы СМ-20-ЗИФ, а также в отказе от 25-мм автоматов и замене стабилизированного поста наводки СПН-500 на более легкий СВП-42. При этом должна была обеспечиваться обещанная скорость полного хода (39 уз.) за счет форсирования с 66 000 л. с. до 72 000 л. с. ГЭУ, использовавшейся ранее в пр. 41. Кроме того, требовалось обеспечить повышенную мореходность.

Так же были утверждены следующие ТТЭ: полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 тонн, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания со скоростью в 14 узлов сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность была уменьшена с двадцати до десяти суток. Позднее выяснилось, что уложиться в заданные ТТЭ (водоизмещение, скорость и дальность плавания) из-за увеличения весовых нагрузок невозможно. Технический проект эскадренных миноносцев пр. 56 был закончен в ноябре 1951 года и утверждён в апреле 1952 года.

Эсминец «Спокойный»,СССР, 1955 г.

Первым кораблем пр. 56, вступившим в строй 26 сентября 1955 г. оказался «Светлый».

Серия эскадренных миноносцев проекта 56 должна была состоять как минимум из 100 кораблей. Однако после смерти И. В. Сталина проект так и не получил утверждения «Плана военного судостроения на 1956—1965 годы», разработанного под руководством Н. Г. Кузнецова, и был ограничен 46 единицами. Но в декабре 1954 года вышло Постановление Совета министров об отказе от дальнейших заказов на эсминцы проекта 56 (в том числе и с новыми АУ). Фактически по проекту 56 было построено 27 кораблей. Строительство эсминцев данного проекта велось на ССЗ № 190 в Ленинграде (12 единиц), № 445 в Николаеве (8 единиц) и № 199 в Комсомольск-на-Амуре (7 единиц). Последний (27-ой) корабль серии был сдан флоту в 1958 году.

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Паровые фрегаты[править | править код]

Вымышленный пароходо-фрегат USS «Авраам Линкольн» из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч льё под водой»

С распространением в первой половине XIX века паровых судов, класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходо-фрегаты, вариант классического фрегата, оснащённый паровой машиной и гребными колёсами. Наличие колёс по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжёлых орудия, и широкое распространение изобретённой примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а линейные корабли, хотя они продолжали сохранять своё название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колёс, сохранив основной тактический признак фрегатов — скорость и возможность самостоятельных действий. Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная всё новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров. Поскольку термин «фрегат» в те времена всё ещё относился к тяжёлым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот «старый новый» класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова «Kruiser» (тот, что пересекает).

Представители

Название Прежнее название Заводской номер Заложен Спущен на воду Введён в строй Статус
«Современный» 861 1976 1978 1980 Списан в 1998 году
«Отчаянный» 862 1977 1980 1982 Списан в 2003 году
«Отличный» 863 1978 1981 1983 Списан в 1998 году
«Осмотрительный» 864 1978 1982 1984 Списан в 1997 году
«Безупречный» 865 1980 1983 1985 Списан в 2002 году
«Боевой» 866 1982 1984 1986 В консервации
«Стойкий» 867 1982 1984 1986 Списан в 2001 году
«Окрылённый» 868 1983 1986 1987 Списан в 1998 году
«Бурный» 869 1984 1987 1988 В составе КТОФ. Ремонт с 2005 года
«Гремящий» «Ведущий» 870 1984 1987 1988 Списан в 2007 году
«Быстрый» 871 1985 1987 1989 В составе КТОФ
«Расторопный» 872 1986 1988 1989 В составе КСФ. С 2000 года в отстое
«Безбоязненный» 873 1987 1989 1990 В составе КТОФ. Ремонт с 1999 года
«Безудержный» 874 1987 1990 1991 В составе КСФ. В резерве
«Беспокойный» 875 1988 1990 1991 В составе ДКБФ. В резерве
«Настойчивый» «Московский комсомолец» 876 1989 1991 1992 В составе ДКБФ.
«Адмирал Ушаков» «Бесстрашный» 877 1988 1991 1993 В составе КСФ
«Внушительный» 2211 1983 1987 служил плавучим складом, разделан на металл
«Ханчжоу» (杭州) «Важный», «Екатеринбург» 878 1988 1991 1999 в составе Восточного флота ВМС Китая
«Фучжоу» (福州) «Вдумчивый», «Александр Невский» 879 1988 1992 2000 в составе Восточного флота ВМС Китая
корпус № 20 880 1992 постройка остановлена при готовности 20 %
«Тайчжоу» (泰州) «Внушительный» 138 15.11.2003 23.07.2004 28.12.2005 в составе ВМС Китая
«Нинбо» (宁波) «Вечный» 139 07.2006 27.04.2005 на строящемся корабле на второй палубе возник пожар, выгорели помещения общей площадью 600 м². В настоящий момент — в составе ВМС Китая.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.