Оглавление
Процедура сборки
На проведение этого вида работ расходуется много времени. Первым делом собирается группа вытеснителей совместно с коленчатым валом, к которому крепятся детали. После перебирают верхнюю часть остова. Меняют втулки, клапана, посадочные места. Если разрушения сильные, детали уплотняют, трещины устраняют сваркой.
После того, как составляющие элементы приведены в норму, приступают непосредственно к сборке. Процесс сопровождается диагностикой водяной помпы, на изделии меняют валы, крыльчатку, подшипники. После установки насоса, крепят поддон мотора. Окончание сборки сопровождается заполнением контура маслом, применяется 10л. рабочей жидкости марки «М-8».
Окончательным этапом становится обкатка и настройка клапанов. Двигатель сначала «притирают» на «холодную», не допуская горения внутри камеры. После мотор заводят и обкатывают на «горячую», не прикладывая к агрегату нагрузок. При прохождении силовой установкой 1000км, изделие обслуживают, меняют смазку, фильтрующий элемент, регулируют клапана.
Сборка мотора:
Самостоятельно работая с механизмом, помните, что ГАЗ-52, это форсированная модификация ГАЗ-51, а значит доводка и конечная обработка поверхности изделия «чище» и точней, чем у собрата. Соответственно этому вопросу уделяется больше времени и сил. Не пренебрегайте инструкциями и техническими картами, не нарушайте процесс. Получить желаемый результат можно только после прохождения каждой стадии починки, только в этом случае гарантируется надежность и качество выполнения установкой поставленных задач.
Основные составляющие системы
Для выполнения своей основной функции, то есть появления поджигающей топливную смесь в цилиндре двигателя искры, система зажигания ГАЗ-52 в своем составе имеет следующие основные элементы:
Схема устройства системы зажигания ГАЗ-52
- Аккумулятор. Является основным элементом для подачи электроэнергии в первичную сеть электрозажигания, для питания которой необходимы токи низких частот. При работающем двигателе энергия обеспечивается параллельно и генератором автомобиля.
- Катушку зажигания типа Б-115В-01. Имеет устройство импульсного трансформатора, задача которого преобразовать токи низкого напряжения в высоковольтные импульсы, отвечающие за создание искры на свече. Имеет в своем составе два контура напряжения: первичный (низкого) и вторичный (высокого), разъединенных между собой изолирующими прокладками.
Катушка зажигания
- Распределитель, или трамблёр ГАЗ-52. Обеспечивает равномерное поступление импульса с катушки на свечи, а также отвечает за момент зажигания или временной интервал между импульсами, в зависимости от количества оборотов и нагрузки двигателя. В данном модуле используется кулачковая или контактная система распределения.
- Свечи (с длиной резьбы 12 мм). Непосредственно устанавливаются в двигатель и отвечают за поступление искры к топливу в камере сгорания. Конструктивно имеют зазор, который пробивается импульсом высокого напряжения и обеспечивает поджигание смеси. В ГАЗ-52 используются свечи с маркировкой А10Н или аналогичные; рекомендованный цикл замены составляет 8–13 тысяч километров.
Свеча зажигания
- Высоковольтные провода. Связующий элемент между катушкой и свечами, необходимый для поступления на свечи импульсных токов. Используются провода с распределенным сопротивлением и многослойной изолирующей оплеткой. Имеют установленный ресурс 8–13 тысяч километров.
- Замок. Обеспечивает включение подачи электропитания в сеть зажигания, а также временное подключение стартерного режима с повышенным током в момент завода автомобиля.
Изменения внешнего вида «ГАЗ-52»
За годы производства производители несколько изменяли дизайн кабины – формы облицовки радиатора. Выштамповка решётки радиатора меняла выражение своей «улыбки», пока не стала с конца 1984 года просто «прямоугольно-полосатой». Фары на ранних «ГАЗ-52» располагались сверху, подфарники – соосно им внизу. Потом они «поменялись местами», а затем подфарники ещё и немного «разъехались в стороны».
Седельный тягач «ГАЗ-52-06».
