Внедорожник газ-69

Алан-э-Дейл       06.09.2023 г.

Оглавление

«Чем больше сдадим, тем лучше»

Автомобиль ГАЗ-69 оказался исключительно плодовитым. На его базе делали самосвалы, тротуароуборочные, подметальные и почтовые машины, снегоболотоходы. Умудрились смастерить на его шасси даже аэродромный пусковой агрегат и ещё несколько совсем уж специфичных видов техники. Всего было создано около 600 000 таких машин — с учётом всех модификаций. Так что родственников у милицейского «ГАЗика» предостаточно. Да и фамильное сходство налицо: глобальной переделкой серийного 69-го никто не озадачивался, машина даже не разбиралась. Так что, несмотря на существенные отличия от родоначальника, служебный автомобиль не получил даже собственного индекса.

ГАЗ-69 — машина прославленная. Она пришла на смену ГАЗ-67Б и выпускалась с 1953 года. 67-й к тому времени стал конструкцией устаревшей — всё-таки разрабатывалась машина ещё в войну, в 1943-м, а агрегаты, по сути, и вовсе были 1930-х годов. Двигатель автомобилю достался от «полуторки» — маломощный, трансмиссия без пониженной передачи (коробка четырёхступенчатая и первая передача использовалась вместо пониженной). К тому же это открытый кузов с тентом, который защищает только от дождя, а вот дверей в машине нет. Вмещал такой автомобиль всего четверых пассажиров, а багажного отделения у него не было вовсе — сразу же за спинкой сиденья находился задний борт. В отличие от родителя, ГАЗ-69 был машиной более прогрессивной — по меркам 1950-х. Двигатель ему достался от «Победы» — нижнеклапанный, 4-цилиндровый 52-сильный. При практически той же мощности, что и у 67-го, он имел значительно меньший объём, а соответственно, меньший расход топлива (если объём двигателя ГАЗ-67 составлял 3,3 л, то у ГАЗ-69 — только 2,5 л). Получил автомобиль и новую коробку передач, всё от той же «Победы», а в раздаточной коробке появилась пониженная передача. Жёсткая рессорная подвеска осталась, так что трясёт в машине, как во фронтовой. Да и прозвище «Козлик» перешло по наследству. Опытные модели также звались «Труженик», а потом машину предлагали окрестить «Ленин», «Сталин» или «Целина», но в народе прижилось зоологическое прозвище. ГАЗ-69, таким образом, стал абсолютной заменой 67-му — так сказать, усовершенствованной моделью. Передавать экземпляры в частные руки изначально не предполагалось — это была «рабочая лошадка».

Донором шасси для воссоздания милицейского ГАЗ-69 стал автомобиль «гражданский»

Лучше всего автомобиль чувствовал себя на бездорожье: за счёт высокой посадки он умел забираться на любую горку и спускаться с неё. Хорошей проходимости способствовал и небольшой вес машины, и минимальные передний и задний свесы, и большой радиус колёс. Поскольку с дорогами в послевоенном Союзе было так себе, подобные характеристики выходили на первый план: комфорт — дело наживное, главное — доехать!

Машина была представлена двумя базовыми модификациями: собственно ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Первый — грузопассажирский автомобиль, вмещал он 8 человек, включая водителя. Шестеро при этом ехали сзади — на откидных лавках. Второй — пятиместный: двое размещались спереди, трое — сзади на более комфортабельном сиденье, расположенном привычно — поперёк. За этим сиденьем имелся багажник, хотя и небольшой. Зато, если переложить груз в салон, то машина может тянуть и полтонны. Отличались автомобили и количеством дверей: у ГАЗ-69 их две (задний борт выполнял роль третьей двери), а у ГАЗ-69А — четыре. Разнится также форма тента: у версии с литерой задняя часть покатая, а у 69-го тент прямоугольный. Агрегатная часть у автомобилей не отличалась, но прямым родственником милицейской машины является именно ГАЗ-69.

