Система таможенных органов рф: их основные задачи, направления деятельности и полномочия

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Экспертный совет в рамках Таможенного союза

Экспертный совет в рамках Таможенного союза создан при высшем органе Таможенного союза. Правовой статус Экспертного совета определен в Положении об Экспертном совете в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 16 (далее — Положение).
В состав Экспертного совета каждое из государств — членов Таможенного союза направляет сроком на три года не менее пяти представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств — членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.
В соответствии с Положением любой хозяйствующий субъект государства — члена Таможенного союза может представить в Экспертный совет заявление о несоответствии решения Комиссии международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза. В заявлении указываются те решения Комиссии, которые, по его мнению, являются нарушением международных договоров или решений органов Таможенного союза, и отмечаются положения, которые, по его мнению, имеют отношение к этому вопросу.
Заявление представляется хозяйствующим субъектом в секретариат Экспертного совета (Секретариат Комиссии Таможенного союза).
Действия, связанные с подачей заявления, хозяйствующий субъект может совершать лично или через своего представителя.
Для рассмотрения заявления в каждом конкретном случае секретариатом Экспертного совета в десятидневный срок с даты принятия заявления к рассмотрению, по согласованию с правительствами государств — членов Таможенного союза, формируется состав Согласительной комиссии, в который включаются по три эксперта от каждого государства — члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета.
Рассмотрение заявления на заседании Согласительной комиссии осуществляется не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.
По результатам рассмотрения Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза, которое включает:
— изложение обстоятельств заявления;
— мотивировочную часть в отношении каждого из поставленных в заявлении вопросов;
— рекомендации о пересмотре Комиссией решения, в случае если оно признано не соответствующим договорно-правовой базе Таможенного союза.
Согласительная комиссия не выносит рекомендаций относительно возмещения ущерба.
Заключение Согласительной комиссии подписывается всеми экспертами, входящими в ее состав, и направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию в течение трех дней с даты проведения заседания, на котором оно принято.
В случае наличия особого мнения экспертов оно должно быть отражено в заключении.
Комиссия рассматривает заключение Согласительной комиссии на очередном заседании.
О поступивших заключениях Согласительной комиссии и результатах их рассмотрения Комиссия информирует высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств.

Таможенное дело и таможенные органы

Одним из обеспечивающих механизмов системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования является таможенное дело.

В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Функции ГТК России по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере были первоначально переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а впоследствии — ФТС России, а в части, касающейся таможенных платежей, — Министерству финансов Российской Федерации.

Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Основные функции таможенных органов:

  • таможенное оформление и контроль;
  • взимание таможенных пошлин, налогов, сборов и контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты;
  • обеспечение соблюдения порядка, установленных запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
  • борьба с контрабандой и иными преступлениями;
  • валютный контроль (в пределах своей компетенции);
  • ведение таможенной статистики внешней торговли;
  • обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела;
  • информирование и консультирование в области таможенного дела;
  • научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Основной принцип в таможенном деле — равноправие всех лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, т. е. основания для перемещения, административные процедуры и требования идентичны для всех лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или ТмК РФ.

Таможенный Кодекс РФ предусматривает общепринятые в международной практике исключения из этого правила.

Так, согласно положениям гл. 23 ТмК РФ перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляется в особом (льготном) порядке.

Главой 25 ТмК РФ предусмотрены некоторые льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров также производится в упрощенном порядке.

Федеральный таможенный орган. Силы

Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.

Ранее государственная политика и разработка нормативных правовых актов в этой области принадлежали Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а теперь эти функции возложены на Федеральную таможенную службу.
Федеральная таможенная служба уполномочена действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, международно-правовыми актами, 

Данная служба отвечает за непосредственное управление российской таможенной службой. Таможенная служба отвечает за все вопросы таможенного дела, которыми она управляет через свои структурные подразделения, а именно: соответствующие департаменты, отделы и службы.

Федеральная таможенная служба наделена законом определенными полномочиями. Таким образом, к этим полномочиям относятся: реализация регуляторных инициатив в своей сфере деятельности, а также законодательная деятельность в пределах своей компетенции, носящая подведомственный характер, например: разработка порядка ведения реестров различных видов, регулирование таможенных операций, порядок таможенного оформления перевозимых товаров, транспортных средств и лиц, участвующих в таком оформлении; регулирование оформления таможенных деклараций и транзитных заявлений; порядок выдачи специально выделенных лицензий.

Разрабатывает требования по обустройству складов для временного хранения товаров, при таможенном оформлении. Разрабатывает необходимые формы квитанций, сертификатов, отчетов для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу, и формы сертификатов таможенного досмотра, а также таможенного досмотра физических лиц и товаров. Сертификация, квалификационные экзамены, выдача квалификационных сертификатов специалистам по таможенному оформлению также входят в компетенцию указанного отдела. Разрабатывает программы развития таможенной деятельности в Российской Федерации.