С 1973 года на автомобили «ГАЗ-52» начали устанавливаться боковые повторители указателей поворота «УП-101» с лампами «А-12-5» и рассеивателями оранжевого цвета, расположившимися на боковых поверхностях крыльев.
Основные составляющие системы
Для выполнения своей основной функции, то есть появления поджигающей топливную смесь в цилиндре двигателя искры, система зажигания ГАЗ-52 в своем составе имеет следующие основные элементы:
Схема устройства системы зажигания ГАЗ-52
- Аккумулятор. Является основным элементом для подачи электроэнергии в первичную сеть электрозажигания, для питания которой необходимы токи низких частот. При работающем двигателе энергия обеспечивается параллельно и генератором автомобиля.
- Катушку зажигания типа Б-115В-01. Имеет устройство импульсного трансформатора, задача которого преобразовать токи низкого напряжения в высоковольтные импульсы, отвечающие за создание искры на свече. Имеет в своем составе два контура напряжения: первичный (низкого) и вторичный (высокого), разъединенных между собой изолирующими прокладками.
Катушка зажигания
- Распределитель, или трамблёр ГАЗ-52. Обеспечивает равномерное поступление импульса с катушки на свечи, а также отвечает за момент зажигания или временной интервал между импульсами, в зависимости от количества оборотов и нагрузки двигателя. В данном модуле используется кулачковая или контактная система распределения.
- Свечи (с длиной резьбы 12 мм). Непосредственно устанавливаются в двигатель и отвечают за поступление искры к топливу в камере сгорания. Конструктивно имеют зазор, который пробивается импульсом высокого напряжения и обеспечивает поджигание смеси. В ГАЗ-52 используются свечи с маркировкой А10Н или аналогичные; рекомендованный цикл замены составляет 8–13 тысяч километров.
Свеча зажигания
- Высоковольтные провода. Связующий элемент между катушкой и свечами, необходимый для поступления на свечи импульсных токов. Используются провода с распределенным сопротивлением и многослойной изолирующей оплеткой. Имеют установленный ресурс 8–13 тысяч километров.
- Замок. Обеспечивает включение подачи электропитания в сеть зажигания, а также временное подключение стартерного режима с повышенным током в момент завода автомобиля.
Особенности эксплуатации Газ 52
За время использования силовой установки выявился ряд недостатков, которые повлияли на эксплуатацию, вынудив водителя подстраиваться под автомобиль. Так, шатунный вкладыш мотора не получал достаточного количества масла, что приводило к ускоренному износу изделия на повышенных оборотах. Причина недостатка, малые отверстия, которых не хватало для выхода жидкости. Что бы устранить поломку, двигатель разбирают — трудоёмкая и затратная процедура. Кроме того, замена детали на такое же изделие приводила к повторению операции через короткое время. Мастера нашли способ увеличить срок работы вкладышей, для этого изделие меняется на вкладыши с автомобиля «ЗИЛ-130», которые подходят по размеру и выполнены из материала повышенной устойчивости. Для увеличения потока жидкости в расходных материалах прорезают канавки, размером 2 на 2мм. Кроме того, желательно увеличить напор в контуре смазки, для этого уменьшают расстояние между шестерёнками масляной помпы. Такие доводки делали силовую установку живучей, улучшали характеристики и лишали выше описанного недостатка.
Катушка мотора:
Еще одна особенностью мотора, чувствительность к температурному режиму, от которого зависел расход топлива и износ агрегата. Производитель рекомендует поддерживать диапазон температуры жидкости охлаждения в пределах 80-90°С. В холодную пору эксплуатация двигателя сопровождается закрытием пластин радиатора и использованием утеплительного чехла. Объём контура охлаждения мотора 16 литров, в жаркую погоду уровень жидкости поддерживается на этой метке.
Для активации тяговой установки, в мотор подают топливную смесь. Главное горючее для ГАЗ-52, бензин марки «А-72», кроме того, производитель допускает использование марок «А-76(62)». После заливки в бак такого горючего, корректируют угол опережения зажигания. В 1976 году модификацию ГАЗ-52-07 перевели на использование газа. Что касается расхода бензиновых моделей, показатель составляет 23 литра на сотню при движении в тёплое время по ровной поверхности со скоростью 40 километров в час.