ГАЗ-69

Отходили 69-е на госслужбе примерно до конца 1980-х. Это средняя температура по больнице: с 1973-го начался выпуск УАЗ-469, которым заменили «ГАЗик», постепенно парк обновлялся — чем город крупнее, тем быстрее. В Москве 69-х не было уже в конце 1970-х годов.

Стоимость

Хотя советских автомобилей с полным приводом, ГАЗ-69, осталось не так много, их все же можно приобрести с рук. И не все модели находятся у реставраторов или в музее. Чтобы приобрести внедорожник Горьковского автомобильного завода на ходу, потребуется около 200 000 рублей. Чем выше дальше будет ценник, тем лучше качество самого автомобиля.

Многие покупают данные транспортные средства, чтобы потом их тюнинговать, да так хорошо, что многим просто кажется, будто появился новый ГАЗ-69. Это делать не так тяжело, ведь чертежи доступны в интернете. Также есть много видео раритетных и неизмененных моделей, а также машин, которые пережили тюнинг.

Электрооборудование автомобиля ГАЗ-АА

Шестивольтовое оборудование ГАЗ-АА, с полярностью «плюс на массу» было типичным для того времени. Потребители запитывались от батареи 3СТ-80, ёмкостью 80 а.ч., или генератора ГБФ-4105, с отдачей 13А, и мощностью 80 вт. Так же оставалось и у всех машин ГАЗ-ММ.

Для сравнения укажем, что легковая машина ГАЗ-М1, фактически с тем же мотором,  сразу получила генератор ГМ-71, с отдачей 18 А и мощностью 100 вт. Казалось бы, всё вполне понятно – у чиновничьей «эмки», на целых четыре потребителя больше: второй звуковой сигнал, второй, задний правый фонарь, плафон освещения салона, и даже «закуриватель», (прикуриватель, по терминологии тех лет).

Но что принципиально мешало дать и полуторкам более мощный генератор и АКБ большей ёмкости, для более надёжных запусков моторов в холода? Ведь грузовики, как известно, относятся к категории средств производства…

Но стартёры инерционного типа, модели МАФ-4006, мощность. 0,9 л.с. на всех довоенных машинах ГАЗ, были всё же одинаковыми.

Как уже упоминалось выше, 4-х цилиндровые довоенные моторы автомобилей ГАЗ, имели три разновидности прерывателей-распределителей зажигания, и разумеется, полностью взаимозаменяемых по установке на двигатели.

На ГАЗ-АА применялся узел ИГЦ-4003, с ламельным, (с помощью контактных шин) распределением импульсов высокого напряжения по свечам. Он имел только ручную дистанционную регулировку опережения зажигания.

Почти такой же внешне прибор ИМ-91, получивший центробежный автомат опережения зажигания, устанавливался на двигателях легковых «эмок»

И наконец,  джипы ГАЗ-64 и ГАЗ- 67, получили узлы Р-15 и Р-30, не только с автоматами опережения зажигания, но, и в отличие от «эмок», с легкосъёмными крышками распределителей, и штекерным подсоединением привычных  сегодня, «мягких» высоковольтных проводов.

Пусть читателя не удивляют и не озадачивают совершенно бессистемные, не зависящие от реальности, буквенно-цифровые обозначения узлов и аппаратов довоенного автомобильного электрооборудования.. Возможно, по стандартам того времени, в них были зашифрованы не первые буквы функционального назначения изделий, а имена-фамилии конструкторов конкретных изделий. Во всяком случае, вразумительного объяснения такой «околесице», мы, увы, дать не можем…

А что же имели полуторки, хотя бы ГАЗ-ММ послевоенной сборки? А всё тот же «Вариант №1», что и ГАЗ-АА, начала 30-х годов… Суммируя всё вышесказанное о том, что «газоны» на заводе комплектовались по «остаточному принципу», создаётся впечатление того, что они в производственной программе ГАЗ, были, по сути дела, машинами-изгоями. Хотя это, автоматически, можно было отнести и к их шофёрам. А в приоритете были  «персоналки» для чиновников, и перспективные модели.

