Ответы на вопросы большого этнографического диктанта 2021

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Вопрос №13

В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

  • а. Племянника по отцу
  • б. Брата мужа
  • в. Брата жены
  • г. Дядю по матери

Правильный ответ: в

Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.

Какие виды якутских орнаментов бывают?

Существует много различных интерпретаций и классификаций видов орнаментов народа Якутии. Однако среди многочисленных версий выделяют геометрический вид рисунка. Как правило, в нем присутствуют различные геометрические фигуры, расставленные в определенной последовательности. При этом такие мотивы могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести умелое сочетание линий. Они могут быть длинными, короткими, одинарными и двойными.

Такие виды якутского орнамента используются при резьбе по дереву, в процессе гравировки и вышивки бисером. Примечательно, что для нанесения таких линий используется самый разнообразный материал. Например, дерево, сукно, береста, серебро, кость.

Прямые линии выполняют роль как основного, так и переходного узора. Они плавно соединяют один или несколько элементов с разным рисунком.

Символы и орнаменты

Самые распространенные якутские талисманы:

  1. Рисунок аиста — верность, надежность. Сохранял семью от измен, защищал чувства, помогал найти достойного мужа. Предназначен для женщин
  2. Женская фигура или лировидная форма — развитие, плодородие. В такой форме изготавливались серьги, которые носили девушки до замужества.
  3. Узоры геометрических фигур — природные стихии.
  4. Рыбы — богатство, благополучие.
  5. Узоры листьев березы — чистота. Такие украшения надевали невесты перед свадьбой.
  6. Украшение или рисунок в форме дерева — расцвет сил, духа.
  7. Орнамент в форме оленя или лошади — обновление, движение вперед.

Раньше такие украшения делали из разных металлов, но позже их стали изготавливать только из серебра. Амулет защищал от сглаза, происков врагов и недоброжелателей, заболеваний.

Любой из якутских орнаментов предназначен для защиты человека от сглаза, порчи, злобных духов. Чаще его наносят с помощью трафарета.

Вышивка на одежде

Якуты огромное значение уделяли своему виду. У них существует несколько традиционных костюмов на разные времена года. Чтобы показать социальный статус или защититься от злых духов, они вышивали на традиционных костюмах различные изображения, фигуры:

  1. Для женщин репродуктивного возраста было характерным наносить на одежду лировидные формы. Для мужчин, маленьких девочек и бабушек такие рисунки были запрещены и могли навредить.
  2. Ромбы — популярный защитный орнамент для мужчин, который можно встретить практически у любого охотника. Чаще наносили 5 геометрических фигур, объединенных в одну. В центре должен был находиться круг, который отождествлял женское начало. Его наличие объяснялось тем, что представители слабого и сильного пола неразделимы. Он помогал ему в его непростом ремесле, защищал от болезней, клыков и когтей хищников.
  3. Различные типы растений, выбор которых зависел от возраста человека. Например, для детей на одежду наносили ростки, юношам и девушкам — бутоны, а для взрослых — большие деревья.

Во время вышивания орнаментов, нужно учитывать одно правило. Все растения, отдельные листья, ветви должны быть направлены вверх. Если же сделать наоборот, это может привести к привлечению неудач, болезней.

Узоры

В магазинах можно найти огромное количество различных украшений. Если говорить об изделиях с якутскими символами, можно выделить несколько основных видов:

  1. Образ оленя в различных украшениях. Его называют посредником между людьми и богами. Рога символизируют небесный мир со сложной иерархией. Якутский олень отождествляет удачу, силу, стремительность.
  2. Стерхи — особый вид журавлей. Это символ удачи, поскольку встретить такую птицу в природе можно крайне редко. Они считаются проводниками между мирами. Стерхи помогают шаманам поддерживать связь с предками при проведении различных ритуалов.
  3. Чорон — специальный горшочек для распития кумыса. Украшения или статуэтки в образе этого предмета часто используются в ритуальной магии. Они символизируют небесное озеро, которое содержит большое количество духовной энергии и знаний.

По росписи украшения можно было узнать не только статус человека, но и его семейное положение. Особенно просто это читалось у девушек.

Якутские обереги известны миру многие тысячелетия. Поскольку эта народность не перестает чтить древние традиции, жить в гармонии с природой. Мастера, которые делают амулеты, продолжают выполнять свою работу, передают навыки молодым поколениям.

Современные обереги в Якутии

Многие современные якуты поддерживают обычаи предков и верят в могущество амулетов. Некоторые талисманы остались в прошлом, но и сегодня для защиты от темных сил используются такие традиционные обереги:

  • вышивка на предметах одежды;
  • звериные лапы;
  • посуда с сакральным орнаментом;
  • когти диких зверей (чаще всего – волков).