Контрольно-надзорные полномочия Службы в сфере таможенной деятельности заключаются в сборе таможенных пошлин и налогов, проверке своевременности уплаты, правильности исчисления таможенных пошлин, сборов и налогов, а также в принятии мер по их обязательному взысканию в случае необходимости. Установление таможенными органами запретов и ограничений на перемещение товаров на территорию Российской Федерации, а также осуществление процедур таможенного контроля и таможенного оформления, транспортного контроля, санитарного карантина, фитосанитарного карантина, ветеринарного контроля. Выполняет лицензирование для создания свободного склада. Ведет реестры лиц и организаций, осуществляющих таможенное оформление, по установленной форме.

Федеральная таможенная служба также уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях и имеет полномочия рассматривать их в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иным таможенным законодательством. Следственная и следственная деятельность в соответствии с процессуальным законодательством, оперативно-розыскная деятельность также относится к компетенции таможенной службы.

Федеральная таможенная служба ведет статистику таможенной деятельности, обобщает практику применения таможенного законодательства, обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства на территории Российской Федерации органами и должностными лицами, рассматривает заявления и жалобы на действия и решения указанных должностных лиц.

В целях осуществления своих полномочий таможенная служба сотрудничает с международными организациями, а также с государственными органами в области таможенной деятельности.

Подводя итог этой главе: Федеральная таможенная служба является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью всей таможенной службы. Это также координирующий и направляющий орган, с помощью которого обеспечивается нормальное и эффективное функционирование всей таможенной системы России.

Инфраструктурная обеспеченность

В местах пересечения крупных магистралей формируется собственная складская инфраструктура, которая позволяет проводить любые логистические операции от перевалки грузов до хранения, сортировки и таможенного оформления. Как правило, такие комплексы называют складскими терминалами и центрами. Главный признак развитого объекта — обеспеченность собственной инфраструктурой, капитальные решения зданий, независимость от внешних коммуникаций. Комплекс должен обеспечивать все условия для сохранности грузов, переформирования потоков, поддержание условий хранения и работы с транспортом.

В зависимости от категории склада (комплекса) меняется уровень его автономности и технической обеспеченности. Это влияет на условия использования помещений и площадок, может стать фактором повышения и понижения стоимости аренды, основой для выбора склада для различных целей.

Роль Федеральной таможенной службы в управлении таможней

Федеральная таможенная служба выступает в качестве руководящего звена таможенных органов, центрального органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на управление таможенным делом в Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Органы управления таможни 400 руб.
  • Реферат Органы управления таможни 250 руб.
  • Контрольная работа Органы управления таможни 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Правовые основы функционирования Федеральной таможенной службы составляет российская Конституция, федеральные конституционные и обычные законы, указы и распоряжения российского Президента, распоряжение и постановления российского Правительства, международные договоры, заключенные Россией, нормативно-правовые акты Центрального банка России.

Правовой статус и особенности функционирования Федеральной таможенной службы определены соответствующими положениями и регламентом ее деятельности.

В состав функций Федеральной таможенной службы России включаются следующие:

  • выработка политики государством в сфере таможенного дела;
  • нормативно-правовое регулирование таможенного дела;
  • осуществление надзорной и контрольной деятельности в сфере таможенного дела;
  • выполнение роли агента валютного контроля;
  • проведение транспортного контроля в рамках пунктов пропуска государственной границы России;
  • организация и осуществление контроля ветеринарного, фитосанитарного, карантинного, санитарно-карантинного на государственной границе России;
  • осуществление борьбы с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями административного характера при пересечении границы Российской Федерации.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В целом Федеральная таможенная служба России осуществляет управление таможенным делом, а также взаимодействует с иными органами федеральной власти при исполнении своих обязанностей.

Таможенная служба России. Структура

Таможенный контроль является одной из функций государства, поэтому эта деятельность обеспечивается государством, поэтому существуют специально уполномоченные органы для реализации этой функции.

В настоящее время таможня играет важную роль во внешнеэкономической деятельности государства и, соответственно, занимает определенное место в правоохранительной системе.

В настоящее время таможня России образует единую федеральную централизованную систему. Интересы таможенных органов представляют должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Таможенные органы независимы от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций. Они не имеют права вмешиваться в работу таможенных органов.

Законодательство определяет структуру Таможни России:
Таможенные органы:

  1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  2. региональные таможенные службы;
  3. таможенные посты;
  4. таможенные посты. 