Как понял читатель, на полуторках применялись классические батарейные системы зажигания, хотя в 30-х годах существовали и системы зажигания от магнето — автономных генераторов импульсов высокого напряжения. Отечественной промышленностью выпускались магнето типа СС-4 и СС-6, соответственно, для 4- и 6- цилиндровых моторов. Но ни один из имеющихся в нашем распоряжении источников информации тех лет, не подтверждает того, чтобы магнето применялись и на моторах обычных бортовых полуторок.

Системы головного освещения довоенных горьковских грузовиков были более совершенными, чем у их ровесников – московских трёхтонок. Они уже тогда имели «ближний» и «дальний» свет, (у машин ЗИС – единственный режим), и отдельный переключатель только на освещение, ( у московских машин – общий выключатель на все цепи). У полуторок ближний  свет имел мощность ламп в 21 свечу, (21 вт.), а дальний – 32 свечи. Большего тогда вышеупомянутые «грузовые» генераторы не позволяли.

Унифицированный с другими грузовиками, единственный задний  круглый фонарь, имел две секции. Секция габаритного света закрывалась привычным красным стеклом, а секция «стоп»-сигнала – жёлтым. Впрочем, по стандартам того времени, и мощность ламп «стоп» сигнала, составляла 15 св.

На схеме электрооборудования читатель может увидеть указатель уровня  бензина. Но указатель этот был механическим, соединённым с поплавком в баке., располагавшемся за «торпедо» Просто расположение шкалы указателя было выбрано с учётом окна для неё  в общей комбинации приборов. Эта комбинация включала в себя так же амперметр и катушечный спидометр. Катушка спидометра, с нанесёнными цифрами величины скорости поворачивалась относительно неподвижной риски на стекле прибора.

Фото кузова ГАЗ 69

На Горьковском автозаводе выпускали только версию с брезентовым верхом, о металлической крыше никто даже не мечтал. Было налажено производство двух модификаций – ГАЗ-69А с 4-мя дверьми, а также обычного 2-дверного варианта ГАЗ-69. Сперди у последнего стояли обычные сиденья, а сзади были расположены две лавки.

Для обеспечения качественной защиты кузова производилась антикоррозийная обработка машины с помощью битумной мастики. Верхняя часть кузова покрывалась слоем грунтовки, а также краской. Как правило, коррозия прежде всего проявляется в зоне крыльев, передней части днища, а также лонжеронов ГАЗ 69. Однако в продаже встречаются и реально сохранившиеся аппараты, так как большинство таких внедорожников никогда не видели городских улиц, которые в зимнее время обильно посыпают различными реагентами.

Хотя новых запчастей к ГАЗ 69 в магазинах найти вы не сможете, много деталей продаются через Интернет. Как правило, ими обмениваются или торгуют те, кому нравятся отечественные внедорожники. Стоит отметить, что рама также нередко сильно ржавеет, поэтому данному элементу автомобиля необходимо уделить достаточно внимания в ходе осмотра внедорожника перед покупкой. Во многих ГАЗ 69, фото которых опубликованы в нашей статье, используется рама от другого российского внедорожника – УАЗ-469.

Обзор нового внедорожника УАЗ Патриот 2014 размещен здесь.

ГАЗ-69 — технические характеристики и особенности внедорожника

ГАЗ-69

На внедорожник ставили 1-дисковое сухое сцепление, 3-ступенчатую КПП (аналогична тем, что ставили на М-20 Победу, но с напольным рычагом переключения передач). Раздатка была на шестернях, с двумя передачами 1,16 и 2,79, при этом, самая низкая передача подключалась только после подключения, в свою очередь, переднего привода.