Особой популярностью у местных жителей и туристов пользуются якутские трафареты для вышивки аутентичных орнаментов из бисера и украшения-амулеты из благородных металлов. Раньше их делали преимущественно из серебра, так как считалось, что его боятся потусторонние сущности.

Сейчас широко используется золото, инкрустированное драгоценными самоцветами. Традиционные мотивы остались теми же, но изделия выполнены более филигранно и качественно.

Настоящие якутские амулеты, которые наделены магической силой, стоят дорого – несколько тысяч рублей. В сувенирных лавках продаются подделки. Их цена ниже, но они не обладают сакральным смыслом, а со временем их цвета теряют яркость.

Амулеты Якутии своеобразны. Не стоит покупать подобные вещи, не зная их значения. К примеру, бубен – атрибут шаманов. При неправильном использовании он способен навлечь на человека страшные беды. Если решитесь приобрести такой оберег, то закажите его у мастера, который хорошо разбирается в культурных традициях народов Якутии.

Виды

Якутские талисманы можно разделить на 4 условные группы:

  • детские амулеты;
  • женские обереги;
  • свадебные артефакты;
  • магические предметы для мужчин.

Они отличаются магическими свойствами, размерами, материалом, видом.

Детские

Якуты начинали оберегать детей от злых духов еще до их рождения. Особенности защиты:

  1. Рожениц охраняла богиня Айыысыт, которая отвечала за плодородие. Ее символ — шкура зайца. Из нее изготавливали своеобразную куклу, через глаза которой продевали бусы. Во время родов талисман находился рядом с роженицей. Его щедро умасливали, чтобы не возникло серьезных проблем со здоровьем матери, ребенка.
  2. Чтобы уменьшить боль у роженицы, над ее постелью развешивалось кнуты, серьги, удилища. Для оберега девушки от зла из потустороннего мира, местный шаман рисовал березовой палкой около ее кровати круг.
  3. Женщине давали палку, за которую она должна была держаться во время родов. Если рождался мальчик, в палку втыкали нож, если девочка — ножницы.
  4. До года малыши не обладали надежной защитой от зла из потустороннего мира. Их оберегали взрослые. Для этого в кроватку, где спал ребенок, по краям навешивались топорики, ножи в чехлах, медвежьи лапы, черепа соболя.
  5. Когда ребенок начинал ходить, к его одежде привязывали колокольчик, на одеяла навешивали множество маленьких металлических пластинок или монеток. Раздающийся звон распугивал злых духов.
  6. Чтобы ребенок крепко спал, ему не снились плохие сны, в подушку вшивали кроличью лапку.
  7. Когда ребенок вырастал, ему одевали серьги, изготавливали мужской оберег — лук со стрелами.

Любой человек от самого рождения и до конца жизни должен был носить с собой маленькую сумку из натуральной кожи, которая называлась Ого кута. Ее наполняли волосами владельца, 10 узлами из пуповины. Шаманы считали, что это источник жизненной силы и без нее человек быстро умрет.

Женские

Большинство талисманов использовалось для укрепления семьи, здоровья, помощи в быту, развития интуиции. Особенности амулетов в Якутии:

  1. Чтобы было проще вскармливать малыша, рекомендовалось использовать гладкий камень с дыркой по центру. Через него мама должна была сцеживать молоко.
  2. Прежде чем выйти замуж, девушка должна была сделать кнут из ивовых веток. Его украшали фигурками животных из кости, серебряными предметами. На кончике прутика закреплялся маленький колокольчик. Когда девушка находила мужа, рожала ребенка, над его кроваткой закреплялся кнут, который защищал малыша от злых сил.
  3. Если женщина отправлялась в дальний путь, ей нужно было подготовиться к дороге. Для этого требовалось сделать защитный амулет из шерсти медведя. Внешне он напоминал кисточку. Украшение подвешивали на плотный шнурок, который одевали поверх шеи лошади. Он помогал очистить дорогу от злобных духов, найти путь домой в случае необходимости.
  4. Девушки надевали много украшений — серьги, кольца, браслеты. Во время ходьбы они издавали металлический звон, который распугивал темных духов.

На национальную шляпу прицепляли серебряную плашку, которая отражала солнечный свет в разные стороны. Он помогал защититься от зла, осветить путь во тьме.