Свеча мотора:
Технические характеристики
Силовой агрегат
На машины, которые сходили в период с 1958 и 1959 года, устанавливали форкамерно-факельный двигатель внутреннего сгорания. Именно данный силовой агрегат считают достоинством 51-й модели.
Еще в 1937 году специалисты, работавшие в Институте химической физики и Центральном институте авиационного моторостроения, приступили к разработке и внедрению вариантов более продуктивного горения бензина в двигателе внутреннего сгорания с внешней системой смесеобразования, где была обедненная горючая смесь в форкамере.
Немного спустя данные работы уже проводились на автомобилях Горьковского автомобильного завода. Платформа двигателя 51-й модели позволила сконструировать мотор ГАЗ 52, где была модернизирована головка блока цилиндров, и где было верхнеклапанное расположение. Кроме этого, головка блока цилиндров оснащалась наличием форкамеры на каждый цилиндр.
В газораспределительной системе был клапан камеры, сквозь какой осуществлялся впрыск воздушно-горючей смеси, какую зажигала уже обычная свеча. После этого факел зажигает всю смесь в главной камере. Данный техпроцесс позволял экономить до 20 % горючего, как тогда они считали.
Также казалось, что подобным образом удастся существенно увеличить мощность силового агрегата вместе с крутящим моментом. Но, как показали испытания, мотор ГАЗ 52 было тяжело запустить, экономить горючее тоже не получилось, да и вообще, агрегат неустойчиво функционировал. Более того, проблемы создавал карбюратор, какой даже на самом предприятии, даже грамотные специалисты почти не могли как-то регулировать, либо настраивать.
Однако, такие неудачи не остановили специалистов, и они все же довели силовой агрегат до нужного состояния. В результате вышел 3.4-литровый 85-сильный двигатель, какой имел крутящий момент при 3 000 оборотах в минуту – 22.5 кг/м. Данный мотор ГАЗ 52 позволил существенно увеличить динамическую составляющую и сделать машину более экономичной.
На 100 километров ГАЗ-52 кушает около 24 литров. Спустя годы, в 1990-х годах, автолюбители заметили грузовики, какие функционировали на дизельном топливе. Немало водителей начали устанавливать новенькие двигателя ГАЗ 52 дизель, какие отличались небольшой ценой в обслуживании.
Силовой агрегат ГАЗ-52 получился простым в ремонте и неприхотливым в обслуживании, чего нельзя сказать о многих других машинах.
Трансмиссия
Новый силовой агрегат был синхронизирован вместе с надежной и нешумной пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. У нее были синхронизаторы на 3-й и 4-й передаче. Сцепление является однодисковым и сухим. Пример фото снизу.
Подвеска
Ее решили установить рессорного типа, а позже она подвергалась модернизациям. Конструкторский состав решил изменить метод крепления рессор – после усовершенствования крепление производилось вместе с резиновыми подушками. В результате получилось уменьшить давление на основные листы во время скручивания рессор.
Передняя подвеска была на продольных полуэллиптических рессорах вместе с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя же подвеска имела только продольные полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами. И впереди и сзади устанавливалась зависимая подвеска.
А чтобы увеличить проходимость грузовиков по плохой дороге, инженерный состав разработал и внедрил самые последние задние мосты, где был кулачковый дифференциал. Это дало возможность более уверенно проходить тяжелые области дороги.
Тормозная система
Она имеет гидравлический привод и гидровакуумный усилитель. На всех колесах применяются только барабанные тормозные механизмы. Есть рабочая и стояночная система.
Рулевое управление
Рулевой механизм получил глобоидный тип. Глобоидный червяк вместе с двухгребневым роликом. Гидравлический усилитель рулевого колеса отсутствует.
Особенности конструкции
Место водителя
Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, правая сторона.
Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, левая сторона. На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие
— это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. Диски взаимозаменяемы.