Автомобиль оснащался тремя карданами, главную передачу делали конической и одинарной. Дифференциал у внедорожника был с 2 сателлитами, а полуоси разгруженными. В переднем мосту были отключаемые ступицы, поэтому без использования полного привода можно было сэкономить немного топлива. Особенность ремонта КПП — она разбиралась через пол салона и узлы извлекались наружу сверху.

ГАЗ-69

Что касается кузова, то почти все автомобили оснащались тентами, натянутыми на каркас. Верхние части боковых дверей делали съемными. Рамка ветрового стекла могла подниматься вперед и вверх, а если складывать тент, то стекло опускалось на капот и фиксировалось на кронштейны. Боковины капота можно было демонтировать, что позволяло в летнее время лучше охлаждать двигатель.

ГАЗ-69 Off Road

ГАЗ-69, как один из наиболее массово производимых при СССР, до сих пор очень часто встречается на дорогах стран СНГ и активно применяется для активного отдыха и при езде на бездорожье, встречается в клубах Off Road и 4х4, модернизируется и улучшается, по праву конкурируя со своим основным соперником (во многих смыслах) — УАЗ-469 и его модификациями.

https://youtube.com/watch?v=jRf6hbe30Os

Особенности ГАЗ 69

“Фишка” автомобиля – довольно простая конструкция, благодаря чему выполнить ремонт ГАЗ 69 можно практически в каждом гараже. Все очень просто: мотор, рессоры, 2 моста и понижающая передача на «раздатке». Многие запчасти были проверены на других моделях машин.

Так как заказчиком ГАЗ 69 было Министерство обороны Советского Союза, его кузов изготавливался только в полевой версии – с брезентовой крышей. В то время выпускалось два варианта авто:

  • 4-дверный «командирский»;
  • 2-дверный «грузопассажирский», оснащенный двумя передними креслами и двумя лавками сзади.

Двигатель ГАЗ 69. Мощность двигателя данного автомобиля составляет 55 л. с., объем – 2,12, тяга при 2000 об/мин  – 127 Нм. Он может развивать скорость не более 90 км/ч.

Для подключения передних ступиц используется рычаг раздаточной коробки, применять который для этой цели можно не останавливаясь и не выжимая сцепление. А вот для включения понижающей передачи, лучше остановится. Сцепление вообще неприхотливое, здесь механический привод его выключения, сцеплению раз на тысячу км. нужна смазка для рычагов и выжимного подшипника.

Устройство ГАЗ 69 имеет еще одну интересную особенность. Это отсутствие межосевого дифференциала.

Мосты и рессоры ГАЗ 69. Подвеска на продольных рессорах данного авто без проблем выдерживает не только дороги, но и любое бездорожье. Она замечательно могла бы справиться с буксировкой прицепа весом 850 кг. Однако при этом скорость составляла бы всего 40 км/ч.

Задние рессоры машины довольно жесткие благодаря большой толщине, для отсутствия скрипа их нужно смазывать специальной смазкой для рессор. Амортизаторы рычажного типа, требуют заливки жидкости каждые 6000 км.

Тормозная система ГАЗ 69. Тормозная система автомобиля состоит из 4 рабочих барабанов и 1 контура гидропривода. Усилитель отсутствует. Вал раздаточной коробки оснащен еще одним, пятым тормозным барабаном, благодаря которому возмещается недостаток надежности. Специалисты рекомендуют через 12 тыс. км пробега целиком разбирать и промывать тормозную систему.

ГАЗ-69 Р-125 «Алфавит»

ГАЗ-69 Алфавит

Еще один раритет 60-х годов – командно-штабная машина Р-125 «Алфавит». Служила для обеспечения связью командиров сухопутных частей. Имела на борту одну
коротковолновую радиостанцию и две УКВ диапазона. Все это электронно-ламповое хозяйство с трудом помещалось в кузове «Козлика».

Отдельный разговор про УАЗики с жестким верхом. Ставили его не для удобства пассажиров, а чтобы они не сбежали. Таким спецтранспортом комплектовали
отделения милиции и военные гауптвахты. Водительская кабина отделялась от кузова стенкой с глазком. Чтобы задержанные не дали деру на светофоре, задняя
зарешетчатая дверь запиралась снаружи.