Свадебные

Свадьба в Якутии не просто праздник

Этому дню уделялось особое внимание с точки зрения традиций. Люди верили, что во время первой брачной ночи девушки наиболее уязвимы перед злыми духами

Поэтому для защиты нужны были различные обереги, которые входили в свадебный наряд:

  • шляпка внешне напоминала шлем древних воинов;
  • массивные кольца, серьги;
  • корсет из металла;
  • металлические браслеты на ноги, руки.

Общий вес такого наряда мог достигать 50 кг. Начинать его сбор родители должны с самого рождения дочери.

Мужские

Мужчины в Якутии практически не надевали украшений. Связано это было с тем, что большинство из них были охотниками, и лишние звуки, отражающиеся блики света могли спугнуть добычу. По древним поверьям, силы и умения убитого животного переходили к охотнику. Особенности мужских амулетов:

  1. Животные талисманы нужны были для помощи охотнику в нахождении зверя.
  2. Мех медведя, волка использовали, чтобы защититься от болезней, сглаза, порчи.
  3. Также в Якутии было популярно ожерелье из носов. Охотники верили, что в этой части зверя живет его душа. Мужчины собирали носы маленьких зверьков в одно ожерелье, которое всегда носили с собой на охоту. Оно приносило удачу, защищало от нечисти.
  4. Чтобы охота закончилась хорошо, с собой брали рога или челюсти оленя.

При этом на ней должны были видны глаза, нос, рот, уши. Чтобы камень жил, его регулярно должна касаться любимая девушка. Нельзя носить сату нагим. Он должен быть завернут в шкуру убитого животного так, чтобы мех согревал его. С помощью артефакта якутский шаманы изменяли погоду, лечили заболевания, изгоняли демонов.

Почему именно эти животные попали на герб

Нетрудно догадаться, почему бабр или тигр попал на герб Иркутска. Огромный (самый крупный в семействе кошачьих) зверь с очень неуживчивым характером, способный одним ударом сломать шею крупному, здоровому быку, он произвел неизгладимое впечатление на первых поселенцев. Даже местные жители – буряты – старались не связываться лишний раз с тигром, хотя прославились, как прекрасные охотники. Ну, а во многих пересказах и запутанных письмах, отправленных в столицу, тигр и вовсе представлялся чем-то страшным. Ну а раз такая диковинка водится в окрестностях Иркутска, то почему бы не украсить подобным зверем герб?

Со вторым, красным, которого бабр тащит в зубах, все значительно проще. Красный зверек на гербе Иркутска — это обычный соболь. На протяжении многих веков одним из главных продуктов экспорта из России в другие страны Европы составляла именно пушнина. Высоко ценилась белка, лисица, бобр, заяц, горностай. Но самым желанным товаром для всех купцов был именно соболь. Ну, а в Сибири он водился в изобилии. Опытные охотники из казаков успешно били его в огромном количестве. Да и местные жители с удовольствием выменивали легко добываемую шкурку на дефицитные товары: порох, ткань, железные ножи (до прихода русских в эти земли охотники ходили на зверя с каменными или костяными инструментами), иголки и другие.

Поэтому соболь стал одной из главных статей доходов Иркутска. Прав был Ломоносов – богатство России действительно прирастало Сибирью. И появление соболя на гербе также вполне оправданно.

Вопрос №7

В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

  • а. Хомут, в который запрягают лошадь
  • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
  • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
  • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Правильный ответ: г

Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

Вопрос №8

Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

  • а. Шашка
  • б. Черкеска
  • в. Папаха
  • г. Пояс

Правильный ответ: а

Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.

Немного из истории орнамента

Данный вид искусства имеет долгую историю, уходящую своими корнями в далекие времена. Однако из-за определенной путаницы в общем понятии народного орнамента, искусство рукоделия Якутии долгое время оставалось незаметным. Его не выделяли как отдельный вид народного творчества, напрасно приобщая к народному орнаменту в целом. И, конечно, никто не пытался его изучить и расшифровать. Впервые значение якутского орнамента попыталась выяснить народный якутский живописец М. М. Носов.

Художник одним из первых обобщил и выделил несколько классификаций данного рисунка. Согласно его наблюдениям, используемый материал можно разделять по ряду признаков. К примеру, он выделил определенную хронологическую последовательность.

В исследуемых образцах присутствовали орнаменты, характерные для доисторической эпохи (древние якутские орнаменты), элементы религиозного характера, изображения общественного значения (экипажи, упряжь). Рисунки присутствовали не только на нательных украшениях, но и предметах быта, посуде, мебели.

Более того, якутский орнамент, присутствующий на исследуемых предметах, наносился совершенно разными способами. Например, это была ковка по металлу, чеканка, гравировка, вышивка и т. д.

Вопрос №10

Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?