Особенности таможни Российской Федерации

В результате формирования Таможенного союза России с Республикой Казахстан, Республикой Беларусь в рамках Евразийского экономического сообщества и реализации согласованной таможенной политики, унификации национальных рынков, совместной защиты от экономических угроз со стороны других стран, установления льгот на товары и ресурсы, а также свободного перемещения рабочей силы, ориентации деятельности на удовлетворение национально-экономических интересов государств-членов Таможенного союза, интересов целого ряда стран, а также создания относительно новых форм и механизмов взаимодействия и регулирования этого круга отношений весьма актуально.

Основным направлением деятельности таможенных органов является ежедневная практическая организация решения вопросов, связанных с таможенным делом.

Отмечается, что таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенный бизнес в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенно-тарифного законодательства, а также запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз товаров из Российской Федерации. 

Как правило, в таможенной деятельности участвуют две или более стороны, наделенные законными правами и обязанностями. Одним из субъектов является таможенный орган, наделенный полномочиями в этой области, а другими субъектами — физические или юридические лица, осуществляющие перевозку товаров или деятельность, связанную с такой перевозкой. Этот тип отношений носит общественный характер. Таким образом, таможенные органы являются специальными органами, наделенными государством полномочиями в области таможенных отношений.

Законодательство возлагает на таможенные органы следующие задачи по обеспечению совместной деятельности Таможенного союза:

  1. содействие реализации общей коммерческой политики Таможенного союза;
  2. обеспечение реализации таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
  3. осуществление таможенных операций и таможенного контроля, в том числе в рамках взаимной административной помощи
  4. взимание таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль за правильностью их исчисления и своевременной уплатой, принятие мер по их обязательному взысканию в рамках своей компетенции;
  5. обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного режима, запретов и ограничений, связанных с пересечением таможенной границы товарами
  6. обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц в сфере таможенного регулирования и создание условий для ускорения перемещения товаров через таможенную границу
  7. обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, флоры и фауны, окружающей среды, а также в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей
  8. выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза
  9. обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;
  10. ведение таможенной статистики. 

Однако, как видно из анализируемой статьи, перечень задач не является исчерпывающим, поскольку законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть предусмотрены дополнительные задачи, за выполнение которых несут ответственность таможенные органы.

Направления деятельности Федеральной таможенной службы по управлению таможней

Российская Федеральная таможенная служба выступает в качестве функционального и организационного центра системы таможенной службы, находится в главе ее, объединяет и направляет деятельность всех элементов системы таможенного дела, обеспечивает развитие и укрепление этой системы.

Деятельность Федеральной таможенной службы России можно разделить на два направления:

  1. Первое – внутреннее направление, которое предусматривает осуществление руководства, контроля и обеспечения нормального функционирования таможенных органов на территории Российской Федерации. При реализации данного направления российская Федеральная таможенная служба осуществляет выполнение следующих функций:
  2. назначение и освобождение от должности руководителей таможенных органов;
  3. обеспечение финансирования деятельности органов таможни;
  4. развитие таможенной инфраструктуры;
  5. определение плана деятельности органов таможни и контрольных заданий;
  6. осуществление внутриведомственного контроля в сфере таможенного дела;
  7. разработка, совершенствование, внедрение методологических приемов работы функциональных подразделений таможенной службы;
  8. осуществление информационного обеспечения деятельности таможенных органов;
  9. Второе – внешнее направление, которое сосредоточено на разработке стратегии развития политики страны на внешнем рынке, законодательства в сфере таможенного дела и собственно таможенного дела. При реализации данного направления федеральная таможенная служба выполняет следующие функции:
  10. в-третьих, формирование модели воздействия на внешнеэкономическую деятельность различных таможенных механизмов.

Функции таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие функции:

  • Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля;
  • взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты;
  • обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • ведение таможенной статистики;
  • осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора).

Правовые последствия и ответственность в 2019

Терминал является вспомогательно-обслуживающим комплексом, позволяющим облегчить работу таможенников и ускорить процедуру оформления. Главное его назначение – временное хранение товара и машин, а также обслуживание таможенного оборудования.

  • Груз, сберегаемый на временных складах терминала, находится под контролем работников терминала до момента выпуска с территории ТЛТ. При этом на терминале обязуются выполнять условия хранения товара: в морозильных или холодильных камерах, в обычных условиях и прочее.
  • Кроме того, на временных складах можно подготовить товар к продаже: дробить грузы, переупаковывать, консолидировать с другими товарами и прочее.

В случае утраты товара или невыполнения условий хранения предусмотрена административная ответственность. Субъектом правонарушения выступает владелец временного склада, то есть компания или организация, обслуживающая терминал.

Это видео на примере расскажет об устройстве и использовании таможенно-логистического терминала:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.