Была попытка переформатировать вездеход в обычный заднеприводный автомобиль. Вариант, под названием, ГАЗ-19 так и не вышел из стадии испытаний. При
поточном выпуске «Козликов» сложно было что-нибудь менять в их конструкции.

Уазы экспортировались в 56 стран мира. Большая часть по линии министерства обороны. Кроме того сборка вездеходов была налажена в Румынии и КНДР.

Тюнинг

Модель неизбежно устарела. Но современные автолюбители используют тюнинг, улучшающий качества автомобиля.

Тюнинг ходовой части

Тюнинг ходовой части этой внедорожной машины рассчитан на повышение проходимости и плавности хода. Указанное достигается лифтингом подвески, с увеличением диаметра колес.

Клиренс увеличивается с удлинением серег или проставок между рессорными амортизаторами и мостами.

Мотора

В связи с отсутствием подходящих запчастей, для переделки двигателя ГАЗ-69 потребуется применение фрезерных и токарных работ, чтобы изготовить недостающие детали самостоятельно.

Чертежи двигателя и других элементов ГАЗ-69 представлены в открытом доступе в интернете, включая фото внешнего вида, что открывает большой простор для творчества. Отдельные комплектующие используются из другой отечественной техники. Схожими характеристиками обладают двигатели МТЗ и ГАЗ-52.

Мотор не предполагает передвижение автомобиля на запредельных скоростях, поэтому нет смысла переделывать систему охлаждения.

Внешний тюнинг

Чтобы придать машине внушительный внешний вид, одновременно улучшив функциональные возможности и характеристики, ГАЗ-69 дополнительно оборудуется:

  • прочными силовыми бамперами;
  • лебедкой;
  • широкопрофильными колесами.

Завершающие штрихи в оформлении авто — покраска в стиле «хаки».

Как оформить

Нельзя просто взять, установить оборудование и ездить. Если водитель самостоятельно установит ГБО и не получит на это разрешения, его могут оштрафовать на 500 Р. А еще ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при смене собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков. Поэтому я рекомендую делать все официально.

Вот что надо сделать:

  1. Найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о том, что устанавливать оборудование можно.
  2. Подать заявление в ГИБДД и получить предварительное разрешение на изменение конструкции.
  3. Установить оборудование.
  4. Пройти техосмотр, получить диагностическую карту.
  5. Внести изменения в регистрационные документы автомобиля в ГИБДД.

Предварительная экспертиза. Специальная организация должна дать заключение о том, что вот на этот конкретный автомобиль в принципе можно установить ГБО. Если машина, например, очень старая, или очень редкой модели, или в ее конструкции есть элементы, не предназначенные для работы с ГБО, могут дать и отрицательное заключение. Но в моем случае обошлось без проблем.

Такую организацию мне самой искать не пришлось. У фирмы, где я заказала установку, был договор с подходящей. Стоимость экспертизы просто включили в стоимость работ. Работы по оформлению документов тоже взяла на себя фирма, занимающаяся установкой оборудования.

С 1 июля 2021 года правила регистрации ГБО изменились. Минпромторг должен создать реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо. Если модель вашего автомобиля будет в реестре, сертификация оборудования не нужна и платить придется только за само оборудование и госпошлину за изменение документов. Пока на сайте Минпромторга этот реестр еще не размещен — вероятно, для его создания потребуется время.

Заявление о внесении изменений в конструкцию автомобиля я оформляла сама через сайт госуслуг. Еще с помощью госуслуг я в дальнейшем сэкономила на госпошлине — уплатила ее со скидкой 30%.

Процедура только внешне кажется сложной. На самом деле мне не пришлось разбираться в тонкостях оформления документов. Через день после внесения предоплаты мне позвонили из СТО и сказали, что пакет документов для ГИБДД готов. Я забрала их и отнесла в ГИБДД. Для подачи документов даже не пришлось стоять в очередях — возле дежурной части был специальный почтовый ящик, и я просто бросила их туда.