  • а. Сахалин
  • б. Медный
  • в. Шикотан
  • г. Земля Санникова

Правильный ответ: а

В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.

Вопрос №11

Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?

  • а. Нганасаны
  • б. Шапсуги
  • в.  Абазины
  • г. Ижорцы

Правильный ответ: а

Вопрос №12

Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.

Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?

  • а. Пянсе
  • б. Юкола
  • в. Тала
  • г. Чак-чак

Правильный ответ: а

Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.

Обновление герба

В середине XIX века производилась полномасштабная реформа имперской геральдической системы. Обновленные гербы утверждались императором Александром II. Однако на каком-то этапе была допущена нелепая ошибка. В отдельно изданном сборнике с описаниями составители указали, что на гербе Иркутска располагается не бабр, а бобр с красными глазами, в пасти которого — червленый соболь.

Нужно сказать, что художники, конечно, не стали рисовать бобра с пушным зверьком в зубах. Впрочем, действовать согласно указу они, все же, должны были, поэтому хвост бабра увеличился, а задние лапы стали перепончатыми. Именно поэтому он выглядит как некое мифическое существо, возможно, отдаленно напоминающее барса, но не имеющее ничего общего с тигром. Первым ошибку заметил уже ранее упомянутый Владимир Даль, написавший, что на эмблеме Иркутска бабр переделан в бобра, хотя таких животных в том регионе не водится.

Кроме того, из-за реформы на герб добавили специальное украшение. Оно выглядело как обрамление в форме позолоченных листьев дуба, скрепленных Андреевской лентой. В верхней же части располагалась корона. В подобном виде герб применяли в качестве символа как Иркутска, так и соответствующей губернии, а впоследствии области. Широко известны почтовые карточки и открытки города с бабром на гербе, а также его изображение на памятнике императору Александру III и во многих печатных исторических источниках.

Вопрос №15

Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?

  • а. Направление в современном искусстве
  • б. Религиозное течение
  • в. Экологическое движение
  • г. Государственная национальная политика

Правильный ответ: а

Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.

Олёкминск — «Дорога жизни»

Посёлок Олёкминск крупнее иных городов: здесь, на берегу Лены, проживает почти 10 000 человек. Рядом множество мелких деревень и сёл, но их объединяет общая проблема — отсутствие дороги до столицы. Сама дорога (или, скорее, направление) существует, однако безопасная навигация по этим местам возможна лишь несколько месяцев в году. Этой зимой несколько десятков машин угодили в ловушку из-за сильной метели. Застряв примерно на полпути между посёлком и столицей, лишь чудом никто не погиб. Баки автомобилей быстро пустели, а без отопления в такую погоду не выжить. На помощь отправили специальную технику, но пробраться через сугробы удалось лишь к утру следующего дня.

Наше путешествие завершается, и Якутия прощается с тобой, не закрывая двери на замок. Это был довольно грубый или широкий исторический, социальный и культурный срез огромной республики. На таких просторах каждый cможет найти нечто позитивное, почти чудесное или, наоборот, негативное, граничащее с ужасным.

Особенности амулетов

Якуты — народ, который живет в полной гармонии с природой, ценит каждое растение, зверя. Поскольку они очень зависят от стихии, большинство заговоров, амулетов связаны с этими силами.

Классический якутский талисман может изготавливаться из разных природных материалов:

  • клыков, шкуры, костей животных;
  • природных минералов;
  • серебра;
  • разных пород дерева;
  • нитей, бисера.

Природная стихия наделяла якутские амулеты огромной мощью. Они надежно защищали владельца от воздействия темной энергетики, сглазов, порчи, даровали ему силу предков.

Еще одна особенность якутских оберегов заключается в их расположении. Их подшивали в национальные костюмы в районах главных чакр:

  • сердце, пояс;
  • верхняя часть ног;
  • позвоночник;
  • лобная часть головы;
  • солнечное сплетение.

В этих местах находятся основные источники жизненной энергии человека.

Вопрос №17

Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?

  • а. Вольную борьбу
  • б. Эпические песни
  • в. Народные танцы
  • г. Карельскую письменность

Правильный ответ: б

Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» — карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»)

Вопрос №18

В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?

  • а. 22
  • б. 3
  • в. 9
  • г. 4

Правильный ответ: в

В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей

Флаг Республики Саха (Якутия)

Республика Саха является одной из самых крупных территориально-административных единиц, но при этом здесь самая низкая плотность населения на квадратный километр. Населенные пункты, даже города, не являются многонаселенными.

Республика, как территориальная единица, появилась на административной карте в апреле 1922 г. на территории бывшего Якутского уезда, основанного еще в середине XVII века.