За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, при это обычно выделяют две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:
Длиннобазные модификации (1964—1993)
Сюда относятся автомобили ГАЗ-52А (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1964—1966), ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1993) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).
- Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
- Рама этих автомобилей практически одинаковая.
- Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
- Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.
Короткобазные модификации (1966—1989)
Основными серийными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)
- Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
- Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
- Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
- Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.
По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.
- На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
- На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала. Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.
Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины.
Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52
После подобных нехитрых модернизаций основные проблемы двигателя ГАЗ 52 полностью исчезли. Теперь ему не страшна ежедневная эксплуатация на предельных оборотах коленвала при любых условиях:
- Жара, мороз, резкие скачки температуры окружающей среды.
- Дорожное покрытие различного качества (от гладкого асфальта автомобильных трасс до разбитых проселочных дорог).
- Движение по ровной поверхности, а также по дорогам с резкими спусками и подъемами.
Основные достоинства двигателей ГАЗ 52:
- простота конструкции;
- сравнительно невысокая стоимость;
- надежность;
- длительный срок эксплуатации (более 200 000 км);
- отсутствие сложных устройств, типа цепей, штанг, натяжителей, успокоителей, балансиров, роликов и пр.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства в состоянии выдержать достаточно тяжелые эксплуатационные условия, так как на авто установлена максимально качественная рама. Авто характеризовалось, как самое надежное. Водитель мог завести авто завести даже при вышедшем из строя стартере, а также при полностью сломанном аккумуляторе. Сделать это можно было при помощи специальной пусковой рукояти. Особого внимания заслуживает колесная база авто. Ее размер составляет всего 3,3 метра, но немного сдвинутая вперед кабина ГАЗ линейки 51, а также максимально продуманное расположение двигателя предоставили возможность получить большой объем свободного пространства. Именно там расположена КПП ГАЗ марки 51.
Рама ГАЗ 51
Преимущественной является общая конструкция 51-ого ГАЗ. В каждом блоке автомобиля присутствует по одной или по две детали, которые предназначены для принятия на себя серьезной нагрузки. Сюда можно отнести легкосъемный барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельно расположенный отсек для масляного насоса, а также вставные клапаны. Замена подобных деталей не составляла никаких сложностей, потому при грамотной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики с течением временем не меняются, а общий срок эксплуатации двигателя, КПП ГАЗ марки 51 и самого авто в целом может достигать 50 лет.
Преимуществом является не только двигатель авто ГАЗ 51, но также его рама, которая дополнительно укреплена специальной расположенной крестообразно поперечиной. Особенности конструкции данного элемента в состоянии обеспечить идеальную связь между многочисленными лонжеронами. Одновременно с этим, к раме прикреплены специальные буксировочные крюки. Они находятся под крыльями.
ГАЗ-52 технические характеристики
ТТХ:
- Длина — 5,7 м;
- Ширина — 2,3 м;
- Высота — 2,2 м;
- Колёсная база — 3,3 м;
- Вес — 2,7 т;
- Объём мотора — 3,4 л;
- Мощность двигателя — 85 л.с;
- Максимальная скорость — 75 км/ч;
- Расход топлива — 24 л на 100 км.
Мотор ГАЗ-52
Экземпляры 58-59 годов прошлого столетия получили силовые установки форкамерно-факельного типа. Для нового поколения грузовиков разработали новый двигатель, в основу которого лёг силовой агрегат 51-й версии. Мотор ГАЗ-52 получил верхнеклапанное расположение и улучшенную конструкцию ГБЦ. Каждый цилиндр получил отдельную форкамеру. В газораспределительную систему поступала воздушно-горючая смесь. Впоследствии она зажигалась стандартной свечой. Мотор ГАЗ-52 с новым устройством и улучшенным карбюратором ГАЗ-52 позволял экономить до 20% топлива.
Первые испытания новой силовой установки провалились. Она не выдавала большей мощности, плохо запускалась и не экономила горючее. Из-за невозможности нормально отрегулировать карбюратор ГАЗ-52 даже заводскими специалистам двигатель работал нестабильно.