Еще через несколько дней мне позвонили и попросили забрать ответ. ГИБДД была не против переоборудования, о чем мне выдали специальное свидетельство.

Вместе с заявлением в ГИБДД нужно принести сертификат соответствия — он подтверждает, что фирма имеет право устанавливать ГБО. Копию сертификата мне предоставили в сервисе

После установки оборудования я приехала в ГИБДД еще раз. Там автомобиль осмотрели, убедились, что оборудование действительно установлено, и проверили документы.

В результате мне заменили свидетельство о регистрации автомобиля, внесли изменения в ПТС и выдали документ о том, что конструкция автомобиля соответствует требованиям безопасности.

Свидетельство о регистрации транспортного средства мне заменили — в графе «особые отметки» появилась вот такая запись В ПТС такую же запись тоже сделали в графе «особые отметки» и заверили ее печатью и подписью

За замену и обновление документов нужно платить госпошлину. Это я тоже сделала через госуслуги и сэкономила:

  1. 560 Р вместо 800 Р — за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения;
  2. 350 Р вместо 500 Р заплатила за выдачу свидетельства о регистрации;
  3. 245 Р вместо 350 Р — за внесение изменений в ПТС.

Все расходы на госпошлину составили 1155 Р.

Технические характеристики ГАЗ-33081 «Егерь«

Технические характеристики ГАЗ 33081 «Егерь» перечислены в таблице:

Модель ГАЗ33081 Егерь борт/шасси

Габаритные размеры,мм

 длина 6250
 ширина 2340
 высота; по тенту 2570/2640
Дорожный просвет, мм 315
Колесная база, мм 3770
Колесная формула 4×4

Габаритные размеры бортовой платформы Егерь ГАЗ 33081, мм (снаружи/внутри)

длина 2500/2410
ширина 2340/2145
высота; по тенту 380/900
Грузоподъемность, кг 1500
Снаряженная масса, кг 4050
Полная масса, кг 6300

Масса на ось, кг

 переднюю 2610
 заднюю 3690

Колея колес, мм

 передних 1820
 задних 1770
Погрузочная высота, мм 1365

Угол свеса, градусов

 переднего 48
 заднего 32

Коробка передач Егерь ГАЗ33081

Коробка передач Егерь ГАЗ33081 механическая пятиступенчатая синхронизированная

Подвеска колес Егерь ГАЗ33081

 передняя зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
 задняя зависимая, рессорная

Тормоза Егерь ГАЗ33081

 передние  барабанные
 задние  барабанные
Рабочая тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом
Тип рулевого управления  «винт  шариковая гайка» с гидравлическим усилителем

Двигатель ГАЗ 33081

Модель ММЗ Д245.7
Тип двигателя Рядный, 4х цилиндровый, 4х тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива
Рабочий объём, л 4,75
Степень сжатия 15,1 (17±1*)
Мощность,л.с.(кВт)/об/мин 117,2 (86,2) / 2400
Максимальный крутящий момент,кГ/см (Нм) / об/мин 42,1 (413) / 1500
Топливо дизельное топливо
Максимальная скорость, км/ч 90
Время разгона до 80 км/ч, с 60
Расход топлива ГАЗ Егерь, л/100 км при 60 км/ч 17
Расход топлива, л/100 км при 80 км/ч 21
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее  25
Запас хода по контрольному расходу топлива при движении с постоянной скоростью 60 км/ч, км 615
Диски, размерность 228Г457
Шины, размерность 12.00 R18

Что лучше

Несмотря на большое количество сходств автомобили все же различаются. УАЗ обладает большей мощностью, ездит быстрее, обладает чуть большим комфортом, поэтому является более предпочтительным. Есть много аргументов в пользу того, что в тех местах, где эти два внедорожника применяются, никакой речи о максимальной скорости и об экономии топлива не идет, а комфорт в таких местах в обоих машинах кажется одинаковым. Но при этом у УАЗа не отнять его главного преимущества — доступность запасных частей. Большая часть именно рабочих ГАЗ-69, а не тех, которые находятся по музеям и в частных коллекциях, уже давно имеют замененные основные агрегаты, как раз по той причине, что оригинальных деталей уже давно не выпускается.