Флаг Якутской Автономной Советской Социалистической Республики

Бурное развитие экономики региона происходило в 1920-е гг., и связано с разработкой золотоносных месторождений, что обеспечило приток населения в регион. В то же время развивалась и сфера судостроения. В регионе на высоком уровне развита сфера туризма, особенно лыжные маршруты, катание на снегоходах, сноубордах. Но основной статьей дохода остается перерабатывающая и добывающая промышленность.

Конституция республики была принята 27 апреля 1992 г., что считается государственным праздником республики. Тогда же был утвержден ее флаг.

История флага республики

Довольно долгое время республика существовала, не имея собственной символики – флага. Первый флаг республики появился в 1954 г. Он представлял собой полотнище красного цвета, ближе к древку было ярко-голубое полотнище, что символизировало собой безоблачное мирное небо над Якутией.

На красной части флага, ближе к голубому полотнищу, располагался государственный герб СССР желтого цвета и пятиконечная звезда, указывающая на социалистическую направленность.

1954-1978 гг.

Символика указывала на административно-территориальную принадлежность республики, под ним находилось цвет в названии региона такого же цвета название – Саха Якутская АССР. В таком виде флаг просуществовал вплоть до 1978 г.

1978-1982 гг.

В 1978 г. знамя снова претерпело не значительные изменения. Теперь название республики было написано в два ряда, а аббревиатура АССР большими буквами параллельно ему.

1982-1991 гг.

Новые изменения произошли в 1982 г. Название снова было изменено – Якутская АССР, а под ним – Саха АССР. В таком виде знамя просуществовало до 1991 г.

Современный флаг

Современный флаг этого региона появился осенью 1992 года. И его внешний вид был внесен в законодательные акты. Нынешнее знамя края является полотном, разделенным на четыре полоски разного размера.

На голубом полотнище изображен белый круг.

  • Голубое полотнище символизирует строгую красоту края и благородные помыслы его жителей.
  • Белый круг – символ холодного солнца, которому некогда поклонялись местные жители.
  • Зеленая полоса символизирует собой короткое лето в этом регионе.
  • Красная – символика, относящаяся к связи поколениям, память о предках современных якутов.

Ареал распространения

Нельзя забывать, что народы Якутии произошли от кочевников, но согласно легенде однажды нашли долину, идеальную для проживания, названную Туймаада. Сегодня в центре нее расположилась столица республики — Якутск. Большая численность якутов наблюдается в Иркутской, Красноярской и Хабаровской областях Российской Федерации, но конечно же наибольшее количество можно встретить в месте их давнего обитания, — ныне Республика Саха.

Слова «якуты» и «саха» по одной из версий восходит к одному общему, более раннему понятию, которое получило распространение как самоназвание. С другой стороны, предполагается, что первым называли народ другие этногруппы, а Саха — они сами.

Установив центр в месте теперешнего пребывания, на протяжении истории якуты продолжали увеличивать ареал обитания. Двигаясь к востоку Сибири, они осваивали и совершенствовали оленеводство, вырабатывали свои техники упряжки. В итоге, им удалось укорениться и в тех краях.

2. История

2.1. Герб Якутской области

Герб Якутской области Российской империи — первый в истории Якутии — был утверждён императором Александром II 5 июля 1878 года. Официальное описание герба выглядело следующим образом: «В серебряном щите чёрный орел, держащий в когтях червлёного соболя. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровской лентою».

  • Официальный герб области (изд. МВД, 1880)

  • Неофициальный герб области (изд. Сукачова, 1878)

  • Современный рисунок герба области (2000-е)

  • Современный рисунок герба области (2000-е)

  • Герб области с оф.описанием (П. Винклер, 1899)

2.2. Герб Якутской АССР

Герб ЯАССР

Герб Якутской АССР был учреждён в 1922 году. Своим внешний видом он напоминал герб РСФСР, но дополнялся якутскими надписями, девизом: «БАРЫ ДОЙДУЛАР ПРОЛЕТАРИЙДАРА ХОЛБОhУИ!», а также название республики на якутском и русском языках.

По Конституции, принятой 8-й внеочередной сессией Верховного Совета ЯАССР 31 мая 1978 года, в верхней части герба была добавлена красная звезда с золотой каймой, а надпись, как и на флаге ЯАССР, стала выполняться в две строки, русский текст стал помещаться вверху.

27 сентября 1990 года якутские парламентарии приняли Декларацию независимости республики, ввиду чего на её гербе некоторое время использовалась аббревиатура «ССР» вместо «АССР».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.