После серьёзных переделок инженеры получили инновационную разработку с рабочим объёмом в 3,4 литра. Она развивала до 85 лошадиных сил, чего хватало для выполнения поставленных задач. Максимальный крутящий момент достигался при 3 тысячах оборотах — 22,5 кг/м. ГАЗ-52 дизель предприятие не выпускало, но в начале 1990-х годов для экономии затрат на топливо некоторые владельцы сами устанавливали подобные моторы.
Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 считались хорошими для своего времени, опережая некоторых зарубежных конкурентов. Они получились настолько оптимальными, что транспортом пользуются в сельском хозяйстве в наши дни. Главной особенностью силового агрегата стало простое устройство и ремонтопригодность (водители осуществляли ремонтные работы в полевых условиях).
Сцепление ГАЗ-52
Модернизированный двигатель работал вкупе с коробкой передач ГАЗ-52 нового поколения. Конструкторы повысили её надёжность и снизили шум от работы за счёт установки синхронизаторов на 3 и 4 передачах. Всего было пять ступеней — четыре передние и одна задняя. Трансмиссия состояла из одного диска и выполнялась по сухому типу.
Описание подвески
Ходовку рессорного типа взяли с предыдущего поколения и модернизировали. Для увеличения запаса рабочего ресурса специалисты добавили в крепления резиновые подушки. Благодаря такому конструкционному решению снизилась нагрузка на основные листы, если происходило скручивание рессор.
Конструкция передней подвески состояла из продольных полуэллиптических рессор и гидравлических телескопических амортизаторов. Заднюю часть ходовки оснастили продольными полуэллиптическими и дополнительными рессорами. Задний мост ГАЗ-52 получил кулачковый дифференциал. Это улучшило проходимость транспорта по бездорожью и через водные преграды.
Рулевой механизм
Система руления делалась по глобоидальному типу (состояла из глобоидного червяка и двухгрбнеевого ролика). ГУР в те времена только начинал набирать популярность в зарубежных странах, Горьковский автомобильный завод в проекте ГАЗ-52 его не применил.
Газ 52 двигатель
Газ 52 двигатель считают в настоящее время слабым и, мягко говоря, не очень ненадежным. Но! Есть автолюбители старой школы, считающие, что нет двигателя проще и удобнее в эксплуатации, чем этот.
Более того, эти народные умельцы утверждают, что способны так проапгрейдить от Газ 52 двигатель, что тот станет практически «бессмертным». Возможно это и правильно, ведь двигатель от газ 52 не так уж сильно отличается от современных собратьев по конструкции. Основной проблемой всегда было то, что на нем очень быстро снашивались вкладыши, особенно на больших скоростях (ну как – больших – 90 км/ч вполне хватало).
Многие поколения автовладельцев с матерком и присказками загоняли свой Газ 52 в гараж – двигатель опять сдох! И происходило это даже чаще, чем раз в год (и это у грамотных людей «с руками»!) Однако, «голь на выдумки хитра», и мало по малу изобретатели становились все изобретательнее, машинки свои старенькие выкидывать на свалку не спешили – и придумали таки:
Баббитовые коренные вкладыши от газ 52 снимаются, на двигатель ставятся сталь-алюминиевые вкладыши от ЗИЛ 130, в которых прорезаются масляные каналы, как на газовских. Шатунные нужно установить из того же материала (подходят от 412-го «Москвича», только предварительно запастись хорошим зубилом – набивать новые замочные выступы). Еще один момент – на обновленных шатунных вкладышах обязательно нужно сделать непрерывные масляные каналы, чтобы шатунные шейки смазывались интенсивнее. Вуаля!
После таких изменений двигателя газ 52 он пронесет сквозь жару и холод даже не потребовав к себе внимания. Более того, увеличивается его выносливость на предельных оборотах и более высоких скоростях, то есть – получаем тягловую лошадку, которая не потребует больших затрат, неприхотлива в обслуживании, да и менять ее можно не боясь повредить дорогое оборудование. А ведь многим именно этого и нужно. Так может стоит задуматься?

Эта тема закрыта для публикации ответов.