Конечно владелец знает, какая деталь от чего стоит, чем замена, и какой у него ресурс. Поэтому он с относительной легкостью может отремонтировать свой автомобиль. Но для нового владельца ремонт превратиться в гору неожиданных для открытий и не будет казаться столь тривиальным. В этом смысле, если стоит вопрос в том, какой из двух джипов взять для рыбалки, охоты или для поездки в лес, то однозначный ответ — УАЗик.

Но вот что не отнять у ГАЗа — это шарм машины 50х годов с его характерной формой капота и расположением колес по сторонам от машины. Для участия в различных мероприятиях армейской тематики, для фотосессий, парадов и редких выездов показать себя ГАЗ-69 как ретро-машина будет вне конкуренции.

Технические характеристики

Силовой агрегат

В качестве двигателя на модели устанавливали нижнеклапанный 2.0-литровый мотор, который выдавал 55 лошадиных сил. Силовой агрегат разработали на платформе шестицилиндрового мотора Газона-11, какой применяли на известном грузовом автомобиле ГАЗ-51.

Сама установка обладает четырьмя цилиндрами большого диаметра и функционирует на низкооктановом топливе (бензине) А-66. Силовую установку до этого устанавливали на автомобиль «Победа». Водяной насос имел наличие металлической массивной крыльчатки вентилятора, какая имела 6 лопастей.

Подвеска

Как уже говорилось выше, подвеска была жестковатой из-за рессор, ведь это не грузовой автомобиль был, однако модель не предполагали использовать в городских условиях и на ровной дороге. Внедорожная машина обладает рамной конструкцией, и два моста вместе с силовым агрегатом были закреплены на раме.

Все два моста являются ведущими, отсутствует межосевой дифференциал. Рама получила прямоугольную форму и обладает шестью поперечными усилениями. Передний мост можно комплектовать шариковыми ШРУСами Bendix-Weiss.

Рулевое управление

Несмотря на отсутствие гидравлического усилителя рулевого колеса в конструкционной составляющей машины, им можно было управлять без особенных трудностей, даже если «пикап» стоял на месте.

Тормозная система

Она также не имела усилителя тормозов, поэтому их можно назвать достаточно жесткими. Понятное дело, что на всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы.

 Технические характеристики
Габаритные размеры
Длина 3850 мм
Ширина 1750 мм
Высота 2000 мм
Максимальная скорость 90 км/ч
Вес авто 1,5 тонны
База колесная 2300 мм
Колея передних/задних колес  1440 мм
Дорожный просвет 21 см.
Объем бензобака 60 литров
Расход топлива 14 л/100 км
Двигатель
Тип карбюраторный
Число цилиндров/расположение 4 в один ряд/вдоль кузова
Охлаждение жидкостное
Объем 2.12 л
Степень сжатия 6.2
Мощность 55 л. с.
Порядок работы цилиндров 1/2/4/3

Модификации:

Вездеход выпускался в двух версиях.

ГАЗ-69

Первая (ГАЗ-69) – двухдверная с откидным задним бортом и деревянными лавками в кузове, на бампере установлено устройство для буксировки 800-кг прицепа или пушки.
Под левой рукой водителя – фара искатель. Этот вариант применялся как легкий тягач или как средство доставки восьми солдат. Такие машины широко
использовались и в гражданских силовых структурах.

ГАЗ-69А

Второй (ГАЗ-69А) — четырехдверный пятиместный вариант назывался «Командирским», а на гражданке – «Председательским». Из дополнительных элементов комфорта – заднее мягкое
сиденье. Брезентовый тент не снимался, а откидывался назад, так что, по формальному признаку, УАЗ-69 величался кабриолетом.

Стоил «Козлик» прилично, 14 тысяч дореформленных рублей. Для сравнения: в 1958 году за гораздо более комфортабельный Москвич-407 надо было отдать всего на
две тысячи больше. Но купить УАЗ-ик было невозможно, вся продукция шла по гос. заказу.

На парадах «Козлики» выглядели франтово, белые решетки радиатора, красочные эмблемы на дверце. В повседневной армейской жизни для гламура места не было,
зато служебных обязанностей непочатый край. Военная автоинспекция, химическая разведка, фельдъегерская связь. Козлики служили в военно-десантных
подразделениях, на них монтировалась аппаратура проверки ракет, они доставляли авиационные экипажи к воздушным судам.

УАЗ-469

Советский внедорожник, пришедший на смену ГАЗ-69. Изготовлен с 70-х годов 20 века. Как и его предшественник, он широко использовался в вооруженных силах и распространился по всей национальной экономике. Кузов открыт со съемной тент-тентом. Бензиновый двигатель объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Коробка передач механическая, 4 передачи с синхронизаторами 3-й и 4-й передач. Максимальная скорость УАЗа — 120 км / ч. Общий объем двух баков — 78 литров. Дорожный просвет составляет 300 мм, у гражданской версии 469B он меньше — 220 мм.

В 80-е годы УАЗ был значительно модернизирован, например, коробка получила синхронизаторы всех передач, появились более комфортные подвесные педали тормоза и сцепления, надёжнее стали ведущие мосты, увеличили мощность двигателя до 80 л.с.

Особенности ГАЗ 69

«Фишка» автомобиля – довольно простая конструкция, благодаря чему выполнить ремонт ГАЗ 69 можно практически в каждом гараже. Все очень просто: мотор, рессоры, 2 моста и понижающая передача на «раздатке». Многие запчасти были проверены на других моделях машин.

Так как заказчиком ГАЗ 69 было Министерство обороны Советского Союза, его кузов изготавливался только в полевой версии – с брезентовой крышей. В то время выпускалось два варианта авто:

  • 4-дверный «командирский»;
  • 2-дверный «грузопассажирский», оснащенный двумя передними креслами и двумя лавками сзади.

Двигатель ГАЗ 69. Мощность двигателя данного автомобиля составляет 55 л. с., объем – 2,12, тяга при 2000 об/мин – 127 Нм. Он может развивать скорость не более 90 км/ч.

Для подключения передних ступиц используется рычаг раздаточной коробки, применять который для этой цели можно не останавливаясь и не выжимая сцепление. А вот для включения понижающей передачи, лучше остановится. Сцепление вообще неприхотливое, здесь механический привод его выключения, сцеплению раз на тысячу км. нужна смазка для рычагов и выжимного подшипника.

Устройство ГАЗ 69 имеет еще одну интересную особенность. Это отсутствие межосевого дифференциала.

Мосты и рессоры ГАЗ 69. Подвеска на продольных рессорах данного авто без проблем выдерживает не только дороги, но и любое бездорожье. Она замечательно могла бы справиться с буксировкой прицепа весом 850 кг. Однако при этом скорость составляла бы всего 40 км/ч.

Задние рессоры машины довольно жесткие благодаря большой толщине, для отсутствия скрипа их нужно смазывать специальной смазкой для рессор. Амортизаторы рычажного типа, требуют заливки жидкости каждые 6000 км.

Тормозная система ГАЗ 69. Тормозная система автомобиля состоит из 4 рабочих барабанов и 1 контура гидропривода. Усилитель отсутствует. Вал раздаточной коробки оснащен еще одним, пятым тормозным барабаном, благодаря которому возмещается недостаток надежности. Специалисты рекомендуют через 12 тыс. км пробега целиком разбирать и промывать тормозную систему.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.